Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет об учебно-тренировочном пешеходном туристском путешествии школы базовой туристской подготовки участников отделений 3 и 4 турклуба МИТХТ третьей категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан по маршруту: пос.Мурино - р.Лангутай -пер.Лангутайские Ворота - пер.Нухен-Дабан - в.Хан-Ула(рад.) - р.Зун-Байга - р.Хара-Мурин - оз.Лосиное - р.Шибутуй - р.Утулик - р. Спусковая - пер.Чёртовы Ворота - в.Пик Черского(рад.) - р.Слюдянка - г.Слюдянка, совершенном со 2 по 19 августа 2000 года

Описание подготовили:
Александр Камков - текст , Сергей Генкин - фото (Москва)

"А под ногами сквозь туман
Хрустит хребет Хамар-Дабан"
Ю.Визбор

1. Справочные сведения

1. Проводящая организация:
Школа базовой туристской подготовки участников турклуба МИТХТ.

2.

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Пешеходный Третья 192 18 17 2 - 19 августа 2000 года

3. Район, подрайон, массив похода:
Хребет Хамар-Дабан, Южное Прибайкалье.

4. Подробная нитка маршрута:
пос. Мурино - р. Лангутай - пер. Лангутайские Ворота (н/к) -- р. Ара-Буректай - пер.Нухен-Дабан (н/к) - р. Нухен - р. Барун-Юнкуцук - г.Хан-Ула(н/к, 2371м, восхождение, радиально) - р. Зун-Байга - р. Хара-Мурин - оз. Лосиное - р. Шибутуй (навесная переправа) - р. Утулик (навесная переправа) - р.Спусковая - пер.Чёртовы Ворота(н/к) - г. Пик Черского (н/к, 2090 м, восхождение, радиально) - р.Слюдянка - г.Слюдянка.

5. Определяющие препятствия маршрута, балльная оценка:
Локальные препятствия Категория сложности Характеристика препятствия Число преп. кол. баллов
1. Переправы н/к - простейшая Переправы через реки с небольшой скоростью течения – не более 0,5 м/c; глубина – 0,5-0,6 м; при ширине не менее 5 м. 4/2

простая
Переправы через реки шириной 6-20м; течение среднее – 1,5 м/c; глубина – до 0,8 м. 3/3

средняя
Переправы через реки шириной более 20м; скорость течения выше средней – 2 м/c; глубина – более 0,8 м (Хара-Мурин). 1/3

навесная
Ширина реки 30м; скорость течения – 3 м/c и более; глубина –1,8 м и более. Переправа вброд невозможна (Шибутуй, Утулик). 2/20
2. Перевалы н/к Не менее 100 м перевального взлёта, движение затруднено растительностью, лёгкими скалами (Лангутайские ворота, Чёртовы Ворота). 1/2
3. Вершины н/к Не менее 300 м перепада, движение затруднено осыпями, растительностью, лёгкими скалами (Хан-Ула, Пик Черского). 1/4
4. Траверсы гребней н/к Лесистый, осыпной. Уклон вдоль гребня 15-20 градусов, длина траверса не менее 3 км (массив Хан-Улы). 1/4
5. Каньоны н/к Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина не менее 200 м (на реках Зун-Байга, Шибутуй). 3/2
Сумма баллов за локальные препятствия - 40

Протяжённые препятствия Категория сложности Характеристика препятствия Длина (км) баллы
Растительный покров н/к-лес легко-проходимый Проходится по тропам или легко без троп. 50/10
1А-лес средне-проходимый Наличие густозарошхих участков, подлеска 15/6
2А-лес трудно-проходимый Много участков завалов, буреломов (р.Зун-Байга) 5/3
2Б - стланник Кедровый, берёзовый стланник (р.Барун-Юнкуцук, Зун-Байга, Хара-Мурин) 3/9
Сумма баллов за протяжённые препятствия - 28
Географический показатель -- 12
Автономность - полная -- 1
Общее количество баллов за маршрут -- 80

2. Содержание отчёта

1. Общая характеристика района и маршрута
Хребет Хамар-Дабан протянулся на 350 км вдоль южного побережья Байкала. Склоны хребта прорезаны глубокими и узкими речными долинами. Часто встречаются каньоны с отвесными многометровыми стенами-прижимами. Много красивых озёр.
Климат хребта континентальный. Большое влияние оказывает Байкал. В августе ещё часты грозовые дожди. По утрам возможны туманы. В питании рек большую роль играет дождевой сток. После сильных дождей уровень воды резко поднимается, что делает переправы весьма сложными.
Маршрут линейный, широкой дугой проходил по наиболее высокой части Хамар-Дабана. Его можно разделить на 8 характерных участков:
1. От посёлка Мурино (моста через Хара-Мурин) вдоль реки Лангутай и перевалы Лангутайские Ворота, Нухен-Дабан до реки Барун-Юнкуцук. Практически везде есть тропа, несложные переправы, прижимы, два некатегорированных перевала.
2. Река Барун-Юнкуцук. Полное отсутствие троп, кочкарник, берёзовый стланник.
3. Восхождение на Хан-Улу, траверс хребта до спуска на реку Зун-Байга. Горный участок. Осыпные склоны до 25 град., кедровый стланник.
4. Вдоль рек Зун-Байга и Хара-Мурин до устья реки Байга. Наиболее сложный участок. Завалы, кедровый стланник, каньоны, сложная переправа.
5. Верховья Хара-Мурина, Лосиное озеро, река Шибутуй до устья реки Зубхоган. Тропа, участки стланника, многочисленные переправы.
6. Реки Шибутуй, Утулик, Спусковая до Пика Черского. Хорошая тропа, многочисленные переправы, из них две навесные.
7. Восхождение на Пик Черского. Участок простых скал.
8. От гидрометеостанции до города Слюдянка. Хорошая тропа, грунтовая дорога.

2. Варианты подъезда и отъезда
Маршрут можно начать от железнодорожной станции Мурино либо от моста автомобильной трассы через Хара-Мурин. Отправной пункт - город Слюдянка. На одноимённой ж/д станции останавливаются все поезда. Далее электричкой до Мурино. Электричка ходит два раза в сутки, время отправления 7 и 16 часов (время местное)
Второй вариант - автомобильным транспортом до моста. Автотраспорт (микроавтобус, легковой автомобиль, грузовик) на любое количество человек легко можно найти на площади перед вокзалом.
Заканчивался маршрут в той же Слюдянке.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Как уже сообщалось, маршрут линейный, начинается и заканчивается на станциях транссибирской магистрали. Никаких населённых пунктов, расположенных вне этой магистрали нет. Единственное место, где есть люди - это на гидрометеостанции под Пиком Черского. Соответственно, никаких запасных вариантов и аварийных выходов нет. В случае возникновения нештатной ситуации - возврат назад по Лангутаю либо вперёд по Шибутую и Спусковой. Только здесь есть хорошие тропы. Все остальные варианты ничуть не проще и не короче.

4. График движения
День Дата Участки маршрута Км/час Характеристика участка
1. 02.08 пос. Мурино – р. Хара-Мурин – устье р. Лангутай - 3/0-45 тропа, акклиматизация
2. 03.08 - устье р.Голая - 11/05.00 тропа, прижимы
3. 04.08 - устье р.Нитяная - 11/05.00 тропа, прижимы
4. 05.08 - верховье р.Лангутай - 15/07.10 тропа, простые переправы
5. 06.08 - пер.Лангутайские Ворота (н/к) - р.Ара-Буректай -пер.Нухен-Дабан (н/к) - р.Нухен - 13/05.50 тропа, простые переправы, перевалы н/к, осыпные, заболоченные участки
6. 07.08 - р. Барун-Юнкуцук - 9/5-10 заболоченные участки, стланник
7. 08.08 - рад. выход на в. Хан-Ула (н/к,2371м) - - траверс хребта – р. Зун-Байга - 16/07.30 хребет и вершина н/к, осыпные
8. 09.08 - р.Зун-Байга – полудневка- 5/2-15 плохая тропа, стланник
9. 10.08 - р.Хара-Мурин - 10/06.50 плохая тропа, кедровый стланник, каньон
10. 11.08 - левый приток р.Хара-Мурин - 10/05.30 плохая тропа, кедровый стланник, каньон, переправа вброд
11. 12.08 - перевал-выход на плато - 6/3-00 плохая тропа
12. 13.08 - вынужденная днёвка- сильный дождь
13. 14.08 -оз. Лосиное - р.Шибутуй - 16/05.35 тропа, плато
14. 15.08 - устье р.Цепщик - 16/07.00 плохая тропа, каньоны, переправы вброд
15. 16.08 - р.Шибутуй - р.Утулик – р.Спусковая - 5/2-10 2 навесные переправы
16. 17.08 - пер.Чёртовы Ворота (н/к) –- р.Подкомарная - 14/06.30 тропа, переправы вброд,перевал н/к
17. 18.08 - рад.вых.на Пик Черского (н/к, 2068м) – - р. Слюдянка - 16/06.00 тропа, хребет и вершина н/к, осыпные
18. 19.08 - г. Слюдянка 16/04.10 грунтовая дорога, переправы по брёвнам
Итого активными способами передвижения: 18 дней, 192 км

5. Техническое описание прохождения маршрута

Участок 1: мост через Хара-Мурин - р.Нухен, 1-5 день.
От моста через Хара-Мурин вверх по правому берегу идёт дорога, но очень короткая, метров 500. Далее хорошая тропа до слияния рек Лангутай и Хара-Мурин. На стрелке встали на стоянку. Место хорошее, но мало дров.
От стрелки движение вверх по тропе вдоль реки. Тропа хорошо набита, попадаются заболоченные участки. Если не вставать на ночлег, то можно было не спускаться к слиянию рек, а пройти по верхней тропе. Так короче.
Через 2 часа хода попался мост через Лангутай. Здесь река уходит в неглубокий каньон, сильно сужаясь. Мост - брёвна через реку, достаточно надёжен, однако переправляться здесь не следует - на правом берегу слабые тропки разбегаются в разные стороны, видимо здесь ходят грибники, охотники…
Продолжаем движение по правому берегу. Тропа так же хорошо набита. Через 2 часа ещё мост, в экзотическом месте - на левом берегу довольно высокая скала, с неё уложены брёвна, но переправиться можно. Далее движение по левому берегу по такой же тропе. На правом берегу тропа упрется в прижим и пропадёт, не пропустите переправу.
Где-то в километре от моста есть прижим, с виду довольно грозный. Однако в малую воду возможен проход вдоль скалы. В большую воду обход поверху, очень круто и высоко, метров 50 по вертикали.
Стоянка напротив устья реки Голая, там слева от тропы есть вполне приличная площадка.
Всё так же идём вверх по тропе. Часто попадаются прижимы. Проход, как правило, верхом, но иногда удается пройти и вдоль воды. Напротив устья р.Нитяная есть хорошее место для стоянки. Ночью была гроза и сильный дождь.
Продолжаем движение вверх по тропе. В двух км от Нитяной тропа переходит на правый берег. Переправа вброд, стенкой по двое - трое. Глубина до 0.5 м, дно ровное, течение среднее, проходится свободно. Далее по тропе до устья р.Бильчир. Переправа через Бильчир тоже простая: чуть выше устья завал из толстых брёвен, можно перебраться по ним, а можно просто перебрести.
Далее Лангутай делает крутую петлю, градусов так на 150. Тропа круто поднимается вверх, затем выполаживается и далее идёт вдоль правого берега.
На на втором правом после Бильчира притоке есть место для стоянки, пожалуй, на этом участке единственно хорошее место для большой группы. Весь день был пасмурный с низкой облачностью, вечером хлынул ливень с грозой.
Далее всё по той же тропе вверх. На границе зоны леса переход на левый берег. Переправа простая. Подъём на перевал также прост - слежавшаяся осыпь метров 300 и крутизной градусов 20-25.
Перевал - широкая седловина, тур в центре. Снята записка группы МГУ от 31.07.2000 г. Спуск с перевала короче и менее и крут. Тропа такая же хорошая. Пойма реки Тит-Тит заболочена, но проходима. Далее следует небольшой подъём и выход из болота. Есть места для стоянки.
Перевал Нухен -Дабан ещё проще, по сути это просто водораздел между реками. Тура нет. Сразу за перевалом встали на ночлег. Место хорошее.

Участок 2: р. Барун-Юнкуцук - подножье Хан-улы, 6 день
От места стоянки спускаемся вниз по хорошей тропе. Не доходя с километр до устья Барун-Юнкуцук срезаем угол (поворот направо, есть след слабой тропы). Тропа пропадает, идём по границе леса траверсируя пологий склон. Открытые участки чередуются с лесными средней проходимости. Так дошли до третьего ручья. Там начинается болото. Спустились к реке и переправились на правый берег. Переправа простая. Далее движение вдоль реки по кочкарнику и карликовой берёзке. Лом! Весьма утомительно. Троп нет, отсутствуют также следы пребыва-ния людей. Дважды переправлялись с берега на берег в поисках оптимального пути.
Отделение 4 двигалось поверху. Его путь вдоль р. Барун-Юнкуцук имел следующий характер.
Периодически появляющиеся и исчезающие тропы рассеяны широко по склону. В промежутках между притоками они имеют свойство сходиться в одну, но при приближении к ручьям и речкам тропы вновь разветвляются и приходится преодолевать участки зарослей березового стланика и кустарника шириной до 70 м. В остальном же движение лишь слегка затруднено поваленными деревьями.
При подходе к г.Хан-Ула тропы уходят вверх на боковой хребет. Поэтому последние 1,5 км до склона горы шли по азимуту преодолевая растительность типа тундровой: ноги погружались до полуметра в мягкий мох с низким березовым стлаником. Идти очень тяжело.
Стоянка на ручье метрах в 500 от начала подъёма на массив Хан-Улы. Хороших мест здесь нет, с большим трудом втискивались между кочками.

Участок 3: массив Хан-Улы, 7 день
Подъём на плато Хан-Улы. Сначала движение по прямой через тайгу (лом!) до начала подъёма. Далее вверх по склону, некрутому, максимум 20 градусов. Тайга редеет, но появляется кедровый стланник, к счастью, не сплошной. Практически везде находятся проходы по осыпи, но иногда приходится продираться сквозь него.
Выход на хребет, растительность пропадает, дальше по средней слежавшейся осыпи на перевал на р.Зун-Байга. На перевале целесообразно оставить рюкзаки и радиально сходить на вершину. Вершина не просматривается, движение по азимуту, около часа. Вершина обозначена триангулятором, по сути это плато солидных размеров. Снята записка группы из города Кургана от 3.08.2000 г.
Обратно к рюкзакам тем же путём. Далее траверс хребта вдоль реки Зун-Байга почти до конца. Спуск вниз возможен практически в любом месте. Целесообразно пройти до конца хребта и спустится либо по последнему ручью, либо вообще пройти до самого конца хребта.
Спуск по последнему ручью прошло отделение 3. Сначала по мелкой осыпи, потом по средней, слежавшейся и по дну кулуара. Далее выход на левый борт, так как приходится обходить скальные выступы. Лом по тайге около часа до выхода на Зун-Байгу. Переправа на правый берег, там слабая тропа. Переправа вброд, простая.
Отделение 4 прошло до конца хребта и спустилось там. Оба варианта прохождения этого участка эквивалентны по трудозатратам. По хребту идти легче, но спуск в конце хребта осложнен зарослями кедрового стланика, что при крутизне склона, местами достигающей 30 градусов, и наличии отдельных скальных сбросов высотой до 2 м, делает его сложным и напряженным.
При выходе на стрелку попадаем в моховое болото протяженностью около 300 м. Вдоль правого притока Зун-Байги идет слабая тропа к месту слияния. Удобных мест для стоянок на слиянии нет. Переходим на левый берег и проходим до стоянки еще около 500 м.

Участок 4: р.Зун-Буйга - р.Хара-Мурин до слияния с р.Байга.
Вдоль Зун-Байги и по правому и по левому берегу идет слабая тропа. Тропа часто теряется, иногда может прейти на другой берег, но переправляться не следует - основное движение по правому. При впадении Байгахана Зун-Байга круто поворачивает на запад. Место впадения довольно экзотическое, Байгахан круто падает, вода течёт по огромным валунам, кругом непролазные заросли.
Переправа через Байгахан возможна двумя путями: либо по огромному бревну, которое кто-то очень старательно и весьма точно уложил с берега на берег, либо по валунам. Оба варианта особой сложности не представляют.
Недалеко от переправы есть хорошая площадка для стояки, пожалуй единственное хорошее место на всей Зун-Байге.
Дальше все также, таёжный лом вдоль реки по правому берегу. Часто приходится преодолевать густые заросли кедрового стланника высотой до 2 м. Тропа существует теоретически - отдельные весьма короткие участки.
При подходе к Хара-Мурину Зун-Байга уходит в каньон. Обход по самому верху. Это один из наиболее сложных и опасных участков: на месте старой гари вырос берёзовый лес, мощный ураган наворотил огромное количество завалов. Добавьте склон крутизной до 45 градусов и дождь. Весь участок - метров 300 с перепадом высот метров под 50, продирались около часа.
За каньоном крутой спуск с слиянию Зун-Байги и Хара-Мурина. На острове хорошее ровное место, можно встать на стоянку, однако на острове почти нет дров и нужно лезть в воду.
Дальше путь идёт вверх по Хара-Мурину по правому берегу. Характер пути практически не изменился: короткие участки тропы, кедровый стланник, где тропа исчезает и приходится продираться сквозь дебри. Метров через 500 от слияния с Зун-Байгой Хара-Мурин течёт в каньоне. Через час хода на реке красивый водопад.
Метров за 500 до впадения Байги река уходит в весьма красивый и впечатляющий каньон. Спуск по небольшому ручью-притоку вниз к самому началу каньона и переправа на левый берег. Переправа вброд, стенкой по двое-трое, на пределе, возможна только в малую и среднюю воду. Для страховки навесили перила.

Участок 5: Хара-Мурин - плато - Шибутуй, дни 11 - 14.
Выход на левый борт каньона более пологий, здесь тропа несколько лучшего качества, чем на предыдущем участке. Тропа срезает угол реки и дальше вверх до крупного левого притока, вытекающего из озера Убойного. Недалеко от стрелки, но на противоположном берегу хорошее зимовьё, в котором может расположиться группа в 6-8 человек.
Продолжаем движение вверх по вполне сносной тропе по левому берегу левого притока Хара-Мурина. Лес постепенно редеет, виден перевал - выход на плато. Озеро Убойное остается за грядой. Подъём на плато прост, с перевала открывается великолепный вид на озёра - Лосиное и Патовое, а также небольшое безымянное. Плато выше зоны леса, однако какая-то растительность встречается, можно насобирать дров на маленький костёр для приготовления пищи. Так что на озёрах вполне можно встать.
Отделению 4 повезло: группа вышла на плато 12 августа во второй половине дня и при хорошей погоде, погуляла по плато, полюбовалась озёрами. На ночь спустились на Шибутуй.
Отделение 3 несколько задержалось на Хара-Мурине и заночевало в километре от перевала-выхода на плато. В ночь с 12 на 13 августа произошло глобальное изменение погоды - последующие сутки практически не переставая шёл сильный дождь, временами напоминавший тропический ливень с сильной грозой. Оба отделения просидели эти сутки безвылазно.
На следующий день дождь ослабел, облачность приподнялась, открыв перевал и плато. Третьему отделению пришлось на максимальной скорости под дождём проскакивать через плато и кратчайшим путём уходить на Шибутуй, благо видимость была достаточной для прохождения плато, но все красоты "остались за кадром".
Вдоль Шибутуя по правому берегу идёт хорошая тропа. Однако все боковые притоки-ручьи превратились в довольно мощные речки, что вызвало дополнительные проблемы при переправах через них, к счастью, вполне решаемые. В километре от устья р.Гужир-Жалга тропа подошла к реке и исчезла, понятно, что перешла на левый берег (что, кстати, было показано и на карте - брод). Однако в месте предполагаемого брода не то что переправляться - подходить к реке было опасно! Поскользнувшись на крутом берегу человек попал бы в ревущий поток, выбраться из которого было бы весьма непросто.
Выход один: идти по правому берегу. Повторение пройденного - довольно грозный с виду прижим обходится высоко по склону, далее эпизодическая тропа, правда кедрового стланника стало меньше. После устья речки Падь Широкая (кстати, здесь ущелье действительно несколько расширяется, есть большие ровные площадки, пожалуй, единственно хорошее место для стоянки большой группе во всём ущелье) Шибутуй уходит в каньон. Обход каньона на значительном удалении от реки.
У впадения реки Зубхоган спуск вниз к самой реке. Здесь по карте тропа возвращается с левого берега, на местности же она из эпизодической превращается в хорошо натоптанную.

Участок 6: реки Шибутуй, Утулик, Спусковая, перевал Чёртовы Ворота до подножья Пика Черского, дни 16, 17.
Дальнейшее движение по тропе без проблем. Заболоченный участок, показанный на карте, обходится на значительном удалении от реки. Тропа при этом не пропадает, появляется только много грязи. Переправы через многочисленные притоки особой сложности не представляют, проходятся вброд, стенкой.
А вот переправа через Шибутуй оказалась весьма проблематичной. В месте предполагаемого брода (а на карте показаны три возможных места переправы) ревущий поток. Попытки перейти вброд даже со страховкой не предпринималось ввиду очевидной абсолютной невозможности. Один из участников (разумеется, со страховкой) перебрался вплавь на левый берег. Для этого ему пришлось прыгнуть в воду с высокого правого берега так, чтобы перелететь через стремнину и попасть в улов. И это удалось! К счастью, нашлось подходящее место. Дальше полномасштабная навесная переправа.
Вдоль левого берега Шибутуя идёт хорошая тропа, и, срезая стрелку, выходит к Утулику. Далее вверх вдоль Утулика к устью Спусковой.
Здесь обнаружили двух женщин с собакой. На наши удивлённые вопросы (что же делают две женщины в столь экзотическом месте) последовал ответ, что они здесь ходят не один год и переправа через Утулик в этом месте сложности не представляет. Однако такого высокого подъёма воды они никогда не видели и сидят уже четвёртый день, не имея возможности переправиться.
К счастью, на противоположном берегу группа водников собирала катамаран. С их помощью перебросили верёвку. Попытка переправиться по перилам успеха не имела: сбивает на стремнине в середине реки. Снова навесная переправа, на этот раз экзотическая: верёвки длиной 50 метров едва хватило, перепад высот был около 12 метров. К 16 часам переправились оба отделения, заодно переправили женщин и собаку.
Дальнейший путь вверх по Спусковой. Отличная тропа, правда раз десять переходит с берега на берег. Переправы вброд, простые. Камковская поляна представляет собой единственно удобное место для большой группы.
Перевал Чёртовы Ворота простой, немного выше зоны леса. Это широкая седловина, тур в центре. Снята записка группы водников из МГУ от 12.08.2000г.
Сразу за перевалом небольшое озеро странного вида, как будто бы частично покрыто льдом. Но никакого льда, конечно же нет - температура воздуха много выше 0. После трёх дней ливней опять глобальная перемена - безоблачное небо, яркое солнце.
Спуск с перевала намного короче и положе подъёма. Такая же хорошая тропа траверсирует склон - исток реки Подкомарной. Тропа имеет хорошо набитое ответвление к зимовью Посетительскому.

Участок 7: радиальный выход на Пик Черского.
От Подкомарной тропа поднимается вверх на отрог Пика Черского. Оставляем рюкзаки. Далеко внизу видна гидрометеостанция. Подъём вверх на хребет по хорошей тропе. Хребет широкий и пологий. Траверс хребта, переход через перевал между истоками рек Лев.Безымянная и Слюдянка. Хорошо видно озеро Сердце, получившее название за характерную форму.
Это место представляет некоторую сложность - выход скал. В сухую погоду проходится свободно, в мокрую скалы скользкие, нужна страховка в виде перил. Однако этот участок довольно свободно обходится справа по низу безо всякой страховки.
Далее следует некрутой подъём на вершину. Вершина широкая, обозначена триангулятором. Две группы поместились свободно. Сняли записку группы из города Тотьма Вологодской области от 10.08.2000 г. Обратно до рюкзаков тем же путём.
Дальнейший путь вниз по той же тропе. Здесь она круто, "штопором" уходит вниз до самой ГМС. Тропа ветвится. Имеется возможность идти широким серпантином.

Участок 8: метеостанция - город Слюдянка, дни 17,18.
От метеостанции тропа более полого идёт вдоль реки Слюдянки. Где то в километре от станции хорошие площадки для стоянки, пожалуй единственно хорошие для большой группы. Через 5 км тропа переходит в грунтовую дорогу. Дальнейший путь по дороге, однако будет около 6 переправ с берега на берег. Переправляться можно вброд (экономия времени), а можно по брёвнам - они уложены практически на всех переправах.
В городе Слюдянке ещё где-то километра полтора шли по городу до железнодорожной станции.

6. Потенциально опасные участки на маршруте
1. Один из наиболее сложных и опасных участков - каньон на Зун-Байге в месте впадения в Хара-Мурин. Каньон обходится по самому верху. Участок около 300 м. На месте старой гари вырос берёзовый лес, мощный ураган сделал большое количество завалов. Крутизна склона на отдельных участках до 45 градусов.
2. Большую опасность могут представлять переправы. После сильных дождей уровень воды в реках значительно увеличивается. В нашем случае прошли очень сильные дожди. По оценкам туристов из Иркутска, многократно посещавших данный район, столь высокая была впервые за много лет. Переправа вброд рек Шибутуй и Утулик стала практически невозможной.
Через Шибутуй возможно наведение навесной переправы силами одной группы. Переправа возможна к километре от ручья Цепщик. Здесь высокий правый берег и низкий левый, достаточно деревьев для опор. Первому участнику приходится преодолевать реку вплавь, разумеется, с верёвочной страховкой. Ширина реки около 22 метров.
Через Утулик в таких условиях организация переправы силами одной группы практически невозможна. Ширина реки здесь достигает 40 м, переправа первого участника с соблюдением техники безопасности без плавсредств невозможна. Единственный выход - помощь встречных групп. Это место весьма популярное. Здесь начинается водный маршрут по Утулику, здесь же проходят маршруты на Хара-Мурин и Снежную. Необходима верёвка длиной не менее 50 м.

7. Дополнительные сведения о походе. Применение радиостанций при прохождении одного и того же маршрута двумя группами
Как уже сообщалось, два отделения шли одним маршрутом. Общая численность двух групп составила 22 человека. Понятно, что движение группы такого размера создаёт массу неудобств. Поэтому каждое отделение шло самостоятельно, а согласно требованиям кадровой комиссии для обеспечения безопасности и прочих бюрократических требований мы все должны были быть вместе.
Выход был найден в использовании радиостанций СВ-диапазона. В каждом отделении было по 3 портативные рации типа "Dragon-101" производства Южной Кореи или "Беркут" Российского изготовления. Сеансы связи проводились 3 раза в сутки: утром, перед выходом, днём, во время привала на обед, и вечером. При прохождении сложных участков сеансы связи проводились каждые два часа. Возможно и непрерывное поддержание связи, работа в движении, но это не очень удобно. А при наведении навесных переправ рации были просто незаменимы.
Практика показала высокую эффективность такого варианта. Рации обеспечивали надёжную связь на расстоянии до 3 км при использовании штатных спиральных антенн. При использовании телескопических антенн и антенны типа "наклонный луч" дальность увеличи-валась до 8 км. Каждый день группы знали местоположение друг друга. То отделение, которое на данном участке шло первым, передавало информацию второму, выполняя функцию разведки. В случае возникновения нештатной ситуации помощь пришла бы незамедлительно
Рекомендуем к использованию.

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Маршрут пройден в изменённом варианте. Возможно прохождение маршрута в обратном направлении. Большинство групп так и идут, считается, что так лучше, хотя почему, мы так и не поняли.
Очень интересное место - Патовое озеро и плато, где это озеро расположено. Рекомендуем проложить маршрут так, чтобы максимально пройти плато.
Как уже неоднократно сообщалось, могут возникнут большие проблемы с переправами, особенно через Утулик. Необходимо иметь полный комплект снаряжения для навесной переправы. Основная веревка должна быть длиной не менее 50 м.
Маршрут типичный горно-таёжный, но горная часть проста. Все перевалы, вершины некатегорированы. Основная сложность маршрута приходится таёжную часть - это каньоны, труднопроходимые лесные участки, многочисленные переправы.
Маршрут линейный. Нет никакой возможности организовать заброску продуктов. Практически отсутствуют варианты упрощения маршрута и аварийные выходы.
Центральная часть (массив Хан-Улы) не часто посещается людьми. Большей популярностью пользуются водные маршруты по Утулику, Хара-Мурину, Снежной. Гораздо чаще встречаются группы водников на маршрутах выхода на реки.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Владимир, 02.06.2005
ххороший отчет.
у меня к вам вопрос .подскажите пожалуйста
как и где возможно посмотреть маршрут по реке Лангутай с выходом в конечной точке на соболиных озерах возможно ли это ?
 Вячеслав Петухин, 30.03.2006
Вот примерно так: http://nature.baikal.ru/map.shtml?path=village:murino-pass:langutaiskievorota-pass:nuhendaban-3702, 2619-3813, 2692-4004, 2700-3954, 2964-4407, 2893-4551, 2915-4721, 3064-4951, 3033-5147, 3137-5368, 3101-pass:huraikitkit-pass:stepnoi-54-10-village:vydrino&edit=1&rg=hamardaban&detail=1
Маршрут вполне реальный. Не очень короткий, правда.
 Вячеслав Петухин, 30.03.2006
Только ссылочку всю скопируйте и пробелы лишние, которые после запятых уберите, а то неправильно будет показываться.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:





















© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100