Сылва, Вогулка, Иргина, Барда, Ирень, Аспа, Сып, Турка,

М64. Турка, Ирень и Сылва
М65. Шаква, Сылва, Чусовая и Кама
М66. Бабка, Сылва, Чусовая и Кама

Вверх   М57. Сылва, Чусовая и Кама: от пос. Сылва до г. Пермь, 664 км (р. Силва, 627 км: пос. Сылва - д. Урмы (с. Роща), 95 км - ст. Шамары,57км - с.Молебка, 47 км - с. Тис, 94 км - пос. Суксун, 47 км - устье р. Барда, 59 км - г. Кунгур, 63 км - с. Зуята, 65 км - с. Cepгa, 20 км - с. Насадка, 28 км - ст. Сылва, 37 км - устье, 15 км; р. Чусовая: р. Сылва - устье, 19 км; р. Кама: р. Чусовая - г. Пермь, 18 км).
Схема 7
Сылва - левый, самый большой приток Чусовой, впадает в нее близ ее устья. Начало берет на ЮЗ Свердловской обл. и течет вначале на СЗ и ЮЗ по Свердловской обл., а затем на ЮЗ и СЗ и С Пермской обл. Длина реки 653 км. Площадь бассейна 19,7 тыс.
кв. км. Основные притоки: Вогулка, Иргина, Ирень, Бабка (л); Барда, Шаква (п).
Река многоводная, вода чистая, течение умеренное, в низовьях спокойное. По берегам лес, покосы, в нижнем и среднем течении - живописные скалы, есть пещеры.
После образования Камского водохранилища в нижнем течении реки возник многокилометровый залив.
Русло очень извилистое, со множеством перекатов и мелей. Вскрывается река во второй половине апреля, замерзает в конце октября - начале ноября. Река судоходна на 74 км от устья. На ее берегах много исторических и природных памятников.
Маршрут можно начать у пос. Сылва близ районного центра Свердловской обл. пос. Шаля (ж.-д. ст.). Село возникло в 1729 г. одновременно с чугунолитейным заводом. От завода остались сейчас лишь плотины верхнего и нижнего прудов. Справа от плотины верхнего пруда возвышается Соколья Гора, с вершины которой открывается вид на село, пруд. С историей края можно познакомиться в школьном краеведческом музее.
Начать сплав лучше у д. Ниж. Сылва, куда можно пройти по дороге на плотину нижнего пруда. В верхнем течении ширина Сылвы 10 - 15 м. Скорость течения при высокой воде достигает 3,5 км/час.
Река сильно петляет по низкой, заболоченной пойме, поросшей ивняком и ольхой. Общее направление на СЗ. Берега здесь обрывистые, сложены из песчаника и поросли соснами, елями. В конце первой на пути деревни Шугаево (п), расположенной на высоком берегу, у реки невысокий камень Зойкин.
Река петляет затем по заболоченной долине. Проходим мост через реку, пролеты которого могут быть забиты плавником. Через 3 км второй мост (проход справа). За ним река становится шире и полноводнее, но много перекатов. В устье большого притока Дикая Утка (п) длинная песчаная коса. Неподалеку небольшая деревня Ниж. Утка (п).
Ниже левый берег сильно заболочен, правый - возвышенный. Под высоким мостом препятствий нет. Ширина реки здесь 20 - 25 м, русло слегка петляет, на поворотах глубокие ямы. В Сылву впадают р. Луговая (п) и Ижбол. Появляются острова. Берега высокие, лесистые, среди деревьев небольшие скалы. Затем река подходит к очень высокой, поросшей хвойным лесом. горной гряде (л), которая тянется на 5 км. В конце гряды д. Коптелы (почта, магазин). От д. Коптелы до пос. Шамарка Сылва делает огромную стокилометровую петлю. По суше расстояние между деревнями около 11 км.
Ниже д. Коптелы русло петляет в низких берегах, на которых много покосов. Общее направление на С. Близ устья р. Бол. Бизь (л) издали видна д. Тепляки (п), стоящая вдалеке от берега. Сылва постепенно поворачивает на 3. По правому берегу встречаются небольшие скалы.
Издалека видна д. Кедровка (магазин), стоящая на высоком правом берегу. За ней каменистый перекат с небольшим сливом, ниже другой перекат. Через несколько поворотов на высоком обрыве из песчаника видна д. Симонята, откуда река устремляется на С по зеленому коридору. Пройдя семикилометровую излучину после д. Мал. Урмы (л), вновь подходим к деревне.
Река поворачивает на СВ. В устье р. Урма (п) разрушенная плотина бывшей мельницы. Чуть ниже небольшая деревня Климята. Здесь можно сделать радиальный выход вверх по долине р. Урма, миновав нежилую деревню Якунята.
Ниже Урмы правый берег Сылвы очень высок и скалист. В конце излучины большое село Урмы (п), которое слилось с с. Роща (почта, магазины, столовая).
От с. Роща река поворачивает на Ю. Левый берег высокий, правый низкий (на нем старое плотбище, откуда раньше сплавляли лес до Шамар). За плотбищем д. Низ (п), дальше русло образует три излучины, подходит к крутым лесистым горам и поворачивает обратно. Скальные выходы крутых берегов обрываются в воду, с них стекает родниковая вода.
Река выходит из крутых берегов, долина расширяется. Около д. Ольховка (п) устье р. Ломовка. Чуть дальше, перед нежилой деревней Шайдурово высится скала Черная Присада (л). Ниже крутых осыпей встречаются каменистые перекаты.
После четырех излучин на высоком левом берегу открывается с. Платоновка (магазины, столовая, почта). Ниже села река на трехкилометровом участке течет прямо, затем следуют петли с живописными скалистыми берегами, поросшими соснами. За устьем р. Крюк (п) берега по-прежнему высокие, красивые. Дальше горы отступают и долина расширяется, перекаты сменяются плесами.
За д. Шамарка (л), где река делает крутой поворот, остатки старой мельницы со сливом, требующие осмотра перед прохождением. Берега Сылвы до пос. Шамары (ж.-д. ст.) песчаные, часто встречаются плесы, короткие перекаты. У поселка (магазины, столовая) реку пересекает ж. д. Причаливать здесь лучше у моста к правому берегу. Ширина Сылвы сразу за поселком 60 - 70 м, ниже впадения большого притока Вогулка (л) глубина до 1 м. Правый берег высокий, поросший хвойным лесом.
Чем дальше, тем чаще чередуются высокие крутые берега. На пологих берегах сенокосы. На 7-м км от Шамар д. Ниж. Баская (п). Напротив берег порос осокорями. Ниже устья р. Баская шумит перекат. Селений на реке много. Через 6 км д. Вязовка, за ней возвышаются скалы. Под скалами проходит лесовозная дорога. Скалы постепенно сглаживаются, их складки выравниваются, долина реки расширяется.
Удаляясь от пос. Паленки (л) с магазином, почтой, столовой, подходим вскоре к пос. Куруль (л). Ниже река поворачивает на С, затем на ЮЗ. От устья р. Липок (п) начинаются длинные плесы глубиной до 0,7 м. Плесы и перекаты тянутся до следующего поворота. Перед д. Кремлево (л), которой с воды не видно, в русле разбросано несколько островов; их лучше проходить справа.
Сылва покидает Свердловскую обл. и вступает в Пермскую. Большое село Молебка (п) в устье одноименной реки - первое селение на Пермском участке Сылвы. С его историей можно познакомиться в небольшом музее сельсовета.
Перед с. Молебка остров, поросший деревьями, где можно остановиться. Проходить его лучше слева. Река здесь широкая. Ниже она образует огромные петли, местами прорезая горные породы. Перед д. Скопино (л), где есть магазин, русло делает петлю длиной 8 км. У деревни перекат из трех гряд камней, на правом берегу хороший бивак.
За деревней русло сужается. Сылва течет мимо скал,поросших хвойным лесом. Затем постепенно выпрямляется и до д. Белая Гора (л) тянется, длинный плес. Ниже река несколько раз меняет направление. На этом участке расположены д. Красный Луг, Якимова Гора и Березовка (л, магазин) в устье одноименной речки.
Берега реки связаны паромом. Ниже деревни высокий правый берег называется Конская Грива. От Березовки Сылва образует большие плавные дуги. В конце последней дуги д. Тукманы, которая открывается, когда ее уже минуешь. За крутым поворотом большое село Сызганка. На горизонте д. Агафонково(л). За ней несколько больших островов, которые лучше проходить справа. Почти напротив Агафонково д. Тебеняки (п). За ней живописная, красного цвета, поросшая соснами гора. Устье р. Чекарда (л) является заповедником (здесь были обнаружены ископаемые насекомые). Ниже д. Юлаево (л), еще через несколько километров, д. Иванково (п). Река поворачивает на Ю, начинаются перекаты и спокойные плесы. У горы Поворотная самая южная точка реки. Берега здесь и ниже крутые и каменистые.
Отсюда недалеко до с. Тис (л), расположенного на высоком берегу у впадения одноименного притока. Напротив несколько островов, на один из которых переброшен подвесной мост. От Тиса начинается плановый водный туристский маршрут на надувных судах - понтонах (до г. Кунгур).
За селом река разбивается на рукава. Нужно держаться главной струи. Притоки постепенно сливаются в одно русло, которое подходит к д. Грушино (п). Дальше за островом старинное село Торговище (л), напротив следующего острова. В селе есть церковь, построенная в 1701 г. Рядом рубленая звонница. В верхней части села почта, магазины, столовая. Ниже река поворачивает на СВ, образуя пятикилометровую петлю с перешейком в 300 м. Затем Сылва принимает большой приток Иргина (л) и за д. Усть-Иргино на том же берегу поворачивает направо. Перед устьем Иргины живописный лесистый остров, пригодный для стоянки. Сразу же за деревней река некоторое время течет на ЮВ и вскоре устремляется на С. Проходим д. Сивково (л), расположенную против острова.
У д. Сажино три острова (плыть предпочтительней справа). Напротив д. Тарасово (л) еще один небольшой остров, за которым тянется длинный, глубокий перекат.
Затем поворот и большой плес. Отсюда недалеко до с. Тохтарево (л), где есть деревянная церковь, построенная в конце XVII в. У высокой горы Ручка, ниже села, обнаружено городище VII - IX вв. Река резко поворачивает на 3. Минуя остров, мы подходим к д. Кошелево (Усть-Суксун), рядом с которой по берегам р. Суксунка, близ ее устья, расположен районный центр пос. Суксун (л). Над поселком возвышается гора Песчаная с сосновым бором.
Ниже Суксуна высокий левый берег Сылвы постепенно понижается. Течение становится более быстрым. Напротив д. Сасыково (л) остров, а за ним водопад Плакун (п), образовавшийся из двух родников, берущих начало на горе. Сливаясь вместе, они падают с высоты 7 м.
За новым поворотом реки, ниже устья р. Истекаевка (п), на высоком берегу д. Морозково (п). За ней живописный высокий глинистый обрыв - яр, поросший сосной. Сылва уходит отсюда на С, ускоряя течение. Средняя глубина реки здесь 0,5 - 0,7 м. После плавного поворота реки напротив д. Красный Яр (л), ниже устья р. Меченка (п), на высоком живописном берегу среди соснового бора расположился дом отдыха "Красный Яр". В устье Меченки стоит памятник бойцам 30-й дивизии В. К. Блюхера. Сылва делает несколько плавных больших поворотов, проходя мимо д. Лопаиха (п) и Сылвенская Одина (л).
Отсюда по левому берегу тянется территория Сылвенского заказника. Ниже устья притока Мазуевка (л) начинается Черный Яр (л) - высокий, обрывистый берег, поросший елью и сосной. Он тянется до д. Черный Яр (л) с магазином и почтой, напротив большого острова. Примерно через 5 км д. Занино (п), ниже которой остров, заросший тополями. На обеих протоках у острова перекаты с мелью на выходе. Оба берега здесь и дальше обрывистые, но на правом есть террасы для бивака.
На подходе к д. Лек (л), стоящей в устье одноименного притока, слышен шум воды на каменистом перекате. Главная струя идет от левого берега к правому, где расположилась д. Гусельниково. За следующим небольшим перекатом течение реки замедляется и она уходит влево. Дальше на реке много мелких островов и глубоких мест. За устьем притока Лек (п), у высокого коричневого яра, река поворачивает и большим плесом уходит к с. Спасо-Барда (л). Миновав паром, проходим под ж.-д. мостом к острову, который можно обойти с любой стороны.
Длинный плес тянется на С, а после устья Барды (п) река поворачивает на СЗ к д. Морозково (п). Недалеко от устья на р. Барда д. Андреево. Через 2,5 - 3 км к левому берегу реки подходит ж. д. Затем река на отрезке 3 - 4 км течет на С и поворачивает постепенно на СЗ. За д. Сухой Лог (п) и устьем р. Таз (п), на самой северной точке петли, вздымается к. Лобач, на вершину которого можно подняться с С по крутому травянистому склону. От Лобача река уходит на Ю вдоль прибрежных безлесных скал, образуя большую петлю в несколько километров с перешейком меньше 1 км. На выходе из нее река резко поворачивает на ЮЗ и подходит к с. Посад-Кишерть (п).
В нескольких километрах ниже гора Кленовая (п), обрывающаяся к самой воде. Русло сужается здесь до 80 м, течение убыстряется. От д. Кленовая на одноименной горе в ясную погоду открывается вид на с.Ленское на р. Ирень, пос. Суксун и другие селения.
Ниже устья р. Кишерть (л) расположилась д. Грибушино (п). Недалеко от парома, в 1,5 км от реки, большое село Усть-Кишерть (л) с почтой, магазином, столовой. Западнее села по обоим берегам раскинулся заказник "Предуралье". К правому берегу вновь подходит ж. д. и, пройдя мост на большой излучине, тянется по левому берегу реки до г. Кунгур.
Последнюю большую излучину перед Кунгуром местные жители называют Лопатой. В ее северной части реку пересекает граница заказника "Предуралье". Справа возвышается к. Кошка. Высокие скалистые берега покрыты пихтовым лесом. Русло вновь сужается. В южной части излучины стоят камни Бастионы (п): Сторожевой, Хоробрый, Острый. В них четыре пещеры. Недалеко от Бастионов д. Верх. Частые (п), рядом с ней усадьба заказника. Напротив на высоту 60 м поднялись Камайские Зубцы (л), слева от них к. Коронки. Все они покрыты лесом, но горные породы во многих местах обнажены. В 2 км от усадьбы находится разъезд Чикали (л) с большим карьером неподалеку, где добывают известняк и бутовый камень.
Природа заказника своеобразна. Наряду с елями и пихтами встречаются липы, ильмы, и другие широколиственные деревья, а также степные растения: пырей, полынь, степной овсец, ковыль. Здесь есть растения, характерные только для Урала. На территории заказника много карстовых воронок, озер, провалов. Самые значительные озера - Молебное и Провальное.
Ниже усадьбы стоят к. Ермак и один из наиболее красивых камней Сылвы - Межевой, разделенные Межевым логом. На левом берегу близ ж. д. полуразрушенная скала - к. Дядя (Корчага). Напротив дом отдыха "Песчанка" (п).
Река уходит за пределы заказника. Село Филипповка (п) вытянулось более чем на 2 км. Ниже к нему подходит Ледяная Гора, со знаменитой ледяной пещерой Кунгурская. Рядом с входом в пещеру здания Уральского научного центра АН СССР и Кунгурского экскурсионного бюро. Около пещеры небольшая гостиница и туристская база "Ледяная пещера". Напротив Филипповки стоит д. Беркутово (л).
Кунгур возник в 1648 г. на правом берегу Ирени, выше устья р. Кунгур. После того как город был разрушен в 1662 г., его начали строить в устье р. Ирень (17 верстами ниже устья р. Кунгур). Сегодня Кунгур крупный промышленный центр. На главной его площади в память о Пугачеве, отряды которого осаждали город в 1774 г., воздвигнут обелиск.
Ниже Кунгура река расширяется. Препятствий для туристских судов нет. За с. Зуята (п) начинается подпор Камского водохранилища - Сылвенский залив. Здесь при ветре возможна высокая волна, оживленное движение моторных судов. Туристам следует идти вне судового хода, воздерживаться от выхода на большую воду в ненастье и в темное время суток.
Транспорт: пос. Сылва - автобус от ст. Шаля ж.-д. линии Пермь - Свердловск, 9 км; первый мост через Сылву - до ст. Вогулка той же ж. д., 5 км; д. Коптелы - автотранспорт до ст. Шамары, 15 км; с. Роща (с. Урмы) - автобус до ст. Шамары той же ж. д., 41 км; с. Тис, Торговище, Суксун - автобус до ст. Кунгур той же ж. д., 70, 65, 60 км, или до ст. Красноуфимск ж.-д. линии Сарапул - Свердловск, 77, 72, и 84 км; с. Зуята, Серга, Насадка - автобус до ст. Кунгур, 35, 43 и 59 км; с. Мостовая - автобус до г. Пермь, 42 км.

Вверх   М58. Вогулка, Сылва, Чусовая и Кама: от д. Вогулка до г. Пермь, 549 км (р. Вогулка: д. Вогулка - устье (ст. Шамары), 37 км; р. Сылва; 475 км: ст. Шамары - с. Тис, 141 км - устье р. Барда, 106 км - г. Кунгyp, 63 км - с. Серга, 85 км - ст. Сылва, 65 км - устье, 15 км; р. Чусовая и Кама: р. Сылва - г. Пермь, 37 км).
Вогулка - левый приток Сылвы. Течет на ЮЗ, 3 и СЗ по ЮЗ Свердловской обл. (Шалинский район), впадая в Сылву близ ст. Шамары ж.-д. линии Свердловск - Пермь. Длина реки 97 км.
Схема 7
Транспорт: д. Вогулка - попутная автомашина до ст. Шаля ж.-д. линии Пермь - Свердловск, 31 км, далее по Сылве.

Вверх   М59. Иргина, Сылва, Чусовая и Кама: от д. Новое Село до г. Пермь, 407 км (р. Ирвина, бб км: д. Новое Село - д. Ниж. Ирга, 10 км - с. Брехово, 27 км - устье (д. Усть-Иргино), 19 км; р. Сылва, 814 км: р. Иргина - с. Суксун, 27 км - г. Кунгур, 122 км - ст. Сылва, 150 км - устье, 15 км; р. Чусовая и Кама: р. Сылва - г. Пермь, 37 км).
Иргина - левый приток Сылвы. Истоки на ЮЗ Свердловской обл. Течет по Свердловской обл. на С, СЗ, а в низовьях по Суксунскому району Пермской обл. на С. Длина реки 89 км. Основной приток - Шуртан (л).
Транспорт: д. Новое Село - автобус до ст. Красноуфимск ж.-д. линии Сарапул - Свердловск, 37 км; с. Брехово, Большие Ключи - автобус до ст. Красноуфимск, 62 и 67 км, или ст. Кунгур, 65 и 60 км; далее по Сылве.

Вверх   М60. Барда и Сылва: от с. Воскресенцы до ст. Сылва, 421 км (р. Барда, 208 км: с. Воскресенцы - с. Матвеево, 67 км - д. Сая, 37 км - д. Зернино, 34 км - с. Андреево, 66 км - устье, 4 км; р. Силва, 218 км: р. Барда - г. Кунгур, 63 км - с. Серга, 85 км - ст. Сылва, 65 км).
Схема 7
Барда - правый приток Сылвы. Истоки расположены западнее ст. Кын ж.-д. линии Свердловск - Чусовская. Течет по ЮВ Пермской обл. (Лысьвенский, Березовский, Кишертский районы) на 3, ЮЗ и СЗ, опять на ЮЗ среди лесистых гор, в глубокой пойме, поэтому и весной не разливается. Длина реки 223 км. Основные притоки: Терси, Асовка (л); Каменка (п). В верховьях течение быстрое, русло извилистое, с перекатами и плесами. Ширина в верховьях 4 - 10 м, весной и в период осеннего паводка течение очень быстрое.
Ширина Барды в начале сплава у с. Воскресенцы (п) всего 5 м. В извилистом русле много песчаных перекатов. Средние глубины до 05 м, в ямах - 2 м. Высокие лесистые горы подступают к реке то с левого, то с правого берега. Постепенно река становится шире и глубже, ее пополняют многочисленные ручьи. Встречающиеся завалы деревьев легко проходимы. По берегам много сухих дров, особенно в тех местах, где устраивались нижние склады древесины, когда по реке шел молевой сплав.
Берега заросли черемухой, ветки которой образуют зеленый коридор над водой. На крутых поворотах нередко стоят скалы, сложенные из песчаника. На тихих, неглубоких плесах река сильно заросла водными растениями.
Около д. Киселевка (магазин, столовая) Барда перегорожена плотиной, служившей для регулирования уровня воды во время сплава. Предстоит короткий обнос.
Река за деревней расширяется, чаще попадаются перекаты, отдельные камни. В устье р. Терси (л) стоит пос. Кордон Терси (п). Ниже каменистый порог, дальше по реке идут длинные плесы. Берега живописные, лес по крутым склонам подходит к воде.
В 10 км от Терси д. Чунтоновка, рядом с ней д. Сергино, расположившаяся на обоих берегах, а еще через 4 км с. Матвеево (л), где есть почта. Магазины - перед мостом на правом берегу Барды. После небольшой петли река поворачивает на С.
Через 6 км за устьем Каменки (п) она снова образует излучину и, выйдя из нее, вновь течет на С. Ширина реки достигает здесь 30 - 40 м, перекаты встречаются реже. В 15 км от Матвеево стоит д. Красоты (л). За мостом берег порос лиственницами, за ними деревянная часовня.
Минуя две излучины, подплываем к д. Березовая Гора. От нее река плавно поворачивает на Ю, затем на 3. Около устья притока Сая (п) расположено большое старинное село Сая (п). С его прошлым и настоящим можно познакомиться в школьном краеведческом музее.
Ниже Саи река подходит к д. Верх. Исады (п). Река течет 5 км на Ю, потом делает 15-километровую петлю, возвращаясь почти к прежнему месту. На перешейке стоит д. Курбаты (п). Ширина реки здесь около 50 м, течение замедляется. Русло прорезает широкую долину, выписывая громадные петли. По берегам леса. Минуем д. Кривое, Рязаны, с. Зернино (п), д. Брод (л), Барыши, Шультно, Волково. Близ Волково в Барду впадает р. Асовка. Барда разливается на 100 м, берега крутые, глинистые, поросшие хвойным лесом. Часты глубокие места. Она течет плавно, без крутых поворотов. Вскоре показывается д. Соляной Завод (л), У крутого берега несколько родников, преимущественно соленых. Дальше река сужается. Хвойный лес по берегам обрывается, к воде подступают поля, то и дело встречаются деревни. За д. Ярино правый берег крутой и обрывистый, левый - низкий. Скорость течения падает до 1 км/час. Проходим д. Савино, Полчино.
Возле д. Тюриково (п) река поворачивает на ЮЗ и огибает высокую гору. От д. Волково (п) до вершины горы высотой 275 м по тропе - 1 км. С нее на В хорошо видна долина Барды, а на 3 и Ю - долина Сылвы.
Проплываем д. Мироново, Караково. Река делает две последние крутые излучины. За с. Андреево (л) она течет на 3 и впадает в Сылву.
Транспорт: с. Воскресенцы - попутный транспорт от ст. Крутой Лог ж.-д. линии Чусовская (Калино)- Свердловск (Кузино), 9 км; с. Матвеево и Сая - попутная автомашина до ст. Кормовище той же ж. д, 16 и 28 км; с. Проносное (л) - попутный транспорт до ст. Тулум басы ж.-д. линии Пермь - Свердловск, 11 км.

Вверх   М61. Ирень и Сылва
: от Уинского моста до с. Мостовая, 244 км (р. Ирена, 131 км: мост - устье р. Аспа, 5 км - устье р. Сып, 31 км - с. Усть-Турка, 39 км - с. Ленское, 19 км - г. Кунгур, 37 км; р. Сылва: г. Кунгур - с. Мостовая, 113 км).
Схема 7
Ирень - левый приток Сылвы. Начало берет на ЮВ Пермской обл. близ ст. Бартым ж.-д. линии Свердловск (Дружинино) - Казань (Агрыз). Течет на C3, С и СВ через Октябрьский, Финский, Ординский и Кунгурский районы Пермской обл., впадая в Сылву в черте г. Кунгур. Длина реки 214 км. Основные притоки: Аспа, Сып, Мал. и Бол. Ашап, Турка, Бым (л). Дно реки преимущественно песчаное, галечниковое, местами илистое и глинистое. По всему правобережью тянется Иренский кряж, сложенный из известняков. Часто встречаются обрывистые скалы не выше 50 м. В основном берега невысокие, поросшие кустарником. Лесосплава на реке нет, нет и лесных завалов.
Ирень проходима на байдарках все лето. Паводок в мае - июне. Мели и перекаты небольшие и несложные. Мосты в каждом селении (от навесных до железобетонных). Средняя ширина русла в Уинском районе в верховьях до 10 м, ниже - 30 - 40 м. Она почти не меняется. Пойма выше меженного уровня воды на 1,5-2 м и больше. Правый берег - коренной, высокий; ниже Межавки, начиная от границы Уинского района - скальный, высотой до 50 - 60 м, кое-где лесистый (ель, сосна, пихта). Левый берег низкий и занят сельскохозяйственными землями, у воды порос ивняком. Долина реки имеет ширину 3 - 4 км, местами она сужается, но теснин нет. Правый берег сложен в основном известняками, левый - песчаниками, сланцами.
Сплав начинаем чуть ниже моста на левом берегу реки. С хребта Аспа-Тау здесь стекает ручей. Выше моста расположен пос. Иренский (л), есть магазин.
До с. Уинское по дороге 7 км. Это старинное село возникло одновременно с постройкой медеплавильного завода. С прошлым и настоящим района можно познакомиться в народном краеведческом музее, расположенном в здании Дома культуры.
Течение у моста быстрое, ширина 25 - 30 м, берега крутые. К воде подступают невысокий камень Белый (л), затем Змеиный, еще ниже последний камень хребта Аспа-Тау - Пещерный. За поворотом в Ирень впадает р. Аспа (л) с хорошей стоянкой в устье. Правый берег Аспы - это лесистый хребет Аспа-Тау. Неширокая река Аспа течет в живописных обрывистых берегах. Вода в реке чистая, течение быстрое.
Ниже устья Аспы Ирень сильно петляет. Минуем с. Чайка (п), стоящее вдалеке от воды, через 9 км д. Ивановка (л). Справа вскоре возникает гряда высоких белых скал, ниже которых у бывшей мельницы возможна хорошая стоянка. Рядом родник. Река отходит от гор, а затем снова возвращается к Судинским горам, кое-где круто обрывающимся в воду.
Через 14 км от моста остров, удобный для ночлега. Следующий остров лучше пройти левой протокой. За ним небольшой перекат. Скалы по берегам тянутся вплоть до д. Яковлевка, от которой река течет по лугам, описывая здесь почти полную окружность. На западном берегу среди леса видны три скалы Хуторской Бор с двумя большими пещерами.
За устьем р. Сып (л) на высоком правом берегу стоит с. Вторые Ключики (почта). Здесь камнерезный завод, изготовляющий сувениры из селенита - полупрозрачного камня желтовато-золотистого цвета.
У д. Денисовка (п) река поворачивает на С. В скалах горы Денисовская (п) встречаются небольшие пещеры. Ниже по берегам есть скалы из песчаных сланцев высотой до 20 м. На отмелях хорошие пляжи. За впадением р. Ординка (п) реку пересекает мост, здесь стоит с. Мал. Ашап (л), где в Ирень впадает одноименная речка (л).
Река снова подходит к высокому Иренскому кряжу, поросшему сосновым и еловым лесом, и начинает петлять. После впадения Бол. Ашапа (л) русло несколько выпрямляется, его ширина достигает 70 м, становится глубже. На этом участке красивые скалы Крутого Камня (п). За д. Федоровка расположен карьер, где добывают селенит. Ниже, между живописными камнями Шум и Утес, расположена д. Захаровка. Ирень вновь делает петли до с. Карьево (л). За устьем притока Турка (л) она разделяется на несколько рукавов: галечник, вынесенный притоком, образует перекаты. После впадения Турки с. Усть-Турка (л) с почтой и магазином, далее скала Марьин Утес (п) и д. Кокуй. Ниже вытянулись Кокуйские горы (п), в которых есть пещеры.
Здесь Ирень медленно течет на В, отклоняясь на СЗ у д. Веслянка (п). После впадения р. Бым (л) перед с. Ленское (л) река поворачивает на СВ. Старинное село Ленское (бывший Степановский Острожек) основано в 1649 г. Ниже по левобережью проходит автодорога. Через 5 км с. Колпашниково, возникшее также в 1649 г. Здесь сохранилась старинная церковь, оригинальная по архитектуре.
Дальше Ирень течет по широкой долине вдали от леса. Через несколько поворотов с. Троицкое (п), возникшее на месте старого посада. В январе 1784 г. здесь стояли пугачевские войска, осаждавшие Кунгур. Против высокой горы Ленская (п) с небольшими пещерами расположено с. Тихоновка (л), около которого в Ирень впадает р. Кунгур (п).
У с. Сухая Речка (п) Ирень делает двухкилометровую петлю и устремляется на С. На высоком берегу д. Щеглы и Шубино (п). Возле старинного села Неволино (л), основанного в 1676 г., через реку перекинут висячий мост (в селе есть почта, магазины).
Остров за селом лучше обойти справа. Далее на живописном берегу расположена туристская база "Уральская", от которой в 8 км виден г. Кунгур. Заиренская часть города начинается за ж.-д. мостом. Плывем далее по Сылве.
Транспорт: мост на р. Ирень выше устья р. Аспа - автобус через с. Уинское от ст. Чернушка ж.-д. линии Казань - Свердловск, 70 км, или автобус от ст. Чад (Октябрьский) той же ж. д., 80 км, или автобус от г. Кунгур, 73 км; с. Мал. Ашап - автобус до г. Кунгур (через с. Орда), 52 км; с. Усть-Турка, Ленское - автобус до г. Кунгур, 35 или 23 км.

Вверх   М62. Аспа, Ирень и Сылва: от с. Аспа до ст. Сылва, 313 км (р. Аспа, З7 км: с. Аспа * - с. Уинское, 25 км - устье, 12 км; р. Брень, 12б км: р. Аспа - с. Усть-Турка, 70 км - г. Кунгур, 56 км; р. Сылва: г. Кунгур - ст. Сылва, 150 км).
Схема 7
Аспа - левый приток Ирени. Течет на В по Уинскому району Пермской обл. Длина реки 59 км. В половодье сплав возможен от с. Аспа, в межень - от д. Забродовка, что в 5 км от Уинского. Река неглубокая. По берегам в основном кустарники.
Транспорт: с. Аспа, Уинское - автобус до ст. Чернушка ж.-д. линии Казань - Свердловск, 57 и 74 км; с. Уинское - автобус до г. Кунгур, 83 км.

Вверх   М63. Сып, Ирень и Сылва: от д. Верх. Сып до ст. Сылва, 282 км (p. Сып, 39 км: д. Верх. Сып* - д. Сред. Сып, 11 км - с. Ниж. Сып, 15 км - устье, 13 км; р. Ирена, 9З км: р. Сып - с. Усть-Турка, 37 км - г. Кунгур, 56 км; р. Сылва: г. Кунгур - ст. Сылва, 150 км).
Схема 7
Сып - левый приток Ирени. Течет на ЮВ, В, а выше с. Ниж. Сып на СВ по С Уинского района Пермской обл. Длина 79 км. Река неглубокая. Берега поросли преимущественно кустарником.
Транспорт: д. Верх. Сып, Сред. Сып и с. Ниж. Сып - попутный автотранспорт до с. Уинское, 21, 16 и 11 км, далее автобус до г. Кунгур, 83 км, или до ст. Чернушка ж.-д. линии Казань - Свердловск, 74 км.

Вверх   М64. Турка, Ирень и Сылва: от с. Бырма до ст. Сылва, 239 км (р. Турка, 88 км: с. Бырма (на притоке)- устье, 6 км - с. Усть-Турка, 27 км; р. Ирена: с. Усть-Турка - г. Кунгур, 56 км; р. Сылва: г. Кунгур - ст. Сылва, 150 км).
Схема 7
Турка - левый приток Ирени. Течет на В по Кунгурскому району Пермской обл. Длина реки 73 км. Основной приток - Юг (л).
Транспорт: с. Бырма - автобус до г. Кунгур, 52 км.

Вверх   М65. Шаква, Сылва, Чусовая и Кама: от д. Шаква до г. Пермь, 323 км (р. Шаква, 125 км: д. Шаква - с. Канабеки, 27 км - устье левого притока, 15 км - с. Березовка, 31 км - с. Плеханово, 45 км - устье, 7 км; р. Сылва, 161 км: р. Шаква - с. Серга, 81 км - ст. Сылва, 65 км - устье, 15 км; р. Чусовая и Кама: р. Сылва - г. Пермь, 37 км).
Схема 7
Шакра - правый приток Сылвы. Течет на ЮЗ, Ю и вновь на ЮЗ по Лысьвенскому, Березовскому и Кунгурскому районам Пермской обл., впадая в Сылву ниже г. Кунгур. Длина реки 171 км. Основной приток левый.
Транспорт: д. Шаква - автобус от г. Кунгур, 66 км, от ст. Чусовская, 49 км, от ст. Лысьва ж.-д. линии Чусовская (Калино) - Свердловск (Кузино), 43 км; с. Березовка, Плеханово - автобус до г. Кунгур, 32 и 7 км.

Вверх   М66. Бабка, Сылва, Чусовая и Кама: от с. Аннинское до г. Пермь, 337 км (р. Бабка, 147 км: с. Аннинское - с. Сухобизярка, 27 км - устье р. Бырма, 29 км - шоссейный мост дороги Пермь - Кунгур, 16 км - ст. Кукуштан, 15 км - ст. Ергач, 43 км - устье, 17 км; р. Сылва, 158 км: р. Бабка - с. Зуята, 53 км - устье, 100 км; р. Чусовая и р. Кама, 87 км).
Схема 7
Бабка - левый приток Сылвы. Течет на СВ, ЮВ по Кунгурскому, Пермскому и вновь Кунгурскому районам Пермской обл., впадая в Сылву ниже г. Кунгур. Длина реки 173 км. Основной приток - Бырма (л). По правобережью в среднем и нижнем течении проходит ж.-д. линия Пермь - Свердловск (Кузино).
Старинное село Аннинское (1760 г.) расположено на обоих берегах р. Бабка. Ширина реки у села 10 - 15 м, постепенно по мере впадения притоков она расширяется. До крупного притока Елымовка (л) река на протяжении 15 км течет в зеленом коридоре. По берегам растут смешанные и хвойные леса. На берегах Бабки и ее притоков встречаются следы работы бобров, которых сюда завезли в 1955 г.
Весной скорость течения достигает 3,5 км/час, осенью русло сильно зарастает. На всем протяжении много песчаных отмелей, дно покрыто преимущественно мелкой галькой. Леса богаты дичью, в них можно встретить лося и медведя.
В устье Елымовки расположен пос. Октябрьский (л), ниже поселка летом наводят низкий временный мост. Дальше левый берег сильно заболочен, весной затопляется. Нужно держаться основного русла реки.
На притоке Сухобизярка (л), в километре от устья, лесной поселок, чуть ниже устье р. Бизярка (п), на ее берегах расположено старинное село Бизяр. За ним в устье р. Кулешовка (л) одноименная деревня и д. Верх.Пальник.
Крупный приток Бырма (л) немного уступает Бабке по количеству воды. Здесь также прижились бобры. Чуть поодаль от правого берега на высокой горе стоит с. Ниж. Пальник.
Река по-прежнему течет по широкой долине среди смешанного леса. Часты острова. Ближе к железной дороге по берегам пионерские лагеря. Миновав автомобильный и железнодорожный мосты, подходим к старинному селу Янычи (л), которое раскинулось восточнее старинного Сибирского тракта. Близ Янычей Бабка принимает р. Юг и поворачивает на В перед гипсовыми скалами. Река здесь широкая, с глубокими местами.
После нескольких петель подходим к пос. Кукуштан (п), где впадает одноименная река (л). Правый берег Бабки высокий и скалистый. Ниже шоссейного моста с. Платошино (п). При средней школе есть краеведческий музей.
Дальше река делает две петли и устремляется к д. Усть-Курашим (л), напротив которой устье р. Курашим. Теперь по левому берегу высятся гипсовые скалы, правый сильно заболочен. К реке подходит ж. д. Близ нее д. Мартыново.
От Мартыново вдоль берега тянутся высокие горы, поросшие сосной и березой. Скальные выходы спускаются иногда прямо к воде. Течение медленное, перекаты короткие.
Небольшая деревня Воробьи (л) стоит на высоком берегу, за ней д. Канабеково. Над домами деревни возвышаются высокие кедры. За д. Ботово (п), вытянувшейся вдоль берега, река образует двойную излучину и течет мимо д. Горыни, Напарино, Старое Село.
Старинное село Кыласово (л) с почтой, магазином, столовой возникло как почтовая станция на Сибирском тракте. Сейчас здесь учебное хозяйство Пермского сельскохозяйственного института. Бабка подходит к селу несколько раз, через реку переброшены висячие мосты. На восточной стороне села к воде подступают высокие живописные скалы. На одной из них портрет В. И. Ленина из цветных камней. Ниже села река течет среди лугов и полей. По обоим берегам попадаются старицы. В 10 км от Кыласово устье р. Юмыш (п), Бабка снова подходит к гипсовым горам.
Напротив д. Казаево (п) в логу несколько Казаевских пещер. Бабка подходит к восточной окраине пос. Ергач (п) и дальше течет в низких берегах. Минуем селения: д. Голубята, Масленники, Блиново, Балалы, Камышово и с. Жилино (п; почта, магазины, столовая). Рядом с селом ж.-д. ст. Блины. До устья Бабки 12 км.
Транспорт: с. Аннинское - рабочий поезд от ст. Кукуштан ж.-д. линии Пермь - Свердловск; мост шоссе Пермь - Кунгур - автобус до г. Пермь, 42 км; устье р. Бабка - до разъезда Иренский, 2 км; ст. Кукуштан, Ергач ж.-д. линии Пермь - Свердловск.

Источник: Рыжавский Г.Я. "По Каме и её притокам". - М.: Физкультура и Спорт, 1986. - 240 с., с ил.

Сканирование и обработка: М. Трусков (Тула).