16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1994
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Сезонность - май - август

Маршрут начинается от пос. Усть-Кумир, до которого можно доехать автобусом из с. Усть-Кан. Пеший переход начинается у моста через р. Кумир. Проселочная дорога уходит вверх по правому берегу реки, 17 км идет рядом с ней, пересекает реку и через 6 км кончается у пасеки на р. Подъемной. Далее конная тропа минует еще две пасеки у рек Красноярки и Кетьмы. У последней можно начинать сплав, выше мелко. Кумир на протяжении 40 км течет в глубоком ущелье. На этом участке насчитывается около 17 порогов и около 20 шивер. Сразу за устьем р. Кетьмы первый сложный порог. Через 1,5 км после трех шивер расположен порог "Вираж", который тщательно разведать по правому берегу. Ниже - простой порог "Горка" с валами, за ним порог № 7 - более сложный с косым сливом высотой 1,5 м (разведка по правому берегу). Далее несложную шиверу сменяет крупный порог Красноярка - крутой мощный слив высотой до 2-х м. На следующих 20 км три несложных порога и десяток шивер. В 3-х км ниже моста начинается мощная шивера длиной 3 км. Через два порога средней сложности надо причалить к правому берегу в устье р. Мендой для разведки одноименного порога и следующего за ним красивого и сложного порога "Девичий плес", расположенного в скальном каньоне. После порога и четырех шивер на протяжении 3-х км река образует мощный порог - водопад, пройти его можно лишь при большой воде и сильной группе. Обнос по правому берегу. Через 1,5 км на реке порог "Малый" с мощным сливом и бочкой, опасный в большую воду. За ним еще 5 шивер и два порога, после чего Кумир впадает в Чарыш, прохождение которого не сложно - несильные прижимы, шиверы и перекаты. Ниже с.Маралихи препятствий нет. Маршрут удобно закончить в пос.Краснощеково, где есть автостанция и аэродром, с которого легко улететь в Барнаул.
р. Кумир - р. Чарыш
Литература: 1, 5, 6.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.