Главная > Книги Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Шуйско-Олонгский пешеходный маршрут

Раз. Летний - пос. Пушное - озеро Шуезеро - Пертозеро - р. Олонга - ст. Шуерецкая - поб. Белого моря - г. Кемь.
Протяженность - 206 км.
Продолжительность - 20 дней.
Категория сложности - II.

Маршрут знакомит с лесами, реками и озерами Карелии, с бескрайними просторами побережья Белого моря и его островами. Из описанных здесь это - один из наиболее сложных маршрутов по ориентированию на местности, и туристам нужно хорошо владеть компасом, оценивать расстояния по времени.,
Начинается маршрут от разъезда Летнего (поезд стоит 1-2 минуты), откуда идет старая тропа на поселок Никонова Сельга (осредненное направление на северо-запад). На 9-м км тропа проходит меж двух озер, пересекая соединяющий их ручей. На берегу правого, большего озера - ночлег. От озера двигаться либо вдоль речки Кильбо к шоссе между поселками Пушное (слева) и Накханое (справа), либо далее по старой тропе на запад и через 8 км свернуть на север по тропе, которая выведет к Пушному. Здесь рекомендуется осмотреть один из крупнейших в Карелии зверосовхоз (норки разных мастей, песцы, черно-бурые лисицы).
От Пушного идти вдоль северо-восточного берега (длина около 15 км) озера Шуезеро, в северо-западной части которого вытекает река Шуя. На этом участке двигаться в непосредственной близости от Шуезера или по дороге к поселку Ноттоварака, а из него - к поселку Пертозеро, на северо-восточном берегу одноименного озера. В 2 км от Пертозера вниз по Шуе - Кузькозеро, а еще через 5 км - Кипозеро. Далее идти около 7 км вдоль реки до места, где она круто поворачивает вправо, на юго-восток. Еще до поворота полезно найти переправу и следовать левым берегом реки.
От поворота около 18 км строго на север (по компасу), и группа попадает к третьему на реке Олонге озеру - Томут (ширина его около 0,5 км, в середине сужение до 150 м). В 3-4 км от него безымянное озерко, четвертое и последнее на Олонге. От этого места она течет на юго-восток, затем на восток и через 32 км вливается в Шую. На пути к Томуту встречаются лесные озера, а на последних 5-6 км слева от маршрута - текущая здесь на север Олонга с двумя другими озерами. В 1 км ниже впадения Олонги в Шую - порог Большой Падун. От него 5 км до пересечения Шуи с Октябрьской железной дорогой, а еще через 6 км группа выйдет на берег Белого моря.
Множество островов в море, различный характер берегов и увлекательная морская рыбалка, для которой не нужны лодки, делают 50-километровый переход берегом моря до города Кеми одним из наиболее ярких участков маршрута. Здесь можно договориться с местными жителями и предпринять поездку на острова Русский Кузов и Большой Немецкий Кузов, где недавно обнаружены древние саамские святилища - более 450 каменных идолов, относящихся ко второй половине I тысячелетия нашей эры, - так называемые сейды.
Заканчивается маршрут в городе Кеми, после осмотра которого рекомендуется посетить Соловецкие острова, на что потребуется не менее 3 дней.

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.