Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о пешеходном спортивном походе V к.с по Алтаю

Дата: 20 июля - 17 августа 2002 г.

Маршрутная книжка № 23-02

Руководитель: Шафигуллин Р.Н. (Татарстан)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

 

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация

Министерство Республики Татарстан по делам молодежи и спорту, Профессиональный туристский клуб "Траверс".

2. Сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность общая / ходовых дней Сроки проведения
пешеходный пятая 256 28 / 19 20.07.02 - 17.08.02

3. Район, подрайон похода

Алтай, Южно-Чуйский, Катунский хребты.

4. Подробная нитка маршрута

Пос.Бельтир - р.Акколь - лед.Удачный - пер.Менбулак (1Б, 3400 м) - пер.Аккарасу (1А, 3000 м) - р.Аккарасу - пер.Узургу (1А, 2830 м) - р.Узургу - пер.Троих (1Б, 3300 м) - траверс ГВХ до пер. Сибстрин (2А, 3400 м) - рад. выход на г.Ольга В. (2А, 3734 м) - исток р.Талдура - пер. Талдуринский (1Б, 3400 м) - р.Оштуайры - р.Караайры - р. Карагем - р.Аргут - р.Кулагаш - пер.Лев.Кулагаш (1Б, 2960 м) - лед. Куркуре - пер.Туристов (2А, 3300 м) - лед.Менсу - пер.Делоне (2Б, 3400 м) - лед.Аккемский - р.Аккем - пер.Кузуяк (н/к, 1513 м) - р.Кучерла - пос.Тюнгур.

5. Информация об участниках

№ п/п Ф.И.О. Год рождения адрес
1. Шафигуллин Радик Наилевич 1971 ул. Адоратского 47-72
2. Ванюшин Михаил Юрьевич 1978 ул. Правобулачная 37-6
3. Косолапова Анастасия Олеговна 1981 ул. Сафиуллина 26-57
4. Курин Арсений Леонидович 1977 ул. Газовая 16-18
5. Садреев Тагир Алмазович 1976 ул. Халева 11-64
6. Семин Вадим Александрович 1982 ул. Гвардейская 32-217
7. Черножуков Алексей Евгеньевич 1977 г. Чистополь, ул. Комсомольская 84г

6. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Туристско-спортивный союз России, г. Москва, Студеный проезд, д. 7. Видеоматериалы находятся у руководителя похода.

7. Рассмотрение похода

Поход рассмотрен Тульской зональной МКК (171-00-55552010) в составе мсмк С.Н. Ульченко, мс С.М. Кисилева и председателя - мс А.Э. Миллера. Маршрут соответствует V категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода, его уникальность, новизна

Общая смысловая идея состояла в том, чтобы объединить в одном маршруте центральную часть Южно-Чуйского хребта и часто посещаемые районы Катунского хребта, пройдя при этом через сравнительно редко посещаемые долины рек Оштуайры и Карагем. При этом в Южно-Чуйском были пройдены перевалы Менбулак, Ак-Карасу и Узургу, редко посещаемые в последние годы, информация по которым труднодоступна.

2. Варианты подъезда и отъезда

От ст. Казань до ст. Москва - поезд № 111 Казань - Москва (еж., отправление в 21:05).

От ст. Москва до ст. Барнаул - поезд № 36 Москва - Барнаул (Пн, Пт, отправление в 21:04), № 96 Москва - Барнаул (Чт, Сб, Вс, отправление в 21:04).

От г. Барнаул до г. Горно-Алтайск - автобус (несколько раз в день).

От г. Горно-Алтайск до пос. Акташ - автобус (еж., отправление в 10:40; Пн, Ср, Пт, Вс, отправление в 6:50 (до Улагана); Вт, Чт, Сб, отправление в 7:10 (до Кош-Агача)).

От пос. Акташ до пос. Бельтир - заказ автомашины.

От пос. Тюнгур до г. Бийск - заказ автомашины.

От г. Бийск до г. Новосибирск - поезд №602 Бийск - Новосибирск (еж., отправление в 17:15).

От ст. Новосибирск до ст. Казань - поезд № 117 Новокузнецк - Москва (чет., отправление в 1:20), поезд № 31 Новокузнецк - Москва (нечет., отправление в 1:20), либо на проходящих поездах с пересадкой на ст. Свердловск.

Примечание: Расписание поездов приведено по московскому времени. Расписание автобусов приведено по местному времени. Поправка на местное время в Алтайском крае +3 часа.

3. Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

1. Аварийные выходы при нахождении южнее Южно-Чуйского хребта - до р. Джазатор, а далее по дороге вдоль реки; севернее Южно-Чуйского хребта - в пос. Бельтир; в долине р.р. Карагем и Аргут - по дороге в пос. Джазатор, либо по тропе вдоль р. Аргут - в пос.Тюнгур.

2. На 15-й день вместо прохождения пер. Делоне (2Б) - пер. Караоюк (2Б), либо, в случае аварийного выхода, пер. Дружба (1Б).

4. Изменения маршрута и их причины

Изменения маршрута не производились.

5. Техническое описание прохождения группой маршрута

6. График движения и другие параметры маршрута, определяющие его категорию сложности

Подробнее в таблице RTF (977 КБ)

7. Описания перевалов и вершин

1. Пер. Менбулак (1Б, 3400 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет. Соединяет ледник Удачный и верховья р. Менбулак.

Характер: ледово-скально-осыпной.

Подъем: Со стороны ледника Удачный. За полчаса поднимаемся на взлет крутизной до 15°, вытаптывая ступени в снегу. Идем дальше по верхнему языку ледника, обходя трещины после предварительной разведки. Затем движемся по центру ледника; трещин мало, они легко проходятся, подходим под перевальный взлет.

Поднимаемся по снежному склону с постепенно увеличивающейся крутизной. С попеременной страховкой (60 м) доходим до бергшрунда по склону крутизной до 40°. Бергшрунд преодолеваем по снежному мосту с наведением перил. Дальше поднимаемся еще 40 м с попеременной страховкой и выходим на перевальную седловину.

Седловина неширокая, образована примыканием ледника с скальному гребню, места под палатки есть. ЧХВ - 3:28.

Спуск: В долину р. Менбулак. Спускаемся по осыпному кулуару крутизной 30-35°, начинающемуся от седловины, постепенно забирая вправо. Кулуар заканчивается, выводя на скальный сброс.

После разведки пути спуска переходим по простым скалам в правый кулуар и вешаем вертикальные перила (30 и 25 м). Далее траверсом по простым скалам уходим направо еще около 100 м и по средней некрутой осыпи спускаемся к снежнику.

Дальше спускаемся по крупной некрутой осыпи к леднику. По пологому леднику с самостраховкой ледорубом спускаемся на морену к небольшому озерцу. Ледник пологий, покрыт большим количеством камней.

В условиях не очень хорошей видимости путь подъема со стороны ледника Удачный казался наиболее логичным, седловина, на которую мы поднялись была хорошо выражена. Спустившись в долину р. Менбулак, мы обнаружили в 400 м севернее более простой для спуска путь. Описаний прохождения перевала у нас не было, отмечен он был только на одной из имевшихся карт. Возможно, что для перехода с ледника Удачный в долину р. Менбулак логичнее использовать связку перевалов Щель и Караоюк. ЧХВ - 6:24.

2. Пер. Ак-Карасу (1А, 3000 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет, южный отрог. Соединяет долины р.р. В.Ак-Карасу и Менбулак.

Характер: травянисто-осыпной.

Подъем: Из долины р. Менбулак. По травянистому склону подходим под перевальный взлет. На перевал поднимаемся по пологому травянисто-осыпному склону (крутизной до 30°), затем по средней осыпи и участкам пологих скал и по пологому (крутизной до 20°) снежнику. Седловина перевала Ак-Карасу широкая, травянисто-осыпная. ЧХВ - 1:00.

Спуск: В долину р. Ак-Карасу. Из-за начавшегося дождя и сильного ветра быстро спускаемся по пологому травянисто-осыпному склону к небольшому озеру. Дождь ослабевает, дальше спускаемся по травянисто-осыпному склону с участками средних осыпей к озеру правого притока р. Ак-Карасу. ЧХВ - 0:29.

3. Пер. Узургу (1А, 2830 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет, южный отрог. Соединяет долины р.р. Ак-Карасу и Узургу. Севернее вершины Узургу.

Характер: осыпной.

Подъем: Из долины р. Ак-Карасу. От озера за 20 мин доходим вдоль склона под перевал, идя сначала по заболоченной луговине, затем по средним осыпям. На перевал поднимаемся сначала по травянисто-осыпному склону с участками средних осыпей, крутизна склона до 35°. Доходим до снежника, после него поднимаемся по крупной и средней осыпи на перевал Узургу.

Седловина неширокая, травянисто-осыпная, место под палатку есть. Сняли записку туристов Кишиневского ПО "Счетмаш", совершавших в 1987 году пешеходно-велосипедный поход, которым, в свою очередь, досталась записка 1977 года. ЧХВ - 1:40.

Спуск: В долину р. Узургу. За 45 мин спускаемся с перевала по мелким и средним живым осыпям крутизной до 30°. В долину р. Узургу, к одному из ее истоков, спускаемся сначала по травянисто-осыпному склону, затем по крупным осыпям. ЧХВ - 1:44.

4. Пер. Троих (1Б, 3300 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет. Соединяет Талдуринский ледник и верховья р. Узургу. Восточнее вершины Близнецы.

Характер: ледово-осыпной.

Подъем: Из долины р. Узургу. От озера по правому карману между мореной и склоном подходим под перевал. Этот путь представляет собой в начале лазание по крупным камням, затем движение по пологим средним осыпям и небольшим пологим снежникам.

На перевал сначала поднимаемся по крупной и средней осыпи крутизной до 30° в направлении правого кулуара под скальный выступ.

Идем по средней и мелкой осыпи крутизной до 35° в широком кулуаре, который разветвляется. Выбираем левый по ходу, наиболее близкий к боковому склону кулуар. Приходится двигаться по скалам, присыпанным осыпью. В результате выходим на перевал несколько выше седловины, приходится на нее спускаться. Вероятно, в последней развилке мы выбрали не самый оптимальный путь. ЧХВ - 3:26.

5. Г. Ольга Восточная (2А, 3734 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет.

Характер: снежно-ледовый.

Подъем: С седловины перевала Сибстрин. Переходим вдоль берега озера, стараясь не провалиться в размокший снег, на западный берег. Поднимаемся на пологий снежный гребень, где связываемся. Спустившись с гребня, подходим под снежно-ледовый склон, по которому сначала в связках, а затем с попеременной страховкой (160 м, крутизна до 35°) поднимаемся на первое поднятие. С набором высоты снег становится плотнее, первой связке приходится бить ступени.

С первого поднятия двигаемся дальше в связках и с попеременной (20 м) страховкой, и поднимаемся на втрое поднятие, с которого спускаемся в широкую ложбину.

Из ложбины двигаемся в направлении вершины сначала в связках, затем с попеременной страховкой (120 м) и выходим на предвершинный гребень. Гребень широкий, с северной стороны снежно-ледовый, с южной - скальный. Сначала по пологому снежному склону, а затем по несложным скалам выходим на вершину Ольга Восточная. Тура на вершине не обнаружили, сложили свой на скалах. ЧХВ - 3:19.

Спуск: Спускаемся в лагерь по пути подъема. ЧХВ - 2:33.

6. Пер. Сибстрин (2А, 3400 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет. Соединяет Талдуринский ледник и верховья р. Узургу. Между вершинами Ольга и Близнецы.

Характер: ледово-осыпной.

Спуск: В долину р. Талдура. От лагеря идем к месту спуска. Спускаемся по снежному склону с попеременной страховкой 200 м, преодолев вначале по снежному мосту бергшрунд. Крутизна склона до 30°, затем склон выполаживается, движемся в связках. Спустившись, идем по закрытому леднику, затем по открытому и сильно разорванному.

Идя по полузакрытому леднику, переходим к левому борту. Двигаясь вдоль него доходим до ледового сброса. Переходим вдоль трещин в центр ледника, который определяется по характерной гряде камней и спускаемся правее него на нижний язык ледника. Здесь ледник пологий, трещины легко обходятся, доходим по нему до осыпи, отходящей от отрога. ЧХВ - 2:29.

7. Пер. Талдуринский (1Б, 3400 м)

Расположение: Южно-Чуйский хребет, северный отрог. Соединяет Талдуринский ледник и правый исток р. Оштуайры.

Характер: скально-осыпной.

Подъем: С Талдуринского ледника. Идем вверх под перевал по пологой средней и мелкой осыпи (крутизной до 10-15°), местами по леднику и снежнику. Пересекая небольшой снежник, поднимаемся по живой средней и мелкой осыпи вдоль лежащего по центру снежника на перевал. Крутизна склона до 35°. Седловина перевала представляет собой осыпной гребень, в южной части на нее спускается ледник. ЧХВ - 1:16.

Спуск: В долину р. Оштуайры. Спускаемся по кулуару в правой части склона вначале по средней осыпи крутизной до 40°, затем выходим на некрутые скалы, покрытые мелкой осыпью.

Спускаемся по ним, провешивая 140 м перил. Точки крепления приходится выбирать тщательно - скалы непрочные. Затем по средней и мелкой осыпи крутизной до 30° спускаемся на ледник. В нижней части осыпь лежит на льду. Бергшрунд преодолеваем по снежной пробке. В результате оказалось, что спуск по осыпному склону не дает выигрыша по времени по сравнению с традиционным путем по ледовому склону, но менее безопасен.

Дальше спускаемся вдоль правого борта ледника по средней и мелкой осыпи, иногда переходя на тело ледника. ЧХВ - 4:05.

8. Пер. Лев. Кулагаш (1Б, 2960 м)

Расположение: Катунский хребет, восточная часть. Соединяет ледники Зап. Кулагаш и Вост. Куркуре.

Характер: ледовый.

Подъем: Из долины р. Кулагаш. За полчаса по пологим мелким и средним осыпям вдоль русла поднимаемся к небольшому озерцу под ледником. Затем вдоль ледника подходим под его левый край.

Поднимаемся вдоль левого края ледника по открытому, а в верхней части покрытому небольшим слоем снега леднику крутизной до 20°, и выходим на перевал Левый Кулагаш. Седловина широкая, образована примыканием ледника к скалам. ЧХВ - 1:29.

Спуск: На ледник Куркуре. Спускаемся с перевала по снежно-ледовому склону с попеременной страховкой (160 м), преодолевая в средней части неширокий бергшрунд. Ниже бергшрунда спускаемся в связках до ледника.

Дальше идем по центру правой ветви ледника Куркуре, в нижней части покрытой средней и крупной осыпью. Спускаемся на основное тело ледника по средним и крупным камням, временами по небольшим (до 100 м) снежникам. ЧХВ - 2:36.

9. Пер. Туристов (2А, 3300 м)

Расположение: Катунский хребет, восточная часть. Соединяет ледник Зап. Куркуре и восточную ветвь ледника Менсу.

Характер: снежно-ледовый.

Подъем: С ледника Куркуре. Связками подходим под бергшрунд по пологому покрытому снегом склону (крутизна 15-20°). Дальше поднимаемся с попеременной страховкой через ледоруб 90 м по покрытому толстым слоем снега льду крутизной до 35°. Затем еще 25 м по осыпному кулуару, где первая связка провесила перила и выходим на перевал. Седловина широкая, снежная, укрыта от ветра. ЧХВ - 0:59.

Спуск: На ледник Менсу. Спускаемся 20 мин по пологому (до 20°) покрытому снегом леднику, придерживаясь центра. Трещины узкие, хорошо видны. Дальше ледник открыт, лед шероховатый. Трещины, как правило, не широки, легко обходятся. Идем правее центра.

Надев кошки, спускаемся на основную часть ледника, перед этим минут 50 поплутав среди трещин. Желательно придерживаться левой части ледника, что при спуске не очень хорошо видно. ЧХВ - 1:53.

10. Пер. Делоне (2Б, 3400 м)

Расположение: Катунский хребет, Белухинский узел. Соединяет ледники Менсу и Аккемский.

Характер: снежно-ледовый.

Подъем: От стоянки на скальном гребне идем по леднику, сначала выходя в центр, затем переходим на левый склон. На леднике лежит раскисший снег, по которому проложена тропа с пер. Делоне на пер. ТКТ. По тропе, обходящей трещины, выходим на перевал. Бергшрунд перед седловиной проходим по снежному мосту. Седловина неширокая, снежная с выходами скал, тур находится на скалах в восточной части седловины. ЧХВ - 1:08.

С перевала спускаемся по перилам (6 по 40 м) по снежно-ледовому склону крутизной до 40°. Сдергивание перил организуем через ледорубный крест и ледовые проушины. Бергшрунд с средней части склона преодолеваем по снежному мосту.

От бергшрунда спускаемся по выполаживающемуся снежному склону и выходим на ледник. По леднику, а затем перейдя в ложбину между правым склоном и ледником выходим к Томским стоянкам. ЧХВ - 2:51.

8. Расчет категории сложности похода в баллах.

1. Локальные препятствия (ЛП)

Переправы:
н/к - 4 шт. = 2 балла.
1А - 4 шт. = 3 балла.
1Б - 1 шт. = 3 балла.

Всего - 8 баллов.

Перевалы:
н/к - 1 шт. = 2 балла.
1А - 2 шт. = 4 балла.
1Б - 4 шт. = 6 баллов.
2А - 2 шт. = 8 баллов.
2Б - 1 шт. = 11 баллов.

Всего - 31 балл.

Вершина: 2А - 1 шт. = 9 баллов.

Всего - 9 баллов.

Траверс: 1А - 1 шт. = 5 баллов.

Всего - 5 баллов.

Каньоны:
н/к - 5 шт. = 2 балла.
1А - 1 шт. = 1 балл.

Всего - 3 балла.

Итого за ЛП - 8 + 31 + 9 + 5 + 3 = 56 баллов (в зачет 55).

2. Протяженные препятствия (ПП)

В скобках при их привязке указаны номера участков дневных переходов из таблицы п. 6.

Растительный покров:
1А - 1[5.3] + 1[9.2] + 1[10.1] + 2[11.1] + 1[13.2] - всего 6 км = 2,4 балла.
1Б - 0,5[2.2] + 0,5[5.3] + 0,2[13.2] - всего 1,9 км = 0,76 балла.
2А - 0,5[10.1] + 0,2[14.1] - всего 0,7 км = 0,42 балла.

Всего 2,4 + 0,76 + 0,42 = 3,58 баллов.

Болота:
н/к - 0,5[2.1] + 1,5[2.2] + 0,2[6.1] + 0,1[13.2] + 0,1[17.2] - всего 2,4 км = 1,2 балла.

Осыпи, морены:
н/к - 1[9.1] + 1[15.1] - всего 2 км = 1 балл.
1А - 0,5[2.2] + 1[3.1] + 1[4.1] + 2,5[5.1] + 1[5.2] + 0,5[5.3] + 1[6.1] + 1[7.1] + 0,5[8.2] + 1,8[9.1] + 1[9.2] + 1,5[10.1] + 0,5[11.1] + 0,2[13.2] + 2[14.1] + 3,4[15.1] + 1[15.2] + 2[17.2] - всего 22,4 км (в зачет 10 км за 1А и 4 км за н/к) = 17 баллов.
1Б - 0,3[6.1] - всего 0,3 км = 0,6 балла.
2А - 0,5[3.1] + 0,2[4.1] + 0,5[6.1] + 0,5[7.1] + 0,2[9.1] + 0,2[13.2] + 1[15.2] - всего 3,1 км (в зачет 3 км за 2А и 0,1 км за 1Б) = 15,2 балла.
2Б - 0,5[4.1] + 0,1[6.1] + 0,1[6.2] + 0,1[13.2] - всего 0,8 км = 5,6 балла.

Всего: 1 + 17 + 0,6 + 15,2+5,6 = 39,4 балла.

Снежный участок:
н/к - 0,5[3.1] + 1[4.1] + 0,1[5.2] + 0,2[7.1] + 1,2[7.2] + 1[7.3] + 0,3[8.1] + 0,1[9.1] + 0,1[14.1] + 0,1[15.1] = 4,6 км - 2,3 балла.
1А - 0,5[7.2] = 0,5 км - 1 балл.
1Б - 0,1[7.2] = 0,1 км - 0,4 балла.

Всего 3,7 балла.

Ледовый участок:
н/к - 0,2[7.2] + 0,5[7.3] + 2[8.1] + 3[15.1] + 3[15.2] + 4[16.1] + 2,5[16.2] + 3[17.1] - всего 18,2 км = 14,56 балла
1А - 4,2[3.1] + 1[4.1] + 4,7[8.1] + 6[8.2] + 0,1[9.1] + 1[15.1] + 0,5[15.2] + 1[16.1] + 0,5[16.2] + 2[17.1] + 0,5[17.2] - всего 21,5 км = 12,9 балла.
1Б - 0,3[3.1] + 0,5[4.1] - всего 0,8 км = 1,6 балла.

Всего 29,06 балла.

Итого за ПП - 3,58 + 1,2 + 39,4 + 3,7 + 29,06 =76,94 балла.

3. Географический показатель (Г) соответствует 7.

4. Автономность (А) соответствует 1,0.

5. Коэффициент перепада высот (К)

К = 1+ (15,57/12) = 2,30

Категория сложности похода

КС = ЛП + ПП + (Г * А * К) = 55 + 76,94 + (7 * 1 * 2,30) = 148,02 балла

Что соответствует пятой категории сложности

9. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (Наименование, характер, высота, новизна и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
1 2 3 4 5
Переправы Переправа через р. Аккол. Переправляемся через несколько рукавов; основные - шириной 15 м и глубиной до 0,6 м и шириной 25 м, глубиной до 0,5 м, дно песчано-илистое, скорость течения около 1 м/с. Переходим группами по два и три человека. С левого берега на правый.
  Переправа через р. Оштуайры. В 150 м ниже первого левого притока. Переходим вброд по 2-3 человека реку, разлившуюся на несколько рукавов, общей шириной 30 м. Глубина брода - 0,5-0,6 м, скорость течения 2-3 м/с. С правого берега на левый.
  Переправа через р. Мештуайры, в 200 м выше устья. Переходим вброд по два человека. Ширина реки - 20 м, глубина до 0,5 м, скорость течения 2 м/с. С правого берега на левый.
  Переправа через правый приток р. Кулагаш, в 200 м выше устья. Переходим приток вброд по два и три человека. Глубина до 0,5 м, скорость течения около 2 м/с, ширина - 20 м. С правого берега на левый.
  Переправа через р. Кулагаш. Переходим распавшуюся на несколько рукавов реку. Глубина 0,4-0,5 м, ширина 10-15 м, скорость течения до 1,5 м/с. С правого берега на левый.
Перевалы Пер. Менбулак (3400 м). Ледово-осыпной. С ледн. Удачный в долину р. Менбулак.
  Пер. Ак-Карасу (2830 м). Травянисто-осыпной. Из долины р. Менбулак в долину р. Аккарасу.
  Пер. Узургу (3300 м). Осыпной. Из долины р. Аккарасу в долину р. Узургу.
  Пер. Троих (3300 м). Ледово-осыпной. Из долины р. Узургу на ледник Талдуринский
  Пер. Сибстрин (3400 м). Ледово-осыпной. В долину р. Талдура.
  Пер. Талдуринский (3400 м). Скально-осыпной. Из долины р. Узургу в долину р. Тюнь Восточный.
  Пер. Лев. Кулагаш (2960). Ледовый. С ледника Зап. Кулагаш на ледник Куркуре Вост.
  Пер. Туристов (3300 м). Снежно-ледовый. С ледника Куркуре Зап. на ледник Менсу.
  Пер. Делоне (3400 м). Снежно-ледовый. С ледника Менсу на ледник Аккемский
  н/к Пер. Кузуяк (1513 м). Травянистый. Из долины р. Аккем в долину р. Кучерла.
Вершина Г. Ольга Вост. (3734 м). Снежно-ледовая. С пер. Сибстрин.
Траверс Траверс ГВХ. От пер. Троих до пер. Сибстрин
Каньон н/к Прижимы в долине р.р. Оштуайры и Карагем протяженностью 200-300 м. Вниз по течению
  Прижим в долине р.р. Оштуайры 200 м. Вниз по течению
Растительный покров 0,5 Лес, осложненный завалами в долине р. Оштуайры.
  0,2 Заросли смородиновых кустарников в долине р. Кулагаш.
  0,5 Склон с неровностями, покрытый высокотравьем в долине р. Аккол.
  0,5 Стланики в долине р. Аккарасу.
  0,5 Заросли кустарников в месте слияния истоков р. Оштуайры.
  4 Растительность в долинах р.р. Оштуайры, Караайры и Карагем.
Болота н/к 2 Заболоченная долина р. Аккол глубиной до 0,4м.
Осыпи, морены 0,5 Крупная осыпь при спуске с перевала Менбулак.
  1,5 Средняя крутая осыпь при подходе к леднику Удачный, при прохождении перевалов Узургу и Троих.
  0,3 Мелкая крутая осыпь при спуске с перевала Узургу.
  22,4 Средняя пологая осыпь, моренные отложения.
Снежный участок 0,1 Глубокий снежный покров при выходе с пер. Троих.
  0,5 Раскисший снежный покров при подходе к пер. Сибстрин.
  н/к 4,6 Неглубокие снежники
Ледовый участок 0,8 Участок на леднике Удачный с ровной поверхностью.
  21,5 Ледники на подходе к перевалам.
  н/к 18,2 Ледники на подходе к перевалам.

10. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Ледник Талдуринский. Ледник закрыт снегом глубиной 15-20 см, местами сильно разорван, необходима предварительная разведка пути.

Долина р. Оштуайры. Движение в ней связано с прохождением ряда камнеопасных прижимов.

Спуск с пер. Левый Кулагаш к леднику Куркуре в дневное время камнеопасен.

Ледник Менсу местами сильно разорван, при движении по нему следует правильно выбирать линию движения.

11. Перечень наиболее интересных природных, исторических и иных объектов (занятий) на маршруте

Природные объекты:

1. Уникальные ледовые перевалы и вершины Южно-Чуйского и Катунского хребтов.
2. Г. Иикту (3936 м) - высшая точка Южно-Чуйского хребта.
3. г. Белуха (4506 м) - высшая точка Алтая.
4. Красивейшие горные озера.

Занятия на маршруте:

Сбор грибов, ягод (жимолость, смородина, брусника, черника, голубика, малина, облепиха) и кедровых орехов.

12. Дополнительные сведения о походе.

1. Специальное снаряжение

а) групповое:

веревка основная 10 мм 40 м 3 шт.
репшнур расходный 6 мм 20 м 1 шт.
крючья скальные 8 шт.
ледобуры 6 шт.
карабины 6 шт.
ледовый молоток 1 шт.
лавинный зонд 1 шт.

б) личное:

страховочная система (обвязка, беседка, блокировка, самостраховка) 1 шт.
ледобуры 2 шт.
карабины 4 шт.
каска 1 шт.
ледоруб 1 шт.
рукавицы 1 пара
кошки 1 пара
спусковое устройство 1 шт.

Все остальное снаряжение обычное. Большая часть маршрута проходит в безлесной зоне, поэтому необходимы примуса (9 л бензина на группу). Все снаряжение используется, кроме скальных крючьев.

2. Особенности погодных и природных условий

С точки зрения погодных условий, конец июля - начало августа наиболее подходящее время для совершения путешествия, так как устанавливается наиболее высокая среднесуточная температура и в горах стабилизируется снеговая обстановка. В то же время из-за положительной ночной температуры ухудшается проходимость ледников. К отрицательным сторонам этого периода следует отнести возможность длительных (до недели) осадков в виде дождя. Следует, правда, отметить, что приведенные рекомендации носят приближенный характер, так как год на год не приходится. За проведение походов по Алтаю в конце июля - начале августе говорит и тот факт, что в это время вызревает различный подножный корм: грибы, ягоды, начинают вызревать шишки.

13. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

1. Проживание (на 1 человека): Турбаза "Высотник" - 30 руб.

2. Питание (на группу)
В дороге (10 дней) - 1078 руб.
В походе (19 дней) - 6209 руб.

3. Снаряжение (на группу)

Группа использовала в основном свое старое снаряжение.

Приобретали:

- фото- и видеопленка - 520 руб.

- прочее (сухое горючее, бензин и т.п.) - 80 руб.

4. Подъезды - отъезды (на 1 человека):

- Проезд в плацкартном вагоне скорого поезда Казань - Москва от ст. Казань до ст. Москва - 270,9 руб.

- Проезд в плацкартном вагоне скорого поезда Москва - Барнаул от ст. Москва до ст. Барнаул - 1122,1 руб.

- Проезд на автомашине от г. Барнаул до пос. Манжерок - 300 руб.

- Проезд на автомашине от пос. Манжерок до пос. Курай - 571 руб.

- Проезд на автомашине от пос. Курай выше пос. Бельтир - 186 руб.

- Проезд на автомашине от пос. Тюнгур до г. Бийск - 786 руб.

- Проезд в плацкартном вагоне поезда Бийск - Новосибирск от ст. Бийск до ст. Новосибирск - 177,1 руб.

- Проезд в плацкартном вагоне скорого поезда Северобайкальск - Москва от ст. Новосибирск до ст. Свердловск - 492,9 руб.

- Проезд в плацкартном вагоне поезда Свердловск - Москва от ст. Свердловск до ст. Казань - 299,3 руб.

Всего примерная стоимость похода в расчете на 1 человека составила 5359,4 руб.

Цены даны по состоянию на июль-август 2002г.

14. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут пройден полностью, цели и задачи выполнены, аварийных ситуаций не было.

В связи с неустойчивой погодой необходимо иметь запасные дни до 1/5 от общего числа запланированных. Следует, правда, отметить, что группа при движении в таежных районах погоду не пережидала и продолжала свое движение даже при неблагоприятных погодных условиях (когда это не касалось безопасности).

При движении по долине р. Аккола левый берег менее заболочен.

Для перехода с ледника Удачный в долину р. Менбулак лучше использовать связку перевалов Щель и Кара-Оюк. Путь через них проще, а общий перепад высот не отличается от перевала Менбулак.

Переправа через р. Карагем в районе устья р. Нижн. Каиндыодру возможна, если уровень воды не поднялся. В противном случае переправиться на правый берег Карагема можно только через мост недалеко от его устья.

При движении в долине р. Кулагаш следует учитывать, что в среднем течении к левому берегу подходит камнеопасный склон и необходимо переправляться на правый берег.

Ледовый склон пер. Лев. Кулагаш, ведущий на ледник Куркуре, в дневное время камнеопасен, поэтому его надо проходить утром, либо спускаться со скальной части перевала прямо на ледник.

В целом заявленный маршрут можно рекомендовать для прохождения другим группам.

Схемы:

Лист 1-1
Лист 1-2
Лист 1-3
Лист 1-4
Лист 1-5
Лист 2-1
Лист 2-2
Лист 2-3
Лист 2-4
Лист 2-5
Лист 3

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100