Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о пешем походе I (первой) категории сложности в районе Тверской обл. (озеро Селигер)
по маршруту: г. Осташков - п-ов Коровий - г. Осташков

Июль 2002 г.

Московский городской центральный туристский клуб

1. Введение
2. Подъезды и подходы
3. Участники
4 Продукты и расходы
5. Описание маршрута
6. Дневник похода

Рук. группы Пульхритудов И. А. (дом. тел. 905-71-04)

1. Введение

Маршрут пролегает в районе одной из жемчужин России озера Селигер. Расположен он на северо-западе Тверской области. Причудливое кружево больших и малых озер, соединенных протоками и проливами, раскинулось на площади более 260 кв.км. Протяженность Селигера с Севера на юг - 60 км, а с запада на восток - 36 км, длина же береговой линии - почти 1500 км. Состоит Селигер из 24-х плёсов и озёр, на которых лежит более 160-ти островов. Самый большой из них - Хачин - лежит в центре озера и имеет несколько внутренних озёр, соединённых между собой и с Селигером. Более 1500 историко-культурных и природных памятников расположено в этом районе, к некоторым мы делали радиальные выходы. Обнаружено огромное количество землянок, окопов, огневых точек, братских могил времён Великой Отечественной Войны. Имеются также в большом количестве памятники Отечественной Войны 1812 года, Великой Октябрьской Революции, церкви деревянного зодчества ХII - XVIII веков постройки, древние городища, стоянки первобытных людей. Наиболее из них запоминается Берёзовское городище, расположеное на самом высоком холме западного берега озера у деревни Березовский Рядок. В окопах на острове Кошелевом нами найдено 16 (шестнадцать) медальонов погибших наших солдат и 29 (двадцать девять) жетонов погибших немцев, все они переданы в Осташковский краеведческий музей для установления личностей павших. На берегах озера функционирует больше тридцати турбаз, сохранившихся с советских времен, но почему-то большинство из них не имеет лицензии на обслуживание самодеятельных туристов, а те которые имеют, отказываются отмечать маршрутные книжки, вернее, не совсем отказываются (см. продукты и расходы)

2. Подъезды и подходы

Мы выехали с Рижского вокзала, до станции Шаховская, а затем aвтобусом до Осташкова. Можно также доехать с Ленинградского вокзала поездами №. 604 Москва - Осташков, который ходит по чётным числам месяца из Москвы, а по нечётным из Осташкова, и № 666 Москва - Новгород - Великие Луки (из Москвы уходит по нечётным, из Великих Лук по чётным). Ехать по времени, с пересадкой или без, одинаково - 8 часов, т.к. до Осташкова на указаных поездах идут только прицепные вагоны, их прицепляют в Бологое к дизель-поезду Осташков - Бологое. С автовокзала ходит также прямой "Осташковский" автобус, но график его движения весьма запутан и непонятен, да и цена на него, мягко говоря, впечатляет. От Осташкова до различных пунктов побережья озера: Турской, Селижарово, Новых Ельцов, Кравотыни, Задубья, Заполек, т./б. "Сокол" и других ходят рейсовые автобусы, некоторые ежедневно, некоторые через день. Практически в любом прибрежном селении, можно у местных достать лодку по сходной цене, с дополнением в жидкой валюте, значительно более дорогой вариант - официальный, через турбазу. Рейсовые теплоходы в этом году ходят только до острова Городомля, до остальных пунктов навигация закрылась через месяц после открытия, из-за недостатка денег у пароходства. Но если вы "богатенький Буратино" , то до любого нужного вам места и на угодный вам срок теплоход предоставят вам персонально. Да ещё, если пожелаете с экскурсоводом, баром и носильщиками тяжестей, только нанимая их, не забудьте про чаевые: такие как вы - редкость в тех местах.

3. Участники

Ф.И.О. Телефон Адрес
1. Пульхритудов И. 905-71-04 800 лет Москвы, 12
2. Пульхритудова Г. 346-13-02 Луговой пр-д, 9
3. Пульхритудова Ю. 346-13-02 Луговой пр-д, 9
4. Ягоянц В. 484-47-33 800 лет Москвы, 2
5. Богданов С. Нет 1-я Машиностроения, 12
6. Музалев В. 353-76-37 Шоссейная, 42

90% участников группы составляют люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалиды по зрению). В связи с этим поход проходил в особых условиях, маршрут движения приходилось выбирать таким образом, чтобы предотвратить травматизм.

4. Продукты к расходы


п./п.
Наименование продукта Ед. измер. Колич. Цена за ед. Стоимость
1 Картофель свежий Кг 27,3 9,50 p. 259,35 p.
2 Консервы рыбные Бан 5 8,75 p. 43,75 p.
3 Крупа гречневая Кг 4 12,50 p. 50,00 p.
4 Крупа манная Кг 4,5 9,75 p. 43,88 p.
5 Крупа рисовая Кг 3 11,25 p. 33,75 p.
6 Майонез 100г 5 4,70р. 23,50 p.
7 Масло сливочное Кг 4,5 11,50 p. 51,75 p.
8 Минералка, лимонад Л 3,5 9,50 p. 33,25 p.
9 Молоко консерв., с сахар. Бан 3 9,50 p. 28,50 p.
10 Морковь свежая Кг 4 6,50 p. 26,00 p.
11 Мука блинная Кг 2 11,50 p. 23,00 p.
12 Печенье Кг 2,5 9,50 p. 23,75 p.
13 Сахар - песок Кг 5,5 12,50 p. 65,78 p.
14 Соль Кг 0,5 4,50 p. 2,25 p.
15 Суп кубики Шт 36 1,25 p. 45,00 p.
16 Суп пакетики Шт 5 5,50 p. 27,50 p.
17 Сухари Кг 2 14,50 p. 29,00 p.
18 Тушёнка гов. или свин. Бан 6 13,70 p. 82,20 p.
19 Хлеб белый Бат 5 5,50 p. 27,50 p.
20 Хлеб чёрный Бух 6 6,50 p. 39,00 p.
21 Чай Пач 4 10,50 p. 42,00 p.
22 Яблоки Кг 2,5 8,50 p. 21,25 p.
  Итого:       1024,93 p.

Продукты можно купить в местных сельмагах, и дешевле, чем в Москве.
Рыба, грибы и ягоды в период нашего похода в покупке не нуждались, появлялись на нашем столе путём сбора и лова при первом же нашем капризе и потому в раскладку не заложены. На месте у "бабушек" можно купить овощи, фрукты, молоко, мясо по ценам очень сильно ниже московских рыночных (ведро молодой картошки (8 кг) - 45 руб, парное молоко - 5,50 руб./литр). Прочие же расходы на месте тоже существенно менее разорительны, так, например, крючки для удочек нам обошлись на 75 % дешевле московских.
Билеты обошлись нам в 135 руб. с человека в одну сторону на прямой поезд или в прицепной вагон проходящего поезда до Осташкова, цена билета 140 рублей с человека в одну сторону. Пригородные автобусы стоят от 10 до 90 руб. /билет, независимо от комфортности автобуса, стоимость зависит только от дальности поездки, однако на некоторых маршрутах стоимость проезда зависит ещё и от качества дороги.
В качестве аптеки нам удалось выпросить полевой комплект санитарного дружинника МЧС, а затем, путём разных выклянчиваний, мы расширили его до стандартной укладки "скорой", тем более, что руководитель и еще один участник имеют познания "несколько глубже общепринятых".
Переночевать на турбазах стоит 950 - 1700 рублей/ночь с носа (койко-место без питания). Питание от 750 руб./сутки.
У нас была теоретическая возможность взять на любой из 30-ти сохранившихся с "совковых" времён турбаз лодку, но это дорого (65 руб/час или 1200 руб/сутки), даже если на турбазе ночуешь, если же группа со стороны, то сверх цены проката, которая для сторонних групп повышается в 1,5 - 2 раза, оставляется залог (возвращаемый при возврате всех лодок неповреждёнными) в сумме 350 - 550 $ за лодку (в зависимости от популярности турбазы у населения), или 750 - 1000 $ за все лодки (от 5 штук и больше) группой не меньше 15 человек, при этом вся группа должна быть с документами (паспорт) и иметь заверенный список участников, его в прокате сличают с паспортами и прикладывают к договору на лодки. У местного населения лодку можно нанять примерно раз в пять дешевле, вопрос залога решается за столом буль-буль переговоров. Стоимость отметки в маршрутной книжке с сообщением в местную ПСС и в МКК, выпустившую группу, о прохождении данной турбазы группой (по-другому эта услуга не оказывается) - 450 - 700 руб. с группы, в зависимости от конкретной базы.

5. Описание маршрута

Озеро Селигер - одно из самых живописных мест Европейской части России, находится среди елово-лиственных и сосновых лесов Валдайской возвышенности. Наша группа прошла этот маршрут в один из лучших сроков года: с 01.07.2002 г. по 14.07.2002 г., когда воздух прогревается до 25 ° С, а вода до 18 - 20 ° С. Комаров мы почти не встретили, редких слепней, которые на нас садились, мы использовали как наживку, на которую хорошо клевали подлещик и ёрш. Окунь и щука охотно клевали на кузнечиков, которых ловили дети. Местность в районе озера достаточно заболоченая, холмы с верховыми болотами по склонам перемежаются с оврагами, таящими в себе низовые мшары, много мелких ручьев и речушек, вытекающих из этих болот и теряющихся неизвестно где, но близко к берегу эта система не подходит, питая через грунтовые воды, однако уже в 3-х - 5-ти километрах от озера нигде, кроме дорог, без резиновых сапог делать нечего даже в самую сухую погоду. По кромкам болот часты низовые пожары, один из них нам удалось остановить. Селигер - район массового произрастания грибов и ягод, а также рыболовства. Мы удовольствовались ловлей на "донку" и "обычные спиннинги и удочки" с притащенной из дома байдарки. Впрочем, ловили с не меньшей эффективностью, чем "лодочные" рыбаки, гордо мерявшие стограммовых окуньков с нашими, в полкило весом.
Единственное неудобство доставляли змеи, пугавшие детей и лиц женского пола, хотя в подавляющем большинстве случаев имели место безобидные ужи и веретенницы. В прибрежных лесах и на верховых болотах заросли черники, голубики и брусники, а по низовым болотам - клюквы. Голубика долго не хранится, иначе может
выйти казус вроде нижеописанного.

6. Дневник похода

Район Селигера отличается от других мест Валдайской возвышености самым ровным климатом и наименьшими колебаниями средних температур. Метеорологи указывают на то, что дожди там коротки (не более часа) и сбивают изнуряющую жару. Но в этот раз:

01.07.
Москва, 09.55. Мелкий нудный дождь больше похоже на ноябрь, чем на июль. Ветер 4,5 балла, направление NW.
Ржев, 14.50. Мы задыхаемся, на градуснике + 34° С, небо прозрачное, даже дымки - и той нет. Ветер 0,5 балла, крутит с румба на румб.
Осташков, 17.59. Асфальт плавится (подошвы прилипают), несмотря на переменную облачность. Ветер, как и в Ржеве.
Заречье, 23.45. Установились на холме час назад, несмотря на жару, 35 км отмахали всё-таки. Думали, к вечеру прохладней будет, а тут - уф-ф! Ветер O-S-O, влажный, 3,5 балла.

02.07.
Заречье, 08.30.
"…И был дождь с громом, и лил тот дождь сорок дней и сорок ночей. И покрыла та вода всю землю. И погибли все, кто праведен не был…"
Ветхий Завет 2-я Царств.

Стоим. Ветер 2-а балла направление O-N-O-ten N.

03.07.
Заречье, 06.25. Наконец, свершилось! После суток сухого пайка с отрезанием от общения даже друг с другом, дежурные, хотя и с превеликим трудом, готовят завтрак. Выползли. Мелко, но полило. Весь день шли, укрывшись групповым тентом, на сапогах по полтонны грязи на каждом. Прошли 40 км.

04.07.
т/б "Сокол", 07.10. Тихое ясное утро, но, несмотря на облака уже жарковато, и так парит, что душновато. После весьма сытного завтрака, не обошедшегося впрочем, без хохмы в виде соленого компота (дежурили дети 11-ти и 14-ти лет (влюбились что-ли?)), отправились в путь. Ну и хапуги на этой турбазе... В 12.45 -
"…И был дождь с громом, и лил тот дождь сорок дней и сорок ночей. И покрыла та вода всю землю. И погибли все, кто праведен не был…"
Ветхий Завет 2-я Царств.

Прошли 28 км.

05.07.
дер. Конец 07. 50. По моему, здесь конец света в виде потопа.
Во всяком случае, три дня из сорока… уже есть.
Ветер 5,5 баллов N - W ten N. Удалось нанять мужика с крытой тентом лодкой, мотор не дюже мощный, но за пару пузырей до Кошелева и обратно довезет. Приехали на остров Кошелев… солнышко светит, жарко, правда, но зато от льющейся с неба водяной стихии душой отдыхаешь.
Договорились - послезавтра в 9 утра мужик нас доставит нас прямо на полуостров Коровий. В Ботове говорят, много хрена растёт, ну и хрен с ним, с селом Ботовым. Прошли 62 км.

06.07.
Остров Кошелев (радиальный выход). Днёвка. Загорать нельзя - солнце так шпарит, что снявшие одежу "сгорели" даже в тени леса, остальные запрыгивают в воду, сняв только обувь, через час-полтора все высыхает, вплоть до исподнего. Нашли на острове окопы, каменные подобия землянок, орудийные и пулемётные капониры, дети из всех стоявших на острове групп затеяли авантюру с раскопками в поисках старых гильз, через 3 часа в крайнем возбуждении прибежали с просьбой осмотреть находки на месте, нетронутыми.
Найдено:
гильз - 340,
касок разных - 22,
штыков от трёхлинейки - 11,
смертных медальонов советских - 16,
смертных жетонов немецких - 22.
Вызваны по мобильному телефону сотрудники местного музея, по их прибытии находка сдана по вышеприведенной описи.

07.07.
п.-ов Коровий, 14.30. Долго косились на некоторых людей, подозревая в распитии жидкой валюты. Проверили их версию о тертой с сахаром голубике, а ведь, правда, по такой погоде, за двое суток, из этого сладкого месива, отменный самогон вышел, и безо всякого нашего участия. Но вот попасть из объятий потопа на раскалённую адским пламенем сковородку ... ... это что - то. Прошли 54 км.

08.07.
д. Новые Ельцы, 12.30. Cнова нельзя раздеться, все раскалено настолько, что приходится каждые десять минут прыгать в воду прямо в одежде, чтобы не получить солнечный нокаут. Сильно болят головы практически у всех участников, по прогнозу магнитной бури не ожидалось, но она была де-факто. Прошли 46 км.

09.07.
д. Нижнее, 14.50. Жарища адская, работать крайне тяжело, осталось 15 км до дневного перехода, все настолько устали, что время прошло без происшествий. Только черника прокисла. Прошли за день 41 км.

10.07.
д. Кропотово, 19.45. Немного прохладнее, поэтому норма перехода несколько больше. Происшествий не было, за исключением того, что вместо молока за ужином пришлось есть творог, хотя деревня была меньше, чем в километре. Прошли 64 км.

11.07.
пос. Южный, 12.55. Кое-как доползли, измотались донельзя, снова жара адская. Полуднёвка. До Осташкова - 4,5 километра, отсыпаемся до завтра. Посвятили младших детей в туристы, согласно обычаю. Обряд закончился вечерним пиром.

12.07.
пос. Южный, 10.15. Встали, закончили свёртывание лагеря, последняя ночевка предстоит на вокзале. Идти, кроме раскаленной шоссейки негде, фигово то, что в озеро не нырнешь - везде забор вдоль дороги.
Осташков, 16.50. Дошли до станции, сбросились в вокзал на место будущей ночёвки. Почта закрылась в четыре, круглосуточной почты в городе нет.

13.07.
Осташков, 07.25. Вагончик тронулся (в Москву), вокзал останется (на месте в Осташкове).
22.55, Москва. Поезд опоздал на семь с половиной часов, кое-как расползаемся по домам.
01.09. Все дома отзвонилисъ о приезде, порядок.

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва), 2005.

Комментарии и дополнения
 hiker, 14.06.2005
Отчет очень "технический", сложно почуствовать красоту маршрута. Очень удивляют большие переходы. Возникает вопрос- пешком ли передвигались. И если пешком, то по дороге или очень хоженной тропе, особенно если учесть что 90% участников инвалиды по зрению
 CJ, 14.06.2005
Да еще к тому же у них там в группе дети. Действительно, странный отчет. 50-60 км в день?
 mike, 20.06.2005
Бредятина - ничего не понятно и цифры, ..., чего-то не верится... По +30 с купаниями по 46 км в день?
 Фыва Цукен, 20.06.2005
хммм... может, у них велосипеды были? действительно странно... по 60 с лихвой километров в день, пёхом, да по жаре...

и ещё - как это в группе из 6 человек может быть 90% инвалидов по зрению?
 zero, 24.06.2005
http://www.mountain.ru/people/
tvorchestvo/2004/kombrig/index2.shtml
 Фыва Цукен, 24.06.2005
:))))
но вообще... думаешь? всё-ж таки контроль-то в мгцтк должен какой-то быть...
 Алексей, 15.12.2006
Все это бред.
Интересно, а автор сего труда смотрел на карту?
От Заречья до Сокола 40 км? Ну-ну. Там по дороге от силы всего 4!
Сокол - Конец - 28? Нет 10. Причем идти надо через Заречье, т.е. возвращаться!
А потом они каким-то образом попали Коровий (другой берег Селигера и намного севернее.
Поном в Новые Ельцы (т/б Селигер). Это опять другой берег и намного западнее....
Кстати. Телеграф в Осташково работает круглосуточно.
А почему они так сложно добирались из Москвы?
Чем им не понравился прямой поезд и прямой автобус?
Как можно про автобус говорить : "график его движения весьма запутан и непонятен"?
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100