Автор - Олег Добров (Новосибирск)

На крыше моей мастерской флагшток с вымпелом клуба "Каньон".
И когда дует ветер он начинает вибрировать, наполняя помещение
чуть слышной музыкой непройденных дорог.
В эти минуты я чувствую, что движения наших помыслов
созвучны движению планеты.
А.Усков.

Мой друг рисует горыПригород Нижнеудинска - поселок Вознесенский. Здесь, в предгорьях Саян живет художник, путешественник, немножко поэт и видеооператор, и просто очень интересный человек Алексей Усков.Я познакомился с ним добрый десяток лет назад во время путешествия в пещеры Тофаларии. Похоже, образ любого человека с рюкзаком, у жителей маленького городка на "Транссибе" сразу же ассоциировался со своим земляком - Алексеем. Первым человеком, кто упомянул нам об Ускове, был дежурный милиционер на вокзале, порекомендовавший, в случае необходимости, остановиться на постой у местного художника. Парой часов позже состоялась наша встреча с его картинами - в залах краеведческого музея открылась персональная выставка Алексея Степановича. На полотнах своей неповторимой жизнью жили горы. Чуть сказочные, и вместе с тем абсолютно реальные. Такие, какими они мне снятся весной, когда очень хочется покинуть город и отправиться в очередное странствие, и такие, что видятся из палатки. Почти все тогдашние картины обрели новых хозяев и навсегда растворились в пространствах планеты. Но до сих пор, стоит закрыть глаза, и пред внутренним взором возникают яркие пятнышки жарков на берегу озера, легкие бревнышки переправы над щелью каньона, бушующие валы таежной реки.
Так получилось, что в Нижнеудинске, мы что называется "зависли". Демократия убила местную авиацию, отрезав тофаларские села от большой земли. В местном исполкоме нам посоветовали добираться до верховий Уды сперва лесовозами, а затем пешком. А так как уже близился вечер, то на ночлег рекомендовали отправиться в местный туристский клуб "Каньон".
Большая изба бывшей пекарни у конечной остановки автобуса. Щит с эмблемой клуба у входа. Здесь и произошло наше знакомство с Алексеем - создателем, духовным вдохновителем, техническим руководителем необычного заведения, где в единственной комнате соединились мастерская художника, детский туристский клуб, учебный класс, где местные школьники на уроках труда постигали азы художественной резьбы по дереву.
Чуть позже, когда отправились по домам школьники, в избе Ускова стали собираться люди постарше. Кто-то пришел посоветоваться, как превратить купленный деревянный ларь в резную шкатулку, подошло несколько местных туристов-водников, на огонек, просто поговорить за кружкой чая, подходили и подходили самые разные люди: "Независимо от пристрастий, будь то альпинисты, сплавщики, спелеологи - мы все собратья, скомпонованные, как мазки на полотнах художника, создающие сюжет жизни".
Есть у меня и в Новосибирске знакомые художники. И их мастерские то же, в некоторой степени, клубы общения. Но здесь, у нас, общение это чаще всего - элитарная беседа на фоне хронического безделья. Там же, в Нижнеудинске прежде всего бросалось в глаза и удивляло общение деятельное.
Несколько раз потом доводилось мне бывать в клубе-мастерской Леши Ускова. И каждый раз я узнавая, в тоже время знакомился заново с этой избой. Менялся интерьер, менялись картины и фотографии на стенах. Неизменным оставался душевный настрой хозяина и его гостей.
Как-то Алексей сказал: "Мы, путешественники, живем под знаком розы ветров, каждый луч которой направлен к своей стороне горизонта. Человек, дай свободу своим мыслям, не живи чужими, иначе потеряешь свои". И каждый год отправляется мой друг на поиски нового, привозя домой этюды и видеофильмы, описания сложнейших порогов саянских рек и стихи-песни.
Живопись наложила свои требования на многие путешествия Ускова. Очень часто в свои странствия он вынужден отправляться в одиночку. Здесь нет "позы" Федора Конюхова. В отличие от него Алексей, совершая сложнейшие "сольные" прохождения водных маршрутов не стремиться попасть в желтые листки бульварной прессы или в записи рекордов книги Гиннеса, рядом с чемпионами по поеданию гамбургеров. Просто, иногда, ему необходимо остановиться на два-три дня в ожидании именно того рассвета. Или отклониться от намеченного маршрута, дабы подняться на безымянный голец, навсегда унеся с собой, в набросках этюда, спрятавшееся в глубине кара озеро. Творчество подразумевает неспешность и созерцание. И трудно, а чаще невозможно, найти спутников, которые смогут часами, а то и сутками ждать, глядя, как под кистью застывают мгновения бытия.
И в то же время одиночные путешествия дают ни с чем не сравнимые впечатления и опыт. О многих своих приключениях Алексей не любит рассказывать, считая их слишком личными и потому неинтересными посторонним. Лишь иногда, как бы к слову, всплывает та или иная история. И узнаешь о вещах, немыслимых для путешествующих группой - о единоборстве с порогом и перевернувшимся в нем катамаране, об олене, спасающимся в реке от неведомых преследователей, чуть не утопившим и катамаран и его капитана.
В одну из последних встреч, Алексей показал мне видеосюжет о нем, снятый иркутским телевиденьем.
- Алексей Степанович - спрашивала тележурналистка - зачем вам все это: походы, работа с детьми, какой вообще представляется вам смысл жизни?
- Я хочу добиться бессмертия.
- Бессмертия духовного? Бессмертия творца, обретенного в бессмертии его работ?
- Нет,- ответил, закуривая очередную сигарету, Алексей - бессмертия физического.
- Но, вы же курите!!!
- Это входит в условия эксперимента. Иначе цель будет достигнута слишком просто.

Стихи Алексея Ускова

Вскружили горы голову мою -
Стеной стоят безмолвные громады,
А с них летят и бьются водопады -
Я у подножья вечности стою

И дым костра над пляшущей рекой,
И стук камней, срывающихся в бездну.
И скрежет льда под кошкою железной
И неба синий свод над головой.

Горы это снега,

Горы - злая тоска.
Горы чья- то печаль,
Чья-то светлая память.

Дружу с морозом уже давно,
А по утрам бросаюсь в снег.
Природа мне дала окно
В живущий мой двадцатый век.

Выставка картин Алексея Ускова

Мой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горыМой друг рисует горы