Главная > Книги Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

О названии высшей вершины Урала

Автор: А. Ю. Белоусов
e-mail: alexbelousov@chat.ru

От заболоченных морошковых тундр Арктического побережья до казахских ковыльных степей, через обширные равнинные пространства, протянулось грандиозное природное сооружение, гигантский каменный гребень - Уральские горы. То расширяясь кулисами параллельных хребтов, то сужаясь до узкой 30 км полосы, порой почти теряясь среди залесенных холмов, то вдруг взмывая фантастическими громадами покрытых россыпями куполов над зеленым бархатом таежного моря, Уральский хребет являет собой непрерывную череду сменяющих друг друга природных ландшафтов. Эти седые, сглаженные временем и ветрами горы уже не впечатляют ни высотой, ни крутизной склонов, но суровая их величавость кажется наполняет воздух ароматом самой вечности. Межгорные долины здесь приютили множество кристальных родников и озера чудесных бирюзовых оттенков. Отсюда изумрудные потоки начинают свой далекий бег к большим рекам - Каме, Печоре, Оби. На склонах кустарники и деревца, искривленные пронизывающими ветрами, судорожно цепляются за трещины полуразрушенных скал - хрупкая и нежная красота. Остатки девственных лесов, жмутся к угрюмым и суровым каменным стражам словно ища у них защиты от наступающей цивилизации.
Мила и приветлива природа Южного Урала. Просторно, широким веером раскинулись хребты, достигая здесь наибольшей ширины. Смешанная тайга укрывает склоны гор. Уютные речные долины издавна обжиты людьми - башкирами, давшими названия многим рекам и возвышениям, в том числе и высочайшей в этих местах вершине - Яман-Тау (Дурная гора) 1640 м.
Средний Урал - самый низкое место Каменного пояса. Реки текущие среди величественных каменных утесов, в значительной мере оживляют это пространство лесистых холмов - парм, где лишь отдельные возвышенности поднимаются выше границы леса, хотя и здесь существуют кряжи, на вершинах которых можно встретить настоящие альпийские луга и горную тундру.
По мере удаления на север Уральский хребет начинает неуклонно набирать высоту. Все угрюмые и суровее становятся горы. Камень, Каменный пояс - издавна называли его жители этих мест. Один за другим встают достающие до облаков горные великаны - Конжаковский, Денежкин и Косьвинский камни. Появляются снежники, кары, моренные гряды. Там где река Щугор прорывается на западный склон, устремляясь к Печоре, горную полосу венчает громадный Тельпоз-Из (Гнездо ветров) 1617м. Столь поэтичное название он получил от коренных жителей здешних мест - коми-зырян. Мощные скальные обрывы, почти постоянно висящие над склонами тучи, сильные ветра, самые южные на Урале ледники. Благодаря известному еще в 15 веке пути через Урал по р. Щугор эта приметная вершина с давних пор считалась высочайшей на Урале. В русских летописях она красноречиво величалась "Столп". Еще севернее остроконечный, врезающийся в небо, пик г. Сабля 1497м, хорошо видимый с обжитых берегов Печоры. С середины XIX века г. Сабля также претендовала на первенство на Урале. Спор разрешился лишь в 20 веке - было установлено, что обе они уступают только что открытой г. Народная 1895 м.
Нaродная - так нас учили в школе. Обычное совпадение, мало ли бывает - так я тогда думал. В туристской среде Нaродная в ходу давно - так что сомнений не возникало. Но вот как-то раз, просматривая литературу перед очередным своим восхождением (на г. Конжаковский камень 1997 г.), в одной из книг (А. К. Матвеев "От Пай-хоя до Мугоджар") неожиданно для себя узнаю что главная вершина Урала все-таки произносится Нарoдная - от слова нарoд!
Откуда же тогда взялось название Нaродная? Пытаясь объяснить сей непонятный факт, опять взялся за книги, надеясь найти разгадку. Увы, кроме голословных заявлений, что название есть Нaродная и никак иначе, да нескольких туманных "доказательств", (вроде версии о происхождении от слова "народить" - как мать народила окружающие горы - логичнее тогда было бы выводить из "нaродить"!), так ничего и не нашел в пользу школьной теории.
А вот за Нарoдную, высказалось довольно много авторов. Основные их аргументы сходились к одному - эта замечательная вершина была в 1927 г. открыта геологом Алешковым который и назвал ее - Нарoдная, от русского слова народ. Тем не менее в последнем справочнике географических названий ГУГК и в БСЭ утверждалось - Нaродная.
Для выяснения причин этого курьеза вполне логично было обратиться к первоисточникам. Что же писалось тогда (в 20-30 гг) об Урале и Народной? Вскоре я открыл что события вокруг этого названия складываются в захватывающую историю, в которой тесно переплелись география и история молодой, стремительно взрослеющей страны Советов. Рисуясь то приключенческими, то трагическими красками, порой обретая
черты драматического детектива, история эта тянется от прошлого к нашему времени.
В конце концов завершились мои двухлетние библиотечные изыскания. Точка, можно сказать восклицательный знак, была поставлена в июле 1999 г. - я стоял на вершине г. Народной, напряженно вглядываясь в сиреневые дали, пытаясь увидеть мир глазами пионеров, ощутить атмосферу романтики и приключений того времени. Панорама вокруг была великолепна - хаос гор, величественный и грозный. Наверное, здесь мало что изменилось с тех пор. Находя вершины, упомянутые в дневнике Алешкова, я на миг словно бы переносился на 70 лет назад - в 20-е годы. Да и что такое 70 лет для этих вечно суровых и таких прекрасных гор - казалось, здесь остановилось само время!
Итак,

НАрoдная или НaрОдная?

Об открытии г. Народной довольно подробно рассказано в книге Н. П. Архиповой "Как были открыты Уральские горы" (всего было 3 издания этой книги - 1971 г., Пермь; 1982 г., Челябинск; 1990 г., Свердловск).
В 1924-1928 гг. в тогда еще неисследованном районе Урала вела работы Североуральская комплексная экспедиция АН СССР и Уралплана под общим руководством Городкова Б. Н. (1890-1953).
В июне 1927 г. один из ее отрядов под руководством геолога Алешкова А.Н. (1896-1949) впервые проник в верховья реки Нaрода. Здесь, при съемке местности исследователи обнаружили ряд вершин превосходящих все ранее известные тогда на Урале. Самую высокую из них они назвали г. Нарoдной (в честь 10-летней годовщины советского народа).
В 1929 г. Алешков издал отчет экспедиции - "Северный Урал (Ляпинский край)", который стал первой публикацией, сообщавшей о высочайшей вершине Урала.
[1929 г., "Северный Урал (Ляпинский край)" Алешков А. Н., c. 48]
"...В верховьях Нaроды находятся самые значительные высоты Уральского хребта, - "Народная" (1.870 м), "Карпинского" (1.780 м) и "Дидковского" (1.750 м), с открытием которых прекращается высотное первенство г. Сабли (1.680 м) и Тельпоса (1.550 м) ..."
К сожалению, Алешков не указал ударение в названии Народная, также как и не дал никаких пояснений на этот счет. Видимо он считал достаточно очевидным его происхождение от слова "нарoд". Судя по литературе тех лет такое название (без указания ударения) широко употреблялось вплоть до 1939 г. Об этом же свидетельствует и 1-е издание БСЭ 1939 г.
[1931 г. "О первых ледниках Северного Урала" Алешков А. Н., c. 372]
"... При восхождении 1 июля (1929) на гору Народная и во время пребывания там мне представился случай, открывающемуся с этой наивысшей (1885 м) вершины Урала обширному виду, наблюдать состояние снегов в горах в это время..."
[1936 г. "Природа Урала" ред Качиони С. С., глава Л. Каптерева, c. 13]
"...Между 65 и 64 параллелями поднимается недавно открытый "Хребет исследователей ХХ века" с величайшими вершинами всего Урала: горой Народной - 1870 м, горой Карпинского - 1780 м и горой Дидковского - 1740 м ..."
[1939 г. Большая Советская Энциклопедия, 1 изд., т. 41, с. 168]
"... НАРОДНАЯ, гора, высшая вершина Урала ..."
Наряду с этим, между 1930 г. и 1950 г. появились новые варианты названия - Нaрода и Нaрода-Из, происходившие от названия реки Нaроды, берущей начало у подножия горы. Оба они приведены во 2-м издании БСЭ 1954 г. Здесь же указывается и ударение в названии Народная (как и следовало ожидать, на втором слоге). Невыясненными остались лишь причины и момент появления новых названий (об этом будет рассказано позднее)
[1949 г. Вопросы географии, сбор 15, Москва 1949 г. "Новые данные о современном оледенении Урала" Л. Д. Долгушин, с. 147]
"... Комитет по проведению II Международного полярного года организовал Уральскую ледниковую экспедицию, обследовавшую в 1932 г. ледники хр. Сабли, а в 1933 г. - района г. Народы ..."
[1954 г. Большая Советская Энциклопедия, 2 изд, т. 29, с. 131]
"... Нарoдная горa (Народа, Народа-Из) - наиболее высокая вершина Урала..."
Несмотря на то что в БСЭ 1954 г. уже указано ударение в названии г. Народной, вновь введенные наименования внесли некоторую путаницу. В результате в 50-х годах появилось еще одно (гибридное) название - Нaродная, с ударением на первом слоге.
В 1958 г. вышел учебник географии Милькова и Гвоздецкого, в котором название горы было дано уже исключительно с ударением на первом слоге - Нaродная. (раздел об Урале был написан воронежским профессором Ф. Н. Мильковым). Учебник предназначался для подготовки учителей средних школ и позднее несколько раз переиздавался (в 1986 г. вышло 5-е издание). Неизвестно чем руководствовался Мильков, но учебник, очевидно, сыграл главную роль в широком распространения такой интерпретации названия.
[1958 г. "ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СССР", Ф. Н. Мильков и Н. А. Гвоздецкий, с. 232]
"... Здесь поднимается самая высокая вершина Уральского хребта - гора Нaродная (1894 м) ..."
[c. 240]
"... Максимальные высоты сосредоточены на юге Полярного Урала около 65? с.ш., где поднимается гора Нaродная (1894 м) ..."
В 1963 г. на искажение первоначального смысла названия указывает профессор П.Л. Горчаковский, лично знавший руководителя экспедиции Б.Н. Городкова. В своей статье он впервые поясняет, как называл эту гору сам Алешков.
[1963 г. "О названии крупнейшей вершины Урала горы Народной", П. Л. Горчаковский, с. 83]
"... Как разъяснил нам в свое время ныне покойный профессор Б. Н. Городков, название горы Народной было произведено от русского слова "народ". А. Н. Алешков считал, что с этим словом гармонирует представление о высочайшей вершины горной страны; название возникло у него лишь по ассоциации с наименованием р. Нaроды (название реки мансийское или, что менее вероятно, - ненецкое) ..."
Об ошибочности ударения на первом слоге еще не раз писалось в научной и туристической литературе (особенно Свердловскими (Екатеринбургскими) авторами), тем не менее, форма Нaродная была принята в качестве официального названия высочайшей вершины Урала. В таком виде оно и присутствует сейчас в последних справочниках ГУГК и энциклопедиях (изданных до 80-х годов).
Формы Нaрода и Нaрода-Из продолжают употребляться в основном в литературе изданной в Коми АССР (республика Коми).
Можно заключить, что это национальное (коми) название (также как Эверест-Джомолунгма).
Скрытая борьба 3-х тенденций - Нaродная, Нарoдная и Нaрода (Нaрода-Из) по-видимому продолжается и по сей день, причем явно видны их центры (географические школы):
Нaродная - Москва, центр. изд, ГУГК, и др.
Нарoдная - Екатеринбург, уральское изд., УрГУ.
Нaрода (Нaрода-Из) - Сыктывкар, коми изд., Коми фил.АН.
[1963 г. "Гранитоиды центральной части Приполярного Урала", М. В. Фишман, Б. А. Голдин, АН Коми филиал с. 5]
"... Это наиболее высокогорная часть Урала с абсолютными отметками 1200-1900 м (г. Народа 1894 м, г. Карпинского 1878 м, гора Россомаха 1503 м, гора Старуха-Из 1439 м и др.) ..."
[1968 г. "Словарь географических названий СССР" ГУГК]
"Нaродная - ..."
[1970 г. "Приполярный Урал", Кеммерих А.О., с. 71,72]
"... Осмотрев окрестности озера, туристы остаются на ночлег на берегу, а на следующий день рано утром начинают восхождение на Народную. Как и многие другие вершины центральной части Приполярного Урала, она была открыта в 1927 г. Северо-Уральской экспедицией АН СССР и Уралплана под руководством Б.Н. Городкова. Сотрудник экспедиции - геолог А.Н. Алешков - дал ей название Народная (от русского слова "народ", а не от мансийского "народа" - "лесная", которым названа река, берущая начало около горы). До этого высочайшей вершиной Урала считался Тельпосиз (1617 м), находящийся на границе между Северным и Приполярным Уралом ..."
[1971 г. "Как были открыты Уральские горы" Н. П. Архипова, Е. В. Ястребов, с. 145]
"... Вершина не имела местного названия, или, во всяком случае, оно не было известно участникам экспедиции. Как первооткрыватель, Алешков дал горе название Народная - в честь советского народа (вершина была открыта в канун 10-летия Октябрьской революции). Однако за прошедшие десятилетия название горы неоднократно искажалось. Как разъяснял в свое время ныне покойный профессор Б.Н. Городков (автор этой книги, Н. А., была аспирантом ученого), название горы Народной произведено от русского слова "народ". Позже стало бытовать название горы с ударением на первом слоге - Нaродная (оно попало в географическую литературу и многие учебники). По-видимому, это название возникло по ассоциации с наименованием небольшой горной речки Нaроды, протекающей у подножия горы и впадающей в речку Манью (приток реки Ляпин) ..."
[1973 г. "Энциклопедический словарь географических терминов", Москва]
"... Нaродная ..."
[1974 г. Большая Советская Энциклопедия 3 изд., т. 17, с. 254]
"...Нaродная, высочайшая гора Урала на Приполярном Урале, в Исследовательском хр., на границе Коми АССР и Тюменской обл. РСФСР ..."
[1986 г. "Физическая география СССР", Ф.Н. Мильков и Н.А. Гвоздецкий, изд. 5, с. 239]
"... Здесь поднимается самая высокая вершина Уральских гор - гора Нaродная (1894 м) ..."
[c. 250]
"... Максимальные высоты сосредоточены в южной части области около 65? с.ш., где поднимается гора Нaродная (1895 м) ..."
[1990 г. "Вершины каменного пояса" А.К.Матвеев, с. 83]
"... Нарoдная - самая высокая гора на Урале (1895 м). Находится в верховьях реки Народа между горами Карпинского и Дидковского. Открыта в 1927 г. отрядом Североуральской комплексной экспедиции Академии наук и Уралплана под руководством А. Н. Алешкова. Вершина, открытая в канун 10-летия Октябрьской революции была названа Нарoдной - в честь советского народа, но на выбор названия явно повлияло созвучное наименование реки Нaрода, которая берет начало неподалеку от этой горы ..."
В учебниках и на картах изданных в последнее время, гора называется, как правило, Народная, без указания ударения (как и в статье Алешкова 1929 г.), что позволяет говорить о некотором ослаблении тенденции употребления формы Нaродная. О дальнейшей судьбе названия главной вершины Каменного пояса можно будет судить по обновленным изданиям официальных справочников и словарей Роскартографии и, очевидно, новым изданиям учебника географии для ВУЗов.
[1997 г. школьный учебник "География: природа России" для 8 класса Э. М. Раковская, с. 211]
"... Лишь несколько горных вершин поднимается выше 1500 м. Самая высокая среди них гора Народная (1895 м) в Приполярном Урале ..."
В последнее время упомянается еще и мансийское название горы - Поэн-урр.
[1994 г. "Непроторенными путями" Н.П. Архипова, с. 81]
"...именно здесь в 1927 г. была открыта высшая точка Урала - гора Народная (1895 м над уровнем моря, на языке манси - Поэн-урр)."
В устной речи наиболее часто употребляется название Нaродная. Есть несколько легенд "объясняющих" название горы:
- летом сюда на пастбища собирались оленеводы со своими стадами. Людно становилось под горой. Тогда и стали звать гору "людная", "народная"...
- г. Нaродная названа так потому что как мать народила все остальные (уральские) горы вокруг...
- название реки Нaрода в переводе с мансийского "лес", следовательно название горы Нaродная переводится как "лесная", "таежная" ...
Известный специалист по уральской топонимике профессор УрГУ А. К. Матвеев назвал такие рассказы "поздней нелепой выдумкой". В своей книге "Вершины каменного пояса" он также отметил, что реку, по которой названа гора, местные жители (Саранпауля) в наше время часто называют Нарoда, переводя ее на русский как "людная","народная".
В последнее время ряд новых географических изданий дают еще одну, более современную трактовку истории названия. В духе времени они поясняют, что высшая вершина Урала называлась Нaродная, но в 1927 г. была переименована большевиками в Нарoдную. Но опять - же нет никаких доказательств - русская географическая наука, несмотря на ряд крупных экспедиций на Уральский Север, вплоть до открытия Алешкова, не имела никаких сведений о ее (г. Народной) существовании. Это же подтверждает и дореволюционная энциклопедия Брокгауза и Ефрона 1890 г., отдающая первенство на Урале горе Тельпос-Из.
Нет сомнений, что старожилы края - охотники и оленеводы (коми, манси, ненцы) издавна бывали в этих местах. Но национальные (коми, манси и ненецкие) названия этой горы в то время (до появления большевиков), трудно установить из-за отсутствия каких-либо письменных документов. Насколько я смог узнать, кочевые народы Севера не имели письменности (или она была уничтожена). Считалось, что они обменивались информацией посредством так называемых "пассов" - знаков, подобных иероглифам или клинописи. Можно предположить, однако, что название (если оно все-таки существовало) звучало скорее Нaрода (как река Нaрода), или Нaрода-Из (на языке коми).

Дидковского или Мансинер?

Судя по отчету сотрудники экспедиции дали названия по крайне мере 3-м высочайшим вершинам Урала - Народной, Карпинского и Дидковского. Однако, странным образом, гора Дидковского на современных топокартах отсутствует. На схеме района работ экспедиции (из отчета), Алешков указывает ее положение где-то вблизи современной г. Манси-Нер.
К сожалению, оригинальные документы экспедиции (отряд вел съемку местности в масштабе 1 км на территории в 3300-3500 кв. км) мне были недоступны.
Фотография г. Дидковского и некоторые разъяснения есть в 1-й редакции книги "Как были открыты Уральские горы" Н.П. Архиповой 1971 г.
[1971 г. "Как были открыты Уральские горы" Н.П. Архипова 1 изд., с. 144]
"... Участники отряда назвали их: гора Народная, пик Карпинского, гора Дидковского, гора Городкова, Манси-ньер и т.д. ... ... По современным данным, эти высоты составляют: гора Народная - 1895 метров, гора Карпинского - 1803 метра, гора Дидковского - 1777 метров ..."
[с. 147]
"... 18 февраля 1968 г. название горы Дидковского, исчезнувшее с географических карт, восстановлено специальным решением Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Летом 1968 г. группа свердловских туристов во главе с мастером спорта В. Карелиным совершила восхождение на ее вершину и установила там плиту: "Памяти Б. В. Дидковского - революционера ленинской гвардии Урала (1883-1938)" ..."
Постановление ГУГК от 1968 г. мне также не удалось найти. По расположению и высоте, г. Дидковского практически полностью совпадает с г. Манси-Нер 1778.7 м. На фотографии она имеет также определенное сходство и с г. Янченко 1740.3 м.
3-я редакция (1990 г.) этой же книги содержит схему района высших вершин Урала, составленную известным свердловским туристом В. Г. Карелиным (глава "Новое о горных вершинах", c. 202). Гора Дидковского здесь показана как вершина 1673 м рядом с г. Мансинер 1778 м.
На туристской карте Приполярного Урала (Югыд-Ва) изданном в республике Коми, в панораме (вид с г. Манараги) горой Дидковского назван один из жандармов в скальном гребне г. Мансинер (он же, видимо, показан и на схеме Карелина). Кроме того, что этот пик совсем не похож на фотографию из книги Н. Архиповой, кажется невероятным чтобы Алешков отметил какую-то второстепенную вершину, ни словом не обмолвившись о находящейся рядом г. Мансинер.
Более подробное разъяснение есть в книге "Вершины каменного пояса" А. К. Матвеева:
[1990 г. "Вершины каменного пояса" А. К. Матвеев, с. 86]
"... Дидковского, гора в 7 км к ЮЮЗ от горы Народной в верховьях одного из истоков реки Народы. Высота - 1778 м. Под восточным склоном горы находится ледник Манси, обнаруженный в 1932 г. Алешковым вместе с другим ледничком Югра, находящемся севернее горы Дидковского. Гора открыта отрядом Североуральской экспедиции Академии наук и Уралплана под руководством Алешкова в 1927 г. и названа в честь видного уральского революционера Бориса Владимировича Дидковского (1883-1938), в годы гражданской войны одного из руководителей обороны Северного Урала, а после революции председателя Уральского горного комитета, заместителя председателя Уралплана, ректора Уральского университета и, наконец, первого начальника Уральского геологического управления. В период с 1938 по 1968 г. гора называлась Манси-Нер - "Мансийский камень". В 1968 г. название гора Дидковского восстановлено решением Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР ..."
Итак, можно заключить, что современная г. Мансинер и была г. Дидковского, открытой экспедицией. Что же случилось в 1938 г.? Какие причины заставили резко поменять название этой горы?
Б. В. Дидковский (1883-1938) был крупным революционным деятелем на Урале. Он был одним из организаторов обороны Урала против наступавших частей Белой армии. После войны стал основателем и первым ректором Уральского Государственного Университета, затем зам начальника Уралплана, геологического управления. Он играл значительную роль в организации и снаряжении Североуральской экспедиции.
На некоторые догадки наводит дата смерти Дидковского - 1938 г. (совпадающая с датой переименования горы). Странным кажется и то, что такое крупное географическое открытие практически не освещается в официальной литературе - ни в БСЭ ни в справочниках об Алешкове и Североуральской экспедиции не сказано ни слова. Возможно, это же событие имело какое то влияние и на г. Народную.
Дальнейшие поиски подтверждают мои подозрения - Дидковский был арестован НКВД в 1937 г. и в феврале 1938 г. расстрелян. Обращает на себя внимание то, как иссяк поток географической литературы в период с 40-х по 50-е годы (по сравнению с изобилием 30-х годов).
[1965 г., журн. "Советская геология" №8, "Потери науки", c. 169]
"... В 1937 г. Б. В. Дидковский был подвергнут необоснованному аресту и в 1938 г. погиб."
[1966 г., журн. "Урал" №6, "Жизнь, отданная революции", М. Букина, Ю. Постной, с. 161]
"... 4 января 1937 года по ложному доносу он был арестован. Когда его уводили, Борис Владимирович старался успокоить жену: - Товарищи разберутся и через три дня я вернусь. Но он не вернулся. В феврале 1938 года оборвалась его жизнь ..."
[1968 г., журн. "Советская геология" №8, "Памяти Б.В.Дидковского", c. 154]
[1990 г., журн. "Советская геология" №1, "Борис Владимирович Дидковский (1833-1938)", c. 115]
"... 4 января 1937 г. Б. В. Дидковский был арестован по ложному доносу. В феврале 1938 г. по приговору особой тройки расстрелян ..."
Очевидно, название г. Дидковского должно было исчезнуть с географических карт. Дальнейшее известно - г. Дидковского была вскоре переименовна в г. Манси-Нер. Не это ли стало причиной умышленного замалчивания памяти об экспедиции и ее участниках? Если так, то это событие является ключевым для понимания перемены названия г. Народной. Новые названия Нaрода и Нaрода-Из должны были заменить первоначальное. Существовал "мансийский" вариант (Карпин-Нер) и для горы Карпинского.
Можно конечно предположить, что это было лишь следствием национальной политики в картографии, тем не менее такое совпадение не выглядит случайным.
Первоначальное название г. Нарoдная просуществовало, видимо, до середины 50-х годов, пока не была придумана "блестящая" идея с заменой ударения. После смерти Алешкова в 1949 г. и Городкова в 1953 г. выступить с опровержениями от первого лица стало некому.
Как сообшают Н. П. Архипова и А. К. Матвеев, в феврале 1968 г. Дидковский был реабилитирован а название г. Дидковского восстановлено на прежнем месте. Впрочем за 30 лет название г. Манси-Нер стало настолько привычным, что, вероятно, было принято компромисное решение, назвать г. Дидковского ближайшую безымянную вершину (1673 м).
г. Защита
В 1999 г. я своими глазами увидел высочайшие вершины Урала, упомянутые в дневнике Алешкова.
В грандиозной панораме каменных пирамид Народная не выделяется какой-либо характерной формой, также впрочем как и г. Карпинского. Леса на ее склонах нет вообще, лишь каменные россыпи, скальные обрывы, да белые пятна снежничков, оживляющие суровый ландшафт. Ближаший лиственничный лес находится довольно далеко, в долине р. Народы.
Напротив, г. Мансинер (Дидковского) соперничает по изяществу с г. Саблей - ее коронообразный шпиль на 740 м взметнулся над озерами у подножья, склон почти отвесной скальной стеной падает к леднику Манси. Не смог бы наверное обойти ее вниманием и Алешков. Вторая вершина (1673 м) самостоятельной горой не выглядит.
С Народной хорошо заметен за г. Мансинер остроконечный пик, заметно превосходящий ее (Мансинер) по высоте. Это г. Защита 1808 м - 2-я вершина Урала. К своему удивлению, никаких сведений о ее названии мне найти так и не удалось. Обошел ее вниманием Алешков, не упомянул о ней и справочник А. К. Матвеева "Вершины каменного пояса". При этом в итоговой главе отчета Алешков писал:
[1929 г. "Северный Урал (Ляпинский край)" Алешков А.Н., с. 56,57]
... Топограф Экспедиции С. А. Янченко при помощи малой мензулы и соответствующего кипрегеля заснял водораздел Уральского хребта, начиная от р. Итьи, пункта окончания съемки в 1926 г., до Сибиряковской дороги. Общее протяжение заснятой полосы 180 км при ширине от 15 до 23 км, что составляет площадь около 3300-3500 кв. км. Масштаб съемки 1:100000; горизонтали проводились через 50 м. ...
Можно предположить что Янченко должен был бы заметить эту неординарную вершину (г. Защита находится непосредственно на водоразделе). К сожалению, не имея материалов экспедиции, оказалось невозможным выяснить, дали ли сотрудники экспедиции какие-либо названия этой и другим вершинам.

Послесловие

Как мне показалось, заслуги Алешкова А. Н. так и не были оценены в должной мере. Сведений о нем в литературе крайне мало (БСЭ 1970-72 гг. о нем даже не упомянает). Не удалось найти ни воспоминаний современников о нем, ни каких либо эпизодов из его жизни. Лишь его научные публикации, в значительной степени автобиографические, рисуют образ неутомимого ученого-исследователя, изучившего одно из последних белых пятен на карте Земли.
Он обладал счастливой способностью первым находить непознанное, в то время как другие или искали не там, или не замечали своей удачи даже проходя рядом.
После окончания Североуральской экспедиции Алешков еще несколько лет продолжал изучение Приполярного Урала. Вскоре он совершил еще одно крупное открытие - экспедиция под его руководством обнаружила на Урале ледники. Первый найденный ледник под г. Саблей Алешков назвал именем своего более знаменитого предшественника Э. Гофмана, по иронии судьбы отрицавшего их наличие на Урале.
Последняя крупная удача Алешкова - открытие на Приполярном Урале месторождений кварца - горного хрусталя.
Кстати, известное наименование высокогорного района Урала "Приполярный Урал" также было предложено в начале 30-х годов Городковым и Алешковым (раньше весь отрезок хребта севернее г. Тельпозиз назывался Полярным Уралом)
Впоследствии Алешков работал профессором Ленинградского университета. Его жизнь закончилась в 1949 г. в возрасте 53 лет.
Начавшиеся репрессии 1937 г. бросили тень на столь ярко начавшуюся творческую карьеру ученого. Но все закономерно - уже более 7 лет в деревне шло уничтожение крестьянства, страдания которого общество предпочитало не замечать ...
Гора с раздвоенным названием Народная стала молчаливым свидетелем Истории XX века, своеобразным предостережением.
Далеко не все документы мне удалось просмотреть, как следствие, многие обстоятельства событий тех лет так и остались невыясненными. В качестве ориентира, для продолжения исследования, как мне кажется, могут представить интерес следующие первоисточники:
- Материалы Североуральской комплексной экспедиции АН и Уралплана 1924-1928 г. (дневники, карты, фотографии и рисунки К.К.Флерова, Н.Н.Рябинина)
- Труды ледниковых экспедиций, в.4, Урал (Приполярные районы) Л. 1935 г.
- Постановление о переименовании гДидковского 1938 г.
- Постановление ГУГК при СМ СССР 18 февраля 1968 г. о восстановлении названия г.Дидковского
Крайне интересно было бы познакомиться с воспоминанием родных, близких и знакомых сотрудников Североуральской экспедиции, очевидцев возникновения наименований Урала, участников изучения и освоения Уральского севера - геодезистов, геологов, местных жителей...
Признателен за большую помощь и интерес к данной теме Е. Давгаеву и Ю. Политову.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Vogulx, 01.03.2009
Вообще-то оригинальное название высшей точки Урала НАРАДА. К сожалению точный источник информации запамятовал, постараюсь откопать. А название Народная уже привнесли иудохристанские миссионеры под прикрытием социалистических идеалов.