10 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II

Протяженность - 210 км. Число ходовых дней - 10. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - II

Маршрут проходит по Карельскому перешейку и шхерам Ладожского озера. Начало и конец пути - в Приозерске железнодорожной линии Ленинград - Сортавала.
О пути от Приозерска до Мельниково и от мыса Дружбы до Приозерска см. маршрут 20.
Не доходя 1 км до поселка Мельниково, следует, держась правого по ходу берега Вуоксы, войти в протоку с быстрым встречным течением. Почти сразу встретится мост шоссе, а под ним заметный перепад уровней. Если не удастся пройти его с ходу, то суда нужно проводить вдоль левого берега. Дальнейший путь лежит по узкой, извилистой протоке с болотистыми берегами в озеро Синее. Озеро пересечь в северо-западном направлении и войти в следующую протоку, которая через 500 м выйдет к разрушенной плотине мельницы. Здесь обнос 150-180 м по правому берегу.
Короткий участок - и впереди озеро Верхне-Любимовское, узкое, длинное, с изрезанными берегами, поросшими смешанным лесом. Двигаться вдоль левого по ходу берега до конце плеса, далее повернуть на юго-восток и войти в озеро Нижне-Любимовское. В конце его найти исток реки Веселой - мелкого ручья (1-2 м ширины и 4 км длины), ведущего в озеро Тростниковое.
В русле ручья много камней, берега высокие, крутые, лесистые. На пути старый пешеходный мостик, а через 500 м разрушенный шлюз. Протока перемежается небольшими озерами. Проводки и обносы прямо по руслу Веселой. После четвертого озерца речка делается шире, дно вязкое. Здесь уже можно идти на веслах, попадаются мелкие завалы. Дальше короткий обнос моста - дороги на Мельниково. Вскоре протока расширяется, кругом тростник. Держаться правого по ходу берега и, пройдя под мостом дороги на Васильево, войти в озеро Тростниковое. Там, держась северного берега, оставить справа остров, вытянутый на 5 км по оси озера, и двигаться к мысу Дружбы, лежащему в проливе между озерами Тростниковым и Балахановским.
Путь до выхода на Приозерский плес озера Вуокса описан в маршруте 20. Оттуда курс на север, на маленький домик, немного левее видимого участка железной дороги. Здесь начинается протока в Ладогу (так называемая Тихая, или Пярну). Войдя в нее, нужно все время придерживаться правого берега. Пярну то широко разливается, то бежит в узком каменистом русле среди красивых берегов, покрытых смешанным лесом. У железнодорожного моста, каменистой перемычки и у моста шоссе из-за мелководья и обилия камней проходить следует высадив вторых гребцов на берег, а при низкой воде - суда проводить. На всем протяжении Пярну в русле много подводных камней.
Выходить в Ладогу с утра и только при устойчивой тихой погоде. После устья Пярну двигаться налево вдоль берега, не удаляясь or него больше 200 м. Берег скалистый, поросший хвойным лесом, в основном сосновым. Через 1 км в закрытой бухте (слева) водная база завода "Красный треугольник".
Дальше за мысом песчаный пляж, окаймленный сосновым лесом. При благоприятной погоде можно держать курс на север на ближайшие острова, а потом на триангуляционный знак на острове Кильпола.
В этом месте красивая, удобная бухта для стоянки. Пересекать плесы - по кратчайшему расстоянию, придерживаясь островов. Все острова, кроме Кильпола, необитаемы, на них много черники, земляники, а на более крупных есть грибы. Почти всегда можно найти место для стоянки. От острова Кильпола возвращаться к устью Пярну. Пройдя ее, повернуть на восток - в Приозерск, где маршрут заканчивается.
Лучшее время для плавания по Ладоге - конец июня - июль. Выходя в озеро, желательно иметь 1-2 резервных дня на возможную непогоду, которую придется пережидать на одном из островов. Магазин имеется только в поселке Ровное, в 3 км от берега. Плавая по Ладоге, надо внимательно следить за изменениями погоды и при малейшем ухудшении ее немедленно уходить к берегу или под защиту островов. Если ветер сильнее 3 баллов и пережидать его нет времени, следует вернуться по протоке Пярну и, пройдя железнодорожный мост, повернуть направо, на северо-запад, по проливу Рыбачий к поселку Кузнечное. Отсюда можно совершить экскурсию в поселок Ровное на гранитные разработки, после чего идти обратно на Приозерск.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.

По реке Вуоксе через озеро Любимовское с выходом в Ладогу (21)