Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о пешеходном походе V к.с. по Центральному Алтаю

Дата: 01-25 августа 2003 г.

Руководитель: Форат В.Т. (Алтайский край, Заринск)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация
1.2. Район, подрайон похода
1.3. Общие сведения о походе
1.4. Подробная нитка маршрута
1.5. Определяющие препятствия маршрута
1.6. Список участников
1.7. Адрес хранения отчета
1.8. Какой МКК рассмотрел отчет
2. Содержание отчета
2.1. Общая смысловая идея похода
2.2. Варианты подъезда и отъезда
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.4. Изменения маршрута и его причины
2.5. График движения
2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.7. Потенциально опасные участки на маршруте
2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте
2.9. Дополнительные сведения о походе
2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
2.11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута
2.12. Картографический и фотографический материал

I часть

Справочные сведения

1.1. Проводящая организация

Заринский центр детского творчества, туристско - краеведческий отдел

Алтайский край, г. Заринск, ул. Союза Республик 7/1, ЦДТ ТКО, тел. (295) 4-28-07, 4-28-34.

1. 2. Район, подрайон (массив) похода

Россия, республика Алтай.

Подрайон: Центральный Алтай.

Место похода: Южно-Чуйский, Северо-Чуйский, Катунский хребты.

1.3. Общие справочные сведения о походе

Вид туризма Категория
сложности
похода
Протяжен-
ность
активной части похода, км
Продолжительность Сроки проведения
общая Ходовых дней
пешеходный пятая 311 25 21 01.08.03 - 25.08.03 г.

1.4. Подробная нитка маршрута

г. Заринск - п. Кош-Агач - с. Бельтир - р. Джелома - пер. Карагемский н/к - р. Иолдо-Айры - р. Атбажи - пер. Переметный 1Б - пер. Талдуринский 1Б - пер. АНИТИМ 2А - р. Колаж-Оюк - р. Карагем - оз. Абыл-Оюк - пер. Абыл-Оюк 1Б - оз. Верхнее Шавлинское - пер. Орбита 1Б - пер. Москвич 1Б - пер. Туманный Северный 2А - р. Камрю - р. Карагем - р. Аргут - р. Кулагаш - пер. Кулагаш 1Б - лед. Куркуре - пер. Турист - 2А - лед. Менсу - ск. Бийчанка 2 Б - пер. Большое Берельское Седло - верш. Восточная Белуха 3А - пер. Делоне 2Б - лед. Аккемский - р. Аккем - пер. Кузуяк н/к - п. Тюнгур - г. Заринск.

1.5. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИПЯТСТВИЯ МАРШРУТА
(перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)

Вид препятствия Категория трудности Длина препят-
ствия
Характеристика препятствия Путь прохождения
пер. Переметный 1Б, 3400 м   на взлете чистый ледовый участок 100 м,бергшрунд перед ним, на спуске ледник, моренные валы, наклон не менее 40 градусов Движение на перевал в верховья р. Атбаши с выходом через моренные валы на ледник, который при повороте на лево по ходу движения уводит к последнему крутому взлету на седловину. Последний взлетный участок короткий, но крутой до 45 градусов имеет шероховатый лед, движение по которому с помощью наведенных перил в 2 веревки по 50 метров от бергшрунда. Движение в кошках и с помощью жумаров. Движение вниз с перевала без перил по более пологому леднику в кошках до выхода к моренным валам, по которым движение вниз.
пер. Талдуринс-кий 1Б, 3400 м   моренные валы, ледовый закрытый снегом участок, осыпь, а на спуске крупная и мелкая, устойчивая осыпь, со скальными участками, чистый лед под осыпью. Уклон не менее 35-40 градусов. Движение по леднику Талдуринский, с уходом в правую сторону по ходу движения. Прямо по ходу движения находится гора Иикту., наивысшая точка Южно-Чуйского хребта. Дальнейшие движение с выходом на моренные валы, далее по снежно-ледовому склону, его траверсом по левую сторону от седловины перевала. По прохождению склона выход к последнему перевальному взлету на среднюю осыпь, по которой выходим на седловину. Спуск с перевала с самостраховкой на альпенштоки по неустойчивой, живой осыпи с присутствием скальных участков. Движение до ледового участка с тем же уклоном, где уходим вниз по веревочным перилам на БСУ 60 метров с выходом на открытый пологий ледник, по прохождении которого выходим к началу ледника в верховья реки Караайры.
п. АНИТИМ 2А, 3100 м   в начале взлет по моренным валам с выходом на ледник, живая, неустойчивая осыпь в конце подъема, при спуске чистый лед. Уклон последнего взлета 35-40 градусов, на спуске не менее 45 градусов. Движение к перевалу по моренным валам, с выходом на открытый ледник, в направлении на среднюю седловину АНИТИМ-. Подъем свободным лазанием на последнем взлете по неустойчивой, живой осыпи со скальными участками до выхода на седловину. Спуск с перевала сразу по ледовому участку, крутизной 45 градусов до выхода на более пологий, основной ледник, через бергшрунд в самом низу по снежному мосту. Спуск по льду в кошках по навешанным перилам на БСУ, 5 веревок по 50 метров, далее в кошках по пологому леднику, с языка ледника спусковые перила в 50 метров, Дальнейшее движение вниз по моренным валам до выхода в верховья реки Колаж-Оюк.
Пер. АбылОюк 1Б, 3220 м   Скально-осыпной склон, со снежниками до 45 градусов, на спуске снежный склон 80 м до 40 градусов. Мелкая осыпь до 35 градусов. Движение к перевалу по моренным валам, с выходом на открытый ледник, в направлении на седловину АбылОюка-. Подъем свободным лазанием на последнем взлете по неустойчивой, живой осыпи со скальными участками до выхода на седловину. Спуск с перевала сразу по снежному участку, крутизной до 40 градусов до выхода на более пологий, осыпной склон. Спуск по пологому открытому леднику, Дальнейшее движение вниз по моренным валам до выхода на тропу к озеру Верхне Шавлинскому.
Пер. Орбита 1Б, 3000 м   живая, неустойчивая осыпь в конце подъема, а в начале взлет по моренным валам, при спуске снег, лед, уклон на спуске не менее 35 градусов. Движение по мореному валу, на пер. Орбита по осыпи, с пер. Орбита спуск с самостраховкой ледорубами, в три такта, в кошках.
Пер. Москвич 1Б, 3000 м   Ледник закрытый, при спуске заснеженный скально - осыпной кулуар 300 м, лед, крутизна на спуске до 45 градусов. на пер. Москвич, по заснеженному разорванному леднику, спуск с перевала по заснеженному осыпному кулуару, долее открытый ледник, бараньи лбы, морены
Пер. Туманный северный 2А, 3150 м   Ледник закрытый, глубина снежного покрова до 30 см. на подьеме ледовый участок 100 м., при спуске заснеженный скально - осыпной кулуар 150 м, бергшрунд, закрытый ледник, крутизна склона на спуске не менее 45 градусов. Подъем по пологому закрытому леднику в дольний левый угол цирка, подъем на перевал справа от скального ребра по закрытому леднику 80 м, затем перила 50 метров по открытому льду. Спуск по кулуару.
пер. Кулагаш 1Б, 2960 м   На подъеме моренные валы, 30 градусов уклона на последнем взлете по леднику, спуск по скально-ледовому участку, С уклоном не менее 45 градусов, камнеопасен!!! Движение к перевалу по моренным валам с выходом к леднику. Дальнейшее движение в кошках по открытому пологому леднику с уклоном 30-35 градусов с последующим выполаживанием при подходе к самой седловине перевала. При спуске сразу же выход на скальный участок, переходящий в ледовый. Движение по наведенным перилам с помощью БСУ и в кошках. Уходим со склона по скальному кулуару 50 м до основного ледника в 4 веревки по 50 метров, перед которым имеется бергшрунд, со снежным мостом. Крутизна склона не менее 45 градусов. Дальнейшее движение по более пологому леднику вниз, затем по моренным валам до выхода на основной ледник Куркуре.
пер. Турист 2А, 3200 м   закрытый ледник, ледово-скальный участок на последнем взлете, на спуске закрытый ледник в начале спуска с переходом в открытый разорванный ледник. Проходим ледник с правой стороны от ледопада краем осыпного склона с резким набором высоты по открытому леднику. После прохождения ледопада, по пологому леднику с подходом в направлении центрального седла, где находятся перевал Турист к последнему, самому крутому, скально-ледовому перевальному взлету. На подходе к перевалу ледник закрыт снегом. Движение от бергшрунда, по снежному мосту, 2 веревки по 50 метров, вдоль скал по льду, который переходит в скальный участок с выходом на седловину. При спуске движение в связках по закрытому отрогу ледника, до выхода на открытый ледник.
Скала Бийчанка 2Б, 3250 м   Ледопад Менсу высотою 250 метров, скальный участок Подъем вдоль скал по крупной осыпи и скальным полкам в цирк перед скалой. По скале движение свободным лазанием по полкам, разорванный ледник, ледовые стены
Верш. В. Белуха 3А, 4506 м   Закрытый разорванный ледник, скальная гряда, крутизна склона до 50 градусов Подъем по закрытому сильно изрезанному трещинами леднику. От бергшрунда до Белухинского седла по льду 5 веревок по 50 м. Далее свободным лазанием вдоль границы скал и льда. Снег. Спуск по пути подъема.
Пер. Делоне 2Б, 3400 м   Закрытый ледник, три бергшрунда со снежнымимостами протяженность склона 240 м, крутизна до 60 гр. Подъем на седло по снежным ступеням 20 м. Спуск с перевала по льду вдоль скал,6 веревок по 40 м.
Чащоба,бурелом 2А, река Карагем 4 км Густой подлесок, Мшаники, заросшие курумы, Поваленные деревья, горельники Движение без троп, либо по звериным тропам, вдоль рек, с выходами на прижимах на террасы
Чащоба, бурелом 2А, река Кулагаш 8 км Густой подлесок, Мшаники, заросшие курумы, Поваленные деревья Движение без троп, либо по звериным тропам, вдоль рек, с выходами на прижимах на террасы
переправа через р. Карагем 30 м Ширина реки 30 метров, скорость течения 3м/с. и более, глубина не менее 1 метра. Переправа в брод не возможна. Переправа через реку по бревну с наведенными перилами.
пер. Кузуяк Н/К 4.5 км. перевал затяжной, пологий, последний взлет более крутой, подъем по дороге. Движение по дороге, первый взлет более длинный, но пологий, последний взлет короткий, но крутой и уходит серпантином.

1.6. Список участников, телефоны, адреса


1. Форат В.Т., ул. Копылова 33, г. Заринск
2. Сергиенко В.Н, ул.Таратынова 7/1-47, г. Заринск
3. Тепленев В.А., ул. 25 Партсъезда 42/1-130, г. Заринск
4. Шуюнова М.Н., ул. С. Республик 5/2-50, г. Заринск
5. Четвертакова М.Г., ул. Победы 6-128, Заринск
6. Понаморенко М.Н., ул. Революции 2-2,г. Заринск
7. Нищета С. Н., ул. Горкого,21, г. Заринск
8. Герте О.А.ул. Горького 21,г. Заринск
9. Кучин О.А., ул. Декабристов 2/2-61, г. Бийск
10. Кучин Р. А., ул. Ударников 29-198, г. Бийск

1.7. Адрес хранения отчета

Алтайская краевая МКК, г. Барнаул, проспект Ленина - 41.

1.8. Отчет рассмотрен

Алтайской краевой МКК.

II часть

1. Общая смысловая идея похода

При разработке маршрута учитывались следующие факторы:

1. Спортивная направленность.

2. Природная привлекательность района.

3. Совершенствование техники пешеходного туризма в горных условиях.

4. Изучение данного района - Центрального Алтая, Катунского, Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов.

5. Климатические характеристики данного времени года.

6. Подведение этим походом итогов четырех летнего цикла обучения.

Все эти факторы позволили в полной мере раскрыть возможности участников. За 21 день пройдено более 300 км. Участники показали хорошую техническую и физическую подготовку. Постоянно совершенствовали технику движения в горах и преодолении препятствий. Показали сильные морально-волевые качества.

Приобретенный в ранее совершенных походах опыт позволяет рассматривать путешествия как этап подготовки к организации и проведению походов VI категории сложности с прохождением более сложных препятствий.

Прохождение классическим, одним из самых сложных маршрутов в Алтайских горах соединяющим воедино три высокогорных хребта: - Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Катунский.

Совершение восхождения на вершину Восточной Белухи: - высшую точку Сибири.

Данный поход завершил многолетний цикл подготовки команды г. Заринска по пешеходному туризму. В составе команды четыре воспитанника группы " Туристское совершенствование", педагоги Центра Детского творчества г. Заринска.

2. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд осуществлялся автобусом на базе автомобиля ГАЗ-53 типа вахтовки "Сибирь" от города Заринска Алтайского края до реки Джелома республики Алтай.

Отъезд проводился этим же транспортом из поселка Тюнгур (республика Алтай) до города Заринска, Алтайского края.

Если группа забрасывается автономно без привлечения собственных транспортных средств, то возможны варианты такие как: автобусом из города Барнаул до Горно-Алтайска, от Горно-Алтайска ходит автобус в Кош-Агач один раз в день, далее до п. Бельтир попутным транспортом.

При отъезде необходимо рассматривать тот фактор, что автобус с поселка Улаган до Акташа ходит нерегулярно, от Акташа есть возможность добраться попутным автобусом до Горно-Алтайска. Автобус Акташ - Горно-Алтайск ходит ежедневно. Авиасообщения из Барнаула, Горно-Алтайска до Кош-Агача сейчас нет, кроме вылетов вертолета санитарной авиации по вызову. Существует масса предложений от частных автоагенств и автоперевозчиков по доставке групп в любую точку или населенный пункт республики Алтай из городов: Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск.

Наша заброска до начала маршрута осуществлялась автотранспортом, принадлежащем Заринскому ЦДТ.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийно выйти с маршрута можно в любой точке маршрута. На отрезке маршрута п. Бельтир - р. Карагем - пер. Переметный целесообразнее выйти обратно к поселку через не категорийный перевал по дороге, а если возникла такая ситуация, что нет возможности своими силами вернуться обратно, можно обратиться в приют на Карагемской поляне (слияние рек Карагем и Иолдо-Айры) за помощью. При прохождении перевала Переметный, целесообразнее уйти вниз по реке Талдура до п. Бельтир. А при прохождении перевала АНИТИМ лучше всего уйти опять же через Карагемскую поляну, а далее через пер. Карагем в поселок.

При прохождении перевалов Северо-Чуйского хребта в зависимости от места возникновения ЧС в направлении реки Карагем или Шавлинских озер, далее по тропе до плато Ештыколь в п. Акташ или Чибит.

При прохождении долин рек Карагем, Аргут, Кулагаш аварийно выйти можно в поселок Аргут. Далее по проселочной дороге в п. Джазатор и Кощ-Агач.

При прохождении перевалов Катунского хребта, до пер. Кулагаш целесообразнее выйти в обратную сторону через п. Аргут, а по прохождению перевала Кулагаш лучше будет уйти через перевалы Турист и Дружба на оз.Аккем, и обратится в КСО "Аккем" где имеется радиостанция.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден полностью, за исключение пути прохождения перевала АНИТИМ с 1Б на 2А: скально - ледовый склон представлял большую опасность из-за погодных условия (туман, дождь, камнепад), поэтому участок спуска был заменен на более сложный, но безопасный ледовый участок 2А.

5. График движения и другие параметры маршрута

  Дата Участок маршрута Км. Время Определяющие препятствия Метеоусловия
1 4.08.03. р. Джело - пер. Карагем н/к - р. Иолдо-Айры 18 5ч. 30м Подъем и спуск на перевал Карагем н/к серпантином по дороге. Утром небольшая облачность, после обеда ветер, дождь с градом, облачно до вечера, температура 22-25 градусов.
2 5.08.03. р. Иолдо-Айры - р. Атбаши 10 3ч 40м Движение вниз по реке Иолдо-Айры, переправа через р. Иолдо-Айры по бревну на противо-положный берег, движение по тропе вверх по р. Атбаши. Утром дождь, ветер, низкая облачность, после обеда облачно до самого вечера, без дождей, температура 17-22 градуса.
3 6.08.03. р. Атбаши - пер. Переметный 1Б - лед.Талдуринский 5 5ч. 40м Пер. Переметный 1Б, движение по моренным валам, ледовым участкам и открытым ледникам. Утром небольшая облачность,безветренно после обеда сильная облачность, снег, ветер на перевале, температура 14-17 град.
4 7.08.03. лед.Талдуринский - пер. Талдуринский 1Б - р. Караайры 5 4ч. 35м Лед. Талдуринский, пер. Талдуринский 1Б с моренными валами и осыпью на подъеме, а при спуске с выходом на неустойчивую, живую осыпь со скальными и ледовыми участками, с дальней-шим движением по леднику с выходом на моренные валы. Сильная облачность до обеда, ветер, после обеда небольшая облачность, ветер, снег, температура 15-20 градусов.
5 8.08.03. р. Караайры - пер. АНИТИМ 2А - р. Колаж-Оюк - р. Карагем - «Карагемская поляна» 12 4ч. 35м Движение по моренным валам с выходом на открытый ледники с выходом на среднюю живую, неустойчивую осыпь со скальными участками, при спуске движение по протя-женному ледовому участку с выходом на моренные валы. С утра низкая облачность, при подходе к перевалу сильный туман, снег, после обеда облачно, снег с дождем, температура 13-15 градусов.
6 9.08.03. Р. Карагем - р АбылОюк озеро Абыл-Оюк 12 4ч. 00м Движение по тропе вдоль реки. Весь день ясная погода, легкий ветер, температура 25-20 град.
7 10.08.2003 Оз. Абыл Оюк - пер Абыл - Оюк 1Б - оз. Верхнее Шавлинское 7 8ч. Движение по тропе, моренные валы, по открытому леднику в связках До обеда погода облачная, после обеда сильная облачность, снежные заряды, температура 10-15 град.
8 11.08.2003 Оз. Верх. Щавлинское - пер. Орбита 1Б-пер Москвич 1Б. - ледник Юнгур 10 6ч 25м Движение по морено-му валу, с пер. Орбита по закрытому леднику в связках, с пер Москвич, по заснеженному осыпному кулуару, долее открытый ледник скалы, морены. До обеда ясно, после обеда мокрый снег, ветер, временами дождь, температура 5-12 градусов.
9 12.08.2003 Лед. Юнгур - пер. Туманный Северный 2А - р. Камрю. 8 5ч 35м Движение по закрытому леднику, снег до 30 см, открытый участок льда на подъеме, заснеженный кулуар, закрытый ледник, мореные валы. Снежные заряды, ограниченная видимость, мокрый снег, ветер, при спуске сильный ветер со снегом, температура 0-5 градусов.
10 13.08.2003 Р. Камрю - р. Карагем 1 0 4ч 15м. Отсутствие троп, буре-ломы, чащоба, курум, галечные отмели Низкая облачность, температура 15-25 градусов.
11 14.08.2003 Полудневка - р. Карагем 14 5ч. 05м Движение по тропе вдоль реки по террасам, переправа на другой берег р. Карагем по бревну с перильной страховкой. Погода ясная, после обеда легкая облачность, температура 25-27 гр.
12 15.08.2003 р. Карагем - р. Аргут 23 8ч. 25м Движение по тропе вниз по реке с выходом на дорогу. С утра небольшая облачность и до конца дня, не сильный ветер, температура 24-27 град.
13 16.08.2003 р. Аргут - р. Кулагаш 20 7ч. 40м Движение тропой вдоль реки с выходом на террасы. Небольшая облачность, температура 27-29 град.
14 17.08.2003 р. Кулагаш 6 8ч. 30м Движение без тропы, буреломы, чащобы, прижимы. Небольшая облачность, ветер, температура 25-27 градусов.
15 18.08.2003 р. Кулагаш 26 9ч. 15м Движение без тропы, буреломы, чащобы, прижимы и осыпи. Утром туман, после обеда облачность,ветер, температура 22-25 град.
16 19.08.2003 р. Кулагаш - пер. Кулагаш 1Б - лед.Куркуре 22 7ч. 25м Заросли стланика, моренные валы, ледово - скальные участки. Небольшая облачность, ветер, температура 15-17 градусов.
17 20.08.2003 лед.Куркуре - пер. Туристов 2А - лед.Менсу 12 6ч .35м Ледово-скальные участки, движение по местами закрытым ледникам, моренные валы. До обеда небольшая облачность, сильный ветер, после обеда, дождь со снегом до вечера и на всю ночь, температура 5-10 гр.
18 21.08.2003 Лед. Менсу - скала Бийчанка 2Б - 3 9ч. 15м Открытый ледник, «бараньи лбы», ледовый склон, закрытый ледник. Сильная облачность, ветер, после обеда снег, температура 5-7 градусов.
19 22.08.2003 лед.Менсу - пер. Бол. Берельское Седло - верш. Восточная Белуха (3А) - ледник Менсу. 7 10ч. 10м Закрытый ледник, скальный гребень, открытый лед. Погода с утра пасмурно, после обеда ясная, безветренная, температура 0-5 град.
20 23.08.2003 Ледник Менсу - пер. Делоне 2Б - лед Аккемский - оз. Аккемское - р. Аккем 30 10ч. 40м Закрытый ледник, ледовый склон, открытый ледник, мореные валы, вдоль реки по тропе вдоль прижимов и с выходом на террасы. Переправы через неглубокие притоки р. Аккем по камням и мосткам. Погода ясная, безветренная, температура 5-25 градусов.
21 24.08.2003 р. Аккем - пер. Кузуяк - п. Тюнгур 39 10ч. 55м Движение по тропе вдоль реки с выходом на террасы. Переправы через неглубокие притоки р. Аккем по камням и мостикам. Преодоление не категорийного перевала по дороге. С утра дождь, в обед ясно, легкий ветер, температура 23-25 градусов.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА

02.08.2003 г. Отъезд из г. Заринска в 7-00.

03.08.2003 г. На ночевку остановились на поляне в среднем течении реки Талдуры, выше с. Бельтир на 8 км.

04.08.2003 г. Выезжаем на автобусе в 6-00, до р. Джело перед самим перевальным взлетом, где и начинается наш маршрут. После выгрузки из автобуса, упаковывания вещей и продуктов по рюкзакам, уходим на перевал по дороге. На подходе к самой седловине перевала нас захлестывает дождь со снегом и сильным ветром. На перевале были в 13-00 ходового времени. С перевала уходим по дороге в долину р. Иолдо-Айры. Движение ни чем не затруднено, кроме как тяжелыми рюкзаками. В 17-00 встаем лагерем, на втором притоке реки Иолдо-Айры с правой стороны от нее по ходу движения.

05.08.2003 г. Выход в 8-10. Движение вниз по дороге, идущей правым берегом реки до слияния с притоком р. Атбаши, который приходит с другой стороны реки. Переправляемся на противоположный берег р. Иолдо-Айры по бревну и уходим по реке Атбаши к перевалу Переметный 1Б. Движение вдоль р. Атбаши по тропе, идущей левым берегом по ходу движения вверх. Встаем в 18-00 лагерем на берегу реки, на границе зоны леса.

06.08.2003 г. Выход в 8.30. Через полтора часа подходим левым берегом реки до моренных валов, с последующим движением по ним и выходом на ледник с левой стороны, по которому поворачиваем на лево к перевалу. Движение по леднику не затруднено, т.к. ледник пологий 10 градусов уклона с набором крутизны у последнего перевального взлета. При подходе к последнему перевальному взлету, останавливаемся в бергшрунде, от которого идет чистый ледовый участок с уклоном 40-45 градусов до самой седловины перевала Переметный. От бергшрунда навешиваем две веревки перил по 50 метров и уходим на перевал в кошках и с помощью жумаров. При выходе к седловине перевала застает сильный ветер с мокрым снегом. Из-за непогоды стараемся как можно быстрее уйти с перевала вниз, оставив записку в туре. Спуск с перевал по довольно пологому, не более 25 градусов открытому леднику в кошках с самостраховкой ледорубом. При выходе по леднику к моренным валам, снимаем кошки и уходим вниз до ближайших площадок, где и встаем лагерем. Вечером и всю ночь шел снег.

07.08.2003 г. Выход в 9-00. Уходим траверсом от места стоянки через гребень с небольшим, но оправданным набором высоты и выходим через час на ледник Талдуринский. Движение по левому борту ледника Талдуринский. Прямо по ходу движения находится гора Иикту, наивысшая точка Южно-Чуйского хребта. Дальнейшие движение по моренным валам, далее по снежно-ледовому склону, который траверсируем в направлении седловины перевала Талдуринского. По прохождению склона выход к последнему перевальному взлету на среднюю осыпь, по которой выходим в 13-30 на седловину перевала. Спуск с перевала с самостраховкой ледорубами по скально-осыпному склону. От скалы по ледовому склону навесили 60 метров перил до открытого пологого ледника, по которому выходим в верховья реки Караайры. Сразу по прохождению ледника и выходом на реку, уходим по моренным валам в первый правый карман, который выводит к перевалам АНИТИМ и СтройГаз. Пройдя несколько моренных взлетов, встаем в 18-00 лагерем на берегу небольшого озера на плоских песчаных площадках. С вечера, и всю ночь идет снег.

08.08.2003 г. Выход в 8-00. Движение к перевалу по моренным валам, с выходом на открытый ледник. В 9-00 вышли на ледники вынуждены были отсиживаться три часа пережидая непогоду под тентом (сильный туман, снегопад, видимость до 50 метров). Дождавшись просвета в небесах, вышли по несложному скально-осыпному склону на седловину перевала в 12-40.

Спуск с перевала осуществляли не по скально-осыпному склону, в связи с его потенциальной опасностью (из-за выпавшего мокрого снега, начался камнепад), а по более сложному оцениваемому 2А ледовому участку, крутизной 45 градусов. Спуск по льду в кошках по навешанным перилам на БСУ, уходим по перилам в 5 веревок по 50 метров, с дальнейшим движением по пологому открытому леднику и выходом на моренные валы. По моренным валам спускаемся к реке Колаж-Оюк, вдоль которой идем правым берегом без тропы до зоны леса, где через бурелом и чащобу выходим на слияние с р. Карагем. Далее движение вверх по реке до стрелки, на слияние рек Карагем и Абыл-Оюк, где переходим на противоположный берег по бревну и выходим на "Карагемскую поляну". На поляне встаем в 21-20 лагерем.

09.08.2003 г. Полудневка. Погода солнечная. Сушим снаряжение, одежду. Выход в 15.00. Три брода через рукава реки Карагем. Далее по ярко выраженной тропе вверх по реке Абыл-Оюк правым берегом по ходу движения. В 19-00, на левой террасе реки останавливаемся в зоне леса на ночевку.

10.08.2003 г. Выход в 8-05. Через 45 минут прошли мимо озера Абыл-Оюк по тропе к леднику. Тропа теряется в рукавах реки,. Далее движение по моренным валам до открытого ледника. По леднику прошли в связках, так как в верховьях он разорван трещинами. Подъем на перевал Абыл-Оюк по 45 градусному скально-осыпному склону со снежниками. На перевале группа была в 13-47. Погода переменчива (снежные заряды, ветер). Спуск с перевала по снежному склону длиной 80 метров средней крутизны с самостраховкой ледорубом в три такта до мелкой осыпи, по которой спускаемся к пологому открытому леднику. От начала морен видна тропа, ведущая к Верхне-Шавлинскому озеру. Останавливаемся на ночевку в зоне леса в 18-15.

11.08.2003 г. Выход в 9-00. Затяжной подъем по гребню моренного вала к осыпному склону перевала Орбита, занял три часа. На перевале были в 12-45. После перекуса начали спуск по крутому заснеженному склону в кошках с самостраховкой ледорубом, до ледника. Ледник между перевалами Орбита и Москвич закрыт, погода плохая: туман, идет мокрый снег. Движение по леднику осуществляем в связках, так как много ледовых трещин. На перевал Москвич вышли в 14-00. спуск вниз по осыпному кулуару, вдоль скальных стен около 300 метров. Самостраховка ледорубом. Крутизна склона до 45 градусов. Далее траверсируем открытый ледник в связках до бараньих лбов. Не спускаясь к верховьям Левого Юнгура движемся налево в направлении передового моренного вала, за которым останавливаемся на ночевку в 19-00. Всю ночь шел снег с дождем.

12.08.2003 г. Выход в 12-00. Идет снег. Движение по закрытому леднику (снег 30см) в связках, так как под снегом при зондировании встречаются небольшие трещины. Подъем на перевал сначала в связках, затем навешиваем перильную веревку, после которой подъем выполаживается к седловине. Пережидаем снежный заряд в мульде, и дождавшись окна начинаем спуск. На спуске по узкому кулуару пришлось провесить три перильные веревки до выполаживания склона, а затем навесить перила для прохождения снежного моста через бергшрунд. Спуск по закрытому пологому леднику Туманному в связках и кошках, видимость ограничена, идет мокрый снег. На ночевку остановились в истоках реки Камрю в 21-20. Всю ночь шел снег. Утром мороз до 10 градусов. На палатках 10 сантиметровый слой замерзшего снега.

13.08.2003 г. Выход в 10-40. Движение вниз, тропа отсутствуют. Начинает таять снег. Курум и трава мокрые, двигаться приходиться осторожно. Идем по линии падения воды до озера Камрю. В 14-10 останавливаемся на обед у устья реки Камрю. Сушимся. От озера идет еле заметная тропа, теряющаяся в буреломе. Встречаются заросли смородины. Спуск идет правой террасой реки, по чащобе и буреломам. У впадения Камрю в Карагем выходим к руслу реки, где сошел сель. К Карагему спустились в 17-25. Карагем запружен обвалом, и у впадения Камрю образовалось озеро.

14.08.2003 г. Полудневка. Выход в 12-00 в 9.20. Переправа через приток, Камрю по поваленным деревьям и движение по тропе вниз по реке Карагем правым берегом с преодолением притоков. Тропа заросшая крыжовником, шиповником, бояркой. Лес трудно проходим на расстоянии 4-х километров. К концу ходового дня с правой стороны от реки приходим прижимы, и мы вынуждены переправляться на противоположный берег, с наведением переправы по бревну с перильной страховкой. На противоположном берегу у места переправы в 19-20 встаем лагерем на ночевку.

15.08.2003 г. Выход в 8-30. Движение по реке вниз по течению левым берегом в основном по заросшей, часто теряющейся в буреломах тропе с преодолением нескольких небольших притоков левой стороны. После второй половины дня выходим на хорошую тропу, а затем заброшенную дорогу, ведущую к реке Аргут. К концу дня выходим перед слиянием р. Аргут и р. Карагем к деревянному мосту, ведущему на правую сторону реки Карагем, перейдя по которому уходим уже противоположным правым берегом по дороге и встаем лагерем в 20-00 на слияния рек.

16.08.2003 г. Выход в 8-20. Движение по дороге вниз по р. Аргут с выходом на террасу. Далее дорога уходит вдоль Аргута правым берегом, а мы сворачиваем на левый берег через пешеходный мост, за которым становимся на обед. Далее движемся по террасам по тропе левым берегом и выходим к п. Аргут. Пройдя через маленький поселок, где на нашу группу вышло посмотреть все местное население и все их коровы, уходим далее вдоль берега по тропе. Становимся в 19-10 на ночлег на лугу, не дойдя до р. Кулагаш 1,5 км.

17.08.2003 г. Выход в 8-30. Через час доходим до разрушенного моста через р. Кулагаш. Тропа уходит через р. Кулагаш на другой берег и далее уходит по р. Аргут. Безрезультатно в течении часа ищем тропу вверх по течению р. Кулагаш. Движение очень затруднено; прижимами скально-осыпных участков, преодолением буреломов при движении по замшелому лесу, растущему на крутых склонах и камнях, завалами на реке, отсутствием троп. При подходе к прижимам, где нет возможности прохода, приходится преодолевать выходить выше прижимов по террасам с преодолением чащоб, неустойчивой осыпи. После обеда начала подниматься река, вода стала мутная. Причину увидели в 17 часов, - сошел левый склон реки вместе с участком леса размером 300 на 250 метров. Остановились выше завала в 19-00 лагерем на берегу реки, поднявшись на террасу. За день прошли 6 км.

18.08.2003 г. Выход в 9-20. Движение вверх по реке с преодолением буреломов при движение по лесу, речных завалов, отсутствием тропы, прохождением неустойчивой осыпи и т.д. При подходе к границе зоны леса долина выполаживается, и становится более широкой, река разливается в несколько рукавов, становится спокойной, можно двигаться по берегу, по галечным намывам. Движение облегчается прохождением по редколесью, нет буреломов и чащоб. При выходе из зоны леса долину перегораживает горная гряда, и мы сворачивает на право. Движение по зарослям стланика. При подходе к моренным валам, встаем в 19-30 лагерем на берегу реки.

19.08.2003 г. Выход в 9-20. Движение вверх по реке через стланик и дальнейшим выходом к моренным валам, с дальнейшим выходом к языку ледника. Движемся в кошках по открытому пологому леднику с уклоном до 20 градусов и придерживаясь правой стороны ближе к осыпи. При подходе к самой седловине перевала много трещин, которые обходятся справой стороны по ходу движения. Ледник подходит к скальной седловине перевала, где мы обедаем. Спуск по скальному кулуару одна веревка, затем три веревки по 50 метров по открытому льду. Движение по наведенным перилам с помощью БСУ и в кошках. Необходимо выставлять наблюдателей за скальным склоном над перевалом, откуда возможен камнепад. Крутизна склона не менее 45 градусов. Дальнейшее движение по более пологому леднику, с выходом к моренным валам, по прохождению которых выходим в верховья ледника Куркуре. Большая потеря высоты между ветвями ледника Куркуре. Дальнейшие движение по открытому леднику Куркуре с проходом в правый карман ледника, ведущего к перевалам Турист 2А - с правой стороны и 50 Лет КПСС 2А - с левой стороны. При пересечении ледника и подходу к нужному нам карману, встречаем ледопад, который преодолеваем с правой стороны по ходу движения, продвигаясь по скалам с резким набором высоты на выполаживающийся ледник. При дальнейшем продвижении к перевалу по леднику приходится распутывать многочисленные трещины. Не доходя до последнего взлета, к перевалу Турист, около 500 метров, ставим лагерь на льду в 19-50. Ночью холодно.

20.08.2003 г. Выход в 8.00. Движение уже по пологому леднику с подходом к скально-ледовому перевальному взлету. Ледник местами закрыт снегом, по этому движемся в связках. На перевал навешиваем 2 веревки по 50 метров. Движение от бергшрунда, который, преодолеваем по снежным мосту, справа по ходу движения, и далее вдоль скалы. Склон при прогреве солнцем камнеопасен. На перевале были 11-30. При спуске с перевала, движение в связках по закрытому леднику, до выхода на открытый сильно разорванный ледник.

Обедаем на моренном валу между ветвями ледника Менсу. После обеда в связках пересекаем ледник в направлении скалы Бийчанка. Поверхность ледника изорвана радиальными и продольными трещинами, по этому приходится очень много времени уделять на распутывание трещин. Подойдя к притоку ледника от вершины Карооюк, устанавливаем лагерь на площадках вырубленных ледорубами на неровном льду. Снег, туман, продержались всю ночь. Ночью не давали уснуть участившиеся камнепады со скальных склонов.

21.08.2003 г. Выход в 8-45 Движемся с соблюдением мер предосторожности вдоль скального склона по крупным камням, скальным полкам и далее по вмерзшей каменой осыпи до ледового цирка. Ледник до скалы Бийчанка открытый, изрезан трещинами, которые обходятся. По скале движемся по полкам до верха скалы. Где на площадке перекусываем, и провешивает вертикальные перила. Ледовая обстановка ухудшилась по сравнению с прошлыми годами и пришлось провесить три веревки по 50 метров. Две веревки прошли нормально, затем начался сильный ветер, принесший снегопад. Снегопад с сильным ветром продолжался три часа. По закрытому леднику шли в связках, непрерывно зондируя путь, и соблюдая охранение первого участника. На ночевку встали в 19-30 под Берельским седлом. Вокруг палаток поставили снежные стенки, которые пригодились ночью, так как мороз доходил до 20 градусов.

22.08.2003 г. Ранний подъем в 5.30. Выход в 7.15. Тропа едва просматривается под свежевыпавшим снегом. Движемся налегке в связках. На перевале Берельское седло были в 8 часов. С трудом узнавали места, ледник сильно изменился, много разломов, трещин. Набор высоты под взлет Белухинского перевала по заснеженной тропе. Радует, что погода улучшается. На ледовый взлет провесили 5 веревок. Перила проходили в кошках, при помощи жумаров. С седла к вершине подъем вдоль скал. На вершине Восточной Белухи были в 14-30. Погода позволила осмотреть прекрасные безоблачные виды, открывающиеся с вершины. Спуск по пути подъема по оставленным нами перилам. В свой лагерь вернулись в 19-00.

23.08.2003 г. Выход в 8-00. Подъем к перевалу Делоне по закрытому леднику в связках по хорошо видимой тропе, обходящей трещины. На перевале были в 9-15. Спуск по крутому ледовому склону 6 веревок по 50 метров. По открытому леднику шли к Томским стоянкам без связок. Перекусив, уходим вниз моренным валом вдоль ледника Аккем с правой стороны по ходу движения. По прохождении ледника и спуска с моренных валов, встаем на тропу, которая ведет вдоль реки до слияния с р. Кара-Оюк. Далее движение вдоль реки вниз по правой стороне по хорошей тропе. При подходе к озеру Аккем тропа переходит на другой берег с переправой через реку по навесному мосту. После переправы движение до КСО Аккем левым берегом озера, у спасателей обедаем. После обеда спускаемся по тропе с движением от озера по левой стороне реки Аккем, проходим мимо турбазы "Высотник" - и вниз до водопада Текелю, находящегося на противоположном склоне. Встаем лагерем на поляне у берега р. Аккем в 20-40.

24.08.2003 г. Последний день. Подъем в 8-00. Ночью дождь, который продолжался до 11 часов. Движение левым берегом реки по тропе, с выходом на террасы и преодолением нескольких притоков по камням. Перед выходом на большое поле, в 12 часов обедаем. С большим трудом штурмуем по грязной и скользкой дороге, последний на маршруте перевал Кузуяк. С перевала уходим вниз по дороге, которая после спуска выводит к большому полю, за которым находится п. Кучерла. За п. Кучерла по дороге уходим мимо турбазы Высотник к подвесному мосту через р. Катунь, перейдя по которому, попадаем уже в п. Тюнгур, где нас уже ожидает автобус.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

При движении по моренным валам или по осыпям, возможно травмирование участников из за неправильной постановки ног и неправильной техники самостраховки. Движение плотными группами для того, что бы камень из-под 1-го участника не смог набрать скорость до 2-го участника.

Движение по закрытым ледникам очень опасно из за провала в трещину. по этому движение в связках по закрытым снегом местам. Местами встречаются трудно распутываемые по трещинам ледники - ледник Менсу.

На перевалах Переметный, АНИТИМ и Турист, Абыл-Оюк, Туманный Северный пересечение бергшрундов по снежным мостам - одним из опасных участков похода.

Спуск и подъем на перевалы осуществлялись с помощью наведенных перил, там где это было необходимо: перевалы Переметный 1Б - 2 веревки на подъеме, Талдуринский 1Б - 1 веревка на спуске, АНИТИМ 2А - 5 веревок на спуске, Туманный Северный 2А - 4 веревки на спуске, Кулагашский 1Б - 4 веревок на спуске, Турист 2А - 2 веревки на подъеме, и Бийчанка 1Б - 3 веревка на подъеме. взлет на Белухинское седло 5 веревок на подъеме и спуске, Делоне 2Б - 6 веревок на спуске.

На ледниках при движении по открытому льду движение в кошках. При движении по скально-осыпным участкам свободным лазанием необходимо находить достаточно надежные точки опоры и использовать 3 точки опоры.

Часто на маршруте во время движения по скалам, осыпям и моренам заставал дождь, делая камни опасными для движения по ним. По этому в это время движение с наименьшей скоростью и большей бдительностью, или пережидание непогоды и выжидания подсыхания камней.

Переправа через реку Карагем.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

Центральный Алтай - самая высокая часть горного Алтая - состоит из двух горных цепей: северной и южной. Южную образуют Южно-Чуйский и Катунские хребты, северную - Северо-Чуйский и Теректинский. Хребты эти имеют ярко выраженный альпийский облик - пикообразные, покрытые вечными снегами и ледниками вершины, крутые, обрывистые склоны, прорезанные ущельями рек. Они несут около 70 % всех ледников Алтая.

Самый высокий из перечисленных - Катунский хребет. В нем находится высочайшая гора Сибири - Белуха (4 506 метра). Всю 150 - километровую длину хребта можно разбить на три части - западную, центральную и восточную с границами по верхнему и нижнему Курагану и Кулагашу - Орочагану.

Наиболее интересный природный объект на маршруте: водопад Текелю, гора Белуха, озеро АбылОюк, Шавлинское, Камрю, Аккем - все это памятники Федерального значения.

Так же интересен сам район по своей сложности со своим множеством ледников, высококатегорийных перевалов, снежных вершин, горных озер, рек и т.д.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

(перечень специального, общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характеристика для данного вида туризма информация)

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ


1. Рюкзак анатомический - 1 шт.
2. Спальный мешок - 1 шт.
3. Запасная одежда, бельё - 1 комплект
4. Посуда - 1 комплект
5. Костюм ветрозащитный - 1 шт.
6. Куртка пуховая или синтепоновая - 1 шт.
7. Очки солнцезащитные - 1 шт.
8. Ботинки - 1 пара
9. Фонарь электрический - 1 шт.
10. Коврик пенополиуретановый - 1 шт.
11. Кошки - 1 пара
12. Часы механические - 1 шт.
13. Реп. шнуры - 2 шт.*1.5метра.
14. БСУ - 1 шт.
15. Жумар - 1 шт.
16. Карабин - 3 шт.
17. Система - 1 шт.
18. Альпеншток или ледоруб - 1 шт.
19. Каска - 1 шт.
20. Рукавицы - 2 пары, шапка - 1 шт.
21. Лавинный шнур- - 1 шт.

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУППОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ


1. Палатка летняя 2-х слойная с тентом 4-х местная - 2 шт.
2. Ледобуры - 1 - 2 шт.
3. Ремнабор - 1 шт.
4. Аптечка - 1 шт.
5. Примус "Шмель" - 1 шт.
6. Бензин - 5 литров
7. Лопата лавинная - 3 шт.
9. Варочные котлы - 2 шт.
10. Пила цепочка - 1 шт.
11. Топор большой - 1 шт.
12. Крем от солнечных ожогов - 1 тюбик
13. Фотоаппарат,видеокамера - 2 шт.
14. Комплект фотопленок - 2 шт.
15. Картографический материал - 2 комплект
16. Компас - 2 шт.
17. Ручка, карандаш, блокнот - 2 шт.
18. Верёвка основная - 4 шт.* 50 м.

СПИСОК АПТЕЧКИ

Бинты стерильные 5 шт. Для перевязок
Бинты эластичные 2 шт. При растяжениях
Жгут резиновый 2 шт. При кровотечениях
Вата медицинская 100 г  
Лейкопластырь 40 шт.  
Ножницы 1 шт.  
Термометр 1 шт.  
Актовегин 20% 1*20г Ожоги
Аскорбиновая кислота 14*10 табл. Витамины
Ревит 2*100 табл. Витамины
Тазепам 25 табл. Аллергич. Успокаивающее
Реланниум 2*2 мл. Снотворное,успокаивающее,при переломах и сильных болях с потерей сознания.
Раствор йода 5% 10 мл. Обработка ран
Перикись водорода 40 мл. Обработка ран
Раствор аммиака 10% 10 мл. Потеря сознания
Бинты трубчатые 2 шт. Фиксирующие
Валидол 10 табл. Сердечная недостаточность
Визин 15 мл. Глазные капли
Трамал 5% раствор для инъекций 5*2 мл. Обезбаливающее средство центрального воздействия
Баралгин 5*5 мл. 10 табл. Спазмолитик и анальгетик при жел. кишечных коликах
Валокордин 20 мл. Седативное
Но-шпа 5*2 мл.100 табл. Желудочные боли
Уголь активированный 40*10 табл. Желудочное
Фестал 2*10 табл. Нормализация пищеварения
Левомицитин 2*10 табл. При тяжелых отравлениях
Кислота ацетилсалициловая 2*10 табл. Аспирин
Стрептоцид 3*10 табл. Сухой антисептик
Олететрин 25 табл. Антибиотик при ангине, воспалениях
Анальгин 2*10 табл.10*1 мл. Болеутоляющее
Таблетки от кашля 2*10 табл.  
Глазолин 10 мл. Капли в нос
Супрастин 20 табл. Аллергическое
Зовиракс 2 г. Герпес
Бен-гей 35 мл. Боли в мышцах
Папазол 10 табл. Повышенное давление
Марганцовка 2 г.  
Спирт медицинский 0.5 л.  
Салфетки спиртовые 20 шт. Для инъекций
Шприцы одноразовые с иглами 5 шт.  

10. СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ, ПИТАНИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

1. Проживание в палатках.

2. Питание участников в походе было организованно в основном за счет бюджетных денег, выделенных для проведения детского похода с присутствием родительской доли.

3. Средства, затраченные на бензин, были восполнены самими участниками.

4. Автобус был предоставлен ЦДТ.

5. Затраты на комплектование аптечки и ремонтного набора за счет денежных средств, выделенных на поход на хоз.расходы из бюджета.

Питание для участников 50 рублей в день на каждого человека и 10 рублей в день на одного человека на хозяйственные нужды и непредвиденные расходы.

6. Снаряжение в основном было предоставлено ЦДТ, в остальном недостаток снаряжения восполнялся самими участниками.

11. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Все задачи стоящие перед группой на время проведения путешествия были выполнены.

Физическая и техническая подготовка участников соответствовала категории сложности проводимого путешествия.

Технические препятствия отрабатывались достаточно быстро и умело. На пути следования приходилось особенно много времени уделять на преодоление перевалов, движение по закрытым ледникам, их распутывание и другого рода препятствия. Также оттачивалось мастерство хождения в горных условиях. Действия группы в условиях гор достаточно отработана, что пригодиться последующих горных походах. Все участники показали высокие волевые и физические качества, а также психологически совместимы, тактичны в отношениях в группе. Все участники похода абсолютно здоровы, что означает наличие высокой физической подготовленности перед походом. Большие физические, технические и моральные нагрузки переносились нормально. Даже изменения погодных условий не смогли поколебать нашей решимости в успешном проведении похода. Технические сложности при преодолении препятствий оказались нам по плечу.

Наиболее яркие моменты похода, определяющие его сложность, были: движение группы по закрытым и открытым ледникам, преодоление высокогорных, категорийных перевалов, восхождение на высочайшую вершину Сибири - Восточную Белуху, движение по моренам и осыпям, посещение красивейших озер и мест Алтая и т.д.

По мнению группы, маршрут соответствует 5-ой категории сложности пешеходного похода. Частые дожди, снег в высокогорье, закрытые ледники, осыпные перевалы, большая работа со снаряжением на перевалах и т.д.

Район путешествия интересен. Изюминкой маршрута являются: гора Белуха, водопад Текелю, озеро Камрю, Шавлинское, Аккемское - все это памятники федерального значения и красивейшие места первозданной природы - одни из жемчужен Центрального Алтая.

Для прохождения по маршруту необходимо снаряжение высокого класса такое как: спальные мешки из современных синтетических наполнителей, ветрозащитные куртки и комбинезоны из мембранных тканей типа гор-текс, комбинезоны или костюмы из тканей полартекс, варочные котлы в виде автоклавов, газовые горелки и газ (Кэмпинг-газ), универсальные горные ботинки для ходьбы как в кошках так и по мореннам.

Оптимальным будет использование продуктового набора из сублимированных и обезвоженных продуктов, что в нашем случае в полной мере не удалось реализовать.

Но все же самым главным условием удачного прохождения маршрута является многолетняя подготовка членов группы для прохождения подобного маршрута. Необходимо, чтобы участники похода хорошо знали физические и психологические особенности друг друга и могли прогнозировать поведение каждого в экстремальных условиях.

При прохождении по подобным маршрутам группа в любой момент времени должна иметь необходимый, требуемый запас прочности: как физических, так и психологических сил. Все выше перечисленные факторы были учтены при планировании состава группы, нитки маршрута, что позволило пройти запланированный маршрут полностью.

Впервые в истории Заринского туризма совершен пешеходный поход 5 категории сложности с участием воспитанников ЦДТ, совершивших восхождение на вершину Восточная Белуха.

Данный маршрут можно рекомендовать подготовленным группам туристов - пешеходников, желающих ознакомится с высокогорными хребтами Алтая и его достопримечательностями.

Как говорится, счастливого пути и удачи!

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Владимир, 25.12.2007
Поход хорош.Но почемуто позновато публикуется.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Подход по долине р. Атбажи к пер. Переметный

Перевал Переметный, вид с долины реки Атбажи

Подъем на пер Переметный

Перевал Переметный

Вид на перевал Переметный с долины реки Талдуры

Место ночевки на террасе. Вид на Талдуринскую ограду.

Вид на пер. Талдуринскийсо стороны ледника Талдуринского

Перевал Талдуринский

Вид с пер АНИТИМ в долину реки Коллаж-Оюк

Подход к пер. Абыл-Оюк

Спуск с пер. Абыл-Оюк

Вид на пер Зелинского при подходе к пер Орбита

Спуск с пер. Москвич

Подход к пер Туманный Северный

На перевале Туманный Северный

Вид из верховий реки Камрю на вершину Красавица

Спуск по долине реки Камрю

Озеро Камрю

Река Аргут

Подход к перевалу Кулагаш

Перевал Кулагаш

Спуск с перевала Кулагаш

Ледник Куркуре

Вид с пер. Турист на ледник Менсу

Подход к ледопаду Менсу, вид на скалу Бийчанка

Место ночевки на леднике Менсу под ледопадом

На скале Бийчанка

Подъем на перевал Большое Берельское седло

Путь к вершине В. Белуха

Вид на ледник Менсу и перевал Делоне с Берельского седла

Спуск с пер. Делоне

Озеро Аккемское




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100