Снаряжение

7 августа 2019
(Москва)
Тип материала: Тест-драйв снаряжения
0 0 0
Особенности конструкции и результаты натурных испытаний
Автор: Михаил Трусков (Тула)
Апрель 2003 г.


Информация о байдарке "Ватерфлай"

Недавно стал обладателем оранжевого надувного каяка питерской компании "Тайм-Триал" с немного странным названием "Ватерфлай-1". Учитывая, что эта "Водная муха" (или "Летучий водяной" - кому как приятнее!!!) - совсем новая продукция "Тайм-Триала", то сразу же возникло желание поделиться с братьями-туристами своими впечатлениями. 

Каяк внешне похож на удлиненную надувную лодку с приподнятыми носом и кормой. Левый и правый баллоны изолированы, дно надувное. Ещё одним изолированным объемом является надувная спинка. Главной отличительной особенностью каяка является его самоотливное дно. При загрузке каяка не более 130 кг его "дырявости" даже не замечаешь, поскольку надувное дно достаточно толстое и вода в узкой щели под баллонами просто не видна. Думаю, что если пользователя не предупредить заранее о том, что в днище "спрятано" полтора десятка небольших "кингстонов", он об этом даже не догадается. Каяк оснащен двумя ручками для переноски на носу и корме и мощной обвязкой вдоль всего корпуса. Нижняя часть баллонов защищена вторым слоем ткани, по идее, позволяя без особых проблем преодолевать обливные камни и бревна.

Производители позиционируют свой каяк, как средство сплава для одиночных походов. На мой взгляд, эта "ниша" вполне обоснована. Каяк при длине 325 см и ширине 96 см легко сворачивается в упаковку, объемом 54-65 литров в зависимости от старания ("труба" диаметром около 25 см высотой чуть более метра). Отсутствие деки позволяет легко разместить все снаряжение, не особенно заботясь о минимизации его объема. В то же время, вес каяка (около 14 кг) наводит на определенные размышления. В заявленной нише судов для "соло-походов" явным конкурентом может явиться "Щука-2" того же веса, но более комфортабельная в части наличия деки и фартука. 
Достаточно много походив на "Щуке", и попробовав "Ватерфлай" от "Тайм-Триала" могу высказать такое мнение: каяк, однозначно, предпочтительнее для сплава по сложным рекам, поскольку гораздо динамичнее ведет себя на потоке и легче управляется в силу меньшей длины. В отличии от "Щук", на каяке изначально сделаны прочные коленные упоры, позволяющие жестко фиксироваться при гребле. Упоры имеют весьма прочное крепление к баллонам и пряжки-самосбросы, позволяющие легко регулировать степень фиксации и также легко выпрыгивать из упоров при необходимости.
Ещё одним важным преимуществом каяка является, на мой взгляд, его безопасность. Самоотливное дно позволяет не заботиться о чалке к берегу при заливании лодки валами - вода практически мгновенно исчезает из каяка. При перевороте каяк легко ставится на ровный киль, а отсутствие деки позволяет гребцу легко занимать свое место и продолжать путь без обязательной и, иногда, многотрудной, чалки к берегу. Ещё одним несомненным преимуществом Тайм-Триаловского каяка является то, что при перевороте нет необходимости отстреливаться из узкого очка. Достаточно выдернуть ноги из упоров - и ты будешь жить отдельной от лодки жизнью. 
Каяк изготовлен из французской ткани "Ferrari" методом склеивания. Первое впечатление - профессиональное качество изготовления. В общем-то, это не удивительно, поскольку у "Тайм-Триала" огромный опыт изготовления весьма качественных рафтов из подобного материала. Накачка баллонов и дна производится через специальные клапаны корейского производства. Клапаны практически не выступают над поверхностью баллонов и размещены в таких местах, где не могут быть задеты веслами ни при каких маневрах. Спинка накачивается через короткий пластиковый штуцер с обратным клапаном.

В принципе, при покупке каяка можно приобрести и фирменную итальянскую помпу, имеющую стандартный переходник для работы с подобными клапанами. Но это не обязательно. Чтобы накачивать каяк простой "матрасной" лягушкой мне пришлось просто тривиально увеличить внешний диаметр её резинового шланга с помощью изоленты, чтобы плотно надеть на него специальный переходник, предоставленный заботливыми Тайм-Триаловцами. 
Время накачивания этой "игрушечной" лягушкой составило всего по 10 минут на каждый боковой баллон и 6 минут на дно. Через полчаса каяк звенел, как пионерский барабан. При этом надо отметить, что в отличие от столь любимой и пропагандируемой мной "Щуки", мне не пришлось заниматься добровольным эксгибиционизмом, долго и нудно заправляя надувные баллоны в нос и корму. Каяк приобретает элегантную форму без какого либо вмешательства в его внутреннюю жизнь.
После первого же выхода с "Ватерфлаем" на природу я, все-таки, столкнулся с одной неприятностью, связанной с тем, что клапаны баллонов имеют нестандартное присоединение. Переходник, насаженный на утолщенную трубку лягушки, каким-то неведомым образом соскользнул со ссохшейся изоленты и, в соответствии со многими законам Мерфи, потерялся на берегу реки Скниги. 
Настоятельно рекомендую будущим обладателям "Ватерфлаев" не надеяться на плотность посадки переходников на резиновые трубки насосов и "лягушек", а крепить их ещё и с помощью вульгарных веревочек, лесок и шнурков.

Учитывая, что надувная посудина имеет свойство получать пробоины, решил проверить возможность ремонта с помощью рекомендованного изготовителями клея "Уран". После нескольких экспериментов на небольших кусках, вырезанных из прилагаемого к лодке ремкоплектного материала пришел к однозначному выводу - материал каяка клеится "Ураном" намертво как при "горячей" методике, так и при "холодной". При ожесточенных попытках оторвать приклеенные друг к другу куски "Ferrari" торцы заплаток лохматились по корду, но склеенные ПХВ-слои друг от друга не отлипали. 

Как я уже говорил, снаряжение можно размещать в корме и в носу каяка. Конструкция предполагает фиксацию герм за боковую обвязку. На мой взгляд, это не совсем удобно, поскольку обвязка идет по самому верху баллонов и не позволит жестко прижать гермы ко дну. Было бы удобнее, если на внутренней поверхности каждого из баллонов, а также на дне под надувной спинкой конструкторы предусмотрели по паре петель для крепления "паука". То же самое надо бы сделать и в носу каяка. 
С другой стороны, используя клей "Уран", полоски "Ferrari" и небольшие металлические петли, каждый владелец каяка может разместить любое количество мест для фиксации груза в удобном для себя месте, что я, честно говоря, и сделал, приклеив четыре металлических полукольца на дно каяка: в самом носу и корме, под спинкой и на расстоянии полуметра от носа. 

Опробование "Ватерфлая" на воде произошло на реке Скниге на границе Тульской и Московской области, когда апрельское солнышко ещё не полностью растопило окрестные снега. Уровень воды был достаточно высок, но путь с завидной регулярностью преграждали заторы из льдин, число которых было просто неисчислимо. 
В результате такого сочетания капризов природы и погоды мне удалось проверить качества каяка не только на гладкой воде и стремительной струе среди затопленных кустов, но и при обносах и ледоползании. 
Общий вывод - каяк прекрасно выполняет все функции, заложенные в него создателями. "Ватерфлай" прекрасно управляется, практически не рыскает при движении. О его остойчивости скоро будут слагать легенды. Преодолевая ледовые заторы, в конце пешего перехода по льду, я с разгона сталкивал каяк в струю, небрежно плюхаясь в него, не особо заботясь об одновременной опоре на оба борта. Ни один каяк с "очком" не мог бы простить такое варварское отношение к себе. Некоторое время после такого "горячего старта" я мог плыть в коленной посадке, не торопясь усаживаться в традиционную каячную позу. Только исключительная простота (и, как следствие, быстрота) преодоления бесчисленных завалов, позволила в принципе пройти этот 16 километровый маршрут за три с половиной ходовых часа.

Если в начале пути я честно вдевал колени в упоры, то уже после первых препятствий, освоившись и почувствовав собственную неуязвимость при данной сложности маршрута, я плыл в беспривязном состоянии. 
На "Ватерфлае" я без опаски лез в такие места, куда ещё подумал бы идти на своем пластиковом "Данцере" и уж точно бы не прошел на любом другом, более длинном плавсредстве.
Моя беззаботность достигла апогея в тот момент, когда я небрежно причалил лагом к очередной льдине, перекрывшей фарватер. Будучи озабоченным только тем, как бы поудобнее вылезти на лед, я не обратил внимание на поток, ненавязчиво, но целенаправленно, пытающийся закусить борт каяка. Увы, силы струи не хватило на эту плановую каверзу - я с удивлением посмотрел на эти тщетные попытки и слегка откренился.

Надо сразу отметить невероятное удобство посадки в "Ватерфлае". Надувное дно в качестве сидения и надувная спинка создают абсолютно эргономическое сидение. Более того, каяк можно (и нужно!) использовать в одиночном походе в качестве надувного матраса. Достаточно поместить его под тент, как уютное ложе для комфортабельной ночевки готово. Для особо высоких туристов спинку придется сдуть.
Поскольку одной из целей похода было именно испытание каяка, то я старался подвергнуть его всем трудностям реального похода. Я терся бортами о стволы деревьев, с разгона взлетал на ледяные заторы, таскал каяк за собой по чистому и не очень чистому льду, перепрыгивал через обливные бревна. При всей своей надувной эфемерности, ни на дне, ни на боках лодки не отмечено никаких следов этих смелых экспериментов. После этого я готов простить создателям дополнительные слои материала на дне и, как следствие этого, чуть увеличенный вес.

Говоря о качествах "Ватерфлая" исключительно в превосходных степенях, не могу не отметить и то, что по спокойной воде лодка, наверное, уступает в скорости большинству каркасных и пластиковых собратьев, но это относительно "отрицательное" свойство совершенно не портит общее положительное впечатление. Полагаю, что никому не придет в голову выступать на "Ватерфлае" в гонках по гладкой воде.
По совокупности таких качеств, как управляемость, остойчивость, удобство загрузки багажа и эргономичность посадки гребца каяк "Ватерфлай", на мой взгляд, - это практически идеальное средство сплава для одиночных походов практически любой (разумной) категории сложности.

Михаил Трусков

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию