Главная > Книги Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Вдоль Исследовательского хребта и по хребтам западного склона

Ст. Сыня - р. Большая Сыня - р. Леввож - перевал - р. Седью - водораздел - р. Бол. Паток - р. Выраю - р. Патоквож - перевал - р. Корытная - р. Щекурья - база геологов Неройка - р. Щекурья - перевал в верховье р. Бол. Паток - перевал - р. Манья - перевал - р. Вангыр - перевал - р. Харота - перевал - р. Ягуней - р. Лев-Вожкосью - р. Косью - ст. Косью.
Протяженность - 390 км.
Продолжительность - 19 дней.
Категория сложности - IV.

Маршрут проходит по горным районам западного склона Приполярного Урала. Передвижение осложняется полыньями в реках, наледями, глубокими, рыхлыми снегами и лавиноопасными склонами.
От станции Сыня направляются к Саблинскому хребту по руслу Большой Сыни, потом по Войвожу и Леввожу к перевальной седловине в долину Седью, протекающей вдоль восточного склона хребта на юг. В верховье Большая Сыня прорезает в древних известняках глубокие каньонообразные ущелья (по-местному - "трубы"). Первая и вторая трубы (от верховья реки) наиболее живописные. Скалы напоминают фигуры птиц, животных, людей, развалины замков.
Миновав последнюю, третью трубу, группа через 6 км подходит к слиянию Войвожа и Лунвожа, образующих Большую Сыню. Оставив справа устье Лунвожа, туристы продвигаются 12 км на восток по долине Войвожа до впадения Леввожа (левый приток), а потом на юг и юго-восток вверх по долине Леввожа до его истоков (18 км).
С перевального плато (550 м) постепенный спуск на юго-восток к ущелью ручья, впадающего в Седью. Из долины реки открывается вид на пики гребня и крутые склоны хребта Сабли, изъеденные глубокими карами.
Между Саблинским хребтом на западе и хребтами в истоках Щекурьи и Маньи на востоке находится сравнительно редко посещаемый туристами горный район с вершиной Неройкой. Склоны хребтов здесь покрыты крутостенными карами, на дне которых залегают озера.
Чтобы попасть кратчайшим путем с восточного склона хребта Сабли на восточный склон Исследовательского хребта в районе Неройки, нужно пройти 12 км вниз по долине Седью до устья небольшого левого притока, подняться по нему 5 км на восток и выйти на невысокий водораздел. От водораздела, продолжая двигаться на восток, группа через 2 км подходит к Большому Патоку и спускается 6 км по его долине до устья левого притока - реки Выраю. Дальнейший путь снова на восток вверх по широкой лесистой долине Выраю (8 км) и по ее правому притоку Патоквожу до истока (22 км). К концу зимы долины рек здесь занесены глубоким снегом. Идти лучше вдоль берега, где реже лес и более плотный снег (ветровой наст).
Пройдя Выраю и поднявшись по Патоквожу 10 км до слияния двух составляющих его речек, разделенных возвышенностью, туристы движутся на восток-юго-восток вверх по левой составляющей (по ходу справа) Патоквожа. Отсюда 12 км сравнительно пологого подъема.
Перевал (550 м) представляет собой платообразную седловину длиной 1,5 км и шириной 0,6 км. С юга на север она ограничена крутыми вершинами хребта, поднимающимися над ней до 700 м.
Преодолев несложный перевал, группа спускается к реке Корытной (1 км) и по ее извилистой каньонообразной долине направляется к Щекурье (2 км). Долина Корытной напоминает корыто с крутыми лавиноопасными склонами, возвышающимися над ее дном до 50 м. Из-за лавинной опасности передвигаться лучше не по ущелью Корытной, а по плато слева от него. От устья Корытной 5 км на юг вниз по Щекурье до базы геологов Неройка, где надо остановиться на дневку. При ясной погоде интересно сделать восхождение на гору Неройку (16 км в оба конца), для чего придется преодолеть подъем более чем 1300 м.
От базы Неройка группа идет на север вверх по долине Щекурьи к перевалу Щекурьинский проход. Миновав сравнительно невысокий перевал и озеро в истоках Большого Патока (левый исток), туристы покидают долину реки в 3 км ниже перевала и продолжают следовать на север-северо-восток к другому перевалу, расположенному в 2 км от Большого Патока на высоте около 600 м.
Этот перевал ведет на восточный склон Исследовательского хребта в долину Маньи. Подъем на него короткий, хотя и крутой. Поскольку значительная часть перевала - сравнительно ровное безлесное плато, ориентироваться при переходе через него затруднительно, особенно при плохой видимости. Спуск с перевала 6 км пологий, но потом проходит по крутым, высоким ступеням ущелья ручья, впадающего в Манью. Предстоит пройти пять ступеней, из которых третья - наиболее крутая (до 60 градусов) и высокая (до 40 м). Преодолевать ее следует со страховкой, рюкзаки и лыжи спускать на веревке.
Ущелье ручья расположено среди крутых скалистых склонов. Там, где оно выходит в долину Маньи, лиственничный и кедровый лес. На Манье надо остановиться на ночлег, а затем продвигаться на северо-запад (6 км) вверх по долине до слияния двух истоков реки, где группа поворачивает на запад по правому истоку. В 2 км от поворота в сквозной долине пологий водораздел (570 м), через который попадают в верховье Большого Патока (правый исток). От перевала на запад идет пологий спуск 2 км до слияния двух истоков Большого Патока (правого), откуда туристы поворачивают на северо-запад вверх по правому истоку реки и направляются к перевалу (3 км), расположенному в 1 км юго-западнее вершины 1413 м. От перевала, представляющего собой большое ровное плато (800 м), спуск 6 км по долине небольшого левого притока Вангыра до устья. В 3 км ниже перевала в безлесном скалистом ущелье заброшенный рудник Скалистый; от него до бывшей базы геологов Вангыр 4 км.
Путь от базы в верховье Хароты 5 км ведет на север по широкой лесистой долине Правого Вангыра до впадения небольшого правого притока, по которому надо подняться 7 км до перевала. От перевала крутой спуск 4 км к верховью Хароты. Вскоре в долине Хароты появляется лиственничный лес. Пройдя вниз по реке 4 км до устья небольшого правого притока, остановиться на ночлег в лесу, а далее двигаться 4 км на северо-восток вверх по долине ручья к перевалу (920 м) в долину реки Ягуней. Спуск с перевала 1 км более пологий, чем подъем (100 м/км).
По долине Ягунея туристы идут 13 км на север до поворота реки на запад к Курсомбайским воротам. Далее надо двигаться 18 км через невысокий водораздел (520 м) вдоль восточного склона хребта Курсомбай долиной реки Лев-Вожкосью до впадения ее в Косью. Перейдя на правый берег Косью, группа следует вниз по реке 4 км до устья реки Индысей (правый приток), а потом поднимается 16 км по Индысею на север-северо-восток к болотистому водоразделу, отделяющему истоки Индысея от истоков реки Дурной (левый приток Кожима).
Дурная протекает по широкой долине (6- 12 км) между хребтами Западные Саледы на юго-востоке и Обеиз на северо-западе. Идти по долине до Кожима 30 км лучше близ границы леса вдоль склона хребта Обеиз, где местность менее пересечена, ручьями и где более плотный снег. В 1 км выше устья Дурную пересекает зимняя автотракторная дорога от станции Рудник-Кожим к базе геологов на озере Большое Балбанты. На левом берегу реки у дороги имеется изба, где можно переночевать и с попутным транспортом доехать до станции (29 км). Но лучше спуститься по Дурной до Кожима (1 км), откуда пройти вниз по реке до железной дороги (33 км).

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.