12 января 2013
Продолжительность похода: 14 - 1б дней
Сезонность: июнь - август
 р. Кара-Бурень - р. Уда

Р. Кара-Бурень является основным притоком Уды, берет начало с Удинского хребта и течет в узкой и глубокой долине. На всем протяжении берега покрыты смешанным лесом: ель, лиственница, береза; местами они низкие и заболоченные.
Подъезды: пос. Алыгджер связан авиасообщением с г. Нижнеудинском. От поселка (начиная от аэропорта) идет хорошая правобережная тропа до верховий Кара-Бурени, на путь по которой обычно затрачивают 5 дней.
Весь сплав условно можно разделить на следующие 4 участка:
1. р. Сан-Гас - р. Дургомха. Кара-Бурень представляет собой горно-таежную реку, на которой сплошная шивера с несколькими небольшими порогами. Река очень извилиста, ширина от 10 до 50 метров, глубина до 1 м, скорость течения 15 - 20 км/час. Прохождение этого участка требует владения слаломной техникой.
2. р. Дургомха - р. Кармахой. Из препятствий следует отметить две шиверы через 1 и 3 км от устья р. Дургомхи соответственно; несколько довольно сложных прижимов, большое количество нависающих деревьев.
3. р. Кармахой - р. Шуныг-Ой. На этом участке сосредоточены основные препятствия Кара-Бурени: пороги "Карнахойский" и "Ганджорский", а также ряд мощных шивер. Порог "Карнахойский" - ориентиры: расположен в 700 метрах ниже устьев ручьев Верх. Урдыг и Карнахой. Река в этом месте делится большим островом на две протоки, правая - мелкая. Порог длиной 1 км расположен в левой протоке, начинается широкой и мелкой шиверой, просмотр по левому берегу. До следующего препятствия два переката.
Порог "Ганджорский" - самое сложное препятствие на Кара-Бурени, река, прорезав небольшой хребет, течет в каньоне. Длина порога 1,5 км, ширина реки 10 - 50м, скорость течения до 5 км/час. Порог начинается мощной шиверой. Основная масса воды идет у правого берега и на выходе разбивается об огромный обломок скалы. Большая часть потока идет слева от скалы, это первая ступень порога, находящаяся на плавном левом повороте; вдоль левого берега коса из крупных валунов. После обломка река представляет собой мощную шиверу на левом повороте реки - это вторая ступень длиной 300 м. Далее следует третий участок- поворот направо почти под прямым углом, вся масса воды бьет в скалы у левого берега, перед которым гряда камней и плит, затем следует прямой участок без препятствий в красивом каньоне. Осмотр порога по левому берегу. После "Ганджорского" до устья р. Шуных-Ой следует ряд мощных шивер.
4. р. Шуныг-Ой - пос. Алыгджер. Самый спокойный, безопасный и красивый участок на Кара-Бурени. За 10 км до впадения в Уду долина реки резко расширяется, берега реки становятся низкими. Перед устьем появляются протоки. После впадения в Уду на правом берегу появляются дома пос. Алыгджер. Дальнейший сплав описан в маршруте по Уде.
Литература: 1, 2, 24, 23.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.