15 января 2013
Сезонность - июнь - август
Категория сложности - IV
 Река Онот

Онот - одна из самых труднодоступных рек Саян. Пеший переход лучше начать от дома отдыха "Аршан", связанного автобусным сообщением с Иркутском и Слюдянкой. Из Аршана нужно подняться по речке Кыренге, затем перевалить через Тункинские гольцы и вдоль Федюшкиной речки спуститься к Китою. Дальнейший путь лежит вверх по Китою, до каньона Моткины Щеки. При движении вдоль Китоя серьезное препятствие представляет его правый приток Билюты, переправляться через который лучше в 1 км выше устья. В Моткиных Щеках тропа спускается к Китою. Здесь надо перейти на левый берег Китоя, по левому притоку Эхе-Голу подняться на перевал Дабан-Шалга и выйти к Оноту.
При спуске с перевала Онота не видно: тропа выходит на эту реку в районе ее первого каньона (там, где Онот поворачивает на север). Протяженность каньона около 8 км, высота стен от 5 до 20 м, сплав здесь невозможен. Затем следует 4-километровый спокойный участок реки, и начинается второй каньон протяженностью около 5 км, также непригодный для сплава. Онот водопадом проваливается в узкую щель глубиной около 100 м, в одном месте края ее почти смыкаются, и через реку можно перепрыгнуть при условии хорошей страховки. Онотские водопады очень красивы, их рекомендуется осмотреть в хорошую погоду. Тропа идет вдоль каньона по правому берегу, через 2 км от начала водопадов справа впадает приток с таким же, как у Онота, глубоким ущельем. Спуск крутой и опасный.
По окончании второго каньона Онот - обычная горная саянская река со средним уклоном около 6 м/км, участки шивер и коротких порогов чередуются с небольшими плесами. Длина этого отрезка около 70 км. В 7 - 10 км ниже устья правого притока - Багдашки начинается последний каньон Онота, протяженностью 25 км, представляющий собой целую серию каньонов длиной от 50 до 300 м с невысокими стенками (около 10 м), но со сложными порогами и шиверами. Третий каньон, вероятно, может быть пройден опытной группой в среднюю воду при условии тщательной разведки. Затем препятствия становятся проще, уклон уменьшается до 4 м/км, а у поселка Онот - до 2 к/км.
Ниже поселка река быстро приобретает равнинный характер.
Из поселка Онот на автомашине можно доехать до села Голуметь и далее до Черемхово. Возможен вариант выхода к точке начала сплава - концу второго каньона: по тропе вдоль реки снизу от поселка Онот. Тропа хорошая, идет до Багдашки левым берегом Онота. Этот вариант подхода значительно проще, но менее логичен и эмоционально неполноценен.
Литература: 92, 93.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.