Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Туристское снаряжение Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Статьи Тест-лаборатория Каталог снаряжения Магазины Рынок  


Испытание "Ласточки"

Автор - Василий Елисеев (Бийск, Алтайский край)

Первый обкат
6 апреля 2005

Спустился на мыс, прикрывающий бухту лодочной станции. Еще светило солнце и было безветренно. И я подумал, что оделся слишком тепло. Накачал лодку и надел эльку (Л-1 костюм прорезиненный).
Лед на Бии еще не сошел, но вдоль правого берега река оттаяла шириной метров 20-30.
Первая трудность возникла при посадке. На берегу - снег и местами тонкий лед.
Залез в лодку, и показалось, что слишком тесно... А как здесь груз еще разместить?
Ладно, главная задача - проверить ходовые качества. Сделал несколько гребков, и нос сильно завилял из стороны в сторону.
Решил грести сначала против течения. Быстро вспотел и заболели руки. Пока догреб до речпорта, несколько раз делал передышки. Приноровился грести короткими и частыми гребками. Из-за крыш выполз хмарно-мрачный сгусток кучевого облака.
"Ну, сейчас, либо снег - либо дождь. Простой прогулкой по воде не отделаюсь".
Поперек реки прошла и рванулась по левобережной равнине отвесная серая стена, поднимая вдоль земли белые вихри. Я накануне прочитал повесть Стругацких "Далекая радуга" - по описанию эта стена совпадала с Черной Волной.
По гладкой поверхности реки пробежала дрожащая рябь. Появились первые волны, и порыв встречного ветра резанул градом. Туман спрятал сначала Маяки, а затем и берег. Видимость - не более 10 метров. Вот и пригодилась мне кепка…
Козырьком-то я закрыл лицо от ударов, а вот очки запотели и покрылись снежной крупой. Пока протирал их пальцем - прижало к льдине. Вот бы приспособить для очистки стекол миниатюрные дворники...
Валы идут рядами против течения - хорошая имитация шивер. Прохожу их попеременно носом, бортом и кормой. Маневренность отличная!
"Ласточка" как будто спала на тихой воде и встрепенулась на бурной. Иногда при боковом заходе на вал чувствовался крен, но он быстро выправлялся за счет верткости.
Около двух часов длилась моя авантюра. Выяснил, что днище немного спустило, но это результат охлаждения водой (t +4).
Замерзли руки. Сначала они опухли и покраснели. Но сейчас - нормальные, такие, что некоторые пальцы даже шевелятся.

Второй обкат
Суббота, 9 апреля

Вышел в 14 часов. Лопасти развернул под 90 градусов. Это значительно облегчает греблю. Левая рука - "мертвый хват", а в правой струбцина вращается.
Расслабленная полуавтоматика, как при вращении педалей на велосипеде.
Против течения поднялся до "понтонки"- выше река перекрыта льдом.
Зачалился на мысу и вывалился в воду по пояс. К длительному сидению в лодке надо привыкать. Минут 20 побродил по насыпи, подкачал днище и двинулся вниз по течению.
Выполнял развороты и обратный ход.
У Вихоревки погреб обратно. Видел пару гусей и стаю серых уток на льдине возле острова. Борта лодки покрылись хрустящими ледышками. На мысе Отчаливания завершил тренировку, длившуюся 5 часов. Весло разобрать не смог, так как фиксаторы заледенели.
Рюкзак и коврик полностью мокрые. Дома лодку снова накачал и вытер насухо тряпкой.

Третий обкат
13 апреля

Первоначальный замысел был доплыть до Одинцово и вернуться оттуда на автобусе.
Накануне прокатился на велосипеде до Фоминского и видел, что Обь хоть и с отмелями песчаных островов, но без ледяных заторов.
Я три дня не был на реке и поразился, как быстро она освободилась ото льда.
Неспешно догреб до Вихоревского острова и услышал нечто вроде скрежета тысяч стеклянных осколков, - весь рукав реки был перекрыт остатками льдин.
Принял решение идти вверх до коммунального моста. Излучина у Зеленки тоже оказалась перекрыта затором, но левая протока обнадеживающе сияла своей чистотой.
Вокруг опор моста (всего их шесть, но обводнены только три) поделал восьмерки и вернулся на мыс Отчаливания. Заплыв длился примерно 7 часов.

Четвертый обкат
15 апреля

На этот раз задача была проверить ход лодки с походной загрузкой.
В кормовом отсеке разместил в большом полиэтиленовом мешке палатку, спальник и рюкзак. В носовом - термос и котелок (2 литра) и в нем три банки тушенки. Коврик поместил в отдельный пакет (с первого обката использую его в качестве сидушки).
Сложно сказать, какой была скорость ветра. Когда надувал лодку, ее подхватывало.
Вниз по течению идти было очень тяжело. Валы с белой пенистой шапкой и секущий дождь в лицо. Выяснил, что легко могу ходить по мелководью.
Вдоль левого берега - обширная отмель, доходящая до середины реки, и средняя глубина ее не превышает лопасти весла. Верхние слои воды, гонимые ветром, несутся против течения, и я пошел, подруливая, и используя только силу ветра.
Сами лопасти создают эффект паруса.
Пять часов провел на воде без каких-либо неудобств. Но на берегу, укладывая вещи в рюкзак, выяснил, что промокло абсолютно все. А в условиях холодных ночевок - это означает катастрофу. Нужны более герметичные упаковки.

Пятый обкат
Поселок Чуйский - Одинцово


В воскресенье 17 апреля в 8:40 сел на вокзале на 117 автобус.
По пути разговорился с одним рыбаком.
Практически вся его речь - это монолог.

"… Однако вижу, что не рыбак - а вот кто ты, понять не могу?
А сплавляться едешь. Это заразная болезнь.
Мне вот седьмой десяток. Я после армии в горы сходил и вот до сих пор дома усидеть никак не могу.
По Бии "мильен" раз ходил.
Бывало, возьмешь 120 литров бензина и идешь на моторке до Дмитриевки.
Хариуса и таймешка ловлю. Вскроешь у них брюшко, посмотришь, что он хавает, на то и ловишь, а по осени, что ни подсадишь - все хватает с голодухи-то.
А бобра сколько раз хотел подкараулить - никак не удается.
В одном месте осинку изгрызет, и она точно падает в то место, куда он хочет.
Бродяга - нигде подолгу на реке не задерживается.
Один раз с куницей поругался. Вышел на завал из веток на берегу и слышу "хауу-хау".
Она стоит в нескольких метрах и на меня ругается - уходи, мол, с моего места.
Ну, я и понял, что тут у нее норка и ушел.
А Иконниковскую протоку Шлюхой называют - в какой реке больше воды прибудет - с той она и течет..."


До берега я шел вдоль замерзшего карьера около 3 километров.
Здесь еще одно поселение "нищих", создавших себе уголок Дикого Запада.

В 10:25 начал сплав. Греб редко, только подруливал и обходил деревья. По обрывистому правому берегу можно изучать почвообразование. Четко просматривается три слоя.
Промышленная добыча гравия загубила реку в этом месте. Она уклонилась вправо от своего основного направления и атаковала людские поселения. Так и продолжается эта борьба несколько лет. Сколько гравия заберут - столько берега смоет Катунь.
На одном из галечных островов вспугнул Черного Аиста. Вот уж не думал, что у нас такие водятся. У уток и гусей сейчас активный брачный период.
Тот, который орет во все горло и гонится за впереди летящей - очевидно, селезень.
В 15 часов проплывал под мостом и завернул в иконниковскую протоку, думал, что по ней спокойно догребу до Вихоревки. Но оказалось, что лед на ней еще не сошел и решил плыть до слияния.
Течение вообще прекратилось. У Верх-Обского Катунь похожа скорее на озеро, чем на реку. Долго и нудно огибал мыс Иконниковского острова. За ним оказался еще один остров.
И вот увидел столб. А на нем указатели: "Обь. Катунь. Бия". И храм на правом берегу Оби.
Да, символичное место. Меланхоличный, но уверенный в себе мужчина Бий спокойно спустился с гор и догнал-таки холеричную дикарку Катунь.
Лавируя между льдинами, еще плывущими по Бии, причалился к берегу возле Одинцово. На остановке я узнал у местных, что автобус должен быть, но его нет, и что его можно сегодня и не дождаться и пошел пешком до Перевалки.
На перевалке тоже стояла толпа народа, и никто не знал, когда будет автобус.
Так я дошел до трамвайной остановки.

Сам сплав занял у меня 10:25 - 17:15 примерно 7 часов на 30 км
(были еще 3 промежуточные остановки минут по 10-15).
А вот пешие переходы 3,5 часа - около 15 км.

Сплав по Катуни от Узнези до Лесного
170 км

20 апреля, среда

Вес рюкзака 23 кг.
Собственная масса 69.
В 8:30 выехал с автовокзала до Горно-Алтайска.

В Майме я сел в пригородный автобус и доехал до Карлушки.
На остановке стал голосовать и почти сразу же остановился красный "жигуль".
"Сотня- и в Усть-Семе, как в сказке!"
"Мне дальше, до Чемала".
"У-у-у. Я туда бензина только литров 10 сожгу".
"У меня денег мало. Так-то, понятно, сел бы на такси, да доехал".
"Ну, давай за 80".
"Есть 70, до Узнези, - это 18 километр от Усть-Семы".
"Ладно, садись".

Остановился на полянке после Аскатского моста.
Здравствуй, Катунь - Повелительница Рек.
Да, я изменил тебе с пещерами, но это было от безысходности.
А единственную реку, которая там была, можно было перейти вброд.
С твоей красотой ей никогда не сравниться.


Перекусываю и неспешно готовлюсь к сплаву.
Загораю на солнце и вдыхаю ветер долины.
Вот я готов, сажусь в байдарку и отталкиваюсь от галечного мыса.
Знакомая до мельчайших волн обходная шиверка на изгибе, косые валы и водоворот за скалой, удерживаюсь на струе.
Проплываю под навесным мостом и вдоль берега вижу расколотые льдины толщиной полметра в сердцевине голубоватая жилка.
У скалы замеряю веслом уровень воды. До летней белесой полоски не хватает примерно два метра.

Перед "Берелью" - прижим у левого берега, проваливаюсь в бочку и подсекаюсь двумя сходящимися струями. Здесь недалеко Голубые озера. Зачаливаюсь к берегу и
сливаю из байдарки воду. В ручье, впадающем в озерцо, набираю воды в термос.
Подходит мужик: "У вас лодка одноместная? Жаль - мне на тот берег попасть надо".

Семинский порог прошел неграмотно. В летнюю воду здесь, в узком проходе, образуется слив водопадного характера и валы. А сейчас он не был виден - абсолютно гладкая поверхность, немного ребристая. Подплыл поближе и свалился с водяного горба,
и только тут увидел два камня. Замешкался секунды две, решая как их обойти,
и налетел бортом на центральный камень.
Выставил весло, лопасть звякнула и согнулась немного. Опасный скрежет шкуры по наждаку. По инерции разворачиваюсь и неконтролируемо сваливаюсь вслепую кормой в слив. Цепляю еще один камень.
На острове выливаю воду, ощупываю борта, вроде порезов нет - пронесло.
Да, "Ласточка" прощает ошибки...

За Cеминским мостом вижу сваи - их не было два года назад. Cтроят новый мост. Выбираясь автостопом в 2003, я разговаривал с шофером "Камаза".
Омские мостостроители обещали построить мост с шестиполосным движением.

А вот и пляж у Камышлинского водопада - здесь и заночую.
Варю суп c пакетов борщ + уха + лапша. Давно ничего подобного не ел. Хорошо.
Ночью небольшой дождь и холодно под утро.

Четверг, 21 апреля
"Порожистый день"

Костер развести не смог - березовые ветки отсырели. А искать сушняк здесь можно долго. Толпы туристов извели его на корню.
Сразу на выходе хорошие валы наподобие американских горок. Их гребень возвышается над головой - значит, высота около метра.
Муны ждал долго и вот, резкий поворот влево…
Это потом будет бравада, а тогда…
Я произносил молитву-медитацию. И просил разрешения пройти.
Главное выгнать из головы посторонние мысли и сосредоточиться на прохождении.
Я попросил руки крепче держать весло и не делать лишних движений.

Возникла ассоциация с шахматами.
Там борьба ведется за контроль четырех центральных клеток.
А на сплаве - контроль центра струи предоставляет свободу маневра.
Пример Мунинского порога: если уходишь влево, то прижмет к скале, если успеешь сильно выгрести вправо, то проскочешь мимо центральной глыбы, а если идешь посередине струи, то вписываешься по пути наименьшего сопротивления.

Манжерокском пороге цепь осколков скал перегородила русло. Как будто остатки нижней челюсти гигантского дракона. Четыре отполированных водой резца.
Где оптимальный проход?
Подскажи, Катунь!

Льдина впереди меня проскальзывает между камней.
Спасибо за намек.

Главное - удержаться на центре струи. Это возможность свободного маневра. Идти по основному потоку проще. На острове сливаю воду из лодки. Хорошо нахлестало - плыл, как в ванне. Да, "юбку" шить просто необходимо.

Перед Айским порогом с берега мне предлагали пива, но я отказался.

Пятница, 22 апреля

Солнце едва выглянуло, а я уже собрался и оттолкнулся от берега. Потянулись острова и протоки. Стараюсь держаться левого берега. Там видно деревни, как ориентиры, и река не делает петель.

Перед Шульгиным Логом натянут трос паромной переправы, в принципе ничего страшного, но при ночном сплаве можно не разглядеть.
Обрывистый берег тянется довольно долго. И вот показался Бобырган, еще покрытый снегами. Чайки запищали, увидев странное существо в зеленой рыбе.
Доедаю сало, но шкурку оставляю на экстренный случай.
Вижу сопки по правому берегу, - какая из них Пикет?

И вот, в полдень, увидел вышку Сросткинского ретранслятора. Успеваю. станавливаюсь на берегу, открываю сгущенку и допиваю чай.
Загораю. Рюкзак размещаю в кокпите, удобно достаточно. После Cросток становится невыносимо жарко, и я снимаю куртку и спасжилет, и плыву в тельняшке. Рюкзак уже не влазит в кокпит, и я перекладываю его сверху на нос, ногам просторно и не затекают.
Cолнце уже не так допекает, вода теплая, можно купаться, но мне надо успеть до темноты. Луна полная и облаков нет - это хорошее подспорье на случай ночного сплава.
Вхожу в знакомые протоки по сплаву от поселка Чуйского и ухожу к правому берегу.
Появилась Шульгинка, рыбаки, дамба…

Причаливаю. По Черной Забоке пока еще не проплыть - мелко. Собираюсь в темпе и выполняю переход по просеке.
В лесу обнаружил домик на буксируемой платформе и рядом свежеспиленные стволы сосен. Местами проваливаюсь сквозь покрытые снегом лужи.

Выхожу в районе Кожзаводской к понтонному мосту.
У левого берега его поставили, а по центру пыхтит буксир и плавучий кран.
Вся Бия покрыта мазутом. Солнце садится.
Быстро накачиваю лодку, все скидываю в рюкзак и в очень неудобной позе, немного нелепой, гребу на свой берег. У мыса Речпорта мне просигналили и помигали фарами.
А мыс Отчаливания оказался затоплен.
На клочке песчаного пляжа быстро сворачиваюсь и топаю домой.

Возле поликлиники во дворе тусовалась свора дикорастущих детей и бренчала на гитаре песню про Черного Бумера.
"Васек! Здорово, иди сюда…" - узнаю голос Ленилеши.
Но, о чем нам говорить? Я махнул рукой и прошел мимо.

Дома встал на напольные весы - сбросил 4 кг.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100