Автор: Кирилл Палехов

Встреча Нового года в горах уже превратилась в традицию. 30-е число. Город весь шумит готовиться к массовым гуляниям, а я сижу и жду. Жду момента отправления туда, где не был никогда.

Приходили друзья. Поздравления, застолье. Но я не с ними, я уже там, где ветер свищет под рукой. Где-то далеко, где свобода обрамлена солнечным закатом. Там, откуда я не пришлю поздравительную открытку. Вперед на Северный Урал!

Прощай цивилизация. Здравствуй мечта!

Опять дорога, и все знакомы лица. Шутки-прибаутки. Какое то шевеление в машине - похоже, мы приехали, а куда - не знаем. Этого места нет на карте. Какая-то делянка, где люди работают вахтами. Они суматошно бегают, собираются домой, и удивлённо смотрят на нас. На людей, которые приехали в те суровые места, из которых они просто бегут.

Люди добрые поселили нас в вагончике, причем довольно комфортабельном, с отоплением, - почти люкс. Чтоб не терять времени, решили в этот день сходить на ближайшую вершину. Шудья-Пендыш была давно моей заветной мечтой, я её увидел в 2006 году издалека и, как говорят, влюбился с первого взгляда.

Каменный пояс Земли. Рассказ о горном походе по Уралуг. Шудья-Пендыш,царица гор

Шудья-Пендыш - гора в северо-восточной части Красновишерского района Пермского края близ рек Велс и Пендышка. Высота - 1050 метров. Отличительная особенность - и узкий, скалистый гребень, куполообразная вершина, крутые склоны.

Погода, конечно "не айс": ветер и 25 градусов мороза. Но "что нам снег, что нам зной". Протропив по лесу пару километров, без особых блужданий вышли на подошву горы. Я увидел резко взмывающую вверх стену, скрывающуюся, где то в облаках.

"Да уж, - подумал я, - подъём будет не легким". Оценив сложность, авансом рванули вперед с таким остервенением, как будто боялись устать раньше времени.

Ветер тем временем усиливается. Чувствую, как он забирается под каждый шов моей экипировки. Но мы не отступаем. На высоте 910 м, погода резко ухудшается (хотя куда хуже?), ветер, ошалев, воет так, что нас просто сносит. Видимость вообще нулевая. Коллективно решаем повернуть обратно. Обидно, досадно, но ладно. Впереди ещё десять дней приключений.

На обратном пути руководитель похода, впереди меня идущий, резко повернулся в мою сторону и быстро помахал мне рукой. На нашем языке жестов это означало, что я должен быстрей проехать участок, иначе рискую потревожить дремлющего в берлоге мишку. После этого я шел молча полдороги, дабы не разбудить местную живность.

Новогодний марш-бросок

Первая лёгкая усталость. Надо поспать немного. Впереди новогодняя ночь. Описывать Новый год смысла не вижу. Было как-то грустно. Все давно перестали верить в сказки. Обычная ночь. Первого января буднично, собираю рюкзак - сегодня задача выйти на реку Кутим и найти избу Князя Кутимского Аликина Сергея Петровича, умершего 1999 году (личность известная среди туристов, путешествующих по Уралу).

Марш-бросок 12 километров по тайге среди не больших гор продолжался 2 дня. Группа как будто включила пониженную передачу и плелась, тратя при этом много сил, которые нам ох как нужны. Благодаря правильной достаточно быстро нашли легендарную избу. Это был типичный охотничий дом. Решили от этого места радиально "сделать" две вершины, Выделили день на тропёжку, дабы сохранить силы на штурм наших объектов.

Но скоро выяснилось, что группа все-таки еще "не разошлась" - скорости нет. За день проходим не больше 4 километров. Нет, это никуда не годится, надо срочно менять план. "Снялись" с избушки и перетащили всё снаряжение ближе к ГУХу (Главному Уральскому Хребту). Денёк выдался не из лёгких. У меня за спиной палатка на десять человек. Крепление постоянно ломается. Да и рельеф тут очень сложный. И тут передо мной открывается ГУХ…

Главное божество Урала предстало передо мной во всей своей красе. Огромный, стремящийся поглотить вокруг себя все пространство. Высокий, вспарывающий облака. Седой и мудрый, знающий все тайны этих мест. И все это в лучах заката.

Разбили лагерь. Перед завтрашним штурмом нужно как следует отдохнуть. А я сморю на звездное небо. Любуюсь огромной китайской луной и пейзажами вокруг. Только было задремал, как настало предательское утро. Ветер свищет. Палатку сдувает. Что же тогда творится наверху?

Борьба со стихией

Каменный пояс Земли. Рассказ о горном походе по УралуВетер воет на ГлавномУральском хребте

Решаемся, все ж, отправится в подъем. Ну и что, что ветер 30 метров в секунду. Ну и что, что сбивает с ног. Мы ровной колонной идём к своей цели. Пересекаем границу Пермской области, попадая в Свердловскую. Ветер усиливается, но небо остается ясным. Я завороженный смотрю по сторонам. От окружающей красоты я даже перестаю чувствовать холод. Вершину мы "сделали". Поднялись и тут же бегом в низ. Мне эта победа стоила небольшим обморожением. Но ничего, не страшно.

На следующий день только порадовались отсутствию ветра, как к середине дня опять распогодилось. Стихия будто посмеивалась над нами. Даба отвлечься от мрачных мыслей, ребята развлекали себя горнолыжными спусками. Почти все неуклюже падали и смеялись при этом как дети. Я и сам пару раз лбом валил деревья - ну не умею я вовремя тормозить.

В избе выспались, прикинули оставшееся время и силы. Распланировали конец похода - завтра ломовой день, сумасшедшая радиалка, в 20 километров. Нужно постараться дотянуться до вершины Белый Камень.

Белый камень (1085 метров) - основная вершина одноименного хребта на Северном Урале в верховьях Кутима.

Прикинув, что путь не близкий, я взял собой плеер. Кстати, это оказалось очень хорошей идей - под музыку я так резво бежал по лыжне. Правда моего стимулятора хватила ненадолго - замерз бедняга. Но мы к счастью уже пересекали границу леса - дальше должно быть попроще и повеселей. Начиналась подошва горы.

Первые панорамы были просто умопомрачительными. Возвышалась на горизонте Шудья, как Манарага, царица северного Урала. Играл в солнечных лучах ГУХ. Хорошо просматривался массив Денежкин камень - заповедное место. Казалось, что нашему взору открылась половина родного края. И погода, наконец, порадовала - ни ветра, ни мороза. Снизу мы вышли из Холодовой ямы. Курорт, в общем. Но до вершины еще два километра.

Каменный пояс Земли. Рассказ о горном походе по УралуЯ, замёрзший,как и мой плеер

Наст ещё не успел сформироваться, поэтому мы частенько проваливались по пояс. И вот первая ступень горы. Я-то наивный поначалу думал, что ступенька одна - оказалось там ещё одна и ещё выше… И так 3 раза. Но вот, наконец, в полной тишине мы выскакиваем на крышу горы. Закат - краски поменялись. Куча эмоций. В это мгновение даже не думаешь о том, сколько идти обратно. Но вот общее фото на память, и в обратный путь.

Сумерки. Все уставшие, замерзшие. Пейзажи меняются, как слайд-шоу. На следующий день, наверное, от усталости, заставляющей нас скорей избавится от мук, прошли двухдневную норму километража.

Кто-нибудь спросит: "И вам оно надо?" Видимо - да. Как воздух как солнечный свет. И я прикрою глаза рукой, чтоб взгляд на вопрос "зачем" не выдал ответ. И осыплюсь к стопам городской пыли…