Главная > Книги > Лыжный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Хребет Монгун-Тайга

Хребет раскинулся на площади около 400 кв. км и ограничен с запада долиной р. Моген-бурень, а с востока котловиной Каргы. Хребет состоит непосредственно из массива г. Монгун-Тайга (3976 м), а также примыкающих к нему с северо-запада отрогов, имеющих меридиональное направление.
Западнее главной вершины присутствует чисто альпийский гляциальный рельеф. Восточные склоны представлены слаборасчлененным плоскогорьем с высотами 3100-3200 м, полого спускающимся к юго-востоку и более круто на север: вершины имеют куполообразную форму. В пределах хребта находится около 30 ледников общей площадью 44 кв. км. Наиболее интенсивно оледенение развито на северных и восточных склонах.
Немногочисленные лесные массивы расположены в основном на северных склонах. Рассчитывать на дрова не следует.
В пределах хребта можно выделить следующие участки.
Массив Монгун-Тайга (Серебряная гора) расположен в междуречьи Мугура (с севера), Шара-харагай (с востока и юго-востока) и Толайты (с запада). Несет на себе мощный покровный ледник площадью около 19 кв. км, от которого во все стороны расползаются щупальца долинных ледников. Толщина льда вершинной шапки не менее 60 м, что можно наблюдать по отрыву льда на западной стене вершины. В северной части массива расположены три перевала: Мугур (3400 м, 2А-2Б) - соединяющий р. Мугур и левый исток р. Толайты, Буревестник(3200 м, 1Б), соединяющий ледник Восточный Мугур, и правый приток Мугура и МОСТЭ (2910 м, н/к), соединяющий верховья Хайыракана и Шара-харагай. Первое восхождение на г. Монгун-Тайга совершила из верховьев Мугура в августе 1946 г. группа под руководством В.Никольского.
Пройдя от пер. МОСТЭ траверсом на юго-запад, можно выйти на пер. Седло (3830 м, 2Б), а пройдя еще 4 км, выйти на пер. Пограничник (3500 м,2А), южнее возможен простой спуск в долину Толайты через пологие склоны западного цирка г. 3401 (перед цирком вершинный ледник заканчивается).
Западный отрог расположен между пиками Мугур (3685 м) и Крестовый (3629 м), имеет протяженность около 10 км, средняя высота больше 3500 м. Присутствует ярко выраженный альпийский рельеф с обширными ледниками. Известны два перевала (зимой не проходились): Революции (3440 м,2А*), соединяющий левый исток Толайты с истоками Мугура и Наташа (3100 м, 2А-2Б), соединяющий правый исток Толайты с Мугуром.
"Большой барьер" - меридиональный отрог, идущий от пика Крестового на юг и разделяющий долины Толайты и Орта-шегетай. Протяженность около 20 км. Известны пять перевалов (1В-2А*). Зимой наиболее популярны: Димерсальский (3100 м, 1Б-1Б*), выводящий к оз. Узун-куль (на правом притоке Толайты), и Агидель (3350 м, 1Б*), ведущий в долину "Холодных озер" (следующий приток Толайты).
Хребет Коруг-Тайга - самый западный меридиональный отрог, разделяющий долины Орта-шегетай и Моген-бурень, протяженностью около 25 км. Известны пять перевалов (с севера на юг): Журналист (3100 м, 1Б), выходящий из верховьев Орта-шегетай к истокам Дуруг-баш, Красноярец (3050 м, 1Б*), ведущий в верховья Холаша, южнее этого перевала находится пер. Прекрасных дам (3050 м, 2А), выводящий на левый приток Халаша, а еще южнее - Монгольский (2850 м, н/к), выводящий на Джаарс, а также Джаарс (3200 м, 1Б), соединяющий истоки одноименной реки и левый исток Холаша.
Обширная территория и разнообразие рельефа Западной Тувы представляют широкие возможности для проведения спортивных и учебно-тренировочных походов (УТП) различной сложности. Граничащие с Западной Тувой районы Восточного Алтая и Западного Саяна позволяют планировать широтные и меридиональные протяженные маршруты, проходящие через данные районы.
Необходимо отметить, что за один поход невозможно познакомиться со всеми имеющимися здесь интересными туристскими объектами. Поэтому необходимо сразу планировать проведение нескольких походов. Следует учитывать значительную абсолютную высоту местности, что требует включения в нитку маршрута акклиматизационного кольца на 4-5 дней.
Особенности природных условий и рельефа местности требуют от членов группы опыта не только таежных, но и горных, а также и тундровых походов. Аналогичные требования предъявляются и к групповому и личному снаряжению, которое должно учитывать необходимость нахождения вне зоны леса в течение 10-15 дней и обеспечивать полноценный отдых во время 10-12 "холодных" ночевок при температурах до 40 мороза. Специальное снаряжение должно создавать условия для безаварийного прохождения скально-снежных склонов сложностью 2А-2Б. Каждому участнику необходимо иметь "кошки", темные очки и ветрозащитные маски. Бахилы должны быть рассчитаны на длительное движение по бесснежным участкам и мокрым наледям. Группа должна иметь 2-4 ледоруба, 2 основные веревки, общей длиной 100 м, скальные и ледовые крючья, закладки и 10-15 м расходных петель.

Источник: "Лыжные маршруты южной и северо-восточной Сибири". Библиотечка самодеятельного туризма. - М., 1994.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2001.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Олег, 17.06.2005
Я служил на погран.заставе возле поселка Мугур-Аксы.Я уволился 15 лет назад, но горы
до сих пор не отпускают меня.
Моя мечта увидить опять эту горбатую гору.Если кто знает как это сделать напишите мне.
 Маадыр, 27.10.2008
Решайся, и езжай.если че помогу.