13 января 2013
Протяженность сплава - 230 км
Продолжительность - 15 дней
Сезонность - июнь - август
Категория сложности: для надувных плотов и лодок - III, для байдарок и деревянных плотов - IV

Истоки Бирюсы (Большая и Малая) начинаются на северных склонах Джуглымского хребта. В районе Тайшета Бирюса пересекает железную дорогу. Далее, приняв несколько крупных притоков, она сливается с Чуной, образуя Тасееву, которая впадает в Ангару.
Маршрут начинается в поселке Покровское (более двух десятков домов, есть магазин), куда летает самолет из Нижнеудинска. Аэродром в 3 км от поселка. Сухостоя в районе Покровского нет.
Здесь Бирюса имеет ширину около 30 м, перекаты и мелкие шиверы чередуются с участками спокойной воды. Через 3 км ниже бывшего поселка Сергеевского (10 - 15 км от Покровского) расположен очень сложный Сергеевский порог (3 ступени водопадного типа), обнос по правому берегу. На следующем участке долина расширяется, много завалов, почти полностью перегораживающих реку.
Ниже брошенного поселка Нерой 1-й долина Большой Бирюсы снова сужается, по правому и левому склонам появляются старые гари. Далее начинается Муркинская система порогов протяженностью около 18 км; весь участок требует тщательной разведки. Наиболее сложные пороги находятся за устьем левого притока - Прямой Мурки. Далее до слияния с Малой Бирюсой река спокойна.
В 10 км от места слияния (теперь река носит название Бирюса) на правом берегу небольшой поселок промысловиков Усть-Яга (магазина нет). Отсюда до Нижнеудинска по старой конной тропе 80 км. В 25 км ниже Усть-Яги начинается участок мощных шивер - "Дури", протянувшихся на 20 км. По сложности их можно сравнить со средними порогами Муркинского каскада. В конце шивер у левого берега стоит гигантский каменный столб. За ним река становится шире. От деревни Патриха (ниже устья правого притока - Изана) осуществляется молевой сплав леса.
Из селения Талая можно уехать рейсовым автобусом в Тайшет.
Река Большая Бирюса
Литература: 92, 93.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.