10 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II

Протяженность - 250 км. Число ходовых дней - 12. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - II

Маршрут проходит по Карельскому перешейку Ленинградской области. Начало и конец пути в городе Приозерске.
Вуокса вытекает из озера Сайма в Финляндии и, пройдя 136 км по территории СССР, отдает свои воды Ладожскому озеру. Это скорее цепь озер, соединенных протоками. Вуокса впадает в Ладогу тремя рукавами: Южным (основной) - через озеро Суходольское и реку Бурную и двумя северными - у Приозерска и у села Бригадное. Изрезанные берега, острова, покрытые сосновым лесом, гранитные скалы создают исключительно живописный пейзаж.
Начало маршрута - от станции Приозерск железнодорожной линии Ленинград - Сортавала, расположенной на берегу озера Вуокса. Отсюда идти на запад, придерживаясь створных знаков и бакенов пароходной линии Приозерск - Яркое - Горы, а затем взять курс на юго-запад, на Зеленый мыс (без захода на турбазу в Яркое), и далее, следуя обстановке, в устье реки Вуоксы. В 1,5 км (от устья) на правом берегу стоит поселок Горы. Выше моста через Вуоксу небольшой водосброс от плотины разрушенной мельницы. В низкую воду его обносят по правому берегу, а в высокую - суда проводят на бечеве. Затем Вуокса расширяется, протекая через ряд озер. В русле много подводных камней, двигаться надо внимательно, особенно на участках, поросших камышом. Идти придерживаясь правого по ходу берега, срезая отдельные заливы. У поселка Мельниково удобно остановиться около небольшого пляжа.
После деревни Васильеве Вуоксу пересекает мост дороги на Мельниково. На этом участке в межень река местами пересыхает, и отсюда начинаются так называемые Тиверские волоки. Перед волоками рекомендуется выйти на левый, по ходу, берег осмотреть следы древней Новгородской крепости Тиверск (фундаменты и часть вала). В зависимости от количества воды в реке следуют три проводки с частичными обносами, затем залив со скалистым берегом слева. В юго-западном углу последний волок 100 м по отличной тропе. После обноса идти, придерживаясь левого, по ходу, берега, и, выйдя в следующий разлив, обогнуть гранитный мыс Дружбы. Рядом с ним охотничья база.
Дальше путь на юг в озеро Балахановское и вдоль его восточного берега к месту впадения Вуоксы. Озеро мелководное, открытое при ветре. На нем быстро поднимается крупная волна. За озером путь идет по Вуоксе, мимо островов и гранитных скал, против почти незаметного течения. Не доходя до села Дружное - низкогабаритный мост дороги на поселок Балаханово. Условия прохождения под мостом зависят от уровня воды в реке.
Выйдя к слиянию старого и нового русел Вуоксы, стоит сделать остановку на правом, по ходу, песчаном берегу с сосновым лесом. Отсюда двигаться на восток вниз по течению, по широкому разливу Вуоксы. Подойдя к поселку Лосево и не заходя за линию свай старого моста (за ним начинается сложный Лосевский порог), высадиться на левый берег и осмотреть порог. Проходить его сначала вдоль правого берега, а миновав шоссейный мост, сразу же идти к левому берегу и, двигаясь вдоль него, закончить прохождение порога за железнодорожным мостом. Малоопытным группам нужно сделать обнос (1,1 км) по левому берегу - по дороге и далее под виадук железной дороги к пристани.
Отсюда начинается путь по Суходольскому озеру, вытянувшемуся узкой лентой почти на 40 км. Берега возвышенные, поросшие сосновым лесом. Встречаются песчаные пляжи. Вдоль северного берега озера (и Вуоксы) проходила финская линия обороны (Маннергейма), взятая нашими войсками в 1940 году. От нее остались взорванные доты, полуобвалившиеся траншеи, куски колючей проволоки.
Из юго-восточного конца озера вытекает река Бурная, через 1 км от нее начинается порог. Входить в реку нужно ближе к правому берегу, чтобы успеть высадиться до начала порога и провести разведку. Порог можно пройти посредине, по краю высоких стоячих волн, оставив их слева, или обнести по правому берегу (600 м). Берега у Бурной высокие, обрывистые, поросшие кустарником, лес далеко. Если позволяет погода, можно выйти в Ладогу и, повернув налево, двигаться вдоль берега на север.
Ладожское озеро - самый большой пресноводный водоем Европы (площадь 18400 кв. км; длина 200 км, ширина 130 км). На нем около 500 островов, расположенных в основном вдоль западного и северного побережья. Здесь часто внезапно налетают сильные ветры, и выходить в озеро можно только при устойчивой тихой погоде, причем нельзя удаляться от берега более 200-300 м. Лучше быстро пройти вдоль берега до пляжа между поселками Соловьево и Черемухино. При восточном или северо-восточном ветре и волне нужно дождаться перемены погоды в устье Бурной, а при затяжном ненастье и отсутствии резервного времени подняться по ней против течения вдоль правого берега до впадения пра-вого притока - реки Вьюн и далее вверх по Вьюну до поселка Запорожское, связанного регулярным автобусным сообщением со станцией Сосново железнодорожной линии Ленинград- Приозерск. Поскольку протоки из Ладожского озере в Гусиное, показанной на ряде карт, не существует, предстоит 4-километровый обнос. Его лучше делать по проходящей параллельно берегу дороге на поселок Гусиное или воспользоваться попутным транспортом. Следует, однако, помнить, что озеро Гусиное является заповедным, и не только ловля рыбы, но даже стоянка на нем запрещена. Кроме того, на протоке из Гусиного в озеро Отрадное строится рыбзавод, территорию которого тоже предстоит обнести (примерно 3 км). Поэтому проще сразу же от шоссе Соловьеве - Гусиное сделать объезд до озера Отрадного и на его берегу заночевать. От поселка Гусиное в летний период имеется регулярное автобусное сообщение с Приозерском (через Приладожское и поселок Отрадное). На следующий день при тихой погоде держать курс на северо-западный берег, пересекая озеро в кратчайшем направлении, на мыс (узкая полоска камней с редкими деревьями). Перейдя на другую сторону, повернуть налево и идти вдоль берега на северо-запад до поселка Плодовое, после чего на запад, на два небольших острова посредине плеса, а затем на мыс, правее которого расположен поселок Отрадное. На озере часты ветры, быстро поднимающие крупную волну.
Протоку (река Пионерка) в озеро Комсомольское надо искать левее мыса, в тростнике; ориентир - железнодорожный мост. На речке два препятствия: плотина мельницы (обнос 40-50 м) и на выходе в Комсомольское мелкая шивера длиной 50 м. Озеро Комсомольское вытянуто с северо-запада на юго-восток. берега покрыты сосновым лесом. Много выходов гранита ("бараньи лбы").
Из северо-западного угла озера вытекает река Веселая. Она шире и глубже Пионерки, течение быстрее, на ней тоже обнос разрушенной плотины (примерно 40 м). Впадает Веселая в одно из озер системы Вуокса. Отсюда надо повернуть направо - на север и все время придерживаться правого берега. Ниже протока разветвляется, идти нужно правой на северо-восток. Протока называется Беличьей. Она мелкая и каменистая. Местами суда надо проводить вброд. Дойдя до деревни Беличье, держаться левого берега и выходить в озеро Вуокса, после чего двигаться на север к Приозерску, оставляя остров Олений справа.
Маршрут заканчивается в Приозерске. При необходимости его удобно завершить раньше, на станции Отрадное; от берега озера до вокзала 1 км.
Приозерск (древняя Карела) впервые упоминается в летописи XIII века. В этот период был захвачен шведами и переименован в Кексгольм. В 1948 году получил название Приозерск. В городе краеведческий музей, старая и новая крепости, памятники 200 лет освобождения Приозерска от шведов, советским воинам, погибшим в Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Герою Советского Союза Г. П. Ларионову.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.

Кольцевой маршрут по Вуоксе, озерам и Ладоге (20)