16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Маршрут включает подъем по рекам восточного склона Приполярного Урала Хулге, Манье и Народе, 3-4-дневный волок через водораздельный хребет и сплав по рекам западного склона Балбанью и Кожиму. Путь начинается от села Саранпауль. Подходы и подъем по Хулге до устья Маньи описаны в маршруте 15.
Манья - крупный правый приток Хулги, впадает в 14 км от Саранпауля. В низовье медленно течет в широкой лесистой долине. Много стариц и озер. Река очень извилиста. В 10 км от устья в Манью слева впадает река Налимаю. Через 7 км на левом берегу маленький поселок Манья. Еще через 10 км устье Народы - самого крупного левого притока Маньи.
Первые 45 км до устья правого притока - Лем-Пуаю Народа течет в широкой долине. Берега низкие, местами заболоченные, река извилистая, в долине - старицы. Ширина русла в низовье до 70 м. От устья Лем-Пуаю берега Народы постепенно повышаются, скорость течения увеличивается. Много каменистых перекатов и порогов. В 38 км выше устья Лем-Пуаю в Народу впадает слева Большая Яптояга. Участок от устья Большой Яптояги наиболее труден для подъема. Река часто делает крутые повороты, скалы местами отвесно обрываются в воду, масса порогов. Через 8 - 10 км долина расширяется, пороги сменяются мелководными каменистыми перекатами, но течение по-прежнему очень быстрое. Иногда река разбивается на протоки.
В 39 км от устья Большой Яптояги Народа принимает слева реку Северную Народу. Отсюда начинается волок. По тропе вдоль Северной Народы нужно подняться до бывшей базы геологов Северная Народа (5 км). Из лагеря у базы рекомендуется совершить пешую экскурсию на Голубое озеро, лежащее между вершинами Народной и Карпинского на высоте 1186 м над уровнем моря. От Голубого озера можно взойти на гору Народную.
Дальнейший путь - через перевал Некрещеный. До него от базы геологов 6 км. Тропа идет на север сначала вдоль Северной Народы, а затем вдоль ее притока - ручья Амбаршор. Наиболее крутой подъем - в долине Амбаршора. Слева остается вершина Чендер, справа - Северное Лезвие.
Перевал Некрещеный (высота 1200 м) - ровное плато в седловине хребта. Спуск с него пологий. Тропа идет к долине реки Сюрась-Рузь - притока Пеленгичея и дальше - вдоль этой реки. В 2 км ниже устья ручья Сюрась-Рузь-Вож (справа) река Сюрась-Рузь резко поворачивает на восток-северо-восток и уходит в узкое ущелье. Дальше нужно двигаться на север-северо-запад до небольшого ручья, текущего на запад между вершинами Старухаиз на севере и Старик на юге. Ручей приводит к озеру Малое Балбанты.
Путь по рекам Балбанью и Кожиму описан в маршруте 14.