Главная > Книги Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Воскресные путешествия пешком

Л.: Лениздат, 1988.—144 с.

Автор:

Карельский перешеек
       Юг Ленинградской области
Соберем друзей

Туристские походы и путешествия благотворно влияют на здоровье, развивают физически, укрепляют организм, кроме того, обогащают человека знаниями и практическими трудовыми навыками, вырабатывают чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность.

В новой редакции Программы КПСС и Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года, принятых XXVII съездом КПСС, большое внимание уделено вопросам социального развития нашего общества. Важным средством формирования физически и нравственно здорового человека выступают физкультура, спорт и. туризм. Значительная роль в этом деле принадлежит именно туризму, который в нашей стране рассматривается как одно из средств коммунистического воспитания трудящихся.

Туризм как равноправный вид спорта вошел в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, является обязательным видом для сдающих нормы комплекса ГТО. Поистине массовыми стали в последние годы Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи "Моя Родина — СССР".

Тысячи туристов занимаются в секциях при Ленинградском, клубе туристов, в районных клубах, ДСО, секциях коллективов физкультуры предприятий и организаций. Однако далеко не каждый, кто хотел бы заниматься туризмом, решается переступить порог клуба или секции. Причины здесь могут быть самые различные: стеснительность, неуверенность в себе, боязнь "заорганизованности", желание проводить отдых на природе только в ограниченном кругу самых близких людей и так далее.

Книга адресуется людям всех возрастов, желающим проводить свои воскресные дни в самостоятельных походах по пригородам Ленинграда. Она будет также полезна энтузиастам, желающим создать в трудовом коллективе, по месту учебы или жительства туристскую группу или секцию, но не знающим пока, как и с чего начать. С ориентацией на указанный контингент читателей авторы и компонуют книгу как "самоучитель по туризму".

Прежде всего мы познакомим вас с правилами, которыми, следует руководствоваться на туристской тропе, расскажем о том, как собрать группу, выбрать посильный маршрут, интересный для всех. Немаловажное значение в походе имеют правильно подобранное снаряжение, рационально организованное питание — об этом также пойдет разговор на страницах книги. Вы узнаете, как уместить в небольшом рюкзаке ворох походных вещей и горы продуктов, как сделать бивак вашим вторым домом.

В походе придется отыскивать верный путь, преодолевать несложные, препятствия — надеемся, что наши советы помогут вам не заблудиться в пути и не спасовать перед трудностями туристской тропы.

Для тех, кто захочет собрать у походного костра своих друзей, мы расскажем об организации простейших туристских слетов, посоветуем, какие можно провести конкурсы и соревнования.

В книге приведены наиболее популярные пешеходные маршруты для прогулок и походов выходного дня, проложенные вблизи от Ленинграда. Предлагаемые маршруты охватывают главным образом Карельский перешеек, а также некоторые районы к югу от Ленинграда. Большинство описаний маршрутов заимствовано из разработок секции походов выходного дня Ленинградского клуба туристов. Авторы выражают сердечную благодарность активу секции и прежде всего ее членам: В. Н. Алексееву, Н. В. Антонову, Г. Н. Гардениной, Ю. А. Годовиковой. А. А. Иванову, В. И. Ивановой, Г. И. Козловой, Н. И. Левитской, Э. К. Миронович, А. В. Морозовой, Л. К. Нагродской, Н. П. Пастуховой, Н. М. Савич, И. А. Субботиной, А. Е. Шалашову. Авторы выражают благодарность также Льву Алексеевичу Плечко, старейшине ленинградских туристов-краеведов, по совету и настоянию которого была написана эта книга.

Итак, в поход, товарищи туристы, но сначала — в поход, по страницам книги.

До встречи на туристской тропе!

Как стать туристом

Круглый год электропоезда увозят по выходным дням десятки тысяч ленинградцев за город. Среди воскресных пассажиров можно выделить особую группу людей, отличительным признаком которых служит рюкзак. "Туристы",—обычно называют их, не задумываясь. Но каждый ли человек с рюкзаком—турист?

Энциклопедический словарь определяет туризм как организованное путешествие по определенным маршрутам.

Значит, чтобы стать туристом, нужны, во-первых, маршрут движения и во-вторых—определенная организация. Исходя из этого мы расскажем вам о том, как организовать поездку за город, чтобы она стала настоящим туристским походом—походом выходного дня. А чтобы вас на первых порах не испугали трудности выбора маршрута— предложим описания наиболее популярных.

Итак, желание пойти в поход уже появилось. Тогда—собирайте попутчиков!

Но прежде условимся, что раз уж вы решили стать туристами, придется выполнять определенные правила— "Правила проведения туристских спортивных походов". Поэтому тех людей, которые пойдут с вами в поход, будем называть не "компания", а "группа". Состав туристской группы для похода выходного дня согласно правилам может колебаться в широких пределах —от 4 до 50 человек. Такой количественный состав легко объясним: минимальное количество участников определено исходя из требований элементарной безопасности на маршруте—в случае травмы одного трое других всегда смогут оказать ему помощь. Ну а группа числом более 50 человек просто будет неуправляемой.

Но и 50 человек—тоже слишком много для одной туристской группы. В такой огромной группе наверняка будут возникать внутренние "малые группы", исходя из общности интересов. Так что для туристской группы для походов выходного дня мы посоветуем максимально ограничиться 10—12 человеками. Если же со временем количество участников у вас возрастет и превысит 20—25 человек, такую группу целесообразно будет разбить на 2—3 самостоятельных. При этом ходить можно будет всем вместе, по одному маршруту, а остальные вопросы (питание, лагерь и т. п.) — решать внутри отдельных групп.

С кем идти в поход? Можно собрать в туристскую группу сослуживцев или соседей по дому, или просто знакомых и родственников—всех, кто в принципе разделяет вашу мечту о походе и с кем вам будет приятно провести свои выходные дни. Никаких ограничений по возрасту для участников похода выходного дня, а также требований к их туристскому опыту формально не устанавливается, но очевидно, что в группе должны быть собраны люди со схожими интересами, единомышленники.

Теперь, когда у вас собрана туристская группа, для нее необходим руководитель. Согласно правилам, группа должна его выбрать. Совсем не обязательно для этого устраивать большое собрание с президиумом и протоколом—достаточно каждому высказаться и предложить кандидатуру, и тогда сразу можно будет выявить лидера. Но при этом нужно, чтобы избранный вами руководитель ранее хотя бы один раз побывал в походе выходного дня, чтобы иметь представление о туризме. И конечно, нужно, чтобы он обладал умением увлечь и повести за собой группу. Вероятно, последнее качество у него обязательно есть, иначе вы выбрали бы другого руководителя. На практике чаще всего случается, что не группа выбирает руководителя, а он подбирает группу. В этом нет ничего плохого, нет нарушения правил: принимая приглашение в поход, каждый из участников как бы признает лидирующую роль его организатора и согласен с этим.

Прежде чем отправиться в поход, не забудьте распределить обязанности между участниками. Итак, руководитель уже есть. Напомним ему, что в группе добровольно собраны его единомышленники, то есть люди, которым, не следует приказывать, а можно и нужно с ними советоваться. Поэтому стиль руководства должен быть демократическим (за исключением экстремальных ситуаций, когда требуется немедленно найти верное решение).

Кроме руководителя в группе следует назначить, а точнее, "выдвинуть" еще несколько должностных лиц. Это прежде всего—завхоз, обеспечивающий в группе питание ее участников.

В походе выходного дня вы, конечно, не собираетесь болеть, однако в группе должен быть "медик". Конечно, невозможно сделать так, чтобы в каждой группе находился профессиональный медицинский работник, но один из участников должен быть подготовлен—теоретически, практически и морально—к оказанию доврачебной помощи в случае травмы или заболевания. Именно в его рюкзаке должна находиться и ваша, походная аптечка.

Каждый из туристов должен уметь починить нехитрый походный инвентарь, но если у вас в группе есть умелец, способный вернуть к жизни казалось бы безвозвратно испорченную вещь, назначьте его "ремонтником". Пусть он скомплектует и носит ремонтный набор, давая пользоваться им, по мере надобности, другим участникам группы. Можете быть спокойны: инструмент у умельца всегда будет содержаться в порядке, а в "безнадежном" случае он непременно придет на помощь и обязательно что-нибудь придумает.

И конечно же, в вашей группе наверняка будут свои кино- и фотооператоры, лучше других участников владеющие аппаратурой.

Но для того, чтобы получить статус организованной туристской группы, недостаточно собрать группу и определить ее руководителя. За спиной туристской группы обязательно должна стоять организация, которая будет ей помогать и поддерживать ее. В Правилах такая организация именуется как "проводящая поход". Организация, проводящая поход, помогает группе в обеспечении инвентарем и снаряжением, создает условия для занятий туристов по подготовке к походам, ходатайствует в случае необходимости о допуске ее в отдельные районы, об организации экскурсионного и транспортного обслуживания и т. д. Как правило, в качестве такой организации выступают профсоюзные комитеты или спортивные клубы, советы физкультуры; ими могут быть различные районные клубы, клубы при ЖЭКах и т. д. Обычно "проводящей" выбирается та организация, где работают, учатся, проживают большинство участников.

Формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа, служит маршрутный лист. В него заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения. Это—своеобразный паспорт группы на маршруте: все сведения в нем должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью проводящей организации.

Если в вашей организации нет изготовленных типографским способом бланков, маршрутный лист совсем несложно напечатать на пишущей машинке. Вот как он выглядит:

1-я страница

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №______________

на поход выходного дня

Группа туристов ———————————————————————————

(наименование организации)

в составе —— человек следует по маршруту: __________________________________________

(указываются основные пункты следования)

в сроки с ______________________________по _____________________ 20__ г..

Руководитель группы :————————————————————————

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Маршрутный лист выдан ——————————————

№ п/п Фамилия, имя, отчество Домашний адрес, телефон

3-я страница

План похода

Дата Участок маршрута Расстояние в километрах Способ передвижения Экскурсионные объекты, общественно полезная работа

На 4-й, последней странице следует от руки нарисовать схему маршрута, чтобы лучше себе представить ее и наглядно видеть, какие препятствия ожидают вас на каждом из дневных переходов. Масштаб выдерживать необязательно, но основные пропорции в расстояниях необходимо сохранить.

Естественно, что, прежде чем браться за заполнение маршрутного листа, необходимо решить, куда будет проложен туристский маршрут. Здесь мы подошли с вами к одному из наиболее важных моментов подготовки похода выходного дня.

Выбор маршрута обычно зависит от цели, которую ставит перед собой группа, от вкуса и интересов ее участников. Как бы ни были разнообразны эти цели, их можно сгруппировать следующим образом:

посещение исторического или природного памятника;

отдых среди природы;

физическая тренировка, связанная с длительным пешим переходом.

Очевидно, что на практике перечисленные цели могут сочетаться и в рамках одного похода.

Исходя из целей, протяженности, продолжительности и возможности встретить на пути естественные препятствия, походы выходного дня подразделяются на прогулочные и оздоровительные. Есть еще походы тренировочные и соревновательные—для тех, кто готовит себя к сложным многодневным походам. Но для нас пока наибольший интерес представляют первые два вида, так как для многих именно с них начинается дорога в туризм.

Прогулочные походы обычно ограничивают одним днем, стараясь уложить весь маршрут в пределы 10— 15 км. Такие походы, как правило, проходят по вполне приличным дорогам и потому не связаны с преодолением естественных препятствий. Во время этих походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения весьма невелико.

Оздоровительные походы имеют более солидную протяженность—до 25—30 км и могут продолжаться в течение одного или двух дней. Маршрут в таком походе может проходить не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам, вдоль берегов рек и озер, по болотам и вырубкам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: бурелом, кочки, камни, ручьи, канавы — все это придется преодолевать, да еще и с увесистым рюкзаком за плечами. Не обойтись здесь и без длительных привалов: на обед, для отдыха, ну а если поход продолжается два дня, то и без ночлега.

С учетом приведенной классификации и следует приступать к разработке маршрута, наметив для себя интересующую тему и объекты посещения и помня о необходимости соблюдения следующих принципов:

1. Участок маршрута дневного перехода должен соответствовать силам группы.

2. В походе выходного дня для движения между экскурсионными объектами можно использовать местный транспорт, но какую-то часть маршрута следует непременно пройти пешком.

3. Разрабатывать маршрут следует так, чтобы движение к экскурсионному объекту и обратно проходило, по возможности, по разным дорогам.

4. Если вы планируете организовать на маршруте длительные привалы и ночлег, непременно следует заранее наметить их место.

При разработке маршрута приходится использовать. самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другую краеведческую литературу. Наиболее серьезно следует подходить к выбору картографического материала: за выходной день в нашей области вы вряд ли сумеете всерьез заблудиться, но очень обидно не попасть в запланированное место. Поэтому не следует, готовя маршрут, полагаться только на те обзорные схемы, что помещают обычно в различных книгах,— они хороши лишь для общей проработки похода. Для точного построения маршрутной нитки удобно пользоваться специально издаваемыми туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области, картами и описаниями из рубрики "Сто путей, сто дорог" журнала "Турист".

Для походов, основу которых составляют экскурсии, следует заблаговременно убедиться в их осуществимости — узнать время работы музея, режим допуска в заповедник и т. п.

Необходимо познакомиться с расписанием движения транспорта, так как важно не только попасть в начальную точку похода, но и своевременно возвратиться домой. Не следует при планировании маршрута забывать и о некотором резерве времени на случай непредвиденной задержки в пути.

Важным и волнующим моментом похода всегда бывает сбор группы на вокзале: вдруг кто-то не придет, опоздает, а в рюкзаке у него продукты на всех, нужное снаряжение.

Хочется сразу же предупредить, что если вы договорились идти в поход, то идти надо обязательно. Если же очень важные и объективные обстоятельства не пускают вас в этот раз за город, обязательно предупредите товарищей заранее, в крайнем случае — привезите на вокзал продукты и снаряжение, чтобы не подвести группу. И помните, что приходить к месту сбора нужно в строго указанное время или чуть-чуть раньше, чтобы не приходилось ждать. Как утверждает один из опытнейших в стране туристов А. Берман, опоздавших не бывает, если известно, что ждать их не будут. Может быть, попробуете испытать это правило в своей группе?

Назначая место сбора, очень важно выбрать его так, чтобы оно было приметным и известным для каждого члена группы. Например, на Финляндском вокзале такими традиционными местами сбора туристских групп являются малый зал, расписание на Выборгское или Сосновское направление. Можно, если знаете расписание, установить место встречи в определенном вагоне электропоезда, отправляющегося в выбранное вами время. Почему-то туристские группы любят, как правило, встречаться в третьем ("от головы" или "от хвоста") вагоне. Пожалуй, сбор в вагоне наиболее удобен — не нужно никого специально дожидаться, ведь время отправления электропоезда фиксировано. К тому же, участники могут подсаживаться в вагон на тех станциях, где им удобнее.

Выбираем снаряжение

К сожалению, вопрос снаряжения считается многими совсем не важным для участников похода выходного дня. Приглядитесь повнимательней к пассажирам воскресных электричек и вы согласитесь с нами: разнообразие "гардероба", преобладание повседневной одежды и обуви, предназначенных для города. Среди них — отдельные "туристские" атрибуты: палатка, которая, как правило, почему-то не поместилась в рюкзаке, топор, привязанный снаружи к рюкзаку, котелок (сам рюкзак присутствует не у всех). Вот, пожалуй, и все. Возникает вопрос: если многие (а их, как правило, большинство) в своих воскресных загородных вылазках обходятся без так называемого туристского снаряжения, может быть, оно не обязательно? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как выглядели на маршруте, на биваке в холодную ночь или непогоду, наконец, в электричке, возвращаясь домой, встречавшиеся вам горе-туристы, пренебрегающие снаряжением. Вспомнили? Тогда предлагаем обсудить вопрос выбора снаряжения. Походы выходного дня мы условно подразделили на прогулочные и оздоровительные.

Для прогулочных походов (или прогулок — что почти одно и то же) не требуется подбирать специально особое туристское снаряжение — вполне достаточно спортивной одежды и обуви. Учитывая, что современная мода отдает предпочтение спортивному стилю одежды, подбор ее для прогулочных походов не составит труда.

Обувь подойдет любая, но обязательно, как пишут в путевках на туристские базы, на низком каблуке. Почему не подходит высокий каблук, вы, видимо, догадались и сами. Поскольку даже на прогулку вам придется взять легкую куртку, что-нибудь из еды и так далее, для их переноски подойдет спортивная сумка, а лучше — сумка-рюкзак, последний освободит ваши руки от поклажи.

Походы, которые мы условно объединили в группу "оздоровительные", требуют более серьезного подхода к снаряжению. Их сравнительно большая протяженность, продолжительность, наличие естественных препятствий обусловливают дискомфорт, который будет ощущать человек, оказавшийся на маршруте в повседневной городской или даже спортивной одежде, но не приспособленной для туризма. Кроме того, такой маршрут потребует еще и определенных предметов коллективного пользования. В туризме принято одежду, обувь, отдельные предметы снаряжения, которыми каждый участник пользуется индивидуально, называть "личным снаряжением", а предметы коллективного пользования — "групповым снаряжением".

Используя туристскую терминологию, составим перечень личного и группового снаряжения для похода выходного дня. Начнем с личного снаряжения (табл. 1).

Рюкзак—главная часть снаряжения в пешем походе. Как отмечал еще ветеран ленинградского туризма В. В. Добкович, в хорошем рюкзаке удобнее нести пятнадцать килограммов груза, чем в плохом — пять. Каковы требования к хорошему рюкзаку? Он должен быть достаточно вместительным, прочным и легким. При этом он должен быть еще и удобным, что достигается за счет выбора конструкции и правильной укладки (последнему мы посвятим специальный раздел).

Таблица 1

Перечень личного снаряжения

Снаряжение Количество (штук, пар и т. д.) .
Поход с ночлегом в полевых условиях Поход без ночлега (прогулка)
рюкзак 1 1 на 2—3 человека
Спальный мешок 1
Коврик из пенополиэтилена (ленопласта, поролона) или надувной матрац 1
Ботинки туристские 1 1
Кеды, кроссовки 1 1
Носки шерстяные 2 пары 1 пара
Носки хлопчатобумажные 2 пары 1 пара .
Брюки из плотной ткани 1
Компас 1 1
Спички 1 1
Записная книжка, авторучка 1 комплект 1 комплект

Чуть более десятилетия назад проблемы выбора конструкции рюкзака практически не существовало, так как в туризме использовались в основном два вида: "абалаковский" и "яровский". Оба эти рюкзака изготавливались из плотной ткани (типа тонкого брезента). Они имели вшитое дно, крепкие, надежно пришитые лямки, большие карманы. Вес рюкзаков достигал 1,5—1,8 кг. Отличительной чертой "яровского" рюкзака являлось существование боковых веревочных стяжек, "абалаковского"—стяжных ремней со схватывающими пряжками, опоясывающих рюкзак через спину и дно.

Несмотря на сравнительно большой вес, эти рюкзаки очень удобно "сидели" на спине. Сейчас встретить "яровский" рюкзак в торговой сети практически невозможно. А продающийся иногда под названием "абалаковского", как отмечают Я. Г. Аркин и П. П. Захаров в книге "Люди в горах", никогда им не был. Тем не менее эта конструкция представляется незаслуженно забытой.

Какой приобрести рюкзак? Сегодня ответить на этот вопрос очень нелегко: магазины буквально наводнены продукцией различных предприятий, причем каждое вносит в конструкцию что-то свое, заботясь при этом больше о технологической легкости изготовления, чем об удобстве тех, кто их будет носить. К тому же все рюкзаки совсем недешевы: по образному выражению Ю. Роста, одного из авторов книги "Эверест-82", судя по ценам, они сделаны ювелирами.

Решаясь все же сделать покупку, можно для походов выходного дня приобрести станковый рюкзак — например, "Ермак". Наличие жесткого каркаса — станка — снимет для вас многие проблемы, возникающие при укладке рюкзака. Если вы хотите купить мягкий рюкзак, постарайтесь выбрать тот из них, который не напоминает, если его загрузить, по форме шарик. Предпочтительными будут рюкзаки, имеющие вшитую спину и дно. При выборе старайтесь также не брать рюкзаки, в которых в качестве элементов применен кожзаменитель—он слишком непрочен (особенно на дне и лямках).

Купив рюкзак, его нужно непременно "доработать": дополнительно укрепить лямки, подшить под них, если нужно, дополнительную прокладку, надставить или пришить заново стяжные ремни и так далее. Первый же выход с грузом покажет "слабые места" вашей покупки.

Не забудьте снабдить рюкзак непромокаемым вкладышем — полиэтиленовым мешком несколько больших размеров, чем он сам,—это спасет ваши вещи от намокания. Причина, по которой вкладыш должен быть больше самого рюкзака, вам, видимо, понятна — в этом случае нагрузка будет действовать не на полиэтилен, а на ткань рюкзака.

Если вы не захотели использовать покупной рюкзак, его можно сшить и самим. В принципе, рюкзак для похода выходного дня — это мешок, дополненный лямками, клапаном и карманом. В качестве основы такого мешка можно использовать чехол от большой палатки. Мы не будем подробно рассказывать о рекомендуемых размерах рюкзака и технологии его изготовления — если вы соберетесь его шить, то непременно найдете или прототипы, или выкройку с описанием.

Проблема рюкзака коснется прежде всего тех из вас, кто собрался в поход с ночлегом,— придется нести сравнительно много вещей и продукты. Для прогулок качество рюкзака менее важно, его можно заменить даже спортивной сумкой, длина лямок которой позволяет носить ее как рюкзак, за спиной.

Спальный мешок нужен только в походе с ночлегом. Некоторые начинающие туристы считают, что можно обойтись и одеялом, расплачиваясь за это бессонной ночью,— особенно, если она не очень теплая. Спальный мешок проще всего купить в магазине: стандартный мешок — одеяло на застежке-"молнии" — весит не более 2 кг и достаточно компактен при переноске. Желательно, чтобы длина мешка несколько (сантиметров на 20—25) превышала рост его обладателя — это позволит, в случае холода, укрыться в нем с головой. "Спальный k комплект" необходимо дополнить ковриком из пенополиэтилена, пенопласта или поролона—подложенный под спальный мешок, он обеспечит хорошую теплоизоляцию. Наиболее удобным материалом для коврика является пенополиэтилен: он легок, удобно складывается и сворачивается при переноске. Толщина его не должна быть менее 10 мм, габариты—не менее 80Х40 см. При минимальных размерах коврика необходимо подкладывать на ночь под спальный мешок пустой рюкзак, куртку, Другие вещи — они также обеспечат достаточную теплоизоляцию.

Коврик из пенопласта изготовляют, вшивая его бруски в матерчатый чехол. Если же вы собираетесь спать на поролоне, его целесообразно защитить от влаги, запаяв в полиэтиленовый чехол.

Как пользоваться надувным матрацем, вам, видимо, известно. Однако из-за тяжести, по сравнению с ковриками, надувные матрацы используются в походах реже.

Собираясь всерьез заняться туризмом выходного дня, вам следует обзавестись туристскими ботинками. Лучше, если вы купите так называемые "киевские",— они более чем в два раза дороже, зато, пропорционально цене, долговечнее и удобнее. К сожалению, продаются они только на Украине и в Прибалтике. Можно использовать также "рабочие" ботинки, но непременно на резиновой подошве с глубоким рифлением.

Какими бы ни были ваши ботинки, они должны отвечать определенным требованиям: быть достаточно просторными, мягкими, тщательно подогнанными по ноге, не иметь складок, рубцов, грубых швов, выступающих гвоздей. В ботинок обязательно нужно вложить толстую войлочную стельку: благодаря ей ботинки не будут наминать ногу. От намокания ботинки следует пропитать специальной (продающейся в магазинах) смазкой или жиром. Смазку следует наносить на очищенную, высушенную кожу, предварительно разогрев ее. Обязательно нужно помнить о том, что не следует выезжать за город в новой, "ненадеванной" обуви,— купив и подготовив ботинки, походите в них хотя бы по квартире.

Можно летом выезжать за город и в кедах, вложив в них дополнительную стельку. Следует учитывать, что, высыхая после намокания, кеды "садятся" — становятся меньше. Туристские ботинки, наоборот, разнашиваясь, увеличиваются в размере.

Пусть вас не удивляет, что летом придется ходить в шерстяных носках,— они нужны для того, чтобы предохранить ваши ноги от мозолей и потертостей. В шерстяном носке ноге "мягко". Кроме того, носки позволяют плотно затянуть ботинок или кеды. Чтобы носки быстро не снашивались, их обшивают в районе пальцев и пятки тонким капроном. Если у вас на ногах нежная кожа, шерстяные носки следует надевать поверх хлопчатобумажных. Вторая, сменная пара носков всегда выручит вас, если намочены ноги,— их можно надеть вечером у костра или на ночь, в спальный мешок" Менять мокрые носки на сухие в середине маршрута вряд ли нужно—они тут же намокнут.

Брюки для похода должны быть прежде всего удобными и не стеснять движений на биваке и маршруте. Подобрать нечто близкое к идеалу можно в магазинах, где продают рабочую одежду. После некоторой подгонки "рабочие" брюки или полукомбинезон из тонкой плащевой ткани надолго станут частью вашей туристской одежды: их не прокусывает комар, не продувает ветер, они быстро высыхают, к тому же имеют расцветку, отличающуюся, как правило, от болотной, ставшей, к сожалению, традиционной в туризме. Легкие тренировочные брюки пригодятся вам на биваке, а в жаркую погоду в них можно идти и на маршруте. Наконец, если очень холодно, их можно поддеть для тепла под "основные" походные брюки.

Рубашки и футболки для похода можно брать любые, какие есть в доме,— кроме синтетических. Одна из них непременно должна быть при этом с длинным рукавом и иметь воротник— последние спасут весной и в начале лета ваши руки и шею от солнечных лучей. Желательно, чтобы рубашка была достаточно длинной и закрывала поясницу — и на маршруте, и когда вы сидите, наклонившись у костра.

Даже летом необходим в двухдневном походе легкий свитер или шерстяная олимпийка: к вечеру может похолодать, вы можете плохо себя почувствовать и так далее. Если вы и не надели свитер на себя, уложенный под спальный мешок, он увеличит теплоизоляцию и создаст дополнительный комфорт.

Штормовую куртку (штормовку) из тонкого брезента можно купить в спортивном магазине или сшить из старого плаща, укоротив его и пришив вместо воротника капюшон из того же материала. Не следует брать штормовку из водонепроницаемой ткани (капрон, болонья) — при ходьбе под рюкзаком в ней слишком жарко и вы будете намокать от собственного пота сильнее" чем от дождя.

От дождя вас предохранит полиэтиленовая накидка, которую можно купить в магазине, или просто кусок полиэтилена размерами не менее 130х180 сантиметров.

Легкая кепочка защитит вас от солнца, а если прикрепить к ней сзади булавками небольшой кусок марли или легкой ткани, такой модернизированный головной убор прикроет от солнечных лучей также ваши уши и шею.

Кружка, ложка, миска должны быть легкими и достаточно вместительными. Последнее качество следует соотносить с аппетитом туриста.

Не следует, отправляясь за город, забывать о предметах личной гигиены—полотенце, зубной щетке, мыле, носовом платке. Большого дополнительного веса в рюкзаке они не добавят, зато сохранят вам бодрость, чистый и опрятный вид.

Спички, чтобы случайно не намокли, следует упаковать в полиэтиленовый пакет. Совсем неплохо, если в группе 1—2 коробка будут запаяны в полиэтилен,— с таким аварийным запасом не страшно попасть под ливень или случайно уронить рюкзак в речку — все равно спички останутся сухими.

Наконец, записная книжка с авторучкой помогут вам сохранить новые впечатления и ту информацию, которая может пригодиться вам в следующих походах. О часах мы не напоминаем: как правило, по привычке с ними не расстаются в походе. Зато следует напомнить о компасе. Наиболее простой и дешевый — компас системы Адрианова. Можно использовать и жидкостные компасы, во множестве выпускаемые промышленностью.

Вот, пожалуй, и все необходимое вам в походе личное снаряжение. Сколько оно весит? Ведь каждую вещь придется нести самому. Не взвешивая, можно сказать, что вес перечисленного необходимого минимума личного снаряжения (только переносимого в рюкзаке) составит около 8—10 кг. Не верите? Тогда советуем проверить. И вообще, собирая рюкзак, на первых порах целесообразно взвешивать те вещи, которые намереваетесь взять с собой,— со временем, с опытом вы научитесь определять вес снаряжения на глаз, да и в памяти отложатся весовые характеристики каждого из постоянных предметов снаряжения.

Групповое снаряжение, а также его количество зависит от численного состава группы. Однако "номенклатура" группового снаряжения постоянна (табл. 2.). Количество предметов, исходя из состава группы, легко определить, пользуясь таблицей. Нетрудно догадаться, что перечисленное снаряжение требуется для похода с ночлегом в полевых условиях.

Палатка во время похода — даже короткого, воскресного — будет вашим домом. Поэтому нужно, чтобы дом был просторным, уютным, комфортабельным. Значит, палатка должна быть большой? — спросите вы. Да, но не забывайте при этом, что ее придется нести в рюкзаке, так что вес и габариты палатки следует соизмерять с силами группы.

Таблица 2

2—3 комплекта
1 на группу
2—3 на группу

За палаткой вы пойдете в магазин или пункт проката. Какую из всего многообразия выбрать? Среди палаток, выпускаемых промышленностью, преобладают двухскатные (в форме домика). Для их пошива используется, как правило, тонкий брезент или другая плотная ткань. Размеры палаток, их вес и комплектация стойками, каркасом и колышками приведены в паспорте. При выборе палатки следует руководствоваться прежде всего ее габаритами и весом. Посмотрите, какова длина палатки: если она меньше вашего роста, говорить о комфорте ночью вряд ли можно. Следует помнить, что для сна каждому участнику необходимо выделить не менее 50 см ширины палатки,— отсюда легко рассчитать, сколько палаток нужно вам на группу. Однако, как показывает опыт, в палатке всегда можно поместить на 1 человека больше, чем указано в ее паспортных данных. Известно, что в палатках с более высокими боковыми стенками лучше "обитаемость", зато в дождь эти стенки сильно намокают. У палаток с наклонной полукруглой задней стенкой имеется специальная "площадь" для хранения вещей, однако для ее установки требуется больше оттяжек и колышков.

В общем, в каждой модификации палатки достоинства и недостатки, как правило, компенсируют друг друга.

Если в комплекте с палаткой отсутствуют стойки и колышки, их непременно нужно приобрести: это избавит вас от необходимости ежевечернего уничтожения нескольких молодых деревьев, к тому же позволит натянуть палатку ровно и красиво. Кстати, для этого очень полезно удлинить на полметра те "экономные" оттяжки, которые привязывают изготовители. Крыши палаток, как правило, не выдерживают дождя: чтобы не промокнуть, следует изготовить из большого куска полиэтилена тент на крышу, при этом хорошо, если он по величине будет больше палатки и укроет от дождя и ее боковые стенки. Учитывая теплоту ленинградских летних ночей и обилие комаров, параллельно входу можно пришить длинный марлевый полог—тогда "двери" вашего "дома" можно оставлять на ночь открытыми. Заканчивая разговор о палатках, хочется еще раз напомнить об их весе: прежде чем остановить свой выбор на той или иной модели, разделите ее вес на количество жильцов — полученная величина не должна превышать 1 кг.

Кроме тентов для палаток хорошо иметь на группу еще один большой полиэтиленовый тент, под которым в непогоду может собраться вечером, за ужином, вся группа.

Топоры, которыми вы собираетесь пользоваться, должны быть надежно насажены и наточены, а для их переноски обязательно нужно сделать надежные чехлы. В набор костровых принадлежностей, как правило, входят тонкий металлический тросик с крючками или цепочками, на которые подвешивают ведра или котелки. Длина такого троса должна быть не менее 3—4 м: с двух сторон к нему привязывают капроновый шнур, при помощи которого тросик привязывают между деревьями. Длина шнура должна позволять закрепить тросик между деревьями, отстоящими друг от друга на расстояние 8м — это позволит при разведении костра не повредить их корни. Вообще же в туристской практике существует также множество других костровых приспособлений: разборные очаги, костровые треноги, кронштейны, складные перекладины, различные подвесы и держатели костровых перекладин и т. д. Некоторые из них выпускаются промышленностью. Для любого типа кострового приспособления нужны костровые брезентовые рукавицы: они уберегут ваши руки от ожогов.

Комплект посуды (ведер, кастрюль, котелков) должен быть удобен не только для варки, но и для переноски. В большей степени последнему требованию отвечают так называемые "плоские" ведра с овальным (в плане) дном. Комплект таких ведер, выпускаемых промышленностью, сделан так, что они вставляются одно в другое. Можно использовать для приготовления пищи кастрюли, снабдив их для подвешивания над костром единой дужкой — ручкой. Меньше всего подходят для похода так называемые туристские котелки со сферическим дном, которые из-за неустойчивости являются источниками постоянной опасности. Со временем, с появлением туристского опыта вы сможете изготовить самостоятельно для своей группы набор походной посуды из тонкой нержавеющей стали или алюминия. Следует помнить, что минимальная емкость каждого из ведер (котелков) для группы определяется умножением 0,5 л на количество участников.

Мы все привыкли к электрическому свету, но гораздо уютнее и теплее становится в палатке с зажженной свечой. Чтобы она не занимала "спальное" место, из легкой жестяной банки и тонких цепочек можно сделать простейший светильник, который подвешивается к веревке, протянутой под коньком палатки, или к одной из стоек, если они расположены внутри.

Видимо, не следует подробно объяснять, почему нужно иметь несколько комплектов карт, кроки, описаний маршрута: это необходимо не только по условиям безопасности (вдруг единственный комплект потеряется!), но и для того, чтобы в походе над маршрутом могли работать сразу несколько человек, что с одной-единственной картой практически невозможно.

Даже в коротком походе что-то из личного или группового снаряжения может прийти в негодность: оторвалась пуговица, начала отклеиваться подошва ботинка, треснула по шву рубашка, появилась дырка в тенте. Конечно, все это можно перетерпеть, но иногда из-за досадных мелочей портится настроение. А стоит ли его портить из-за пустяков, да еще в собственный выходной? Гораздо легче устранить причину, если, конечно, вы не забыли захватить с собой ремонтный набор. Инструмент и прочее содержимое вашего ремонтного набора должны обеспечить возможность починки снаряжения. Поскольку в последнем преобладают мягкие вещи—палатки, одежда и т. п., основу ремнабора должны составлять нитки и иголки (толстые и тонкие), кусочки различной ткани на заплаты, запасные пуговицы. Для ремонта ботинок пригодятся кусочки кожи, шило, тонкие гвозди (ими можно закрепить по ранту отклеивающуюся подошву—вибрам). Заклеить небольшие дыры в полиэтилене можно при помощи ленты липкого полиэтилена или изоляционной ленты. Не лишними будут в ремнаборе тонкая проволока и маленькие плоскогубцы или пассатижи. Не забывайте о весе вашего ремнабора: не стоит его делать тяжелее 500 г.

В состав группового снаряжения непременно должна входить медицинская аптечка. Для походов выходного дня в населенной местности состав ее невелик. Прежде всего в нее должны входить перевязочные материалы: бинты, вата, пластырь, эластичный бинт (на случай растяжения). Необходимы также дезинфицирующие вещества: йод, марганцовокислый калий, перекись водорода. Можно дополнить аптечку также набором таблеток от наиболее "популярных" болей: головной, зубной, желудочно-кишечных заболеваний — они продаются в аптеках без рецептов. Однако следует напомнить, что вряд ли стоит, будучи больным, отправляться в поход выходного дня. Ну а если серьезное заболевание или травма произошли на маршруте, пострадавшего нужно как можно скорее доставить в ближайшее медицинское учреждение. Хочется напомнить тем, кто страдает хроническими заболеваниями: постоянно следите на маршруте за своим самочувствием, имейте мужество вовремя повернуть назад, к электричке. И конечно, не надеясь на аптечку, сами обеспечивайте себя необходимыми лекарствами.

Кинофотоаппаратуру обычно берут в поход любители этого дела. Об их успехах на поприще фотографии и кинооператорства всегда можно судить по ранее выполненным работам. Поскольку в походе и фотоснимки, и будущий фильм будут делаться для всей группы, постарайтесь хотя бы в общем виде обговорить их тематику. А учитывая, что ваши фотографы и кинооператор на маршруте должны будут более активно передвигаться по сравнению с другими участниками, постарайтесь не очень сильно загружать их рюкзаки. Не забудьте также включить фотоаппаратуру и кинокамеру в вес группового снаряжения.

Кстати, если вес перечисленного в табл. 2 группового снаряжения вы разделите на количество участников, он составит не менее 2—3 кг на каждого. Собирая групповое снаряжение, его, так же как и личное, необходимо тщательно взвешивать — это позволит потом равномерно распределить отдельные предметы, между участниками.

В перечень группового снаряжения мы не включили примус, однако для небольшой группы, выезжающей в лесопарковую зону, он вполне может пригодиться — заменить костер. Лучше брать два примуса: это сэкономит время приготовления пищи. В бачок туристского примуса "Шмель" помещается 0,8 л бензина, для приготовления пищи три раза в день на одного человека требуется 80—100 мл бензина. Приведенные данные помогут вам рассчитать, потребуется ли на поход дополнительная емкость с бензином, или вы обойдетесь тем, который залит в примус. В качестве дополнительной емкости можно использовать продающиеся в магазинах полиэтиленовые трех- и пятилитровые канистры, а многочисленная группа может себе позволить приобрести десятилитровую алюминиевую канистру.

О том, как пользоваться примусом, написано в инструкции. Однако советуем при его прогревании использовать сухое горючее (продается в магазинах), а не бензин: это продлит жизнь примуса. А чтобы уменьшить расход горючего, полезно примус вместе со стоящим на нем ведром накрывать большим куском стеклоткани: это сократит теплоотдачу и соответственно время приготовления пищи.

В списке группового снаряжения мы не приводим фляжек для воды: вряд ли стоит носить с собой кроме продуктов и снаряжения еще и воду или другие напитки. Однако те из вас, кто привык к потреблению большого количества жидкости, должны позаботиться о себе сами.

Тем из вас, кто собирается в продолжительные прогулки — походы вдали от магазинов и общепита, следует взять с собой термос, хотя бы один на два-три человека. Особенно надежны и удобны для путешествия литровые термосы с металлической колбой, так как их можно не беречь от случайных ударов.

Другое снаряжение для прогулочных походов вы можете выбрать сами из приведенного списка.

Теперь вы знаете все, что необходимо, о личном и групповом снаряжении, но не торопитесь собирать рюкзак: в него придется добавить еще и продукты питания.

Не забывайте про питание

Как правило, про питание не забывают, просто, собираясь за город на выходные, договариваются, что каждый возьмет "что-нибудь поесть". На месте же оказывается, что нет соли или сахара, зато потом на опустевшей стоянке остаются горы лишнего хлеба, батонов, размокших пакетов с крупой. Все эти продукты так дешевы, что не везти же их обратно домой...

Раз мы с вами решили стать туристами всерьез, давайте, как положено перед любым походом — большим или малым, составим перечень продуктов, которые необходимо взять с собой. В туристской терминологии такой перечень называется "раскладкой". Обычно в группе ее составлением занимается специальное "должностное" лицо — завхоз; он же контролирует сохранность и расходование продуктов непосредственно на маршруте. Как же приступить к составлению раскладки? Прежде всего необходимо определить, сколько раз за время похода вы будете завтракать, обедать, ужинать, а потом составить меню. Например, если вы выезжаете в пятницу вечером, а домой собираетесь вернуться в воскресенье после обеда, то у вас будет: два ужина (пятница и суббота), два завтрака (суббота и воскресенье), два обеда (суббота и воскресенье).

Далее, вы должны четко представлять, каким временем располагаете на маршруте. Следует помнить, что приготовление только чая с бутербродами займет у вас не менее часа, а варка супа или каши потребует около 2 часов. Поэтому, планируя, допустим, ужин в пятницу, в случае позднего прихода к месту ночлега, вполне допустимо ограничить его чаем и бутербродами. Так же можно устраивать обед по "неполной программе" и в воскресенье, если вы хотите уехать в город пораньше, а идти от места стоянки до станции достаточно далеко. Как же лучше составить меню? Мы не будем предлагать вам готовых рецептов, чтобы не лишать завхоза мук вдохновенного творчества. Напомним только, что оно может быть двух- или трехблюдовое в зависимости от того, сколько у вас в комплекте ведер или котелков—два или три. (Надеемся, что не требуется объяснять связь между количеством блюд в меню и количеством котелков в походном комплекте.)

Для того чтобы от меню перейти к раскладке, необходимо знать нормы расхода различных продуктов на одного человека (в день или на одну закладку). Такие нормы давно выработаны практикой туризма. Возможно, приведенные нами цифры будут расходиться с теми, что встречаются традиционно в литературе, посвященной питанию в туристском походе, что ж, ваше дело — выбирать или принять свой собственный вариант. Итак, если вы хотите узнать наше мнение, на каждого туриста в день вполне достаточно:

Хлеб (черный, белый) 300—500 г

Мясо консервированное, мясные и колбасные изделия 150—180 г

Масло сливочное 20—40 г

Сахар 120—150 г

Норму "наполнителя" — круп, макаронных изделий—целесообразно устанавливать на одну варку:

Макаронные изделия (вермишель, рожки) 80—100 г

Крупы (гречневая, рисовая, пшенная) 60—80 г

Крупы (манная, геркулес) 50—60 г

Фасованные фабрично продукты целесообразно подбирать количественно так, чтобы при приготовлении использовать их целиком или чтобы остатков хватило еще хотя бы на раз, тогда не появится кощунственного желания избавиться от "лишних" остатков.

Мы не забыли (не подумайте!) о таких важных продуктах, как соль и чай. Соли требуется брать из расчета не менее 7 г на человека в день, однако если вы выезжаете за город постоянно, вряд ли стоит изнурять себя каждый раз мелочными расчетами, проще завести постоянную "солонку"—легкую, плотно закрывающуюся полиэтиленовую емкость с полукилограммом соли.

Не стоит высчитывать по граммам и расход чая: обычно на группу из шести человек заваривают не менее одной трети пятидесятиграммовой пачки.

Также приходится поступать и с сухим молоком (его можно заменить молочной смесью "Малютка"): для каши необходимо развести на 6—8 человек одну треть пачки.

Если вы собираетесь использовать суповые пакеты, посмотрите на их вес: одного пакета может хватить на трех (90 г) или на четырех (120 г) человек.

Сахар лучше всего покупать в высоких пачках по 500 г: он более твердый, меньше крошится и размокает. Кроме того, количество кусков сахара в таких пачках постоянно и составляет 56 или 64, в зависимости от завода-изготовителя. Из этих пачек очень удобно раздавать сахар, установив определенную норму по количеству кусков на каждого участника.

Очень важно продукты не только купить и уложить в рюкзак, но и полностью, без порчи и потерь, доставить к месту потребления. Что же нужно сделать, чтобы продукты выдержали транспортировку в рюкзаке, даже если на улице непогода? Их нужно обязательно правильно упаковать.

Хлеб и булку, чтобы они не размокли, обязательно положите в полиэтиленовые пакеты. А чтобы буханки и батоны не размякли, не кладите их на дно рюкзака!

Колбасу, особенно в местах срезов, смажьте растительным маслом и заверните в бумагу, пергамент или чистую материю — хранить в полиэтилене, особенно в жару, не следует.

Чай пересыпьте в жестяную или полиэтиленовую коробку с плотно закрывающейся крышкой или уберите пачки в полиэтиленовый мешок.

Про соль мы уже говорили. Сахар обязательно храните в полиэтилене — иначе он может намокнуть.

Сыпучие продукты (крупы, сахарный песок и так далее) упаковываются в полиэтиленовые мешки, которые нелишне поместить внутрь матерчатых.

Сливочное и топленое масло удобно хранить в полиэтиленовых банках с широким горлом. Если такой банки у вас нет, не беда — масло можно положить в два полиэтиленовых мешка, вход которых завязывается с перегибом. Для надежности эти мешки можно поместить внутрь матерчатого мешка меньшего размера. Растительное масло необходимо перелить в полиэтиленовую флягу.

Вообще нужно стараться не брать в поход продукты и, напитки в стеклянной таре—банках, бутылках—не только потому, что можно их разбить, но и чтобы не засорять лес пустой посудой.

Хочется заметить, что никакие советы не помогут, если на продукты раскладки вы не будете смотреть хозяйским глазом. Ну а он непременно подметит, как надо упаковать, чтобы ничего не пролилось, не просыпалось, не потерялось, не испортилось.

Известно, что продукт тем сохраннее, чем меньше его перекладывать. Даже одноименные продукты желательно хранить не "навалом", а расфасовать по соответствующим готовкам. Если, например, геркулес запланирован на два завтрака, то он взвешен и разложен по двум отдельным мешочкам. Такая расфасовка удобна тем, что продукты попадают именно тем туристам, которые будут из них готовить. Это экономит и время на биваке: вовсе не нужно, чтобы все рылись в своих рюкзаках, доставали и отвешивали, отмеряли "дежурный продукт",— работает только один турист, на долю которого выпала очередная готовка, и все необходимое для этого лежит у него в известном ему месте в его рюкзаке. Кстати, при такой организации питания задача завхоза — еще в городе назначить дежурных, сообщить им (можно и по телефону) меню на их готовку, наименование и количество продуктов, которые нужно для этого купить. Денежный расчет обычно производится в электричке или в процессе похода; завхоз записывает расходы каждого, суммирует их и делит на количество участников. "Плюсовые" отклонения от среднего компенсируются за счет "минусовых". Необходимо следить, особенно в группах с относительно стабильным составом, чтобы в дежурстве по кухне принимали участие последовательно все туристы. В таких группах при деятельном завхозе обычно не пропадают и продуктовые остатки: их сохраняют до следующего выезда.

Тем из вас, кто захочет достичь выдающихся успехов и снискать славу кулинаров, мы рекомендуем книгу Н. А. Лысогора, Л. А. Толстого, В. В. Толстой "Питание туристов в походе" (М., Пищевая промышленность, 1980). Остальным попытаемся напомнить, может быть, забытые некоторые основные кулинарные правила:

крупы перед варкой необходимо мыть (кроме манной и геркулеса);

вермишель, макароны, лапшу и т. д. нужно закладывать в кипящую воду и варить строго по времени; после готовности промыть;

чтобы утром на приготовление завтрака тратить меньше времени, крупу можно с вечера замочить в холодной воде;

мясные консервы следует закладывать в кипящий суп или кашу непосредственно перед снятием с огня;

сухое молоко не следует разводить горячим кипятком.

Несмотря на рекомендации все продукты взвешивать и расфасовывать дома, у вас наверняка может возникнуть ситуация, когда понадобится срочно что-то взвесить из продуктов и во время похода. Не беда, если у вас нет .с собой весов или безмена,—определить вес можно и с помощью кружки или ложки, воспользовавшись табл. 3.

Данные этой таблицы заимствованы из "Справочника путешественника и краеведа" под редакцией С. В. Обручева (М., Географиздат, 1949), послужившего уже многим поколениям туристов.

Т а б л и ц а 3

Содержание массы продуктов в кружке и столовой ложке

Наименование продукта Кружка 0,5 л Столовая ложка
Рис 350—440
Фасоль 410—460
Горох 385—460 -

Пользуясь материалами того же справочника, напомним также о продолжительности варки различных продуктов на костре и соотношении в котле между крупой и водой при приготовлении каши (табл. 4).

Таблица 4

Продолжительность варки продуктов на костре и соотношение их и воды при приготовлении каши

Наименование продукта Количество кружек воды на 1 кружку крупы Продолжительность варки, мии
Геркулес 3 10—20
Вермишель, лапша 20—30
Картофель молодой 30—40
Картофель старый 30—40

Следует помнить, что если вы берете в поход свежее (или замороженное) мясо, варить его придется достаточно долго: 1,5—2 часа. Следите, особенно летом, в жару, чтобы оно не испортилось. Признаком этого будет потемнение, неприятный запах. Если на колбасе, особенно вареной, появится слизь и запах гнилья, она не годится в пищу. Поэтому вареные колбасы лучше планировать к употреблению в самом начале вашего воскресного похода. Проверьте, чтобы банки с консервами, которые вы берете с собой, не были вздутыми. Помните, что консервы — особенно молочные и рыбные — имеют ограниченный срок хранения (в пределах до полугода). Проверьте дату изготовления консервов: она обозначается (месяц и год) последними цифрами в первой строке шифра на торцевой стороне банки.

При подготовке похода можно еще более упростить работу завхоза, которому достаточно будет только заранее назначить дежурных. В этом случае назначенные туристы сами составляют раскладку на свое дежурство, начиная соответственно с меню. Такой порядок, пожалуй, даже интересен — каждый испытывает себя и в роли завхоза, и в роли кулинара; появляется возможность неожиданно удивить товарищей каким-то вкусным "нестандартным" блюдом.

Мы не расписываем, как это принято в туристской литературе, содержание калорий, витаминов, белков, жиров и углеводов в продуктах, ничего не говорим о необходимости их балансировки. Рекомендуемые нормы продуктов питания гарантированно обеспечат вам необходимое количество калорий. Вероятно, не так уж и важно рассчитывать в раскладке для двухдневного похода соотношение между белками, жирами и углеводами—ведь не занимаетесь же вы этим дома! Хочется только еще раз напомнить, что те продукты, которые вы собираетесь взять с собой в поход, займут место в вашем же рюкзаке. Старайтесь, чтобы вес их не был чрезмерным и ограничивался 1—1,5 кг на одного человека в день. Так, если вес раскладки на одного человека в день составит 1,5 кг, выезжая на два дня, каждому (в среднем) придется нести по 3 кг. Пусть кто-то из туристов и не понесет в этот раз продукты, все. равно их "эквивалент" в виде палатки, котлов, топора будет отягощать его рюкзак. Кроме того, задумайтесь о том, что даже 1 кг "сухого" продукта для человека в день — очень немало; попробуйте посчитать, сколько вы съедаете в день дома. Приучив себя обходиться минимальной раскладкой, вы научитесь относиться к питанию по-настоящему бережно. Вспомним, что кочевые народы полностью, без отходов используют любой продукт. Эта традиция сохранилась, и сегодня среди чабанов в горах Средней Азии, среди таежных охотников Сибири. А посмотрите, как бережно относятся к раскладке мастера туризма, довольствуясь на сложнейших маршрутах минимумом продуктов — 500 г на человека в день!

Несколько слов о том, сколько воды и когда нужно выпивать в походе. Участникам длительных походов мы обычно рекомендуем принимать жидкость только во время завтрака, обеда и ужина. На коротких привалах, особенно в жару, когда мучает жажда, рекомендуется не пить, а прополоскать рот и горло водой, умыться. Этих правил мы советуем придерживаться и вам. Если же вы решили пренебречь нашим советом, все же лучше не пить из открытых водоемов, а воспользоваться содержимым фляжки, куда лучше всего залить чай или какие-либо фруктовые напитки. Чтобы вас меньше мучила на маршруте жажда, рекомендуем исключить из походного рациона такие напитки, как кофе и какао. На коротких привалах можно сосать кислые леденцы, есть сухой чернослив, курагу — это уменьшает жажду,

На больших привалах, отправляясь за водой для приготовления пищи, следите, чтобы она была проточной, чистой. Воду нужно обязательно кипятить. Дополнительно ее можно продезинфицировать, опустив несколько крупинок марганцовки.

В заключение хочется напомнить дежурным, что приготовление пищи на костре гораздо труднее, чем на привычной газовой плите: кипяток или горячая каша норовят опрокинуться вам на ноги, пламя мешает подойти к котлам, обжигает руки и лицо; содержимое котлов то не закипает в адском пламени, то бурлит, уже совсем отодвинутое от огня. Не беда, если на первых порах что-то не получается: проливается, убегает, пригорает. Опыт, как и везде, придет со временем, он — часть общего туристского опыта. Но сражаясь с костром, не забывайте о технике безопасности: даже если жарко, необходимо обуться, надеть длинные брюки и штормовку или рубашку с длинным рукавом. Не забывайте и о костровых брезентовых рукавицах.

Укладка рюкзака

Теперь, когда снаряжение и продукты питания подготовлены для похода, можно начинать укладку рюкзака.

Мы уже прикидывали с вами, какой вес будет иметь переносимый груз для двухдневного похода: личное снаряжение—8—10 кг; групповое снаряжение—2—3 кг; продукты питания — 2—3 кг.

Нетрудно сосчитать, что вес рюкзака на выходе составит не менее 12—16 кг. Наверняка в группе идут и женщины. И конечно же, недопустимо, чтобы они несли груз наравне с мужчинами. Надо постараться ограничить их рюкзаки в основном личным снаряжением и какими-нибудь мелочами из раскладки или группового снаряжения, чтобы их груз не превышал 10—11 кг. Тогда вес "мужского" рюкзака наверняка приблизится к 20 кг.

Наверное, даже если ваш опыт хождения под рюкзаком невелик, вы имели возможность наблюдать скрюченных горе-туристов, которые как бы соревнуются с рюкзаком,— кто кого перетянет (рюкзак, естественно, тянет назад). Обычно победу одерживает владелец рюкзака — но какой ценой: ведь, идя согнувшись почти до земли, уже не до природы, лишь бы скорее дойти до очередного привала и скинуть зловредного "пассажира". Вы, наверное, обращали внимание, что все неудобно сидящие рюкзаки имеют почти округлую форму, которая возникает не только по вине конструкторов, но и их владельцев. О том, каким по конструкции должен быть удобный рюкзак, мы с вами уже говорили, но многое зависит и от его укладки. Умелый турист всегда сообразит, как уложить рюкзак, даже самой неудобной конструкции, чтобы он плотно сидел на спине. Но лучше все-таки иметь хороший рюкзак.

Многие из вас, если не все, непременно где-нибудь уже знакомились с хрестоматийным правилом укладки рюкзака: мягкие вещи—к спине, тяжелые—вниз, объемные — наверх, предметы первой необходимости — в карманы. Теперь, руководствуясь этим правилом, соберите рюкзак и посмотрите, что получится. Не удивляйтесь, если он будет отвисать, да и не все вещи поместятся внутрь—это вовсе не оттого, что правила неверны. Просто они очень общие, а у вас, кроме того, не хватает еще опыта. Так как же все-таки нужно укладывать рюкзак? Давайте обсудим эту проблему, исходя из перечня тех вещей, которые нужно забрать в поход.

Начнем с того, что в результате правильной укладки наполненный рюкзак должен получиться плоским и максимально высоким. Внутри рюкзака, особенно по его углам, не должно быть пустот. Не стоит без крайней необходимости привязывать различные предметы снаружи рюкзака, лучше убрать их внутрь. Усвоив это, можно приступить к укладке рюкзака. Для этого положите его на пол или на землю спиной, расправьте, чтобы не мешали лямки и клапан. В первую очередь положите в рюкзак спальный мешок, сложив его так, чтобы его ширина соответствовала ширине спины рюкзака. Если вы используете вкладыш из полиэтилена, не забудьте сначала вставить его в рюкзак. Если у вас такого вкладыша нет, то спальный мешок необходимо упаковать в достаточно большой полиэтиленовый мешок индивидуально. Не отчаивайтесь, если верхняя часть уложенного в рюкзак спального мешка будет выходить за его габариты,— это не беда. Если вам доверили нести палатку, ее нужно сложить так же, как и спальник,—плоско и по ширине рюкзака и положить поверх спального мешка Палаточные стойки в чехле засовываются сбоку, ближе к спине, чтобы они обеспечивали дополнительную жесткость рюкзака. Затем оставленное пространство внутри рюкзака заполняется мешочками с продуктами, а затем—личными вещами, положенными в непромокаемый пакет. Топор (в чехле) засовывается внутрь вертикально, параллельно боковой стенке. Плоские котлы (в чехлах) ставятся в рюкзак вертикально и заполняются продуктами. Круглые бачки укладываются боком в верхней части рюкзака. Отдельные пустоты, чаще всего возникающие с боков, заполняются запасной обувью, банками консервов, палаточными шпильками и другими некрупными предметами. После этого рюкзак можно поставить на донышко, загнуть, если осталось место, верхнюю часть спального мешка и завязать стягивающую веревку. Стягивающая веревка должна быть прочной и достаточно длинной, чтобы удерживать вещи, значительно выпирающие из рюкзака. Затем можно застегнуть стяжные ремни, которые вы не забыли удлинить. Не беда, если клапан рюкзака не прикрывает его содержимое: все вещи, укрытые полиэтиленом, надежно защищены стягивающей веревкой и стяжными ремнями, а рюкзак стал "выше ростом". Чтобы он стал еще более плоским и принял вогнутую, по форме спины, конфигурацию, его можно положить на "лицевую" сторону и подавить на "спину" коленями—конечно, только в том случае, если в рюкзаке нет хрупких предметов. Для того чтобы рюкзак лучше прилегал к спине, стяжные ремни (если вы не поленитесь их удлинить) можно привязать к кольцу или петле, вшитым вверху рюкзака между лямками.

Если рюкзак имеет боковую шнуровку, ее следует как можно сильнее затянуть, чтобы внутри не было пустот.

Особенно важно не лениться, заполняя задние (у спины) углы рюкзака. В противном случае они будут оттягиваться, становясь как бы продолжением лямок; и сколько бы вы ни укорачивали последние, рюкзак будет ползти, откидываясь назад. Для того чтобы лучше уложить рюкзак, можно использовать подстилку из пенополиэтилена (конечно, если она листовая, а не "гармошкой"). В этом случае ее размеры (40х80) соответствуют габаритам спины рюкзака, к которой она и укладывается. Если у вас есть вторая такая же пластина, вставьте ее к лицевой стороне рюкзака — это значительно увеличит его жесткость. Учтите, что хорошо уложенный рюкзак устойчиво стоит на своем донышке.

В карманы рюкзака укладываются предметы, которые могут понадобиться в пути: фонарик, свернутая накидка от дождя, нож и т. п.

На первых порах не все вещи будут помещаться в рюкзак—попробуйте перебороть в себе желание привязать их снаружи. Рюкзаки с подвязанными снаружи закопченными котелками, кое-как засунутыми топорами, неряшливо привязанными палатками обычно выглядят так же, как и их владельцы, очень неопрятно. Да и нести, особенно в лесу, такой груз неудобно — он будет цепляться за ветки, что-нибудь непременно отвяжется и потеряется. Кроме того, в транспорте привязанные снаружи рюкзака предметы могут поранить, испачкать других пассажиров.

Гораздо проще укладка станкового рюкзака. Здесь груз лежит не на спине туриста, а давит на металлический каркас, опирающийся в нижнюю часть спины (чуть ниже поясницы) широким, туго натянутым ремнем. Поскольку груз не соприкасается со спиной, нет необходимости начинать укладку рюкзака с мягких вещей. Однако полностью пренебрегать принципами укладки не стоит и владельцам станковых рюкзаков.

Если вы уложили рюкзак и вдруг обнаружили в районе спины твердый предмет или просто выступающий жесткий "горб", не ленитесь переложить вещи заново, в противном случае на спине может появиться болезненная потертость. В этом отношении, безусловно, лучше станковые рюкзаки: кроме того, что они не натирают спину, между ней и рюкзаком существует вентиляция, благодаря которой на маршруте не так жарко.

Лямки нужно отрегулировать так, чтобы они не давали рюкзаку откидываться назад и в то же время не очень сильно давили плечи. Впрочем, плечи на первых порах все равно будут болеть, это нужно просто перетерпеть. Не стоит подшивать слишком широкую прокладку под лямки, так как она будет давить сбоку на шею, затрудняя кровообращение. Вполне достаточно подшить жесткий войлок или пенополиэтилен не шире 6—7 см — именно такая ширина лямок на проверенном "абалаковском" рюкзаке.

Если у вас рюкзак совсем маленький, как их называют "пионерский", не отчаивайтесь. Его нужно укладывать, руководствуясь теми же правилами,—делать плоским и растить вверх. Поскольку длины пришитых на рюкзак ремешков при этом не хватит, удлините их или замените кусками капронового шнура. И следите, чтобы от тяжести не оторвались лямки...

Вот вы и освоили укладку рюкзака. Теперь давайте отправимся на маршрут.

Движение по маршруту

Выйдя из электрички, не торопитесь в лес или на речку, даже если предстоящий маршрут вам известен. Подождите команды руководителя. Для начала, даже если идти не очень далеко, необходимо построиться в походную колонну — так идти гораздо удобнее и организованнее. "Классическая" туристская колонна — по одному человеку, но можно идти и по два-три человека, если, конечно, позволяет ширина тропинки или вы не создаете помехи для транспорта. Руководитель должен обязательно назначить в колонне направляющего и замыкающего. Идти направляющим — ответственное поручение: нужно выбрать путь, следить, чтобы группа не отставала и не растягивалась (т. е. выбирать темп движения), устраивать своевременно привалы. Как говорится в туристской поговорке, "шаг идущего шире шага ведущего".

Замыкающий — как правило, один из наиболее сильных и опытных туристов—идет позади колонны, никого не оставляя за собой. Если нужно, он оказывает отстающим помощь, а в случае необходимости просит направляющего сделать внеплановую остановку.

Остальные туристы на простых участках маршрута могут сами определять свое место между направляющим и замыкающим. Однако рекомендуется наиболее слабых участников, чтобы они не замедляли движение, ставить в начало колонны - третьими-четвертыми.

Руководитель выбирает место в колонне так, чтобы было удобно руководить. Для этого ему приходится время от времени перемещаться вдоль колонны, чтобы видеть всех участников, а на трудных местах — выходить вперед, помогая направляющему в ориентировании или оценивая и проверяя проходимость препятствия.

В воскресном походе вам придется пройти не один десяток километров по не очень гладким дорогам и тропам, а то и без них. Поэтому с самого начала силы нужно беречь, точнее, расходовать их рационально. Часто, выйдя из электрички, мы как будто пьянеем от загородного воздуха, свободы, предстоящего похода: не чувствуется тяжести рюкзака и хочется не идти, а лететь или хотя бы бежать. Но это скоро проходит, а на смену моральному подъему приходит преждевременная усталость.

Как научиться рационально расходовать силы? Начинать нужно, казалось бы, с мелочи — с правильного надевания рюкзака. Не пытайтесь закинуть его- с размаху за плечи: лишняя работа (помножьте вес на расстояние), да и лямки когда-нибудь не выдержат рывка. Надевать его нужно так: немного выставьте вперед слегка согнутую в колене правую ногу, поднимите рюкзак за лямки и аккуратно поставьте его на колено, а затем спокойно проденьте в лямку правую руку и плечо и, распрямившись,—левую. Попробуйте, этому научиться совсем не сложно. Если у женщин сравнительно тяжелые рюкзаки, их можно помочь надеть—туристская этика вполне допускает такую помощь.

Для похода необходимо выработать и экономичную, без лишних движений, походку. Почему-то новички под рюкзаком, как правило, ходят неестественной, "специальной" походкой, раскачиваясь вертикально. Еще более 30 лет назад старейшина ленинградских туристов В. В. Добкович рассчитал, что при такой ходьбе на каждом шаге центр тяжести туриста изменяет свое положение примерно на 4 см, что за день составляет ненужную работу около 140 тыс. кгм. Поэтому, чтобы сильно не раскачиваться, идти рекомендуется со слегка согнутыми коленями, свободным, слегка пружинистым шагом. В этом вашим помощником или врагом будет рюкзак: хорошо уложенный, он не будет гнуть вас к земле, а плохо — будет оттягивать назад, заставит наклониться вперед и часто семенить ногами навстречу привалу.

Трудно, особенно под рюкзаком, идти без отдыха. Когда и сколько отдыхать, определяется режимом похода, который должен обеспечить необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Как правило, первый переход рекомендуется делать коротким — не более 15—20 мин. На десятиминутном привале дается возможность поправить рюкзак, обувь, снять лишние теплые вещи и т. п. Последующие малые десятиминутные привалы обычно устраивают после 40—50 мин движения. Место для малых привалов следует выбирать красивое, сухое, в тени: не беда, если для этого придется пройти на 3—5 мин больше. В середине дня обычно устраивают большой привал на 2—4 ч — для отдыха и обеда. Такой привал полезно приурочить летом к самому жаркому периоду дня. Однако при этом старайтесь пройти с утра, до обеда, не менее 4—5 сорока-пятидесятиминутных перехода, что займет 4—5 ходовых часов. Чтобы обед при этом получился не слишком поздно, старайтесь пораньше просыпаться и выходить на маршрут — это избавит вас к тому же от необходимости идти по жаре. После обеда у вас должно остаться время еще на три перехода. На последнем из них нужно начинать выбирать место для установки лагеря, которая займет вместе с приготовлением ужина не менее двух часов.

Скорость туристской группы на маршруте определяется темпом движения. По расчетам В. В. Добковича средний темп движения при 120 шагах в минуту и длине шага 75 см обеспечивает скорость около 4,5 км/ч. На некрутых спусках скорость может возрастать до 5—6 км/ч, на подъемах—падать до 1,5—2 км/ч. Естественно, такую скорость вы будете выдерживать на дорогах и хороших тропах: при движении по лесу, кустарнику, болоту, песчаному грунту она упадет на 20—30%. Однако в среднем можно предположить, что скорость вашей группы составит 3,5—4,5 км/ч. Если кто-то в группе не выдерживает заданного темпа, проанализируйте, в чем причина: может быть, темп слишком велик, или велика ноша этого туриста, или он объективно слабее других участников. В двух последних случаях неуспевающего туриста нужно разгрузить, передав от него что-нибудь из снаряжения или продуктов другим участникам. Уместно, наверное, будет напомнить, что изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя перед остановками. Всякие рывки при движении вряд ли оправданы, так как быстро утомляют группу.

Маршрут похода нужно прокладывать по возможности так, чтобы его большая часть проходила по лесным дорогам и тропам. Если же какой-то участок пути приходится двигаться по шоссе, будьте внимательны и осторожны: идти нужно по его обочине лицом к встречному потоку машин. Но лучше, конечно же, такие участки свести к минимуму. Гораздо интереснее свернуть с дороги и пройти по азимуту через луга, участки паркового леса или вдоль берега реки, местами покрытого "непроходимыми" зарослями. Все, что будет мешать на маршруте вашему движению, в туризме принято называть "естественные препятствия". Существуют и специально разработанные приемы их преодоления. Будем надеяться, что самые сложные, требующие специальной веревочной страховки, вам не встретятся в ваших воскресных пригородных путешествиях. Однако с наиболее часто встречающимися давайте познакомимся.

Лесная тропинка может завести вас в густую чащу, заросли кустарника, завалы. Здесь нужно быть особенно внимательным, чтобы не потерять ориентировку, смотреть под ноги, чтобы не провалиться в яму или не споткнуться о лежащее бревно. Идти нужно компактной группой, не теряя друг друга из виду, но на таком расстоянии, чтобы отведенные идущим впереди ветки не могли вас ударить. И самому также надо следить, чтобы отводимые ветки не хлестнули идущего сзади товарища,— их нужно придерживать рукой. Следите также, чтобы ветками и сучками не травмировать глаза. Одежда должна предохранять тело от ссадин и царапин, поэтому лучше всего надеть штормовку. Отдельно лежащие камни и упавшие деревья не пытайтесь перепрыгнуть — лучше перешагните, это убережет вас от ненужных падений. Если препятствие перешагнуть из-за высоты, трудно, перелезьте через него: встав одной ногой, не распрямляя ее, перенесите через препятствие другую. Этот несложный прием сэкономит ваши силы, так как не нужно лишний раз "выжимать" собственный вес плюс вес рюкзака. Можно перелезть и еще проще: сесть на препятствие и последовательно перенести через него ноги. Старайтесь не вставать на лежащие подгнившие стволы деревьев: они или слишком ненадежны и могут сломаться, либо вы на них можете поскользнуться. По той же причине лучше не вставать на резко выступающие из земли крупные корни деревьев. Надеемся, что, продираясь сквозь заросли, вы с благодарностью вспомните наш совет—ничего не привязывать снаружи рюкзака.

В воскресный выезд, особенно на Карельском перешейке, вам наверняка придется преодолеть достаточно крутые склоны. Здесь вам поможет двигаться рифленая подошва туристских ботинок, но, кроме того, необходимо знание элементарных правил движения. Прежде всего, если на склоне нет заметных "Ступенек" и он достаточно ровный, к тому же порос травой, при подъеме ботинок, хотя это вначале и покажется непривычным, нужно ставить на всю подошву. На крутом склоне ноги при подъеме нужно ставить "елочкой" (как на лыжах—разводя носки ботинок). Если склон достаточно длинный, протяженный, подниматься по нему нужно траверсом (наискось) или серпантином, поворачиваясь к нему попеременно то левым, то правым боком. Кстати, при движении по склону траверсом ноги нужно также ставить на всю подошву, при этом "верхнюю" ногу,—параллельно склону, а "нижнюю" — развернув немного носком вниз. При спуске ноги ставьте обязательно на всю ступню, стараясь их прямыми выносить как можно дальше вперед, а корпус немного откиньте назад. Со временем, если у вас достаточно сильные ноги, вы научитесь спускаться почти бегом.

Хорошую службу вам на спуске сможет оказать крепкая палка длиной с лыжную — держа двумя руками, ею можно опираться о склон, поддерживая равновесие. В сложных походах это называется "самостраховкой ледорубом (альпенштоком)". Наружная к склону рука держит палку хватом снизу— ближе к концу, "внутренняя", отступив на ширину 4—5 ладоней,— хватом сверху. Расстояние между руками будет тем больше, чем круче склон,—на очень крутом склоне "внутренняя" рука подойдет почти вплотную к наконечнику палки, которым вы упираетесь. При спуске вашу палку следует отводить немного назад, а при подъеме на нее можно опираться. Очень советуем попробовать ходить с палкой и уверены, что это вам понравится, ведь появится дополнительная точка опоры.

В Ленинградской области много болот, и может оказаться так, что на одно из, них в походе вы непременно попадете. Поэтому нужно знать основные правила преодоления болот. Прежде всего следует помнить, что болота бывают двух видов: образовавшиеся вследствие переувлажнения местности и образовавшиеся на месте старых заросших водоемов (последние в Карелии называли дамбами).

Преодолевать болото первого вида хоть и трудно, но практически безопасно. По болоту движутся, стараясь наступать на кочки или выступающие корни кустарника. Здесь вам для сохранения равновесия также пригодится длинная прочная палка. Потеря равновесия на таком болоте грозит лишь тем, что вы можете испачкаться болотной грязью.

На болота второго вида лучше не выходить, не проконсультировавшись у местных жителей относительно их безопасности. В любом случае движение по сплавине, устилающей болото, должно быть плавным. Туристам следует двигаться с интервалом 5—6 м друг от друга. Каждый должен иметь в руках длинную жердь, ею можно мерить глубину, определять толщину сплавины, а в случае если вы провалились, положенная поперек жердь станет для вас точкой опоры. Чтобы не повредить сплавину, двигаться нужно не в след. Внимательно наблюдайте за окраской болотной растительности: ярко-зеленый цвет — признак "окна", где сплавины практически нет. Эти места нужно как можно дальше обходить. При движении по болоту старайтесь использовать гати — мощенные деревом тропы; используйте также любые, даже незначительные повышения рельефа.

Если же все-таки одному из ваших товарищей не повезло и он провалился в болото, ваша обязанность немедленно ему помочь. При этом будьте сами предельно осторожны, чтобы не оказаться в таком же положении. Подбираться к провалившемуся надо только ползком, затем протянуть свою жердь, чтобы он мог более надежно держаться на поверхности. Если сразу туриста вытащить не удается, к нему следует из жердей, деревьев, сучьев мостить гать, чтобы уже по ней вытащить пострадавшего.

В нашей области, особенно на Карельском перешейке так много рек и речек, что ваш воскресный маршрут наверняка пересечет хотя бы одна из них. Конечно, вы будете прокладывать маршрут так, чтобы он проходил через реку непременно по мостам. Но мосты все же есть далеко не везде, к тому же некоторые из них могут прийти в негодность, наконец, вы просто можете сбиться немного с маршрута. В этом случае придется самостоятельно решать вопрос переправы, и чтобы он не возник в походе внезапно, давайте посмотрим, какие в туризме существуют способы преодоления рек и ручьев (конечно, только тех, которые нельзя просто перешагнуть или по которым не ходят пароходы).

Наиболее простой и распространенный способ (хотя и не самый приятный) — переправа вброд. Первое, что нужно сделать,— это найти место брода. Таким местом может служить расширение русла реки. Если бродом пользуются местные жители, найти его совсем просто: вы увидите, как к воде подходит тропка или дорога, а затем продолжается уже на другом берегу. Можно организовать переправу по мелким перекатам или на излучине реки, прокладывая путь наискось от одной отмели к другой. Если течение достаточно сильное, вам на переправе поможет длинный шест, который упирается в дно выше себя по течению: шест создает дополнительную точку опоры (идти нужно немного под острым углом к потоку). Можно двигаться также "стенкой"—вдвоем, втроем, вчетвером. При этом выше всех по течению ставится самый сильный и массивный участник. Все туристы "стенки" кладут руки друг другу на плечи и крепко держатся за лямки соседних рюкзаков. Идти надо ровно, чтобы "стенка" не загибалась и не создавала дополнительного препятствия для потока. Не забудьте наиболее легких и физически слабых туристов поставить в середину. По существующим правилам безопасности брод нужно проходить непременно в обуви, как ни жалко бывает ее порой мочить. Вы спросите, почему нельзя босиком? Во-первых, обувь нужна для того, чтобы не поранить ноги лежащими на дне острыми камнями, корягами. Во-вторых, сцепление с дном реки у рифленой подошвы вашего туристского ботинка во много раз больше, чем у голой ступни, значит — меньше шансов поскользнуться, потерять равновесие. Так что не жалейте намочить ноги, на другом берегу совсем недолго разуться, вылить воду из ботинок и отжать носки — это гораздо быстрее, чем сушить одежду и содержимое рюкзака в случае нечаянного падения.

Летом для туристов, хорошо умеющих плавать, вполне доступна переправа вплавь через спокойные широкие реки. При этом основная проблема в том, как переправить на другой берег одежду и рюкзаки. Здесь не обойтись без подручных средств — плотиков, связанных бревен или надувных матрацев. Еще у берега непременно убедитесь, что ваши "плавсредства" выдерживают груз. И непременно тщательно упакуйте содержимое рюкзаков в полиэтилен на случай непредвиденной аварии. Плотик с вещами, естественно, придется толкать перед собой.

Бывают и такие переправы, что можно преодолеть речку, не замочив ноги,—по бревну или по камням.

Перейти речку по камням можно, как правило, в ее верховье или на перекатах. Переступать с одного выступающего из воды камня на другой нужно быстро, иногда совершая небольшие прыжки. Следует помнить, что некоторые камни лежат неустойчиво, поэтому, чтобы не задерживаться на них, нужно все время представлять себе дальнейший путь на два-три шага вперед. Сохранить равновесие на переправе вам поможет палка, используемая как дополнительная точка опоры.

Решаясь на переправу по бревну, трезво оцените, все ли участники смогут преодолеть его без страховки. Если бревно качается, попробуйте его дополнительно укрепить. На скользком бревне постарайтесь нанести топором сверху зарубки. При переправе по поваленному ветром дереву нужно срубить мешающие движению ветки. Переход через бревно можно дополнительно обезопасить, если сделать перила — длинную жердь, идущую чуть в стороне от бревна, на высоте пояса. Концы жерди можно закрепить (привязать) с одного и другого берега к деревьям или просто держать ее крепко в руках. В случае не очень надежного бревна его можно преодолеть "верхом", перемещаясь короткими прыжками, но при этом не забудьте надеть достаточно крепкие брюки из плотного материала.

Вот, пожалуй, и все советы по преодолению возможных в воскресном путешествии естественных препятствий. Хочется напомнить только, что в нашей области практически все лето—с конца мая по август—вас в походах будут сопровождать комары и мошка, создавая определенные неудобства днем и ночью. Рассматривая снаряжение, мы говорили, что в качестве защиты от гнуса ночью на входе палатки можно пришить марлевый полог. Днем, чтобы комары и мошка не донимали так сильно, следует применять различные отпугивающие пахучие смеси.. Можно предложить использовать также хлопчатобумажную сетку размером 50х70 см с крупными, до 2—3 см ячейками. Такая сетка, предварительно вымоченная в диметилфтолате, может долгое время предохранять вашу голову, шею, спину от надоедливых насекомых. Вообще же (вы это, наверное, заметили и сами) активная борьба с гнусом требуется главным образом на остановках и привалах: во время движения комары и мошка досаждают гораздо меньше.

В любом разработанном вами воскресном походе, даже если маршрут проложен главным образом по дорогам, придется ориентироваться. Наверняка, собираясь в поход, вы не забыли взять карту (схему) и компас. Давайте разберемся, как ими пользоваться.

Начнем с вашей карты — скорее всего, это будет туристская схема, которую вы приобрели в киоске или магазине. Как правило, на нее нанесены дороги, водоемы, населенные пункты, исторические и природные объекты. Хоть это на ней может быть и не написано, верхний срез схемы обозначает север, нижний — юг, соответственно левый и правый — запад и восток. По этой схеме можно было бы уже отправиться в путешествие, если бы не маленький пустяк—отсутствие масштаба (что такое масштаб и для чего он должен быть непременно известен, вы наверное знаете).

Как же определить масштаб, то есть узнать, сколько в 1 см, измеренном на карте, таится километров на местности? Путей здесь два. Первый — сопоставить длину отрезков между двумя населенными пунктами, измеренных по вашей схеме и по карте Ленинградской области (масштаб которой известен) или атласу автомобильных дорог. Скажем, расстояние от ст. Репино до пос. Ленинское по схеме 4 см, а по карте— 1,3 см. Масштаб карты: в 1 см — 6 км. Значит, расстояние между станцией и поселком ~ 8 км; масштаб схемы: в 1 см — 2 км (на картах он обозначается 1:200 000).

Второй — найти в описании маршрутов, краеведческой или иной литературе упоминание о расстоянии между двумя обозначенными на схеме пунктами. Измерив его по схеме, можно также затем определить и рассчитать масштаб.

Какой у вас должен быть компас, говорилось в главе "Выбираем снаряжение". Проверьте его до похода: в исправном компасе магнитная стрелка должна быстро возвращаться в исходное положение. В жидкостном компасе стрелка останавливается почти без колебаний.

Туристские схемы, как правило, настолько схематичны, что применительно к ним вряд ли стоит подробно говорить о премудростях ориентирования, азимутах, магнитном склонении. Но проложить по ней путь и контролировать, правильно ли он выдерживается, все-таки нужно. Походы выходного дня проходят, как правило, по дорогам, известным тропам, берегам рек и озер, то есть используются так называемые линейные ориентиры. Зная линейный ориентир, по которому движетесь, начало пути, направление движения, среднюю скорость и время в пути, всегда можно определить по карте, в какой точке вы должны находиться, и сопоставить ее с местностью. Для такого сопоставления карту нужно сориентировать—расположить так, чтобы ее верхний край был направлен на север. Вот тогда-то вам и пригодится компас.

Движение по азимуту (т. е. без троп, дорог и других линейных ориентиров) в походе выходного дня целесообразно на небольшие расстояния и только в том случае, если на финише вы выходите на линейный ориентир — берег озера, реки, дорогу, просеку и так далее. Такой ориентир не даст вам сильно промахнуться. Азимут (естественно, очень грубо) можно определить при помощи схемы и лимба вашего компаса: это будет угол между направлением на север и избранным вами объектом, обозначенным на схеме. Соответственно ориентировать схему по сторонам горизонта при этом совсем не обязательно.

При движении по азимуту нужно последовательно намечать промежуточные ориентиры—например, большой камень, угол поляны, одинокая ель, высокий пень и так далее. Это позволит вам на маршруте не следить ежеминутно за стрелкой компаса, что очень утомительно и не спасает от ошибок. Кроме того, нужно попытаться наметить с помощью схемы еще и дальние боковые ориентиры, выход к которым покажет, в какую сторону от маршрута вы отклоняетесь. Подобные приметные объекты-ориентиры очень помогут вам, когда вы достигнете своего линейного рубежа, и подскажут, куда влево или вправо—нужно двигаться, чтобы попасть в конечную точку вашего перехода. Следует запомнить также еще несколько простых правил движения по азимуту, выработанных туристской практикой.

Мелкие препятствия, встречающиеся на пути, следует обходить поочередно с левой и правой стороны—это поможет избежать резкого отклонения в сторону.

Если вам на пути встретилось озеро, болото, постарайтесь заметить на противоположном берегу ориентир, лежащий на продолжении вашего маршрута. Обойдя препятствие, дальнейшее движение по азимуту продолжайте от этого ориентира.

При движении в солнечный день выдержать заданное направление вам поможет собственная тень: нужно идти так, чтобы сохранялся заданный угол между нею и вашим направлением.

Постоянно контролируйте время, которое вы находитесь в пути, и оценивайте свою скорость — это поможет вам всегда достаточно точно определить пройденный путь и место нахождения.

Определить направление движения можно и без компаса (это вовсе не значит, что его не нужно брать в поход). Например, в лесу просеки ориентируются по географическому или магнитному меридиану. Это значит, что просеки простираются или в направлении с севера на юг, или с запада на восток. Протяженность лесных кварталов между просеками составляет 1000 или 500 м. На пересечении просек ставятся квартальные столбы, на затесанных сторонах которых, обращенных внутрь кварталов, написаны номера последних. Исходя из порядка нумерации кварталов, ребро квартального столба, расположенное между минимальными (для данного столба) четным и нечетным номерами, будет показывать на север.

Об определении сторон света по солнцу вы, наверное, уже слышали и читали. Летом (с 1 апреля по 30 сентября) солнце оказывается на юге в 14 часов, на востоке — в 8 часов утра, на западе — в 20 часов. Соответственно в момент восхода солнце находится на северо-востоке, захода — на северо-западе. Этим можно руководствоваться при ориентировании. Более точно стороны света можно определить по солнцу и часам. Для этого часы располагают так, чтобы часовая стрелка смотрела острием на солнце. Угол, образованный часовой стрелкой и цифрой 2 (14 часов), делят мысленно пополам — тогда биссектриса угла покажет направление "север—юг", при этом до 14 часов юг будет находиться справа от солнца, после 14 часов — слева. Как вы понимаете, погрешность такого определения будет достаточно велика.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Чтобы ее найти, мысленно проведите прямую через две крайние звезды ковша Большой Медведицы и отложите на ней пять раз расстояние, равное расстоянию между этими звездами. Однако будем надеяться, путешествовать ночью вам не придется.

Заканчивая разговор об ориентировании, хочется напомнить о том, как следует действовать, если вы, потеряли ориентировку или, попросту говоря, заблудились.

Ничего страшного, если вы в походе выходного дня немного сбились с курса всей группой, у вас есть все необходимое для "жизни", и через некоторое время вы непременно выйдете на шоссейную, железную дороги или в населенный пункт. При этом, конечно, нужно попытаться восстановить ориентировку, вспомнить, в каком направлении, месте и когда вы еще знали, где находитесь. Затем проанализируйте, сколько времени и в каком направлении вы двигались от этого места. Может быть, на пути имелись заметные ориентиры? Если вы ушли по ложному пути не очень далеко, следует вернуться назад. В крайнем случае, если вы совсем перестали представлять, где находитесь, нужно выходить "к людям", ориентируясь по доносящимся звукам. Для этого можно воспользоваться данными о примерных расстояниях, с которых слышны различные звуки, заимствованными из книги В. М. Алешина и А. В. Серебрянникова "Туристская топография" (табл. 5),

Таблица 5

Расстояния, с которых слышны различные звуки

Характер и источник звука Средняя дальность слышимости, км
Тракторные и гусеничные тягачи
2—3
до 1
0,5

Гораздо хуже, если от группы отстал и потерялся один участник, хотя трагедии в этом нет: в рюкзаке у него есть теплые вещи и кое-какие продукты, так что голод и холод ему не страшны.

Что же нужно делать потерявшемуся? Прежде всего не метаться беспорядочно по лесу, а попытаться догнать группу, если точно известно, по какому пути и в каком направлении она движется. Если это неизвестно, надо попробовать вернуться на место, где вы последний раз виделись с группой, подавая голосом сигналы,— вас наверняка будут искать. Авторы упомянутой книги советуют заблудившемуся выходить "к людям", а придя в населенный пункт, сообщить о себе (в сельсовет, отделение милиции, дежурному по станции). Мы не можем полностью согласиться с подобным советом — группа будет искать заблудившегося в лесу в том районе, где он потерялся, и просто физически будет не в состоянии в короткое время обойти еще и все близлежащие населенные пункты и железнодорожные станции, не зная, в каком направлении удалился пропавший товарищ. И совсем нехорошо, когда отбившийся от группы турист выходит на станцию и, никого не предупредив, уезжает домой в то время, когда товарищи организовывают его поиски, волнуются за него.

Заблудившегося или отставшего туриста непременно нужно искать. Прежде всего следует вернуться к тому месту, где его видели, постараться определить по следам направление его движения. Будут нелишними световые и звуковые сигналы—дымный костер, стук по мискам и котелкам. Если местность пересеченная, заблудившийся будет стараться двигаться вниз по склону. Старайтесь прочесать квадрат леса, в котором может оказаться ваш заблудившийся товарищ. При этом оставляйте как можно больше следов своего пребывания, вплоть до временной маркировки и указателей в сторону вашего лагеря. Не стесняйтесь просить включиться в поиск соседние туристские группы. В случае если поиски затянулись и перевалили за 6—8 часов, пошлите кого-нибудь в город на квартиру потерявшегося—вдруг он уже дома. Не найдя его и там, просите организовать поисково-спасательные работы. Адрес туристской контрольно-спасательной службы—улица Желябова, 27.

Хочется надеяться, что в ваших походах никаких ЧП не произойдет и вам не придется всерьез заниматься поисками заблудившихся товарищей. Для этого нужно соблюдать правила движения по туристской тропе и не отлучаться далеко от лагеря, не предупредив об этом руководителя.

И еще следует напомнить об одном препятствии, поджидающем вас на туристской тропе,—это ваши слабость и малодушие. Сумейте преодолеть усталость, которая будет появляться на первых выездах, не драматизируйте боль в плечах, на которые давят лямки рюкзака. Пусть вас утешает сознание того, что так же тяжело и больно было на первых выездах всем, даже сегодняшним мастерам туризма. Пройдет совсем немного времени, и вы адаптируетесь к рюкзаку. А на первых порах мы посоветуем вам терпеть. Чтобы слегка разгрузить плечи, время от времени большими пальцами рук оттягивайте лямки рюкзака вперед, на короткое время подсовывайте руки под низ спины и дно рюкзака, почаще подбрасывайте его на спине. До этих маленьких хитростей обычно доходят и сами почти все новички. А на привалах попросите кого-нибудь из товарищей помассажировать плечи. Если считаете, что нести рюкзак стало совсем невмоготу, сократите на первых выездах, время походов на 5—10 мин., однако время отдыха не увеличивайте, иначе трудно будет снова начать движение. И если вдруг под рюкзаком возникнет мысль, что с туризмом надо кончать, дотерпите с окончательным решением до привала, а там оглянитесь вокруг: разве все, что вас окружает, можно было бы увидеть, не путешествуя пешком?

Бивак

О том, каким требованиям должно отвечать место для малого привала, мы уже говорили. Впрочем, не следует забывать, что там вы пробудете не дольше десяти минут. Гораздо более требовательно нужно подойти к выбору места для обеденного привала, где группа проведет несколько часов.

Каким же должно быть место, удобное для остановки на обед? Прежде всего надо найти место недалеко от источника питьевой воды, которая вам, естественно, понадобится. Также рядом должны быть дрова. Если есть возможность, то в летнее время лучше останавливаться на берегу водоема, чтобы можно было искупаться. Место для стоянки должно быть сухим; хорошо, если рядом есть деревья,—можно будет укрыться от солнца в тени. Дневной бивак следует выбирать в месте, защищенном от ветра, но, с другой стороны, легкий ветер спасет вас летом от комаров и мошки. Чтобы не страдать от гнуса, не располагайтесь поблизости от болот и низин. В общем, старайтесь найти место обеденного привала где-нибудь на возвышенном берегу реки или озера, на лесных опушках и полянах.

Еще более придирчиво следует выбирать место для ночлега, особенно если вы собираетесь провести на нем и следующий день. Внимательно посмотрите, не зальет ли площадку, выбранную вами под палатки, в случае дождя, нет ли рядом стоящих сухих или подгнивших деревьев, которые могут ночью упасть на ваш лагерь, если будет сильный ветер. И конечно же, выбранное место должно быть удобным или пригодным для купания, спортивных игр.

Помните, что выбирать место для лагеря нужно начинать уже на последнем переходе, а останавливаться на ночлег—не позднее чем за два часа до наступления темноты.

Выбрав место для дневного привала или лагеря снимите рюкзаки, сложите их в одном месте и приступайте к работам. Свойственное новичкам желание сначала отдохнуть следует в себе перебороть: после такого отдыха наступает апатия и очень трудно заставить себя заняться лагерными делами. Поэтому, сняв рюкзаки, нужно сразу же начать заготовку дров, установку палаток, разведение костра. Кто чем должен заниматься и в какой последовательности, определяет руководитель группы. Но пока не горит костер, не стоят палатки и нет запаса топлива, никто не должен заниматься своими делами — переодеванием, сушкой обуви и т. п. Кстати, в сырую погоду переодеваться в сухое перед лагерными работами вообще бесцельно, так как вы моментально промокнете снова. При определении последовательности работ следует учитывать погоду, состояние здоровья отдельных участников, наличие дров для костра. Например, если в дождь некоторые участники замерзли, почувствовали себя плохо, то необходимо сразу же поставить несколько палаток, чтобы они имели возможность переодеться в сухое. Таких участников, чтобы они не заболели, не следует привлекать к лагерным работам (хочется верить, что это будет относиться только к участницам и самым юным участникам). Много сил придется потратить и на поиски подходящего, не слишком намокшего топлива.

К разжиганию и оборудованию костра приступает дежурный. Если группа укомплектована теми костровыми принадлежностями, о которых говорилось в разделе "Снаряжение", оборудовать костер вполне по силам одному человеку, в крайнем случае дежурному можно назначить помощника. Если в группе не более 10—12 человек, с приготовлением пищи всегда может справиться один дежурный. Дежурный сам должен выбрать, и место для костра, ведь именно ему возле костра предстоит работать. Для оборудования костра ему наверняка потребуется малый топор,—не забудьте, уходя в лес за дровами, оставить его дежурному. Место для костра дежурный должен выбирать не только исходя из собственного удобства, но и руководствуясь требованиями безопасности. Какие же это требования?

Костер следует располагать на некотором расстоянии от лагеря, с подветренной стороны, иначе искры могут оставить в палатках и вещах дыры.

Нельзя разводить костер в чаще хвойного леса, густом кустарнике, на полянах с сухой травой и торфяниках.

Чтобы не повредить крону и корни деревьев, разводите костер не ближе 5 м от них. У нас в области, особенно на Карельском перешейке, в местах массового отдыха, появилось слишком много пятен от старых костров. Не увеличивайте их количество, старайтесь использовать старые кострища. Не беда, если старое место для лагеря придется немного очистить от чужого мусора: эта работа укрепит вас в мысли, что и после себя не следует его оставлять. Попробуйте сделать вокруг костра неглубокую канавку или полоску земли, чтобы огонь случайно "не убежал" из него.

Какой костер сложить дежурному? Из литературы вы, наверное, знаете, что существует много разных типов костров: "шалаш", "колодец", "таежный", "камин" и так далее. "Шалаш" соответствует своему названию, он может быть двускатным или конусообразным. Топливом для "шалаша" могут служить длинные поленья, хворост, валежник, поставленные с наклоном внутрь. Разжигание такого костра производится изнутри, а новые дрова подкладываются снаружи. Этот костер дает высокое яркое пламя, но сравнительно мало углей.

"Колодец"—костер, в котором поленья складываются одно на другое в виде сруба так, что в плане образуется четырехугольник или квадрат. Растопку размещают внизу, в центре сруба. Поленья в таком костре сгорают медленно и образуют много углей. Дрова подкладываются сверху. Эти два типа костров используются как для приготовления пищи, так и для обогрева, хотя для последнего лучше использовать все же "колодец".

Если группа большая и нужно к тому же высушить промокшие после дождя вещи, можно сложить "таежный" костер. Для него используются длинные круглые поленья, которые располагают в два ряда под некоторым углом друг к другу, как бы веером. Разжигают костер в том месте, где происходит пересечение рядов. Топливом для костра являются древесина ели, сосны, березы—естественно, сухая. Следует помнить, что самовольная рубка сухостоя—засохших на корню деревьев— запрещена: не забывайте об этом, отправляясь с топором за дровами для костра. Поэтому для своего костра используйте валежник, сухое криволесье, старые пни. Последних — иногда достаточно большого роста — всегда много в популярных местах отдыха. В жаркую- погоду пищу для небольшой группы можно приготовить на костре из щепок, которые в изобилии остаются от предыдущих туристских групп. В общем, ищите и вы найдете топливо даже в тех местах, которые на первый взгляд кажутся "вычищенными" от него многими посещениями отдыхающих.

Хотим посоветовать вам не лениться и стараться разжечь костер даже в непогоду. Костер сделает ваш быт уютней, а горячая пища и чай помогут согреться и сразу прибавят сил.

Каким образом можно быстро развести костер? Для начала подготовьте, нарубите дрова. Но не рубите их на земле: используйте пенек, подложите бревно или полено. Подготовьте растопку. Хорошей растопкой может служить береста (но не обдирайте ее с живых деревьев!), мелкие сухие веточки ели, сухие стружки и лучинки. Можно пользоваться и искусственной растопкой — бумагой, огарком свечи, кусочком оргстекла, сухим спиртом. Однако старайтесь прибегать к искусственной растопке только в крайнем случае, в непогоду. Для начала подготовьте место для костра, расчистите его от всякого лесного сора. Положите на землю в виде плотной решетки сухие тонкие ветки, на них—растопку, а поверх нее—с десяток сухих веток или тонких лучин. Теперь можно поджигать, и как только верхние веточки разгорятся, аккуратно, по одной, подкладывайте новые веточки, постепенно по мере горения увеличивая их толщину. Увидев, что костер принялся, появились первые угли, укладывайте дрова — сначала тонкие и сухие, потом — более толстые. Поленья старайтесь класть свежим сколом к огню и достаточно плотно, чтобы они "грели" друг друга. Но в крайность не впадайте, не заваливайте слабый костер толстыми сучьями и поленьями—он может "задохнуться". Следите также, чтобы костер не развалился,—недостаточно разгоревшись, он может погаснуть. Как складывать поленья, зависит от выбранной вами "архитектуры". В дождь лучше складывать костер "шалаш": так ветки будут лучше подсыхать. Но начинать разводить костер в любом случае следует только сухими дровами. Чтобы их и растопку не намочило, натяните сверху кусок полиэтиленовой пленки. Иногда неопытные туристы берут с собой бензин, который выплескивают сверху на сырые дрова в надежде, что они загорятся. Однако бензин сгорает, а дрова по-прежнему гореть не хотят. Делать так, естественно, не следует. Если же вы все-таки имеете немного бензина и решили его использовать на растопку, то залейте в консервную банку, положив туда ненужную тряпку. Теперь банку с бензином можно ставить в основание костра и поджигать, она будет гореть и подсушивать дрова, которые вскоре также займутся. Дрова, которые сразу не идут в огонь, хорошо подсушить, расставив их вокруг костра "шалашом", но следите, чтобы они не сгорели раньше времени. Собранные и заготовленные впрок дрова укройте от дождя полиэтиленовой пленкой или спрячьте под тенты палаток.

Теперь, когда дрова заготовлены, а костер уже горит, давайте обсудим, как лучше ставить лагерь. Если у вас достаточно большая группа и сравнительно мало палаток, хорошо бы не раскидывать их по всему лесу или побережью, а поставить компактно, может быть, даже в ряд, чтобы было видно, что здесь — единый туристский коллектив. Но не всегда удается поставить палатки по одной линии, ведь для каждой из них индивидуально нужно найти удобную площадку. Площадка под палатку должна быть ровной, по возможности горизонтальной. Прежде чем устанавливать палатку, не забудьте очистить площадку от камней, шишек, веток. После этого на нее можно расстелить палатку, ориентировав по возможности входом на открытое место, но не навстречу ветру.

Давайте вспомним, как устанавливается двускатная палатка. Сначала закрепляется дно, для чего используются взятые из дома специальные металлические колышки или, как их называют, шпильки. Добейтесь, чтобы дно палатки было растянуто ровно, без перекосов. Теперь проверьте, застегнут ли вход, и если нет—застегните, это поможет вам при установке не "перетянуть" палатку и, кроме того, не пустить внутрь комаров. Далее соберите металлические стойки (надеемся, что вы не забыли их дома), поставьте одну из них ко входу, другую—к торцу палатки. Старайтесь, чтобы стойки встали строго вертикально, после чего закрепите колышками концы оттяжек, идущих от конька крыши (оттяжки должны располагаться по осевой линии, проходящей через конек крыши). Следующим этапом можно натягивать угловые оттяжки крыши (желательно под углом примерно 45° к сторонам палатки) и в последнюю очередь — боковые оттяжки. У правильно поставленной палатки крыша и стены должны быть гладкими, ровно натянутыми, без морщин и складок. Если они все же появились, следует отрегулировать углы оттяжек как горизонтальные, так и вертикальные (увеличивая или уменьшая их длину). Если грунт каменистый, твердый и колышки забить не удается, для крепления оттяжек следует использовать большие камни. В этом случае концы оттяжек привязывают к угловым петлям дна палатки, а в образовавшиеся петли вкатывают камни, которые и удерживают палатку. Указанные петли можно использовать и для крепления при помощи колышков. В этом случае дно палатки крепить отдельно необязательно и колышков для установки требуется на четыре меньше.

В лесу можно обойтись без стоек, натянув коньковые веревки между двумя деревьями на нужной высоте. После этого крепятся остальные оттяжки крыши и пола.

В случае дождя палатку не забудьте накрыть тентом или просто куском полиэтилена. В последнем случае его нужно кусками веревки крепко привязать к оттяжкам палатки, чтобы не улетел. Будет неплохо, если между тентом и палаткой останется небольшой зазор, в этом случае она не будет отпотевать.

Но вот палатки установлены, и наступило время для сна. Прежде чем разойтись по палаткам, приведите лагерь в порядок: соберите разбросанные вещи, аккуратно составьте вымытые котелки и посуду. Не забудьте наиболее ценные вещи внести в палатку. Нужно подготовить и спальное место в палатке: кроме ковриков подстелить под спальный мешок пустой рюкзак (конечно, не станковый), брюки, штормовку; мягкие вещи сложить в мешок и положить под голову. Не забудьте о намокших вещах: если они свалены в угол палатки, надевать их утром очень неприятно.

Если на улице идет дождь, влажную штормовку бросьте на себя поверх спального мешка—за ночь она немного просохнет. Носки (если с них не капает вода) можно повесить под конек палатки на натянутую веревку, скрепив попарно булавкой. Если шерстяные носки чуть влажные, их можно спрятать на ночь в глубь спальника: если они к утру и не станут совсем сухими, то будут теплыми, и вы сможете натянуть их на ноги без содрогания. Вообще же прежде чем сушить вещи, особенно у костра, прикиньте, долго ли на следующий день они смогут оставаться у вас сухими. И помните, что лучше иметь вещь сырую, чем сгоревшую. Поэтому не увлекайтесь сушкой обуви у костра, так как, пересыхая, ботинки часто коробятся, а кеды незаметно для владельца обгорают.

Пройдет ночь, и утром вы соберетесь покинуть стоянку, ставшую на короткое время вашим домом. Постарайтесь, уходя, оставить его в чистоте и порядке.

Если на улице нет дождя, укладывать рюкзак можно за пределами палатки. Вытащенные из нее вещи лучше сложить в одном месте на полиэтиленовой накидке— так они не потеряются и не намокнут от росы. А палатку лучше оставить ненадолго пустой, чтобы она могла проветриться и подсохнуть: не забудьте для этого устроить в ней сквозняк, открыв настежь вход и форточку. И конечно же, с нее нужно снять тент, но не кладите его проветриваться на землю, а набросьте на куст, большие камни, пеньки или привяжите за углы, чтобы он висел над землей, в противном случае на его внутренней поверхности будет конденсироваться влага.

Теперь соберите весь мусор и тот, который горит, сожгите в костре. Консервные банки тоже нужно обжечь в костре, но оставлять их там не следует. После того как банки обгорели, их нужно сплющить (камнем, обухом топора) и закопать или спрятать под большим камнем. Стеклянную тару, если вы ее все же взяли в поход, увезите обратно в город: не вы, так кто-нибудь другой может ее разбить, и тогда незамеченный осколок может кому-то испортить выходной. Оставшуюся пищу аккуратно положите в укромном уголке леса для его обитателей. И совсем уж не стоит, хотя это, к сожалению, делают многие, вываливать остатки недоеденных макарон или каши в водоем, особенно в месте, где купаются или берут питьевую воду.

После того как вы убедились, что мусора после вас не осталось, не жалея воды, залейте костер, а остатки дров аккуратно сложите под деревом с таким расчетом, чтобы они не очень намокали под дождем.

Мы уверены, что если на месте вашего отдыха были сделаны кем-то скамейки, стол, то они сохранятся и после вас.

В общем, уходя с бивака, старайтесь оставить его в таком состоянии, чтобы следующим группам хотелось здесь снова остановиться. И не забывайте на привале. предметы личного и группового снаряжения: перед уходом это проверяет руководитель или специально назначенный им турист.

Карельский перешеек

Вот вы и стали достаточно опытными туристами, почти в совершенстве освоившими теорию воскресных путешествий. Давайте теперь посмотрим, легко ли применить ее в походной практике. Конечно, глядя на карту, вы без особого труда выберете для себя маршрут воскресного похода. Но может быть, ваш выбор упростится, если вы познакомитесь с уже разработанными маршрутами?

В этом разделе книги мы предлагаем вам описания туристских маршрутов, разработанных комиссией походов выходного дня, работающей при Ленинградском клубе туристов. Признаемся честно, что авторам удалось побывать далеко не на всех из приведенных маршрутов, в связи с чем некоторые уточнения и дополнения описаний делались не на основе личного опыта, а исходя из информации, содержащейся в краеведческой литературе. Те из вас, кто захочет обратиться к первоисточнику, легко сможет ознакомиться с описаниями маршрутов в библиотеке Ленинградского клуба туристов. Мы также напоминаем вам, что в поход кроме описания маршрута необходимо взять карту.

Итак, выходим на маршрут...

Маршруты Карельского перешейка

Наибольшей и заслуженной популярностью у ленинградских туристов пользуется Карельский перешеек. Чем же он так привлекает и опытных любителей путешествий, и тех, кто просто решил провести свои выходные дни за городом? Давайте вместе попробуем вспомнить о природных и исторических достопримечательностях этого района Ленинградской области, чтобы лучше ориентироваться при выборе ваших будущих маршрутов.

Карельский перешеек протянулся к северу от Невы прямо от Ленинграда. С одной стороны его ограничивают воды Финского залива, с другой—Ладожское озеро. Природа Карельского перешейка богата и разнообразна: лиственные, смешанные, хвойные леса, множество ручьев и рек, воспетые в песнях бесчисленные "голубые глаза озер". Рельеф, особенно в северней части, холмистый, а местами из-под толщи отложений на поверхность выходят граниты. Наиболее живописные выходы гранитных скал—около Выборга и Приозерска. В лесах перешейка встречаются почти все породы деревьев, характерные для европейского Севера, а в некоторых местах его произрастают редкие экземпляры древовидного можжевельника и карельских берез.

Интересна история Карельского перешейка. Издавна поселились здесь русские люди: в древних летописях упоминается, что он входил в состав Водской пятины "господина Великого Новгорода". Сохранились и остатки древних новгородских крепостей Тиверска и Корелы (Приозерск). В XVII столетии перешеек был захвачен шведами и только в начале следующего века, в царствование Петра I, был освобожден и возвращен России.

Многие места Карельского перешейка связаны с жизнью и деятельностью наших выдающихся соотечественников, с историей Великой Октябрьской социалистической революции, событиями Великой Отечественной войны.

В выборе экскурсионных объектов кроме тех маршрутов, которые мы вам предлагаем и рекомендуем, смогут помочь книги Лениздата, выпущенные в прошлые годы, перечень которых приведен нами в списке рекомендуемой литературы, а также многочисленные карты-схемы Карельского перешейка и Ленинградской области.

И все же, не приводя подробных описаний маршрутов, мы попробуем "привязать" к железнодорожным станциям Карельского перешейка те достопримечательности, к которым следует проложить маршрут:

1. Ст. Разлив. Исторический памятник-музей "Сарай".

2. Ст. Тарховка. Исторический памятник-музей "Шалаш".

3. Ст. Сестрорецк. Старинный парк "Дубки".

4. Ст. Белоостров. Река Сестра. Передний край обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

5. Ст. Репино. Усадьба-музей "Пенаты". Река Сестра.

6. Ст. Комарово. Лесопарк на берегу Щучьего озера.

7. Ст. Зеленогорск. Пос. Ильичево—Дом-музей В. И. Ленина (13 км от станции). Пляж на берегу Финского залива. Парк культуры и отдыха. Озеро Красавица (Большое Симагинское).

8. Ст. Рощино. Петровская Корабельная роща.

9. Ст. Горьковская. Пос. Горьковское — дача А. М. Горького. Озеро Гладышевское.

10. Ст. Каннельярви. Озера Каннельярви (Победа), Нахимовское.

11. Ст. Кирилловское. Озера Большое Кирилловское, Глубокое, Большое Раковое.

12. Город Выборг. Дом-музей В. И.. Ленина. Краеведческий музей. Выборгский замок. Памятник Петру I. Парк культуры и отдыха ("Монрепо").

13. Ст. Токсово. Лесопарк. Питомник зубробизонов.

14. Ст. Кавголово. Озеро Кавголовское.

15. Ст. Васкелово. Озеро Лемболовское.

16. Ст. Орехово. Озеро Большое Барково. Река Смородинка. Высшая точка Карельского перешейка (205м).

17. Ст. Сосново. Остатки укреплений восточной части "линии Маннергейма". Озеро Раздолинское. Пороги реки Бурной.

18. Ст. Лосево. Пороги реки Вуоксы. Озеро Суходольское.

19. Ст. Громове. Остатки укреплений "линии Маннергейма". Братская могила воинов Советской Армии.

20. Ст. Отрадное. Озеро Отрадненское.

21. Город Приозерск. Старая и новая крепости. Памятник 200-летию освобождения города от шведов.

22. Ст. 147-й км. "Малые скалы".

23. Ст. Ладожское Озеро. "Дорога жизни".

Маршрут № 1

Станция Ржевка — мемориал "Цветок жизни"—Приютино — Всеволожск — мемориал "Катюша" — станция Корнево. Протяженность—22,5 км.

Маршрут знакомит с легендарной Дорогой жизни, которая в годы Великой Отечественной войны связывала жителей осажденного Ленинграда с Большой землей. К началу маршрута, на станцию Ржевка, можно добраться электропоездом с Финляндского вокзала или городским транспортом (трамваи 12, 30, 64-го маршрутов).

От платформы станции Ржевка следует пройти 200 м в направлении Ленинграда до переезда на Рябовском шоссе. Отсюда по Рябовскому шоссе до мемориала "Цветок жизни"—2,5 км.

Этот памятник входит в Зеленый пояс Славы.

Мемориально-архитектурный комплекс Зеленый пояс Славы создан по инициативе ленинградцев в память защитников города в годы Великой Отечественной войны. Он включает в себя более 80 памятников, установленных в местах наиболее жарких боев. Памятники объединены зеленым кольцом из многих тысяч деревьев, кустарников и цветов, опоясывающим Ленинград и символизирующим кольцо обороны. Инициатором создания комплекса выступила в феврале 1965 года молодежная газета "Смена".

Идти рекомендуется направо по пешеходной дорожке. По пути к мемориалу—памятник В. И. Ленину, установленный здесь в 1965 году. Пройдя дальше по Рябовскому шоссе, слева и справа от дороги увидите здания кирпичной кладки. Эти здания — службы узкоколейной железной дороги Петербург—Ириновка, открытой в сентябре 1892 года. Ее протяженность составляла 33 версты.

Через километр пути от станции находится мемориальный километровый столб "Дорога жизни", а еще через 1,5 км—памятник "Цветок жизни", посвященный детям—защитникам Ленинграда, перенесшим вместе со взрослыми все тяготы блокады. Открыт мемориал в октябре 1968 года, его авторы—архитекторы А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Г. Г. Фетисов.

Дальнейший путь лежит по левой обочине Рябовского шоссе до столба с отметкой 3-й км. Чуть не доходя до столба, нужно перейти шоссе и пересечь неширокий (150 м) лесной участок. За лесом—железнодорожная колея. Пройдя по ней в том же примерно направлении, что и при движении по шоссе, через 1,5 км увидите пересекающую ее проселочную дорогу. Свернув по ней направо, следует пересечь садоводство, придерживаясь его левой окраины. Затем свернуть влево по дороге, пересечь железнодорожное полотно и дойти до Рябовского шоссе; между 5-м и 6-м километрами находится "Приютино"—бывшая усадьба А. Н. Оленина, первого директора Публичной библиотеки в Петербурге. Здесь бывали А. С. Пушкин, М. И. Глинка, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, а также другие литераторы, деятели- искусства и культуры первой четверти XIX века.

Через несколько десятков метров за усадьбой сверните вправо на отходящую отсюда дорогу на Бернгардовку. По этой дороге возвращайтесь к железнодорожной колее, по которой попадете во Всеволожск, где на пересечении Рябовского и Колтушского шоссе установлен мемориал "Румболовская гора", входящий в Зеленый пояс Славы.

От столба 10-й км вправо отходит дорожка к воинскому кладбищу. Двигаясь дальше по шоссе, через 7 км по пути, минуя деревни Романовка и Корнево, можно выйти к последнему памятнику этого маршрута — мемориалу Зеленого пояса Славы "Катюша", созданному по инициативе трудящихся Ждановского района Ленинграда.

Вернувшись назад в деревню Корнево (около 1 км), сверните налево к железнодорожной платформе. Отсюда электропоездом можно возвратиться в Ленинград.

В период межсезонья весь маршрут можно пройти по Рябовскому шоссе, хотя это и менее интересно.

Маршрут № 2

Станция Ваганове—деревня Коккорево — станция Ладожское Озеро Протяженность—15км.

Этот маршрут так же, как и предыдущий, знакомит с Дорогой жизни.

Доехав на электропоезде с Финляндского вокзала до ст. Ваганово, двигайтесь сначала вдоль железной дороги, затем сверните у мемориального столба 40—41-й км направо (на юго-восток), чтобы попасть на автомобильную Дорогу жизни. Это шоссе проходит через поселок Ваганово, растянувшийся на 2 км, и является его центральной улицей.

За переездом на протяжении полутора километров шоссе тянется прямым отрезком до Ладожского озера. В конце его, у самого озера — монумент "Разорванное кольцо" и знаменитый "Вагановский спуск" со следами протекторов автомашин на бетоне—начало ледовой трассы—памятники Зеленого пояса Славы.

Направо (если стоять лицом к- Ладоге) отделенная зарослями кустарников начинается деревня Коккорево, протянувшаяся на 3 км. В этом селении во время блокады находилось управление Дорогой жизни. Сейчас в поселке действует народный музей Дороги жизни, созданный школьниками (музей открыт с 11 до 17 часов, кроме вторника и пятницы). После осмотра музея путь группы лежит на север (5 км). Можно двигаться по прибрежной дороге, а можно идти по обрезу берега, поближе к воде. На пути постоянно встречаются памятники тем грозовым годам: дот, стела, установленная в месте выхода на берег уникального подводного кабеля и нефтепровода; постоянно встречаются следы землянок, окопов и площадок для зенитных батарей.

Около Столба 44-й км начинается поселок Осиновец. Здесь лучше сойти с дороги и пройти к Осиновецкому маяку через поселок. Осиновецкий маяк—один из самых больших в Европе. Почти на каждом шагу в поселке видны остатки блиндажей и землянок, воронок от авиабомб: это место чаще других подвергалось бомбежке, так как рядом находился порт.

От маяка дорога ведет дальше на север, и на шоссе у столба 45-й км находится филиал Центрального военно-морского музея — музей "Дорога жизни". На его территории установлены памятники: военный катер, буксир, автомашина ГАЗ-АА, поднятая в 1947 году со дна Ладожского озера, и автомашина-трехтонка, дошедшая до Берлина, самолет ЛИ-2 и много других экспонатов. Музей открыт с 11 до 18 часов, ежедневно, кроме понедельника.

В 200 м от музея, слева от шоссе, находится братская могила моряков, воинов и курсантов, погибших при защите Ленинграда. Пройдя еще 400 м и свернув налево, выйдете к вокзалу станции Ладожское Озеро. Здание вокзала — народный музей железнодорожников Дороги жизни (построено по проекту архитектора Э. И. Казарновского). Рядом с вокзалом установлен паровоз "Комсомолец" серии Э111. Этот паровоз доставлял в 1941—1942 годах боеприпасы и продовольствие в осажденный Ленинград.

На этом поход заканчивается и электропоездом можно возвратиться в Ленинград.

Маршрут № 3

Станция Островная — поселок Островки — деревня Большие Пороги — "Холм Славы"—поселок им. Я. М. Свердлова. Протяженность—17 км.

Добраться до Островной можно поездом, идущим от Ржевки к станции Горы. От Островной пройти 100 м вперед и за будкой свернуть по лесной тропе направо. Выйдя на лесную дорогу и свернув по ней влево, через 500 м достигнете развилки. Дальше следует идти по левой дороге, а затем от следующей развилки—по правой, которая приведет к шоссе. Перейдя его, надо идти по дороге, проходящей перпендикулярно шоссе, вдоль опушки леса, затем свернуть по правой дороге и идти через поле в поселок Островки, расположенный на правом берегу Невы.

Летом 1875 года здесь отдыхал композитор Н. А. Римский-Корсаков.

От пристани в Островки путь идет вдоль Невы. Тропинка по берегу поднимается вверх, оставляя слева искусственные большой и два маленьких острова. Пройдя по главной улице поселка до последней дачи, сверните налево в березовый лес. Здесь находятся развалины дворца князя Г. А. Потемкина-Таврического (архитектор И. Е. Старов). Дворец был построен на обрывистом выступе оврага и напоминал средневековый замок (разрушен во время Великой Отечественной войны).

От дворца нужно спуститься по тропинке (на север) вниз к ручью, перейти его и идти влево вдоль ручья (если не грязно) или вверх по дороге за домами. Эта дорога выходит к берегу Невы и сливается с шоссе. Далее следует идти параллельно шоссе, по возможности вдоль берега, вниз по течению, до песчаных карьеров, которые надо обойти слева. За карьерами находится деревня Маслово. Минуя эту деревню, продолжайте путь вдоль Невы до деревни Большие Пороги и расположенного за ней "Холма Славы". Монумент "Холм Славы" ("Безымянная высота") установлен в честь воинов, участвовавших в боях за Ивановский и Невский "пятачок" и левый берег Невы при прорыве блокады Ленинграда в 1943 году. Входит в Зеленый пояс Славы.

У "Холма Славы" можно сделать большой привал, а затем идти дальше по дороге (слева от холма) примерно 800 м на север до шоссе, идущего параллельно Неве. По шоссе следует свернуть влево, перейти мост через реку Черную и, повернув влево, снова выйти к Неве.

Продолжая путь вдоль Невы, через 6 км достигнете первых домов поселка им. Я. М. Свердлова. От центра поселка автобусом можно вернуться в Ленинград. Есть и другой путь: от пристани Пирогово в поселке им. Я. М. Свердлова катером можно переправиться на левый берег Невы в поселок Саперный, а оттуда автобусом или электропоездом попасть в Ленинград.

Маршрут № 4

Петрокрепость — крепость Орешек — поселок Марьино — поселок Синявино-1 — Петрокрепость. Протяженность — 19,5 км.

Маршрут знакомит с историко-революционным, военно-историческим и фортификационным памятником — Шлиссельбургской крепостью, а также с местами боевой славы советского народа в годы Великой Отечественной войны.

К началу маршрута, на станцию Петрокрепость, можно добраться электропоездом Ленинград—Невская Дубровка, идущим с Финляндского вокзала. Станция примыкает к поселку им. Морозова, названному в честь Н. А. Морозова—революционера-народника, крупного ученого, находившегося в заключении в Шлиссельбургской крепости 21 год.

Слева от железной дороги находится пристань; если встать к ней лицом, то справа будет исток Невы, а прямо напротив—Ореховый остров с крепостью Орешек (Шлиссельбургская крепость). Переправиться к крепости можно на катере, расписание движения которого согласовано с прибытием электропоездов.

Шлиссельбургская крепость является в настоящее время филиалом Музея истории Ленинграда. Крепость на острове была основана новгородцами еще в 1323 году. Орешек—ее первоначальное наименование. Название "Шлиссельбург" (ключ-город) она получила в 1702 году, после того как была отвоевана у шведов в ходе Северной войны. В течение почти двухсот лет, до победы Октябрьской революции, крепость служила тюрьмой для политических заключенных. Во время Великой Отечественной войны Советская Армия почти 500 дней героически обороняла крепость, препятствуя высадке немецко-фашистских войск на правый берег Невы.

Переправившись к крепости, попадете в нее через Государеву башню. Справа от входа — большое четырехэтажное здание постройки 1905 года—это четвертый тюремный корпус. Слева от входа находится трехэтажное здание, воздвигнутое на месте Петровских казарм. Дальше путь проходит мимо развалин здания Иоанновской церкви. За Светличной башней находится отделенная стеной площадь Цитадели, а на ее территории здание старой тюрьмы. Правее входа в Цитадель находится выстроенное в 1884 году здание новой тюрьмы. Перед ним—братские могилы воинов, погибших в 1702 году во время боев за Нотебург (Орешек). В годы Великой Отечественной войны остров вновь стал военным стратегическим пунктом в системе обороны Ленинграда. Закончить осмотр крепости можно у Королевской башни, на берегу Невы, где находится памятник узникам, погибшим с 1884 по 1906 год.

Возвратившись на катере в Петрокрепость, стоит обратить внимание на памятник Петру 1 (скульптор М. М. Антокольский).

Петрокрепость расположена на трассе водного пути. Еще в XVIII веке у входа Староладожского канала в Неву сложился центр города. На левом берегу канала, на Красной площади, (бывшей Церковной), сохранилось здание Благовещенской церкви. Она построена в 1764 году на месте деревянной, заложенной еще Петром I.

От Красной площади следует идти по бульвару, разбитому вдоль Красного проспекта. У Горбатого моста раньше кончался Шлиссельбургский тракт. Перейдя Горбатый мост и продолжая путь на юго-запад, вскоре выйдете за пределы города и пойдете к Преображенской горе. Она является частью гряды—берегового вала, образованного при затоплении Ладожским озером этой территории.

До революции на этой горе жители Шлиссельбурга собирались на маевки. Во время Великой Отечественной войны гора Преображенская была сильно укреплена фашистами. 18 января 1943 года штурмом овладев горой, советские войска освободили Шлиссельбург от захватчиков.

На берегу Невы можно сделать привал, а после отдыха продолжить путь вдоль реки или по шоссе в южном направлении. До деревни Марьино—около 3 км. Здесь на перекрестке дорог установлен памятник "Прорыв" — один из монументов Зеленого пояса Славы.

От памятника следует свернуть влево на шоссе Ленинград—Петрозаводск, идущее от деревни Марьино на восток. Шоссе проложено по неширокой гряде—бывшему береговому валу Ладожского озера. Эта гряда препятствует стоку вод с расположенного южнее более высокого Ордовикского плато. Вследствие этого произошло заболачивание местности, получившей название Синявинские болота.

Пройдя от деревни Марьино по шоссе 5 км, можно выйти в поселок Синявино-1. В нескольких километрах к юго-востоку от поселка находится место встречи войск Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. От поселка Синявино следует идти на север по грунтовой дороге до Староладожского канала, а затем вдоль него в Петрокрепость. Название поселка Синявино происходит от фамилии Сенявиных, которым принадлежали здешние земли. Контр-адмирал И. А. Сенявин и вице-адмирал Н. А. Сенявин отличились во время Северной войны России со Швецией.

Вернуться в Ленинград можно электропоездом со станции Петрокрепость на правом берегу Невы. Возможно возвращение в Ленинград и автобусом из Петрокрепости, остановка которого у Благовещенской церкви.

Маршрут № 5

Станция Петрокрепость — город Петрокрепость — Синявинские высоты — станция Грибное. Протяженность — 22 км.

Маршрут знакомит с местами боев по прорыву блокады Ленинграда.

Начало маршрута до поселка Синявино полностью совпадает с предыдущим описанием.

Через 2 км за поселком Синявино вправо отходит дорога, ведущая на Синявинские высоты. У ответвления дороги на берегу Староладожского канала можно сделать привал.

Отдохнув, следует идти на юг по грунтовой дороге; примерно через 1,2 км дорога пересечет шоссе на Кировск. Справа от этого перекрестка находится обелиск, установленный в память о рубеже, где соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав блокаду Ленинграда. Пройдя по грунтовой дороге еще 4 км, подойдете к более высокой местности—к Ордовикскому плато.

Синявинские высоты—это часть плато, поднимающаяся до 50 м. У подножия Синявинских высот—развилка: левая дорога ведет к дому лесника, а правая— прямо на высоты. Следует идти по правой дороге, которая пересекает ручей, поднимается на высоты и через 300 м сворачивает влево на асфальтированную дорогу. Примерно в 250 м слева от дороги виден мемориал, посвященный битвам за Синявинские высоты.

С высот местность просматривается на много километров во все стороны. А у подножия расстилается Синявинское болото с озерами, возникшими здесь на местах выемки торфа. Со стороны болота нашим войскам в 1943 году приходилось брать эти высоты, сильно укрепленные немцами.

Последний отрезок пути проходит по грунтовой дороге в юго-западном направлении по территории Ордовикского плато. До Великой Отечественной войны здесь было большое село Синявино. От села не осталось даже следов, сохранилось лишь сельское кладбище, неподалеку от которого теперь расположен Мгинский птицеводческий комплекс.

В четырех километрах от памятника дорога подходит к шоссе Кировск—Мга. От шоссе на юго-запад отходит бетонная дорога. Пройдите по ней вдоль садоводства, затем примерно через 1 км сверните направо по Садовой улице и, минуя территорию садоводства, выйдете к железнодорожному полотну Мга — Невдубстрой. По тропинке вдоль полотна, пройдя влево 700—800 м, попадете на станцию Грибное. Отсюда поездом можно возвратиться домой.

Маршрут №6

Поселок им. Морозова—поселок Резвых—поселок Невская Дубровка. Протяженность—18 км.

Маршрут начинается от поселка им. Морозова (ст. Петрокрепость), куда можно доехать электропоездом с Финляндского вокзала.

От станции пройдите по набережной Невы на юг до конца поселка и сверните на дорогу вдоль берега к лодочной станции. От нее путь идет к дому лесника, затем выходит на террасу, где дорога подводит к жилым домам поселка Резвых. Двигаться дальше по шоссе мимо братской могилы защитников Родины, павших в Великую Отечественную войну. Пройдя от асфальтированного спуска к Неве по дороге влево, выйдете к мосту через Черную речку. Далее лесная дорога выведет к железнодорожному полотну, а от него влево по дорожке, мимо дома лесника—к берегу Невы. Здесь удобное место для привала.

Дальнейший путь лежит по лесной дороге, ведущей от дома лесника к Невской Дубровке (5 км). Дорога проложена по высокой сухой песчаной местности. В лесу встречаются полуразрушенные доты, напоминающие о минувшей войне.

Перед поселком дорога раздваивается. Пройдите по левой дороге к речке Дубровке, а дальше по тропинке вдоль ее высокого левого берега. Тропинка приведет к мосту. Далее следует идти к пристани на Неве. Здесь с высокого места хорошо виден левый берег Невы, на котором во время войны находился знаменитый Невский "пятачок". Память об этом увековечена обелисками, хорошо видимыми издали.

Ознакомлением с поселком и его музеем (в Доме культуры) заканчивается поход. С железнодорожной станции Невская Дубровка электропоездом сможете вернуться в Ленинград.

Маршрут №7

Остановка Пороховые — поселок Колтуши — поселок Павлове — озеро Горское — поселок Воейково — Киркинское озеро — деревня Озерки — деревня Малое Манушкино — поселок Невская Дубровка. Протяжённость—33 км, продолжительность—2 дня.

От Пороховых, куда можно добраться городским транспортом, доехать автобусом № 426 до поселка Колтуши. Недалеко от остановки находится городок физиологов Павлово, в котором размещается филиал института физиологии имени И. П. Павлова. Пройдите в Павлове по дороге через ворота, а затем по широкой аллее поднимитесь по склону холма на центральную площадь, где установлен памятник выдающемуся русскому физиологу И. П. Павлову (скульптор В. В. Лишев).

От памятника расходятся дорожки. Правая приводит к зданию старой лаборатории, на стене которой установлена мемориальная доска. Далее следует выйти к большому белому зданию, заложенному в 1930 году. В нем помещается музей-квартира ученого. Перед зданием установлены бюсты ученых: Рене Декарта, Г.-И. Менделя, И. М. Сеченова, И. П. Павлова.

Познакомившись с научным городком, возвратитесь в Колтуши по аллее вдоль пруда, пересекая рощицу в юго-восточном направлении. Спустившись по склону холма, выйдите на шоссе, ведущее в поселок Красная Звезда. Перейдя шоссе у линии электропередачи, продолжайте путь по тропе к низине, лежащей к востоку от шоссе, пока не войдете в деревню Канисты. Местность на пути довольно ровная, местами заболоченная. Справа от тропы идет линия электропередачи.

От северной оконечности деревни Канисты по дороге на север спуститесь в котловину, лежащую между деревнями Канисты и Кирполье. Поднявшись по склону гряды в деревню Кирполье, пройдите ее и двигайтесь в поселок Воейково. С дороги откроется вид на окружающую местность с живописно и беспорядочно расположенными холмами разной величины.

Поселок назван в честь великого русского климатолога, географа и путешественника А. И. Воейкова. Его бюст установлен на центральной площади городка (скульптор М. К. Аникушин). В 300 м от памятника находится автобусная остановка, откуда ходит автобус в Ленинград. Пройдя по главной улице поселка на северо-восток, спуститесь по склону и, дойдя до поля, поверните на тропу. По ней выйдете к грунтовой дороге, огибающей Горское озеро с юга.

От Горского озера, идя на юго-запад, поднимитесь по склону по дороге, которая приводит опять в поселок. Отсюда выходите до дороги, ведущей в деревню Кирполье, и в самом ее начале поверните на ответвляющуюся влево тропу. По ней перейдите поле, обходя деревню с востока, и выйдите на гравийную дорогу, рассекающую камовые гряды. Поравнявшись со второй грядой, сверните влево, поднимитесь на ее вершину и найдите там тропу, по которой двигайтесь около полутора километров. При этом деревню Коркино обойдите с северо-востока. Тропинка выведет на дорогу у юго-восточного конца деревни. Идите по ней до перекрестка с другой дорогой, огибающей Коркинское озеро, и далее около 350 м на юго-запад. Затем у забора пионерского лагеря поверните влево и идите по сухой лесистой местности, которая постепенно понижается к Коркинскому озеру. Западный берег озера заболочен, северный и восточный — сухие, покрыты сосновым лесом. Здесь можно переночевать.

Утром, обогнув озеро с востока, дойдите до его южного конца и идите по лесистой местности на юг. Пройдя около 4 км, попадете в деревню Озерки, откуда выйдете на шоссе. Далее — по шоссе около 500 м на северо-восток. У конечной остановки автобуса от шоссе вправо отходит хорошая дорога. Среди хвойного леса по ней — путь до деревни Ексолово. 6т деревни Ексолово до деревни Большое Манушкино путь по открытой местности, по грунтовой дороге. Справа от нее возвышенность, слева—заболоченная местность. В деревне Большое Манушкино дорога поворачивает на юг и поднимается на возвышенность, а затем у деревни Малое Манушкино опять спускается вниз. В деревне Малое Манушкино грунтовая дорога выходит к основной магистрали Ленинград — Колтуши — Невская Дубровка. По этой дороге нужно идти в сторону Невы на восток. Первые 4 км за деревней дорога проходит по лесу, а следующие 2 км—среди осокового болота. Пройдя через болото, дорога выходит на более высокую песчаную местность. У западного ее края—братская могила воинов, погибших в Великую Отечественную войну.

Продолжая путь, вскоре попадете в поселок Невская Дубровка. У Невы на противоположном берегу виден памятник, установленный на месте плацдарма, получившего название Невский "пятачок".

Познакомившись с поселком, можно вернуться в Ленинград электропоездом.

Маршрут № 8

Станция Белоостров — поселок Тарховка — поселок Разлив — станция Разлив. Протяженность — 20 км.

Маршрут проходит по ленинским местам Карельского перешейка. В начальный пункт маршрута можно попасть электропоездом с Финляндского вокзала.

На здании вокзала в Белоострове (по-фински Валксаари, т. е. "Белый остров") имеется мемориальная доска в память о возвращении В. И. Ленина 3 апреля 1917 года из эмиграции в Россию.

От станции Белоостров следует выйти на шоссе, проложенное справа от железной дороги (Белоостров — Песочная), и идти назад по ходу поезда. В 2,6 км от станции, у железнодорожного переезда нужно сойти с шоссе на отходящую вправо лесную дорогу. Следует пройти по ней около 800 м на юго-запад, обойти слева разрушенный мост и за ним свернуть влево на тропу (азимут 180°). По этой тропе, переходящей затем в хорошую лесную дорогу, идти на восток. Справа от лесной дороги — заболоченная низменность, слева — высокий уступ, выработанный прибоем древнего Литоринового моря, воды которого покрывали некогда эту низменность.

Пройдя по лесной дороге 2,5 км, выйдете на гравийную дорогу из деревни Новоселки в поселок Тарховку. Далее по этой дороге двигаться на запад (вправо) до моста через Черную речку, вытекающую из Меднозаводского озера и впадающую в озеро Разлив. Примерно через километр после пересечения Черной речки дорога сворачивает на юго-запад и спускается в низину, покрытую россыпью крупных валунов.

Продолжая путь, выходите к озеру Разлив и двигайтесь вдоль его берега по дороге. Левее дороги протянулась песчаная гряда. Если подняться на нее, то с другой стороны будет видно болото. Это — Маркове болото, интересный по своеобразию растительного покрова объект природы. На занимаемой им территории располагался пролив, который соединял заливы Древнелахтинский и Древнесестрорецкий Литоринового моря. У входа в этот пролив и образовалась песчаная гряда ~ береговой вал, носящий название Сосновой горы, ограничивающий Маркове болото.

Спустившись вниз на дорогу, продолжайте путь вдоль берега озера. В воде у берега озера видны крупные валуны — следы древней морены. Через 2 км выйдете на площадку, примыкающую к месту с историческим памятником "Шалаш" В. И. Ленина.

От площадки две дорожки ведут на лесную поляну, на которой установлены гранитный памятник, рядом шалаш, сложенный из ветвей. Гранитный памятник "Шалаш" (архитектор А. И. Гегелло) был открыт еще в 1928 году по инициативе ленинградцев. В 1964 году недалеко от памятника был открыт музей, в котором собраны экспонаты, повествующие о жизни и деятельности В. И. Ленина в канун Октябрьской революции.

Здесь, на берегу озера Разлив, на сенокосном участке Н. А. Емельянова, В. И. Ленин скрывался под видом косца от преследований Временного правительства в июле—августе 1917 года.

Отсюда В. И. Ленин руководил деятельностью партии и подготовкой к вооруженному восстанию; здесь он написал ряд статей, работая над книгой "Государство и революция".

Осмотрев памятник, пройдите в музеи и ознакомьтесь с его экспонатами.

Затем продолжайте путь в поселок Тарховку по берегу озера Разлив. Местами берега озера заросли тростником. Такие заросли образуются в процессе наступления суши на озеро. Между стеблями тростника оседает мелкозем; дно поднимается, создаются условия, благоприятные росту осок и других влаголюбивых растений. Постепенно тростник сменяется растительностью осокового болота, а заросль тростника продвигается в сторону озера. При дальнейшем развитии процесса в том же направлении болото может смениться лугом, новые заросли тростника — болотом и т. д.

Озеро Разлив—искусственный водоем, образованный вследствие запруживания в 1723 году низовьев реки Сестры. Его площадь—12 кв. км, а уровень воды на 8 м выше уровня Финского залива.

На подходе к поселку Тарховка—песчаная гряда; на ней установлен памятник "Ленин в Разливе", выполненный по проекту скульптора В. В. Пинчука.

У станции Тарховка можно закончить поход и электропоездом возвратиться в Ленинград. Однако можно и продолжить его посещением дома Н. А. Емельянова в Разливе и музея "Сарай".

От станции Тарховка до музея "Сарай" примерно 2,5 км. Идти к нему следует по дороге в западном направлении.

В ночь с 9 на 10 июля 1917 года, скрываясь от преследования Временного правительства, В. И. Ленин прибыл в Разлив, где поселился в сарае, принадлежавшем рабочему Сестрорецкого оружейного завода Н. А. Емельянову.

Мемориальный музей-памятник "Сарай" сохранен в том виде, каким он был в канун Великой Октябрьской социалистической революции. Это деревянное, сколоченное из досок строение, крыша которого покрыта дранкой. В. И. Ленин жил на чердаке сарая, служившем сеновалом.

В доме, расположенном в саду напротив "Сарая", устроена экспозиция, посвященная жизни и деятельности В. И. Ленина в канун Великого Октября.

От мемориального комплекса до железнодорожной станции Разлив по дороге — около полукилометра.

На станции воздвигнут памятник В. И. Ленину (скульптор Г. Д. Гинзбург, архитектор А. И. Лапиров, 1955 г.).

Возможен и другой вариант похода — от станции Дибуны, от которой к "Шалашу" В. И. Ленина проложена дорога.

Название Дибуны происходит от слова "дыбун", то есть трясина, болото. На Дыбун-болоте были обнаружены залежи болотной руды, из которой раньше выплавляли отличный металл для Сестрорецкого завода.

От станции Дибуны следует идти по тропинке вдоль железной дороги по направлению движения поезда из Ленинграда до первой улицы, выходящей к путям слева, затем по этой улице до улицы Новгородской, и по ней — до конца. Дальше путь лежит по специально проложенной среди леса хорошей гравийной дороге, пройдя по которой минут тридцать, попадете на дорогу из Новоселок в Тарховку. Дальнейший путь из поселка Тарховка уже известен.

Маршрут № 9

Станция Разлив — "Сарай" В. И. Ленина—"Шалаш" В. И. Ленина—станция Дибуны. Протяженность— 13 км.

Этот маршрут также проходит по ленинским местам Карельского перешейка. На станцию Разлив можно приехать электропоездом с Финляндского вокзала.

От памятника В. И. Ленину нужно идти вправо от железной дороги по 2-й Поперечной улице и, следуя указателям, подойти к мемориалу "Сарай".

После осмотра мемориального музея "Сарай" нужно двигаться по 4-й Тарховской улице направо до озера разлив к пристани "Сарай". Отсюда катером доплыть до пристани "Шалаш". Здесь интересно будет осмотреть мемориальный комплекс, описанный в предыдущем маршруте. Далее маршрут проходит по лесной дороге вдоль юго-восточного берега озера Разлив. До моста через Черную речку надо идти все время прямо. Здесь же можно сделать большой привал. Примерно на этом месте, где В. И. Ленин перебирался через Черную речку вброд, сейчас поставлен деревянный мостик (5 км от "Шалаша"). От этого места в 1917 году шла труднопроходимая тропа через заболоченный лес в северном направлении к станции Дибуны. По-видимому, по этой тропе 8 августа 1917 года шел В. И. Ленин со своими спутниками А. В. Шотманом и Э. А. Рахьей. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина за мостом вместо тропы проложена благоустроенная дорога, чтобы каждый желающий мог пройти по ленинскому маршруту, Вскоре дорога поворачивает направо (налево от нее отходит грунтовая дорога к ст. Белоостров), а потом идет прямо. Прямая осушенная дорога приводит к первым постройкам поселка Дибуны, где в летнее время обычно вывешивается карта-схема пути следования В. И. Ленина из шалаша.

В этом месте (у схемы) поверните налево и через несколько минут выйдете к железнодорожным путям. Не переходя их, идите вправо по пешеходной дорожке примерно один километр до станции Дибуны, откуда электропоездом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут №10

Станция Белоостров — река Сестра — станция Репино. Протяженность—15км.

Белоостров — поселок и железнодорожная станция, расположенные в 32 км к северо-западу от Ленинграда. Сюда доехать можно электропоездом с Финляндского вокзала.

Название "Белоостров" — перевод с финского Валксаари, что значит "Белый остров".

На железнодорожной станции во время поездок в Финляндию неоднократно останавливался В. И. Ленин. В память о его выступлении здесь 3 апреля 1917 года при возвращении из эмиграции на здании вокзала установлена мемориальная доска.

Приехав в Белоостров электропоездом, идите вперед по ходу поезда справа от железной дороги через поселок. Перейдя мост через реку Сестру, сверните к дачному поселку по первой улице на север,, а в конце ее — на запад. Через 50 м от поворота на запад выходите вправо на лесную дорогу. Эта дорога тянется вблизи реки Сестры. Продолжая путь на северо-запад, примерно через 1,5 часа выйдете на широкую песчаную дорогу, идущую от станции Солнечное к поселку на левом берегу реки Сестры. Двигаясь на юг, через 5—7 минут поверните на запад на лесную дорогу около триангуляционного знака. Через 15—20 минут справа будет поляна с выходом к реке Сестре. Здесь — хорошее место для отдыха: близко река и родник. Налево от дороги — благоустроенная волейбольная площадка.

После привала — в поселок Репино по лесной дороге на запад. Через 40—50 минут дорога повернет на север к дачному поселку. Пройдя поселок, выйдете к песчаной дороге, справа от которой был дзот, а теперь осталась выработка песчаного карьера. Идти по этой дороге на юг, а через 15—20 минут повернуть на запад на лесную тропу. Тропа выводит к большому совхозному полю и на песчаную проезжую дорогу. Пройдя по ней на юг, вскоре повернуть (после водосточной дорожной трубы) на запад на тропу к дачному поселку, а за ним— на берег реки Сестры. Отсюда по лесной дороге на юг до станции Репино 40—45 минут.

Репино (бывшее Куоккала)—станция и курортный поселок на северном берегу Финского залива, в 40 км от Ленинграда. Названы в честь знаменитого русского художника И. Е. Репина. В поселке Репино, к северу от вокзала, на участке между домами № 14—16 по Привокзальной улице находилась дача "Ваза", где в 1906—1907 годах жил В. И. Ленин у большевика-искровца Г. Д. Лейтейзена.

Дача "Ваза" была в то время центром партийной работы; отсюда В. И. Ленин направлял деятельность партии.

Владельцами дачи были Э. Ф. Энгестрем, служащий финского пароходства, и Р. Г. Энгестрем. На воротах была вырезана надпись: "Вилла „Ваза"" (Ваза — город в Финляндии, где родился хозяин дачи).

Из Куоккалы В. И. Ленин выезжал в Лондон на V съезд партии и в Штутгарт для участия в Международном социалистическом конгрессе.

У въезда в поселок справа от шоссе расположен мемориальный музей И. Е. Репина "Пенаты". Здесь он жил и работал с 1900 по 1930 год, здесь скончался и был похоронен. В "Пенатах" собирались представители передовой части русской интеллигенции: А. М. Горький, В. Г. Короленко, Д. И. Менделеев, А. К. Глазунов, В. В. Стасов, И. П. Павлов и другие.

В годы Великой Отечественной войны усадьба "Пенаты" была разрушена. Восстановленная в послевоенные годы, усадьба превращена в музей.

В 1905 году в Куоккале некоторое время жили А, М. Горький и М. Ф. Андреева. Дача, где они жили, находилась на современной территории дома отдыха "Строитель".

Если появится желание продолжить поход до Комарова (около 10 км), то нужно идти от дачного поселка на берегу реки Сестры на запад по лесной тропе вдоль правого берега к шоссе Репине—Ленинское. По шоссе пройти на север, а за автобусной остановкой свернуть на запад на лесную тропу, ведущую к поселку садоводов на траверзе 2-й Дачной улицы поселка Комарове.

В сквере на 1-й Дачной улице установлен памятник академику В. Л. Комарову, ученому-ботанику, президенту АН СССР, Герою Социалистического Труда, чье имя носит поселок.

В Ленинград можно вернуться электропоездом.

Маршрут № 11

Станция Горьковская — поселок Горьковское — Гладышевское озеро — Средневыборгское шоссе. Протяженность—18 км.

Железнодорожная станция Горьковская (в прошлом Мустамяки) расположена в 65 км от Ленинграда. Добраться сюда можно электропоездом с Финляндского вокзала в Выборгском направлении. Название станции и расположенного в 5 км от нее поселка связано с пребыванием здесь в 1914—1917 годах великого пролетарского писателя А. М. Горького.

К поселку Горьковское ведет большая лесная дорога, отходящая к западу от станции. До нее от перрона не более 200 м вперед по ходу поезда. Примерно через 1,5 км дорога выводит к зданию сельской школы, от ограды которой влево уходит красивая лесная дорожка в сторону Петровской Корабельной рощи.

Справа на холмах расположен поселок Байково. В школе силами учащихся организован небольшой краеведческий музей, экспонаты которого повествуют об истории района. Среди самых дорогих реликвий музея — подлинная фотография А. М. Горького на лыжной прогулке.

Центральная часть поселка Горьковское расположена на высоком холме, с которого открывается вид на окрестные леса и Гладышевское озеро, примыкающее к поселку с северо-запада. Раньше здесь находились две финские деревни: у подножия холма — Кирьявола, на холме—Нейвола. В наши дни обе они входят в поселок Горьковское.

В поселке Нейвола накануне июльских событий 1917 года несколько дней на даче В. Д. Бонч-Бруевича жил В. И. Ленин. Сама дача до наших дней не сохранилась: от нее остался только фундамент. Участок дачи В. Д. Бонч-Бруевича располагался справа от дороги, спускающейся от поселка в сторону Гладышевского озера, рядом с небольшой еловой рощицей. Сейчас на нем установлена гранитная стела в память о том, что здесь с 29 июня по 4 июля 1917 года жил В. И. Ленин. Как вспоминает В. Д. Бонч-Бруевич, В., И. Ленин ежедневно уходил гулять к Гладышевскому озеру, купался в нем. Здесь на даче В. И. Ленин написал статью "На что могли рассчитывать кадеты, уходя из министерства?". 4 июля рано утром Владимир Ильич покинул деревню Нейвола и возвратился в Петроград, а 6 июля сюда явился отряд юнкеров и казаков с заданием арестовать Ленина.

На холме, окруженном хвойным лесом, сохранился дом, где жил А. М. Горький. Крыша дома видна издалека, а чуть правее имеется заметный ориентир — труба котельной. Выйдя к дому, отмеченному мемориальной доской, можно сделать привал.

В деревню Кирьявола А. М. Горький приехал 31 декабря 1913 года, вернувшись из-за границы,—жить в столице царское правительство ему не разрешило. Здесь он поселился у родственников М. Ф. Андреевой — Е. Ф. Крит и ее мужа В. А. Крита. (Дом этот не сохранился до наших дней: в июле 1940 года в нем был создан музей А. М. Горького, который разрушили немецко-фашистские захватчики.) В начале июня 1914 года писатель переехал в деревню Нейвола, в дом, принадлежавший в то время А. П. Горбик-Горбовской (так называемый "пансионат Ланг"). По воспоминаниям современников в первом этаже пансионата находилась большая комната с камином, разделенная аркой на две части, служившая столовой и гостиной, и несколько помещений меньшего размера, в которых обычно жили гости. Кабинет писателя и спальня располагались на втором этаже, куда вела слабо освещенная узкая лестница. Здесь же находились библиотека и комната М. Ф. Андреевой.

В Нейволе создавались многие рассказы из цикла "По Руси" и написана повесть "В людях".

Живя в Нейволе, А. М. Горький поддерживал связь с Петербургской большевистской организацией: на дачу приезжали члены большевистской фракции IV Государственной Думы А. Е. Бадаев и Г. И. Петровский.

В "пансионате Ланг" у Горького бывали писатели, артисты, деятели искусства, ученые: М. М. Пришвин, Ф. И. Шаляпин, В. В. Маяковский и другие.

6 июля 1917 года в отсутствие А. М. Горького на его даче отрядом офицеров и юнкеров был произведен обыск; после этого события он уехал из Нейволы и больше там не бывал.

В окрестностях поселка Горьковское жили видные деятели большевистской партии: М. С. Ольминский, В. Д. Бонч-Бруевич, И. А. Саммер, В. Ф. Ленгник, великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, замечательный деятель русской медицины С. П. Боткин, поэт и баснописец Демьян Бедный.

От поселка Горьковское на запад отходит хорошая грунтовая дорога к Средне-Выборгскому шоссе, до которого чуть более 4 км. Однако не стоит спешить к нему. Если есть время, нужно, пройдя от поселка около 1 км, свернуть у развилки на правую дорогу, идущую через лес к Гладышевскому озеру. До него менее 1,5—2 км; обходя озеро справа по полевой дороге, еще через 1,5— 2 км можно дойти до моста через реку Великую. Эта небольшая речка, петляющая среди лесных берегов, несет свои воды из Нахимовского озера в Гладышевское. От моста дорога выводит к подножию холма, который называют Змеиной горой. На холме расположен лагерь ЛФЭИ им. А. Н. Вознесенского; рядом, на берегу Гладышевского озера — хороший песчаный пляж.

Озеро Гладышевское лежит в глубокой, окруженной холмами котловине. Его площадь составляет 4,8 кв. км. Максимальную глубину озера оценивают по-разному: от 14,5 до 24 м. Берега озера, кроме западных,— высокие, поросшие густым хвойным лесом; на западе—низкие и заболоченные. На южном берегу хвойный лес чередуется с лугами и полянами, окруженными зарослями ольхи. На берегу во многих местах и на дне озера бьют ключи. Высокие берега защищают озеро от сильных северных ветров, отчего в верхних слоях вода хорошо прогревается. Однако порой ветер все же сгоняет поверхностный слой воды от берега, а на его место поступают глубинные воды, вызывая холодные течения. Об этом следует помнить, организуя купание.

Устроив на озере привал, можно после отдыха вернуться снова на дорогу, идущую от поселка Горьковское, и по ней, оставляя Гладышевское озеро примерно в километре справа, выйти к шоссе. Не доходя до шоссе примерно с километр, дорога пересекает по мосту реку Гладышевку. Эта река вытекает из Гладышевского озера и, сливаясь с рекой Рощинкой, образует реку Черную, несущую свои воды в Финский залив.

На шоссе имеется регулярное автобусное сообщение с Зеленогорском, откуда электропоездом можно вернуться в Ленинград.

Маршрут №12

39-й км Верхне-Выборгского шоссе — река Сестра — станция Курорт. Протяженность—17,5км.

До 39-го км Верхне-Выборгского шоссе можно доехать автобусом № 439 от Парголова. В этом месте во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны Ленинграда. Он отмечен памятниками, входящими в Зеленый пояс Славы. Один из них — на 39-м км Верхне-Выборгского шоссе—воздвигнут в мае 1965 года. Авторы—участник боев на этих рубежах капитан запаса инженерных войск Ю. А. Дьяконов и И. В. Гаврилов. Рядом с памятником в виде стелы разбит фруктовый сад—"Сад мира".

От памятника следует идти по шоссе к столбу 40-й км, а затем свернуть на грунтовую дорогу южного направления. Пройдя 3 км от перекрестка дорог, необходимо продолжить путь по лесу (1 км) на юг. Дорога затем сворачивает на восток, пересекает бывшую плотину и выходит на Александровское шоссе. Здесь по обе стороны шоссе — садоводства. Надо пройти по шоссе вправо 2,5 км, а затем за автобусной остановкой свернуть вправо на тропу, которая через 150 м выходит к мосту через реку Сестру. Продолжить путь по правому берегу реки, сначала по лесу, а затем по территории садоводства до шоссе. После пересечения шоссе надо идти вдоль берега, пересечь железнодорожное полотно и двигаться по тропе параллельно реке. Через 1 км тропа выходит к глубокой канаве. Переходить ее лучше всего в месте впадения ее в речку, где есть интересное образование — мель треугольной формы. Миновав канаву, следует подняться на террасу и идти дальше по тропе. Справа тянется высоковольтная линия. Далее, обойдя справа разлив реки Сестры, на развилке дорог свернуть вправо и по тропе выйти к шоссе. От Выборгского шоссе отходит грунтовая дорога (азимут— 125°), которая идет вдоль правого берега реки Сестры. Продолжайте движение по ней, а примерно через 2,5 км, у большого разлива реки Сестры, выходите к Выборгскому шоссе. Двигаясь вправо, через 500 м подойдете к памятнику "Сестpa" (38-й км) — это стела с барельефом воина. От памятника следует идти на юг, пересечь железнодорожное полотно и идти по ивовой аллее. Через 500 м свернуть по тропе вправо к братскому кладбищу и расположенному правее доту. Затем через парк санатория "Сестрорецкий курорт" выйдете к станции Курорт, откуда электропоезд доставит в Ленинград.

Маршрут №13

Станция Горская—деревня Новоселки—поселок Левашово — поселок Осиновая Роща Протяженность — 22 км.

До станции Горская доедете с Финляндского вокзала электропоездом. От станции необходимо пройти небольшое расстояние по дороге вдоль железнодорожной линии в сторону Ленинграда до левого поворота, ведущего к поселку. Эта дорога лежит ниже территории, занятой поселком, и ограничена уступом высотой 5—6 м, некогда бывшим берегом древнего моря. В настоящее время берег залива находится примерно в 500 м от станции Горская. А 6,5 тысячи лет назад воды моря покрывали большую площадь и подходили к месту нынешнего поселка.

Местность, где расположен поселок, сложена ледниковыми отложениями—мореной. За поселком Горская отходит дорога в поселок Левашово протяженностью 16 км. Дорога эта имела большое значение в годы фашистской блокады Ленинграда, когда из-за частых обстрелов вражеской артиллерии движение по Приморскому шоссе было затруднено. Зимой 1944 года от Горской по льду Финского залива через небольшие насыпные островки фортов была проложена автомобильная дорога в Кронштадт.

Выбранный путь будет проходить по дороге на Левашово.

Возвышенность, на которую выводит дорога, в литературе имеет название Горского Острова. Она простирается на восток до поселка Конная Лахта, на север—до озера Сестрорецкий Разлив. Лишь на северо-востоке возвышенность немного не доходит до деревни Новоселки.

С края Горского Острова открывается красивый вид на Финский залив. Поверхность Горского Острова равнинная. Но кое-где на ней встречаются гряды и холмы. Это моренные образования.

Пройдя по Горскому Острову около 13 км, достигнете высокой гряды. Это — Новоселковский бугор, на котором раскинулся поселок Новоселки. Он отделен от Горского Острова ложбиной, которая в древнее время была заполнена водой и представляла пролив.

Пересеките ложбину, поднимитесь по Новоселковскому бугру и выходите в поселок, где находится перекресток дорог: прямо — в поселок Песочная, вправо — в поселок Левашове, влево — к "Шалашу" В. И. Ленина. Ваш путь—по левой дороге до карьера. В нем обнажается порода, слагающая местность,— песок с валунами и скатанной галькой. Это свидетельствует о том, что Новоселковский бугор — наиболее высокая часть оза, который протянулся с северо-запада на юго-восток через Северное кладбище, село Малая Каменка, Шувалове и Озерки.

От карьера возвращайтесь к перекрестку дорог. Путь от поселка Новоселки до Левашова проходит по шоссе с автобусным сообщением, протянувшемуся по склонам Новоселковского бугра, а затем спускающемуся на более низкую местность, где расположен поселок Левашово у развилки дорог следует свернуть налево до станции Левашово.

В поселке Левашово перейти железнодорожную линию и идти по асфальтовой дороге на северо-восток. В 800 м от станции шоссе поворачивает вправо, но следует идти прямо по булыжной дороге. Вскоре начинается подъем по склону возвышенности, преодолев который попадете на старинную аллею, обсаженную высокоствольными деревьями.

Старинное название поселка — Осиновая Роща — происходит от названия находившейся поблизости земляной крепости.

Пройдя по аллее до Верхне-Выборгского шоссе, двигайтесь по нему влево примерно 150 м и затем поверните на дорогу, отходящую вправо в Осинорощинский лесопарк. Через 100 м дорога разветвляется. Левая — Лесной переулок — приводит к участку, занятому детским садом. Обходя его слева, спускайтесь к Большому Осинорощинскому озеру, на берегу которого имеется плавательно-гребная станция. Вдоль берега озера двигайтесь направо до конца дорожки, затем поверните вправо, поднимитесь по склону озерной котловины и идите по аллее, обсаженной лиственницами и липами. Эта часть лесопарка примыкает к зданию бывшего дворца графа Левашова. Дворец был сооружен профессором архитектуры В. И. Беретти в 1828—1830 годах.

Аллея приводит к Среднему Осинорощинскому озеру, которое следует обогнуть справа и по Межозерной аллее подойти к Малому Осинорощинскому озеру. На его противоположном берегу видно здание бывшего дворца. Продолжая путь, выйдете на шоссе, откуда автобусом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут №14

Станция Петяярви — поселок Борисово — Берестовое озеро — река Волчья — станция Лосево. Протяженность—19 км.

К началу маршрута доставит электропоезд с Финляндского вокзала (Приозерское направление).

На станции Петяярви пересеките железнодорожное полотно и двигайтесь вперед по ходу поезда (на запад) мимо домов железнодорожников. За домами следует повернуть налево, пройти между двумя грядами на основную дорогу, на юго-запад. Через километр достигнете пионерского лагеря "Маяк".

Территория, по которой проходит путь, возвышенная, богатая грядами, холмами и котловинами, обычно занятыми болотами, а иногда озерами. Геологи называют эту местность грядой Варемянселькя.

В 1,5 км от пионерского лагеря местность несколько понижается. Это терраса реки Волчьей. Небольшой участок (около 500 м) этой террасы занят лесопитомником. Дорога выходит к реке. У моста в реку Волчью впадает ручей Горюнец. Некоторое расстояние путь идет параллельно ручью. Продолжайте движение по дороге. К юго-западу от реки Волчьей местность ровная, преимущественно сосновый лес. На расстоянии 1,5—2 км от реки лес прерывается полями деревни Межевое. За полями — снова лес, который продолжается до поселка Борисово. Дорога выводит к шоссе.

Далее пройдите по шоссе на запад примерно 400 м до автобусной остановки. От нее поверните вправо и идите на север около километра до дороги, вдоль которой тянутся телеграфные столбы. У поворота дороги на север по бревну перейдите ручей. В двух километрах от ручья начинается заметный подъем на высокую гряду. Северный склон гряды довольно резко опускается к Берестовому озеру. Здесь можно сделать привал.

От места привала не менее 2,5—3 часов пешего хода до станции Лосево. Пройдя минут 15—20 по дороге, подойдите к поселку Ягодное.

Здесь находится молочное хозяйство совхоза "Петровский". Совхоз носит имя старшего сержанта медицинской службы Елизаветы Петровой. Она геройски погибла в нескольких километрах от поселка 9 июля 1944 года, вынося с поля боя тяжелораненого.

Пройдя через поселок, спуститесь на шоссе, соединяющее Приозерское шоссе с Выборгским. Пройдя по шоссе на восток, сразу за поселком поворачивайте влево на дорогу. В лесу от основной дороги вправо отходят ответвления, выводящие к шоссе. Так как путь группы идет к устью реки Волчья, то придерживаться нужно. дороги левого направления, а затем свернуть на тропу (азимут—300°). Через 3 км от поселка Ягодного подходите к базе отдыха завода "Красный Октябрь", постройки которого расположены на берегу реки Волчьей. Обойдите постройки базы слева и, идя по дороге, вскоре подойдете к устью реки Волчьей, впадающей в разлив Вуоксы.

От устья следует вернуться обратно к базе отдыха и идти по дороге вдоль реки Волчьей на восток до шоссе и по нему до моста. От моста идите влево один километр до Приозерского шоссе, а дальше по нему на север. При этом пройдите через поселок Варшко.

Поселок назван именем героя Великой Отечественной войны, командира батареи майора И. А. Варшко, который возглавлял атаку гвардейского подразделения и пал смертью храбрых в июне 1944 года у поселка Первомайское.

В конце поселка от шоссе влево отходит дорога к реке Вуоксе, а вправо—тропинка. Продолжайте путь по этой тропинке до высоких земляных валов — остатков русского предмостного укрепления, возведенного в начале XVIII века после Северной войны. Валы замыкают четырехугольное пространство. С южной стороны имеется вход. С наружной стороны укрепления имеются глубокие рвы.

Назначение этих укреплений — охранять единственную дорогу, проходящую через протоку и связывающую южное и северное Приладожье.

От петровских укреплений возвращайтесь к шоссе и идите по нему вправо до моста на Лосевской протоке, соединяющей Вуоксу с Суходольским озером. На северном берегу протоки имеется разрушенный железобетонный дот. Здесь проходила "линия Маннергейма".

С моста открывается панорама Лосевского порога — любимого места тренировок и соревнований туристов-водников. Скорость течения достигает 9 м/сек. Интересна история образования здесь протоки и порогов, имеющих искусственное происхождение. Своим появлением они обязаны прорыву вод Суходольского озера в Ладогу через образовавшуюся реку Бурную. Понижение уровня воды вследствие этого в Суходольском озере привело к почти полному исчезновению протоки, связывавшей его с Вуоксой. Неудачные взрывные работы создали на ее месте порожистый каменистый скат вместо судоходного канала.

Перейдя мост, идите дальше по шоссе до первой улицы поселка Лосево, отходящей вправо, затем по этой улице мимо магазина и дальше -по дороге, которая приведет на станцию Лосево.

Маршрут №15

Станция Лемболово—озеро Лемболовское—озеро Силанде — озеро Безымянное — озеро Белое — станция Лемболово Протяженность -22,5 км.

На станцию Лемболово, расположенную в 60 км от Ленинграда, можно добраться электропоездом с Финляндского вокзала (Сосновское направление). Свое название станция получила по названию Лемболовского озера, расположенного рядом.

У станции, к западу от железной дороги, находится памятник советским летчикам, таранившим вражескую батарею в июле 1942 года во время героической обороны Ленинграда. За совершенный подвиг капитану С. М. Алешину, старшему лейтенанту В. А. Гончаруку и старшему сержанту Н. А. Боброву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

От памятника ваш путь— на юго-запад по асфальтированной дороге мимо пионерских лагерей к Лемболовскому озеру. За лагерями, перейдя ручей, подойдете к пляжам озера. Лемболовское озеро—самое крупное в этом районе. С севера на юг оно тянется на 9 км, площадь—12,8 кв. км. Два резких сужения делят его на три части.

Огибая озеро с северо-западной стороны, где находятся остатки бывших финских окопов, продолжите путь на юго-запад до 38-го км Приозерского шоссе. Здесь находится питомник лекарственных растений Ленинградского химико-фармацевтического института.

В семи километрах к югу от места выхода на шоссе, на 31-м км находится мемориальный ансамбль "Лемболовская твердыня", созданный в память о воинах Красной Армии, остановивших на этих рубежах фашистов, рвавшихся к Ленинграду во время Великой Отечественной войны. Мемориальный ансамбль входит в Зеленый пояс Славы.

Следуя через питомник на запад, через 2 км выходите к озеру Силанде, у северной оконечности которого, на холме, может быть устроен привал.

Дойти до западной стороны озера Силанде и далее, не переходя ручей, пройти вперед по тропам около 4 км на север до Т-образного перекрестка дорог, после чего ввернуть налево, перейти через ручей и через 300 м выйти на большую поляну, где имеется родник. Здесь можно устроить обед.

После привала следует вернуться к перекрестку и идти по дороге на северо-запад 2 км до 42-го км Приозерского шоссе. Далее надо свернуть по шоссе влево (на север) и пройти по нему примерно 1,5 км. Слева от шоссе видно озеро Безымянное. Дойдя по шоссе до большой песчаной дороги, идущей направо, свернуть на нее и идти на юго-восток около 6 км до озера Белое. У озера видно несколько домиков. Не переходя железной дороги, поверните на юг и идите по тропе вдоль железной дороги. Примерно через 2,5 км выйдете на станцию Лемболово, откуда электропоездом вернетесь в Ленинград.

Маршрут № 16

Станция Орехово — река Смородинка — бывшее имение "Кириасалы"—платформа 69-й км. Протяженность — 22 км.

Поездами, идущими до Сосново или в Приозерск с Финляндского вокзала, доедете до станции Орехово.

Название станции и расположенного в 1,5 км от нее поселка объясняется тем, что в ее окрестностях раскинулись самые северные на Карельском перешейке заросли орешника (лещины).

В начале движения следует пересечь железную дорогу и идти на запад, вверх, по грунтовой лесной дороге примерно 300 м, затем свернуть по лесной тропе направо, через 100 м — налево и подняться на холм. Далее продолжайте путь в западном направлении по тропе до Приозерского шоссе (2 км от ст. Орехово). Справа у шоссе, на холме,— остатки взорванного финского дота. Перейдя Приозерское шоссе, спуститесь вниз по тропе в юго-западном направлении и через 1,5 км выйдете к реке Смородинке у ее истока. Отсюда, пройдя примерно сто метров вдоль реки, сверните направо по тропе, идущей вдоль лесной просеки. Через 3 км у большого камня перед оврагом надо спуститься вниз по правой тропе, перейти ручей, дойти до поперечной тропы, свернуть по ней направо, а затем, через 30 м,— влево по слабо заметной тропе и подняться на другую сторону оврага. За оврагом следует идти на северо-запад, держась все время центральной тропы, которая через 1,5 км выведет к поляне с яблонями и старинной аллее, протянувшейся на 700 м. Пройдя по аллее примерно 200 м и свернув вправо (на север), попадете на большую поляну с остатками каменных фундаментов поселка и бывшей усадьбы "Кириасалы". До 1917 года вблизи этого небольшого поселка проходила граница между Россией и автономной Финляндией. В поселке находился таможенный пункт.

В истории революционного движения Кириасалы памятны тем, что в канун 1905 года здесь была организована перевозка в Петербург заграничных изданий ленинской "Искры".

Организовывал перевозку активный член боевой организации партии Н. Е. Буренин — сын владелицы усадьбы "Кириасалы".

На поляне можно устроить привал для обеда и отдыха. Пройдено 11 км. Отдохнув, спуститесь вниз по дорожке (на север) к реке Смородинке, поверните вправо и через 300—400 м выходите к месту традиционной стоянки туристов, в 70 м от которого имеется родник. Далее надо идти по тропе на северо-запад, вдоль левого берега реки Смородинки, а затем подняться по другой дорожке (на юг) вверх и подойти снова к усадьбе.

Идя по той же усадебной аллее, но в обратном направлении, выйдете на старую, вымощенную щебнем дорогу, идущую в поселок Котово. По ней надо свернуть направо. Примерно через 1 км справа от дороги откроется заросшая поляна с остатками дота, до которого 200 метров. От дота продолжите путь по дороге на запад и через 1 км сверните на лесную дорожку, перпендикулярную основной дороге, которая через 300 м поворачивает в северо-восточном направлении и еще через 1 км — в северном. Через 2 км спускайтесь к реке Смородинке, переходите ее по бревнам и через 1,5 км попадете на поляну со старыми яблонями к перекрестку дорог. Отсюда идти нужно направо, на восток, а через 100м поверните по малозаметной тропе в поле, мимо яблонь, на юго-восток.

Через 400 м вы пересечете овраг, затем пойдете на восток по отходящей от оврага дороге, через 800 м пересечете второй овраг и через 500 м выйдете к загону для скота, который нужно обойти слева. Пройдя еще 400 м, выйдете на лесную дорогу, сверните по ней влево, а через 100 м—вправо по другой лесной дороге. Дорога идет через лес; с обеих сторон от нее тянутся старые траншеи и взорванные бетонные сооружения. Дорога выведет на Приозерское шоссе. Перейдя шоссе, идите по левой тропе, а затем по дороге через садоводство, мимо магазина, спуститесь с холма вниз и по дорожке выйдите прямо на платформу 69-й км, откуда электропоездом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут № 17

Станция Лемболово — озеро Белое — садоводство — озеро Прохладное — озеро Ветреное — озеро Большое Борковское — станция Орехово. Протяженность — 28 км.

Отправляясь на этот маршрут, лучше при посадке на Финляндском вокзале занять места в первых вагонах. От станции Лемболово в начале движения пересеките железную дорогу, недалеко от нее установлен памятник трем летчикам (см. маршрут № 15). От памятника вернитесь обратно на правую сторону железной дороги и идите вперед по дороге до Белого озера, которое просматривается справа. От озера поверните вправо по дороге, огибая его, двигайтесь по проселочной дороге на восток.

От развилки дорог (ориентир — огромная двуствольная береза) следует свернуть по правой дороге, спуститься вниз к мосту через реку Кожицу, перейти по нему на ее левый берег и идти дальше через садоводство;

Пройдя его, надо свернуть по дороге направо. По деревянным мосткам пересеките болото, поднимитесь вверх и выходите на грунтовую дорогу.

Справа по другую сторону дороги просматривается озеро Прохладное. Здесь на берегу имеется купальня и кабины для переодевания. Можно устроить большой привал с обедом.

После отдыха идите дальше по дороге, вправо от озера, через поля, затем сверните влево по еле заметной дороге в лесу. Основная дорога идет вправо в деревню Замостье.

Двигаясь по лесной дороге, пересечете просеку с высоковольтной линией и через 1 км выйдете к озеру Ветреному, находящемуся слева. После небольшого привала, продолжая движение по дороге, вы подойдете к озеру Большому Борковскому. Обходить его нужно с левой стороны и далее идти влево по дороге на станцию Орехово. Со станции электропоездом можно возвратиться в Ленинград.

Маршрут № 18

Станция Кавголово — озеро Хепоярви — Петровский канал—озеро Глухое—станция Токсово. Протяженность— 19 км.

К началу маршрута можно доехать электропоездом с Финляндского вокзала.

Станция Кавголово находится на территории Токсовской котловины, наиболее низкая часть которой занята Кавголовским озером, находящимся слева от железной дороги по ходу поезда. С востока к станции примыкаем Кавголовский лесопарк.

В лесопарк приведет дорожка, начало которой в 50 м от южного конца платформы. Она пересекает невысокую гряду. Затем следует идти по территории лесопарка на север, через 250 м пересечь дорогу, отходящую от станции. Далее продолжайте идти на север. Слева от дороги—низина, справа, на более высоком склоне, расположены дачи. Менее чем через километр дорога выводит к Кавголовскому озеру и идет вдоль берега озера, поднимаясь вверх, к старому трамплину, который может служить ориентиром. За трамплином дорога поворачивает влево и идет по холмистой пересеченной местности около километра до выхода на поляну. За поляной, где дорога поворачивает направо, надо сойти с нее на тропинку, пересечь поле и подняться по склону на Токсовскую возвышенность. Поверхность здесь исключительно ровная, поэтому Токсовскую возвышенность называют плато. По краю плато проходит шоссе. Идите дальше по тропе вдоль коренного берега озера Хепоярви, а отойдя от шоссе 1,3 км, спуститесь с Токсовского плато к озеру Хепоярви, где в него впадает ручей. Переход через ручей — по камням. На берегу озера можно устроить привал.

После отдыха продолжайте движение вдоль берега озера, а примерно через полкилометра сверните от него на северо-восток по тропе, которая, миновав лес, выведет к карьеру. От карьера идите на юго-восток по широкой грунтовой дороге, проложенной по смешанному лесу. В 1,5 и в 2,5 км от карьера встретятся глубокие долины ручьев. В 600 м от второго ручья — открытая поляна. В правой ее части отыщите отходящую тропинку, по которой следует идти дальше. Через 300 м выйдете на дорогу, двигаясь по которой в западном направлении, через 4,5 км достигнете развилки' дорог. Следует идти по правой дороге, проложенной по высотам, которая выводит к южному берегу озера. Пройдите по мостику через Петровский канал и идите вдоль него налево до Офицерской улицы в поселке Токсово.

Поселок Токсово расположен в живописной местности, которую называют Русской Швейцарией. Отсюда, через Карельский перешеек, к озеру Щучьему (близ Зеленогорска) протянулась цепь холмов, называемых Токсовскими высотами.

Издавна Токсово было любимым дачным местом. Здесь отдыхали многие деятели искусства и литературы, среди них — М. И. Глинка, К. П. Брюллов, А. Н. Толстой, дача которого сохранилась (ул. Туристов, 26).

При следовании к станции Токсово перейдите Офицерскую улицу и идите вдоль канала до стадиона "Спартак", а дальше по тропинке до Кривого озера. Затем по Озерной улице выходите к шоссе у моста через Тухлый ручей, идите вдоль ручья по улицам поселка Токсово. Через 1,5 км вы придете к железнодорожным путям. Последние 500 м пройдите по дорожке вдоль железнодорожной линии. От станции Токсово электропоездом возвращайтесь в Ленинград.

Маршрут № 19

Платформа 69-й км—деревня Раздолье—платформа 78-й км. Протяженность—18,5км.

Начальный путь маршрута — платформа 69-й км — расположен на Сосновском направлении: добраться сюда можно электропоездом с Финляндского вокзала.

Сойдя с электрички и перейдя железнодорожное полотно, двигайтесь в направлении на запад, по Лесной и Нагорной улицам, затем по Вокзальной, Приозерной и Шоссейной. За поселком дорога очень заметно поднимается по восточному склону Центральной возвышенности Карельского перешейка.

Местами в стороне от дороги видны крупные валуны. Они свидетельствуют о том, что местность сложена мореной.

Через 2,5 км от станции, за садоводством, у линии электропередачи, влево от дороги видна тропинка, по которой выходите на 53-й км Приозерского шоссе. От шоссе следует повернуть по улучшенной грунтовой дороге на запад в деревню Новожилове и идти по ней, поднимаясь по склону 3 км.

Дорога идет через лес, а затем среди полей к деревне Новожилове. Пройдя через деревню и направляясь к ее северо-западному концу, нужно за домами спуститься по склону на расчищенный от леса луг. Пересекая его по тропинке в северном направлении, войдите в лес, пройдите по нему на северо-запад и в 2 км от деревни выйдите на светлую лужайку с кустами. Здесь хорошее место для привала.

За лужайкой дорога идет в деревню Иванове. У первой развилки следует свернуть влево по заросшей травой дороге с дренажными канавами (на юг), а затем — на отходящую от нее вправо дорогу, которая ведет в деревню Крутая Горка. В 700 м от начала дороги встречается просека меридионального направления, по которой нужно идти на север. Местность здесь пересечена невысокими грядами. В северной части просеки встречаются торфяники. Их надо обойти по тропе или вдоль дренажной канавы. Сохранившиеся на торфянике растения — багульник, голубика, карликовая береза—свидетельствуют о том, что здесь было верховое болото.

Пройдя по просеке 2,7 км, миновав при этом две лесные поперечные дороги, вы подойдете к третьей широкой лесной дороге, по которой, свернув направо, выйдете к шоссе Котово — Сосново. Вдоль шоссе протянулась деревня Крутая Горка. Пройдя по шоссе вправо 600 м до моста через реку Белая, перейдите по нему на другой берег. Отсюда, с открытой окраинной части Центральной возвышенности Карельского перешейка, открывается вид на более низкую местность—долину реки Белой с Волынским озером, на берегу которого расположен поселок Раздолье.

За мостом через реку Белую, свернув через 250 м у домов деревни Крутая Горка влево на дорогу с телеграфными столбами, ведущую в поселок Раздолье, спускайтесь с Центральной возвышенности Карельского перешейка на ее восточный склон. Пройдя по лугу вдоль подножия склона, сверните затем вправо по полевой дороге (обойдя ферму) и идите к поселку Раздолье, а затем через поселок на север.

Выйдя на Мичуринское шоссе, идите по нему влево (750 м на северо-запад) до реки Волчьей, протекающей через Волынское озеро. Отсюда пройдите примерно 400 м в обратном направлении (на юго-восток), сверните влево у трансформаторной будки на дорогу, ведущую к платформе 78-й км. Эта дорога вскоре переходит в тропу, идущую на северо-запад, с маркированными белой краской деревьями вдоль нее. Рельеф—котловинный.

Пройдя по этой холмистой местности около 25 минут, подойдете к железнодорожной платформе 78-й км. Если окажется, что электропоезда из Приозерска нужно ждать очень долго, можно автобусом доехать до станции Сосново, а оттуда — электропоездом в Ленинград.

Юг Ленинградской области

Маршрут № 20

Станция Саблино — река Саблинка — река Тосна — бывшая усадьба "Пустынька"—поселок Никольское—деревня Перевоз — устье реки Тосны — станция Ивановская. Протяженность — 20 км.

Доехать до станции Саблино (41 км от Ленинграда) можно с Московского вокзала электропоездами, идущими в направлении станций Тосно, Любань, Шапки. Садиться лучше в последние вагоны.

Саблино — название станции. Поселок же в память о пребывании здесь В. И. Ульянова (Ленина) и членов его семьи—Ульяновых—в 1923 году по инициативе жителей был переименован и стал носить название Ульяновка. В поселке сохранился дом, принадлежавший активному участнику русского революционного движения М. Т. Елизарову, женатому на сестре В. И. Ленина Анне Ильиничне (об экскурсии к мемориальному дому смотрите маршрут № 21).

С привокзальной площади начинается Советский проспект, по которому можно выйти к мосту через реку Саблипку.

Менее чем в 200 м ниже моста река образует водопад. Лучшее время для посещения водопада — весна или осень, когда Саблинка бывает полноводной. Уступ водопада, сложенный песчаниками и известняками, образует перепад в 3,5 м.

После осмотра водопада продолжайте путь вниз по реке, по ее правому берегу.

Здесь река образует каньон в несколько десятков метров. Отвесные склоны летом и зимой используются для тренировок ленинградскими туристами.

Наиболее интересно проходят здесь зимние соревнования по технике туризма, когда спортсменам приходится преодолевать маршруты по натечному льду, толстым слоем покрывающему крутые склоны.

Двигаясь вниз по реке, примерно через 2,5 км достигнете устья реки Саблинки — места слияния ее с рекой Тосной.

Здесь на обрывах берегов находятся обнажения горных пород и видны входы в Саблинские пещеры. Известно 6 пещер — все они искусственного происхождения. Пещеры были вырыты в конце XIX столетия для добычи белого песчаника, употребляемого для стекольной промышленности.

С места остановки хорошо видно слияние рек, а также обнажения голубой кембрийской глины.

Спустившись со склона, идите около 1,5 км по левому берегу вверх по течению реки Тосны до моста. В верхней части левого берега в этом месте видны входы в две пещеры. Помните, что вход в пещеры воспрещен!

Перейдя мост через Тосну, можно увидеть тропу, ведущую от шоссе Саблино — Никольское вправо вверх. Рядом с тропой — входы еще в три пещеры.

Поднявшись еще выше по тропинке, подойдете к месту, где в XIX веке находилась усадьба "Пустынька", принадлежавшая матери писателя А. К. Толстого. Усадебный дом сгорел в начале XX века, и сохранился только расположенный перед ним небольшой пруд с островком.

Отсюда возвращайтесь к слиянию рек Саблинки и Тосны и продолжайте путь по правому берегу Тосны вниз по течению. Примерно через 5 км вы подойдете к поселку Никольское. Осмотрев поселок, по подвесному мосту через Тосну идите в деревню Перевоз на левом берегу реки. Миновав деревню, идите по грунтовой дороге, параллельно реке по направлению ее течения. Вскоре дорога превращается в тропу и через некоторое время вновь выходит к реке Тосне. Здесь можно устроить обед.

После привала путь продолжается по луговой террасе левого берега. Через 4—5 км от места привала находится бывший поселок Усть-Тосно.

Слева от моста, по которому проходит шоссе Ленинград—Петрозаводск, находится монумент "Невский порог", входящий в состав Зеленого пояса Славы и напоминающий о проходившей по реке Тосне линии фронта.

Перейдя шоссе и следуя дальше по левому, берегу, придете к берегу Невы в месте впадения в нее Тосны. Здесь также установлен обелиск в память о боях советских воинов с фашистскими захватчиками в августе 1942 года. На противоположном берегу над Невой возвышается еще один памятник Зеленого пояса Славы— "Безымянная высота", сооруженный трудящимися Выборгского района в 1968 году.

В 1970 году поселки Усть-Тосно, Ивановское и Отрадное преобразованы в город Отрадное. Ознакомившись с памятниками Великой Отечественной войны, пройдите около 500 м по шоссе Ленинград—Петрозаводск на восток, а затем сверните к станции Ивановская. Со станции электропоездом можно доехать до Ленинграда.

Маршрут № 21

Станция Саблино—поселок Ульяновка—река Тосна— река Саблинка—деревня Козловка—станция Поповка. Протяженность—21 км.

На станцию Саблино можно доехать электропоездом с Московского вокзала. После выхода из поезда на станции Саблино пройдите вперед по ходу поезда до Ульяновского шоссе, а затем направо по нему до улицы Юного Ленинца. Здесь угловой дом № 75/20 отмечен мемориальной доской.

Он принадлежал семье Елизаровых — сестре Владимира Ильича Анне Ильиничне и ее мужу Марку Тимофеевичу. В 1905—1906 годах к ним приезжал сюда В. И. Ленин. В один из приездов летом 1906 года Ленин был предупрежден об аресте. Владимир Ильич немедленно покинул дом, но ушел не на станцию Саблино, где могла ждать засада, а через лес на станцию Поповка.

От дома Елизаровых вернитесь к станции, перейдя железную дорогу, продолжайте путь по шоссе до развилки, а затем по правой дороге—до железнодорожной линии в направлении станции Мга. Сверните вдоль линии налево и идите до моста через Тосну. Перейдя мост, идите вниз по течению реки по ее правому берегу. Примерно через 500 м на правом берегу реки встретятся развалины водяной мельницы, а на левом—обнажения песчаника. Вскоре после крутого поворота реки Тосны на запад дорога поднимается вверх к бывшей усадьбе "Пустынька" (см. маршрут № 20). Обогнув пруд, спуститесь снова к реке Тосне, где справа от спуска видны входы в три пещеры. Помните, что вход в пещеры воспрещен!

Далее идите вниз по течению до моста, через который проходит шоссе Саблино — Никольское — Ивановская. Перейдя через мост на левый берег, можно осмотреть входы еще в две пещеры, не заходя в них.

Через 1,5 км от моста находится устье левого притока Тосны—река Саблинка. В месте слияния рек на берегах Тосны видны залежи голубой кембрийской глины. Спуститесь с высокого берега к Саблинке и продолжайте путь вверх по ее течению, по правому берегу.

Долина реки широкая, с крутыми склонами, заросшими лесом. На правом берегу находится учебная база Ленинградского государственного университета.

Через 700 м от устья на обоих берегах Саблинки ясно видны обнажения различных пород. За этими обнажениями река поворачивает на юг, и вскоре перед вами открывается крупнейший водопад Ленинградской области. Разламывая известняковое ложе реки, водопад медленно, но постоянно продвигается вверх по реке. По пешеходному мостику немного выше водопада можно перейти на левый берег. Поднявшись из долины по дороге, попадете в деревню Козловка. В 3 км от реки дорога раздваивается. Идите по левой дороге — это бывшая узкоколейка, которая проходит сначала по лугу, а затем по заболоченному лесу. Через 3 км от развилки дорог выйдите на шоссе, а через 400 м сойдите с него на уходящую влево грунтовую дорогу, которая приводит на станцию Поповка. Близ станции — обелиск на братской могиле латышских стрелков, павших в боях с белогвардейцами в 1919 году. Если есть время, можно осмотреть обнажения коренных пород на берегах реки Поповки.

Маршрут №22

Платформа 45-й км—поселок Никольское—станция Саблино. Протяженность — 20 км.

К началу маршрута можно добраться электропоездом с Московского вокзала (Волховское направление).

После выхода на платформе 45-й км перейдите железную дорогу и спускайтесь на юго-запад по дороге к автомобильному мосту через реку Мгу. Пройдя по дороге 200 м, выйдете к месту впадения во Мгу ее левого притока — реки Войтоловки. Несколько ниже моста находится водомерная станция Ленинградского управления гидрометеослужбы.

Перейдя мост через реку Мгу и следующий за ним мост через Войтоловку (идя по правой развилке дорог), поднимаетесь по горе до магазина, переходите через рельсы тупика, входите в поселок Горы и сворачиваете влево по дороге, ведущей через поселок и дальше через большое поле к садоводству. Слева расположено воинское кладбище, где захоронены погибшие при освобождении поселка Горы от немецко-фашистских захватчиков.

Направо от кладбища геодезический знак—маяк. Перейдя поле и пройдя мимо дачных домиков; входите в лес. Для этого следует свернуть направо от последних домов поселка, расположенного в конце дороги.

Далее путь проходит по лесной дороге до деревни Заходье (10 км), где теперь располагается совхоз "Дружный". В начале лесной дороги — мелколесье (осина, ольха, ива), сказывается влияние болота Большие Мостки, находящегося позади дачного поселка.

Около заросшей воронки от авиабомбы — развилка: влево идет дорога на станцию и деревню Войтоловку. Продолжая маршрут, следует идти прямо. По мере продвижения к деревне Заходье мелколесье сменяется красивым лесом, в котором преобладают хвойные породы, а также березы и рябины. На перекрестках просек появляются лесоохранительные плакаты, установлены скамьи и оборудованы места для костров. На развилке трех дорог надо выбрать среднюю. Дорога несколько раз пересекает ручьи, которые приходится переходить по бревнам.

За домиком лесника вскоре откроется вид на деревню Заходье. Это всего 3—4 дома и загон для летнего выпаса скота. Пройдя деревню, спускайтесь направо за кладбищем по тропе до поселка Никольское, после осмотра которого возвращайтесь и идите по дороге прямо. Дорога идет по опушке леса и по перелескам. С правой стороны остается небольшой глиняный карьер. Вскоре появляются различные строения. Около здания пожарной команды дорога сливается с асфальтированным шоссе. Здесь можно сесть на автобус, а можно пройти пешком 6—7 км.

Слева от моста через реку Тосну на правом берегу находится место, где раньше располагалась усадьба "Пустынька" (см. маршруты № 20, 21).

От моста начинается главная улица поселка Ульяновка — Советская, которая приводит к станции Саблино.

Маршрут №23

Станция Понтонная — поселок Усть-Ижора — поселок Усть-Славянка — поселок Рыбацкое. Протяженность—16 км.

Маршрут знакомит с историческими местами боевых подвигов русского народа. До станции Понтонная можно доехать электропоездом с Московского вокзала.

Свое название станция и поселок получили еще в XVIII веке, когда здесь находился лагерь понтонных воинских частей.

От платформы двигайтесь назад по ходу поезда справа от железной дороги по улице Александра Товпенко. О подвиге в годы Великой Отечественной войны, совершенном Героем Советского Союза А. Товпенко, можно узнать, прочитав текст мемориальной доски.

Пройдя до переезда 400 м, поворачивайте направо, переходите железную дорогу и шоссе Ленинград — Петрозаводск и по перпендикулярной ему шоссейной дороге идите 800 м к перевозу на Неве.

Выйдя к Неве, поверните налево и идите 2 км вдоль ее берега по улице 9 Января до устья реки Ижоры и поселка Усть-Ижора. Улицей 9 Января назван участок бывшего Шлиссельбургского тракта.

Река Ижора, левый приток Невы, свое название получила по имени народности, обитавшей некогда на ее берегах.

Во времена правления Великого Новгорода по реке проходил важный торговый путь, связывавший новгородцев со странами Западной Европы.

Близ устья реки Ижоры новгородское ополчение, во главе с князем Александром Ярославичем в 1240 году разгромило войско шведских захватчиков. Именно за эту победу князь Александр был прозван Невским.

Слева от дороги на правом берегу Ижоры находится памятник (архитектор А. Ринальди), поставленный Екатериной II в память усердия крестьян села Усть-Ижора, пославших добровольцами каждого пятого человека на войну со Швецией в 1789 году.

Идя влево по правому берегу Ижори, через 200 м можно увидеть стелу, поставленную в честь победы новгородцев под предводительством Александра Невского над шведами в этих местах 15 июля 1240 года.

В месте впадения Ижоры в Неву, перейдя небольшой мостик через Ижору, на ее левом берегу можно осмотреть церковь Александра Невского, построенную в середине XIX века. Около церкви имеется небольшое кладбище, где похоронены жители села Усть-Ижора.

Продолжая путь по улице 9 Января вдоль Невы, через 1 км после церкви слева от дороги видно старое кирпичное здание насосной станции, а через 700 м от него (третья улица) — широкая дорога налево к кладбищу с братской могилой и красивым памятником, напоминающим о ратных подвигах воинов Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны.

Вернувшись к Неве, продолжайте путь вдоль нее и через 1,3 км достигнете шоссе Ленинград—Петрозаводск, выйдя на него в том месте, где проходит граница Ленинграда. Пройдя вдоль шоссе направо 600 м (проход вдоль Невы невозможен), следует спуститься с него и продолжить путь по мосткам еще 200 м, после чего свернуть направо по тропинке, которая выходит на ведомственную железную дорогу. Пройдя по этой железной дороге 700 м, выходите к Неве и сверните налево по Заводской улице. Справа — лесопильный завод. Через километр можно сделать привал на лестнице-спуске и на скамейках на берегу.

Это уже территория поселка Усть-Славянка. Дальнейший путь — по Славянской улице (тоже бывший Шлиссельбургский тракт). Пройдя километр от места привала, подходите к мосту через Славянку. За ним — поселок Рыбацкое.

За мостом слева от шоссе находится памятник "Пулеметное гнездо" и рядом — кольцо трамваев и автобусов. При желании здесь можно закончить маршрут или идти дальше по Рыбацкому проспекту примерно 200 м до спуска к Неве. Двигаясь вдоль Невы, примерно через 600 м слева увидите кирпичное трехэтажное здание, за которым дорога поворачивает налево, вверх к шоссе. Поднявшись и пройдя вправо через сквер, выходите на шоссе. В 50 м справа от шоссе находится обелиск, поставленный крестьянам и рыбакам села Рыбацкого, ушедшим добровольно в 1789 году на войну со Швецией (архитектор А. Ринальди).

Через 100 м от памятника находится автобусная остановка; отсюда следует спуститься к Неве и идти по тропинке вдоль Невы 1 км до деревни Бугорки, где, поднявшись по берегу вверх и пройдя через деревню до входа в сад "Спартак", закончить поход.

Маршрут №24

Станция Померанье -— деревня Померанье — деревня Керамики—город Любань— деревня Ильинский Погост — деревня Бородулино — станция Болотницкая. Протяженность — 20 км.

С Московского вокзала электропоездом Ленинград—Малая Вишера доезжайте до станции Померанье. От станции следует идти вперед по ходу поезда до пересекающей железнодорожное полотно дороги, по которой свернуть направо (азимут—210°) и дойти до деревни Померанье.

В деревне Померанье можно ознакомиться с бывшим ямским двором. В деревне установлена также мемориальная доска в память о жизни в деятельности художника А. П. Боголюбова.

Вернувшись на станцию Померанье, пересечь железную дорогу и по дороге, ведущей на север, идти до деревни Керамики. Из деревни Керамики двигаться параллельно железной дороге (азимут — 300°) по лесу до тропы (в промежутке между 86—87 км от Ленинграда). По тропе идти до лесной дороги, свернуть на нее (азимут — 295°) и продолжить путь до города Любань.

Город Любань расположен на реке Тигоде (левом притоке Волхова) в 83 км от Ленинграда.

В древности на месте нынешнего города располагалось большое торговое село, упоминавшееся еще в Новгородской писцовой книге 1500 года.

Нужно пересечь железную дорогу и, пройдя мимо завода, дойти до школы имени А. Н. Радищева. Следует напомнить, что писатель-революционер бывал в Любани и даже посвятил тогдашнему селению одну из глав своей книги "Путешествие из Петербурга в Москву".

Выходите к вокзалу города Любани, где в сквере установлен бюст одному из организаторов строительства железной дороги Петербург — Москва инженеру П. П. Мельникову. Последние годы своей жизни он провел в Любани.

От вокзала нужно двигаться через реку Тигоду в сторону моста, по которому проходит Загородное шоссе. На берегу реки расположено братское кладбище. Дойдя затем до шоссе Ленинград—Москва, повернув по нему направо и перейдя по мосту Тигоду, пройдите на городское кладбище, где находится могила русского художника А. П. Рябушкина.

От станции по Загородному шоссе дойти до совхоза "Любань", а оттуда по дороге (азимут — 65°) — до деревни Ильинский Погост. Далее по дороге (азимут— 255°) дойти до деревни Бородулино. Пройти вдоль нее (азимут—335°) и при выходе из деревни в том же направлении идти до станции Болотницкая.

От станции Болотницкая электропоездом возвращайтесь в Ленинград.

Маршрут № 25

Станция Шапки—деревня Белоголово—станция Новая Малукса. Протяженность — 17 км.

К началу маршрута можно добраться электропоездом с Московского вокзала. Название "Шапки" происходит от Шапкинских высот, среди которых расположена станция и два одноименных поселка возле нее.

Шапкинские высоты — сложенные из песка холмы, напоминающие по своей форме шапки. Высота—до 89 м над уровнем моря. Поросшие сосновыми лесами, с озерами во впадинах, высоты весьма живописны и привлекательны для походов и прогулок.

От станции Шапки по шоссе, идущему на северо-восток, двигайтесь в поселок. Шоссе пересекает железнодорожное полотно.

В поселке находится братская могила воинов Великой Отечественной войны.

Осмотрев поселок, следует идти по левой улице до выхода из него. Здесь развилка дорог: прямо — в деревни Сигалово и Староселье, а направо, на северо-восток,— в деревню Белоголово. Следует идти направо. Сначала—по березовой аллее, затем — дорогой по перелескам. Постепенно дорога втягивается в сырой, поросший травой лес, где за деревьями скрываются небольшие озера с заболоченными берегами.

Через 3—4 км с левой стороны дороги открывается деревня Надино.

Здесь находилось имение Александровка, в котором бывал в гостях П. И. Чайковский.

Вскоре выходите к развилке дорог: прямо—в деревню Ерзуново, направо—в деревню Белоголово, до которой менее километра. Выбирайте путь направо и, минуя деревню, по дороге, идущей сквозь густой смешанный лес, выходите к реке Мге. Мга — короткий (около 50 км) левый приток Невы.

Перейдя реку по деревянному мосту, попадете в сосновый бор. Чем дальше дорога уходит от реки, тем больше различается лес, протянувшийся .с правой и левой стороны. Налево—сосны, а направо—опять мелколесье, сыро — недалеко болото Ереминское.

Дорога выводит к деревне Березовка; в деревне — развилка дорог. Следует идти налево. Еще около 2 км пути, и выйдете к мосту через лесную речушку. Здесь опять развилка: налево—дорога к деревне Старая Малукса, а направо — в поселок Новая Малукса. Лучше идти на станцию в поселке Новая Малукса—здесь есть небольшой вокзал.

В 600 м к северо-востоку от станции находится братская могила, где захоронены останки 18000 советских воинов, сражавшихся здесь в 1941—1944 годах.

Со станции Новая Малукса возвращайтесь в Ленинград.

Маршрут № 26

Станция Шапки—деревня Кирсино—деревня Иваново — деревня Лезье — деревня Сологубовка. Протяженность—17 км.

Доехав до станции Шапки с Московского вокзала, идите по платформе до восточного ее конца, переходите железнодорожные пути и двигайтесь в обратном направлении (в сторону Нурмы). Несколько десятков метров по тропинке, проложенной вдоль ручья, затем против середины платформы перейдите ручей, пересеките по тропинке луг и окажетесь на опушке леса, откуда берет начало лесная дорога.

В сырую погоду следует идти вперед по платформе, перейти на левую сторону железной дороги и через 300 м свернуть влево по улице между домами. В конце улицы перейти ручей и идти на юго-запад к опушке леса, где начинается лесная дорога, которая тянется на юго-запад, а затем меняет свое направление на северо-запад. Дорога проходит среди соснового леса, по холмистой территории Шапкинских высот. Через 2,5км справа от дороги—Юрьевское озеро, а в 1,5 км дальше—Макаровское озеро.

Перед Макаровским озером переходите на дорогу, идущую с юго-запада на северо-запад, и поворачивайте по ней налево. Через 200 м уходите вправо по тропе, огибающей с запада Макаровское озеро. Эта тропа проходит по террасе (западный склон озера) и затем поднимается вверх на поляну с посадками кедра. Далее продолжайте путь по тропе и лесной дороге до второй поляны с посадками кедра. Эту поляну пересеките по тропе на север до выхода на старинную еловую аллею, по которой сверните к западу. Аллея вскоре переходит в дорогу, от которой через 300 м по азимуту 315° отходит лесная (запущенная) дорога. По ней следует идти 2,5 км через лес до выхода на открытую местность. Впереди видна деревня Кирсино, расположенная на высокой гряде. Идите в сторону деревни, обходя ее слева. Для этого в самом начале деревни, против триангуляционной вышки, нужно найти проход слева между домами, затем по тропе пересечь лужок, спуститься по склону и идти вдоль его подножия. Тропа далее переходит в дорогу, которая за деревней поднимается на гряду и затем спускается по противоположному склону.

Впереди виден холм, который следует обойти слева (основная дорога проходит справа от холма). За холмом справа имеется озеро, образовавшееся в карьере, а слева от дороги — заросли ольхи. Здесь можно сделать основной привал.

После отдыха продолжайте поход. Путь проходит по открытой местности сначала вдоль западного берега озера, а затем между двух гряд из песков с включением гальки и валунов (озы). Вскоре дорога разветвляется: более наезженная поворачивает налево и ведет к разработке породы, другая сохраняет первоначальное направление.

Идите прямо по второй дороге и вскоре придете на покрытую мелким лесом территорию около деревни Иваново. Путь среди мелколесья — по тропинке, затем по дороге, которая поднимается по склону гряды и ведет в деревню Иваново. У края деревни сверните влево на тропу (в обход деревни), которая выведет на основную магистраль—шоссе с автобусным сообщением Мга—Кирсино.

Затем путь лежит в деревню Лезье, расположенную на высоком берегу реки Мги.

Около моста на левом берегу Мги в обнажениях видны валуны—остаточная морена, в русле реки—плиты известняка.

Перейдя по мосту через Мгу, попадете в деревню Сологубовка. Здесь слева от дороги видно- старообрядческое, а справа — православное кладбище. Несколько дальше (150 м от моста) расположено здание школы. От нее пройдите к автобусной остановке, откуда доедете до станции Мга, а оттуда электропоездом возвратитесь в Ленинград.

Маршрут №27

Станция Петергоф—поселок Петровское—деревня Оржицы — поселок Низино. Протяженность — 20 км.

До станции Петергоф можно доехать электропоездом с Балтийского вокзала, а далее — автобусом до поселка Петровское.

От поселка идти вперед по шоссе на деревню Гостилицы до первого поворота налево, где начинается шоссе Петровское—Оржицы.

Деревня Гостилицы интересна тем, что упоминается в древних новгородских летописях как важный торговый пункт. В XVIII веке здесь располагалось поместье гетмана Кирилла Разумовского, окруженное парком с прудами, гротами, фонтанами.

В деревне в честь павших во время Великой Отечественной войны советских воинов поставлен обелиск.

Продолжая движение по этому шоссе, переходите через мост реки Коваши и, пройдя 2 км до поворота налево, выйдете к лесной дороге, ведущей к бывшей усадьбе Брандтовка. Двигаясь дальше, встретите развилку дорог: направо—дорога на Вильновцы—Гостилицы, налево—Оржицы — Забродье. Слева от дороги Оржицы—Забродье—парк бывшей Оржицкой усадьбы. Справа на холмах видны жилые дома совхоза "Спиринский".

Следует идти налево по дороге Оржицы—Забродье. Через 300 м — первые дома деревни Оржицы. Деревня названа по фамилии декабриста И. Н. Оржицкого. Здесь располагалась его усадьба, где он жил под надзором полиции. До наших дней сохранился парк с вековыми деревьями.

Парк нужно пересечь в северном направлении, выйти на полевую дорогу и продолжить путь по ней влево до моста через Лапинский ручей.

Перейдя по мосту через ручей, надо повернуть по дороге направо, продолжить путь по полевой дороге вдоль левого берега ручья. Сначала слева будет поле, потом дорога пойдет лесом, следуя извилинами ручья. Через 2 км начинается спрямленное русло ручья. Еще через 1 км справа — бревенчатый мостик через ручей, слева—поворот дороги к виднеющемуся на холме полуразрушенному зданию Брандтовской усадьбы; Следует продолжить путь вдоль ручья до плотины и шлюза. Пройдя через территорию служебных построек, выходите к началу Новосоединительного канала. Далее двигаетесь вдоль канала до места его соединения с Ропшинским каналом. В этом месте нужно повернуть налево и продолжить движение по дороге вдоль Ропшинского канала вниз по течению воды. Пройдя к мосту через канал, перейдите на другую сторону и идите по дороге до Шингарского шлюза.

Перейдя по мостику Шингарский шлюз, выйдете на улицу поселка Низино к автобусной остановке "Низи-но-5". Автобусом можно доехать до станции Новый Петергоф, а затем электропоездом вернуться в Ленинград.

Маршрут №28 Поселок Кипень — деревня Горки — поселок Ропша. Протяженность—15 км.

К началу маршрута добираются поездом до станции Красное Село с Балтийского вокзала.

Красное Село расположено на холмах Ижорской возвышенности, у подножия которой лощина с озером Безымянным и рекой Дудергофкой.

История Красного Села связана с пребыванием здесь А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

В летних лагерях бывал М. Ю. Лермонтов, служивший в лейб-гвардии гусарском полку.

В 1882 году здесь проводилось испытание первого в мире самолета, построенного замечательным русским конструктором А. В. Можайским, которому установлен памятник.

Недалеко от Красного Села установлен памятник, увековечивающий подвиг Героя. Советского Союза А. Ф. Типанова, 17 января 1944 года грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота.

От вокзала на станцию Красное Село следует идти вперед по ходу поезда, а затем — направо вдоль шоссе.

Дойдя до шоссе Ленинград—Нарва, нужно перейти его и сесть на автобус, идущий до поселка Кипень.

Название поселка происходит от старинного русского слова "кипень", означающего ключ, бьющий под сильным напором.

В 1919 году в поселке Кипень совершил подвиг отряд красноармейцев под командованием комиссара 6-й стрелковой дивизии В. О. Мазина. Окруженный белогвардейцами, отряд сражался здесь до последнего патрона. В. О. Мазин был похоронен в Ленинграде на Марсовом поле.

Выйдя из автобуса, следует двигаться направо, на северо-запад. Пройдя дом № 87, поверните направо и по тропе спуститесь к истоку реки Кипенки, носящему название Долина родников.

От Долины родников поднимитесь по дороге, идущей направо к улице Нижняя Кипень, и идите по ней до дома № 14, за которым—перекресток; налево—дорога на Ропшинское шоссе, направо—дорога к плотине и мосту через реку Стрелку. Прямо, в четырехстах метрах, начинается деревня Большие Горки.

Поверните по дороге направо, пройдите мимо старых зданий. От моста хорошо видна система Кипенско-Ропшинских рыбных прудов. Не переходя моста, сверните налево на тропу, идущую через луг, и продолжайте путь по ней в направлении северо-запад—север. Река Стрелка остается справа. По тропе выйдите на дорогу, идущую к ней перпендикулярно. Поверните по дороге налево и, поднимаясь в гору, выйдете на улицу Большие Горки, а затем в деревню Малые Горки, на окраине которой—полуразрушенная церковь XVIII века.

Двигаясь дальше, через 1,5 км от церкви попадете в Ропшинский парк. Начните осмотр парка с долины реки Стрелки и Артемьевского пруда.

Двигаясь вдоль пруда, выйдете на шоссе Красное Село— Ропша.

Ропща — измененное название бывшего здесь в XV веке селения Храпша. В поселке сохранился построенный по указанию Петра I дворец. В этом дворце был убит император Петр III.

В годы Великой Отечественной войны в районе Роп-ши советские войска вели кровопролитные бои с фашистскими захватчиками. У восточного въезда в поселок на постаменте установлен советский танк, первым ворвавшийся в Ропшу.

От постамента, двигаясь на юго-восток, выходите к Верхнему парку. Чуть пройдя в глубь парка, сверните вправо на узкую тропу, которая выведет к самому мощному источнику Ропши — "Иордан".

Осмотрев канал и дворец в парке, двигайтесь в обход Ивановского пруда до воинского кладбища, на котором установлен обелиск.

Отсюда выходите на шоссе Красное Село — Ропша — Глядино, поверните по нему налево, перейдите мост через реку Стрелку и, дойдя до дороги, пересекающей это шоссе, сверните по ней налево. Выходите затем на шоссе Кипень — Ропша — Стрельна и на автобусе доезжайте до станции Стрельна. Отсюда возвращайтесь в Ленинград.

Маршрут № 29

Станция Красное Село — село Скворицы — деревня Тюттелево — деревня Ряхмази — поселок Кипень. Протяженность—18км.

С Балтийского вокзала едете до станции Красное Село. Там, поднявшись по дороге, идущей направо вверх от привокзальной площади до шоссе Ленинград—Нарва, садитесь в автобус и едете до остановки 25-й км. Дальше начинается пешая часть маршрута, которая знакомит с истоками рек Ижоры и Стрелки.

Выйдя из автобуса, сверните с шоссе влево и идите по полевой дороге на юго-восток. Через 300 м слева- развалины небольшого дота с самодельной мемориальной доской. Продолжая движение по этой дороге, идите через поля до угла леса, а затем—по краю леса в том же направлении. В начале леса справа—несколько валунов и заброшенный колодец. Дойдя до первой развилки дорог, следует идти по правой из них (потом дороги сходятся) мимо большой поляны до высокой одиночной лиственницы, стоящей справа от дороги. За лиственницей, не доходя до поперечной высоковольтной линии, надо свернуть вправо на прямую лесную дорогу, вдоль которой проложена глубокая канава (направление дороги: азимут—160°). Дорога выведет к селу Скворицы, до которого от автобусной остановки около 5 км.

У села Скворицы сверните по дороге влево, а затем спуститесь в низину, где у белого полуразрушенного домика находится исток реки Ижоры. Это несколько бьющих из-под земли родников, обнесенных стенкой. Отсюда начинается река Ижора, которая течет сначала на юго-восток, а потом меняет направление почти на север и через 82 км впадает в Неву.

Далее возможно два варианта пути. Первый из них—более длинный. Из села Скворицы двигайтесь на северо-восток по той же дороге, что и пришли. Через 2 км, у высоковольтной линии, сверните налево и вдоль нее идите по просеке на северо-запад до выхода из леса. Выйдя из леса, сверните влево и идите не вдоль опушки, а по полевой дороге (азимут—290°) через поле. Впереди видны загоны для скота. Через километр эта дорога приводит в деревню Тюттелево, где надо свернуть по дороге, вымощенной булыжником, влево (на юго-запад) и через 500 м выйти к деревне Ряхмази.

Второй вариант на 1 км короче первого. От истока реки Ижоры продолжайте путь по дороге через село Скворицы на северо-запад до выхода этой дороги на шоссе Гатчина— Кипень. Далее идите по шоссе направо (на северо-запад) 1 км, у автобусной остановки сверните вправо и выйдете на дорогу, идущую вдоль зданий птицефермы. Пройдя менее километра, сверните вправо на широкую дорогу, идущую на северо-запад между зданиями птицефермы. Через полкилометра эта дорога выходит в деревню Ряхмази.

Деревня Ряхмази находится на южном берегу питаемого ключами озера с несколькими островками посередине. Обойдя озеро с юго-запада, подойдите к его северной части, через разрушенную каменную запруду из озера вытекает река Стрелка.

Перейдя через запруду у истока реки Стрелки, продолжайте движение по полевой дороге на северо-запад и через 800 м выйдете на шоссе у остановки 27-й км. По шоссе следует свернуть влево, пройти около полукилометра и, не доходя моста через реку Стрелку, свернуть направо по дороге, идущей вдоль отводного канала мимо первого Кипенского пруда. Пройдя по этой дороге до плотины между первым и вторым прудами, надо перейти по ней на другую сторону и идти по грунтовой дороге на запад. Справа будет виден большой пруд. Дорога приведет ко второй плотине, через которую вода из западных прудов поступает во второй пруд. Пройдя через вторую плотину, нужно свернуть по дороге налево, пройти мимо кладбища и выйти на шоссе Кипень- Ропша. По шоссе следует идти влево и через 1,2 км, пройдя через поселок Верхняя Кипень, дойти до Нарвского шоссе. Справа на шоссе интересно осмотреть здание бывшей почтовой станции—памятник начала XIX века, затем перейти на другую сторону Нарвского шоссе на автобусную остановку, оттуда доехать до Красного Села. Из Кипени можно также доехать до Ленинграда прямым автобусом.

Маршрут №30

Станция Сиверская — деревня Выра — деревня Даймище — село Рождествено. Протяженность — 14,5 км.

Маршрут начинается от станции Сиверская, доехать до которой можно электропоездом с Варшавского вокзала.

Станция и прилегающий к ней поселок названы по фамилии бывшего местного землевладельца Я. Е. Сиверса, государственного и общественного деятеля второй половины XVIII века.

Станция и поселок расположены в живописной, сильно пересеченной местности, рядом с рекой Оредеж.

История Сиверской связана с пребыванием здесь многих деятелей искусства и литературы, среди которых—И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, И. И, Бродский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, А. М. Горький, А. Н. Толстой.

От станции Сиверская на автобусе следует доехать до деревни Выра—до нее 7 км.

Название деревни происходит от слова "выр", что означает—пучина, омут.

Местность в районе Выры была заселена еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют находящиеся в окрестностях курганы XI—XII веков. Впервые деревня упоминается в Писцовой книге XV века.

В XIX веке Выра была довольно большой почтовой станцией, на которой, по сведениям за 1824 год, содержалось 55 почтовых лошадей—столько же, сколько их было на станциях Луги и Новгорода.

В деревне Выра, на проходящем через нее шоссе, стоит у обочины полосатый верстовой столб. Рядом — одноэтажный каменный дом—один из восстановленных корпусов находившейся здесь в XVIII и первой половине XIX века почтовой станции. В 1972 году в Выре в бывших корпусах почтовой станции был открыт музей "Домик станционного смотрителя".

На почтовой станции проездом в село Михайловское останавливался А. С. Пушкин. Через Выру лежал и последний путь поэта: в ночь с 3 на 4 февраля 1837 года везли к месту погребения в Святогорский монастырь его тело.

В Выре 29 мая 1919.года погиб в бою с белогвардейцами один из активных организаторов Красной Армии А. С. Раков, похороненный в Ленинграде на Марсовом поле. В селе в честь погибших героев-красноармейцев сооружен памятник.

После осмотра деревни Выра возвращайтесь обратно к перекрестку дорог и сворачивайте направо. По лесной дороге выйдете на берег реки Оредеж. Далее маршрут проходит по левому берегу реки вверх по течению. На пути—деревня Грязно, а на противоположном берегу - село Рождествено.

Река Оредеж—правый приток реки Луги, протянувшийся более чем на 200 км. В верхнем быстром течении реки в 1948 году был построен каскад гидроэлектростанций—Даймищенская, Рождественская, Сиверская, Белогорская.

Следуя дальше по левому берегу, выйдете к старому кладбищу. Здесь находится могила А. М. Рылеевой — матери поэта-декабриста. Пройдя кладбище, следует идти направо по дороге к деревне Даймище, а затем свернуть налево и снова выйти на берег реки. Тропа вьется по самому берегу. Чем дальше, тем круче и живописнее становятся берега, сложенные красноцветными песчаниками и известняками.

Перейдя на правый берег по мосту, попадете на территорию бывшей усадьбы К. Ф. Рылеева — "Батово".

В деревне Батово сохранилась аллея вековых лип Рылеевского парка. К 175-летию со дня рождения К. Ф. Рылеева здесь ему установлен памятник.

Далее путь продолжается влево по дороге к селу Рождествено. Это село возникло на месте бывшего Никольско-Гродненского погоста Водской пятины Великого Новгорода, при впадении реки Грязной в Оредеж. Название села связано с Рождественской церковью, построенной в 1713 году.

В селе сохранились также памятники архитектуры: окруженный парком усадебный дом, построенный в стиле русского ампира, и церковь Вознесения.

В селе установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Есть краеведческий музей.

После осмотра села Рождествено рейсовым автобусом можно отправиться на станцию Сиверская и далее электропоездом в Ленинград.

Маршрут №31

Станция Суйда — село Воскресенское— село Каменское — деревня Кобрино — станция Карташевская. Протяженность—17 км.

До платформы Суйда можно доехать с Варшавского вокзала.

История Суйды связана с жизнью А. П. Ганнибала, знаменитого "арапа Петра Великого", прадеда А. С. Пушкина. Во второй половине XVIII века населенные пункты, по которым проходит маршрут, принадлежали А. П. Ганнибалу, а в усадьбе, расположенной в Суйде, он прожил после выхода в отставку почти 20 лет.

После смерти А. П. Ганнибала усадьба в Суйде перешла к его старшему сыну Ивану Абрамовичу, известному военачальнику, отличившемуся во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. В 1760—1794 годах здесь неоднократно бывал А. В. Суворов.

Маршрут начинается прямо от станции. Начните его с осмотра территории бывшей усадьбы Ганнибалов, отмеченной мемориальными досками.

В старинном парке, принадлежавшем Ганнибалам, сохранился каменный диван, вырубленный из валуна крепостными крестьянами, а рядом—древний дуб.

Не более полукилометра от станции до села Воскресенское: нужно перейти на левую сторону железной дороги и идти по дороге на восток. Свое название село получило по бывшей здесь Воскресенской церкви.

Воскресенское—родина няни А. С. Пушкина Арины Родионовны Яковлевой. Мемориальная доска, напоминающая об этом, установлена на одном из сельских домов, так как дом, в котором она жила, не сохранился.

В церкви села Воскресенское, которая также не сохранилась, венчались родители А. С. Пушкина: Н. О. Ганнибал и С. Л. Пушкин. Церковь располагалась рядом с кладбищем, в южной части которого похоронены воины, погибшие в годы Великой Отечественной войны.

У дороги, ведущей из села Воскресенского на юг, расположена территория бывшего кладбища. Здесь сохраняется единственная могила—А. П. Ганнибала, увенчанная стелой.

Дальше движение продолжайте на юг. Через 2 км вблизи реки Суйды, не доходя столба 13-й км, сверните влево по аллее. На возвышении можно устроить привал. Затем перейдите реку Суйду по мосту в деревню Мельница. Через 200 м после моста сверните с шоссе направо по Морской улице и затем в селе Каменском по улице Репина подойдите к дому № 23, где бывал у своего брата великий художник И. Е. Репин.

По улице поселка, идущей параллельно железной дороге, дойдите до магазина вблизи платформы Прибытково и, свернув налево, идите по селу на восток примерно 1,5 км до шоссе Гатчина—Сиверская, на котором расположена деревня Кобрино. Деревня расположена на берегу извилистой речки Кобринки, протекающей в живописной местности.

Название деревни—по старинной фамилии Кобриных. После смерти А. П. Ганнибала имение Кобрино принадлежало матери А. С. Пушкина, затем было куплено женой известного мореплавателя Ю. Ф. Лисянского, а после его смерти приобретено Н. Т. Карташевской, сестрой писателя С. Т. Аксакова.

В Кобрине после замужества жила няня А. С. Пушкина Арина Родионовна. Сохранился домик, где жил ее сын и бывала она сама. В 1974 году в нем был открыт музей.

По улице деревни идите до реки Кобринки, у моста сверните влево и берегом, минуя плотину, обогните кладбище с левой стороны. Затем, перейдя шоссе, по дорожке выйдете к зданию областной больницы. Здесь располагалась усадьба Ганнибалов. За домом продолжается парк, выходящий своей правой стороной к берегу реки. Идти нужно далее на юго-запад по аллее и дорожке через поля примерно 1,5 км до деревни Руново, а отсюда по деревне до станции Карташевская. Далее электропоездом—в Ленинград.

Соберем друзей

Вы наверняка слышали о туристских слетах, а может быть, даже были их участниками. Туристский слет—это праздник, в котором спортивные соревнования перемешиваются с шуточными конкурсами, демонстрация походных самоделок сменяется песенными выступлениями у вечернего костра. Вовсе не обязательно, чтобы слеты были масштабными и проводились солидными организациями, вы со своей туристской группой также можете организовать слет, пригласив на него одну-две туристские группы или родственников и знакомых, которые долго собирались, но так и (не собрались с вами в поход. Хорошо, если слет будет приурочен к какой-то памятной дате (она может быть памятной только для вашей группы — например, день первого совместного выезда), к началу или окончанию туристского сезона.

Задумав провести слет, обязательно следует заранее определить дату его проведения, примерный состав участников и наметить программу. Конечно, в слете и его подготовке будет участвовать вся ваша группа, но кто-то должен возглавить его организацию, поэтому следует выделить, назначить или выбрать оргкомитет во главе с председателем. В оргкомитете не должно быть "почетных членов", каждый должен отвечать за какой-то участок работы: конкурс, соревнование, материальное обеспечение и так далее.

Программу слета следует продумать, исходя из контингента его участников. Например, если будет много детей, следует предусмотреть больше игровых моментов.

В программе можно условно выделить две части: соревновательную и конкурсную.

Соревновательная часть может включать спортивные игры, организовать которые можно на берегу или лесной поляне: футбол, регби, ручной мяч и даже волейбол, если не полениться и захватить с собой сетку. Обязательным элементом соревнований и их главным этапом должна стать туристская полоса препятствий. В состав полосы препятствий лучше всего включать те элементы, прохождение которых требует совместных усилий всей команды. Количественный состав команд должен быть 4—6 человек, то есть такой же, как состав туристской группы.

Этапы полосы препятствий выбираются из реальной практики походной жизни, среди них—фрагменты лагерных работ и преодоление несложных естественных препятствий. Давайте, исходя из этого, попробуем вместе подобрать возможные этапы для туристской полосы препятствий.

1. Установка и снятие палатки. Указанный этап может быть разбит на два: например, команда на старте устанавливает палатку, а на финише снимает и аккуратно сворачивает ее.

2. Разжигание костра. Выполнение засчитывается после того, как перегорит натянутая на определенной высоте нитка или тонкая веревка.

3. Переход реки по бревну. Каждый участник должен пройти по бревну, не упав. В случае падения—повторение попытки.

4. Подъем и спуск по крутому склону. Этап требуется преодолеть как можно быстрее,

5. Движение по камням или кочкам. От участников требуется не потерять равновесие и не оступиться.

6. Переноска "пострадавшего". Группа транспортирует одного из участников,—"пострадавшего"—на заданное расстояние.

7. Переправа через водную преграду вплавь, на плоту или надувном матраце.

8. Движение по заданному азимуту на определенное расстояние. Команда должна не сбиться с курса и выйти к специально установленному знаку.

Дальше перечень этапов вы, наверное, сможете продолжить и сами, так как принцип их подбора понятен. Выигрывает в соревнованиях та команда, которая преодолеет полосу за самое короткое время. Можно включить и шуточные, игровые этапы—пролезание под низко натянутой веревкой, куском полиэтилена, перенос воды в кружке и так далее—все зависит от вашей выдумки.

Чтобы всем были понятны порядок и правила прохождения дистанции, непременно до начала соревнований проведите вдоль нее участников, расскажите, а еще лучше покажите, что и как нужно делать на каждом из этапов.

Можно внести некоторое веселье и разнообразие в спортивные игры: например, связать футболистам ноги, - чтобы они не бегали, а прыгали по полю. Безусловно, в этом случае площадка должна быть небольшой, ровно" и мягкой—ведь наверняка будут падения.

Для конкурсной программы соревнований лучше предусмотреть вторую часть дня, это позволит завершить ее общим костром. Что же можно предложить для конкурсной программы? Если на вашем слете присутствуют несколько команд (это могут быть другие туристские группы, представители других коллективов, семейные команды), можно провести конкурс лагерей. В этом конкурсе оценивается оформление как туристских лагерей, так и отдельных палаток (если, например, на слете не очень много народу или соревнуются семьи). Жюри сравнивает чистоту и порядок, красоту оформления (не в ущерб природе!), дополнения и изменения, внесенные туристами в конструкцию фабричных палаток, или оригинальность сшитых собственными руками, костровое оборудование и так далее.

Всеобщее внимание обычно привлекает конкурс поваров, при этом приготовленные блюда можно положить в основу коллективного ужина. В этом случае сами участники дадут оценку кулинарного мастерства.

Если у команд за плечами есть хоть несколько воскресных походов, на слет можно привезти подготовленные дома фотогазеты. Они очень украсят ваш лагерь, к тому же можно провести и конкурс на лучшую фотогазету,

Вы, наверное, замечали, как украшают рукав штормовки туристские эмблемы, они придают некоторую "бывалость", помогают сохранить память о походах и слетах. Попробуйте провести прямо на слете конкурс эмблем, посвященных этому событию. 'Или можно провести конкурс на лучшую эмблему туристских групп.

Конкурс песни устраивать вовсе не обязательно—не во всех командах есть таланты. Пусть команды выступят с любым номером—интермедией, пантомимой, зримой песней. Чтобы проще было оценивать выступления, следует заранее сообщить их тематику, но обязательно близкую, интересную и понятную всем участникам слета.

Здесь же, на вечернем костре, следует раздать награды победителям. О них оргкомитет должен позаботиться заранее. Не стоит для призов готовить дорогие награды: это могут быть маленькие сувениры, значки, самодельные медали, сделанные из среза сухого дерева, и так далее. В общем, здесь на помощь вам должна прийти ваша фантазия и изобретательность, но постарайтесь, чтобы награды получились действительно памятными. Если в слете принимали участие дети, особенно младшего возраста, не обойдите их вниманием: необыкновенный лесной сувенир, рукописная грамота или диплом надолго преисполнят их гордостью и наполнят жизнь ожиданием нового туристского праздника.

Чтобы никто на слете не скучал, постарайтесь всех гостей занять участием в конкурсах, соревнованиях, судействе и т. д. И помните, что судейство должно быть обязательно объективным и доброжелательным.

Проведя первый свой слет, вам наверняка захочется сделать его традиционным, поэтому предусмотрите переходящий приз. Что именно выбрать в качестве такого приза, вполне по силам решить самим организаторам. Ну а если у вас есть свой флаг или вымпел, не забудьте организовать его подъем и спуск.

Кстати, очень неплохо в начале и конце слета организовать общее построение участников. На открытии следует еще раз рассказать о программе слета, познакомить всех участников с оргкомитетом и судьями, а на закрытии — подвести общие итоги, поблагодарить всех туристов за проделанную работу и проститься до новой встречи.

Последние годы стало традицией на слеты привозить портативные магнитофоны и целые радиоустановки. Попробуйте, если можете, обойтись без этого, а вместо танцев организуйте общий вечерний костер, попойте и послушайте туристские песни, вспомните разные походные истории. Ведь туристские слеты нужны прежде всего для общения, а к нему так располагают лес и костер.

Пусть на вашем слете собрался совсем небольшой коллектив, но и здесь должен быть порядок. За него обычно отвечает комендант слета, в обязанности которого входит определение места стоянки каждой команды, контроль за тем, чтобы не было порубок леса, чтобы при отъезде места стоянок были оставлены чистыми, незамусоренными. Не забудьте, что, когда со временем ваши слеты вырастут в масштабах и будут проходить "под знаменем" какой-либо организации (спортклуба, предприятия и т. д.), вам обязательно потребуется получать разрешение на их проведение в том лесничестве, на территорию которого соберетесь выехать.

Сканирование и обработка книги - Mike (Клуб туристов "Московская застава", Санкт-Петербург).

Алексей, 22.12.2007
1987 служил на полигоне пво п .Морье где можно взять фото этих мест .спасибо!
 юля, 24.01.2008
очень полезные маршруты.
ура, теперь можно покорять неизведанные места!!!