Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о пеше-водном туристском путешествии третьей категории сложности по Северному Уралу, совершённом с 1 по 13 августа 1997 года

Маршрутная книжка: № 11/97

Руководитель группы: А.С. Ермаков

Адрес руководителя: 624130, г. Новоуральск Свердловской области,
ул. Фурманова дом 39 кв. 26
телефон: 21012

Маршрутно- квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что путешествие может быть зачтено участникам и руководителю

Содержание

I. Справочные сведения

Поводящая организация
Вид, категория, время, место проведения путешествия
Район, подрайон (массив) путешествия
Подробная нитка маршрута по ходовым дням
Ф.И.О., адрес, телефон руководителя путешествия и его участников
Адрес хранения отчета, наличие видеоматериала
Организация рассмотревшая путешествие
Историческая справка и легенды о районе путешествия

II. Содержание отчета

Общая смысловая идея путешествия, необычность, новизна
Варианты подъезда и отъезда
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Изменения маршрута и их причины
Краткое техническое описание и рекомендации по маршруту
График движения и другие параметры маршрута
Определяющие препятствия маршрута
Потенциально опасные участки маршрута
Перечень наиболее интересны природных объектов на маршруте
Стоимость питания и средств передвижения
Итоги, выводы и рекомендации по маршруту

III. Приложение

Литература
Картографический материал района путешествия
Фотоматериал о путешествии
Рецензии о путешествии

1. Проводящая организация

Городской туристско-спортивный клуб "Кедр".

2. Вид, категория, протяженность, сроки проведения путешествия

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
пеше-водный третья 270 13 13 с 01.08 по 13.08.97 г.

3. Район путешествия

Путешествие проходило по Северному Уралу в районе хребта Поясовый Камень от посёлка Ушма (бывший) до горы Мань-Пупы-Ньер и истоков реки Печора.
Почти на 600 км протянулся по меридиану Северный Урал, то сужаясь, то достигая по широте чуть ли не 200 км. Эта огромная горная страна начинается на севере от широтного участка течения реки Щугор мощным хребтом Тэл-Поз-Из с максимальной для Северного Урала высотой 1617 м. Южная граница Северного Урала менее определена: её проводят то по горе Косьвинский Камень, то южнее - по горе Ослянка, то ещё дальше к югу - у горы Качканар. Горой Качканар (878 м) заканчивается полоса высокогорий и начинается Средний Урал, который нигде не достигает высоты 800 м.
По водораздельному хребту Северного Урала проходит граница сперва между Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом Тюменской области, а затем - между Пермской и Свердловской областями (кроме крайнего юга, где верховья реки Косьвы, левого притока Камы, отнесены к Свердловской области).
Северный Урал ниже Приполярного, хотя и здесь много гор с высотой более 1000 м. В большинстве случаев они характеризуются сглаженными формами, платообразны и легкодоступны. Вдоль западного склона Северного Урала проходит длинная предгорная полоса. Восточные склоны Северного Урала резко обрываются к Западно-Сибирской равнине, здесь нет заметных предгорий, только кое-где проходят длинные полосы низких увалов с высотами порядка 150-200 м над уровнем моря. Ещё Е.С. Фёдоров в конце XIX века выделил Верхне-Вольинские увалы на водоразделе Ляпина и Вольи, притоков Северной Сосьвы, и Средне-Сосьвинские увалы между Вольей и Нейсом, южное продолжение которых между Леплей и Тапсуем было названо увалами (первоначально - горами) Северной Экспедиции.
Самой высокой из возвышенностей, примыкающих к Уралу с востока, является Люпинг-Вор на правом берегу Северной Сосьвы (до 301 м). В переводе с мансийского языка Люпинг-Вор - "Высокий лес". Эта возвышенность протянулась с СЗ на ЮВ от устья Ляпина к верховьям Малой Сосьвы более чем на 250 км. Е.С. Федоров назвал ее Нижне-Сосьвинскими увалами.
Рельеф района путешествия горно-холмистый и горный. В районе путешествия формируются реки Лозьва и Северная Сосьва крупные притоки Оби, а также одна из крупнейших рек европейской части России Печора.
Это типичный таежный район. Долины рек и склоны гор до высот 700-800 м покрыты густыми хвойными лесами. Леса глухие, много валежника и бурелома и заболоченных мест. Планируя путешествия, эти обстоятельства надо учитывать и прокладывать маршруты по дорогам, тропам, берегам рек, выше границы леса.

4. Подробная нитка маршрута по ходовым дням

Дни пути
Дата
Дневная нитка маршрута
Протя-
женность,
км
Способ передвижения
Характер пути, опасные участки, препятствия
1
1 августа
пос. Ушма – лесовозная дорога вдоль левого берега р. Ушма – дорога между г. Хойэква и р. Лозьва
24
пешком
лесовозная дорога, местами заболоченная
2
2 августа
дорога в районе г. Хойэква – р. Ауспия
15,6
пешком
лесовозная дорога, брод по реке, тропа
3
3 августа
р. Ауспия – пер. Дятлова (н/к) – верховья притока р. Лозьва
15,8
пешком
тропа (доходит до самого перевала), траверс склона (курумник, карликовая береза, мох)
4
4 августа
верховья притока р. Лозьва – траверс хребта – г. Отортен (1182 м, н/к) – верховья притока р. Сульпа
19,2
пешком
траверс хребта (курумник, карликовая береза, мох)
5
5 августа
ПОЛУДНЕВКА
верховья притока р. Сульпа – верховья р. Сульпа
12
пешком
траверс хребта (курумник, карликовая береза, мох)
6
6 августа
верховья р. Сульпа – верховья р. Средний ключик
35,4
пешком
фрагменты тропы и дороги от нарт, траверс хребта (курумник, карликовая береза и ольха, моховые болота)
7
7 августа
верховья р. Средний ключик – г. Мань-Пупы-Ньер – верховья р. Верхний ключик – верховья р. Средний ключик
33
пешком
курумник, трудно-прохдимый лес, переправа (брод) через р. Печора, траверс хребта (курумник, карликовая береза, мох)
8
8 августа
верховья р. Средний ключик – верховья р. Сульпа
35,4
пешком
фрагменты тропы и дороги от нарт, траверс хребта (курумник, карликовая береза и ольха, моховые болота)
9
9 августа
верховья р. Сульпа – р. Сульпа
17,2
пешком
травянистый склон (трава до 1 м высотой), русло реки
10
10 августа
р. Сульпа – р. Лозьва – р. Лозьва (напротив квартального столбика)
4,4
5,8
пешком
сплав
русло реки
мелкая вода
11
11 августа
р. Лозьва (напротив квартального столбика) – р. Лозьва (ниже зимника)
17,8
сплав
мелкая вода, при значительных уклонах на поворотах прижимы с топляками и корнями
12
12 августа
р. Лозьва (ниже зимника) – р. Лозьва (напротив г. Хойэква)
22,6
сплав
мелкая вода, при значительных уклонах на поворотах прижимы с топляками и корнями, на поворотах в первой половине большие завалы, в заводях очень медленное течение (необходимо грести)
13
13 августа
р. Лозьва (напротив г. Хойэква) – пос. Ушма
24,5
сплав
мелкая вода, при значительных уклонах на поворотах прижимы с топляками и корнями, появились прижимы к скалам

Итого пройдено км с преодолением препятствий:
200 - пешком
70,7 - сплав
270,7 - всего

5. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя путешествия и его участников

Фамилия Имя Отчество
Адрес, телефон
Год рождения
Обязанности в группе
Туристский опыт
1. Ермаков Александр Сергеевич Новоуральск, ул. Фурманова дом 39 квартира 26,
тел.раб. 26916
тел.дом. 21012
1965
руководитель 2ЛР, 1ПР, 3ПУ – Северный Урал
5ГУ – Северный Тянь-Шань
сплав по Койве (весна)
альпинистский опыт:
4А – участие
2Б – руководство Памиро-Алай
2. Кочурин Денис Александрович ул. Ленина дом 7,
квартира 8
тел.дом. 44639
1973
завхоз 2ВУ – Южный Урал
1ПУ – Средний Урал
3. Зеленский Николай Леонидович ул. Промышленная дом 6 квартира 79
тел.дом. 30814
тел.раб. 56781
1974
навигатор 1ПУ – Средний Урал
1ГУ, 2ЛУ – Северный Урал
4. Полухин Андрей Дмитриевич ул. Герцена дом 13 квартира 8
тел.раб. 4046
1964
отв. за сплав 1ЛУ, 3ВУ – Северный Урал
3ПУ – Западный Саян
5. Гришин Юрий Владимирович ул. Автозаводская дом 5/2 кв. 12
тел. дом. 33461
1982
фотограф 3ПВУ – Северный-Приполярный Урал
6. Пирогов Дмитрий Владимирович МКР 20 дом 10,
квартира 183
тел.дом. 69319
тел.раб.57578
1967
видеооператор 2ЛУ – Северный Урал
весенние сплавы по Вильме и Койве

6. Адрес хранения отчета

Туристско - спортивный клуб "Кедр" города Новоуральска. Адрес: 624130, г. Новоуральск, ул. Ленина, 54

К отчёту приложена кассета с видеоотчётом о путешествии и дискета с файлом отчёта, выполненном в редакторе Ami Pro 3.1. (Переделан в формат Word 2003 в 2005 году)

7. Организация, рассмотревшая путешествие

МКК туристско - спортивного клуба "Кедр" города Новоуральска. Шифр МКК: 166-07-33131200.

8. Историческая справка о районе путешествия

Существуют старинные китайские карты, на которых показаны проходы с Печоры на Обь. По этим проходам когда-то шли товары в Китай.
Новгородцы ещё в 1030 году ходили через Печору на Юргу. Предания говорят и о том, что в 1093 году, то есть уже в конце XI в., была проложена дорога с "Уральского камня" на Обь. В старину по рекам Усе и Печоре в Великий Новгород доставлялась пушнина Зауралья - это был едва ли не единственный путь из Сибири. Первое летописное известие о Печоре относится к 1092 году. В нём новгородец Гюрят Рогович рассказывает, что на Печору приходилось идти "...непроходимыми пропастями, снегом и лесом ".
Великий преобразователь России Пётр I думал о строительстве канала между Печорой и Обью. Если бы не преждевременная смерть Петра, он с присущим ему упорством, возможно, и осуществил бы свой смелый проект.
Великим энтузиастом Севера был Михаил Константинович Сидоров. Его имя прочно вошло в историю освоения края. Он также искал дорогу между Печорой и Обью, мечтал о соединении Оби с Енисеем и об открытии Сибирского торгового пути через Печору.
С тех пор, чтобы открыть сибирской торговле путь на север европейской части России, предлагалось несколько проектов соединения Оби с Печорой. Сенатор Корнилов в 1806 году и генерал Аносов в 1850 году предлагали соединить каналом приток Печоры - реку Усу с притоком Оби - рекой Собь. Но ни один из этих проектов не был воплощён в жизнь.
Идею создания торгового пути с Оби на Печору попытался воплотить другой сибирский промышленник, имя которого также велико в истории освоения Севера, - А.М.Сибиряков. Им был проложен стовосьмидесятикилометровый тракт от реки Ляпин, притока Северной Сосьвы, притока Оби, до деревни Усть-Щугор на Печоре. Путь этот был известен под названием тропы Сибирякова и даже был нанесён на некоторые карты. Тропа представляла собой просеку шириной шесть метров с гатями через болота и промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Тракт действовал только в зимнее время, для утаптывания дороги предназначалась тысяча оленей. По нему в 1885-1887 годах был доставлен на Печору дешёвый сибирский хлеб, что значительно подорвало монополию чердынцев. В дальнейшем предполагалось провести железную дорогу по этому пути. В своей статье "К вопросу о внешних рынках Сибири и малоизвестных волоках Сибири" А.Сибиряков выдвигал проект создания водного пути с Байкала до Архангельска по сибирским рекам, далее через Обско-Печорский волок и с Печоры на Вычегу благодаря возможному каналу между двумя Мылвами, Северной и Южной. Но проведение железной дороги в Сибирь похоронило эти планы, хлеб в Сибири подорожал, вывозить его по трудному пути стало невыгодно, тропа Сибирякова была забыта.
Во второй половине пошлого века с широким проектом "О заселении Севера Империи, об улучшении положения его жителей и о развитии внешней торговли" выступил сибирский промышленник М.К.Сидоров. Он представил в Тобольскую городскую думу проект развития промышленности севера Европейской России и Сибири через Печорский порт, предлагая построить промышленные предприятия в Печорском крае и соединить Печору с Обью. Однако, в то время никто его не поддержал.
По самому хребту Поясовый камень проходит шестидесятый меридиан. На Северном Урале этот хребет называют серебряным. Если встать лицом к северу, то справа от меридиана окажется Азия, слева - Европа.
Среди многочисленных вершин, образующих Поясовый камень, на карте есть мелкая надпись: "гора Печорья-толяхь-чахль". В переводе с языка манси это значит "Вершина у начала Печоры".
Карта как бы говорит, что отсюда, с этой невысокой вершины, с высоты 677 метров над уровнем моря, берёт своё начало Печора, одна из самых больших и многоводных рек европейской части России. Несколькими крошечными, едва заметными ручейками стекает она с западного склона Уральского хребта близ 62°15' с.ш. и 59° в.д.. У подножия горы Печорья-Толяхь-чахль ручейки образуют Ключики - небольшие речки, которые питаются не только горными, но и подземными водами.
Здесь когда-то золотопромышленники мыли золото. В этих местах Малая Печора - ещё совсем крошечная речка, которая извивается, пенится и кипит на перекатах. Вода достигает трёх метров падения на километр. Пробежав 20 километров, она оставляет справа большую гору Болван-Из, неуклонно увеличиваясь на своём дальнейшем пути к морю.
Столбы Мань-Пупы-Ньера привлекали сюда исследователей ещё с 40-х годов прошлого столетия. В 1843 году А. Кейзерлинг проехал огромный путь на оленях, чтобы увидеть "болваноиз". В 1887 году столбы исследовал Е.С. Егоров. В 1921 году их посетили А.А. Чернов, В.А. Варсанофьева, Т.А. Добролюбова.
Существует легенда, что некогда эти каменные болваны были семью великанами. Они шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда поднялись на вершину, называемую теперь Маньпупынёр, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнёр - священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину - Койп ( по вогульски "барабан"). И шаман, и все его спутники окаменели от страха.
Существует и ещё одна легенда:
"В далёкие, далёкие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины шили красивые меховые одежды.
Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси потому, что во главе племент стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними.
Сам Куущай жил в сказочном хрустальном замке на вершине горы Торре-Порре-Из, поднявшей свои грозные утёсы недалеко от горы Ялпинг-Ньер. Были у вождя дочь - красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджед-Ляги.
Многие шаманы хотели, чтобы Аим стала их женой, но прекрасная Аим только смеялась в ответ. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим, в противном случае грозился уничтожить народ манси. Но отказалась, смеясь, Аим и от этого предложения.
Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и во главе огромного войска двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силою схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: - "О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!"
В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и чёрные тучи густой пеленой закрыли город.
- Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперёд, сокрушая всё на своём пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнёс по всему Уралу.
С тех пор и находят в уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Целую ночь шли они на юг по скалистым вершинам, глухим лесом. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумлённых братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть.
В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупы-Ньёр (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан)..."
Однако все легенды рассеиваются при первом знакомстве с породой, слагающей эти останцы. Древние метаморфические сланцы Маньпупынёра подвергаются усиленному морозному выветриванию. В результате колебания температуры порода покрывается тонкой сетью трещин. В трещины попадает вода, замерзает и увеличивает их. Порода дробится на отдельные глыбы и разрушается. Дождевые потоки и ветер сносят осыпи с вершины горы. Неумолимое геологическое время делает незаметной эту работу для глаз человека. Гора Маньпупынёр когда-то была значительно выше, о чём свидетельствуют столбы, уцелевшие благодаря крепким породам. Горы разрушались, как разрушаются и в настоящее время, главным образом, физическим выветриваниям, работой текучих вод, а в ледниковую эпоху - и ледниковой эрозией. Всё меняется под действием внешних сил природы. И с сожалением приходится думать, глядя на эти столбы, что и они обречены на полное разрушение.

9. Общесмысловая идея путешествия

Наше путешествие являлось учебно-тренировочным пеше-водным походом третьей категории сложности со сплавом, включающим препятствия 1(Л), характерных для водных походов 1 категории сложности.
Путешествие проходило с применением, для приготовления пищи, только газа. При этом мы себе поставили задачу определить реальное количество требуемого газа.
Во время похода отрабатывалась техника самостраховки на травяных и осыпных склонах, преодоление (брод) рек, прохождение участка маршрута по руслу рек, строительства катамарана и управление им.
И ещё одна задача: определение реальности проведения скальных восхождений на "пупы" и требуемое для этого специальное снаряжение.

10. Варианты подъезда и отъезда

До г. Ивдель - на поезде №237 Свердловск - Приобъе, поезд курсирует ежедневно. От Ивделя до Вижая по понедельникам, средам и пятницам ходит автобус (два рейса) - утром и вечером. Мы наняли микроавтобус УАЗ от г. Ивделя до пос. Ушма. От Вижая до Ивделя также по понедельникам, средам и пятницам в 9 часов и в 19 часов ходит автобус. Рейс на 19 часов - с заходом в пос. Бурмантово. Мы от пос. Ушма до Вижая доехали на машине с заключёнными. От Вижая до пос. Полуночное - на машине (т.к. был четверг). И от Полуночного на рейсовом автобусе до Ивделя. От Ивделя до Новоуральска на поезде №238 Приобъе - Свердловск (отправление от станции Ивдель 1 в 13 22 московского времени).

11. Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

Можно сказать, что мы совершили аварийный выход с маршрута т.к. сплавились только до пос. Ушма. Это произошло в связи с очень низким уровнем воды в реке. Вместо плановых двух дней сплава от устья рек Лозьвы и Сульпы до пос. Ушма, мы сплавлялись три с половиной дня (причём интенсивно работая). Дальнейший сплав до пос. Вижай привёл бы к выходу из контрольных сроков, и было принято решение пройти путь от Ушмы до Вижая пешком по дороге, но из Ушмы удалось уехать до пос. Вижай на машине с заключёнными.

12. Изменения маргрута и их причины

Из-за высокой травы было принято решение отказаться от участка маршрута: р. Маньская Волосница - р. Печора, а произвести траверс хребта Поясовый Камень.
Из-за густых зарослей ивового стланника мы отказались от поисков камня у истока р. Печора.

13. Краткое техническое описание

Техническое описание отражает только прохождение сложных и определяющих категорию сложности локальных и протяжённых участков маршрута.

Участок
Техническое описание
Рекомендации
переправа через р. Ауспия (н/к) (Фото 10) ширина 15 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно каменистое желательны болотные сапоги, индивидуальная страховка при помощи палок (шестов)
лес легко проходимый (н/к) (Фото 14) тропа по пересеченной местности, местами сильно заболочена и с небольшими завалами желательны сапоги, на заболоченных участках требуется внимательно следить за тропой, она местами теряется
перевал Дятлова (н/к) (Фото 15, 16, 17) склон заросший березовым стлаником, крутизной до 15° лучше сделать небольшой крюк и пройтись по местам свободных от стланика, хотя таких мест и очень мало
стланик (2А) склон заросший березовым стлаником  
осыпь (н/к) (Фото 23, 25) средняя осыпь местами с вертикально стоящими плитообразными камнями, изредка с «живыми» по камням идти удобнее, чем по мшанику, желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
вершина г. Отортен (1182 м, н/к) (Фото 29) травянисто-осыпной склон крутизной до 25° желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
траверс гребня (1А) травянисто-осыпной склон крутизной до 25°  
стланик (2Б) склон заросший ивовым стлаником лучше его обойти, если даже надо пройти лишних 1,5-2 км
осыпь (1А) средняя осыпь, местами с вертикально стоящими плитообразными камнями изредка с «живыми», крутизна до 25° по камням идти удобнее, чем по мшанику, желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
растительный покров (1А) (Фото 37, 38) скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, мшаник с карликовой березой удобнее идти даже по карликовой березе, чем по высокотравью, в котором абсолютно неразличим рельеф
осыпь (н/к) средняя осыпь, местами с вертикально стоящими плитообразными камнями, изредка с «живыми» по камням идти удобнее, чем по мшанику, желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
растительный покров (2А) лес труднопроходимый из-за высокой травы и большого количества бурелома (лес в долине р. Печора) нечего даже порекомендовать, кроме, как принять это как неизбежное, т.к. другого пути нет
переправа через р. Печора (н/к) (Фото 43) ширина 7 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно каменисто-песчаное, берега заболочены, встречаются бобровые плотины желательны болотные сапоги
вершина г. 749,5 (н/к) осыпной склон крутизной до 20° по камням идти удобнее, чем по мшанику, желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
вершина г. Мань-Пупы-Ньер (840 м, н/к) травянисто-осыпной склон крутизной до 20° по камням идти удобнее, чем по мшанику, желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
растительный покров (2А) глубокий мшаник с карликовой березой (плато Мань-Пупы-Ньер) принять как должное
растительный покров (2А) лес труднопроходимый из-за высокой травы и большого количества бурелома (лес в долине р. Печора) нечего даже порекомендовать, кроме, как принять это как неизбежное, т.к. другого пути нет
переправа через р. Печора (н/к) ширина 7 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно каменисто-песчаное, берега заболочены, встречаются бобровые плотины желательны болотные сапоги
осыпь (н/к) средняя осыпь, местами с вертикально стоящими камнями изредка с «живыми». (в районе горы 758,4) по камням идти удобнее, чем по мшанику, желательны лыжные палки или альпеншток для индивидуальной страховки и более быстрого передвижения
траверс (н/к) северо-западного гребня г. Печерьяталяхчахль (896,8 м, н/к) средняя осыпь, местами с вертикально стоящими камнями изредка с «живыми»  
растительный покров (1А) охотничья или оленеводческая тропа с густым подлеском из ивового стланика, местами, в районе горы Яныванлерсяхль (928 м), заболочена заболоченные участки желательно преодолевать в сапогах, а в общем отличная тропа и жаль, что когда шли на Пупы, не нашли ее, а шли верхами
растительный покров (1А) скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, пни, валежник лучше сразу идти по руслу р. Сульпа
сплав (Фото 62, 63, 64, 65, 70, 71) сплав по реке с препятствиями, характерными для водных походов 1 к.сл., прижимы, перекаты (препятствия 1Л) особое внимание уделить на участке от зимника до базы Ильича, т.к. на этом участке река имеет серьезные завалы.

14. График движения и другие параметры маршрута

На маршруте осуществлялся следующий график:
- подъём в 7 часов,
- завтрак с 730 до 8 часов,
- выход 9 часов,
- остановка на обед в 14 часов (на приготовление горячего обеда требовалось приблизительно 30 минут),
- остановка на ночлег примерно в 21 час.

График движения на пешем участке: 45 минут движения 15 минут отдыха.

На водном участке из-за протравливания крепления штуцера баллона, каждые 1,5 часа останавливались для подкачивания этого баллона.
В 13 день подъём был в 6 часов утра, а в пос. Ушма приплыли в 1420.

15. Определяющие препятствия маршрута

Оценка категории маршрута произведена по "Методике категорирования пешеходного маршрута", ("Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивному туризму.).

Вид препятствия
Категория трудности
Длина препят-
ствия (для протя-
женных) км.
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)
Путь прохождения (для локальных препятствий)
Оценка по методике оценки, баллов
переправа р. Ауспия (фото 10)
н/к
ширина 15 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно каменистое по следу брода от машин
0,5
растительный покров (фото 14)
н/к
17
тропа по пересеченной местности, местами сильно заболоченная и с небольшими завалами  
3,4
перевал Дятлова (фото 15, 16, 17)
н/к
склон крутизной до 15°, заросший березовым стлаником из долины р. Ауспия в долину р. Лозьва
2
растительный покров
1
склон заросший березовым стлаником  
0,6
осыпь (фото 23, 25)
н/к
5
средняя осыпь местами с вертикально стоящими плитообразными камнями изредка «живыми»  
2,5
вершина г. Отортен (1182 м) (фото 29)
н/к
травянисто-осыпной склон крутизной до 25° по водораздельному хребту
2
траверс гребня
3
травянисто-осыпной склон крутизной до 25°  
4
растительный покров
1
склон заросший ивовым стлаником  
2,8
осыпь
2
средняя осыпь, местами с вертикально стоящими плитообразными камнями изредка «живыми»  
3
растительный покров (фото 37, 38)
30
скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, мшаник с карликовой березой  
12
осыпь
н/к
7
средняя осыпь, местами с вертикально стоящими плитообразными камнями изредка «живыми»  
3,5
растительный покров
8
лес труднопроходимый из-за высокой травы и большого количества бурелома  
4,8
переправа р. Печора (фото 43)
н/к
ширина 7 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно каменисто-песчаное  
0,5
вершина г. 749,5 м.
н/к
осыпной склон крутизной до 20°  
4
вершина г. Мань-Пупы-Ньер (840 м)
н/к
травянисто-осыпной склон крутизной до 20°  
4
растительный покров
8
глубокий мшаник с карликовой березой  
4,8
растительный покров
8
лес труднопроходимый из-за высокой травы и большого количества бурелома  
4,8
переправа р. Печора
н/к
ширина 7 м, глубина до 0,5 м, скорость течения до 0,5 м/с, дно каменисто-песчаное  
0,5
осыпь
н/к
2
средняя осыпь, местами с вертикально стоящими плитообразными камнями изредка «живыми»  
1
траверс
н/к
3
средняя осыпь, местами с вертикально стоящими плитообразными камнями изредка «живыми»  
4
растительный покров
30
охотничья или оленеводческая тропа с густым подлеском из ивового стланика, местами заболоченная  
12
растительный покров
2
скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, пни, валежник  
0,8
водный участок (фото 62, 63, 64, 65, 70, 71)
препятствия характерные для водных походов 1 к.сл. (прижимы, перекаты, завалы)  
21
Итого за локальные препятствия:
21,5
Итого за протяженные препятствия:
76,8

Сравнительная таблица категорирования путешествия

Используя "Методику категорирования пешеходного маршрута", составляем сравнительную таблицу показателей и технических характеристик маршрута III к.сл. и маршрута пройденного группой.

Показатель маршрута
Технические характеристики
из таблицы 1 «Методики категорирования…» маршрута, предложенного в настоящем отчете
1. Продолжительность маршрута в днях (не менее) (t)
10
13
2. Протяженность маршрута (L) в километрах (не менее)
190
270,7
3. Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПmax)
50
21,5
4. Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет
20
21,5
5. Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более)
40
76,8
6. Географический показатель в баллах (Г)
по таблице
9
7. Автономность (А)
по таблице
1
8. Коэффициент перепада высот (К)
по формуле
1,33
9. Общее количество баллов, полученных за маршрут (К.С.)
60-94
73,5
Категория сложности маршрута
III
III

16. Потенциально опасные участки на маршруте

Во время проведения похода потенциально опасных участков не было. Можно в этом районе выделить склон горы Отортен от озера сложность которого можно оценить как перевал 1А. (Фото 26, 27, 28).

17. Перечень наиболее интересных природных и исторических объектов на маршруте

Наименование
Описание, характеристика и т.п.
1. Перевал Дятлова Один из интереснейших туристских объектов. Здесь много скал-останцев. В 1959 году в районе перевала погибла группа туристов (9 человек) из Уральского политехнического института. Свое название перевал получил по фамилии руководителя этой группы. Останец с мемориальной плитой стоит обособленно от перевала, ближе к реке Ауспия, с востока закрыт небольшой вершиной и каменными останцами.
2. Гора Отортен
(1182 м)
Гора в водораздельном хребте в самой вершине Лозьвы. Отортен находится на границе Свердловской области и Коми, недалеки от него также границы Пермской и Тюменской областей. Название, хорошо известное исследователям Северного Урала и туристам, возникло в результате ошибки, но утвердилось на карте. Это искаженное до неузнаваемости название горы Вот-Тартан-Сяхл, более низкой и находящейся в нескольких километрах северо-восточнее Отортена. Манси называют Отортен совсем по другому: Лунт-Хусап – «Гусиное гнездо» или Лунт-Хусап-Сяхл – «Гора гусиного гнезда». Дело в том, что юго-восточный склон Отортена круто обрывается к горному озеру Лунт-Хусап-Тур – «Озеру гусиного гнезда», откуда начинается Лозьва (это озеро называется также Лусум-Талях-Тур – «Озеро в верховье Лозьвы»). Есть мансийское предание, что во время всемирного потопа в этом озере на большой высоте спасся один-единственный гусь. По другой версии, в куполе горы манси увидели сходство с гусиным гнездом.
Название Отортен фигурирует уже в работах геолога Е.С. Федорова, относящихся к концу XIX столетия, однако, насколько можно судить по картам, приведенным в этих работах, оно прилагалось именно к горе Вот-Татан-Сяхл, представляя собой искаженный вариант мансийского названия. Кто внес дальнейшую путаницу и перенес название с одной горы на другую установить пока не удалось.
3. гора
Мань-Пупы-Ньер
На одной из вершин хребта Ичот-Болвана-Из возвышаются семь высоких (до 30 м) каменных скал – останцев в форме столбов, видных на очень большом расстоянии (мы их рассмотрели с Отортена). В коми языке болбан – «болван», прилагательное болбана – «болванский», поэтому Болвано-Из (как и коми-язвинское Бёльбана из) – «Гора болванов» или «Болванская гора». Еще одно аналогичное название Болбанты – озеро в верховьях реки Хулги на Приполярном Урале – надо переводить с коми языка «Болванское озеро». Но во всех этих случаях имеется в виду не болван в общеизвестном оскорбительном смысле, а истукан, каменный столб, идол (каменный или деревянный). Такое название, кстати говоря, известно и в русскому языку. В толковом словаре Даля читаем: болван – «истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». А в русской топонимии засвидетельствованы названия Болванский Нос (мыс), болванская Губа (залив) и Болванская сопка.
Старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов Болвано-Иза Богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако в отчете П.М. Бурнашева о действиях золотоискательной партии в верховьях Печоры в 1844 г. фигурирует другое название – Мужской Камень с интересным комментарием: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людми – гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы на ее вершинах, были обращены в камень властью всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это семь разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

18. Стоимость питания и средств передвижения

Статья расходов
на одного человека, тыс. руб.
на 6 человек, тыс. руб.
1. Транспортные расходы
Новоуральск - Ивдель поезд (плацкарт)
64,4
386,4
Ивдель - Ушма м/а УАЗ
80
480
Ушма – Вижай* а/м Урал
16,67
100
Вижай - Полуночное а/м ГАЗ 53
33,33
200
Полуночное - Ивдель автобус
5
30
Ивдель - Новоуральск поезд (общий)
40
240
2. Приготовление пищи
Питание (общественное)**  
250
1500
Газ 4 бал. CV 270
53,67
322
5 бал. CV 470
Итого:  
489,4
2936,4

* За проезд расплатились 1 бутылкой водки стоимостью 20 тысяч рублей и 1 литром спирта стоимостью 80 тысяч рублей.
(деньги сопровождающих офицеров не интересовали абсолютно).
** Питание было оплачено с/к "Кедр"

Стоимость проезда в ценах на время путешествия.

19. Итоги, выводы и рекомендации по маршруту

1. Рекомендуем на группу иметь примус или газовую горелку, это позволяет осуществить трёхразовое горячее питание в любой точке маршрута. Группа имела две газовых горелки фирмы "Camping Gaz", одна из которых "Tristar" (Фото 75) работала безупречно и вторая была взята в качестве запасной (которую даже не включали).
2. Рекомендуем использовать в группах до 6 человек 3х литровый автоклав. (Фото 74, 75) В качестве примера : приготовление рисовой или гречневой каши с тушёнкой с момента установки автоклава на горелку до снятия занимало всего 12-16 минут, а на костре эти каши в простых котлах готовятся около часа. ВНИМАНИЕ!!! ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ В АВТОКЛАВАХ НА КОСТРЕ НЕДОПУСТИМО, АВТОКЛАВ МОЖЕТ ВЗОРВАТЬСЯ!
3. Баллона CV 470 (Фото 74) хватало на 8 приготовлений пищи из двух блюд (утром и вечером: второе и чай, а в обед суп и чай).
Баллона CV 270 (Фото 75) хватало на 5 приготовлений пищи из двух блюд по аналогичному рациону.
Всего было израсходовано 4 баллона CV 270 и 3 баллона CV 470 т.е. в сумме 2270 грамм газа, что составляет приблизительно 30 грамм газа на одного человека в день!
4. При приготовлении пищи использовался экран из стеклоткани. (Фото 74).
5. Рекомендуем при планировании маршрута в это время, максимально исключать из маршрута лесную зону из-за высокой травы.
6. И главное! Сплав по р. Лозьва в это время года весьма проблематичен. Вода очень маленькая и примерно четверть сплавной части маршрута мы протаскивали катамаран или в лучшем случае шли рядом с ним. (Фото 70, 71). В заводях и в районе заболоченных берегов почти полностью отсутствует течение, что требует большой работы на вёслах. (Фото 68, 73, 76).
А кого мы не испугали этими предостережениями даём несколько советов:
- Планируйте, что сплав от устья р. Сульпа и р. Лозьва до пос. Ушма займёт 4 дня, это даст Вам возможность реально спланировать маршрут.
- Имейте в группе хороший топор и желательно пилу, т.к. на реке встречаются большие завалы.
- При ориентировании не забивайте себе голову поиском притоков (мы кроме устья Ауспии ни одного устья больше и не видели), такого явного устья как у Сульпы у них нет, а мимо Ушмы не проплывёте. Её видно хорошо с реки, и примерно за полдня сплава до Ушмы на реке появляются красивые скалы.
7. С неудовлетворительной стороны стоит отметить супы в пакетах. В одно приготовление мы использовали два пакета по четыре порции каждый для шести человек, но и при этом супы были очень "пустыми". По нашему мнению, в супы надо добавлять ещё вермишели или использовать для приготовления супов бульонные кубики с вермишелью. Особенно нежелательны супы-пюре, их требуется предварительно растворять.
Понравилась лапша быстрого приготовления. Она имеет довольно острый вкус и не представляет никаких проблем при приготовлении, а особенно при мытье посуды (котла).
Также понравилось пюре "Knor" 250 граммовая пачка на 8 порций, которая вполне удовлетворяла разовый приём пищи. Для сравнения, на одного человека на раз требуется 80 грамм риса или гречи, что на группу в 6 человек составляет 480 грамм. Пюре имеет вкус пюре из свежего картофеля.
8. Полностью не использовались сковорода и растительное масло, которые планировались для жарения грибов. Их просто не было.
9. При движении вдоль реки Сульпа, планируйте движение по руслу реки, т.к. вдоль неё практически нет тропы, есть небольшие фрагменты тропы то на правом, то на левом берегу. В русле реки много камней, обросших мхом, по которым очень удобно идти (они не скользкие). (Фото 56, 57, 58).

20. Литература

1. Государственный комитет Российской федерации по физической культуре и туризму. Туристско-спортивный союз России. "Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивному туризму Москва 1996 г.
2. "Путник" Информационный вестник спортивного туризма и путешествий № 0 1995 год.
3. "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва,1990 г.)
4. Архипова Н.П. " Заповедные места Свердловской области." - Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1984.-160 с., ил. 16 с.
5. Матвеев А.К. "От Пай-Хоя до Мугоджар." - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 272 с.
6. Гунн Г.П. "Печора о золотые берега" М., "Мысль", 1972. 141 с., 8л. илл.
7. Н.Н.Макаров "На берегах Печоры" Путевые заметки. Государственное издательство георгафической литературы. Москва 1959 г.
8. Чернов Г.А. "Полвека в Печорском крае" М.,"Мысль", 1974. 223 с. с карт. ; 8л. илл.
9. Чернов Г.А. "Туристские походы в "Печорские Альпы". Издание 2-е, переработанное и дополненное. Издательство "Физкультура и Спорт" Москва 1965
10. Рундквист Н.А. "Сто дней на Урале".

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Pavel, 04.01.2009
Вопрос, почему группой в качестве дополнительного источника пищи не использовалась рыбалка? Или вопрос об этом не стоял.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:


Группа на ж/д вокзале г. Новоуральска. Слева направо: Кочурин Денис, Пирогов Дмитрий, Ермаков Александр, Полухин Андрей, Гришин Юрий, Зеленских Николай


Руководитель группы - Ермаков Александр


Завхоз - Кочурин Денис


Навигатор - Зеленских Николай


Отв. за сплав - Полухин Андрей


Фотограф - Гришин Юрий


Видеооператор - Пирогов Дмитрий


Первый привал


Первая ночевка на дороге


Переправа через реку Ауспия


Вверх по руслу реки Ауспия


Через завалы на реке Ауспия


Ночевка на берегу реки Ауспия


Перед выходом на перевал Дятлова


Перевал Дятлова


Фотография на перевале


Фотография на перевале


Редкий кадр


Путь от перевала


Преодоление склона с высокой травой


Ориентирование


Все дальше от перевала Дятлова


Шикша - тоже подножный корм


Отортен в облаках


Спуск на плечо Отортена


Вид вершины Отортена с плеча


Вид с плеча Отортена на озеро


Вид со склона Отортена на плечо и озеро


На вершине Отортена


На вершине Отортена


Вид с северо-восточного склона Отортена


Ночевка на седловине между Отортеном и северо-восточным отрогом


Утренние сборы рюкзаков


Вперед по хребту


Вид из палатки (место закладки)


Склон на хребте


По склону хребта


Мшистые седловины с зарослями карликовой березы


Тропа оленеводов


Вид горы Койп с хребта Поясовый Камень


Пополняем запасы воды


На склоне в районе реки Нижний Ключик


Река Печора


Группа на плато
Мань-Пупы-Ньер


На осмотр


Три крайних пупа


Стоящие отдельно пуп и целая стена


Пупы


Пуп


Пупы


Пуп


Пуп


Пупы


Пупы


Пуп


Исток реки Сульпа


Верхнее течение Сульпы


Вниз по Сульпе


Устье рек Сульпа и Лозьва


Строительство катамарана


Строительство катамарана


Спуск катамарана на воду


Все готово к отплытию


Вначале вчетвером


Вдоль подмытых берегов


Таежное лакомство


На обед


Утренний пейзаж


Утро


Обнос крупного завала


Проводка под бревном


Сориентируемся?


Река Лозьва


Пища готовилась только на газе


Натюрморт с рогами!


Река Лозьва



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100