Вишера, Ниолс, Мойва, Велс, Посьмак, Чурол, Улс,

М29. Березовая, Колва и Вишера
М30. Вишерка, Молва и Вишера

Вверх   M17. Вишера
: от истока до г. Красновишерск, 373 км (слияние Мал. и Бол. Вишеры - устье р. Ниолс, 17 км - устье р. Лопья, 14 км - устье р. Мойва, 17 км - устье р. Лыпья, 37 км - устье р. Велс, 87 км - устье р. Улс, 49 км - пос. Вая, 9 км - с. Акчим, 45 км - с. Мал. Бугор, 41 км - г. Красновишерск, 57 км). II кс.
Схема 3.

Вишера - левый приток Камы. Течет по СВ Пермской обл. (на границе с Коми АССР и Свердловской обл.) на Ю, ЮЗ и З. Длина реки 493 км. Площадь водосбора более 31200 кв. км. Основные притоки: Ниолс, Мойва, Велс, Улс, Язьва (л); Лопья, Лыпья, Вая, Колва (п). Левые притоки Вишеры стекают с западных склонов Главного Уральского хребта.
Вишера - одна из наиболее живописных рек Урала - имеет преимущественно характер быстрой горной реки, текущей в узкой долине. Отличается высокими берегами, чистой водой, малой населенностью.
На всем течении весьма извилистой реки в русле и по берегам скалы и камни, много перекатов. Для Вишеры характерны весеннее половодье, дождевые паводки и низкая летняя межень. Замерзает река в октябре-начале ноября, вскрывается в конце апреля. Половодье с первых чисел мая по 15 - 20 июня. Средняя скорость течения в это время 8 - 10 км/час, в малую воду - не больше 3 - 4 км/час.
Вишера от истока до пос. Усть-Улс (п) - бурная горная река с большим количеством перекатов. Ширина реки здесь до 70 м.
Оба истока Вишеры всегда покрыты льдом и снегом. Правый исток - Мал. Вишера - берет начало на хребте Яны-Емты, левый - Вол. Вишера - с отрогов Поримонгит-Ур, одной из вершин Поясного Урала, на самой границе Коми АССР, Свердловской и Пермской обл. Истоки разделены Вишерским Камнем и сливаются у северного подножия горы Армии.
Здесь река очень мелкая, сильно петляет, но, приняв слева два рукава речки Ниолс и справа Лопью, становится пригодной для сплава на плотах. На байдарках и надувных лодках можно начать сплав и выше.
Сред. Вишера - от Усть-Улса до устья р. Колва: много перекатов, но много и плесов. Скорость течения снижается до 3,6 км/час, а ширина доходит до 150 м. Долина реки значительно расширяется, но еще много береговых скал.
Ниж. Вишера (от впадения Колвы до впадения Вишеры в Каму) - равнинная река, разливается местами до 900 м. Пассажирское сообщение - от Красновишерска.
Все подходы к Вишере идут через Уральский хребет из Азии в Европу, из Свердловской обл. в Пермскую. Сплавляться можно на деревянных и камерных плотах, надувных резиновых лодках и байдарках.
Учитывая протяженные подходы по горно-таежной местности, предпочтительнее легкие байдарки или надувные лодки. Лучшее время для путешествия - с июля по сентябрь.
В июне реки Вишерского бассейна наиболее полноводны, скорость течения в верховьях достигает 4-4,5 км/час.
Транспорт и подходы. Поезд до ст. Ивдель или Полуночное ж.-д. линии Серов - Полуночное. Город в 4 км от станции: г. Ивдель - пос. Вижай - автобус, 71 км, или ст. Полуночное - пос. Вижай - автобус, 51 км; пос. Вижай - пос. Ушма - попутная автомашина, 56 км (30 км - лесная дорога, 26 км - хорошая лежневка); пос. Ушма расположен в устье Ушмы, притока Лозьвы (в поселке есть магазин). Пос. Велс на Вишере - попутная автомашина до пос. Вая, 37 км, далее автобус до Красновишерска, 97 км, или рейсовый самолет до Перми. Пристань находится в 2 км ниже Красновишерска. Теплоходы идут в Пермь. Есть и авиарейс до Перми.
Пос. Ушма - перевал Чистоп; лесовозная дорога, 5 км, далее плохая дорога, 3 км, далее тропа, 17 км. Перевал Чистоп: 10 км по еловой тайге (азимут 245'), далее еще 10 км до истоков р. Ушма -(азимут 255'). От верховья р. Ушма до р. Вишера 12 км.

Вверх   М18. Ниолс и Вишера: от р. Ниолс до г. Красновишерск, 373 км (р. Ниолс, 17 км - р. Вишера: от устья р. Ниолс до г. Красновишерск, 356 км), II кс.
Схема 3.

Ниолс - первый от истоков крупный левый приток Вишеры. Длина 33 км. Горная река с перепадом 80 м. В верховьях река относительно спокойная, с небольшими перекатами. В среднем и нижнем течении русло загромождено камнями, часты перекаты, пороги, мели. Сплав по Ниолсу возможен только на мелкосидящих судах. Плоты же можно строить только в устье.
Небольшие притоки Ниолса, как правило, стекают с крутых склонов и образуют живописные водопады. Большая Мойва (бобровая река) - третий от истока крупный левый приток Вишеры. Длина 63 км. Река со стремительным течением, сплошными перекатами и труднопроходимыми шиверами и порогами. Притоки: Мал.Мойва, Молебная (п). В верховьях Бол. Мойва сжата скалами Тулымского хребта и горы Ишерим, русло загромождено камнями.
По Ниолсу предстоит короткий, но тяжелый сплав по непрерывным перекатам, мелям и порогам. Легче идти на надувных судах. Дальнейший путь - по Вишере.
Байдарочники могут подняться от Вижая вверх по р. Лозьва (7 км). Берега обрывистые, поросшие кустарником, много перекатов. Двигаться приходится против быстрого течения, с проводкой на бечеве по мелкому каменистому руслу. Далее подниматься по правому притоку Северная Тошемка до слияния Бол. и Мал. Тошемки (57 км), затем по Бол. Тошемке, текущей (слева по ходу) с 3 (32 км). (Мал. Тошемка течет с СЗ).
Характер берегов и условия движения примерно те же, что и на Лозьве. От поворота Бол. Тошемки на ЮЗ, с открытой лужайки на правом по ходу берегу (через 90 км подъема от Вижая), волок протяженностью 14 км в левый приток Вишеры - Ниолс. Первые 2 км тропа идет вдоль левого берега, затем поворачивает на СЗ до болота, из которого вытекает приток Ниолса (около 4 км). Далее около 4 км по тропе по правому берегу ручья до Ниолса.
В зависимости от уровня воды можно сократить протяженность волока, поднявшись выше по Бол. Тошемке и дальше по этому притоку на СЗ до волока. Волок - по тропе (около 4 км) на 3 через болото к левому притоку Ниолса, где можно спустить байдарки на воду.
Для сплавляющихся на плотах или надувных лодках предстоит пеший путь от пос. Вижай (59 км).
Транспорт и подходы. До пос. Вижай и от р. Вишера транспорт по М17.

Вверх   М19. Большая Мойва и Вишера: от устья р. Мал. Мойва до г. Красновишерск, 364 км (р. Бол. Мойва: устье р. Мал. Мойва* - устье, 39 км; р. Вишера: р. Бол.Мойва - г. Красновишерск, 325 км). II кс.
Схема 3.

Вначале река течет на ЮЗ, затем, огибая гору Пу-Тумп, постепенно поворачивает на 3, принимая слева два притока, и устремляется на С. Приняв Мал. Мойву, Бол. Мойва становится полноводной, течение убыстряется, отдельные выступающие из-под воды камни проходить легко.
После впадения справа р. Молебная часто попадаются острова. Бол. Мойва течет на C3 и впадает в Вишеру двумя рукавами. Сильная струя правого рукава выносит на большой вишерский перекат. Дальнейший путь по Вишере.
После впадения р. Мал. Мойва возможен сплав на надувной лодке, байдарке или небольшом плоту.
Транспорт и подходы. До пос. Вижай транспорт по Вишере; пос. Вижай - попутная автомашина до устья р. Тохта, 33 км.
Пешком: р. Тохта - р. Мойва, 44 км. От пос. Вижай к пос. лесорубов Тохта на берегу речки Яхтелья, притока Вижая, едут на попутной автомашине. Попутным транспортом можно добраться по лесовозной дороге и дальше - к устью р. Тохта. От устья Тохты на 3 проложена тропа.

Вверх   М20. Велс и Вишера: от устья р. Бол. Мартайка до г. Красновишерск, 271 км (р. Велс, 70 км; р. Вишера от, устья р. Велс до г. Красновишерск, 201 км). II кс.
Схема 3.

Велс - левый приток Вишеры - берет начало на восточном склоне горы Ишерим. Огибая гору Мартай, Велс образует 20-километровую излучину и принимает крупный приток Бол. Мартайка (л). Река течет по Пермской обл. вначале на Ю, а после впадения р. Чурол поворачивает на 3. Длина реки 113 км, ширина доходит до 80 - 100 м. Течение быстрое, много островов, перекатов, живописных скал по берегам.
В среднюю и большую воду по Велсу можно начать сплав на байдарках и небольших плотах от устья Бол. Мартайки. Река имеет горный характер, течение очень быстрое. Русло часто круто меняет направление, образуя прижимы, но берега в основном низкие. После впадения р. Посьмак (л) по берегам Велса появляются высокие живописные скалы. Один за другим следуют семь больших островов, шесть из которых лучше обходить слева, а последний - справа. За островами на правом берегу избушка. В русле начинают попадаться камни, образующие буруны и валы. Встречающиеся ниже острова проходим слева.
Через 21 км в Велс впадает р. Чурол (л). Напротив ее устья также высокие скалы. На реке ниже ряд мелких островов. При малой воде проходы лучше предварительно разведать.
До устья Велса теперь часты острова, река становится значительно полноводнее, проходы у островов хорошо просматриваются. Через 4 км после большого острова в Велс впадает ручей Рябой, а еще через 2,5 км р. Широкая. На правом берегу остатки старой узкоколейной железной дороги. После устья Широкой река разливается до 60-70 м и становится спокойнее.
Ниже впадения Широкой она принимает Бол.Шудью, а через 12 км Велс впадает в Вишеру. На правом берегу пос. Велс.
Транспорт и подходы. До пос. Вижай транспорт по М17. От пос. Вижай до устья р. Тохта - попутная автомашина, 33 км. Пешком от устья р. Тохта до р.Велс - 31 км.

Вверх   М21. Посьмак, Велс и Вишера: от хребта Хоза-Тумп до г. Красновишерск, 275 км (р. Посьмак, 23 км; р. Велс: от устья р. Посьмак, 51 км; р. Вишера: от устья р. Велс, 201 км).
Схема 3.

Посьмак - левый приток Велса. Длина 41 км. Начинается в северных отрогах хребта Хоза-Тумп. В верховьях течение очень быстрое, ширина 10 - 20м. В Посьмак впадает множество ручьев и речек. Перекаты и камни есть по всей реке. Левый берег реки высокий, иногда скалы обрываются прямо к воде, правый берег низкий, луговой.
По р. Посьмак можно сплавляться на байдарках от хребта Хоза-Тумп до впадения в Велс. Посьмак берет начало в долине, пролегающей между хребтом Хоза-Тумп и горой Мартай. Быстрое течение, частые завалы, требующие обносов и работы топорами. После впадения Мал. Посьмака воды становится больше и плыть легче.
Ближе к Велсу по берегам Посьмака нередки скалы и теснины, река становится бурной. В русле встречаются обломки скал, затрудняющие плавание на байдарках. Высокие скалы, возвышающиеся над рекой, отступают после впадения Посьмака в Велс. Ниже продолжаем плыть по Велсу и Вишере.
Транспорт и подходы. Полуночное (почта, магазин) - конечная станция ж.-д. ветки Серов - Полуночное. Пос. Полуночное - бывший пос. Крутой - на попутной машине по лесовозной дороге, 54 км.
Дальше пешком, 39 км: из Крутого вдоль правого берега р. Ивдель уходит тропа на 3. Долина реки резко сужается, образуя Ивдельские ворота. Река разрезает горы на два хребта Кент-Ньер (с С) и Тары-Ньер (с Ю). Тропа выходит к р. Мал. Ивдель, после чего петляет среди скал и постепенно поднимается на хребет Хоза-Тумп, по которому проходит граница Пермской и Свердловской обл. В горах кедровая тайга сменяется смешанным лесом, а на вершинах растет только мох. С хребта открывается панорама Уральских гор. С вершины спускаются на 3 (малозаметная тропа уходит на Ю) и черен 4 км выходят на р. Посьмак.

Вверх   М22. Чурол, Велс и Вишера: от устья Правой Рассохи до г. Красновишерск, 248 км (р. Чурол, 17 км; р. Велс: от устья р. Чурол, 30 км; р. Вишера: от устья р. Велс, 201 км). II кс.
Схема 3.

Чурол - второй от истоков крупный левый приток Велса. Длина 32 км. Река имеет значительную скорость течения - сплошная шивера почти до устья. Ширина 20 - 25 м. Крупный приток - Правая Рассоха.
В среднюю воду на Чуроле можно начать сплав на байдарках по Правой Рассохе до ее слияния с Чуролом. На плотах можно сплавляться только от слияния Правой Рассохи с Чуролом. Река Чурол имеет значительную скорость течения, ширина 20 - 25 м. Она представляет собой сплошной перекат (шиверу) почти до впадения в Велс. В русле часты камни и упавшие деревья, но резких поворотов нет, поэтому возможен сплав с шестами. Сухостой для плота можно найти в устье Правой Рассохи. Берега реки сухие, по берегам много кедров. Продолжение сплава по Велсу и Вишере.
Транспорт и подходы. Ст. Ивдель ж.-д. линии Серов - Полуночное. Город Ивдель в 4 км от станции. Дальнейший путь - подъем на веслах и проводка байдарок на бечеве по р. Ивдель, 53 км, по ее правому притоку Тальтия, 77 км. Дальше после поворота реки с СВ на ЮВ (по течению) - волок через пологий перевал Главного Уральского хребта к верховьям Чурола, 11 км, и далее вдоль Чурола в зависимости от уровня воды еще 7 - 13 км до притока Чурола - Правой Рассохи.

Вверх   М23. Кутим, Улс, Вишера: от пос. Кутим до г. Красновишерск, 209 км (р. Кутим: от пос. Кутим до устья, 8 км; р. Улс: от устья р. Кутим до устья, 49 км; р. Вишера: от устья р. Улс до г. Красновишерск, 152 км. II кс.
Схема 3.

Кутим - правый приток Улса. Длина 67 км. Характер реки такой же, как у Улса. Течет на ЮЗ. Основной приток - Бол. Сурья впадает в Кутим слева.
Улс - крупный левый приток Вишеры. Длина 123 км. Улс - горная река с быстрым течением, каменистым дном и частыми перепадами. Основные притоки: Пеля (л); Кутим, Бол. Лямпа (п). Направление течения - СЗ.
Сплав по Кутиму на небольших и легких лодках или плотах возможен в среднюю и большую воду. Сплав на плотах нелегок, особенно в среднюю воду. Воды в реке мало, дно каменистое, много островов и проток с быстрым течением и подводными камнями. У впадения Кутима в Улс струя сильно бьет в правый берег. Идти надо ближе к левому берегу.
Улс несколько полноводнее Кутима, но также изобилует мелями и каменистыми шиверами. В некоторых местах река разбивается на 4 - 5 мелких рукавов. Для плотов представляет сложность быстрая узкая шивера в 6 - 7 км ниже устья Кутима; на протяжении 350 - 400 м в русле крупные подводные и надводные камни. Ниже река спокойнее. В 12 км от бывшего поселка Двадцатка расположен пос. лесорубов Золотанка (магазин, почта, столовая). Ниже Золотанки долина Улса расширяется, и через 13 км Улс впадает в Вишеру. Дальше сплав по Вишере.
Транспорт и подходы. Ст. Североуральск на ж.-д. ветке Серов - Североуральск, далее автобусом до пос. Калья, 12 км, от Кальи попутной автомашиной до устья р. Крив-Сосьвинский на р. Сосьва, 37 км.
Перейдя Сосьву по каменистому броду, выходим на дорогу, ведущую к пос. Сольва, 11 км. Пос. Сольва - бывший прииск. Отсюда можно подняться на вершину Денежкина Камня (15 км). Денежкин Камень находится на территории заповедника.
Из Сольвы тропа ведет на СЗ через брод (р. Сольва) и лес. Небольшим подъемом приходим к перевалу восточного склона Уральских гор на 3. Здесь, на границе Европы и Азии, стоит охотничья изба.
От перевала тропа идет на 3 к р. Кутим. Путь лежит вдоль ее левого берега вниз по течению к бывшему поселку Кутим (л). Рядом с поселком развалины Кутимского чугунолитейного завода. Старая дорога, по которой когда-то вывозили чугун к Вишере, идет от поселка до устья р. Кутим (3 км).

Вверх   М24. Язьва и Вишера: от истока до с. Рябинино, 236 км (р. Язьва, 181 км: слияние Северной и Полуденной Язьвы - устье р. Молмыс, 43 км - с. Антипино, 23 км - с. Палево, 33 км - устье р. Глухая Вильва, 35 км - с. Ниж. Язьва, 24 км - устье, 23 км; р. Вишера: с. Усть-Язьва - с. Рябинино, 55 км). II кс.
Схема 3.

Язьва - большой левый приток Вишеры. Длина реки 271 км. Протекает на Ю Красновишерского района Пермской обл., течет на 3 и C3 и впадает в Вишеру ниже Красновишерска. Основные притоки: Молмыс, Мель, Глухая Вильва, Колынва (л); Колчим (п).
Сплав возможен до д. Федорцево в 3 км от с. Усть-Язьва и ниже, после обноса запани, до устья, далее по Вишере. Время половодья май - июнь, весной река бурная, летом сильно мелеет, много перекатов и камней, может потребоваться проводка байдарок. Крупных порогов и завалов на реке нет, дно каменистое, ширина
50 - 80 м. До пос. Северный Колчим берега заросли тайгой, есть и скалы. Ниже по берегам часты селения, встречаются пойменные леса, скалы, особенно у Усть-Осиновки, а также пещеры. Берега покрыты кустарником, черемухой, рябиной, калиной, сосновыми борами. Дно реки песчаное, встречаются галечники. После паводка на реке идет сплав леса до сентября, есть запани - Грязнухинская, Котымышская, Федорцевская (ее длина иногда превышает 10 км).
Транспорт: пос. Вая - самолет из Перми или автобус из Соликамска, 213 км, или теплоход до Красновишерска (от Перми или Соликамска), далее автобус, 103 км.
Затем катером или попутной автомашиной до пос. Золотанка, 29 км (через пос. Усть-Улс). Селения Северный Колчим, Антипино, Верх. Язьва, Палево, Ниж. Язьва - автобус до Красновишерска, соответственно 67, 53, 45, 31 и 23 км. От с. Ниж. Язьва - автобус до Соликамска, 82 км. От с. Усть-Язьва - теплоход "Заря" до Соликамска; пос. Пепел - автобус из Красновишерска, 40 км, далее на лесовозных машинах до устья р. Кабакайка, около 40 км (от дороги до реки 800 м).
Подходы: пос. Золотанка - д: Двадцатка - хребет Кваркуш - слияние Северной и Полуденной Язьвы, 61 км.

Вверх   М25. Молмыс, Язьва и Вишера: от истока до с. Рябинино, 317 км (р. Молмыс: исток* - устье, 124 км; р. Язьва, 138 км: р. Молмыс - устье р. Глухая Вильва, 91 км - устье, 47 км; р. Вишера: с. Усть-Язьва - с. Рябинино, 55 км). II кс.
Схема 3.

Молмыс - левый приток Язьвы. Образуется из слияния Западного и Восточного Молмыса. Начало обе реки берут близ истоков Северной и Полуденной Язьвы, около Главного Уральского хребта, в средней части хребта Кваркуш. Длина реки 149 км. На всем протяжении река течет в узкой лесистой долине на юго-восточной части Красновишерского района Пермской обл. Дно реки каменистое, но скалистых выходов по берегам мало. По всей горной части в русле много камней с крутыми сливами, которые сильно затрудняют движение в низкую воду.
После слияния западного и восточного истоков Молмыс в малую воду почти непроходим. Лучше пройти 6-10 км до впадения левых притоков. Здесь река становится глубже, ширина 15 - 25 м. В русле много камней и сливов, камни попадаются через каждые 10 - 20 м.
Через 60 км от слияния истоков в Молмыс вливается значительный приток Бурнима (л). Здесь, в устье, хорошая стоянка. Ниже в русле по-прежнему много камней, часты перекаты и пороги. Река меняет направление с ЮЗ на СЗ. На правобережье к воде спускаются небольшие скалы. Река сильно петляет. Постепенно камней в русле становится меньше, плыть легче. На правом берегу видна скала Жиголан высотой 50 м, после которой река разливается длинным плесом, расширяясь до 50 м, а затем вновь сужается перед последними камнями. Преодолев их, Молмыс снова становится широким, чаще попадаются острова. Впереди видны скалы. Двигаясь вдоль правого берега, вскоре подходим к избе пастухов. Несколько ниже притока Бол. Сырья воды Молмыса исчезают в известковых скалах. Здесь можно плыть только при большой воде.
В малую воду идут 9 км пешком по сухому руслу. Недалеко от моста река с шумом стремительно вырывается на поверхность. Сильное течение не позволяет перейти вброд. Через 15 км она впадает в Язьву.
Транспорт и подходы. До пос. Вая транспорт описан в М24 (Язьва-Вишера). От пос. Золотанка нужно идти так же, как к началу сплава по р. Язьва, до горы Гребешок.
Для того чтобы выйти к Молмысу, следует оставить тропу у горы Гребешок, ведущую в долину р. Полуденная Язьва, и продолжить путь вдоль скалистого гребня (по его западному склону). Преодолев подъем, спускаемся вдоль гребня на Ю в седловину между двумя вершинами. Отсюда видна долина Западного Молмыса.
По восточному склону отрога идем к реке. Тундра переходит в альпийские луга, затем в смешанный лес. Спуск занимает около часа. Вдоль берега или по реке идем до места слияния Западного и Восточного Молмыса. Протяженность перехода от пос. Золотанка до начала сплава - около 63 км.

Вверх   М26. Глухая Вильва, Язьва и Вишера: от устья р. Бол. Сурмог до с. Рябинино, 223 км (р. Глухая Сильва, 121. км: р. Бол. Сурмог - пос. Сим, 37 км - устье, 84 км; р. Язьва: р. Глухая Вильва - устье, 47 км; р. Вишера: р. Язьва - с. Рябинино, 55 км). II кс.
Схема 3.

Глухая Вильва - левый приток Язьвы. Длина 79 км. Течет по Соликамскому и Красновишерскому районам Пермской обл. на С и СЗ, впадая в Язьву в нижнем течении.
Берега реки высокие и низкие, заросшие кустарником и лесом. От пос. Сим река течет среди болот, на пойме много стариц и озер. Как и Язьва, Глухая Вильва - река сплавная, лес сплавляют с июня до сентября.
Русло разнообразное: каменистое, галечниковое и песчаное. Встречается много песчаных берегов. Летом сплавщики делают на реке так называемые перетяги, у которых скапливается лес, Здесь потребуются обносы. Ниже пос. Сим на реке лишь одно селение Мысья, где летом живут сплавщики. От устья путешествие продолжаем по Язьве.
Транспорт: пос. Сурмог и пос. Сим - самолет или автобус из г. Соликамск, 37 и 45 км.

Вверх   М27. Нел, Колынва, Язьва, Вишера: от с. Чигироб до с. Рябинино, 118 км (р. Нел: с. Чигироб - устье, 10 км; р. Колынва: р. Нел - устье, 30 км; р. Язьва: р. Колынва - устье, 23 км; р. Вишера: р. Язьва - с. Рябинино, 55 км).
Схема 3.

Река Нел от с. Чигироб небольшая, глубокая, течет среди болот и соснового леса. В полукилометре ниже устья Нела в Колынву впадает ручей Исток. Поднявшись по нему на 5 км (ручей медленно течет среди болот в очень извилистом русле), можно попасть в озеро Нюхти, расположенное в заболоченной впадине между Колынвой и Язьвой (площадь озера 630 га, длина более 3 км, ширина 2,5 км, средняя глубина 2 м, но местами больше 3, дно очень илистое). Западный берег низкий и заболоченный, поросший сосенками (осенью здесь растет клюква). Восточный берег более высокий. Дно озера с этой стороны песчаное и ровное.
Ниже по Колынве в районе селений Савино и Губдор (л) река близко подходит к шоссе Красновишерск - Чердынь - Соликамск.
Колынва - левый приток Язьвы. Длина 49 км. Течет по Соликамскому и Красновишерскому районам Пермской обл. на СЗ, С и СВ, впадая в Язьву в нижнем течении. В устье Колынвы расположено старинное село Ниж. Язьва.
Транспорт: д. Татарская - автобус из г. Соликамск, 48 км, далее по дороге до с. Чигироб, 5 км. Село Усть-Язьва - речной трамвай до Соликамска, Краснсвишерска, Рябинино.

Вверх   М28. Колва и Вишера: от д. Дий до с. Рябинино, 480 км (р. Молва, 473 км: д. Дий* - д. Сусай, 53 км - с. Черепаново, 49 км - с. Тулпан, 45 км - д. Петрецово, 30 км - с. Верх. Колва, 31 км - с. Корепино, 25 км - устье р. Березовая, 7 км - с. Бол. Кикус, 37 км - устье р. Вишерка, 23 км - с. Рожнево, 18 км - с. Вильгорт, 101 км - г. Чердынь, 43 км - устье, 11 км; р. Вишера: р. Колва - с. Рябинино, 7 км).
Схема 3.

Колва - самый большой правый приток Вишеры. Берет начало на СВ Пермской обл. близ границы с Коми АССР, стекая с западных склонов Уральского хребта, близ Колвинского Камня. Длина реки 477 км. Основные притоки: Березовая (л), Вишерка (п). Река течет на 3, ЮЗ и Ю, впадая в Вишеру выше пристани Рябинино. Берега реки часто обрывистые, лесистые. Береговые обнажения - сланцы, известняки и песчаники. Перекаты по всей реке. Близ, устья на левом берегу расположен старейший город Прикамья - Чердынь.
От д. Дий можно сплавляться только в весенний паводок (конец апреля - май). До д. Сусай встречаются перекаты, мели, камни. От д. Сусай можно сплавляться и летом.
На большом протяжении до д. Урцево, близ устья р. Березовая, часты мели и перекаты. Лес по Колве сплавляют от д. Сусай с 1 июня по 15 августа. В это время путешествовать здесь нежелательно. В верховьях русло каменистое, ниже каменистые участки чередуются с песчаными. Ширина реки в верховьях 8 - 10 м, ниже - 20 м. Весной в половодье река во многих местах разливается до 50 м, много заливных лугов. Вода в реке светлая и чистая.
Берега Колвы разнообразны: низкие и высокие, местами пологие, большей частью заросшие кустами ивняка. Но встречаются как голые луговые берега, так и лесистые. Деревни расположены на высоких берегах, часто поросших кедрами. Ниже устья Березовой по берегам Колвы стоят деревни Урцево (п), Мал. Раскат (п), Бол. Раскат (п), Бол. Кикус (л), где есть магазин. От Бол. Кикуса река течет по широкой долине, Приняв справа значительный приток Вишерку, Колва сужается до 60-80 м и течет узким коридором в крутых берегах. За старинным селом Богатырево (п) расположены д. Боец, а также скала Боец, которая поднимается отвесной стеной на 60 м.
В низовьях Колвы у д. Цепия (Дивья) на правобережье Дивья пещера и красивый камень Ветлан. Пещера карстового происхождения, общая длина ее исследованной части 3188 м.
Районный центр Чердынь (п), расположенный вблизи устья Колвы, один из самых старых городов в Пермской обл. Здесь проходил древний путь через Уральские горы в Западную Сибирь. В городе есть архитектурные памятники ХЧ1П в., краеведческий музей им. А. С. Пушкина (открылся в 1899 г.).
Транспорт: д. Дий - попутный автотранспорт или моторная лодка от пос. Петрецово. До пос. Петрецово и с. Верх. Колва - самолет или вертолет от г. Чердынь. Селения Черепаново, Тулпан, Петрецово, Верх. Колва, Корепино, Бол. Кикус, Рожнево - попутный автотранспорт до пос. Ныроб, соответственно 123, 75, 60, 45, 30 и 9 км. От пос. Ныроб - автобус до районного центра Чердынь, 47 км, далее еще 8 км до пристани Рябинино.

Вверх   М29. Березовая, Колва и Вишера: от истока до с. Рябинино, 426 км (Березовая, 186 км: истока - д. Верх.Вижай, 73 км - с. Валай, 58 км - устье, 55 км; р. Молва, 283 км: р. Березовая - р. Вишерка, 60 км - с. Вильгорт, 119 км - устье, 54 км; р. Вишера: р. Колва - с. Рябинино, 7 км).
Схема 3.

Березовая - левый приток Колвы, образуется у Лун-Вожа после слияния трех Рассох - Северной, Восточной и Южной, которые берут начало на хребте Березовый Камень. Река течет по СВ Пермской обл., в Чердынском районе, вначале на ЮЗ, затем на 3. Приняв речку Пырам, поворачивает на СЗ, а от устья реки Вижай - на ЮЗ. После впадения Жерновки течет на 3, а от пос. Дыроватиха - на С и затем от устья сворачивает на 3. Устье - в среднем течении Колвы, ниже с. Корепино (п). Длина реки 221 км. Основные притоки: Пырам, Жерновка, Валай (л); Инья, Верх. Расья, Бурундук, Бурким, Вижай, Бужуй, Кременная, Немыд (п).
Березовая пересекает несколько предуральских горных цепей. По крутым, живописным ее берегам очень красивые скалистые выходы известняков.
В верховьях река течет по болотистой, поросшей лесом равнине, ниже устья Иньи скорость течения увеличивается, берега становятся высокими, а еще ниже - от камня Писаный - идут скалы. Берега Березовой на большом протяжении покрыты елово-кедровой тайгой.
До с. Валай (п) скорость течения достигает 6-7 км/час. Частые перекаты сменяются спокойными глубокими плесами. Ширина реки в верхнем течении 30 м, в нижнем - 70 - 100 м. Летом река мелеет, есть перекаты. Дно каменистое.
Путешествовать по Березовой лучше в паводок, который бывает в конце апреля - начале мая. В июне начинается лесосплав. Река освобождается от леса в середине августа.
На берегах Березовой от слияния Рассох стоят столбы, указывающие расстояние до устья. У впадения Южной Рассохи стоит столб "186 км". В самом верхнем течении берега низкие, покрытые тайгой. Ниже столба "181 км" к воде выходят вначале небольшие скальные обнажения, а затем над правым берегом нависает известняковый камень Писаный. Дальше по течению встречается к. Наклонный (л), еще ниже к. Пещерный (л).
Сделав несколько петель, река подходит к живописному камню Арка (п). По проходу можно подняться на вершину скалы, поросшую кедрами, елями, березами. С 70 метровой высоты открывается панорама реки.
В устье большого притока Инья (п) на высоком беpeгу стоит охотничья изба. Река разливается здесь широким плесом перед перекатом, шум которого слышен издалека. Русло сужается местами до 20 м, течение возрастает. Проходим к. Боец (л) и к. Стена (л). За ними русло вновь расширяется и река, петляя, устремляется к Ю.
После столба "168 км" идут тихие заводи, низкие берега поросли березами. Слева шумно впадает р. Пож.
На правом берегу ряд небольших скал. Река петляет меньше, перекат следует за перекатом. На левом берегу заброшенные дома бывшей геологической экспедиции.
Ниже к. Ермак (п), от которого начинается короткая (4 км) речка, впадающая в Березовую.
Приняв Верх. Расью (п), Березовая расширяется до 70 м, становится значительно глубже, вода чистая, прозрачная. По берегам растет осина, которой в верховьях почти нет.
Строения нежилого поселка Бурундук (п) видны издалека. За поворотом открывается большой плес. С холма, на котором стоят дома поселка, открывается панорама тайги. На ЮВ виден хребет Березовый Камень. У серого камня Бурундук (п) река поворачивает и углубляется в тайгу. За камнем стоит столб "136 км", ниже устье р. Пырам (л).
Березовая снова входит в скалистые берега. Минуем высокий камень Бастион (п), еще дальше к. Угрюмый (л), высокий, серый, с засохшими кедрами на вершине.
Справа столб "128 км", за ним камень Пехач (п). После левого притока к. Зубы (л), а за ним подряд на правом берегу идут к. Мансийский Чурак, Петух, Варыш (отвесный утес высотой до 130 м, с гладкой поверхностью). На коми-пермяцком языке "варыш" означает "ястреб".
Вскоре после притока Бурким (п) виден к. Мичуровское Жилье с изогнутыми переломленными пластами и пос. Верх. Вижай (п), стоящий на северной излучинем Березовой. Здесь есть магазин, почта, столовая. Река отсюда уходит на ЮЗ.
У небольшого камня Пинягинский Носок (п) выходы, пластов, состоящие из серых известняковых песчаников с темными прослойками сланцевой глины. Еще один к. Ежа (л) с двумя небольшими нишами.
От притока Бужуй (п) река течет на Ю в пологих берегах. За перекатом она упирается в 30-метровый известковый камень Сотник (п) и круто поворачивает, пересекая горную гряду. От Сотника до устья Жерновки (л) русло петляет в каменном лабиринте.
За к. Дядя (л) поднялись похожие друг на друга скалы Братья (л). Ниже к реке утесами спускается, к. Пехач (п). Почти у вершины видна громадная каменная арка, за ней, в расщелине, два входа в пещеру. Дальше гряда скал с к. Серовик (л).
После устья р. Бадья поднялись высокие камни Неприступный (п) и Пасынок (п). Еще поворот, и открывается сплошная длинная голая стена 180-метрового камня Еран (л). На его вершине растут кедры, ели, березы. Почти напротив камня стоит столб "76 км".
Река становится спокойнее и принимает притоки Жерновка (л) и Ниж. Расья (п). За поворотом между левыми притоками Бол. и Мал. Валай расположился пос. Валай (л). Здесь почта, магазин. Отсюда сплавляют лес и плыть в период сплава сложно.
Ниже Березовая принимает р. Кременная (п), за которой нежилая деревня Трубаниха (п. По обоим берегам среди леса высятся каменные скалы. За плавным поворотом, в излучине, за вершинами деревьев возникает камень Палец (л). За следующим поворотом каменная гряда - последняя группа скал на Березовой. Если нужно остановиться, то лучше это сделать перед скалами.
Вдоль берега вытянулась брошенная деревня Дыроватиха (л). Недалеко (2 км) есть небольшая ледяная пещера Холодная.
Камень Дыроватый (п) - это ряд отвесных скал, самая высокая из них поднимается на 60 м. У самой вершины арка, соединяющаяся с другой скалой. Течение здесь замедляется. За камнем Амбарный (п) пос. Усть-Коркас (л). Окруженный небольшими скалами, стоит к. Кырныш (п). Ниже его столб "36 км", за которым по обоим берегам раскинулся пос. Булдырья.
За поселком на фоне широкой долины нижнего течения Березовой живописно выделяется последний камень Мулыско (п). С него на СЗ видна долина Колвы. На северной стороне камня две арки и несколько мелких пещер. На обоих берегах приютились деревни Верх. И Ниж. Березовка. Между ними прямо из воды бьет сероводородный горячий источник. Последние повороты в низких берегах, и Березовая отдает свои воды Колве.
Транспорт: пос. Велс на Вишере - попутная автомашина от пос. Вая, 37 км, до пос. Вая - автобус от г. Красновишерск, 97 км; пос. Верх. Вижай и пос. Валай - автобус из г. Чердынь (понедельник, среда, пятница); пос. Валай и пос. Усть-Коркас - попутная автомашина в пос. Ныроб, 81 и 45 км; от пос. Ныроб - автобус до г. Чердынь, 47 км; от г. Чердынь до пристани Рябинино, 9 км, или до г. Соликамск, 95 км.
Подходы: около пос. Велс громоздятся скалы. На склоне одной из них пещера. Из поселка переправляемся на правый берег Вишеры, откуда вглубь тайги идет лесовозная дорога. Дорогу пересекает просека 3 - В. Тропа ведет в гору на 3 по лесным кварталам 336 - 337, 354 - 355. Тропу пересекает множество ручейков. Затем тропа поворачивает на С и на подъеме в камнях становится малозаметной. Ориентировке помогают затесы на деревьях. После заболоченной долины, по которой протекают притоки Вишеры, начинается подъем к хребту Березовый Камень.
Путь лежит по тайге с густыми подлеском, буреломами. Лес постепенно редеет. На высоте 500 м начинаются альпийские луга с высокотравьем, которые еще выше сменяются нагромождением камней. Перед перевалом крутизна подъема увеличивается. С перевала на высоте 600 м открывается широкая панорама Березового кряжа с пятнами нетающих снежников, вершинами гор, долиной Вишеры, необъятной тайгой.
Хребет Березовый Камень (по-вогульски Кассен-Ньер) разделяет бассейны Вишеры. и Березовой и вытянут на ЮЗ более чем на 120 км. С Березового Камня в Вишеру стекают многие речки: Лыпья, Паниха, Банная, Дыроваха, Вая, Писанка, Мал. Бугор, Говоруха и др. На западном склоне начинаются притоки Березовой: Пож, Пырам, Усай, Жерновка, Валай, Зинай (л).
С перевала вниз идет хорошая тропа, которую пересекает много ручьев. У подножия хребта через р. Восточная Рассоха переброшен мост, за ним охотничья изба. Места здесь живописные: позади Березовый Камень, справа по склону альпийский луг. В 100 м от реки на луговом склоне в воронке вход в пещеру Черная. Дальше к Березовой надо идти по азимуту на СЗ (тропы нет). Через луг спускаемся в долину р. Восточная Рассоха. Плыть по реке нельзя - в каменистом русле мало воды. Вдоль реки и дальше идти труднее, чем по азимуту, хотя и азимут довольно тяжелый - по заросшей, захламленной тайге.
Цвет воды в Южной Рассохе коричневый, ширина 15 - 20 м, русло извилистое, встречаются перекаты. Сплав на байдарках можно начинать от места выхода к реке, на плотах - от слияния Рассох.

Вверх   М30. Вишерка, Молва и Вишера: от д. Семи-Сосны до с. Рябинино, 249 км (р. Вишерка: оз. Чусовское - устье, 69 км; р. Молва: р. Вишерка - устье, 173 км; р. Вишера: р. Колва - с. Рябинино, 7 км).
Схема 3.

Вишерка - правый приток Колвы - вытекает из озера Чусовское, в которое впадает р. Березовка, текущая из Коми АССР. Длина Вишерки 69 км; длина озера Чусовское от устья Березовки до истоков Вишерки - 9 км, Березовки - 160 км. Вишерка течет на Ю и ЮВ по С Пермской обл. к Колве, Березовка - на ЮВ к Чусовскому.
Транспорт: д. Семи-Сосны и с. Головной - самолет из г. Чердынь.

Источник: Рыжавский Г.Я. "По Каме и её притокам". - М.: Физкультура и Спорт, 1986. - 240 с., с ил.

Сканирование и обработка: М. Трусков (Тула).

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме

Can't connect to sql server. Reason: Can't create a new thread (errno 35); if you are not out of available memory, you can consult the manual for a possible OS-dependent bugStatus: 500 Content-type: text/html

Software error:

1 at Libro/Session.pm line 117.

For help, please send mail to the webmaster (slava@skitalets.ru), giving this error message and the time and date of the error.