Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о пешеходном походе V к.с. по Приполярному Уралу

Дата: 15.07-01.08.2006 г.

Руководитель: Фриккель А.А. (Орск)

 

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1. Проводящая организация

Федерация спортивного туризма Оренбургской области г. Новотроицк,462363, пр. Металлургов, 10А.

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий , 462359, г.Новотроицк, ул Зеленая, 19 Б, тел. 64-21-84.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Административное положение места проведения похода: Российская Федерация; Республика Коми.

Физико-географическое положение: Приполярный Урал.

Общегеографическая и туристская характеристика района похода

Уральские горы - Каменный пояс, протянувшийся на 2500 км от жарких степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана. С географической точки зрения Урал делится на 5 физико - географических областей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный, каждая из них отличается геологическим строением, рельефом, климатом, растительным и животным миром.

Приполярный Урал - один из наиболее красивых районов Русского Севера. Широкой дугой протянулись его хребты от истоков реки Хулги на севере до г. Тельпос-Из на юге.

Это единственный горный узел Урала, где горные хребты располагаются не в меридиональном направлении, а расходятся "веером". Здесь же находится и высшая точка Уральских гор - г. Народа (1895 м), располагается большое количество высоких вершин: г. Янченко (1740,9 м), г. Карпинского (1803,4 м), - г. Манарага (1662,7 м), г.Ремезова (1729 м), г.Колокольня (1645 м), г.Неройка (1645 м), г.Мансинер (1779м).

На Приполярном Урале сформировался альпийский тип рельефа, для которого характерны пилообразные гребни, карлинги, кары, ниши, цирки, ущелья. Горные хребты разделены широкими, глубоко врезанными долинами. Здесь разнообразны древние и современные скульптурные и аккумулятивные ледниковые формы, курумы и нагорные террасы. Крутые (до 40-50?) склоны долин имеют выпуклый профиль с лавинными желобами и узкими эрозионными долинами мелких водотоков, оползневыми воронками. Район принадлежит к провинции древних и современных ледниковых форм. Осевая зона Приполярного Урала сложена в основном наиболее древними метаморфическими породами протерозойского и нижнепалеозойского возраста. Эти породы прорваны мощными интрузиями гранитов и гранодиоритов, с которыми связаны месторождения горного хрусталя и редкоземельное оруденение.

Сейчас активно идут процессы физического выветривания, денудации, ледниковой, водно-ледниковой водной экзарации и аккумуляции, криогенные процессы.

Климат Приполярного Урала более суровый, чем северный. Он характеризуется как умеренно холодный и избыточно влажный, количество осадков превышает величину испаряемости. Здесь самый богатый осадками район Урала: в возвышенных местах западного склона (верховья Вангыра, Манараги, Большого и Малого Патока) -1500 мм, в возвышенных местах восточного слона - 800 мм, на равнине - 500 мм в год. Больше всего осадков - с июля по август (40-50% годового количества). Сравнительно обильны осадками также май, сентябрь, октябрь (25-30%).

Среднегодовая температура воздуха около -3?С. Продолжительность безморозного периода около 60 дней. Амплитуда колебаний годовых температур достигает 83?С. Резкие колебания отмечаются и в течение суток и могут составлять 20-25?С.

Июль - самый теплый месяц на Приполярном Урале (средняя температура на равнинах 14-16?C, на высотах 1300-1400 м над уровнем моря около 5?С, а на высотах 1600-1800 м не более 2,5-3?С).

В июне и августе средняя температура на равнинах на 3-4 градуса ниже, чем в июле, а в сентябре она повсеместно не выше 7?С. В наиболее жаркие дни температура на равнинах поднимается до 32-34?С. Летом и осенью погода в горах Приполярного Урала сменяется в течение нескольких часов. Смена ясной теплой погоды на дождливую холодную происходит всегда при западных и северо-западных ветрах, которые приносят дождь и похолодание, сопровождающееся иногда снегопадами. Восточные и юго-восточные ветры, наоборот, приносят сухую и теплую погоду, подчас с короткими ливнями и грозами.

Необычайно резкой бывает перемена погоды при пересечении Приполярного Урала: часто в нескольких километрах к востоку от главного водораздела тепло, солнечно, в то время как над водоразделом и западнее его клубятся тучи, идет дождь со снегом и бушует порывистый холодный северо-западный ветер. Хорошая солнечная погода в наиболее теплые месяцы года - июле и августе - на западном склоне редко длится больше 10-12 дней подряд. На восточном склоне ясные солнечные дни стоят неделями и теплая погода держится на 12-15 дней дольше, чем к западу от водораздела. Различия в погоде и количестве осадков на западном и восточном склонах объясняются тем, что основные влажные ветры, поступающие с запада, задерживаются горными хребтами. Благодаря более теплому и сухому лету на восточном склоне Приполярного Урала лиственничные леса поднимаются по долинам рек в горы значительно выше (до 750 м над уровнем моря), чем на западном.

Особенности климата благоприятны для развития многолетней мерзлоты. Тундра, лесотундра, частично северная тайга лежат в области развития многолетней мерзлоты, мощность многомерзлых пород 200 м. У южной границы тундры мерзлая толща носит островной характер и мощность ее постоянно уменьшается. Под моховым и торфяным покровом она оттаивает летом всего на несколько десятков сантиметров. На участках с интенсивным снегонакоплением, на песчаных грунтах, в ложбине стока, верхняя граница мерзлой толщи лежит на глубине 5-6, иногда 10-20 м. В долинах крупных рек мерзлые породы могут отсутствовать.

По густоте речной сети и удельной водоносности территория Приполярного Урала не имеет себе равных на всем Урале. Реки берут начало в высокогорной части из озер и каровых ледников, характеризуются резкими суточными и сезонными колебаниями уровня воды. В верховьях многие реки текут по отроговым долинам с крутыми склонами, с участками свежих холмисто-моренных форм рельефа, конечных и боковых морен с резкими изломами в продольном профиле русла, иногда через цепочки плотинных озер (Народа, Хобе-Ю, Лимбеко-Ю). В таких долинах реки текут обычно в одном русле, и имеют падение до 4 м/км и скорость течения 4-10 км/ч, а на отдельных порожистых участках более 15 км/ч. Русло, как правило, завалено валунами и обломками скал. Местами реки делают крутые повороты (до 90?), особенно опасные при сплаве на туристических плавсредствах.

Для рек западного склона характерно чередование продольных участков долин с поперечными. Река Кожим в верховьях и ее левые притоки - Балбан-Ю, Лимбеко-Ю, Хамбол-Ю, Дурная текут между хребтами в широких (до 12 км), нередко заболоченных продольных долинах. При прорыве реками хребтов, гряд, увалов, их долины суживаются, образуя местами глубокие ущелья (Вангыр, Косью, Большой и Малый Паток). В русле появляются бурные и стремительные пороги, перекаты с большим падением.

При выходе рек из гор на Печорскую низменность русла становятся извилистыми, изобилуют старицами, наносными островами и мелями. Скорость течения снижается до 0,2-0,5 км/ч.

Приполярный Урал богат озерами. Только в горной области насчитывается более 800 озер (на западном склоне - 692, на восточном - 129). Широко распространены озера ледникового происхождения. Они расположены в карах и цирках, на днищах троговых долин, а также на перевальных седловинах, на надпойменных и пойменных террасах. Каровые озера отличаются высоким расположением (выше 800 м), большой глубиной (более 20 м), округлой формой, каменистыми, почти лишенными растительности берегами, отсутствием рыбы и водоплавающей дичи. Самое большое по площади и объему воды на Приполярном Урале - озеро Торговое.

На Приполярном Урале насчитывается около 50 ледников общей площадью 7,5 км?. Самые крупные ледники - Манси под вершиной Мансинёр и Гофмана под Саблей. Большинство ледников расположено в глубоких карах и цирках на подветренных восточных и юго-восточных склонах хребтов, причем высота нижних концов языков ледников колеблется от 600 до 1350 м.

Растительность района богата и разнообразна. В горах можно встретить на небольшом расстоянии тайгу, смешанные леса, субальпийские и альпийские луга, горную тундру и петрофильную растительность. Хорошо прослеживается высотная поясность. Лес поднимается в горы до 450-650 м над уровнем моря (по долинам рек - до 750 м). Тайга европейского склона сырая, сильно заболоченная. В древесном поясе преобладает ель, иногда встречается береза и пихта. Под пологом леса растут таежные бореальные виды: черника, седмичник европейский, голокучник трехраздельный. В верхнем течении Косью встречаются отдельные кедры, а вдоль Печоры и в низовьях Косью - сосна. В нижнем горном поясе помимо еловых и елово-пихтовых лесов распространены массивы сфагновых болот с пушицей, багульником, карликовой березой, голубикой, морошкой и клюквой. Наиболее обширные заболоченные пространства расположены между рекой Печора и Саблинским хребтом.

Леса относятся к единственному крупному участку девственной северной тайги в Европе. Их верхняя граница на европейском склоне составляется из лиственницы, редколесий ели и березы. Увлажненные макросклоны занимают березняки с полянами высокотравных луговин. Среди субальпийского высокотравья можно обнаружить родиолу розовую (золотой корень), живокость, дудник, вейник. Выше верхней границы леса в нижней части горно-тундрового пояса встречаются труднопроходимые ивняки с ивой сизой, мохнатой и др. Выше распространены кустарничково-моховые и мохово-лишайниковые виды, а выше 1000 -1200 м склоны хребтов почти лишены растительности.

На территории Приполярного Урала обитает более 30 видов млекопитающих. Среди крупных и средних животных есть белка, бурундук, песец, лисица, волк, бурый медведь, северный олень, росомаха. Орнитофауна представлена глухарем, тетеревом, рябчиком, тундряной и белой куропатками. Гнездятся скопа, сапсан, кречет и орлан-белохвост. Наиболее обычная рыба горных рек - европейский хариус. В озерах много окуня, щуки, встречается редкая озерная форма арктического гольца. Весной и осенью из Баренцева моря к истокам многих притоков Печоры устремляется семга.

На территории Приполярного Урала расположен крупнейший в Европе национальный парк "Югыд-Ва" ("Чистая Вода"). Он занесен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЭСКО (www.unesco.org).

НП ведет активную работу по сохранению уникальной природы, рекультивации земель, регулированию антропогенной нагрузки. Наряду с этим развивается спортивный туризм и рекреационный отдых.

На Приполярном Урале совершаются лыжные и пешеходные маршруты до 6 к.с включительно.

3. Общие справочные сведения о походе

Вид туризма К.с. Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Пешеходный Пятая 251 17 17 15.07. – 01.08.2006

4. Подробная нитка маршрута

г. Новотроицк - г. Москва- г. Инта (поезд)

г. Инта - База "Желанная" (машина)

Пешком: "База Желанная" - р. Балбанью - плато горы Народа (1700, н/к) - пер. Кар-Кар(1240, 1А) - р. Манарага - р. Ломесь-Вож - плато Оленеводов - вершина Комсомола (1729, 1Б) - вершина Защита (1809, 1Б) - Траверс хребта - р. Косьювож - пер. Студенческий (1080, н/к) - вершина Манарага (1 башня, 1598, 1Б) - р. Капкан-вож - вершина Лжеманарага (1410, 2А) - пер. Холодный (1070, 1А) - р. Лунвожнидысей - вершина Лимбока (1470, н/к) - траверс хребта - р. Нидысей - пер. Тракторный (820, н/к) - р. Дурная - кожимовский тракт - р. Пальникшор - р. Сывью - р. Безымянный - ст. Кожим

ст. Кожим - г. Инта (электричка)

г. Инта - г. Москва (поезд)

г. Москва - г. Новотроицк (поезд)

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид
препят-
ствия
К.т. Длина
препят–
ствий
(для протяжен–
ных)
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. д.) Путь
прохож-
дения
(для локаль-
ных
препятствий)
Переправа Н/к (простей–
шая)
Реки с небольшой скоростью течения до 0,5 м/с; глубиной 0,5–0,6 м; ширина потока менее 5м.; – притоки р. Балбанью; – притоки р. Манарага; – притоки р. Ломесь–Вож; – притоки р. Дурная ; вброд; вброд; вброд; вброд
  1А (простая) Реки шириной 6–20 м., течение около 1,5 м/с., глубина до 0,8 м.; р. Балбанью; р. Косью; – р. Нидысей ; Вброд; Вброд; Вброд
  1Б (средняя) Реки шириной более 20 м., скорость течения до 2 м/с., глубина 0,8 м.; р. Манарага; – р. Дурная ; Вброд; Вброд
  2А (Сложная) Ширина реки 30 м, скорость течения около 3 м/с, глубина 0,8.; – р. Сывью ; вброд с перилами
  2Б (навесная) Ширина реки 30 м., скорость течения 3 м/с., глубина 1,2 м. и более; – р. Капкан–Вож ; Навесная переправа
Перевал Н/к Пер. Тракторный (н/к, 820м); Экспозиция склонов: юг–север; Характер склонов: травянистый; Расположен: в южной части хр. Западные Саледы; Соединяет: долины рек Дурная и Нидысей ; Движение по болотам и травянистым склонам . Переход перевала из долины р. Нидысей к р. Дурная
  Н/к Пер. Студенческий (н/к, 1080м); Экспозиция склонов: северо–запад – юго–восток; Характер склонов: травянисто–осыпной; Расположен: в 1,5 км на северо–восток от в. Манарага; Соединяет: долины рек Манарага и Капканвож ; От р. Манарага подъем по тропе вдоль ручья. Спуск по средней осыпи и травянистым склонам.
  Перевал Каркар (1240 м, 1А); Экспозиция склонов: северо–восток – юго–запад; Характер склонов: скально–осыпной, травянистый; Расположен: в Исследовательском кряже, в 4 км на северо–запад от г. Народная; Соединяет: долины р. Балбанъю и Манарага; ; Движение на перевал по средней осыпи со стороны р. Балбанъю. Спуск к р. Манарага по средней и крупнообломочной осыпи.
Перевал Пер. Холодный (1070 м, 1А); Экспозиция склонов: север – юго–восток; Характер склонов: травянисто–осыпной; Расположен: в массиве Манарага в 1–1,5 км на северо–запад от вершины Лжеманарага; Соединяет: долины р. Капкан–вож и р. Лунвожнидысей; ; Со стороны р. Капкан–вожа подъем по среднеобломочной осыпи. Спуск по травянисто–осыпным, заболоченным склонам.
Вершина н/к Вершина Народа (плато 1700 м); Характер склонов: осыпной; Расположена: в Исследовательском кряже; Подъем на вершину с долины р. Балбанъю
  н/к Вершина Лимбока (1470 м); Характер склонов: осыпной; Расположена: в южной части хр. Восточные саледы; Подъем на вершину с долины р. Лунвожнидысей
  Вершина Манарага (1Б,1598м) в зачет 1А; Характер склонов: скально–осыпной; Расположена: в горном узле образованном Восточными Саледами и хребтом Малдынырд Подъем на вершину от пер. Студенческий
  Вершина Комсомола (1729 м); Характер склонов: скально–осыпной; Расположена: в Исследовательском кряже Подъем на вершину от плато Оленеводов
  Вершина Лжеманарага (1410 м); Характер склонов: скально–осыпной; Расположена: в 5–6 км севернее в. Манарага Подъем на вершину от реки Капкан–вож по восточному гребню
Траверсгребня Н/к Траверс гребня отм. 1292,6 р. Косью. Траверс 3 км, склон травянисто–осыпной, уклон до 30 градусов.; Выход на хребет от вершины 1597. Спуск по отрогам к р. Косью
  Н/к Траверс вершины 1541. Склон скально–осыпной. Уклон до 30 градусов. Подъем на хребет от притока р. Лунвожнидысей; Траветс хребта по средней осыпи в южном направлении
  1 А Траверс вершины Защита от отметки 1597. Длина траверса 2 км. Движение по средней и крупной осыпи по гребню к вершине Защита. Уклон вдоль гребня до 30 градусов.;
Каньон Н/к Движение вдоль прижима по травянисто–осыпному склону около 700 м. ручей из под вершины Защита Уклон до 30 градусов. Левый берег ручья;
  Движение вдоль прижима по средней осыпи более 600 м. Озеро под вершиной Комсомола Уклон до 40 градусов. Правый берег озера
Расти–тельный покров 1А лес средне – проходимый 6,7 Наличие густозаросших; участков, подлеска
  1 Б Высоко – травье 8,0 Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 град.
  2 А лес трудно – проходимый 7,1 Много участков завалов, буреломов, глубокий мшанник и т. д.
  2 Б стланик, гари 19,4 Березовый стланик, гари;
Болота Н/к 26 Вязкие заболоченные участки, глубиной 0,2–0,4 м., использование индивидуальной страховки
Осыпи,морены Н/к мелкая, пологая 7,0 Камни небольшие, крутизна склона 15–20 град
  1 А средняя, пологая 10,5 Камни «живые» размером до 1 м., крутизна склона до 25 град., индивидуальная страховка
  1 Б мелкая, крутая 8,0 Осыпи «живые», крутизна 30–40 градусов
  2 А средняя, крутая 8,0 Камни «живые» размером до 1 м., крутизна склона 30–35 градусов
  2Б крупная 1,8 Камни «живые» размером 1 м и более, необходима страховка

Баллы, идущие в зачет: за ЛП - 55, за ПП - 80 (для походов пятой категории сложности)

Расчет категории сложности маршрута (КС):

КС = ЛП + ПП + (Г х А х К) = 55 + 80 + (10 х 1 х 2,25) = 157,5

Г - географический показатель района похода (Приполярный Урал - 10 баллов)

А - коэффициент автономности (маршрут пройден группой при полной автономии - 1)

К = 1 + QН/12 - коэффициент перепада высот,

где QН - суммарный перепад высот на активной части маршрута (QН = 14,987 км)

Согласно "Методики категорирования пешеходного маршрута", в соответствии с продолжительностью (17 дней), протяженностью (251 км) и набранным количеством баллов (157,5) данный маршрут соответствует пятой категории сложности.

6. Состав группы

Фамилия, имя, отчество Г.р. Туристский опыт Место работы (учебы), должность Обязанности в группе
Фриккель Анна Александровна 1974 5 к.с – у Прип. Урал 4 к.с – р Алтай СДЮТурЭ, Зав. Отделом по туризму Руководитель Видео оператор
Васильев Андрей Николаевич 1987 4 к.с –У (Зап. Саяны) ПУ–5, Студент Зам. Руководителя Ответственный за тех. описание
Коваленко Ольга Евгеньевна 1988 4 к.с –У (Зап. Саяны) Шк. № 22 учащийся Медик Хронометрист
Чугунова Олеся Михайловна 1989 4 к. с. – У (Зап. Саяны) Шк. №13, учащаяся Завхоз по питанию Синоптик
Попов Егор Александрович 1988 3 к.с. – у (Ю.Урал) ОПУ студент Казначей Завхоз по снаряжению
Калашников Владимир Владимирович 1988 4 к. с. – У (Зап. Саяны) Студент Фотограф

7. Адрес хранения отчета

Туристско-спортивный союз России, 129282, г. Москва, Студеный проезд, 7

8. Поход рассмотрен

МКК ТССР г. Москва (100-00-666666666).

I. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна

Основная идея похода - спортивная. Повышение спортивного мастерства, технической и тактической подготовки участников, выполнение спортивных нормативов для получения разрядов и званий в спортивном туризме.

Район Приполярного Урала был знаком только руководителю похода. Все участники были в данном районе впервые. Посетить высшие вершины Урала было радостным событием для всех, но мы не могли предположить, что в данный промежуток времени комары смогут достать нас даже на высших точках Приполярья. (Это можно отнести к необычности похода) Кроме этого по изученным материалам в июле на Приполярье начинается лето, но даже старожилы не припоминают столь дождливого сезона.

К уникальности можно отнести то, что группа побывала в самом "сердце" вершин Приполярного Урала, а видела крайне мало. Так как низкая облачность закрывала все панорамы.

Необычность похода заключалась в том что группы Новотроицких туристов очень часто совершают походы на Приполярном и Полярном Урале в зимний период времени, а в этом году был запланирован и проведен пешеходный поход. С 2000 года Новотроицк 5 раз выезжал в район зимой. Завязались тесные отношения с туристами города Инты, Воркуты, Сыктывкара.

Уникальность. В столь сложные походы ходят туристы с большим опытом, редко встречаются молодые группы. Наше желание подготовить молодых специалистов для работы в Центрах детского туризма. Поэтому возраст группы минимален, опыта для данного похода достаточно.

Новизна. В походе мы планировали посетить высшие точки Приполярного Урала. Побывать в самом Центре Национального парка "Югыт ва". Запланировать и подтвердить участие Оренбургских туристов в экспедиционном походе от Южного Урала до Полярного, проводимого городом Воркутой.

2. Варианты подъезда и отъезда

До начала маршрута группа добиралась:

Поезда:

№ поезда Путь следования Отправление Прибытие Стоимость
351 Новотроицк–Москва 20.02 9.4 869,3
42 Москва–Инта 21.5 9.22 1139,4

Машина "Урал":

Инта - база "Желанная" - 11 000 руб

Выезд осуществлялся

Электричка:

Ст. Кожим - г. Инта - 73 руб

Поезда:

№ поезда Путь следования Отправле ние Прибытие Стоимость
41 Инта–Москва 23.05 10.3 1049
352 Москва – Новотроицк 15.25 4.17 959,3

В расписании поездов указано московское время.

Очень много групп заходит в район пешком по Кожимовскому тракту не платя взносы за проезд по Национальному парку, за посещение парка, за фото и видео.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы были запланированы к Базе "Желанная", по рекам Косью, Лимбекою, Дурная.

Запасные варианты:

1. Если мы не находим денег для заброски до базы "Желанная". То начинаем маршрут от переправы через р. Кожим. Вверх к истокам Лимбекою и через перевал Олений выходим на основную нитку маршрута.

2. В случае не возможности переправы через р. Косьювож на слиянии с Манарагой движение по правому берегу Ломесь-Вож к вершинам Комсомола и Защита.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден по основной нитке маршрута с небольшими изменениями. КСС г. Инты порекомендовали из-за плохого таяния снега и обильных дождей идти традиционным маршрутом к вершинам Комсомола и Защиты по правому берегу Ломесь-Вожа.

Из-за плохой погоды и ограниченной видимости отказались от дневок и шли на полудневках. Изменив график движения.

5. График движения

Дни
пути
Участок маршрута Про–
тяжен–
ность,
км
Чистое ходо–
вое
время
Определяющие препятствия на участке
1 база «Желанная» – озеро Каркар 23,0 6 ч. 24 мин Переправа 1А; Осыпи, морены,км; Н/к – 0,5; 1А – 0,5; 2А – 0,5;
2 озеро Каркар – вершина Народа (плато 1700, н/к) радиально – пер. Каркар (1А, 1240м)– р. Манарага 13,0 6 ч. 57 мин. Переправа н/к; Перевал – 1А; Вершина– н/к; Осыпи, морены,км; Н/к – 1,5; 1А – 1,5; 1Б – 0,5; 2А – 1,5; 2Б – 0,5;
3 р.Манарага – р. Олений – р. Манарага слияние с Ломесь–Вож 14,0 4 ч. 05 мин. ; Переправа– 1Б; Растительный покров, км; 1А – 1,5; 2А – 0,7;
4 р. Манарага – р. Ломесь–вож 6,0 2ч. 35 мин. ; Переправа–1А; Растительный покров, км; 1А – 2,2; 2А – 0,4; 2Б – 0,7
5 р. Ломесь–вож – плато Оленеводов – вершина Комсомола (1729,4, 1Б) радиально 13,0 8 ч. 13 мин Переправа н/к; Вершина– 1 Б; Каньон – 1А; Растительный покров, км; 2Б – 0,7; Осыпи, морены,км; Н/к – 1,0; 1А – 2,5; 1Б – 0,5; 2А – 2,0; 2Б – 0,3
6 Плато Оленеводов – вершина 1597,0 м. – вершина Защита (1809 м, 1Б) – траверс гребня – выход на хребет к отметке 1292,6м. 9,0 5 ч. 05 мин Каньон – н/к; Траверс гребня–1А; Осыпи, морены,км; Н/к – 1,0; 1А – 1,0; 1Б – 1,5; 2А – 1,0; 2Б – 0,3
7 плато высота 1292,6 – р. Косью – р. Манарага 15,0 5 ч. 05 мин Переправа 1А; Траверс гребня – н/к; Растительный покров, км; 1А – 1,0; 1Б – 2,0; 2А – 4,0; 2Б – 2,5; Осыпи, морены,км; 1А – 1,0
8 р. Манарага – граница леса под пер. Студенческий 9,0 2 ч. 05 мин ; Переправа – 1Б
9 пер. Студенческий (н/к, 1080) – вершина Манарага (1598, 1Б) – р. Капкан–Вож 9,0 6 ч. 49 мин Переправа н/к; Перевал – н/к; Вершина – 1Б Осыпи, морены, км; н/к – 0,5; 1А – 1,5; 1Б – 1,0; 2А – 0,5; 2Б – 0,2
10 р. Капкан–Вож – вершина Лжеманарага (радиально) (1410,2А) 4,0 4 ч. Переправа– 2Б; Вершина – 2А; Растительный покров, км; 1Б – 0,5; Осыпи, морены, км; н/к – 0,5; 1А – 0,5; 1Б – 0,5; 2А – 0,5; 2Б – 0,5
11 р. Капкан–вож – пер. Холодный (1070, 1А) – р. Лунвожнидысей 15,0 4 ч. 27 мин. Переправа н/к; Перевал – 1А; Растительный покров, км; 1Б – 0,5; 2Б – 9,0; Болота; н/к – 1,0; Осыпи, морены,км; н/к – 0,5; 1Б – 1,0
12 р. Лунвожнидысей – вершина 1470 Лимбока – траверс 1541 (радиально) – граница леса Лунвожнидысей 17,0 8 ч. 05 мин Вершина– н/к; Траверс гребня – н/к; Болота; н/к – 5,0; Осыпи, морены, км; н/к – 0,5; 1А – 2,0; 1Б – 3,0; 2А – 2,0
13 р. Лунвожнидысей – р. Нидысей – пер. Тракторный (820 м., н/к) – р. Дурная 29,0 8 ч. 46 мин Переправа– 1А; Перевал – н/к; Растительный покров, км; 1А – 2,0; 1Б – 5,0; 2А – 2,0; 2Б – 4,0; Болота; н/к – 9,0
14 р. Дурная – правый берег. 20 4 ч. 24 мин Переправа–н/к; Растительный покров, км; 2Б – 0,5; Болота; н/к –6,0
15 р. Дурная – тракторный след 15,0 4 ч. 42 мин. Переправа 1Б; Раститель–ный покров, км; 2Б – 1,0; Болота; н/к – 5,0
16 тракторный след – Кожимовский тракт – р. Пальникшор – р. Сывью 17,0 3 ч. 39 мин. ; Переправа – 1А;
17 р. Сывью – р. Безымянный – разъезд 1952 – ст. Кожим 23,0 4 ч. 36 мин. ; Переправа – 2А 1А;
  ИТОГО: Средняя скорость ~ 2,8 км/ч  

* - показания снимались утром (У) в 8:00, днем (Д) в 14:00, вечером (В) в 19:00.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

Группа вышла на маршрут по графику 15.07.2006. У базы "Желанная" встретили группу Свердловчан, которые сообщили что из 8 дней их похода последние 5 стояла невыносимая жара и палило солнце. За эти дни успели подняться на крыло как комары так и мошка.

Ручьи шириной менее 5 м. в отчете не указывались.

15.07.2006 База "Желанная" - озеро под перевалом Каркар

Выход на маршрут - 10.00

Остановка на ночь - 20.33

Чистое ходовое время - 6 ч. 24 мин.

Перепад высот - 484 м.

Пройдено, км - 23

На базу "желанная" прибыли в 8 ч. 24 м. переоделись в походные вещи. Приготовили завтрак (ф. 1). И начали маршрут по правому берегу реки Балбанъю. Дорога вдоль озера хорошо накатана (ф. 2). Изредка обходим огромные лужи и заболоченные участки. Комары сильно не достают. В 12.15 подошли к г. Старуха-Из под которой стоят геологические домики в этом месте установлен чум оленеводов, и мы смогли познакомится с оленями поближе.

Ручей, впадающий в озеро Мал. Балбанты перешли в брод ширина ручья около 5 м. До стойбища метров за 700 дорога превращается в сплошное болото с кочкарником. После брода о дороге напоминает только колея, которая на протяжении 7-8 км. - более походит на болота. Ноги постоянно увязают и приходится переходить бесчисленные ручьи стекающие с гор. И только после брода через Балбанты, в районе останков вездехода, сухая тропа поднимается на склоны гор. Реку Балбанъю перешли в брод в 17.18. Ширина потока 7-9

метров, глубина 0,5 м. Сухая тропа идет с постепенным набором высоты и через километр уходит на северо-запад через высоту 961,4 к р. Лимбекою. Наш путь на юг по реке Балбанъю к озеру пер. Каркар.

Мы переходим р. Балбанъю 18.28 на правый берег в районе ледника Балбан под высотой 1347,5 уклон подъема возрастает до 30 градусов. Ручей уходит в долину широким каскадом. Переход ручья в брод и по камням. Ширина потока 6 м., глубина 0,5, скорость течения около 2 м/с. Вода холодная ледниковая. Продолжаем набирать высоту по мелкой и средней осыпи высоты 1345. плавно траверсируя склон не спускаемся в каньон реки (ф. 3). Река под снежниками с ревом уходит вниз. В 20.30 перешли в районе озера Каркар ручей по камням.

Комаров на верху значительно больше. Очень мешают сосредоточится при движении по осыпям.

На ночевку остановились у озера, под перевалом (ф. 4)

Озеро Каркар

ЛП ПП

Переправа Осыпи, морены, км

1А - р. Балбанъю н/к - 0,5

1А - 0,5

2А - 0,5

16.07.2006 озеро пер. Каркар - г. Народа (плато 1700 м., н/к) радиально - пер. Каркар(1240м, 1А) - р. Манарага

Выход на маршрут - 9.00

Остановка на ночь - 20.05

Чистое ходовое время - 6 ч. 57 мин.

Перепад высот - 1866 м.

Пройдено, км - 13

От озера к вершине Народа поднимались по мелкой и средней осыпи по ручью в каньоне. Азимут движения на юг. Уклон подъема первые 1,5 км по средней осыпи до 30 градусов (ф. 5). Снежный участок на подъеме обошли по осыпи справа. В 10.05 вышли на плато. Вершина хорошо просматривается. (ф. 6)

Продолжили движение, но через 20 мин изменили свои намерения, не дойдя до вершины около 1 км. С запада резко надвигалась гроза, содрагая все горы в округе. (ф. 7) Не смотря на быстрый спуск гроза накрыла нас в 11.23. Пришлось сократить скорость движения по осыпи. К озеру вернулись в 11.40

В 12.30 продолжили путь к пер. Каркар обходя озеро с севера по средней осыпи. Набор высоты от озера 100 м. по курумнику. (ф. 8) На перевале сложен тур (ф. 9). Записки не обнаружили.

Перевал Каркар (1240 м, 1А)

Экспозиция склонов: северо- восток - юго-запад

Характер склонов: скально-осыпной, травянистый

Расположен: в Исследовательском кряже, в 4 км на северо-запад от г. Народная

Соединяет: долины р. Балбанъю и Манарага

В 13.10 начали спуск с перевала по средней и крупной осыпи. Первый сброс около 120 м. преодолели за 29 минут. Озеро под перевалом обходили по осыпи справа и в 14.10 вышли на зеленку. Азимут движения на запад. Спуск к реке Манарага крутизной до 40 градусов. Травянистые склоны чередуются с участками осыпи. К реке Манарага спустились в 15.47. Первая хорошая стоянка с дровами из кустарника. Остановились на обед. Встретили Павла из Ставропольского края, который в "соло" совершал поход к Манараге чтобы помолится. Попросил помощи в сопровождении так как карты у него почти не было. Район он не знает и вместе веселее. Мы охотно согласились. Тем более это нисколько не мешает нашим планам. По правому берегу

Манараги идет хорошая туристская тропа, которая местами пропадает в болотах. После обеда в 18.00 продолжили путь по тропе. (ф. 10) Ручей из под высоты 1364,2 перешли в брод в 19.00. Ширина потока 5-6 м., глубина 0,5-0,6 м., скорость течения 1,5 м/с.(ф. 11) Тропа продолжает идти по правому берегу, плавно спускаясь в зону леса. На ночевку остановились у р. Манарага под высотой 1581,3

ЛП ПП

Переправа Осыпи, морены, км

Река Манарага - н/к н/к - 1,5

1А - 1,5

Перевал 1Б - 0,5

Каркар - 1А 2А - 1,5

2Б - 0,5

Вершина

Народа - н/к

17.07.2006 р. Манарага - руч. Олений - р. Манарага слияние с Косью

Выход на маршрут - 9.00

Остановка на ночь - 17.05

Чистое ходовое время -4 ч. 05 мин.

Перепад высот - 140 м.

Пройдено, км - 14

Продолжили движение по тропе. Звук приближающейся грозы ускорил наше движение. Мы знали, что после брода через ручей Олений сможем переждать дождь в домике. Гроза застала нас на подходе. В 9.25 перешли ручей Олений в брод. Ширина реки 6-7 м., глубина 0,5-0,6 м. Балок стоит на реке Манарага, как оказалось потом, в стороне от тропы. В балок вошли в 9.30 и пытались переждать непогоды 1,5 часа. Безрезультатно. Гроза перешла в затяжной дождь. Продолжили маршрут в 11.10 по реке Манарага. Первые метров 700 шли по среднепроходимому лесу в надежде, что вот-вот тропа появится. Пытались идти вдоль реки: очень много промоин в высокотравье. Уходя на склон движение затрудняли болота, участки мокрого курумника и труднопроходимого леса. Так продолжалось в течении двух переходов в 12.45 мы пересекли мощный приток р. Манарага. Ширина около 6 м., глубина 0,5-0,6 м., скорость течения до 2 м./с. В 12.53 вышли на тропу. Она шла значительно выше, обходя все болота, где-то под склонами гор. Скорость движения значительно возросла. В 13.30 мы остановились на обед на одном из притоков р. Манарага. Здесь мы расстались с Павлом. Так как наш путь лежал к вершине Комсомола, а ему надо было на Манарагу. Продолжили маршрут в 15.30 (ф. 12) и через 30 минут окончательно потеряли тропу. Она выходит, в районе отметки уреза воды 488,1, к броду (ф. 13) и на левой стороне мы продолжили движение по тропе (ф. 14). Реку Манарага перешли в брод тройками.

Ширина потока 20 м., глубина 0,9-1,0 м., скорость течения 1,5-2,0 м/с. Через сорок минут мы вышли на слияние р. Косью и Манарага. Все ночь дождь не прекращался.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

р.Манарага-1Б 1А - 1,5

2А - 0,7

18.07.2006 р. Манарага - р. Ломесь-Вож (полудневка)

Выход на маршрут - 11.30

Остановка на ночь - 14.30

Чистое ходовое время -2 ч. 35 мин.

Перепад высот - 140 м.

Пройдено, км - 6

В этот день была запланирована дневка. Но решили поберечь время на восхождение. Подобраться поближе к вершинам и там ждать удобного момента. Оставив заброску продолжили маршрут. По рекомендации КСС (ПСО) пошли запасным вариантом, который был заявлен до похода.

От места ночевки по правому берегу Косью идет туристская тропа. Через 0,7 км она становится еле заметной и у берега Косью теряется в камнях. В 11.48 перешли вброд р. Косью на 500 метров выше слияния рек Косью и Ломесь-Вож.

Скорость потоко 1,5 м/с, глубина 1,0-1,1 м., ширина реки 20 м. На правом берегу р. Ломесь-вож тропу не искали, продолжили движение по среднепроходимому лесу (ф. 15). Идти вдоль берега достаточно сложно (много промоин и курумник). С набором высоты лес становится труднопроходимым. Участки леса сменяются березовым стлаником. В 13.15 вышли на тропу. Лес отступил к горам. Широкая открытая долина реки Ломесь-Вож в зарослях березового стланика. (ф. 16) Туристская тропа часто теряется в участках высокотравья и зарослях кустарника.

Остановились на обед и ночевку у р. Ломесь-Вож, так как приближалась очередная гроза

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

р.Косью-1А 1А - 2,2

2А - 0,4

2Б - 0,7

19.07.2006 р. Ломесь-Вож - плато Оленеводов - вершина Комсомола (1729, 1Б) радиально

Выход на маршрут - 8.50

Остановка на ночь - 20.10

Чистое ходовое время -8 ч. 13 мин.

Перепад высот - 1789 м.

Пройдено, км - 13

Продолжили движение по тропе по правому берегу реки. Тропа часто теряется в березовом стланике. (ф. 17) Идем вдоль берега. В 9.53 пересекли правый приток Ломесь-Вож, ширина около 5м, вышли к водопаду на р. Ломесь-Вож. В 10.25 вышли на слияние р. Ломесь-Вож и правого притока, стекающего с западного склона вершины Защита. Ширина потока 5-7 м., глудина 0,2-0,4 м. Подъем на плато Оленеводов производили от правого притока.

Плато Оленеводов высота 1070, (н/к).

Соединяет долину ручья Ломесь-Вож и верховья долины р. Хобею.

Находится в Исследовательском кряже между вершиной 1608 м. и юго-западным отрогом вершины 1496 м. (южный гребень Защиты).

Подъем на плато по средней осыпи, крутизна склона 25-35 градусов. (ф. 18) Высота взлета 180-200 м. Подъем от правого притока до вершины 1020,4 занял 70 минут. Базовый лагерь разместили на северном склоне под вершиной 1020,4. Воды достаточно.

В 14.15 начали путь к вершине Комсомола (1729, 1Б) (ф. 19)

вершина Комсомола (1729, 1Б)

Экспозиция склонов: запад - восток

Характер склонов: скально-осыпной

Расположен: в Исследовательском кряже. Истоки ручьев Ломесь-Вож, Пывсян-Шор и Моренный. При подъеме по ручью Ломесь-вож легко узнаваемая по характерному виду: это две овальные вершины и жандарм в провале между ними.

В 14.24 вышли к озеру под вершиной 1020,4, обходим его с юга по средней осыпи (ф. 20). Между озером вершины 1020,4 и вторым озером вершины Комсомола (ф. 21), небольшой взлет до 80 метров, по зеленке и средней осыпи. Спуск ко второму озеру крутизной 15-20 градусов по зеленке и мелкой осыпи. Второе озеро обходим с восточной стороны. Уклон прижима до 35 градусов. Длина около 1 км. Движение по средней осыпи и снежникам (шириной до 80 м.). В 15.25 вышли на южное окончание озера. Далее идут каскады водопадов, два небольших озерца и верхнее озеро к которому вышли по средней осыпи в 15.35. Отсюда начался подъем на вершину Комсомола.

Подъем на вершину производили по гребню, уклон 30-40 градусов. (ф. 22) Осыпь средняя (ф. 23). При подъеме, под вершиной, забирая севернее выходили на участки легких скал (плиты высотой до 3-х метров). Стараясь уйти от плит, возвращались на южный склон. Вышли на вершину в 17.24. (ф. 24). Началась гроза. Необходимо было срочно спуститься. Видимость ограниченная.

Верхнее озеро под вершиной Комсомола

На дальнем плане вершина Свердлова

Спуск к южному краю озера значительно легче. Осыпь более мелкая.

Путь возвращения в лагерь от первого озера тот же. Вернулись в лагерь в 20.10. Гроза застала на спуске и перешла в затяжной дождь с грозами.

Время, затраченное на восхождение 5 ч. 51 мин.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

Правый приток Ломесь-Вож - н/к 2Б - 0,7

Вершина Осыпи, морены, км

Комсомола - 1Б Н/к - 1,0

1А - 2,5

Каньон - 1А 1Б - 0,5

2А - 2,0

2Б - 0,3

20.07.2006 Плато Оленеводов - вершина 1597,0 - вершина Защита (1809,1Б) - траверс гребня - вершина 1292,6 м (плато)

Низкая облачность на вершинах

Выход на маршрут - 9.10

Остановка на ночь - 15.30

Чистое ходовое время -5 ч. 05 мин.

Перепад высот - 1888 м.

Пройдено, км - 9

С утра собрали рюкзаки под дождем и пошли к вершине Защита в надежде что погода изменится. Плато оленеводов пересекли по березовому стланику и курумнику. (ф. 25) Спуск к ручью вершины Защита крутизной до 30 градусов по средней осыпи. К ручью вышли в 10.00. Движение производили по левому берегу. (ф. 26) Ручей каскадами водопадов уходит вниз. Крутизна подъема до 20 градусов по зеленке и участкам курумника. В 10.30 перешли левый приток основного ручья (шириной 5-6 м.). Продолжили движение к вершине 1597,0, (ф. 27) через слияние ручьев с урезом воды 1120,6. Уклон подъема на вершину 1597 в нижней части до 30 градусов, вверху 15-20 градусов. В нижней части подъем по зеленке и мелкой осыпи (около 1 км), в верхней части мелкая осыпь (до вершины 0,7 км.). У вершины 1597,0 оставили рюкзаки. (ф. 28) В 12.20 начали путь на Защиту. При видимости около 500 м.

Вершина Защита

Находится: в Исследовательском кряже. Истоки ручьев Косьювож, Ломесь-вож, Манси-Шор, левый приток реки Хобею. Выделяется характерной пирамидой, возвышающейся над плато-образными вершинами, окружающими ее.

От вершины 1597 к вершине Защита идет плато с небольшими перепадами высоты. От плато на

вершину Защита крутизна подъема от 15 до 40 градусов. В нижней части мелкая осыпь, в верхней крупнообломочная, длиной около 300 м. Северная сторона вершины уходит вниз обрывами. На вершину вышли в 13.20. (ф. 29) Спуск производили по пути подъема, но видимость значительно ухудшилась. К рюкзакам вернулись в 14.05. Дождь не прекращался ни на минуту. Под рюкзаками было значительно теплее. (ф. 30) Спуск с вершины 1597 крутизной до 30 градусов по мелкой осыпи. На севере крутые обрывы. Туман усилился (ф. 31) и в 15.30 мы остановились на гребне, так как идти дальше не было никакой возможности. Видимость ухудшалась, необходимо было привязаться к местности. Видимость не улучшалась. Только ночью облака спустились ниже нашей ночевки и мы увидели вершины гор. Но это было очень не долго.

ЛП ПП

Траверс гребня Осыпи, морены, км

1А - от вершины 1597 к вершине Защита Н/к - 1,0

И спуск с вершины 1597 1А - 1,0

1Б - 1,5

Каньон - н/к 0,6 км ручей под в. Защита 2А - 1,0

2Б - 0,3

21.07.2006 плато вершина 1292,6 - р. Косью - р. Манарага

Выход на маршрут - 9.30

Остановка на ночь - 18.00

Чистое ходовое время -5 ч. 05 мин.

Перепад высот - 1024 м.

Пройдено, км - 15

С утра продолжает идти дождь. Видимость ограниченная. Вершины гор в тумане. Но сидеть на хребте бессмысленно. Внизу вода и костер. Собираем рюкзаки и продолжаем траверс хребта.

Вершина 1292,6 расположена между скальными сбросами. Проход по вершине хребта с юга на север шириной до 500 м. При хорошей видимости могли бы быть замечательные фото (нам не повезло). По хребту хаотично разбросан курумник. Камни стараемся обходить. На вершину 1292,6 вышли в 10.15. далее идет спуск. (ф. 32) Предполагая, что уровень воды в реках значительно поднялся, спускаемся к реке Косью выше слияния трех потоков. Спуск крутизной 15-25 градусов, участки средней осыпи, ниже березовый стланик. Ручей с урезом воды 820 перешли в 11.15. появились первые деревья (лиственница) (ф. 33). Продолжаем путь к слиянию р. Косью и правого притока. Лес среднепроходимый. Перед слиянием р. Косью и левого притока, на притоке живописный водопад. Сброс около 70 метров. У реки Косью участки высокотравья. Река шириной до 10 м., глубина 0,5-0,6 м. Через 300 метров движения по высокотравью, пересекаем правый приток реки Косью. (ф. 34) И в 12.30 останавливаемся просушится и на обед (так как завтрак на хребте мы не готовили). (ф. 35)

Выход с обеда в 15.20 идем правым берегом р. Косью. Участки березового стланика сменяются заболоченными участками. Движение вдоль берега становится все труднее, поэтому уходим от берега в труднопроходимый лес (ф. 36). По которому идем около 4 км и в 17.05 выходим на туристскую тропу у реки Косью. За час выходим по тропе к месту нашей ночевки на слиянии р. Манарага и Косью.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

Р. Косью - 1А 1А -1,0

1Б - 2,0

2А - 4,0

Траверс гребня - н/к 2Б - 2,5

Осыпи, морены, км

1А - 1,0

22.07.2006 Р. Манарага - граница леса пер. Студенческий (полудневка)

Выход на маршрут - 13.45

Остановка на ночь - 16.10

Чистое ходовое время -2 ч. 05 мин.

Перепад высот - 240 м.

Пройдено, км - 9,0

Погода восстанавливаться не желает. Продолжает идти дождь. Все вершины закрыты облаками. После обеда решили подойти ближе к Манараге. Весь путь шли по туристской тропе. Из-за не прекращающихся дождей тропы превратились в болота или стоки ручьев. За 45 мин. По левому берегу Манараги дошли до переправы. Река значительно поднялась. Встретили группу из Вологды, которая сплавлялась. Они сообщили, что за ними идет группа из Харькова. Манарагу прошли в брод. Тропа проходит, на правом берегу, около 0,7 км по открытому полю, заросшему кустарником (роскошные болота) и в 14.59 вышли на тропу, ведущую к пер. Студенческий. Отворот тропы перед бродом. Ширина потока 3 м., глубина 0,5 м.

Тропа идет с постепенным набором высоты по смешанному лесу. Преобладает береза. На границу леса вышли в тумане. Вершин не видно. Видимость до 300 м. (ф. 37)

ЛП

Переправа

Р. Манарага - 1Б

23.07.2006 пер. Студенческий (1080, н/к) - вершина Манарага (1598, 1Б) - р. Капкан-Вож

Выход на маршрут - 8.45

Остановка на ночь - 16.20

Чистое ходовое время -6 ч. 49 мин.

Перепад высот - 1896 м.

Пройдено, км - 9,0

Подъем на перевал производили по тропе, при видимости менее 150 м. Если бы не тропа в таком тумане сложно было бы определить выход на перевальную седловину. Но перед самым перевалом туман рассеялся и нам открылись прекрасные виды на в. Манарага, Лжеманарага, а под нами расстелился туман. Оставив рюкзаки на перевале начали траверс (ф. 38)

Манарага (1-й зуб).

Перевал Студенческий. Высота 1080, н/к.

Соединяет долины рек Манараги и Капкан-Вожа (правый приток р.Косью)

Находится: в 1,5 км на северо-восток от в. Манарага

Направление: с северо-запада на юго-восток.

Вершина Манарага. Высота 1 башни 1598 м., 1Б. Находится в горном узле образованном Восточными Саледами и хребтом Малдынырд, который можно обозначить как массив Манарага.

От перевала подъем 20 метров на осыпь гребня Манараги. Уклон до основного плеча 15 градусов, около 0,5-0,7 км. Далее по средней и мелкой осыпи, уклон до 35 градусов. (ф. 39) Выход к первой башне.

Идем по гребню осыпи. Зуб башни сложен крупнообломочной осыпью. Установлены туры. На вершину вышли в 12.15. (ф. 40) Нам повезло выйти на вершину в хорошую видимость, так как на спуске нас опять закрыло туманом. И на перевал мы вернулись при видимости менее 300 м.

Вершина Манарага Вершина Лжеманарага

Зубья Манараги

Вершина Манараги 1-й зуб

В 14.35 продолжили маршрут с перевала к р.Капкан-вож. Спуск с перевала по мелкой осыпи около 120 м., крутизной 35 гра дусов. Верховья левого притока Капкан-вожа заболочены идем правым берегом по средней осыпи и зеленке. (ф. 41) Переходя многочисленные ручьи. В 15.15 заметили на левом берегу тропу, перешли ручей в брод. Ширина потока 7 м., глубина 0,5-0,6 м. По тропе спустились к р. Капкан-вож. На слиянии рек хорошая туристская стоянка. (ф. 42) Дров мало. С вечера навели навесную переправу.

ЛП ПП

Переправа Осыпи, морены, км

Левый приток Капкан-вожа - н/к н/к - 0,5

1А - 1,

Перевал 1Б - 1,0

Студенческий - н/к 2А - 0,5

2Б - 0,2

Вершина

Манарага - 1Б

24.07.2006 р. Капкан-Вож - вершина Лжеманарага (1410 м., 2А) радиально

Выход на маршрут - 14.05

Остановка на ночь - 18.25

Чистое ходовое время -4 ч. 00 мин.

Время на переправу - 45 мин.

Перепад высот - 1620 м.

Пройдено, км - 4,0

В 11 часов было окно между дождями, в которое мы собрали рюкзаки, подтянули веревки на переправе и в 11.20 начали переправляться. (ф. 43) Ширина реки 30 м., скорость течения более 3 м/с., глубина 1,2 м. Для натяжения переправы сблокировали две основные веревки, для челнока использовали репшнур с палаток 2х15 м. Переправу закончили в 12.05. На противоположном берегу так же хорошая туристская стоянка. Дров значительно больше чем на левом берегу. Разбили лагерь и стали ждать погоды. К 14.00 терпение закончилось начали подъем на Лжеманарагу в туман и морось. Подход к вершине по труднопроходимому лесу и высокотравью около 500 м. Далее начинается осыпь и березовый стланик (ф. 44), выше склон травянисто-осыпной. Крутизна подъема на первых 200 м., от 15 до 25 градусов. Далее 400-500 м. по средней и мелкой осыпи с уклоном до 35-40 градусов. Встречаемые на пути легкие скалы обходим по полкам. Поднялись выше границы облаков.

Вершина Лжеманарага. Высота 1410 м, 2А.

Расположена: в 5-6 км севернее в. Манарага

Истоки рек Лун-вож-нидысей, Капкан-вож. Восхождение с капкан-вожа по восточному гребню.

В 15.15 поднялись к крупнообломочной осыпи предвершины (ф. 45).

Подъем продолжаем по гребню (ф. 46). На сложных участках, если нет возможности обойти скальные "чемодана", наводим командную страховку.(ф. 47)

Первый участник поднимается свободным лазанием. В 16.40 думаем что мы вышли на вершину, так как нас окружают жандармы высотой 5-10 м. Видимость ограниченная. Начинаем спуск в базовый лагерь (ф. 48). К вечеру холодает. Открываются вершины. Надеемся на ясную погоду.

Работа на вершина Лжеманарага

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

Капкан-вож - 2Б 1Б - 0,5

Вершина Осыпи, морены, км

Лжеманарага - 2А н/к - 0,5

1А - 0,5

1Б - 0,5

2А - 0,5

2Б - 0,5

25.07.2006 р. Капкан-Вож - пер. Холодный (1070 м, 1А) - р. Лунвожнидысей

Выход на маршрут - 9.00

Остановка на ночь - 15.00

Чистое ходовое время -4 ч. 27 мин.

Перепад высот - 790 м.

Пройдено, км - 15,0

Продолжаем маршрут по правому берегу р. Капкан-вож. Участки высокотравья сменяются болотами и березовым стлаником (ф. 49). Надежда на хорошую погоду быстро покидает нас. Огибаем с востока вершину без названия в истоках Капкан-вожа. Расположена вершина севернее Лжеманараги и представляет собой сплошное нагромождение камней с причудливыми жандармами на вершине. В верховьях Капкан-вож заболочен. В 10.56 подошли к водопаду перед перевалом Холодный.

Подъем на перевал производим по ручью стекающему с перевального плато, севернее водопада. (ф. 50)

Перевал Холодный. Высота 1070,1А.

Соединяет: верховья долины р. Капкан-вож и долину р. Лунвожнидысей (исток первого левого притока).

Расположен: в массиве Манарага в 1-1,5 км на северо-запад от вершины Лжеманарага

Направление перевала: с юго-востока на север.

Перевал проходится тремя ступенями. Первая 70-80 м. среднеобломочной осыпи, крутизна до 30 градусов. Проходится за 18 мин. Вторая ступень: заболоченное плато с курумником. Преодолевается за 25 мин. Третья ступень: мелкая и средняя осыпь с ручьем вытекающем из озера. В северной части плато гряда курумника высотой до 70 метров. На вершине гряды открывается долина реки Лунвожнидысей. Тур расположен значительно севернее скальной гряды (6 мин. ходьбы)., перед спуском в долину реки. Вышли к туру в 12.51. (ф. 51)
Спуск по ручью производили по правому берегу. Березовый стланик, болота, средняя осыпь, кочкарник - чередуются между собой.

У правого притока река уходит в теснины каскадом водопадом. Спускаемся по средней осыпи.

В месте слияния ручьев большое озеро (около 200 м).(ф. 52) Начинается кустарник. Останавливаемся на ночевку. Используем для приготовления пищи газ. Видимость ограниченная.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

Приток Лунвожнидысея - н/к 1Б - 0,5

2Б - 9,0

Перевал Болота

Холодный - 1А н/к - 1,0

Осыпи, морены, км

н/к - 0,5

1Б - 1,0

26.07.2006 р. Лунвожнидысей - вершина Лимбока 1470 м, н/к - вершина 1541 (траверс, радиально) граница леса Лунвожнидысей

Выход на маршрут - 10.00

Остановка на ночь - 18.45

Чистое ходовое время - 8 ч. 05 мин.

Перепад высот - 1440 м.

Пройдено, км - 17,0

Подъем на вершину Лимбока производили по правому берегу ручья стекающего от вершины. От места ночевки подъем по средней осыпи. Видимость ограниченная. Крутизна подъема от 15 до 30 градусов. Ручей каскадами водопадов спускается вниз.

Вершина Лимбока расположена в южной части хребта Восточные Саледы. Сложности не представляет. Соединяет долины рек Лунвожнидысей и р. Понью левый приток Лимбекою.

В 11.35 пересекли слияние ручьев. Продолжаем подъем на вершину по средней и мелкой осыпи. Крутизна до 35 градусов. На плато вершины 1470 вышли в 13.20. Видимость ограниченная. Траверсировать к вершине 1541 стали ниже верхнего плато. (ф. 53) Прошли под скальными обрывами Лимбока. К озере спустились по средней осыпи. (ф. 54) В базовый лагерь вернулись в 17.05. Собрали рюкзаки и ушли к границе леса Лунвожнидысея. Путь от ночевки до границы леса представляет собой сплошные болота, кочкарники, березовый стланик, частые ручьи вытекающие из многочисленных озер (ф. 55). Мы дали название Лунвожнидысею в среднем течении "Страна озер". Не прекращающийся дождь в горах ничего хорошего не сулил, а лес привлекает дровами. От слияния ручьев до границы леса 75 мин. ходьбы,

при видимости около 500 м. Туман оставил нас без красивых снимков последних вершин.

ЛП ПП

Вершина Болота, км

Лимбока - н/к н/к - 4

Траверс гребня - н/к Осыпи, морены

н/к - 0,5

1А - 2,0

1Б - 3,0

2А - 2,0

27.07.2006 р. Лунвожнидысей - пер. Тракторный (820 м, н/к) - р. Дурная

Выход на маршрут - 9.05

Остановка на ночь - 20.34

Чистое ходовое время - 8ч. 46 мин.

Перепад высот - 640 м.

Пройдено, км - 29,0

От места ночевки на границе леса, спуск по правому берегу, по средне проходимому лесу. Местами встречается туристская тропа (ф. 56), которая пропадает на участках курумника и высокотравья. Два перехода прошли вдоль берега, на третьем переходе от реки и высокотравья поднялись на склоны гор в труднопроходимый лес. Лес чередуется с участками болот. По болотам и участкам леса спустились в устье р. Лунвожнидысей. Реку Нидысей перешли в брод. Ширина реки около 30 метров, глубина 0,8-1,0 м., скорость течения около 2 м/с. Правый берег покрыт высокотравьем с участками труднопроходимого леса и болотами. В 12.50 остановились на обед в районе озер Межгорных.

Перевал Тракторный хорошо просматривается с места обеда. Высота 820 м., н/к.

Соединяет: долины рек Дурная и Нидысей.

Расположен: в южной части хребта Западные Саледы.

Направление перевала: север-юг.

Крутизна склонов не превышает 15-20 градусов. Склоны травянистые. По перевалу проходит вездеходная дорога, под северным склоном протекает ручей от перевала к р. Нидысей.

Обед удался на славу - первый раз попробовали грибы Приполярья (больше грибов не было). От места обеда 6 км. Шли к перевалу по болотам и высокотравью (ф. 57). Под перевалом вышли на тракторный след, ниже он наверное теряется в болотах. На перевале установлен крест (ф. 58), тура нет.

Седловина широкая. Спуск в долину р. Дурная по правому берегу (ф. 59). В верхней части участки курумника и березового стланика. Много притоков, уклон спуска до 20 градусов.

В верховьях Дурной обозначен домик - это разбитый балок в болотах у которого мы и заночевали.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

Р. Нидысей - 1А 1А - 2,0

1Б - 5,0

Перевал 2А - 2,0

Тракторный - н/к 2Б - 4,0

Болота

н/к - 9,0

28.07.2006 р. Дурная - правый берег реки

Выход на маршрут - 10.30

Остановка на ночь - 18.08

Чистое ходовое время - 4ч. 24 мин.

Перепад высот - 350 м.

Пройдено, км - 20,0

От балка тропа идет через болота (ф. 60), через лес и поля с постепенным (ф. 61) сбросом высоты, уклон 5-15 градусов. Вес рюкзаков практически не чувствуется. На спуске развивается хорошая скорость. Дождливая, сырая погода не располагает к привалам. За первый полуторачасовой переход проскакали болота не успев толком рассмотреть их. Тропа идет по краю болот. В центре хорошо видны топкие места. В 13.50 перешли первую реку в брод. Ширина 15 м., глубина 0,4-0,5 м., скорость течения 1,5 м/с. За переправой остановились на обед в надежде просохнуть. Тропа ведет через луга, где трава, пропитанная водой, высотой до 2-х метров (ф. 62). Тропу поддерживают туристы. Так как заброска на машине в Национальный парк очень дорогая многие группы устремились к вершинам по лесным тропам. Мы же по этим тропам выходим.

Вышли с обеда в 16.00. и дальше тропа шла где-то рядом с Дурной, чувствовалось что мы спустились с гор в долину, но реки не видно. А многочисленные притоки пересекали в 17.10, 17.16, 17.55, 18.02. 18.07, 18.08. отмечены реки шириной более 5 м., глубиной 0,5-0,6 м. на некоторых переправах дно илистое и засасывает по пояс (глубина около 1,2 м.). движение до ночевки через болота или заболоченные участки.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

Правые притоки р. Дурная - н/к 2Б - 0,5

Болота

н/к - 6,0

29.07.2006 р. Дурная - тракторный след (Полудневка)

Выход на маршрут - 15.00

Остановка на ночь - 20.48

Чистое ходовое время - 4ч. 42 мин.

Перепад высот -50 м.

Пройдено, км - 15,0

От места ночевки по тракторной тропе 20 мин. до переправы через реку Дурная. На тропе встретили группу Костромы, которая заходила в район. Они тоже заявились на пятерку. Сообщили, что брод через Дурную проходится нормально. Ширина реки около 80 м., глубина 1,0-1,2 м., скорость течения 1,5 м/с. (ф. 63)

На переправу затратили 10 мин.

После обеда прошли по тропе 8 мин. до хорошего леса и просушились, разведя костер. Если верить карте до Кожимовского тракта оставалось около 4 км.

Мы шли без остановок почти 3 часа. В основном дорога шла по болотам, через лес, вдоль ручья. На карте обозначен предполагаемый путь движения. На ночевку остановились в лесу. На кочкарнике после очередного болота потеряли тропу. Разведка местности показала, что тропа находится в 500 м. от нас.

ЛП ПП

Переправа Растительный покров, км

р. Дурная - 1Б 2Б - 1,0

Болота

н/к - 5,0

30.07.2006 Тракторный след - Кожимовский тракт - р. Пальникшор - р. Сывью

Выход на маршрут - 11.15

Остановка на ночь - 17.46

Чистое ходовое время - 3ч. 39 мин.

Перепад высот - 560 м.

Пройдено, км - 17,0

До Кожимовского тракта мы не дошли по времени 13 минут. Тракт в хорошем состоянии. Но на переправах мосты разрушены. К реке Пальникшор вышли в 13.12. встретили двух человек из Калининграда. Они направлялись в сторону гор. Уточнили у нас как переходится Дурная, а вот мы у них не узнали про Сывью и зря. Переправа через Пальникшор довольно простая. Ширина потока 8 м., глубина 0,8, скорость течения около 2 м/с.

После обеда продолжили путь в 15.10 по тракту. В 16.12 прошли отворот от основной дороги на хребет Обеиз. Он менее накатан и уходит на юг. К реке Сывью вышли в 17.46. уровень реки оказался значительно выше нормы. Мы не стали переправляться. Решили подождать до завтра.

ЛП

Переправа

р. Пальникшор - 1А

31.07- 01.08.2006 р. Сывью - р. Безымянный - разъезд 1952 - ст. Кожим

Выход на маршрут - 16.30

Окончание похода - 01 ч. 39 мин.

Чистое ходовое время - 4ч. 36 мин.

Время, затраченное на переправу - 1 ч 30 мин.

Пройдено, км - 23,0

Надежда на то что дождь закончится и вода спадет не увенчались успехом. Дождь шел все ночь и оставался один вариант переходить речку в плавь.

После обеда мы навели командную страховку, соединив 2х40м. длина переправы получилась около 60 м., глубина 1,4 м., скорость течения 2 м/с. (ф. 64, 65, 66) Переправились удачно. В 18.00 переправа закончилась. Рассчитывая, что в р. Безымянный мы сильно не промокнем. После переправы через Сывью просушились и в 20.40 продолжили маршрут по тракту. Белые ночи помогли при движении. В сумерках ходить можно. В 21.41 подошли к р. Безымянный. Ширина потока около 10-12 м., глубина 1,1-1,2 м., скорость течения 2 м/с. После этой переправы мы не задумываясь пошли до конца маршрута. Было вымочено все. На разъезде 1952 станции не оказалось и мы пошли на ст. Кожим. Река Кожим проходится по ж/д мосту. Маршрут закончили поздней ночью. Далее шла история нашего выезда. (ф. 67)

ЛП

Переправа

р. Сывью - 2А

р. Безымянная - 1А

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1. Для обеспечения безопасности на всех участках имеющих скально-осыпной характер

одевали при движении каски.

2. Вершина Комсомола живая осыпь, на северной части подъема скальные плиты.

Вершина Защита - живая осыпь, скальные обрывы с востока. Манарага, Лжеманарага - крупнообломочная осыпь в верхней части.

3. Перевал Кар-Кар был наиболее сложным участком на маршруте. Так как шли с полным грузом по мокрой крупной осыпи. Были случаи падения и соскальзывания. Отделались легкими ушибами.

4. Вершина Народная особой сложности не представляла, но оказаться в столь сильную грозу на вершине группа не рискнула. Погодные условия похода можно отнести к потенциально опасным явлениям на маршруте. Так как даже местные туристы не припоминают столь затяжных дождей.

5. Переправы были всегда сложными участками. Но из-за затяжных дождей они превратились в настоящую угрозу. Группа имела опыт переправ 2Б. Поэтому оценивая ситуацию на маршруте. Через Капкан-Вож была наведена навесная переправа. А через реку Сывью переправлялись почти вплавь, с командными перилами.

6. К потенциально опасным факторам на маршруте можно отнести комаров. Тучи этих насекомых не покидали нас ни на минуту даже на вершинах. Очень отвлекают внимание при движении по курумнику. Интересное наблюдение похода - в лесу комаров меньше чем на осыпи.
7. Низкая облачность и затяжные дожди омрачили поход тем, что группа не смогла

отснять качественный видео и фото материал. Низкая облачность и туман не только не

позволили насладиться панорамами, но и затрудняли ориентирование на местности.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

1. г. Инта - первым делом группа сходила в краеведческий музей (стоимость посещения - 5 руб), можно познакомится со всей фауной Приполярного Урала, изучить историю района, увидеть огромные кварциты разных оттенков (к сожалению горного хрусталя в походе мы так и не увидели)

2. Река Кожим излюбленное место туристов водников, которые заполонили берега. Инта предлагает коммерческие маршруты сплава по реке с организацией ночевок. Разворачивается коммерческий туризм.

3. Вершина Народная - высшая точка Приполярья, к сожалению на вершину мы так и не поднялись.

4. Каскады водопадов в верховьях реки Ломесь-Вож.

5. Вершина Комсомола. Кто хоть однажды увидит ее, не забудет ни когда "птица приготовившаяся к полету"

6. Вершина Манарага и Лжеманарага. Манарага - единственная вершина с которой мы хоть чуть-чуть смогли увидеть панорамы Приполярья, но к сожалению это были считанные минуты.

7. Долина реки Лунвожнидысей - мы назвали ее "долиной озер". Бесконечные ручьи, перетекающие один в другой, цепь живописных озер. Но к сожалению мы видели далеко не все. Только то, что позволила увидеть погода.

8. Болота реки Дурная впечатлило всю группу. Трясина как желе ходит под ногами и ты понимаешь, что опоры под тобой почти нет.

9. Дополнительные сведения о походе

Долгое время поддерживая связь с Интинскими туристами мы ехали почти как к себе домой. Зная, что нас встретят и разместят. До похода и после мы размещались у Татьяны Ивановны Грода.

Транспорт к нашему приезду уже был заказан. Водитель машины "Урал" Жаравин Владимир Николаевич тел.32739 сот 89125581676 адрес: 169840, республика Коми, г. Инта, ул. Куратова д. 41 кв. 76

На карте 2 км Национального парка показана дорога по р. Дурная. Тропа действительно существует. Вопросом остается - действительное место переправы. Свой путь движения мы нанесли на карту. Мы предполагаем, что есть несколько вариантов тропы к Кожимовскому тракту.

Погодные условия - практически аномальные. Изученные материалы отчетов

показывают что июль самый сухой месяц на Приполярье. Да и местные туристы

утверждали, что непогода в горох держится в это время от двух дней до недели

максимум. А нас непогода преследовала весь маршрут.

Из специального снаряжения пригодилась веревка основная - две по 40 м., две вспомогательных по 15 м., карабины, расходные петли, обвязки, спусковые устройства. Не использовали ледоруб и кошки.

Группа использовала две самодельные палатки 3-4 местных. Вес самодельной палатки 2,0 кг, что на 1,5 кг меньше, чем "каркасная".

В походе группа использовала для приготовления пищи выше границы леса газовую горелку. На поход понадобилось 6 баллонов газа. Остались довольны.

В качестве дождевиков участники использовали прорезиненные костюмы, приобретенные в магазинах "Восток-Сервис". Идти в них жарко, зато спасают от холодных дождей.

Питание группы на маршруте было традиционное: завтрак, обед, ужин. На завтрак каша с мясом, в обед суп в пакетах, на ужин молочная каша.

Состав рем. набора и аптечки - традиционный для пешеходных маршрутов.

Вес рюкзаков при выходе на маршрут составлял:

- у девочек - 20-23 кг.

- у мальчиков - 25-28 кг.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

1. Основные продукты питания, снаряжение для прохождения маршрута получили на Станции детского и юношеского туризма г. Новотроицка. Докупка продуктов составила 300 руб./чел.

2. Фото, видео материалы - 1200 руб.

3. Заявка на Чемпионат России - 600 руб.

4. Медаптечка - 600 руб.

5. Проезд до места проведения похода и обратно - 4012 руб. с человека

6. Заброска до базы "Желанная" - 2000 руб. с человека

7. Проезд на электрички от ст. Кожим до г. Инта - 73 руб. с человека

8. Не предвиденные расходы - 150 руб. с человека

Стоимость похода для каждого участника составила - 6935 руб.

11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Поход пройден всеми участниками в установленные сроки.

В группе все участники впервые были в районе Приполярного Урала кроме руководителя. Были запланировано в походе восхождения на высшие точки района, знакомство, как с массовыми вершинами, так и с редко посещаемыми. К сожалению, погодные аномальные явления не позволили увидеть всю красоту Приполярного Урала. Восхождения на вершину производились при минимальной видимости.

Группа состояла из молодых начинающих руководителей походов. Поход 5 к.с. по Приполярному Уралу повысил туристский опыт каждого участника.

Возможность пользоваться библиотекой ТССР, Интернет во многом помогли при подготовке маршрута. Картографический материал соответствовал местности. Недоразумения возникли только после переправы через реку Дурная. Мы рассчитывали через 4 км. выйти на Кожимовский тракт. По времени это где то 1,5 ходовых часа. В результате мы шли почти три часа, что составляет около 8 км. Тропа на карте указана не верно, или существует еще один путь.

Акклиматизация участников похода прошла быстро и безболезненно, так как предыдущие походы, проходившие по Башкирии, Западным Саянам, были на высоте 800-1500 м.

От дневок в походе воздержались, так как пытались поймать погоду. Шли с полудневками.

На многих перевалах нет записок с чем это связано нам не известно.

Район часто посещаем туристами: водниками, пешеходниками, горниками. Мы встретились на маршруте, как с заявленными группами, так и с отдыхающими

Рекомендуем группам в летний период времени ходить вместо примусов - с газовыми горелками. Более легкий вес газового оборудования, да и в рюкзаке не пахнет бензином.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 НикАл, 12.01.2008
Извинте... не могу удержаться! Где вы проходили перевал Холодный??? На схеме нарисованной вашими руками чётко видно, что вы прошли из долины Какпкан-Вож в долину Лунвож-Нидысея перевалом Тобик, который (к стати) является некатегорийным. Непозволительная неточность!

Есть ещё один аспект, эмоциональный - которым страдают практически все туристы, завышая категории при прохождении маршрута.
Не знаю, может быть я и неправ, но такие строки - "В столь сложные походы ходят туристы с большим опытом, редко встречаются молодые группы." - у меня (по крайней мере) вызывает улыбку. Ходил там многократно, и в разных направлениях, ещё в 80-х годах. Все те вершины и перевалы мне хорошо знакомы. В летнее время район достаточно легко проходим во всех направлениях. Вершины доступны свободным лазаньем, без какого либо снаряжения.

Это конечно не значит, что там нельзя найти высоких категорий. Зимний траверс Исследовательского кряжа без спусков в долины, как раз на шестую потянет.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Карты




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100