Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Can't connect to sql server. Reason: Can't create a new thread (errno 35); if you are not out of available memory, you can consult the manual for a possible OS-dependent bug
Главная > Туристское снаряжение Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Статьи Тест-лаборатория Каталог снаряжения Магазины Рынок  


Байдарка "Щука-3", модернизированная

Автор - С. Шендеровский.

Это попытка систематизировать сделанные мной усовершенствования "Щуки-3" и отредактировать тот надерганный второпях из переписок сумбур, что лежал на Скитальце под названием "FAQ по обвязке и рулям для байдарки "Щука". В начале, как обычно, напомню, что все оценки - мое личное мнение, никому его не навязываю. Кое-что можно сделать по-другому, лучше, красивее и легче (например, стандартный тайменевский руль тяжеловат, и я подумываю о замене его на более легкую самоделку). Но как говорится в старом анекдоте: "Что есть - то есть. Пусть клевещут". С другой стороны, многие вещи очевидны и давно изобретены не мной. Но, возможно, Чайникам типа меня или еще большей степени чайниковости кое-что будет полезным. Здесь много повторов из более ранних материалов "По Топозеру и Поньгоме" и "По Тохмайоки". Также ссылаюсь на "классический" труд Андрея Чупикина и материал Михаила Трускова.

На всякий пожарный случай поясню, что под жаргонным словечком "стропа" я (как и другие туристы) подразумеваю прочную, довольно толстую (сравнимо с 1 мм) капроновую (бывает и брезентовая - это не то, что нужно) тесьму различной ширины (я встречал от 10 до 50 мм), сейчас она обычно жесткая, черного цвета, а раньше в "Юном технике" продавались обрезки мягкой белой. "Репшнур" - плетеная капроновая веревка 4-8 мм, для наших целей подойдет и та, что продается в рыболовных магазинах.

Вот перечень основных переделок, упорядоченный по такой форме:
номер по порядку, объект переделки/доделки, назначение переделки, краткое описание, оценка эффективности.

1. Бедренные упоры (рисунок)
Назначение: откренивание, фиксация гребца в лодке при различных управляющих гребках, например, "зацепе".
Краткое описание: идею применить на "Щуке" (хотя сами по себе упоры - очень старое изобретение) и описание конструкции я заимствовал у Андрея Чупикина. Не уверен, что подробности совпадают. Отрезки широкой стропы с петлями на концах пришить к деке близко к краю "очка" на уровне посадки гребца в направлении ответных петель. К деке по оси лодки перед "очком" пришить в виде буквы V ответные петли из той же стропы. Петли передние и задние (они должны в накачанном состоянии лодки не доходить друг до друга 5-7 см) стянуть кусками репшнура. Важный момент: обязательно укрепите деку в местах пришивания упоров и петель кусками прочного толстого капрона (авизент, кордура), особенно в районе передних петель (здесь минимум 20Х20см). Не знаю, как на вашем экземпляре, но у моих лодок ткань деки - довольно тонкая основа с пленкой, видимо ПВХ. Под нагрузкой пленка отслаивается от основы и лопается (это, к сожалению, не теория). С какой стороны (внутренней или внешней) нашивать стропы - решайте сами. Интуитивно кажется, что с внутренней надежней (нагрузка не на отрыв, а на срез), но с внешней чуть более удобно и, к тому же, у меня задняя стропа сзади заканчивается тоже петлей для (нереализованного пока) крепления спинки.
Оценка эффективности: очень полезная вещь и при откренивании, и когда надо сильно вывеситься при зацепе. Да и просто удержать равновесие. В упорах сразу чувствуется связь с лодкой. Однако слишком полагаться на них не стоит, если лодка попала под сильное перекашивающее воздействие (характерный пример - вывешивание на сливе не под прямым углом и на малой скорости) и если у вас плохо накачана лодка и нет жердей. Лодку, скрученную из-за "переламывания" одного из баллонов, на мой взгляд, удержать на ровном киле почти невозможно. Просто капитан упадет чуть позже матроса. Есть еще один момент - плоскодонная лодка, как и катамаран, обладает большой начальной (статической) остойчивостью, но при достижении определенного угла крена резко теряет ее и кувыркается стремительно и неконтролируемо. (В отличие от килеватых лодок, которые легко накренить, но зато и поставить на ровный киль их можно из почти "полегшего" положения, пардон за каламбур). В любом случае, открениваться надо стараться вовремя, а не реагировать на уже происходящий оверкиль.

2. Юбка
Назначение: предположительно для повышения безопасности при оверкиле в пороге.
Краткое описание: обрезать горловину штатного юбко-фартука, зашить край в кулиску (потом вставить в нее кольцо из тонкой дюралевой трубки), отступив от края 5-8 см (спереди - больше), нашить петельки (или сплошную кулиску из мягкого капрона) и пропустить в них стягивающий шнур. Сшить подходящую по размеру срывную юбку. Тут главное - не обрезать лишнего. Семь раз отмерь… А потом, может быть, и передумаете резать. Я такое "обрезание" сделал только на капитанском месте одной из моих двух Щук.
Оценка эффективности: мне - неясна. Штатные юбки на гладкой воде абсолютно не мешают выпадать из лодки - проверено многократно на тренировках, а по-настоящему в пороге (довольно глубокая бочка под сливом около 1 м) килялся только один раз - с тем же результатом. Статистики, конечно, маловато, но сомнения в справедливости для штатных юбок термина "Братская могила" переросли в глубокие. У кого есть более обширный опыт - поделитесь! Были ли у кого проблемы с покиданием Щуки? Что касается удобства - для хорошей погоды на гладкой воде - безразлично (не надеваете юбку), в дождливую и холодную уютнее штатные, зато в валах проще загерметизироваться срывной.

3. Петли на деке
Назначение: привязывать жерди для повышения продольной жесткости, а также пропускать через них обвязку
Краткое описание: петли из стропы 15-25мм Х 7-10см пришить к деке с захватом шва дека-дно через 30-40 см (сколько не лень - дело это довольно муторное, особенно близко к носу и корме). На мой взгляд наиболее критичное по нагрузке место - и соответственно там почаще петли - нос (50-70 см от оконечности) и очко для матроса.
Оценка эффективности: сравните фотографии прохождения порогов на Поньгоме (с жердями) и на Тохме (без них) - по-моему, разница видна невооруженным глазом. Не уверен на сто процентов, но мне кажется, что жерди помогли бы нам с Михаилом Трусковым избежать киля на Тохме. (К сливу мы подошли на малой скорости и под углом - вывешенный баллон переломился, лодка начала закручиваться и потеряла управляемость, а опереться в пене, естественно, не удалось. Последовательность событий, возможно, была несколько другой, но смысл тот же). Конечно, жерди не могут предотвратить скручивания лодки как целого, "винтом", но мое мнение такое - намного хуже скручивание именно с переломом одного баллона - лодка очень сильно деформируется, резко возрастает сопротивление и полностью теряется управляемость.

4. Обвязка (рисунок)
Назначение: безопасность, как и на любой байдарке (держаться за нее при оверкиле), возможно, некоторое повышение жесткости (только в сочетании с жердями), а также основа для подвески руля.
Краткое описание: носовую и кормовую петли (кольца из широкой стропы или репшнура) соединить по обоим бортам репшнуром 4-8 мм, пропущенным в бортовые петли, с натягом.
Оценка эффективности: для безопасности в порогах обязательна, только надо привыкнуть искать опору руке не сверху - на скользком дне перевернутой байдарки, а под водой - на обвязке. Жесткость может несколько (я думаю, незначительно) повыситься только в сочетании с жердями, когда образуется некое подобие лука с натянутой тетивой. Имеет ли какое-то значение небольшое задирание носа и кормы при хорошем натяге обвязки, с уверенностью не скажу, но интуитивно мне нравится. Ну и заодно, кормовая петля обвязки - прекрасная основа для навески и регулировки руля.

5. Руль (рисунок)
Назначение: устойчивость на курсе и управляемость, особенно на открытых продуваемых водоемах.
Краткое описание: подвесную систему из стропы с петлями натянуть на кормовую петлю обвязки, отрегулировать положение веревочками. К системе подвесить стандартный тайменевский руль. Примечание: думаю, не стоит намертво пришивать подвесную систему к корме, как предлагали некоторые мои корреспонденты - ее положение должно регулироваться. Не каждый раз байдарка будет надуваться совершенно одинаковым образом, и руль будет висеть косо.
Оценка эффективности: очень разгружает от необходимости рулить веслом (а то и грести с одной стороны) на гладких участках. Совершенно незаменим на штормовом озере. В порогах поднимается за 2 секунды или, в крайнем случае, для прохождения/катания сложного порога вообще снимается (2 минуты) и не мешает. Даже в пассивном, неуправляемом положении значительно улучшает устойчивость на курсе - играет роль стабилизатора, а закрепленный жестко, позволяет до некоторой степени вести лодку "корабликом" при бечевании вверх по течению (см. п. 6.)

6. Передний выносной киль (рисунок)
Назначение: бечевание - проводка лодки "корабликом" при движении вверх по течению реки. Передний киль и руль вместе образуют разнесенный киль. Этот вид путешествий, конечно, не так популярен, как просто сплав, большинство водников с ним на практике не знакомы (до лета 2002 г и я был таким). А зря. Многие красивые "классические" уральские маршруты требуют сначала "саночки возить". Тем более, что ничего страшного тут нет. При правильной подготовке бОльшую часть времени гуляешь и нюхаешь цветочки.
Краткое описание: пластину примерно 300Х120Х4 мм (размеры я взял с потолка без всяких расчетов - могут быть варианты) из слегка обработанной и покрытой лаком фанеры (надежнее - из 2 мм дюраля) с привинченной крепежной рейкой закрепить хотя бы скотчем и шнуром в вершине V-образного кронштейна (во как лихо и технообразно сказанул - на самом деле это две березовые ветки). Все это закрепить с помощью верхней (ограничительной) и нижней (крепежной) веревок на носу лодки с таким расчетом, чтобы перо в рабочем положении было в воде примерно на половину своей длины (15 см).
Оценка эффективности: Плоскодонная лодка корабликом ходит очень плохо и это подтвердил опыт Михаила Трускова в походе по Соби и Хараматолоу. Мы прошли маршрут Подчерье (вверх) - волок - Тельпос (сплав) - Щугор (сплав) с использованием руля и киля при бечевании. При этом лодки были связаны катамараном, т.е. один тянет - трое гуляют. Система прекрасно действует на хорошем и удовлетворительном бечевнике, где полоса лопухов не превышает 5-7 м, управление при обводке камней и мелей несложно. Несколько худшие результаты получены при использовании только руля - полоса лопухов до 3-4 м, слабая управляемость при маневрах. Возможен вариант связывания лодок "валетом", когда руль перевернутой лодки используется в качестве переднего киля (не пробовали). Или еще способ - в лодку садится человек и помогает бурлаку обходить препятствия и отгребаться от лопухов (пробовали). Но с передним килем лучше.

Еще раз кратко изложу свое мнение о ТТХ модернизированной "Щуки" на различных маршрутах в сравнении с другими, в первую очередь каркасными, байдарками. Как обычно, все это - мое личное мнение. Ни слова про "белую воду", не сравниваю ни с каяками ни с катамаранами, так как не компетентен, и это совсем другой стиль хождения. Большая часть уже изложена мной в материалах по Поньгоме и Тохмайоки.
Мелкие шкуродерные шиверы. Это и без всяких переделок - стихия "Щук".
Сложные, но не мощные пороги с камнями в сливах, требующие маневра. Щука лучше по двум причинам - не боится неизбежных ударов о камни в "грязных" сливах и маневренней любой килеватой лодки. Нужны упоры и обвязка, желательны жерди.
Озера. Несколько меньшая скорость, зато прекрасная устойчивость на штормовой волне. Сравниваю с "Тайменем" и "Салютом" и похожими по мореходности лодками. Я не плавал на специализированных "озерных" байдарках, типа "Ладоги", которые, впрочем, не слишком распространены. Нужен руль.
"Уральские кругосветки" - маршруты с подъемом вверх по течению, волоком или просто длинной пешей частью. Руль и передний киль решают проблему бечевания, ну а уж волок с чем идти легче - понятно само собой.
Есть, конечно, "ниши", где на преимуществе Щуки перед каркасными лодками я настаивать не буду (все же не совсем невменяемый я щуколюб) - ОЧЕНЬ длинные, абсолютно гладкие или с чистыми глубокими перекатами реки без штормовых озер (тут скорость может быть не лишней), достаточно мощные чистые сливы с хорошими бочками, высокие косые стояки и прижимы - их, конечно, легче проходить на скоростной жесткой лодке. В семейный "матрасный" поход с маленькими детьми хорошо ходить на Т3 - там есть где им повозиться и даже поспать. Но все равно, по универсальности (в известных пределах) Щуке нет равных.

Если после всех доделок Щука все же не сможет удовлетворить Ваши потребности, то скорее всего Вы - каякер, катамаранщик или же любитель проехаться на рафте в обществе изрядного количества ящиков пива.

И в заключение, что бы мне хотелось еще сделать? Хочется кардинально упростить предпоходную сборку. Честно говоря, слегка достает вся эта процедура выворачивания наизнанку и ползанья внутри, особенно если идешь несколько раз за сезон. Хочется вставить баллоны если и не раз навсегда, то хотя бы надолго. Но как сушить? Плесень разводить все же не стоит. Вот думаю проделать в деке в носу и корме вентиляционные отверстия под шланг пылесоса и в накачанном состоянии, но не "до звона" и без шпангоутов (чтобы был зазор между баллонами и шкурой) продувать. Кто-нибудь пробовал? Поделитесь опытом (это касается и любых других доделок).
И еще - сделать легкую, простую, но надежную систему установки паруса и шверца. На Топозере я попробовал это дело - красота. "Море, ты слышишь, море, Твоим матросом хочу я стать". Каботажным, конечно.

Can't connect to sql server. Reason: Can't create a new thread (errno 35); if you are not out of available memory, you can consult the manual for a possible OS-dependent bugStatus: 500 Content-type: text/html

Software error:

1 at Libro/Session.pm line 117.

For help, please send mail to the webmaster (slava@skitalets.ru), giving this error message and the time and date of the error.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100