18 января 2013
Тип материала: Статья Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1981
Автор - Н. Каверин

Источник: "Ветер странствий", №16. "Физкультура и спорт", М., 1981.

Озеро Орон протянулось с юго-востока на северо-запад почти на 30 км. Северо-западный конец его соединен протокой с Витимом, а с востока в озеро впадает Сыгыкта, собирающая воду с северных склонов хребта Кодар. Длина реки от слияния Правой и Левой Сыгыкты до Орона 70 км. Нижняя часть ее, от впадения Халласа до устья, неоднократно пройдена на рубленых плотах туристами, завершавшими таким сплавом пешее путешествие по Кодару. Сколько-нибудь серьезных препятствий на этом участке нет. Данные об успешном сплаве по Сыгыкте выше Халласа отсутствуют (были неудачные попытки, одна из них кончилась трагически в 1962 г.). На этом участке русло на протяжении 35 км падает на 230 м - средний уклон для сибирской реки не маленький (6,3 м/км).
Вот, по сути, и все данные о Сыгыкте, которыми мы располагали к началу похода. Были еще смутные слухи о том, что на ней есть каньон. Там несколько водопадов, каждый метров по десять высоты. Обнос затруднен: вьючная тропа далеко от реки, а над каньоном по склону лишь оленья тропка.
Эти сведения сообщил нам геолог из Читы. Разговор происходил в Муе на Витиме, откуда мы начинали поход - попутным рейсом вертолета на Сыгыкту. Геолог показал и положение каньона на схеме реки. Сам он бывал у его начала. О каньоне говорили и летчики, видевшие его не раз, летая над Сыгыктой.
Мы собрали байдарки и начали сплав в 5 км ниже слияния Правой и Левой Сыгыкты, пройдя перед этим пешком вверх до места слияния. На этом участке есть один каскад порогов длиной около 1,5 км. При разведке вниз по реке порогов мы не обнаружили, но сразу стало ясно, что плыть будет нелегко.
Сыгыкта течет в широкой долине, образуя протоки, рукава, острова. Спокойных участков нет: вдоль густо заросших берегов несется ровная быстрая струя - ни улова, ни затона, ни тихого места в устье ручья. Где и есть маленький улов, не войдешь - мешает нависающий кедрач. Его стволы протягиваются на 2-3 м над водой и лишь потом тянутся вверх. Словом, отплыть можно, а вот удастся ли пристать к берегу? Каньон с водопадами нам был обещан в 6 км ниже точки начала сплава. Все это определило не вполне обычный характер прохождения реки: приходилось вести сплошной просмотр не столько для разведки препятствий в русле, сколько для того, чтобы наметить место подхода к берегу. Идти вдоль Сыгыкты трудно, особенно при средней или высокой воде. Галечные косы затоплены, а по коренному берегу - таежный бурелом или густой кедровый стланик. Быстро не пойдешь.
Первые 9 км мы шли два дня. Каньона не было. Не было даже порогов, только мощная быстрина, дробящаяся на протоки, уходящая в завалы, бегущая вдоль заросшего берега, к которому почти нельзя пристать. Потом появились пороги.
Первый порог мы назвали "Серп". Он начинается у впадающего слева ручья мощным, но чистым сливом - камни у берега срезают струю, и она образует "треугольник"; в 50 м ниже, едва успокаиваются валы "треугольника", реку перегораживают гряды крупных камней. Вода входит в них узкими языками, и каждый язык упирается в плиту, разбивается в камнях. Узкий проход с маневром - у правого берега; сюда не так просто выйти - струя тащит в центр, в камни. Потом вода стекает под правый берег, образует здесь мощные валы и сразу уходит влево, оттесненная каменной мелью, ниже которой впадает справа приток. Идущая вдоль левого берега струя сливается со струей притока, одновременно срезаясь левобережными камнями; это создает на выходе толчею "рваных", пульсирующих стоячих волн. Справа ниже притока - улов, сюда надо выйти из струи, не входя в пульсирующие валы на выходе.
За "Серпом" река дробится на несколько проток. Мы шли по правой; здесь, в 150 м ниже конца "Серпа", надо провести байдарки по галечной мели, и дальше можно плыть; сразу после слияния проток - прижим справа, за ним - улов. Дальше - цепь шивер и порогов. Среди них: "Хулиганка" - с 5-образным проходом между грядами камней и сильным неожиданным навалом на огромный камень в самом конце шиверы; "Давыдыч" - в левой протоке у галечного острова (правая протока мелкая); "Борода" - два слива, разделенных коротким участком быстрины, в нижнем - мощный прижим справа, а слева - чистый проход. Ниже "Бороды" - шивера средней мощности, за ней слева впадает приток - последний крупный приток на участке выше Халласа. За ним небольшой, спокойный участок, и дальше каменистая шивера ведет к водопаду.
Водопад "Игемон" - единственный на Сыгыкте. Общий перепад в нем около 5 м, из них 2 м приходятся на воронкообразный сток длиной около 15 м, а 3 м - на сам водопад. Вода падает не отвесно, под углом 70°, струя в падении продольно скручена, внизу лохматые пульсирующие шапки пены. Водопад в главной протоке - правой. Меньшая, левая, протока делится еще на две, обтекающие с двух сторон лесистый остров, по которому водопад можно обнести (в малую и среднюю воду). Пройти эти протоки невозможно: мало воды, проводка рискованна. Успешное прохождение самого водопада маловероятно, хотя при современном уровне мастерства туристов-водников мы не рискнули бы признать его абсолютно непроходимым! Ниже водопада - несложная шивера, дальше - галечный остров, к которому надо пристать с его правой стороны и просмотреть порог в протоке - мощный слив на правом повороте с большим камнем в центре струи ("Единорог").
В 300 м ниже последний порог на Сыгыкте, "Трезубец", - короткий слив, в шахматном порядке закрытый камнями. Длина порога 100 м, общее падение не менее 3 м. В среднюю воду его можно пройти левой стороной с энергичным маневром между камнями или по центру через покрытый водой камень и стоящую за ним сложно изогнутую лохматую "бочку". При левом варианте требуются большая точность на входе и энергичный маневр на струе с уходом влево от крутого слива. При центральном варианте приходится протыкать "бочку": байдарку неизбежно разворачивает и кладет на бок. Мы испробовали оба способа, и дело обошлось без переворотов, но проходить "Трезубец" по центру рекомендуется только экипажам, владеющим слаломной техникой.
В малую воду порог может оказаться непроходимым.
"Трезубцем" кончается интересный в спортивном отношении участок Сыгыкты. Река входит в трехкилометровый "разбой", ниже которого слева впадает Халлас. Дальше нет препятствий, кроме завалов у островов и на мелях, скорость течения снижается, появляются плесы. От Халласа до озера Орон можно при необходимости дойти за 3-4 часа. Поход еще не кончен - впереди удивительная красота озера, прохождение Делюн-Оронского порога на Витиме. Но Сыгыкта позади.
Каньона на Сыгыкте нет. Легенда о нем появилась, очевидно, потому, что на участке выше водопада долина реки сужается, острова исчезают, река течет одним руслом. Правый берег крутой, тропа идет верхом, река с нее не видна, только шумит далеко внизу. Зато виден противоположный склон долины, тоже крутой. Когда идешь по тропе, создается впечатление, будто река бежит внизу в глубоком ущелье. С вертолета, наверное, тоже разобраться трудно: впрочем, летчики, скорее всего, просто называют каньоном сужение долины, не слишком заботясь о точном смысле этого слова. На самом деле по левому берегу здесь легко можно пройти - он отлогий, расчлененный распадками. Да и правый только местами крут, чаще он косо сходит в воду; бомов почти нигде нет. Сыгыкта заслуживает внимания. Это один из самых красивых притоков Витима, мало посещаемый людьми, интересный в спортивном отношении. О грибах, бруснике, хариусе, кедровых орехах и говорить нечего. Попасть на Сыгыкту можно, если повезет, вертолетом из Муи или из Чары: на Кодаре работает немало экспедиций, иногда партии стоят и на самой Сыгыкте или поблизости. Но из Чары можно дойти и пешком с оленями на Левую Сыгыкту, а по ней начать сплав в 10-15 км выше ее слияния с Правой Сыгыктой. Пешая часть в этом случае составит 50-60 км, а поход - с озером Орон и Витимом до Нерпо - можно, по нашему мнению, без натяжки оценивать пятой категорией сложности. Несмотря на то,что плыть теперь будет легче - без каньона, подстерегающего за поворотом.