15 января 2013
Год путешествия: 1975
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Протяженность - 220 км.
Продолжительность - 18 дней.

Маршрут отличается разнообразным ландшафтом: бескрайние плесы озера Кереть с уютными заливами, таежные массивы на волоках, мелководная, порожистая Воньга (40 порогов), наконец, холодные волны Белого моря. Для его преодоления необходимы туристский опыт и хорошая физическая подготовка.
После озера Кереть (см. маршрут) наиболее сложным, требующим умения ориентироваться на местности и значительного физического напряжения будет переход из Вингельозера в Верхнее Кумозеро. Волок 4 км от левого (более удаленного) юго-восточного залива, куда впадает ручей. Здесь, недалеко от остатков старой избы, на двух березах есть крестообразные зарубки.
Между березами и начинается волоковая тропа (вдоль нее сделаны затесы на деревьях), которая примерно 600 м ведет на восток, затем сворачивает на юг и пересекает ручей, бегущий на запад. Слева, в 400 м на востоке, остается озерко; после него справа от тропы появляется озеро длиной около 1 км. Еще 400 м на юг, и тропа по заболоченному берегу подходит к озеру Карасева. Здесь надо спустить байдарки на воду и по узкой, но достаточно глубокой при высокой воде протоке из противоположного конца озера плыть по течению на юг до крутого поворота на запад (около 2,5 км). У поворота на двух березах также имеются крестообразные зарубки, оповещающие о продолжении волока. Однако дальше можно двигаться и на байдарках, что менее трудоемко, но при этом туристы теряют 1,5 часа.
Примерно через 1800 м от берез у поворота реки можно разглядеть триангуляционную вышку, находящуюся на противоположном берегу озера Зимнего. Здесь, в самом северном его заливе, байдарки спускают на воду; взяв направление юг-юго-восток, входят в узкий пролив и по нему движутся в южную часть Зимнего. От пролива идут на острый мысик (азимут 155), за ним выходят из Зимнего по протоке в небольшое озеро, а оттуда - на запад, в Верхнее Кумозеро.
Оно вытянуто на юг более чем на 7 км, на западе имеет три глубоких залива по 4-6 км. Из самого восточного залива северной части озера вытекает река Верхняя Куземка. Для быстрого ее обнаружения следует сразу после входа в Верхнее Кумозеро придерживаться левого берега, обогнуть мыс и, взяв азимут 110- 115, пройти вдоль северного берега большого (около 2 км) острова. Затем, не меняя направления, войти в узкий восточный залив Верхнего Кумозера, откуда и берет начало Верхняя Куземка.
Эта река течет через несколько озер (Кокозеро, Безымянное, Северное Хобтозеро, Челозеро, Майозеро), расположенных примерно в 2 км друг от друга, и впадает в Пильдозеро. Дальше надо плыть по реке Воньге. Все упомянутые озера богаты рыбой (щука, язь и окунь), которая особенно успешно ловится у впадения в них реки.
Группа, имеющая опыт морских путешествий на байдарках и специальное оборудование, может продолжить маршрут на 50 км, пройдя всю Воньгу, правое побережье губы Воньга и, зайдя в Поньгомскую губу, а также в устье реки Березовки, от которой до станции Кузема 800 м по тропе. При этом следует узнать прогноз погоды, а выйдя в море, иметь запас пресной воды и обязательно спасжилеты. На морской переход добавляют 4 дня.

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.