Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о пешеходном путешествии пятой категории сложности по Плато Путорана, совершенном с 1 августа по 30 августа 1989 года

Руководитель: Андрианов А. В. (Петрозаводск)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5228

Сканирование и обработка отчета - Александр Камков (Зеленоград)

Содержание:

Вводная часть:
     1. Справочные сведения о путешествии;
     2. Сведения о районе путешествия;
Часть 1. Подготовка путешествия:
     1.1. Задачи путешествия и разработка маршрута;
     1.2. Участники путешествия;
Часть 2. Проведение путешествия;
     2.1. Подъезды;
     2.2. График движения;
     2.3. Техническое описание;
Часть 3. Итоги путешествия:
     3.1. Общественно-полезная работа;
     3.2. Выводы и рекомендации;
Часть 4. Приложения:
     4.1. Список группового снаряжения;
     4.2. Список личного снаряжения;
     4.3. Продукты питания;
     4.4. Ремонтный набор;
     4.5. Медицинская аптечка;
     4.6. Вес рюкзаков;
     4.7. Смета расходов;
     4.8. Метеонаблюдения;
     4.9. Список литературы;
     4.10. Статьи и заметки из газет;
     4.11. Схемы района путешествия;
     4.12. Фотографии

Аннотация

Маршрут проходит по южной части полуострова и знакомит с реками, озерами, каньонами и водопадами плато Путорана, этого интересного и малопосещаемого района заполярного Севера.

Группа приобретает опыт длительного путешествия в безнаселенной местности, преодолевая самые разнообразные естественные препятствия.

Путешествие посвящено 25-летию турклуба "Сампо" Петрозаводского государственного университета им. О. В. Куусинена

Вводная часть
1. Справочные сведения о путешествии

Маршрут похода: оз. Лама - р.Оыон-Юрех - пер. Омон-Юрех - р. Дынкенда - оз. Дынкенда - пер. на оз. Собачье - оз. Собачье - р. Хоронен - р. Хикикаль-Икон - пер. Хикикаль-Икон - пер.Жанна - пер. Моя-Ачин - р. Хикикаль- пер. на р. Хойси - р. Хойси - р. Бучарама - т/б. Лама.

Время проведения 1-20 августа 1989 года
Продолжительность 20 дней
Протяженность 330 км
Ходовое время 119 часов
Состав группы 7 человек

Заячвочные документы рассмотрела МКК Карельского областного совета по туризму и экскурсиям.

Шифр - 127-00-5315102.

Маршрутная книжка 17/89.

Группа состояла на учете КСС Карельской АССР и Норильского KCO.

В подготовке отчета приняли участие:
Руководитель группы Андрианов А.В. - вводная часть, часть 1, часть 2, часть 3-е, ж, часть 4, приложения 3, 4.
Завхоз Югелайнен В.Н. - часть 3-а, б, в, часть 4.2.
Реммастер Иноземцев В.К. - часть 3-г, часть 4.2.
Врач Антюкова Н.А. - часть 3-д, часть 4.2.
Дневниковед Перегуд Л.А. - приложения 1, 2, 4.
Фотограф Ванаг Р.Э. - приложения 5, 6.

2. Сведения о районе путешествия

Полуостров Таймыр площадью 400 тысяч квадратных километ ров - самая северная материковая часть земли. Он вдается дале ко во льды полярного бассейна. Поперек всего полуострова с юго-запада, Енисейского залива, на северо-восток, до Хатанской губы, тянутся горы Бырранга, расчленяющие территорию на 2 ча сти: северную - горную и южную - равнинную. Горы круто обры ваются к югу в тундру, а на севере плавно снижаются к морской равнине. Равнинная часть Таймыра представляет собой низменную болотистую тундру с многочисленными озерами.

Полуостров Таймыр целиком лежит в пределах арктической безлесной тундры. Только самая южная часть его находится в зоне лесотундры. Граница лесной растительности проходит здесь севернее, чем в других областях Арктики.

На юге и Северо-Сибирской низменности уступами спускает ся Средне-Сибирское плоскогорье, в северо-западной части ко торого находится плато Путорана. Оно как бы отделяет Таймыр от остального Красноярского края. В Путоранах хорошо выраже на высотная поясность - от лесотундры и северного редколесья до безжизненных высокогорных гольцов. Группа озер на плато Путорана имеет общи сток в озеро Пясино, лежащее у северного склона гор, уже на Северо-Сибирской низменности. Из озера Пясино вытекает река с почти таким-же названием - Пясина. Она имеет длину 820 км и впадает в Карское море. Большая часть всей территории Таймырского национального округа находится в зоне тундры. В период цветения тундра неповторимо красива. Интересна Таймырская лесотундра. Здесь кроме мхов и лишайников в лучше защищенных от ветра местах растут низкорослые и корявые лист венницы и ели.

В таймырской тундре живут: заяц-беляк, песец, волк, лисица, северный олень, в лесотундре медведь, белка, по озерам ондатра, в реках и сверах много ценных рыб (голец, хариус, нельма и чир и др.). Ежегодно весной на свою суровую родину в тундру возвра щаются многочисленные пернатые. Ранней весной появляются пу ночки и белые куропатки, над бесчисленными озерами кружат стаи осторожных гусей, за ними следуют кулики и чайки. С юга на се вер, где меньше гнуса и охотников, начинают двигаться стада оленей.

Реки и озера

Реки питаются, в основном, водами от таяния снегов весной и от летне-осенних дождей. Это определяет их режим и распределе ние стока воды по сезонам: сток за летний период составляет 70-90 % годового, а на зиму приходится не более 10 %. Главная масса воды проходит по рекам в период половодья. На Таймыре это летний период. Уровень воды в это время поднимается на 4- 6 м, т.к. не оттаявшие грунты не дают просочиться воде. В начале осени, с первыми заморозками, уровень воды заметно понижается. В конце сентября на тундровых реках Таймыра появляется шуга, "сало", а в начале октября они уже одеваются сплошным ледяным покровом и остаются подо льдом около 8 месяцев.

Озера Таймыра имеют, главным образом, тектоническое, про вальное или ледниковое происхождение. Больше всего их на равнинах северных районов Таймыра. В основном они небольшие, с глубиной до 10 м. Обилие озер в тундре объясняется высокой влажностью воздуха и незначительным испарением летом, а также наличием вечной мерзлоты и плоским рельефом, затрудняющим сток. Южные озера чаще всего располагаются в глубоких межгорных понижениях. На этих озерах лед иногда держится до середины июля (оз. Хета).

Население. Из коренных народов, веками кочевавших по просторам Таймыра, необходимо назвать ненцев. В прошлом они назывались юраками. Предполагается, что ненцы произош ли от саянских племен, которые переселились на север около 1 тысячелетия н.в. и смешались с племенами, раньше проживавшими в этих местах. В пределах Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа сейчас их живет около 2 тыс. человек.

Долганы (около 4 тыс.) (по происхождению относятся к тунгусам, но говорят на диалекте якутского языка). Кроме этих народностей в Таймырском округе живут аганесаны (около I тыс. чел.) и ненцы. Живут также якуты.

Жизнь народов Таймырского Севера, его экономика и культура тесно связаны с освоением Северного морского пути. Русские люди издавна придавали большое значение северному мореходству. Еще в начале 17 в. русские огибали Таймырский полуостров, добира лись до моря Лаптевых, а также промышляли и по Пясине и Ени сейско-Пясинскому побережью. На Енисее, в его низовьях, в устье реки Дудинки, возник поселок, ставший началом тор гового пути на Хатангу. В летнее время путь шел по рекам и волокам, а зимой добирались на оленях и собаках. В 1627 году этот поселок по распоряжению енисейского воеводы был превращен в укрепленный пункт - Дудинский острог.

Планомерное изучение Таймыра, особенно его минеральных ресурсов, началось только в советское время и постепенно расширяясь, охватило всю территорию, вплоть до побережья и архипела га Северная Земля. Первооткрывателем уникальных богатств района Норильска можно по праву считать Н.Н.Урванцева. Экспедицией под его руководством были открыты там медно-никелевые руды. Этой же экспедицией были найдены угольные месторождения, изу чалась судоходность реки Пясины, исследована и нанесена на карту вся система норильских озер. Везде было обнаружено присутствие руд, угля и других ископаемых.

На основании результатов разведочных работ в середине 30-х годов было принято решение о создании Норильского горно-метал лургического комбината. Уже в 1939 г. горняки Норильска дали уголь для судов Енисейского пароходства и арктического флота. В 1942 году страна получила первый норильский никель.

За период с 30-х годов Норильск из нескольких домиков вырос в красивый современный город. Сегодня в нем проживает около 150 тысяч человек.

Основные богатства: медь, никель, уголь. Уже обнаружены нефть, газ.

В Норильске находится Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крайнего Севера. Благодаря усилиям ученых этого инсти тута на красивых площадях заполярных городов стали появляться скверы, бульвары, палисадники, клумбы цветов. В окрестностях Но рильска созданы фермы, где выращивают овощи и кормовые культуры, разводят молочный скот. А ведь раньше в этих местах люди гибли от цинги и других болезней, связанных с недостатком витаминов. На живописных берегах озера Лама и в пос. Валек, недалеко от оз. Пясино, находятся дома отдыха. Ежегодно тысячи норильчан могут отдохнуть на курортах Крыма и Кавказа, так как теперь Норильск связан регулярным авиасообщением со многими крупными городами страны.

Часть 1. Подготовка путешествия
1.1. Задачи путешествия и разработка маршрута

Перед путешествием группа ставила задачи:

- продолжить открытие района плато Путорана для туристов Карелии;

- пройти сложный маршрут в условиях автономии;

- посетить не пройденные туристами участки маршрута;

- повысить спортивное мастерство участников;

- принять участие в чемпионатах СССР и РСФСР 1989 г. по туризму;

- испытать на практике образцы группового и личного снаряжения,
рациона питания;

- провести фото и слайдсъемку для ознакомления туристской общественности с маршрутом;

Район путешествия и маршрут выбирался и разрабатывался при активном участии всей группы. Мы стремились проложить маршрут таким образом, чтобы его прохождение способствовало выполнению задач, поставленных перед путешествием.

В связи с минимальным количеством в библиотеках клубов туристов Карелии информации по району, группа тщательно изучала научную, популярную и туристскую литературу. Собрать картографический материал и получить консультации по маршруту, нам помогли туристы, ранее путешествовавшие в этом районе: Суровцев Т.Н., Булатов А.А., Рыбаков В.И. В библиотеке Ленинградского клуба туристов изучено более десятка отчетов по этому району.

Заявочные документы были поданы за 4 месяца до начала путешествия и рассмотрены 18 апреля 1989 года Зональной МКК Карельского областного совета по туризму и экскурсиям. Номер маршрутной книжки 17/89. Группа состояла на учете в Карельской КСС и Норильском КСО.

Группа получила телеграммой рекомендацию центросовета Управления погранвойск 26 апреля на совершение похода по Таймыру и оформила документы для посещения города Норильска в отделе пропусков города Петрозаводска.

Неординарная гидро-метеообстановка, которая сложилась в районе маршрута в этом году, заставила прибегнуть к разработке маршрута на основе запасного. Об этом было сообщено телеграм мой в Карельскую КСС и Российский республиканский совет ВДФСО профсоюзов.

Консультанты по маршруту:

1. Суровцев Геннадий Николаевич.

Путешествовал по району в августе 1981 года. КАССР, Кондо пожскии р-н, санаторий " Марциальные воды".

2. Булатов Александр Александрович.

Путешествовал по району в апреле 1981 года. Г.Петрозаводск, ул. Зеленая, д. 10, кв. 15.

3. Рыбаков Василий Иванович. КАССР, Сегежский р-н., п/о Каменный бор, Набережная 1.

1.2. Участники путешествия

№ пп Фамилия, имя, отчество Обязанности в группе Год рожд. Спорт разряд Место работы должность Туристский опыт
1 Андрианов Александр Викторович Руководитель 1959 КМС Ср. школа, военрук 5-у Якутия 5-р Камчатка
2 Югелайнен Владимир Николаевич Завхоз 1952 1 Птицефабрика, ИТР 5-у Тува
3 Ванаг Роман Эмильевич Фотограф 1963 1 П/О Карелэнерго, Инженер 5-у Алтай
4 Перегуд Леонид Анатольевич Дневниковед 1951 1 КЛХТПО, испектор 5-у Камчатка
5 Антюкова Нина Аминовна Врач 1848 1 Ср. школа, учитель 5-у Хамар-Дабан
6 Иноземцев Владимир Кузьмич Реммастер 1953 1 ЛИЭИ, доцент 5-у Якутия
7 Тарасов Андрей Павлович Фотограф 1958 1 Птицефабрика, электрик 5-у Таймыр

Участники занимаются спортивным туризмом 8-15 лет, совместно путешествовали по десяткам маршрутов от многодневных до высшей категории сложности в различных видах туризма по Карелии и Коль скому полуострову, Карпатам и Кавказу, Полярному и Приполярному Уралу, Туве, Якутии и Камчатке. Все участники в разное время окон чили отделение руководителей многодневных и категорийных путешест вий на факультете общественных профессий при университете, им при своено звание инструктора по туризму.

В течение года проводились систематические тренировки по специальной и общефизической подготовке, особое внимание уделялось кроссам. В одно-двухдневных походах в выходные дни отрабатывались элементы техники скалолазания, совершенствовались навыки работы с веревкой, наведение переправ, прохождений осыпных склонов. Перед путешествием все участники прошли обследование во врачебно- физкультурном диспансере.

За 3-4 месяца до путешествия были распределены обязанности:

- Андрианов -организационные вопросы, подготовка документов, описаний, схем.

- Антюкова, Ванаг - заказ авиа и ж/д билетов.

- Югелайнен, Иноземцев - приобретение продуктов, их расфасовка.

- Тарасов, Перегуд - Подготовка группового снаряжения.

- Ванаг, Тарасов - Подготовка фотоаппаратуры.

Таблица схоженности группы

Ф.И.О. 1 2 3 4 5 6 7
1. Андрианов А.В. - + + + 0 + +
2. Югелайнен В.Н. + - 0 0 0 + +
3. Ванаг Р.Э. + 0 - 0 0 + 0
4. Перегуд Л.А. + 0 0 - + 0 +
5. Антюкова Н.А. 0 0 0 + - 0 +
6. Иноземцев В.К + + + 0 0 - +
7. Тарасов А.П + + 0 + + + -

+ - от 1 до 5 совместных категорийных походов.

0 - не были в совместных категорийных походах.

Часть 2. Проведение путешествия
2.1. Подъезды

Даты Участок пути Транспорт
28.07 - 29.07 Петрозаводск - Москва Поезд
20.07 - 30.07 Москва - Норильск Самолет
30.07 - 80.07 Норильск - оз. Лама "Заря"
20.08 - 20.08 Т/б "Лама" - Норильск "Заря"
21.08 - 21.08 Норильск - Москва Самолет
21.08 - 22.08 Москва - Петрозаводск Поезд

Подъезд от Петрозаводска до начальной точки маршрута оз. Лама занял 3 дня. Выезд с конечной точки маршрута до г. Петрозаводска - 3 дня.

Через кассы предварительной продажи приобретались ж/дор. билеты Петрозаводск - Москва и авиабилеты Москва-Норильск.

В самолете ИЛ-86 провоз багажа до 20 кг бесплатно, а свыше – по 95 копеек за 1 килограмм.

Время проезда до Москвы на поезде 15 часов. Время перелета Москва-Норильск - 4 часа. От аэропорта до г. Норильска можно доб раться на автобусе или электричке за 1 час. Стоимость проезда на автобусе 1 руб.30 коп. до автовокзала. Отсюда же автобусом можно доехать до причала ЦАТК (центральная авто-транспортная контора) НГЖ (Норильского горно-металлургического комбината). Отсюда теплоходы " Заря" курсируют (чаще в выходные дни) в район т/б " Лама" за 7 руб.50 коп. По договоренности с капита ном мы доехали до р. Омон-Юрех. Отсюда до т/б "Лама" идет ак тивная часть нашего маршрута. Окончание маршрута выпало на воскресенье. Это время вывоза отдыхающих. Вместе с ними на таком же теплоходе "Заря" успешно добрались до г. Норильска за 3,5 часа. Авиабилеты на обратный путь можно купить за 1 день в кассах предварительной продажи на ул. Ленина или в день от правления в аэропорту.

2.2. График движения

Дни пути Дата Участок маршрута км Ход. время Характер пути Естественные препятствия
1 01.08 Оз.Лама-р.Омон Орех 14 4.45 В устье реки старицы, заросшие кустарники, выше по реке преодоление прижимов. Наве дение пе-реправы с помощью бревна ч/з протоку правого при тока (ш.6,гл.0,6)
2 02.08 Радиальный выход на плато по левому склону долины 12 5.35 Брод к по трем прото кам ч/з р.Омон-Юрех (мах.ш. 12, гл.0,7). Подъем по скально- травянистому склону (до 30°). Выход на плато по скально- осыпному гребню (до 40°). Снежные поля на плато. Спуск по снеж никам (30°). Самостра ховка альпенштоком
3 03.08 Дневка
4 04.08 Радиальный выход до оз. Лама 30 8.40 Преодоление прижимов на реке. Брод ч/з приток по двум протокам. Кустарник по берегам и в устье.
5 05.08 р. Омон-Юрех - пер. Омон-Юрех.- приток р. Дынкенда. 21 7.50 Подъем по реке в лесу. Преодоление прижимов. Брод ч/з протоки. Подъем по притоку к перевалу. Обход двух водопадов по устойчивым осыпям (до 30°). Выход на последнюю террасу и на перевал по снеж ным полям. Спуск по притоку. Обход водопа да по осыпи (до 35°).
6 06.08 Приток р. Дынкенда- - оз. Дынкенда. 13 5.00 Спуск по ручью в лес. Обход прижимов. Брод ч/з правый приток р.Дынкенда (ш.17,гл.0,5) Заросшие старицы. По ягельным холмам. По берегу оз. Дынкенда.
7 07.08 Оз. Дынкенда - пер. на оз. Собачье- оз. Собачье. 13 5.00 Вверх по поросшей лесом долине. Подъем по при току на водораздел до перевального озера. Спуск по левому склону ручья, лесом до озера.
8 08.08 Оз. Собачье- р.Хоронен 15 6.05 По берегу озера. Песок, валуны. Завалы плавника. Броды ч/з ручьи. Движе- ние по бурелому в лесу.
9 09.08 р.Хоронен - р.Хикиколь-Икон. 17 6.30 Движение по берегу реки, в лесу. Брод ч/з р. Хоронен по протокам (мах.ш.25, гл.0.7). Преодоление прижимов на р.Хикикаоль-Икон. Броды ч/з протоки. Кустарник.
10 10.08 р. Хикикаль-Икон -пер. Хикикаль-Икон. 16 6.00 Преодоление прижимов, стланник, броды. Траверс языка морены 25°. Подъем по гребню, переход в кулуар, заросший стланником (до 45°). Обход скальных стенок.
11 11.08 Пер. Хикикаль - пер. на приток р. Моя-Ачин - пер. Жанна. 24 7.40 Подъем на плато по скло- ну 20°. Мох, камни, боль- шие снежные поля. Выход по террасе на пер. в при-ток р.Моя-Ачин. По логий склон долины р. Моя-Ачин. Снежные поля выводят на спуск по двум скальным сбросам свободным лазаньем к пер. Жанна.
12 12.08 Пер. Жанна – пер. Моя-Ачин - левый приток р. Хикикаль 27 7.45 По снежным полям до пер. Моя-Ачин. Спуск по при-то ку. Обход верхнего кань- она с водопадами по осыпному склону 30°. Об- ход нижнего каньона по террасам. Спуске по скло- ну каньона (40°). Преодо- ление сбросов, спуск по внутреннему углу. Периль-ная страховка на двух участках по 20 м. Весь участок пути выше зоны ласа кроме нижней части каньона. Видимость 500 м.
13 13.08 Левый приток p. Хикиаль – p. Хикикаль. 15 5.50 Броды. Обход прижимов и каньонов. Подъем на склон 60°, скалы, стланник. Траверс склона стланника 30 0
14 14.08 Разведка выхода в верховья р. Хикикаль - спуск до правого притока 10 5.05 Обход прижимов. Обход водопада по скально- травянистому склону 45°. Перильная страховка 15 метров. Видимость 50 м.
15 15.08 Правый приток р. Хикикаль- пер. на р. Хойси. 10 5.05 Подъем по гребню от рога на плато. Стлан ник, осыпь до 25°. Скально-осыпной гребень 25°. На плато вода: ручьи, озера, размокший снег. Уча сток пути находится выше зо-ны леса. Види мость 100 м.
16 16.08 Пер. на р. Хойси – р. Хойси. 23 7.10 Затяжной подъем по заснеженному плато А=290° при видимости 70- 100 м. Спуск по снеж нику.Броды. Обход водопада. Спуск со скально-осыпного склона 35°.Брод ч/з приток по протокам.
17 17.08 Р. Хойси- оз. Лама 9 3.25 Наведение переправы с помощью бревна ч/з ос новную протоку притока (ш. 4, гл. 0,8). Пересечен ная местность, кустар ник.
18 18.08 Оз.Лама - р.Бучарама 15 6.10 Продвижение по берегу озера. Песок, валуны, завалы плавника, броды, кустарник.
19 19.08 Р. Бучарама - проход на оз. Канчуг 23 8.00 Продвижение по берегу озера. Песок, валуны, броды, кустарник.
20 20.08 Проход на оз. Канчуг - т/б "Лама" 16 6.40 Продвижение по берегу озера. Песок валуны, броды, кустарник.

2.3. Техническое описание

Весь маршрут по характеру местности и естественным препят ствиям можно разделить на 3 участка.

1. Оз. Лама - р. Оман-Орех- оз. Дынкенда - оз. Собачье - р. Хоронен - р. Хикикаль- Икон.
2. Р. Хикикаль - Икон - пер. Хикикаль-Икон - пер. на приток.
р. Шя-Ачин и пер. Жанна - пер. Моя-Ачин - р. Хикикаль.
3. Р. Хикикаль - р. Хойси - р. Бучарама- т/б "Лама".

Условные обозначения и принятые сокращения:

р. - река оз. - озеро
руч. - ручей Т/б - турбаза
пер. - перевал ш. - ширина в м.
ХВ - ходовое время гл. - глубина в м.
Км - километр ч.м. - часы, минуты.

Берега рек, долин, кроме особо оговоренных, упоминаются орогра фически. При расчете протяженности маршрута принят во внимание коэффи циент 1,2 для пересеченной местности.

1 участок. Оз. Лама - р. Омон-Юрех - радиальный выход на плато - радиальный выход на оз. Лама - пер. Омон-Юрех - р.Дын кенда - пер. на оз. Собачье - оз. Собачье - р. Хоронен - р. Хикикаль- Икон.

Протяженность - 136 км.

Продолжительность - 9 дней (49 часов 25 мин. Х.В.).

Активная часть маршрута начинается в месте впадения в озеро Лама р. Омон-Юрех. Долина реки в этом месте широкая (до 1 км), прямая, хорошо просматривается с озера вплоть до ее верховья. В устье река разбита на многочисленные заросшие и проточные русла. Идем вверх по правому краю долины, придерживаясь стариц, заросших кустарником. Через 2 км река течет одним руслом (ш. 40; гл.2,5). Долина реки поросла лиственничным лесом. Вдоль берега мешают продвигаться скальные прижимы. В 10 км от устья правый приток. Одну его протоку преодолели вброд (Фото 3), через вторую переправа с помощью бревна в узком месте.

После притока долина начинает постепенно сужаться. Совершаем радиальный выход на плато (Фото 4). Через острова по трем протокам в широких местах преодолеваем в брод реку. Подъем по заросшему лесом склону, переходим небольшой приток. Постепенно зона леса заканчивается. Выходим на осыпи и снежники. Крутизна склона до 25°. Подъем на плато по пологому скально-осыпному гребню (35°) 1 час. На выходе небольшой скальный участок до 40°. Плато заснеженное. Местами под снегом вода. Обошли по дуге подково образный цирк и начали спуск по другой стороне "подковы". Скально- осыпной участок до 35°, 50 метров. Далее выбираем спуск по безо пасным снежникам (30°). Самостраховка альпенштоком. Далее по логая осыпь и травянистый склон до зоны леса.

Радиальный выход до оз. Лама для сопровождения больного со вершили знакомым путем. Вода в притоке за это время упала. Слож ностей при переправе не возникло.

С базового лагеря поднимаемся правым берегом по реке (Фо то 5). Через 1,5 км от стоянки две ступени водопада высотой 8 метров. Через 6 км после водопада на реке подходим к водопаду левого притока (Фото 6). Отсюда предстоит подъем на перевал Омон-Юрех. Обходим две ступени водопада по правому склону при тока. Осыпной склон до 30°. Далее подъем на перевал через 3 взлета крутизной до 35°.

Со склона перевала видны края озер Лама и Капчуг (Фото 7). Последний взлет перед перевалом снежный (до 35°) постепенно выполаживается и приводит на перевал. Подъем 1,5 часа. Перевал Оман-Юрех представляет собой обширную седловину без признаков классического перевала. Сложность перевала - 1 А. В туре записка от 07.04.88 Гомельских туристов лыжников, совершающих поход 5 к.с. под руководством В.И.Холандач. Делаем снимок (Фото 8), оставляем записку и спускаемся по притоку р. Дынкенда. Спуск по осыпным склонам до 35°, обход трех водопадов (Фото 9). Само страховка альпенштоком. На спуске просматриваются озера Дынкенда (Фото 10). Перед входом в зону леса приток водопадом уходит в ущелье. Идем по правому склону. Лесом обходим ущелье, спуска емся до развилки притоков р. Дынкенда. В этом месте ширина до лины достигает нескольких километров. Переходим вброд приток (ш. 15, гл.0,5) и уходим по долине через лес в направлении озер. Пересекаем старицы и через 1 час 15 мин. после брода выходим к озеру. (Фото 11). Не доходя до берега, по ягельным пригоркам идем в направлении долины и через полчаса выходим ко второму озеру. По правому берегу вытянутого озера шириной до 1 км идем к верховьям реки. В конце верхнего озера долина резко сужается. Хорошо просматривается вход на перевал к оз. Собачье. Вверх по правому берегу реки местами просматривается звериная тропка. Придерживаясь ее, следуем до притока, ведущего на пони жение в плато. Вверх по притоку за 40 минут достигаем переваль ного озера, расположенного в широкой седловине, порошей лесом (Фото 12). Перевал н/к.

Спуск с перевала занял 1,5 часа Х.В. по левому склону перевального ручья. Последние полчаса отклонились значительно ле вее, направляясь прямо через лес к побережью озера Собачье.

Отсюда за 6 часов достигли устья р. Хоренен по берегу. Вна чале берег был удобным для продвижения (Фото 13). Но вторая по ловина пути была усеяна завалами плавника (Фото 14). С озера просматриваются долины рек Хоронен, Хикикаль, Хикикаль-Икон (Фото 15). В восточной оконечности озера находится заброшенная рыббаза. Имеется дермонтиновая времянка, навес для кухни, чаны для рыбы, две деревянные лодки. Отсюда полчаса до впадения р. Хоронен через лес, пересекая четыре притока.

Идем вверх по р. Херенен, продираясь через лес. По берегу не дает идти большая вода. Русло разбито на протоки, и ширина до лины р. Хоронен около 1,5 км. Не доходя 1 км до слияния рек Хикикаль и Хикикаль-Икон находим среди многочисленных проток удачное место для брода и по длинной косе отмели переходим большую протоку (ш. 50, гл.0,7). В месте слияния рек ширина долины до 2,5 км (Фото 16). Вверх по реке Хоронен прошли за 4,5 часа.

2 участок. Р. Хикикаль-Икон - пер. Хикикаль-Икон - пер. на приток р. Моя-Ачин - пер. Жанна - пер. Моя-Ачин - р. Хикикаль. Протяженность 67 км. Продолжительность 3 дня (21 час. 25 минут Х.В.).

От р. Хоронен подъем по левому берегу р. Хикикаль- Икон. Через 1,5 км долина сужается до 500 метров. Постепенно начина ются прижимы. Часть из них обходится не воде, местами поверху. Ширина основного русла 20 метров глубина 1,2 м. Четыре часа Х.В.

До подъема на перевал река разбивается на протоки и прижимается скалами (Фото 17, 18, 19). По мере приближения к перевалу он хорошо просматривается с прижимов (Фото 20). Подъем на перевал начинаем правее перевальной точки, преодолев траверс языка морены. Начинаем подъем по второму гребню (до 30°). С гребня переходим в кулуар, продираясь через ольховый стланник. Склон до 4 5°. На пути попадаются скальные выходы, которые можно обойти слева. Далее кулуар выводит на пологую террасу, поросшую ольховником и кар ликовой березкой и редкими лиственницами. По террасе выходим на перевальное плато. Тура нет. Перевал Хикикаль-Икон представляет собой обширную седловину, поросшую кустарником. В южной части седловины имеются озерки, из которых берет начало р. Токинда. (Фото 21). Подъем от реки до перевала занял 2 ч. 15 м. Х.В. Перевал н/к.

Подъем на плато начинаем с перевала, он длится 1 ч. 15 м. X. B Каменистый склон порос мхом. Крутизна его - 20°. Перед выходом на террасу начинаются большие снежные поля. (Фото 22). После ночных заморозков наст держит отлично. По террасе идем придер живаясь направления долины р. Хикикаль- Икон. (Фото 23,24). Через 4 часа Х.В. по плато видно понижение склона в сторону долины притока р. Мон-Ачин. Перевального понижения (седловины) в плато здесь почти незаметно. Выбираем предполагаемое место перевала. Складываем тур, оставляем записку. (Фото 25). Ориенти ровочная сложность перевала р. Хикикаль-Икон - приток р. Моя-Ачин- - 1 А.

Пошел снег, видимость сократилась до 2.000 м. Идем, ориентируясь на направление долины р. Моя-Ачин, в сторону другого предполагаемого перевала между этими реками (Фото 26). Обошли справа возвышенность, ограничивающую предыдущий перевал (Фото 27). Вышли на водораздел между озерками и поднялись на небольшую возвышенность. За ней следует значительное понижение водораздельного хребта. На перевал спускаемся сверху, преодо лев два пятидесятиметровых сброса (40°) и спуск по снежнику 30°. Перевал представляет собой седловину шириной до 100 м. Снежные склоны полого уходят в долину р. Моя-Ачин, более крутые снежные склоны (до 30°) уходят в долину р.Хикикаль-Икон. Ориентиро вочная сложность перевала 1 А. Название перевала по предложению одного из участников - "Жанна". Сложили тур с запиской (Фото 28).

Не теряя высоты, уходим по склону долины р. Моя-Ачин в напра влении водораздела ее с левым притоком р. Хикикаль. Со склона в долине р. Моя-Ачин просматриваются озера подо льдом. Посте пенно по пологим склонам перебираемся ближе к реке (Фото 29). Стало заметно понижение склона в долину р. Хикикаль (Фото 80). Перевал не имеет четких границ из-за обширной линии водо раздела и наличия многочисленных озер на водораздельном плато. Ориентировочная сложность перевала р. Моя-Ачин- приток р.Хики каль 1 А. Название дали "Моя-Ачин" - по одноименной реке. Сложили тур с запиской (Фото 31). От перевала Жанна три часа хо дового времени.

Спуск с перевала начинаем по левому притоку р. Хикикаль. Через 50 мин. подошли к началу верхнего каньона. Он начинается с водопада. В середине каньона стоит примечательный каменный шпиль (Фото 32). Каньон обходим слева. Он тянется 1 км - и закан чивается за поворотом долины. Спуск по осыпному склону 30°. В средней части приток имеет широкую долину и одну ступень водопада высотой 8 м. В нижней части притока мощнейший каньон начинается 150-метровым водопадом. (Фото 33). Начинаем обходить по террасе правого склона. Подходящее место для спуска к ручью находим там, где справа течет приток нашего ручья, который водо падами уходит вниз. Проходим между водопадами по террасе шири ной 8 метров и далее вправо под сбросы. Склон 30° (Фото 34). Траверс осыпи до контрфорса. Склон 35°, осыпь через 10 метров выводит на сбросы. Прохождение участников с перильной страховкой 20 метров. Вниз вдоль контрфорса 60 метров склон 40°. Далее до пли ты влево, обходя бараньи лбы. Оттуда вниз 50 метров и вправо под сбросами до контрфорса склон 40°. Самостраховка альпенштоком. Контрфорс заканчивается, уходим вправо, выходим во внутренний угол. Начало спуска 45° - 20 метров перил, прохождение со схва тывающим узлом. Далее с клон выполаживается до 30°. По осыпи до кустарника, далее к ручью. (Фото 35). Вниз по притоку до р.Хики- каль спускаемся 1 ч. 30 м. Х.В. На повороте ручья перед слия нием идем прямо черенз лес 300 метров.

3 Участок. Р. Хикикаль- разведка выхода в верховья р. Хикикаль - перевал р. Хикикаль- р. Хойси- р. Хойси - р.Буча рама - т/б "Лама".

Протяженность 127 км.

Продолжительность 8 дней (48 часов 20 минут).

Поднимаемся по левому берегу р. Хиккаль для разведки воз можности прохождения через верховья реки в долину р. Бунисяк. За 1 час дошли до стрелки второго левого притока. Здесь прямо на слиянии примечательная скала-останец (Фото 36). После этого притока начинаются прижимы и каньон, который обходим, подни маясь на склон до 60°. Склон покрыт стланником, есть скальные выходы. Поднявшись до 80 метров делаем траверс склона 30° один час. За каньоном опять начинаются прижимы, которые обходим по верху или вброд (Фото 37). После правого притока зона леса заканчивается через 2 км. После поворота вправо долина сужается и петляет (Фото 38). На одном из поворотов долина становится шириной не более 20 метров и замыкается водопадом. Обходим водопад по левому скально-травянистому склону до 40°. Далее по террасе. Еще через километр узкая долина переходит в ущелье. Перед входом в ущелье правый приток низвергается водопадом. Видимость по метеоусловиям 90- 70 метров. Выход из этой долины вверх с имею щимся снаряжением и опытом группы не представляется возможным. Возвращаемся вниз по р. Хикикаль до ближайшего правого притока, ведущего к водоразделу с р. Хойси. За ночь от дождей вода поднялась еще на 40 см. От устья ручья подъем по гребню отрога. Внизу кустарник, далее осыпь 25°. Зона леса заканчивается. Просматривается хороший путь подъема на плато. Ручей остался внизу слева. Видно каньон, водопады, далее узкая долина бурного притока со скальными прижимами.

За 1 час подъем по скально-осыпному гребню 25°, поднима емся на террасу плато. По плато движемся вдоль ручья. В сред ней части ручья мощный каньон глубиной до 150 метров. После водопада начинается обводненное пологое плато. Много озер диа метром от 50 до 600 метров. Поднимаемся по снежным склонам (Фо то 39). Вскоре плато затянуло облаками. Видимость снизилась до 100 м. Придерживаясь притока идем вверх, пересекая огромные снежные поля. Приток теряется под снегами плато. Через кратко временный просвет в облаках на азимут 290° заметили понижение в гряде. Такое направление соответствует карте. 1 ч. 30 м. движемся азимутом 290° при видимости не превышающей 80- 100 м.

До самого водораздела всё покрыто снегом. Водораздел не имеет четких границ. За 30 минут спустились до слияния ручьев, вышли из зоны облака (Фото 40). Еще через 40 минут вышли к водопаду, обошли по левому склону и спусшились по осыпи 35. Ниже долина р. Хойси значительно расширяется. В двух местах встречаются наледи размером 100 х 100 метров (Фото 41). Через час после наледей преодолеваем вброд левый приток, который разбившись на протоки (ш 8 гл. 0,7) течет прямо через лес (Фото 42). Е ще через 2,5 часа подошли к притоку с бурным течением шириной 8 м, глубиной до 1,5 м. Переправились через него, поднявшись вверх 400 метров. Здесь ручей разбивается на протоки островами. Последнюю протоку шириной 4м преодолеваем с помощью бревна. (Фото 43). (За ночь вода упала только на 10 см). Через 1,5 часа после притока перед нами открылось озеро Лама (Фото 44). Отсюда за полчаса дошли до устья рек Хойси и Бунисяк. Долина здесь широкая, заболоченная, вода разбивается на несколько проток (Фото 45). Способ преодоления этой водной преграды у нас остается только один - плавсредство. Плот, связанный из бревен, валяющихся на берегу, обеспечивал нам переправу челно ком. Но группа согласилась прибегнуть к помощи моторной лодки рыбаков, предложенной ими. На другом берегу озера находится изба, пригодная для ночлега.

Береговая часть оз. Лама до устья р. Бучарама каменистая на всем протяжении, местам мелкогалечна, есть участки завален ные топляком (Фото 46).

Переправу через р. Бучарама можно осуществить только плавсредством. Материала для постройки плотика здесь достаточно. Но местные рыбаки (обитающие, как мы поняли, в устьях рек) предложили перевести на лодке. Группа согласилась.

На пути к т/б "Лама" далее характер берега не изменился. Броды через ручьи, впадающие в озеро трудностей не представляли. Встретились 3 рыбацкие избушки. Самая удобная и обширная в устье притока, текущего с гор Бучарама. После прохода на озеро Капчуг побережье и близлежащая местность стала напоминать о признаках приближающейся цивилизации: пустые банки, бутылки и прочий мусор. Конец активной части маршрута на гостеприимной турбазе «Лама» (Фото 47).

Часть 3. Итоги путешествия
3.1. Общественно-полезная работа

По заданию ЗМКК Федерации туризма Карельского областного совета по туризму и экскурсиям проводилась работа по изучению туристских возможностей малоисследованных участков горных плато в районе Путоран.

Впервые пройдены участки маршруте:

- Верховья р. Хикикаль-Икон;
- Перевал на правый приток р. Моя-Ачин, ориентировочная сложн.- 1A;
- Перевал Жанна, ориентировочная сложность 1 А;
- Верховья р. Моя-Ачин;
- Перевал Моя-Ачин, ориентировочная сложность 1 А;
- Долина левого притока р. Хикикаль.
- Перевал р. Хикикаль- р. Хойси. Ориентировочная сложность 1 А.

Материалы по описанию маршрута помогут при подготовке после дующих путешествий по плато Путаранам и послужат более квалифициро ванной оценке ЗМКК проведенных походов.

Собрана небольшая коллекция поделочных и полудрагоценных камней. Она используется для процесса обучения в средней школе с.Шелтозеро КАССР.

По итогам похода подготовлены статьи и заметки для ряда районных газет и республиканских газет и журналов. Этим вопросом вплотную занимался участник похода, член союза журналистов СССР Леонид Перегуд. Изготовлено 300 фото для отчетов, газет и альбомов и 150 слайдов.

Фотогазета и смонтированный слайд-фильм использовались в выступлениях перед студентами и школьниками с целью популяризации и дальнейшего развития самодеятельного туризма.

Наше путешествие было посвящено 25-летию турклуба «Сампо» государственного университета и было допущено для участия в чемпионате СССР по пешеходному туризму.

3.2. Выводы и рекомендации

Пройденное путешествие было весьма интересным как в спортив ном, так и в познавательном отношении.

За 20 ходовых дней пройдено 330 км через 7 перевалов и 3 красивых озера плато Путоран.

Район разнообразен и интересен. Основными препятствиями на маршруте являлись: каньоны, прижимы, водопады, заросли стланника на склонах 30-40°, завалы плавника на берегах озер, броды, осып ные склоны, заснеженные плато, полное отсутствие троп. Значи тельная часть маршрута проходит по закрытой местности вдоль ручьев и рек, а так же по горным плато, не имеющим отчетливых ориентиров. Все это требует высокой точности в ориентировки. Поэтому группа, попадающая в данный район должна иметь богатый опыт горно-пеше ходных путешествий, хорошую физическую и техническую подготовку, надежное снаряжение, не тяжелое и калорийное питание, обеспе чение возможности длительного автономного существования, достаточно высокий моральный дух. Всем этим требованиям группа пол ностью удовлетворяла.

В этом году в районе похода сложились редкие климатические условия. Старожилы вспоминают подобное только в 1956 году, т.е. более 30 лет назад. Зимний сезон затянулся, а вместе с ним и весна. Лето в этом году практически совсем не пришло в тот короткий промежуток времени, отведенный ему в условиях заполяр ного Севера. За три недели до нашего приезда сошел лед и открылась навигация на оз. Лама. В конце августа отсутствовали признаки ягод в лесных долинах рек и озер, а в самих реках отсутствовала рыба. А ведь о традиционном присутствии ее здесь ходят легенды.

Гидро-метеообстановка создавала реальность проведения по хода в условиях приближенных к межсезонью.

Приняв к сведению рекомендации и советы рыботников КСС и местных жителей, было принято решение отказаться от следования основным маршрутом. Т.к. паводковые воды не дают возможности наведения переправ без плавсредств даже через небольшие притоки. Уровень воды в оз. Лама поднялся настолько, что затопил дорогу у причала ЦАТК. От запасного маршрута пришлось отсечь и из менить участки, пересекающие водные преграды. Группа сообщила о своем решении в МКК и КСС.

В условиях нормальной гидро-метеообстановки интересным был бы выход с пер. Хикикаль-Икон на р. Токинда и оз. Кутарамакан с дальнейшим уходом в долину р. Моя-Ачин.

Обеспечение безопасности на маршруте

Безаварийному прохождению маршрута способствует наличие полной информации о районе и хороший картографический ма териал. Группа ознакомилась с доступными ей туристскими отче тами, получила дополнительные сведения от туристов, ранее посещав ших этот район.

В Норильском КСО была получена информация о группах, путе шествующих в районе в эти же сроки.

Опасности на маршруте носят как объективный, так и субъек тивный характер. К первой группе относят в первую очередь сложные естественные препятствия, погодные условия, ко второй - психологический настрой группы. Естественные препятствия проходятся группой при наличии у нее достаточного снаряжения, опыта, знаний района, его особенностей и опасных сторон.

Наиболее технически сложным на маршруте является преодоление прижимов и каньонов рек, характеризующихся осыпными и скальными участками. На спуске с пер. Моя-Ачин нижний каньон притока р.Хи кикаль представляет собой серьезное препятствие. Здесь не обой тись без навески перил на двух участках. Обход водопадов в вер ховьях р. Хикикаль так же может сопровождаться навеской перил.

В основном технические препятствия проходятся свободным лазанием, а так же с самостраховкой альпенштоком.

Склоны каменных осыпей в дождливую погоду требуют при про хождении большого внимания и аккуратности. Ориентирование на плато в условиях резко ограниченной видимости требует большого опыта и навыков.

На плато снег большой глубины, поэтому лучше выходить по раньше утром, когда наст еще держит при минусовой температуре.

Вначале маршрута в группе заболели два человека. Это могло быть причиной резкой смены климата и метеоусловий, (температура воздуха +5°, дождь, сильный ветер). Принимались меры к их выздо ровлению. Сделали радиальный выход на плато, затем организовали дневку. У одного участника за 2,5 дня медицинскими препаратами повышенную температуру снять не удалось. В 1982 году он перенес тяжелейшую форму двусторонней пневмонии и сейчас жаловался на ее симптомы. (Руководитель знал о перенесенном заболевании, а в 1985 году прошли вместе поход 5 к.с. по Камчатке) Группа приняла решение приостановить маршрут и организовать вывод больного до оз.Лама, далее до Норильска для оказания врачебной помощи.

На озере Лама аварийными сигналами был остановлен попутный катер. На нем больной, в сопровождении выздоровевшего товарища, доставлен в Норильск, где ему и провели лечение.

Остальная часть группы вернулась в базовый лагерь и приняла решение продолжить и закончить намеченный маршрут, несмотря на утраченное время, путем форсирования графика движения.

Материальное обеспечение

Набор снаряжения был достаточным и использовался полностью. Все предметы прошли проверку в предыдущих походах и перед путе шествием. Применение самодельного снаряжения из синтетических материалов позволило значительно снизить вес рюкзаков.

Группа имела две палатки из технического капрона и столько же полиэтиленовых тентов на них. На дно палатки стелились ковры из пенополиуретана толщиной 3- 5 мм.

Обязательны полиэтиленовые накидки от дождя на каждого участника.

Групповые спальники изготавливались из синтелона и техни ческого капрона. Все участники имели капроновые рюкзаки, отли чающиеся современной конструкцией: малый вес, большой объем и индивидуально подогнанная форма выгодно отличали их от промыш ленных образцов.

Группа имела возможность нести с собой запас дров на 2-3 дня на безтопливных участках, поэтому можно планировать отсут ствие примусов в снаряжении.

Хорошо зарекомендовали себя сапоги с длинными голенищами.

Группу не очень беспокоили кровососущие насекомые из-за метеоусловий, а в нормальный сезон накомарники или репелленты необходимы.

Состав медицинской аптечки и ремонтного набора оказался вполне достаточным.

Питание на маршруте было горячим три раза в день и кроме этого два перекуса между приемами пищи (халва, колбаса, сыр).

Анализируя рекомендации по рациональному питанию в сложных походах, а также исходя из собственного опыта, мы пришли к сле дующим требованиям к рациону:

- калорийность для путешествия 20 и более дней должна быть не менее 2000 ккал/чел. в день, дефицит при этом будет 30-40 %;
- Оптимальное соотношение по весу белков, жиров, углеводов 1:1,3:5;
- оптимальное соотношение по каллорийности белков, жиров, углеводов 12:33:55 %;
- рацион должен содержать достаточное количество витаминов и минеральных веществ;
- пища должна быть сытной, включать достаточное количество клетчатки.

Часть 4. Приложения
4.1. Список группового снаряжения

Наименование п/п: Количество Вес (кг)
1. Палатка капроновая 2 2,6
2. Тент полиэтиленовый 2 3
3. Спальники 3 2
4. Коврики ППУ 5 2
5. Топор 1 1,5
6. Котлы и костровые принадлежности Комплект 2,2
7. Веревка основная 40 м 2,5
8. Веревка вспомогательная 60 м 1,3
9. Фотоаппаратура Комплект 3,6
10 Ремнабор Комплект 0,8
2. Медаптечка Комплект 1,6
12. Ракета сигнальная 1 0,2
13. Документы 1 Комплект 1,3
14. Упаковка для продуктов Комплект 2
15. Карабины 3 0,3

Всего: 36,0.

4.2. Список личного снаряжения

1. Рюкзак 1
2. Анорак капроновый 1
3. Штормовой костюм 1
4. Шерстяной костюм 1
5. Свитер шерстяной 1
6. Рубашка с длинным рукавом 1
7. Белье 3 пары
8 Носки х/б 2 пары
9. Носки ч/ш 1
10. Шапочка ч/ш 1
11. Сапоги болотные 1 пара
12. Кеды 1 пара
13. Миска, кружка, ложка 1 комплект
14. Туалетные принадлежности 1 -"-
15. "Дета" 1 флакон
16. Блокнот, карандаши 1 комплект
17. Полиэтиленовая накидка 1
18. Обвязка 1 комплект
19. Прусик 1
20. Карабин 1
21. Рукавицы 1 пара
22. Альпеншток 1

4.4. Ремонтный набор

1. Ножницы 1
2. Нож складной 1
3. Плоскогубцы 1
4. Шило 1
5. Иглы швейные 1
6. Иглы сапожные 1
7. Клей резиновый 1
8. Клейная лента 5 м
9. Нитки х/б 200 м
10. Нитки капроновые 100 м
11. Резина 10х10см
12. Наждачная бумага 5x5 см
13. Пуговицы разные 5 шт
14. Капрон 30x30 см
15. Шнурки 3 пары

Всего: 0,8 кг.

4.5. Медицинская аптечка

1. Перевязочный материал
1.1. Индивидуальный пакет 7 шт.
1.2. Бинт стирильный (5x5) 3 шт.
Бинт (5 х 10) 3 шт.
1.3. Вата белая (50 г) 2 шт.
1.4. Лейкопластырь бактерицидный (4х10) 10 шт.
1.5. Жгут кровоостанавливающий 1 шт.
2. Дезинфицирующие средства (антисептические)
2.1. Раствор бриллиантовой зелени спиртовой 1% 30 мл
2.2. Калия перманганат 50 г
2.3. Иод 30 мл
2.4. Фурацилин 0,5 г 10 таб.
3. Противовоспалительные средства и жарононижающие
3.1. Анальгин 0,5 г 10 таб
3.2. Ацетилсалициловая кислота 0,5 г 1 уп.
3.3. Таблетки от каля 2 уп.
3.4. Тетрациклин 200.000 4 уп.
4. Нормализующие работу ЖТ
4.1. Бесалол 1 уп.
4.2. Активированный уголь 20 таб.
5. Антиангинальные препараты
5.1. Валидол 1 уп.
5.2. Нитроглицерин 1 уп.
6. Согревающие мази
6.1. Випросал 1 тюб.
6.2. Эфкамол 1 тюб.
6.3. Спирт медицинский 0,3 л
7. Витамины
7.1. Витамин С 1000 шт.
8. Инструменты
8.1. Термометр 1 шт.
8.2. Ножницы 1 шт.
Общий вес аптечки 1,6 кг

4.6. Вес рюкзаков

Вес группового снаряжения 36,0 кг
Бес продуктов питания 98,0 кг
Вес личного снаряжения 49,0 кг

Общий вес: 183,0 кг.

В день выхода на маршрут

Вес рюкзака мужчины 27,2 кг
Вес рюкзака женщины 20 кг
Средний вес рюкзака 26,2 кг

Вес рюкзаков на маршруте контролировался через каждые 4-5 дней.

4.7. Смета расходов

На 1 чел. На 7 чел.
(руб.) (руб.)
1. Транспортные расходы
- Поезд Петрозаводск -Москва 16-00 112-00
- Самолет Москва-Норильск 84-00 588-00
- Багаж 7-00 49-00
- "Заря" Норильск- оз. Лама 7-50 52-50
- "Заря" т/б "Лама" - Норильск 7-50 52-50
- Самолет Норильск - Москва 84-00 588-00
- Поезд Москва-Петрозаводск 16-00 112-00
- Автобус и общественный транспорт 5-00 35-00
2. Питание 90-00 630-00
3. Прочие расходы
- Фотоматериалы и их обработка 10-ОО 70-00
- Оформление отчета 10-00 70-00
- Медаптечка, ремнабор 2-00 14-00
- Почтовые расходы 1-00 7-00
Всего: 340-00 2380-00

4.9. Список литературы

1. Востряков С, Демидов П. и др. По районам Севера. Известия. М.,1979.
2. Урванцев Н.Н. Таймыр - край мой северный. Мысль. М., 1978.
3. Галенко В.И. Курс-Север. Мурманск, 1978.
4. Глушанков И.В. Навстречу неизведанному. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1980.
5. Орлов В. В просторах Таймыра. Гидрометеоиздат, Ленинград,1980.
6. Альманах Российская Федерация. Восточная Сибирь, Москва, 1969.
7. Воскресенский С.В. В горах Путорана. М., Молодая гвардия,1955.
8. Блок Г.Э. Кладовая северного сфинкса. М. Знание. 1974.
9. Славин СВ. Советский север. М. Просвещение, 1973.
10. Захарина Д.М., Морозова Т.Г. Новая география Сибири. М., Просвещение, 1972.
11. Отчеты библиотеки петрозаводского городского клуба туристов "Карелия" руководителей Суровцева Г.Н., Булатова А.А.
12. Отчеты библиотеки ленинградского городского клуба туристов: X-15; Х-35; Х-46; Х-50; Х-89; X-131; Х-75; Х-82; X-127.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100