Технический отчет I отделения школы БТП(у) клуба путешественников «САУР» + МИТХТ о походе III категории сложности в районе Хамар-Дабана по маршруту: ст. Слюдянка - ГМС - п. Черского - пер. Чертовы ворота - р. Спусковая - р. Утулик - р. Шубутуй - р. Добатый - р. Дзымха - р. Хара-Мурин - р.Зун-Байга - г. Ханула - пер. Лангутайские ворота - р. Лангатуй - р. Хара-Мурин - ст. Мурино

Инструктор: Вячеслав Котенков (Москва)
Стажер: Николай Васюнин (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5692

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

1. Состав группы;
  2. График движения;
  3. Техническое описание

Васюнин Николай Алексеевич - руководитель.
Котенков Вячеслав Борисович - инструктор.
Бочаров Василий Алексеевич - казначей.
Морозов Александр Николаевич - медик.
Шерстнев Руслан Олегович - зав. снаряжением.
Шарова Татьяна Владимировна - хронометрист.
Комкова Алена Николаевна - зав. пит.
Крестьянинов Александр Федорович - рем. мастер.

График движения
6.08 5 р. Спусковая - р. Утулик - р. Шубутуй 3.40 9 переправа
7.08 6 р. Шубутуй - р. Добатый 5.50 11 переправа, завалы
8.08 7 р. Добатый - р. Дзымха 7.30 15 завалы
9.08 8 р. Дзымха - р. Хара-Мурин 8 11 завалы, прижимы, гари, продольные броды.
10.08 9 р. Хара-Мурин - р. Зун-Байга - р. Байгахан 7 8 завалы, прижимы, стланник, брод
11.08 10 р. Байгахан - верховье Зун-Байги - подножье Ханулы 5.33 14 завалы, стланник
12.08 11 подножье Ханулы - г.Ханула - траверс хребта. (1960) 6.15 18 курумник
13.08 12 1960 - 2058 - р. Ара-Буректай - пер. Лангутайские ворота - Лангутайские озера 4 15
14.08 13 Лангутайские озера - р. Лангатуй - р. Бильчир - р. Нитяная 3.50 19 брод
15.08 14 р. Нитяная - р. Хара-Мурин 6.30 24 прижимы, переправа
16.08 15 р. Хара-Мурин - ст. Мурино 1 5

Общий километраж 194 км. Общее х.в. 69.42 часов.
Расстояние измерено курвиметром по карте масштаба 1:50000 с коэффициентом 1.2.

Техническое описание

2.08.00 пос. Слюдянка. 0 ходовых часов. 0 километров.

Рано с утра (по московскому 1.22) высадились из поезда на станции Слюдянка, откуда и начинается наш маршрут. Погода не балует - туман. Правда не очень сильный - вполне себе видны сопки на соседнем береге залива. Здесь мы должны встретить последнего (или первого) члена нашей команды - Славу Котенкова. В ожидании электрички из Иркутска, которой он по нашему мнению может приехать, делимся не мелкие подгруппы, и периодически меняясь у оставленных на вокзале вещей, исследуем город.

По нашим меркам город не велик (правда величина никогда и не являлась основной достопримечательностью города). Великим он быть и не может, поскольку с запада и востока ограничен двумя сопками, занимая все свободное пространство между ними. К югу распадок сужается (нам, собственно говоря, туда) а на севере набережная и Байкал. С юга, ближе к западной сопке течет речка Слюдянка, вдоль нее уходит дорога на ГМС.

Надо заметить, что от Слюдянки до ГМС можно добраться двумя путями. Первое - по дороге вдоль речки, второе - по западной сопке. Вдоль речки более полого и всегда рядом вода, но зато в наличии некоторое количество бродов, по верху сопки же отсутствуют броды, но сразу некоторый подъем, чуть больший километраж, а главное проблемы с водой. Мы выбрали первый вариант, поскольку дождей уже не было несколько дней, и броды нас не пугали.

Заходим в музей железнодорожного депо, после чего перетаскиваем вещи на берег Байкала и разбиваем лагерь (там есть несколько кострищ, правда, плохо с дровами). К вечеру приезжает Славка, чей самолет задержала та же непогода, что не баловала нас, мы радуемся, ужинаем, и ложимся спать, на всякий случай, дежуря по двое.

3.08.00 пос. Слюдянка - верховья р. Слюдянка (ход. вр. 5.34, 21 км)

Подъем в 7 утра. Едим, сворачиваем лагерь и пытаемся найти машину, что бы наверстать пропавший вчера день. В городе есть два держателя крупногабаритных доставочных средств, способных проехать броды до ГМС - это Стрелковая Команда и КСС. Стрелковая команда заломила такую цену, что за эти деньги можно было бы доехать до Иркутска, а у водителя КСС болел зуб и он собирался ехать к врачу. Что к лучшему, мы впряглись в рюкзаки и как нормальные люди отправились к ГМС пешком. Пока вдоль р. Слюдянки тянется дамба - идем прямо по ней, после выходим на дорогу, посыпанную мраморной крошкой и углубляемся в распадок.

Ориентирование не составляет проблем. К ГМС идет хорошо накатанная дорога. Единственное что дорога часто петляет с берега на берег, и в большинстве мест, где она делает брод, видна набитая тропа, проходящая тем же, (орографически правым) берегом реки.

Идется нелегко, все-таки первый день. Это хорошо что мы не поехали на машине. Неплохая разминка.

В два часа, наконец переходим на левый берег и через 10 минут становимся на обед. Обедаем два с половиной часа. М-да, попировали.

Потихоньку разгулялась погода. Выглянуло солнышко. Идем дальше. Теперь переходим через реку вместе с дорогой. Везде лежат бревна. Ими и пользуемся. К вечеру

делаем последний брод и через некоторое время (в 20.25) встаем на ночевку в нескольких километрах от ГМС.

Чудная поляна, недалеко ручей с чистой водой. К вечеру опять поднялся туман.

4.08.00 Верховья р. Слюдянка - ГМС - пик Черского (ходовое время 5 ч., 12 км)

Встали, позавтракали, собрались. Попытались связаться по радио с группой, опережающей нас на день - безуспешно. В 9.25 потопали вперед.

Идти сложнее, поскольку намечается некий набор высоты. Его не назвать крутым, но он есть. То больше, то меньше. Погода замечательная, солнышко и жарко. Через некоторое время подъем заканчивается, выходим на большую проплешину с черными скалами справа по ходу, а еще через 15 минут хода (в 11.45) мы добираемся до ГМС, где отдыхаем и пьем воду, пользуясь местным колодцем.

Отсюда на пик Черского ведет тропа. Вернее там две тропы, которые постоянно пересекаются друг с другом. Просто одна из них идет вверх напролом, а вторая петляет серпантином. В каждой точке пересечения выбирайте любую, какая больше нравится. Мы, почему то, чаще всего шли серпантином :)). Здесь подъем уже становится круче. Есть с чего утомиться, и только первый переход мы выдерживаем целиком - 40 минут, остальные получаются какими-то кусочками типа 20 на 10. В 13.45 мы поднимаемся наверх, вернее на старую дорогу, которая траверсирует пик Черского по западному склону, и останавливаемся у ответвления тропы, ведущей на сам пик (справа большая группа деревьев). Проводим сеанс связи с группой Коповского и разведку по дороге вперед (до возможного места стоянки), поскольку в планах у нас радиалка на пик Черского.

Находим таковое место внизу у реки, переносим туда вещи, обедаем, и в 17.30 отправляемся на пик.

Подъем не составил особых сложностей и, в 18.37 мы оказались на вершине. Вид красив. Вдалеке виден Байкал. Над ним клубятся тучи. Внизу, в котловине - озеро Сердце. Кругом хребты. Красиво.

Посидев немного и написав записку, отправляемся вниз, поедая чернику, коей здесь в количестве. В 21.00 доходим до нашего лагеря, готовим ужин и ложимся спать.

К ночи натянуло тучи и началась полноценная гроза, и в большой палатке ночь была веселой и мокрой.

5.08.00 пик Черского - пер. Чертовы ворота, р. Спусковая, (ходовое время 6.05, 12км)

Проснулись в 8.00. Ясное небо, из-за хребта показывается солнце. Пока завтракали немного посушили вещи и в 9.30 впряглись в лямки. Дождь был сильный. Вместо тропы (а тропа там утоптанная) течет приличный ручей. Идем когда по ней, когда чуть сбоку. Местность понижается и, как следствие, заболачивается. Все опять затягивает туманом. В 11.25 выходим к озеру. Видимость низкая. По ошибке принимаем озеро за оз. Чертово и, как следствие, ошибаемся седловиной перевала. В 12.32 поднимаемся на седловину, и тут понимаем свою ошибку. Садимся и думаем. Водим пальцем по карте, пытаемся в просветах тумана разглядеть ориентиры и после некоторых предположений высылаем разведку по хребту. По результатам разведки определяем свое местонахождение, и главное, местонахождение перевала (ошибившись в тумане мы ушли левее (по ходу движения) и вместо того, что бы подняться на Чертовы ворота, поднялись на седловину между (??????? лист карты). Ну что ж пора исправлять ошибку, в 15.10 одели рюкзаки и

пошли хребтом к перевалу под руководством разведки, просмотревшей дорогу. В 16.00 мы были на перевале, и, передохнув 5 минут, отправились вниз по реке Спусковой - надо было наверстывать потерянное время. Через пол часа (в 16.38) устроили быстрый перекус и в 17.00 отправились дальше. Начал накрапывать дождь, вдалеке послышался гром и в 18.30, под усиливающимся дождем, мы встали на ночлег. Приготовили ужин и легли спать. К ночи дождь утих.

6.08.00 р. Спусковая - р. Утулик - р. Шубутуй (х. в.3ч40 мин, 9 км) 7 утра - подъем.

Встали, поели, в 9.30 вышли. Как раз погода разгулялась. Идем вдоль Спусковой. Хорошая тропа, время от времени петляющая с берега на берег. Иногда попадаются стоянки. В 12.35 вышли к Утулику ниже впадения Спусковой. В месте, где мы переходили Утулик вброд, река делает двойной поворот - сначала налево, после направо. Место широко и относительно мелко (хотя конечно глубина сильно зависит от прошедших дождей). На берегу стоянка водников - ребята делали раму для ката. Тянем перила (течение сильное, вода по пояс). Первый уходит от начала первого поворота, на двух усах, в направлении отмели, на другом берегу. Со второй попытки получается. По-моему, он рад, что на нем спасжилет. 50м веревки как раз хватает. 45 было бы уже мало. Крепим веревку камнями и по очереди переходим на тот берег. Последнему приносим спасик. Разбираем камни, крепящие веревку, и просто вытягиваем его на тот берег (если заходить от начала первого поворота то струя помогает этому, как раз прижимая к отмели).

В 15.00 брод закончен, а через 80-100 метров на берегу находится чудная стоянка, на которой мы и обедаем, заодно отогреваясь под разгулявшимся солнышком. В 17.40 отправляемся дальше, сворачиваем на Шубутуй, и в 18.50 останавливаемся недалеко от Шубутуйского брода, решив подождать до утра, поскольку погода наладилась, и вода заметно (по камням) спадает. Шубутуйский брод кажется нам чуть мельче, но быстрее Утуликского и его не хочется бродить по большой воде.

Снимаем первого клеща (всего за поход их было 2 или 3), тянем большую антенну и безрезультатно пробуем связаться с соседней группой, пьем чай из багульника и ложимся спать.

7.08.00 р. Шубутуй - р. Добатый. (х.в. 5ч. 50 мин., 11 км)

Вода за ночь действительно спала и мы быстро, по уже отработанной схеме, тянем перила. Уложились в 1.15. Не рекорд, но уже лучше. В 10.15 мы на другом берегу Шубутуя. Погода пасмурная. Выливаем воду из ботинок, съедаем по ложке меда, и отправляемся в путь. И тут случается авария. На одном из ботинок отваливаться подошва (это не последний такой ботинок за поход) и в 11.50 мы останавливаемся на стоянке при впадении р. Добатый и до 14.40 обедаем там, починяя вибрам. Но вот ботинок починен, обед съеден, и мы отправляемся к верховьям р. Добатый. Тропа сразу становится другого коленкору. Если до сей поры все тропы были хорошо натоптаны, то здесь тропа начинает петлять, разветвляться, сходиться и периодически сходить на нет. К тому же большое количество завалов отнюдь не облегчают движения. Ну что ж, мы за этим сюда и шли, не радуют только клещи, которых мы, правда, вовремя снимаем с одежды. Большое количество почти спелой брусники и черники, а так же жимолости и голубики. Теперь так будет до конца маршрута. В 20.30 находим не­плохую полянку на которой и становимся на ночлег.

8.08.00 р.Добатый - пер 1711 - р. Дзымха (х.в. 7ч. 30 мин., 15 км.)

Вышли в 9.35. Тропа ведет себя также, но вообщем-то идется. Группа уже втянулась. Ходовые интервалы вполне себе соблюдаются (иногда, правда, приходится разведывать тропу). Потихоньку тропа перестает теряться, начинается подъем, и в 12.25 мы поднимаемся на перевал 1711. Широкая седловина, деревья с бурундучками, перевальный тур с записками.

Спуск на юго-восток пологий и широкий. Если пройти по нему метров 300 - то в траве, в левой части, текут ручейки с водой. В 12.55 начали спуск, а в 13.35 остановились на обед на неплохой стоянке сразу после ручья.

Не спеша пообедали, и в 15.40 двинулись дальше. Тропа здесь поворачивает. Сначала она идет по долине Нарин-Гола, а после, начинает забирать на юг, к долине реки Дзымха. Через некоторое время она делится на две. Одна уходит на запад, а вторая - на восток, к Медвежьей пади, куда нам и нужно. Тропа быстро сбрасывает высоту. Здесь идти просто, до поры до времени. Перед спуском к повороту первый раз встречаемся с кедровым стланником. Тут его еще не так много. Поворачиваем, уходим на восток и потихоньку спускаемся к Дзымхе. В 20.25 делаем брод (просто со штоками) на правый берег, и через 20 минут останавливаемся на ночевку на здоровом и мягком поле, заросшем мхом. Подо мхом камни, но до них сантиметров 10-15 - как перина. Чуть дальше по ходу маленький ручей.

9.08.00 р. Дзымха - р. Хара-Мурин (х.в. 8 ч., 11 км.)

Наверное самые тяжелые два дня. Выходим в 8 утра. После поворота на Хара-Мурин тропа быстро сходит на нет. Стланик и прижимы, по которым постоянно ходишь вверх-вниз. Совсем наверху видны гари, очень много бурелома. Когда есть такая возможность заходим в воду и идем вдоль по воде. Так легче. В 12.55 на каменной отмели делаем обед. Сушимся, отдыхаем. В 14.45 идем дальше. После обеда тропа теряется совсем. Проблем с ориентированием не возникает - идем вдоль реки. Проблемы только с сложностью перемещения. Скорость очень мала. В 18.30 обходим последний здоровый прижим рядом большим островом (место отмечено на карте), и спустившись, начинаем подыскивать место для стоянки. Через час пути мы находим его. На той стороне Хара-Мурина похоже виднеется тропа.

Ужинаем. Сегодня день первого сюрприза (радостно съедаем Танюшкин пряник), и отправляемся спать.

10.08.00 р Хара-Мурин - р. Зун-Байга. - р. Байгахан (х.в. 7ч., 8 км)

Выход в 8.40 утра. Через 30 минут х/в находим удобное место для переправы (сразу за вторым большим островом). Широкий разлив реки. Переходим стенкой по четыре человека. Переправа заняла 20 минут. Глубина около 60 см. Продолжаем движение по правому берегу. Четко выраженной тропы нет, но, по сравнению со вчерашним, идется легче. Стланик, бурелом и прижимы. Временами делаем продольные броды.

К 12 часам (2.10 х.в) выходим к большому острову в точке слияния Хара-Мурина и Зун-Байги, где и встречаемся с группой Шамшина. Остров отделен от правого берега несколькими узкими и мелкими протоками. На нем уютная стоянка и рыбацкое зимовье. Два часа общаемся, пьем чай и обмениваемся ужасами пути, и в 14.00 выходим дальше.

Выходим на правый берег Зун-Байги и тратим некоторое время на поиск тропы. Тропа пытается высоко обходить каньон, но через довольно короткое время опять исчезает, как и предыдущая на Хара-Мурине. В 3.10 х.в., пройдя около километра пути, встретили отделение Комкова, двигающееся в направлении Хара-Мурина. Немного пообщались и продолжили путь. Идется нелегко. Много стланника. Начинает портится погода. Пошел дождь, потом град. В 6 часов х.в. прошли маленький приток Зун-Байги, а в 7 ч. х. в. добрались до ручья Байгахан. Форсировав ручей по хорошо лежащему, оборудованному стесанным верхом бревну и пройдя еще около 300 метров мы нашли место для лагеря и остановились на ночлег.

На всем протяжении пути он устья Зун-Байги до р. Байгахан других нормальных мест для стоянки обнаружено не было.

11.08.00 р.Байгахан - Зун-Байги - подножье г. Ханула. (х.в. 5.33,14 км.)

Выходим в 9.40. Продолжаем двигаться по правому берегу Зун-Байги. Идти гораздо проще чем вчера. Берег значительно положе, почти без прижимов, местами заболоченный. Почти всегда четко различима тропа. Через 3 ч. х.в. подошли к месту впадения крупного притока (правого), по ширине почти как сама Зун-Байга (на карте отметка высоты воды 1564.0). После обеда уходим по притоку на восток. В 5 ч х.в. перешли в брод один из узких ручьев, образующий приток (см. место на карте), находим тропу на другом берегу и подходим к границе леса у подножья Ханулы (5.33 х.в.) где и останавливаемся на ночлег.

12.08.00 подножье г. Ханула - г. Ханула - траверс хребта, (х.в. 6ч 15 мин. 18 км)

Выходим в 9.55. Поднимаемся на седловину, образованную в. 2269 и вершиной 2228. Оставляем рюкзаки на седловине и радиально поднимаемся на г. Ханула (время -11.10). Снимаем записку туристов из ЦДЮТиК г. Иркутска. Здесь часть нашего маршрута расходится, с заявленным в МКК. Пользуясь информацией, полученной нами от других отделений нашей школы, совершающими поход нам навстречу, мы решаем воспользоваться запасным вариантом маршрута, и вместо спуска в долину реки Барун-Юнкуцук и выходу к перевалу Нухен-Дабан, траверсировать хребет в сторону перевала Лангутайские ворота.

В 12.20 берем рюкзаки и отправляемся в направлении в.2269. Хребет плоский и безлесый и хорошо просматривается. Ни перемещение, ни ориентирование на нем не составляет технических сложностей. В 13.35 (3.40 х.в.) перекусываем на хребте. Вода есть с собой. В принципе, за водой идти не далеко. На любой седловине, спустившись на 50-100 метров высоты можно обнаружить собирающиеся вместе ручейки. В 16.45 (6.15 х.в.) в седловине между в. 1960 и в. 2058 устраиваем технический привал. У одного члена группы отвалилась подошва. Привал перерастает в ночлег.

При необходимости на хребте можно найти и дрова и воду. Про воду было сказано выше, а на дрова собирается высохший стланик.

К сожалению, вечером портится погода. Ну что ж, этого и следовало ожидать, она слишком баловала нас в последние дни. Перед закатом туман переваливает через хребет и скоро начинает моросить дождь.

13.08.00 Траверс хребта - пер. Лангутайские ворота - оз. Лангутайские. (х.в. 4 ч., 15 км)

Погода плохая. Туман. До обеда ждем - вдруг распогодится, после обеда все-же решаем идти. Благо идти близко и промахнуться сложно даже в туман. Сильный ветер, холодно, мокро. Первая задача - выйти на триангулятор 2058. Видимость метров 80. Идем плотной группой. Выходим точно на триангулятор. Хорошо. Отсюда нам нужно уйти в распадок, образованный ручьем, впадающим в Ара-Буректай на отметке 1615. Ветер за­падный. Прикрываемся хребтом, идя чуть справа от него. Довольно быстро находим распадок. Спускаемся вниз. В 16.00 (1.30 х.в.) мы уже внизу. Облака остались выше. Видимость нормальная.

Быстро проходим по долине ручья (левый берег суше) и дойдя до р. Ара-Буректай находим отличную тропу. С этих пор тропа почти никогда не покидала нас.

В хорошем ритме, пробежав по дороге небольшое болотце (2.15 х.в.) мы в 18.15 (3.20 х.в.) взобрались на на пер. Лангутайские ворота. Ни подъем, ни спуск с перевала сложностей не представляет. Двигаемся по р. Лангатуй до большого озера (см. карту), где и встаем на ночевку в 19.00 (3.55 х.в.). С дровами плохо. Мелочь, сухой стланик, сухие верхушки елок.

14.08.00 оз. Лангуитайские - р. Бильчир - р. Нитяная, (х.в. 3.50,19 км)

Погода хмурая. Дождь. Делаем полудневку - выходим после обеда. Переходим на правый берег Лангатуя. Всё вслед за тропой. Тропа натоптана. Идется легко. Ориентирования никакого. Проходим два маленьких притока, и в 16.40 (2.30 х.в.) доходим до брода через Бильчир (приток Лангатуя). Бродим со штоками и идем дальше. Тропа становится посложнее - обходит прижимы. К 18.00 (3.50 х.в.) дошли до брода через Лангатуй и прошли его стенкой по четыре человека. Через час нашли хорошую стоянку (даже сделана баня) и остались на ней ночевать.

15.08.00 р. Нитяная - р. Хара-Мурин. (х.в. 6 час 30 мин, 24 км)

Утро. Дождя нет, но пасмурно. Вышли в 11 часов. Продолжаем двигаться вдоль р. Лангутай. Тропа набита, только иногда обходит довольно крутые прижимы. В 3.35 х.в. делаем холодный перекус в месте впадения р. Голая (есть стоянка). В 4.20 х.в. подходим к бревнам лежащим через Лангутай. Скрепленные бревна переброшены тремя секциями с камня на камень. В отчетах предыдущих групп мы не встречали упоминания об этой переправе, и есть подозрение, что паводком она будет смыта. Переходим на правый берег и продолжаем идти по тропе. В 6 ч. 30 мин. х.в. останавливаемся на ночевку в устье Лангутая. Хорошая большая стоянка. Галечный пляж. Дров немного.

16.08.00 р. Хара-Мурин - ст. Мурино.

Утро. Последний день. Спешить некуда. Как по заказу высветило солнце. Просушили вещи. Сварили компот. В 11 ч. вышли к Мурино. Через 1 час х. в. вышли к станции. Все. Поход окончен.

Слава Котенков, 10.05.2006
Так как в числе запрещенных бессмысленных сообщений нет приведенного мною, то я прямо так и напишу: Я фигею!
Приятно, что кто-то это еще публикует и читает... пока я тут слоняюсь по всяким заграницам...
Впрочем, может это еще и не финал...
Тогда заходите на www.nepal2002.ru
Жизнь продолжается! значит и путь продолжается!