13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II

Маршрут проходит по Калининской и Смоленской областям РСФСР и БССР. Подъезд к его началу - от станции Андреаполь железнодорожной линии Бологое - Великие Луки 30 км на рейсовом автобусе или попутным автотранспортом до села Хотилицы, точнее 1,5 км далее, до Гостилицкого озера, красиво расположенного в котловине между высокими берегами. Из западного угла озера вытекает Люботка (длина примерно 27 км) - левый приток Торопы. Речка течет через озера Долгое, Высокое, Низкое, Ореховка, Савкино, Белье. У истока ширина Люботки - 8-10 м, русло каменистое, течение быстрое. Речка очень мелкая, извилистая, берега высокие, красивые. На отдельных участках долина расширяется и по берегам тянутся полосы заливных лугов.
Озеро Велье (Воскресенское) разделено посредине полуостровом, идти нужно в левую часть. В конце озера - село Воскресенское с магазином и почтой. На истоке Люботки из озера Велье - мост и небольшая плотина (обнос 20 м по левому берегу). Ниже моста на протяжении 4-5 км Люботка очень мелкая. Часты завалы; ряд участков фарватера приходится расчищать, а суда проводить. Через 2 км на пути обнос разрушенного моста (80 м по левому берегу). Дальше еще 2-3 км Люботка сохраняет прежний характер, а затем долина становится шире, берега ниже. Сделав ряд петель по пойме, река впадает в Торопу (длина около 170 км) - правый приток Западной Двины.
Приняв Люботку, Торопа течет в низких берегах, но от деревни Шитино берега повышаются, холмы чередуются с полями. Перед Шитино низкогабаритный мост. При малой воде суда можно провести, а при высокой придется делать короткий обнос. Дальше на пути 3 несложных каменистых переката по 20-30 м каждый. Затем река суживается, берега повышаются, впереди разрушенная деревянная плотина (обнос 30 м по правому бе-регу). Сразу же за плотиной 500-метровая мелкая шивера, проходимая только в высокую воду. Дальше берега понижаются, долина расширяется, и Торопа, сделав несколько изгибов по болотистой пойме, впадает в мелководное озеро Яссы. Озеро окаймлено узкой редкой полосой камыша. Берега холмистые, в значительной части покрытые сосновым лесом, дно песчаное, твердое.
Выйдя в озеро, повернуть налево, на юго-восток. Здесь расположен поселок Ново-Троицкое (магазин, столовая и медпункт), связанный регулярным автобусным сообщением с городом Торопец. Исток Торопы - правее поселка, в южной части озера. Между озерами Яссы и Кудинским Торопу пересекают шоссейный и железнодорожный мосты. Проходить их надо осторожно: под поверхностью воды остатки старых свай. В озере Кудинское идти на восток - на противоположный берег. Озеро двумя выступающими мысами как бы разделено на две части. Очень хорош правый, по ходу (южный), мыс, поросший молодым сосняком. Восточная часть озера заросла редким камышом. Нужно все время держаться правого, по ходу (южного), берега. Исток Торопы - в юго-восточном заливе озера.
Выйдя из Кудинского, Торопа течет в песчаных обрывистых берегах, особенно красивых в районе села Понизовье. По мере приближения к озеру Знаменское (Соломенное), берега понижаются, лес отступает далеко в сторону. Выйдя в озеро, идти на северо-запад, на силуэты домов и церквей Торопца. Справа, на северном берегу, видны здания бывшего Знаменского монастыря. В Торопце лучше остановиться около моста через Торопу; отсюда недалеко центр города, почта, магазины, базар. В городе рекомендуется осмотреть краеведческий музей и древнее городище.
По выходе из Торопца Торопа вскоре впадает в озеро Заликовье. Участок до озера - наименее интересный: берега голые, подходы неудобные. До конца озера держать направление на юг, а затем, выйдя в реку, повернуть на восток. У деревни Речане в русле остатки моста; часть пакетов свай расположена под поверхностью воды, и проходить это место нужно осторожно. За деревней берега высокие, лесистые: особенно хорош левый берег, перед озером Сельским, покрытый сосновым лесом. Само озеро очень живописное. Если группа располагает временем, стоит остановиться здесь на дневку и половить рыбу. Дальше путь идет вниз по Торопе, исток которой протекает в юго-западном краю озера.
Перед поселком Старая Торопа долина суживается, река быстро течет в высоких берегах, в русле попадаются камни. Поселок и станция Старая Торопа в 2 км от реки. Останавливаться надо, не доходя железнодорожного моста - на правом берегу. Характер берегов сохраняется до Полютино. Дальше они понижаются - и Торопа делится на два рукава: идти нужно левым, а не вторым разветвлением - правым. Потом путь идет по зарастающему озеру, на юго-восток. На выходе справа виден массив соснового леса. После озера берега опять высокие, лесистые. Много мест для стоянок.
У Аверкиево наплавной мостик. Подобные мостики могут встретиться и в других деревнях. Перед деревней Устье - 100-метровый каменистый перекат, проходимый по главной струе. По мере приближения к Западной Двине берега понижаются, обрамлены кустами ольхи и ивы, лес исчезает. Выйдя в Западную Двину, повернуть направо, вниз по течению. О пути по Западной Двине до Витебска . Новичкам и семейным группам лучше идти от Торопца. По всей Торопе и озерам неплохая рыбалка, особенно в районе Сельского и зарастающего озер, а в лесах много грибов.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. 1973.

Сканирование и обработка текста:, 2004.

По рекам Люботке, Торопе и Западной Двине (150)