Снаряжение
Сравнение байдарок по итогам похода
Автор - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)
В августе 2004 года в двухнедельном походе по Карелии (Лоухи - Сонрека - Белое море - Чупа) участвовали байдарки "Свирь 2Н" и "Маринка-2". Лодки одновременно прошли маршрут, включающий реки, озёра, море, волоки, обносы, ветер, волны. Сила и опыт экипажей были приблизительно равными. Байдарки примерно одинаково изношены, прошли перед "контрольным" походом несколько простых маршрутов. Нам показалось, что это - удобная возможность сравнить лодки. Результаты сравнения изложены в настоящей статье.
Подробно с обеими байдарками можно познакомиться на страницах их производителей.
"Свирь": www.triton-ltd.ru.
"Маринка": www.bayda.ru.
Масса
Результаты взвешивания:
"Свирь" в упаковке, без вёсел: 26 кг.
"Маринка" в упаковке, без вёсел: 17 кг.
Переноска в упаковке
"Свирь" тяжелее на 9 кг. При переноске в походе оба байдарочных рюкзака помимо лодок несли груз около 20 кг, общий вес в упаковке 35-45 кг. Собственно рюкзак "Маринки" легче (материал тоньше). Он более узкий и на 20 см длиннее, чем у "Свири" (130 см против 110 см), что создаёт чуть больше неудобств в транспорте. Ткань обеих упаковок держится хорошо, но у "Маринкиного" рюкзака рвутся швы, отсутствуют ручки и поясной ремень. Переносить на руках "Маринкин" рюкзак без ручек тяжелее, чем рюкзак "Свири". К спине оба рюкзака прилегают вполне удобно. Рюкзак "Маринки" открывается сверху, рюкзак "Свири" - продольно. Обе упаковки имеют поперечные стяжки, к которым можно крепить, например, спасжилеты.
Сборка, разборка
"Маринка" собирается и разбирается гораздо быстрее и проще, чем "Свирь". У "Маринки" операция сведения трубок фальшборта проста и безболезненна. У "Свири" - это весьма неприятная процедура, которую делали вдвоём с применением силы. Вставка кильсона и стяжка деки у "Маринки" тоже существенно проще.
Кницы
Кажется, это наиболее часто и неоднозначно обсуждаемое технологическое решение тритоновских байдарок, в том числе и "Свири". Проблем в походе кницы не доставили. У "Маринки" на шпангоутах зацепление за кильсон - металлическое. Детали сочленения шпангоутов и продольных трубок сделаны из пластмассы, которая под нагрузкой не ломается, а гнётся. При снятии нагрузки восстанавливает форму. Крепление "ушек" к шпангоутам неразъёмное. Производители "Маринки" утверждают: материал настолько надёжен, что его не прилагают к ремнабору - всё равно не сломается. Случаи поломки нам неизвестны.
Загрузка
"Свирь" на 40 см длиннее и более вместительна. В "Маринке" приходилось экономить место, передавать некоторые вещи другому экипажу. У "Свири" небольшая герма может помещаться в носу, у "Маринки" в носу свободного места нет. Надутые баллоны занимают в "Маринке" больше места. При загрузке и разгрузке "Маринки" целесообразно частично сдуть баллоны.
Посадка гребцов
"Маринка" не комплектуется сиденьями. Подкладываем под место, на котором сидим, пустой рюкзак и пенку в несколько слоёв. Вместо спинки - тоже пенка (2 шт. прилагаются к байдарке, стропы пришиты плохими швами). В "Свири" используем стандартные сиденья, посадка получается выше. В связи с более высокой посадкой гребцов остойчивость "Свири" кажется меньшей, впрочем, возможность чётко подтвердить это наблюдение нам не представилась.
Обвязка
На обеих лодках используем верхнюю обвязку. У "Свири" петли для крепления обвязки к шкуре уже есть при покупке лодки. Для "Маринки" пришлось сделать самодельные, почти такие же.
Надувные баллоны
На лодках разных моделей их роль различна. На "Свири" баллоны - это элемент, который улучшает плавучесть. "Свирь" со сдутыми баллонами остаётся лодкой и вполне может продолжать плавание. У "Маринки" баллоны - важный элемент конструкции, они поддерживают каркас и создают жёсткость. При выходе баллона из строя "Маринка", конечно, не тонет и не опрокидывается сразу, но надёжной лодкой быть перестаёт. Падает остойчивость. Прекращается сцепление между шкурой и каркасом, отчего даже самое безобидное препятствие может повлечь прокол оболочки - как шкуры, так и спущенного баллона. Частично эту особенность "Маринки" можно компенсировать прокладками из "пенки" вдоль шпангоутов. И всё же, если баллоны не накачаны хотя бы частично, "Маринка" - уже не лодка.
Переноска собранной байдарки
У "Свири" есть ручки. За них можно переносить лодку, когда она не загружена. У "Маринки" ручки тоже имелись, в отличие от "Свири" они были не приклеены, а вшиты. Ручки эти оторвались по швам в первом же походе. Загруженную "Маринку" можно переносить, держа за нос и корму. Каркас прочный, не скрипит, не рвётся, не расползается. Конструкторы "Маринки" специально отмечают: её можно переносить загруженную и даже с человеком на борту. Пробовали - действительно так. "Свирь" загруженную также можно переносить (не за ручки), если она полностью правильно собрана. Иные пользователи "Свири" отмечали, что при переноске некоторые детали могут треснуть или выскочить из креплений. У нас такого не случилось.
Устойчивость к "шкуродёру"
У "Свири" больше протекторов вдоль днища - четыре (по стрингерам и кильсону) против одного вдоль киля "Маринки". На протекторах можно переваливать лодку через камни и брёвна. В походе, изобиловавшем проводками каменистых участков рек, порвали "Маринку" на "шкуродёре" один раз, "Свирь" - ни разу. Материал протекторов и качество их проклейки на "Свири" лучше. Прочность шкуры лодок (дека и днище) примерно одинакова.
Коррозия металла в морской воде
Обе лодки подвержены коррозии. На первый взгляд, "Маринка" страдает чуть больше. У "Свири" особенно портится внутренняя часть трубок, у "Маринки" - внутренняя и внешняя равномерно. После похода тщательно промыли и высушили оба набора. Следы коррозии сохранились на стыках (нос, корма). На последующей эксплуатации лодок коррозия пока не сказалась. Всё собирается и держится, как раньше.
Ремонтопригодность
Примерно одинакова - сантехнический скотч, клей "Уран", изолента. У обеих лодок ткань баллонов отличается от ткани шкуры. Баллоны "Маринки" нужно клеить "Моментом", а оболочку - "Ураном". Баллоны "Свири" склеиваются "Ураном", как и оболочка.
Юбки
На "Маринке" юбки свои, на "Свири" используем тритоновские. "Маринкины" показались более удобными. Их проще снимать, надевать, затягивать. Хорошо затянутые юбки не смываются волной. Ручки спереди отсутствуют, их можно пришить дополнительно. В отличие от тритоновских юбок, на "Маринкиных" можно равномерно регулировать как нижний, так и грудной обхват.
На извилистой узкой реке
"Свирь" более маневренна, но "Маринка" - короче. При движении по узкой речке скорость примерно одинакова и может меняться в сторону преимущества той или иной лодки в зависимости от сноровки и желания экипажей.
На открытой воде в штиль
Скорость "Свири" на открытой воде примерно на 1 км/ч выше. Существенная разница скоростей доставляла нам неудобство в походе. Вероятно, объясняется различной геометрией обводов днища у лодок. Если на "Свири" задний гребец временно перестаёт грести, лодка не очень уверенно, но всё же продолжает держать курс. "Маринка" в такой ситуации немедленно разворачивается. Управлять ею или даже просто держать курс на ровной воде силами одного только переднего гребца не получается. Тем более это невозможно при волнении.
На волне
По Белому морю нам пришлось ходить при волне высотой до 80 см. При более высокой волне плавать показалось трудно и опасно. Обе лодки хорошо идут при встречной или попутной волне, взбираются на неё, держат курс. "Маринка", как и на спокойной воде, отстаёт. При сильной боковой волне на обеих лодках плавать неудобно, возрастает опасность опрокидывания. При волне, направленной под 45 градусов к курсу, как встречной, так и попутной, обе лодки норовят сползти с курса и развернуться вдоль волны. Противодействовать этому на "Свири" существенно легче. На "Маринке" в такой ситуации, при попутной волне, более удобно даже чередовать курс вдоль и поперёк волны, так как удержать угол 45 градусов очень тяжело. На "Свири" это удаётся. По свидетельству капитана "Свири", наиболее трудно держать курс при попутной волне под углом 10-20 градусов, но и в этом случае не так сложно, как на "Маринке".
Поведение в пороге, на бурной воде
Участков "белой" воды, пригодных для сравнения байдарок, в походе не было. В следующих походах попробуем восполнить этот пробел.
Некоторые выводы
Сказать, какая из лодок "лучше" - невозможно, надо учитывать для чего используются байдарки.
Пожалуй, "Маринка" благодаря своей лёгкости и простоте более удобна на коротких (до 2 недель) речных маршрутах с большим количеством волоков и обносов. Не проигрывает она и в 2-3-дневных простых походах выходного дня. При совершении протяжённого волока, скажем, километров пять по труднопроходимому лесу, энергетически выгодно переносить "Маринку" в рюкзаке, а затем собирать снова. Для "Свири" протяжённость волока, для которого её целесообразно было бы разобрать, выше.
На маршрутах с большим количеством плёсов "Свирь", наряду с другими достоинствами, блеснёт качеством обводов и обгонит иные байдарки, кроме тех, которые "заточены" специально под плавание по ровной воде (например, "Ладога"). При волнении "Маринку" существенно труднее удержать на курсе - поэтому при путешествии по открытому водоёму с ветром она будет отставать не только из-за меньшей скорости, но и из-за худшей управляемости.
Уязвимость "Маринки" при повреждении баллонов, меньшая маневренность и отсутствие мощных протекторов на днище, пожалуй, составляют её недостаток по сравнению со "Свирью" на бурной воде. "Свирь" более широко распространена у туристов, более универсальна и частично совместима (по материалам) с другими байдарками производства "Тритона", которые могут быть в составе группы.
То, что поставляется вместе с "Маринкой" (рюкзак, спинки, ручки), имеет низкое качество. Эти "запчасти" придётся выбросить или переделать, да и лодку после покупки нужно "доводить" (обвязка, прокладки вдоль шпангоутов, сиденья и др.). В то же время, "Свирь" сразу после покупки вполне готова к первому плаванию.
У "Свири" рюкзак крепкий и прослужит долго, даже если нагружать его не жалея. Рюкзак "Маринки" требует укрепления.
За последние три года конструкция "Свири" несколько раз претерпевала небольшие, но важные изменения. Насколько известно автору, конструкция "Маринки" за это же время не изменилась. Производители меньше реагируют на спрос. Возможно, настоящая статья поможет им в этом.
|
|
Подписывайтесь на новые публикации!
Будьте в курсе всех новостей и мероприятий, получая еженедельную рассылку о новых материалах на портале.
Комментарии