Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Туристское снаряжение Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Статьи Тест-лаборатория Каталог снаряжения Магазины Рынок  


"Маринка" и "Свирь" рядом

Сравнение байдарок по итогам похода


Автор - Григорий Кронин (Санкт-Петербург).

В августе 2004 года в двухнедельном походе по Карелии (Лоухи - Сонрека - Белое море - Чупа) участвовали байдарки "Свирь 2Н" и "Маринка-2". Лодки одновременно прошли маршрут, включающий реки, озёра, море, волоки, обносы, ветер, волны. Сила и опыт экипажей были приблизительно равными. Байдарки примерно одинаково изношены, прошли перед "контрольным" походом несколько простых маршрутов. Нам показалось, что это - удобная возможность сравнить лодки. Результаты сравнения изложены в настоящей статье.

Подробно с обеими байдарками можно познакомиться на страницах их производителей.
"Свирь": www.triton-ltd.ru.
"Маринка": www.bayda.ru.

Масса
Результаты взвешивания:
"Свирь" в упаковке, без вёсел: 26 кг.
"Маринка" в упаковке, без вёсел: 17 кг.

Переноска в упаковке
"Свирь" тяжелее на 9 кг. При переноске в походе оба байдарочных рюкзака помимо лодок несли груз около 20 кг, общий вес в упаковке 35-45 кг. Собственно рюкзак "Маринки" легче (материал тоньше). Он более узкий и на 20 см длиннее, чем у "Свири" (130 см против 110 см), что создаёт чуть больше неудобств в транспорте. Ткань обеих упаковок держится хорошо, но у "Маринкиного" рюкзака рвутся швы, отсутствуют ручки и поясной ремень. Переносить на руках "Маринкин" рюкзак без ручек тяжелее, чем рюкзак "Свири". К спине оба рюкзака прилегают вполне удобно. Рюкзак "Маринки" открывается сверху, рюкзак "Свири" - продольно. Обе упаковки имеют поперечные стяжки, к которым можно крепить, например, спасжилеты.

Сборка, разборка
"Маринка" собирается и разбирается гораздо быстрее и проще, чем "Свирь". У "Маринки" операция сведения трубок фальшборта проста и безболезненна. У "Свири" - это весьма неприятная процедура, которую делали вдвоём с применением силы. Вставка кильсона и стяжка деки у "Маринки" тоже существенно проще.

Кницы
Кажется, это наиболее часто и неоднозначно обсуждаемое технологическое решение тритоновских байдарок, в том числе и "Свири". Проблем в походе кницы не доставили. У "Маринки" на шпангоутах зацепление за кильсон - металлическое. Детали сочленения шпангоутов и продольных трубок сделаны из пластмассы, которая под нагрузкой не ломается, а гнётся. При снятии нагрузки восстанавливает форму. Крепление "ушек" к шпангоутам неразъёмное. Производители "Маринки" утверждают: материал настолько надёжен, что его не прилагают к ремнабору - всё равно не сломается. Случаи поломки нам неизвестны.

Загрузка
"Свирь" на 40 см длиннее и более вместительна. В "Маринке" приходилось экономить место, передавать некоторые вещи другому экипажу. У "Свири" небольшая герма может помещаться в носу, у "Маринки" в носу свободного места нет. Надутые баллоны занимают в "Маринке" больше места. При загрузке и разгрузке "Маринки" целесообразно частично сдуть баллоны.

Посадка гребцов
"Маринка" не комплектуется сиденьями. Подкладываем под место, на котором сидим, пустой рюкзак и пенку в несколько слоёв. Вместо спинки - тоже пенка (2 шт. прилагаются к байдарке, стропы пришиты плохими швами). В "Свири" используем стандартные сиденья, посадка получается выше. В связи с более высокой посадкой гребцов остойчивость "Свири" кажется меньшей, впрочем, возможность чётко подтвердить это наблюдение нам не представилась.

Обвязка
На обеих лодках используем верхнюю обвязку. У "Свири" петли для крепления обвязки к шкуре уже есть при покупке лодки. Для "Маринки" пришлось сделать самодельные, почти такие же.

Надувные баллоны
На лодках разных моделей их роль различна. На "Свири" баллоны - это элемент, который улучшает плавучесть. "Свирь" со сдутыми баллонами остаётся лодкой и вполне может продолжать плавание. У "Маринки" баллоны - важный элемент конструкции, они поддерживают каркас и создают жёсткость. При выходе баллона из строя "Маринка", конечно, не тонет и не опрокидывается сразу, но надёжной лодкой быть перестаёт. Падает остойчивость. Прекращается сцепление между шкурой и каркасом, отчего даже самое безобидное препятствие может повлечь прокол оболочки - как шкуры, так и спущенного баллона. Частично эту особенность "Маринки" можно компенсировать прокладками из "пенки" вдоль шпангоутов. И всё же, если баллоны не накачаны хотя бы частично, "Маринка" - уже не лодка.

Переноска собранной байдарки
У "Свири" есть ручки. За них можно переносить лодку, когда она не загружена. У "Маринки" ручки тоже имелись, в отличие от "Свири" они были не приклеены, а вшиты. Ручки эти оторвались по швам в первом же походе. Загруженную "Маринку" можно переносить, держа за нос и корму. Каркас прочный, не скрипит, не рвётся, не расползается. Конструкторы "Маринки" специально отмечают: её можно переносить загруженную и даже с человеком на борту. Пробовали - действительно так. "Свирь" загруженную также можно переносить (не за ручки), если она полностью правильно собрана. Иные пользователи "Свири" отмечали, что при переноске некоторые детали могут треснуть или выскочить из креплений. У нас такого не случилось.

Устойчивость к "шкуродёру"
У "Свири" больше протекторов вдоль днища - четыре (по стрингерам и кильсону) против одного вдоль киля "Маринки". На протекторах можно переваливать лодку через камни и брёвна. В походе, изобиловавшем проводками каменистых участков рек, порвали "Маринку" на "шкуродёре" один раз, "Свирь" - ни разу. Материал протекторов и качество их проклейки на "Свири" лучше. Прочность шкуры лодок (дека и днище) примерно одинакова.

Коррозия металла в морской воде
Обе лодки подвержены коррозии. На первый взгляд, "Маринка" страдает чуть больше. У "Свири" особенно портится внутренняя часть трубок, у "Маринки" - внутренняя и внешняя равномерно. После похода тщательно промыли и высушили оба набора. Следы коррозии сохранились на стыках (нос, корма). На последующей эксплуатации лодок коррозия пока не сказалась. Всё собирается и держится, как раньше.

Ремонтопригодность
Примерно одинакова - сантехнический скотч, клей "Уран", изолента. У обеих лодок ткань баллонов отличается от ткани шкуры. Баллоны "Маринки" нужно клеить "Моментом", а оболочку - "Ураном". Баллоны "Свири" склеиваются "Ураном", как и оболочка.

Юбки
На "Маринке" юбки свои, на "Свири" используем тритоновские. "Маринкины" показались более удобными. Их проще снимать, надевать, затягивать. Хорошо затянутые юбки не смываются волной. Ручки спереди отсутствуют, их можно пришить дополнительно. В отличие от тритоновских юбок, на "Маринкиных" можно равномерно регулировать как нижний, так и грудной обхват.

На извилистой узкой реке
"Свирь" более маневренна, но "Маринка" - короче. При движении по узкой речке скорость примерно одинакова и может меняться в сторону преимущества той или иной лодки в зависимости от сноровки и желания экипажей.

На открытой воде в штиль
Скорость "Свири" на открытой воде примерно на 1 км/ч выше. Существенная разница скоростей доставляла нам неудобство в походе. Вероятно, объясняется различной геометрией обводов днища у лодок. Если на "Свири" задний гребец временно перестаёт грести, лодка не очень уверенно, но всё же продолжает держать курс. "Маринка" в такой ситуации немедленно разворачивается. Управлять ею или даже просто держать курс на ровной воде силами одного только переднего гребца не получается. Тем более это невозможно при волнении.

На волне
По Белому морю нам пришлось ходить при волне высотой до 80 см. При более высокой волне плавать показалось трудно и опасно. Обе лодки хорошо идут при встречной или попутной волне, взбираются на неё, держат курс. "Маринка", как и на спокойной воде, отстаёт. При сильной боковой волне на обеих лодках плавать неудобно, возрастает опасность опрокидывания. При волне, направленной под 45 градусов к курсу, как встречной, так и попутной, обе лодки норовят сползти с курса и развернуться вдоль волны. Противодействовать этому на "Свири" существенно легче. На "Маринке" в такой ситуации, при попутной волне, более удобно даже чередовать курс вдоль и поперёк волны, так как удержать угол 45 градусов очень тяжело. На "Свири" это удаётся. По свидетельству капитана "Свири", наиболее трудно держать курс при попутной волне под углом 10-20 градусов, но и в этом случае не так сложно, как на "Маринке".

Поведение в пороге, на бурной воде
Участков "белой" воды, пригодных для сравнения байдарок, в походе не было. В следующих походах попробуем восполнить этот пробел.


Некоторые выводы


Сказать, какая из лодок "лучше" - невозможно, надо учитывать для чего используются байдарки.

Пожалуй, "Маринка" благодаря своей лёгкости и простоте более удобна на коротких (до 2 недель) речных маршрутах с большим количеством волоков и обносов. Не проигрывает она и в 2-3-дневных простых походах выходного дня. При совершении протяжённого волока, скажем, километров пять по труднопроходимому лесу, энергетически выгодно переносить "Маринку" в рюкзаке, а затем собирать снова. Для "Свири" протяжённость волока, для которого её целесообразно было бы разобрать, выше.

На маршрутах с большим количеством плёсов "Свирь", наряду с другими достоинствами, блеснёт качеством обводов и обгонит иные байдарки, кроме тех, которые "заточены" специально под плавание по ровной воде (например, "Ладога"). При волнении "Маринку" существенно труднее удержать на курсе - поэтому при путешествии по открытому водоёму с ветром она будет отставать не только из-за меньшей скорости, но и из-за худшей управляемости.

Уязвимость "Маринки" при повреждении баллонов, меньшая маневренность и отсутствие мощных протекторов на днище, пожалуй, составляют её недостаток по сравнению со "Свирью" на бурной воде. "Свирь" более широко распространена у туристов, более универсальна и частично совместима (по материалам) с другими байдарками производства "Тритона", которые могут быть в составе группы.

То, что поставляется вместе с "Маринкой" (рюкзак, спинки, ручки), имеет низкое качество. Эти "запчасти" придётся выбросить или переделать, да и лодку после покупки нужно "доводить" (обвязка, прокладки вдоль шпангоутов, сиденья и др.). В то же время, "Свирь" сразу после покупки вполне готова к первому плаванию.
У "Свири" рюкзак крепкий и прослужит долго, даже если нагружать его не жалея. Рюкзак "Маринки" требует укрепления.

За последние три года конструкция "Свири" несколько раз претерпевала небольшие, но важные изменения. Насколько известно автору, конструкция "Маринки" за это же время не изменилась. Производители меньше реагируют на спрос. Возможно, настоящая статья поможет им в этом.


Комментарии и дополнения
 Илья, 01.10.2004
Совет предварительно сдувать баллоны при укладке или вытаскивании вещей в равной мере можно отнести и к "Свири" - этот прием значительно облегчает все манипуляции с укладкой груза.
 Sly_tom_cat, 07.12.2004
Про переноску Свини-Н с грузом: Байдарка 2003года выпуска переносилась мной с грузм неоднократно причем порой она была нагружена так, что ее было трудно поднять двум вполне здоровым молодым мужикам. При одной переноске я растянул сухожилие на руке, Свири ничего от этого не сделалось. Таскать ее можно и за ручки - они очень качественно там вшиты, но лучше не рисковать переносить лодку только за ручки при сильной загрузке, я делал так одной рукой за нос/корму, а второй придерживал за ручку.
 bentos, 19.01.2005
Полезный труд, лаконично и методично, понравилось...8)
У самого Свирь-Н, но пришлось и в Маринке посидеть, и немного повозиться с ее конструкцией. Почти со всем соглашусь, но есть некоторые сомнения по паре пунктов.

Первое - сомневаюсь в возможности нормальной заклейки каррингтоновых баллонов Маринки клеем "Момент". На мой взгляд тот же "Уран" или другой клей для полиуретана справится с этим лучше, особенно если удастся сделать это с нагревом. В мастерской ФМК рекомендуют для аварийного ремонта комбинацию двустороннего пластичного скотча с клеем "Супер-Момент" (такой сине-черный тюбик) - это несколько другой клей, и он, действительно, худо-бедно заплатку на баллоне держит.

Второе - не относящееся напрямую к байдаркам...8)
Фраза "По Белому морю нам пришлось ходить при волне высотой до 80 см. При более высокой волне плавать показалось трудно и опасно" напомнила некоторые туристические тексты, где авторы также приводят свои оценки высоты волны, при которой им приходилось плавать на байдарке. И оценки эти, как правило, сильно завышены. Не хочу сомневаться в водном опыте и способностях Григория и его спутников, но замечу, что волны высотой 80 см соответствуют III баллам (0.75-1.25м) по шкале степени волнения, и характеризуются как "значительные". Находиться в байдарке при таком волнении - это уже серьезная опасность для гребцов. Думаю автор просто ошибся в оценке, это случается часто, и правильно оценить высоту волны, находясь на воде в байдарке, довольно сложно. Это даже с берега сделать трудно, поэтому осмелюсь дать совет - не пишите нигде подобных цифр, да еще в сантиметрах, - они выглядят весьма странно. Или хотя бы двайте диапазон (и пошире 8)), чтобы такие зануды как я не подозревали в голословности или махровом авантюризме. Меня, например, весьма впечатлило бы и замечание о высоте волны "до полуметра" - уверяю, для байдарки на большой открытой воде это немало, и лучше смотреть на такие волны уже с берега....8)

bentos, отставной козы океанолог ))
 Григорий, 19.01.2005
Насчёт клея "Момент" проверено личным опытом, возможно, другой клей не хуже. Производители не рекомендовали мне клеить баллоны "Ураном".
О высоте волны - скорее всего, bentos прав.
 Козин Сергей, 17.05.2005
Осенью 2004г я купил "маринку", а немного позже прочитал этот материал и на майские праздники провел испытания судна в походе 1 к.с. Результаты:
1. Маринку удерживает на курсе 12-ти летняя девченка в роли матроса (находясь на месте переднего гребца). Возможно у Кронина была проблема с загрузкой байдарки. Т.к. имея широкую корму она требует ее максимально загрузить. А при притопленном носе на курсе невозможно удержать даже "таймень" несмотря на его абсолютную симметричность.
2. Двое мужиков ходили на ней за продуктами в деревню (5 км.) Переход и туда и обратно занял по полчаса т.е. СРЕДНЯЯ скорость составила - 10 км/ч.!!!, что значительно (раза в полтора) превышает ходкость стандартного "тайменя".
3.Я долго смотрел, но так и не понял куда еще автор хотел-бы приклеить леи (протекторы) т.к. стрингера надежно защищены поддувами.
4.Родной рюкзак "маринки" мне сразу не понравился и я его не взял.
5.Под волну "маринка" ныряет, т.е. при волне выше 10 см. уже необходимы юбки. Тот-же "таймень" такую волну просто не замечает.
Общее впечатление - "маринка" судно явно спортивной ориентации очень маневренная и легкая, но соответственно требует юбки и имеет малый объем трюма. Байдаркой я очень доволен.
 max, 24.06.2005
выбираю байдарку для одно-двух дневных несложных походов с ребенком
очень заманчиво звучит маринка - из-за веса
все же лишние 9 кг с собой таскать не хочется
но судя по всему
при всей аккуратности авторов - качество ее заметно ниже свири
 ылкшшь, 15.08.2005
вот уж для чего свирь явно не годится - так это для одно-двухдневных походов. я себя могу заставить собирать ее не чаще одного раза в две недели...
 Jack, 12.05.2006
У меня Маринка 2.

1. Возможно, это особенность данного экземпляра, но трубки шпангоутов на ней без применения силы двух человек не сводятся никак.

2. Плохо держит курс при волнении - истинная правда. По 20 минут грести только правым веслом достаёт...

3. Плавал со спущенными баллонами по озёрам - разницы не заметил.
 Sandy, 23.01.2007
У меня Маринка-2 уже 4 года:
1. Легко умещается в 120л рюкзак, еще много места остается. Было пару раз, что и в 100л рюкзак помещалась.
2. Собирается достаточно легко, проблемы бывают только с соединением стрингеров около кормого шпангоута.
3. Про качество изготовления: твердая четверка. Самое плохое что было, это отслоение склееных швов на шкуре.
4. В добавление выше сказаных высказываний: внутр. балонны действительно клеятся Моментом, но конкретно он называется "Момент-Кристалл". Это полиуретановый клей.
В общем байдаркой очень. доволен
 Maniu, 31.07.2007
Своя "Ладога1". С другим ассортиментом "Тритона" хорошо знаком на практике. Часто пользовался "Маринкой2".
1. Каркасы "Тритона" на всех судах (включая каты) оставляет желать лутшего. Мое мнение: ФМКшный каркс - лутшее что можно найти.
2. Прибамбасы "для удобства" (спинки, сидушки, упаковки итд)у "Тритона" удобнее и надежнее.
3. Оболочка(и у тех, и у других) пробивается на шапангоутах в незащищенном балоном месте.
4. Полностю поддерживаю ранее сказаное замечание про высоту волны и распределение груза в лодке.
 kip, 27.08.2007
Маринку купил 4 года назад.
Прошел на ней Писту, Умбу и в этом году Кереть.
До этого 1 раз ходил на тритоновской лодке Вуоксе. У нее также обили пластмассовых частей. На последнем пороге нас кильнуло и поставило лодку поперек. Однако поток был не настолько силен, чтобы поломать лодку, но чтобы сломать 3 из 4 пластмассовых - его хватило. В результате по морю кое-как ходили замотанные скотчем. После этого я в сторону тритона даже не смотрел.

Теперь про Маринку:
1) Места в ней действительно немного - в начале похода приходилось пользоваться самодельным креплением груза на верху лодки. Однако неудобств при этом - почти никаких. Разве что на серьезных порогах, при его осмотре отщелкивал этот герм и обносил его.
2) "трубки шпангоутов на ней без применения силы двух человек не сводятся никак."
- Используйте смазку и все у вас будет сводится. Я, не обладая внушительной силой, легко вставлял стрингера друг в друга - использовал вазелин. Также заранее намазанный вазелин поможет и при разморки лодки, особенно после моря.
3) Шкура не расклеивалась, балоны тоже.
4) Карингтон действительно сложнее клеить, шкуру из тезы.
Но тем не менее заплатки ставятся нормально.
5) Сделал из аллюминия и фанеры+пенка дополнительную (к прилагающейся в комплекте) спинку. Хотя вот матрос мой и без нее нормально себя чувствует. Сижу на небольшом герме. Посадка при этом наверное высока. Надо будет попробовать без герма в будущем.
6) По скорости маринка достаточно быстра, хотя, возможно, свирь еще быстрее.
7) В комплект к маринке поставляется плотная пенка по всему днищу лодки (под шпангоутами она двойная). Очень хорошая вещь. За последние 2 похода пробоин было не много (хотя это многосторонний фактор - вес/уровень воды/опыт и др.).
8)на море действительно могут быть проблемы с волнами - разворачивает ее легко.
9) Переносить ее действительно можно прямо с вещами - хотя мне проще и разгрузить немного.

Но в общем и целом я более чем доволен Маринкой!
 Tat & Shurik, 27.05.2008
Третий год кряду пользую "Свирь-Н", за "Маринку" ничего не скажу - не знаю.

"Свирь" зарекомендовала себя как хорошая универсальная байдарка. Приличная манёвренность при хождении по речкам и довольно уверенная курсовая устойчивости при движении по озёрам, то есть - вполне удачный компромисс. Высокая скорость, из группы в несколько байдарок - всегда ходила в лидерах. Лишь однажды её делала "Ладога-2", но оно и понятно - Ладога - чисто озёрная байда, ей сам бог велел быть скоростной.

Серъёзной "белой воды" не ходил, но в порогах 2-3 категории показала себя выше всяких похвал, "кусает" её не слишком сильно, запас устойчивости - отменный, благодаря высокой собственной скорости относительно воды и острому носу бочки "протыкает" насквозь, не особо замечая попытки бочки "укусить". Но опять же, ИМХО, при прохождении порогов более высоких категорий всё же Свирь проиграет каякам или специфически "речным" байдам (Например - той же тритоновской "Свири").

Недостаток, ИМХО, только один - довольно муторная сборка. Мне, например, попался экземпляр, который при окончательном распоре кильсона любит "уходить винтом", что смещает проклейку днища мимо стрингеров. При сборке в одиночку промаялся с этим однажды так долго, что сборка заняла порядка 3 часов. Если есть ещё один человек, которого можно привлечь хотя бы для участия в этой операции - тогда сборка занимает порядка 1 - 1, 5 часов.

Необходимые доработки:
1. Сразу выкинул родные сидушки. При полной байде они не нужны, один чёрт - сидишь на шмотках. На пустой байде они тоже не слишком хороши - при сидении в них минут через 40 отваливается поясница. На таких сидушках можно кататься в порогах типа Лосевского - полчаса покатался - вылез и размялся. Поскольку крепёж спинки сделан в расчёте на сидушку - пришлось изобретать собственную конструкцию крепежа спинки.
2. Проклейка стрингеров весьма надёжна и пробоев по ним, само собой, не было. Но вот влетев на хороший острый камень пробил шкуру сразу на паре шпангоутов. С тех пор все шпангоуты снизу защищены изрядным слоем пены.
Других доработок не потребовалось.

Резюме.
Если нужна вместительная универсальная байдарка, одинаково хорошо бегающая по речкам и озёрам, уверенно идущая в порогах 2-3 категории - "Свирь" вполне приличный выбор.
 Mamont, 31.07.2010
Сергей Козин,
Я сомневаюсь, что "Маринка" может ходить со средней скоростью 10 км/ч. Я уже несколько сезонов хожу на "Ладоге-2", средняя скорость не более 6 км/ч (по gps-навигатору). На коротком участке в 100 метров можно ее разогнать конечно и до 10 км/ч и, возможно, до 12ти... Но ведь "Ладога-2" изначально намного более скоростная байдарка, чем "Маринка".
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100