Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о комбинированном одиночном пешеходно-водном туристском путешествии V к.с. в районе Полярного Урала и Большеземельской тундры

Дата: 19 июня - 21 июля 2003 г.

Маршрутная книжка БашРМКК № 2003-08

Руководитель: Лазарев В.А. (Уфа)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
1. ПРОВОДЯЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
2. РАЙОН ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДА
3. ОБЩИЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
4. ПОДРОБНАЯ НИТКА МАРШРУТА
5. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА
6. СОСТАВ ГРУППЫ
7. АДРЕС ХРАНЕНИЯ ОТЧЕТА
8. ЗАЯВОЧНЫЕ И ОТЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
2. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА
3. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ
4. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ
5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
7. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ
8. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
9.1. Сведения о районе путешествия
9.2. Особенности снаряжения
9.3. Рацион путешествия
9.4. Разное
10. СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ, ПИТАНИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ
11. ИТОГИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ВЫВОДЫ
12. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1. Проводящая организация

Путешествие подготовлено и проведено по личной инициативе путешественника (персональные сведения - в пункте 6).

2. Район проведения похода

Россия, Республика Коми, Тюменская область (Ямало-Ненецкий Автономный Округ, Ханты-Мансийский Автономный Округ), Архангельская область (Ненецкий Автономный Округ).

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Кат. сл.
похода
Протяжен-
ность активной части похода,
км
Продолжитель-
ность 
Сроки проведения
общая ходовых дней
Комбинированный пешеходно-водный Пешеходная часть – V к.с. Водная часть – II к.с. с элементами III к.с. Пеш. – 703 км. Водн. – 180 км. Всего – 883 км. 39 дней 33 дня 16.06-24.07 2003 года

4. Подробная нитка маршрута

пос. Полярный - р. Бол. Пайпудына - р. Бол. Уса - г. Харнаурдыкеу - оз. Хадытаеганлор - р. Нгодяяха - р. Мал. Щучья - оз.Мал.Щучье - р. Мал. Кара, р. Кара (сплав) - р.Нярма-яха - г. Константинов Камень - г.Хуута-Саурей - р. Пырятонё - оз.Бол.Щучье - оз. Усвато - р. Мал. Уса (сплав) - гор. Воркута - пос. Елецкий - г. Пайер - г. Скальная - Каровый массив - р. Мал. Лохорта - р. Бол. Лохорта - р. Лохортаю - р. Хойла - оз. Верхн. Хойла - пос.Елецкий.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия  Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствий
1. Переправа через р.Бол. Пайпудына. 2. Переправа через р.Бол. Хадата. 3. Перевал лев. приток р. Бол. Уса-правый приток р. Гэнахадаты (восточный склон г.758.8) 675 м. 4. Вершина Скальная. 5. Траверс гребня западного берега озера Бол. Щучье. 6. Каньон на реке Хойла. 7. Порог на реке Кара. 8. Порог на реке Мал. Уса. 9. Растительный покров. 10. Болото. 11. Осыпи.12. Снежный покров. 13. Лед 2А, 2А, 1А, 1Б, 1Б, 1Б, 3, 3, 2А, 2Б, 1А, 2А, нк, 1А, 1А ; 3; 0.5; 7.4; 3.6; 26.5; 0.5; 0.4 # Место переправы находится в 28 км. от пос. Полярный по дороге в пос. Харбей. Ширина реки - 60 м., течение на стремнине 2 м/сек, глубина у ближнего (правого) берега не просматривается и не промеряется лыжной палкой (более 120 см.); правый берег пологий, левый – осыпной; дно – средний булыжник. От моста остались только сваи и насыпи на берегах. Переправу осложняют плывущие по реке огромные льдины. Некоторые садятся на мель, подпруживая русло и ускоряя течение. Переправа на надувной лодке. # Река в месте переправы очень многоводна. Ширина около 40 метров, скорость 2.5 м/c, высокие до 0.5 метров волны. Дно не просматривается и не промеряется. Переправлялся на лодке выше острова. Остров полностью накрыт льдиной. Между ним и противоположным левым берегом узкая опасная протока, куда устремляется мощный поток и затем скрывается под наледью. Берега крутые, обрывистые, высотой около 10 метров. Снег вплотную подступает к реке. Спуск на воду «тюленьим способом» со снежного берега при быстром течении. Привязал лодку к лыжной палке воткнутой в снег, затем, спрыгнув в лодку, вытянул палку с помощью веревки, привязанной к верхнему концу. Усиленно работая веслами, переправился на левый берег и причалился в одной из небольших узких бухточек, где течение несколько замедляется. Дополнительную опасность представляли плывущие по реке льдины. # Набор высоты 240 м., в основном по снегу (нк и 1А) и осыпи (нк). Имеется выход скальных пород у ручья, который обходится по верху. # Можно выделить две промежуточные вершины и основную. Подъем на первую по ходу восхождения простой, путь проходит по осыпному склону, скрепленному выходами глины. Траверс склона второй промежуточной вершины труден из-за неустойчивости курума и осыпей. От седловой точки на вершину набор высоты сначала по крупному куруму, затем – последние около 100 м. по скалам свободным лазаньем. Обратно от перевальной седловины между средней и главной вершинами удобен спуск по осыпи к северному истоку р. Бол. Ниедзью. Ручей забит плотным снежником, подходящим для глиссирования. # Западный берег озера удобней для прохождения, но и он достаточно сложен. Основным препятствием является участок берега в северной оконечности, где склоны гор круто обрываются в озеро. Особо труден участок длиной около 2 км. в самом начале озера. Крутизна склона здесь более 30, осыпи, кустарниковые заросли. Через 4 – 5 км. горы отступают и берег выполаживается. # Протяженный каньон длиной около километра. Основной поток реки идет около левого берега, там стены круче. Но и на правом есть участки, где требуется активная самостраховка, свободное лазанье. # В 200 м. ниже устья руч. Хальмершор 2-ой находится порог с высокими, до 1.5 метров, косыми валами. Линия прохождения – по центру. До порога – усиление течения, после порога на левом берегу имеется обширное улово с противотоком. # В 5 км. выше развилки (слияние Бол. и Мал. Усы) находится самый сильный порог на реке Мал. Уса. Валы до 2 метров высотой, сильное сужение русла. Перед порогом сильное ускорение течение, причаливание для разведки необходимо совершать заранее.

6. Состав группы (Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников)

Лазарев Владимир Анатольевич, Адрес: Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, д. 87, кв. 25. Тел.: (3472)352275.

Прочие сведения: 1971г.р., образование высшее (Баш.Гос.Университетет, 1993г.), к.ф.-м.н., доцент УГНТУ. Туристический опыт: одиночные походы 3П, 4П, 2В, Южный, Северный, Приполярный Урал.

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет существует в двух экземплярах. Один экземпляр отчета хранится по адресу: Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 37, каб. 103. Видео и кино материалов нет. В отчете имеются фотоматериалы: 66 снимков и индекс-принты всех отснятых кадров (273 шт.). К отчету приложен СD диск с электронной версией и слайд-шоу. Второй экземпляр отчета отправлен на Чемпионат России 2003г. по спортивному туризму.

8. Заявочные и отчетные документы путешествия рассмотрены

БашРМКК (код 103-00-555530500). Маршрутная книжка (копия) находится в конверте на обложке.

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея путешествия, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Основная цель, которая преследовалась при планировании и проведении путешествия заключалась в обзорном знакомстве с районом Полярного Урала и Большеземельской Тундры с их географией, орографией, климатом, животным и растительным миром, метеоусловиями, состоянием дорог, проходимостью локальных и протяженных препятствий. При этом во главу угла ставился охват территории, прохождение большого расстояния, а не преодоление технически сложных препятствий. Желательность и полезность такого рода путешествий очевидна для подготовки спортивного похода/путешествия (или серии походов/путешествий) с прохождением препятствий высокой категории сложности. В этом случае снижается риск срыва похода из-за "второстепенных" факторов. До этого автор ни разу не был ни в одной точке пройденного маршрута.

Отсутствие очного знакомства с районом при совершении длительного одиночного путешествия налагает определенный отпечаток на все аспекты путешествия: подготовку, экипировку, схему движения и т.д. Приходится очень чутко реагировать на изменение ситуации, максимально адекватно погодным условиям и самочувствию планировать дневные переходы, с особой дисциплинированностью и осторожностью проходить локальные и протяженные препятствия, исключая излишний риск и "нагрузку" на волю и терпение.

К необычности похода можно отнести использование легкого сплавного средства в продолжительном пешеходном путешествии. Комбинирование пешеходного и водного способов передвижения не является новинкой, особенно в последнее время, однако здесь акцент делается на том, что протяженность водной части значительно меньше пешеходной. Сплав по "попутным" рекам играет вспомогательную роль. Тем не менее, эта роль в путешествии была достаточно велика: сплав является прекрасным отдыхом для ног, что исключило необходимость организовывать дневки во время пешеходной части, делая поход более динамичным; водные участки послужили уместной связкой между различными районами похода, доставляя дополнительную "степень свободы" при планировании и прохождении маршрута; сплав на лодке в середине пешеходного маршрута дал возможность сменить обстановку, наполнив путешествие новыми впечатлениями и эмоциями, что особенно важно для одиночного похода; с использованием лодки были преодолены две реки трудности 2А на переправе; несмотря на "легковесность" и некоторую ненадежность лодки, удалось пройти препятствия 3 к.сл. и ниже, что придало сплаву техническую содержательность; наличие лодки было особенно важно для меня, как для путешественника-одиночника, так как представляло собой прекрасную возможность схода с маршрута в случае травмы, ЧП и проч., особенно в горной местности, где движение пешком затруднительно, а реки очень быстро набирают воду.

Уникальность путешествия заключалась в рекордной протяженности и напряженности похода. Протяженность дневного перехода в среднем составила 27 км.

Еще одной особенность путешествия был довольно ранний выход при поздней весне (за все путешествие не встретил ни одной туристической группы). В начальной стадии путешествие проходило, практически, в межсезонье в период активного таянья снега и половодья. Судя по отчетам, самое популярное время для пешеходных походов июль-август.

2. Варианты подъезда и отъезда

Основным и, можно сказать, единственным способом подъезда к району является ж-д. транспорт. Летом до пос. Полярный ходит поезд №120 Москва-Лабытнанги (зимой по тому же расписанию ходят прицепные вагоны). Есть еще поезда Москва-Воркута, С-Петербург-Воркута, Воркута-Лабытнанги, летние поезда от Адлера, Новороссийска (до Воркуты). Поезда идут по северной уединенной ветке, и попасть на них жителям Урала, Сибири и Юга Европейской части России достаточно тяжело: удобная посадка в эти поезда лишь в Москве и на узловых станциях Вологда, Котлас, Сыктывкар. Облегчают дело автобусные маршруты до Кирова, Котласа, Сыктывкара, Ухты (дальше автомобильной дороги нет).

Сам добирался следующим образом:

Туда (49 часов 33 минуты)

Уфа - Ухта, автобус. Идет пнд., чт., отправление из Уфы в 16.40, в пути 31 ч., маршрут: Уфа, Набережные Челны, Киров, Сыктывкар, Ухта. Стоимость проезда 1366 руб., провоза багажа 250 руб.

Ухта - о.п. 110 км., поезд №120 Москва-Лабытнанги, отправление из Ухты в 01.58, в пути 16 ч., прибытие на о.п. 110 км. в 18.13. Цена плацкарты 315 руб.

Обратно (81 час)

ст. Елецкая - ст. Котлас Узл., поезд №119 (Лабытнанги - Москва), отправление в 11.56, ежедневно. Проезд "зайцем" 500 руб. (обошлось без проблем).

Ст. Котлас Узл.-ст. Котлас Южн., автобус. Надо пройти вдоль путей по ходу движения поезда около 300 метров до автобусной остановки. Единственный маршрут автобуса идет до вокзала. По короткой дороге (на такси) до вокзала 8 км. Автобус идет долго, делает петлю по городу. Такси 2002г. - 50 руб., 2003г. - 70 руб. Но торопиться некуда - ближайший поезд на юг через 3 часа.

ст. Котлас Южн. - ст. Саранск, поезд №283 Воркута - Адлер. Отправление в 13.35, ежедневно. 750 руб., купе. Проблемы с билетами в южном направлении.

ст. Саранск - ст. Рузаевка, электричка, 1.5 часа, 11.50 руб. Несколько электричек в сутки, есть автобусное сообщение.

ст. Рузаевка - ст. Самара, поезд №286 Горький - Самара, отправление в 00.08 ежедневно.

ст. Самара - ст. Уфа, поезд №364 Адлер - Уфа, отправление из Самары в 09.49. Стоимость плацкарты 256 руб.

Примечания:

По вт., пт., вскр. из Уфы идет автобус до Сыктывкара по тому же расписанию, что и ухтинский. Из Сыктывкара почти сразу есть автобус до Ухты.

Насчет провоза багажа в автобусе можно договориться с водителем за меньшую сумму (150 руб.).

Автовокзал в Ухте далеко от ж-д. вокзала - надо выходить в центре города и добираться на маршрутке. Но в автобусе едут в основном вахтовики и те, кому нужен поезд, и водители "по многочисленным просьбам" могут проехать и через ж-д. вокзал, что очень удобно.

При отправлении "оттуда" часто бывает, что в кассах нет связи и даже на уже стоящий, на перроне поезд нельзя купить билет. Тогда можно обратиться к проводникам плацкартных вагонов - они могут взять, причем за ж-д. тариф, но без билета. В противном случае надо идти к начальнику поезда и объяснить ситуацию. А такая ситуация, судя по туристическим отчетам, не редкость. Со мной такое приключилось на обратном пути на ст. Елецкая.

По четным дням через Рузаевку идет поезд №256 Москва - Уфа; по нечетным лучше сразу доехать до Пензы и пересесть на ежедневный поезд Пенза - Уфа.

От Воркуты до пос. Елецкий добрался на поезде №953 Воркута - Лабытнанги. Отправление из Воркуты 07.42, время в пути 5ч. 34 мин. Цена плацкарты 100р. 50коп. Вокзал в Воркуте на ночь закрывают, но можно переночевать в вагоне стоящего на перроне поезда (официальная услуга, цена 50 рублей).

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы:

Через пос. Хальмер-ю. От реки Кары по вездеходной дороге 36 км.

Через пос. Усть-Кара. По реке Кара на лодке до устья.

По рекам Главного Уральского Хребта до поселков. Реки, стекающие с отрогов хребта (Лемва, Сыня, Войкар, Танью, Щучья, Уса и т.д.), быстро набирают воду, на выходе из гор становятся спокойными, на их берегах встречаются поселки, как геологические, так и местного населения.

Предусмотреть запасные направления маршрута в таком протяженном путешествии довольно сложно из-за многообразия возможных вариантов.

4. Изменения маршрута и их причины

По ходу путешествия пришлось отклониться от заявленного маршрута.

Характер изменения Причина Комментарий
1 Пропуск хребта Оченырд Восстановление графика движения, ликвидация отставания в 1.5 дня. Отставание связано с большим количеством снежных участков и сложностью переправ до 2А к.т.
2 Пропуск радиального выхода на горы Бол. и Мал. Манясей Погодные условия (циклон, низкая облачность). Совершено восхождение на г. Константинов Камень, расположенную севернее
3 Пропуск восхождения на г. Мунтысъяпэ Гора Хуута-Саурей гораздо сложнее и интереснее для восхождения, чем г. Мунтысъяпэ; очевидный недочет планирования. Совершено восхождение на г. Хуута-Саурей
4 Сход с реки Мал. Уса Потеря лодки. После дня трудного сплава с тяжелыми погодными условиями забыл достаточно хорошо закрепить лодку. Ночью сильный ветер унес ее в неизвестном направлении. Поиски не принесли результата.
5 Замена линейной части похода (пос. Елецкий – Каровый массив – р. Кожим) кольцевым машрутом (пос. Елецкий – Каровый массив – пос. Елецкий) Невозможность без лодки реализовать одну из основных целей второй части похода - сплав по р. Кожим Совершен траверс Главного Уральского Хребта по западному и восточному склонам с восхождением на две категорийные вершины.

В итоге протяженность водной части сократилась с 400 км. до 180 км., пешеходной части - с 830 км. до 703 км.

5. График движения

Таблица к п. 5 (документ Word, 90 КБ)

Если в графе "Чистое ходовое время" не указано иного, то способ передвижения - пешком.

В графе "Протяженность" в скобках указана протяженность восхождений и радиальных выходов.

Общее чистое ходовое время - 177 часов 35 минут.

Пешеходная часть - 140 часов 55 минут

Водная часть - 36 часов 40 минут

Протяженность пешеходной части - 634 км. (+69 км.)

Протяженность водной части - 180 км.

Протяженность общая - 883 км.

6. Техническое описание прохождения маршрута

Прежде чем привести техническое описание прохождения маршрута, сделаю несколько оговорок. Первая касается специфики одиночного похода. Совмещать обязанности руководителя, завхоза, казначея, врача, рем. мастера, летописца, хронометриста и фотографа, будучи при этом вечным дежурным, очень сложно. На что-то всегда не хватает времени и сил. И этим "что-то", как правило, бывает менее насущное и актуальное - ежедневное описание пройденного пути и фотографирование пройденных препятствий. В связи с этим предлагаемое описание носит поверхностный характер, его невозможно использовать для ориентировки на участках маршрута. В нем нет путей прохождения локальных препятствий, не указаны ориентиры на местности (заброшенные базы, антенны, вышки, брошенные емкости и т.д.). Обо всем этом у меня остались смутные воспоминания и, чтобы не дезинформировать людей, я решил не приводить эти сведения вовсе. Что касается оценки категорий трудности водных препятствий, то здесь я располагаю лишь книжным опытом и прошу учесть, что приводимые здесь оценки могут быть неточными. "Округлять" старался в меньшую сторону.

Следующее замечание касается названий природных объектов. Язык северных народов непривычен и труден для для восприятия из-за преобладания в нем нехарактерных русскому языку звуков и звукосочетаний. Это приводит к тому, что даже на картах (не говоря уже о туристических отчетах) один и тот же объект может иметь различные написания названия. Хотя они и фонетически близки, но все-таки разные. Поэтому перед описанием приведу список некоторых "эквивалентных" названий, фигурирующих в отчете:

г. Харнаурдыкеу - г. Харнаурды-Кев

р. Нярма-яха - р. Нярмаяха - р. Нярмаяга

г. Хуута-Саурей - г. Хутасангарей

г. Пай-Ер (оба слога ударные) - г. Пайер (ударение на первый слог)

р. Лагорта - р. Лохорта

Таблица к п. 6 (документ Word, 151 КБ)

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Потенциально опасным является сочетание таких факторов, как тяжелые климатические условия, ненаселенность района, малое количество дорог (возможность движения без дороги ограничена).

На реках Кара и Нярма-яха имеются протяженные каньоны со сложными порогами и водопадами (до 4 к.сл. на сплаве), с быстрым течением. Будучи вовлеченным в поток, трудно из него выйти. Кроме того, на крутых береговых склонах притаились многометровой толщины снежники, которые при таяньи могут обрушиться в реку (фото 65,66).

К специфическим для ранней весны опасностям относятся промоины и трещины в снежниках над реками и ручьями (фото 8).

Потенциально опасна встреча с дикими животными, волками, медведями, и пр. Встреча с волками маловероятна в силу их большой осторожности. Медведей в окрестной тайге достаточно много, и летом они выходят в предгорные долины, чтобы полакомиться ягодой, половить рыбу, поохотиться на отбившихся от стада оленей. За путешествие дважды встречался с медведями, в районе г. Харнаурды-Кеу и на руч. Левый Кечпель (фото 16,48). В обоих случаях медведи убежали от свиста и стука лыжной палкой по камням, не выказав признаков агрессии. В долине р. Кечпель, как рассказывали местные оленеводы, зимует очень много медведей.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

Музей Уральской Полярной Экспедиции в пос. Полярный. Музей рассказывает об истории работы геологов на территории Полярного Урала, о людях, стоявших в истоках освоения района. Много интересной информации о геологии района, климате, магнитных явлениях, залежах полезных ископаемых. Прекрасная экспозиция минералов, самоцветов, руд. Доброжелательные и радушные хозяева музея Иван Иванович и Вера Ивановна Поповы.

Ледники ИГАН, МГУ. В районе находятся самые большие ледники на Урале: рекордсмен по площади - ледник ИГАН (L= 1.880м., S= 1.25 км2), рекордсмен по длине - ледник МГУ (L= 2.2 км., S=1.15 км2).

Водопад на ручье Гидрологов - самый высокий водопад на Урале.

Хребет Оченырд. Живописнейший уголок Урала. Альпийский ландшафт, обилие озер, ледников, водопадов.

Река Кара. Интересен сплав, пороги до 4 категории сложности. Имеются водопады. Красивые каньоны, в частности Беломраморный Каньон - почти отвесные 30-ти метровые известняковые с вкраплением кусочков белого мрамора берега. Интересная рыбалка на хариуса. По берегам вскрываются породы, сформировавшиеся в разнообразные геологические периоды.

Знакомство с диким животным миром. Лично мне удалось неоднократно повстречаться с медведями, оленями, зайцами, утками и гусями, полярными куропатками. Зверь непуганый, такой возможности близкого и частого общения с дикой природой нет больше нигде на Урале.

Знакомство с бытом, жизнью и культурой северных народов. Это расширяет представление не только о жизни на Севере, но и о жизни вообще.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Сведения о районе путешествия

При написании раздела использовалась книга Кеммериха А.О. "Полярный Урал", материалы с сайта www.polarural.narod.ru, отчеты туристов, опубликованные в сети Internet.

Полярным Уралом называется отрезок Уральского хребта от горы Константинов Камень на севере до г. Грубе-Из на юге. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к тундровым и таежным территориям Западно-Сибирской и Печерской низменности. Территория горной области Полярного Урала располагается на площади более 25 тыс. кв. км.

Рельеф и геологическое строение

Полярный Урал по характеру рельефа и геологическому строению разделяется на Северную и Южную части. Северная часть Полярного Урала расположена от железнодорожной ветки Сейда - Лабытнанги на юге до горы Константинов Камень и дальше до Карского моря на севере, и представляет собой систему коротких хребтов и массивов северного и северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. Наряду с платообразными вершинами здесь широко развиты хребты с типичными альпийскими формами рельефа: наиболее красивы, с иззубренными острыми гребнями, пиками, глубокими карами и скалистыми отвесными склонами является хребет Оченырд, Горно-Хадатинский массив и хребты в районе Большого и Малого Щучьего озер. Также в рельефе выделяются хребты Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Енганэ-Пэ и другие. Склоны многих хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают прекрасные глубокие озера, ледники и снежники. Характерная особенность Северной части Полярного Урала - исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Относительная высота этих хребтов над долинами рек достигает 800…1000 метров, ширина долин - 3…4 км, а абсолютные высоты большинства перевалов не превышают 300 метров над уровнем моря. Южная часть Полярного Урала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже Северной (до 25-30 км), носит характер плато, сильно расчлененного глубокими ущельями, долинами рек и карами. По сравнению с Северной частью перевалы здесь расположены на значительно большей высоте.

Реки и озера

Полярный Урал изрезан густой сетью рек, ручьев и временных водотоков, несущих свои воды на запад - в Печору, на север - в Байдарацкую губу и на восток в Обь. Горные реки отличаются большой водоносностью, бурным, стремительным течением, русла их полны порогов и перекатов; небольшие речки, особенно впадающие в Байдарацкую губу и реки бассейна Кары, прорезающие более твердые, трудно подающиеся размыву горные породы, нередко живописными водопадами низвергаются в глубокие ущелья. Наиболее бурные и порожистые участки с падением русла на несколько десятков метров на километр с быстрым течением (до 15-20 км/час) отличаются в местах прорыва рек через меридианальные хребты, гряды и увалы. В продольных долинах рек по выходе из гор на Печерскую и Западно-Сибирскую низменности течение становится гораздо спокойнее (1-2 км/час), а русло образует многочисленные извилины, острова и старицы (курьи).

Реки западного склона имеют большие уклоны русла и большие скорости течения, чем реки восточного склона Полярного Урала. Источниками многих рек являются тектонические, каровые или плотинные озера: Большое и Малое Щучьи, Усвато, Очеты и другие.

Большее время года реки покрыты льдом и только с середины июня по середину октября они освобождаются ото льда. Половодье сопровождается большим подъемом воды (до 5-7 метров) и заканчивается в первой половине июля. Большое препятствие и опасность для туристов представляет резкое поднятие уровня воды в реках в результате сильных дождей.

Озер на Полярном Урале очень много, только в горной области их насчитывается более 3200 общей площадью 98 кв. км. Основная часть горных озер и наиболее крупные из них расположены в Северной, части Полярного Урала. На западном склоне крупных озер мало и все они в основном ледникового происхождения (каровые озера, плотинные озера, мореные озера). В основном размеры горных озер невелики (не считая Большого и Малого Щучьего) - всего от нескольких сотен квадратных метров до 1…2 км2. Вода в озерах холодная и даже в самые жаркие дни температура верхних слоев воды не превышает 10-14 градусов.

Ледники

На Полярном Урале существуют различные типы ледников - от присклоновых и висячих до каровых и карово-долинных. Все полярно-уральские ледники расположены на высоте всего 400 - 1000 метров над уровнем моря и сравнительно легко доступны. Самые крупные ледники - ИГАН длиной 1,8 км и МГУ длиной 2,2 км, но несколько меньший по площади. Наибольшее число ледников сосредоточено в северной части Полярного Урала (68%) - в районах Хадатинских и Щучьих озер и на хребте Оченырд.

Климат и осадки

Полярного Урала резко континентальный. Зима на Полярном Урале длительная, с сильными морозами, обильными снегопадами и метелями. Она продолжается здесь 8…9 месяцев, в горах - на наиболее возвышенных плато зима примерно на месяц длиннее, но морозы слабее, чем на равнинах. В декабре - феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до -50…54 градусов, средняя температура в феврале примерно -19 градусов.

Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2-3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400-600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой. Во второй половине декабря к северу от Полярного круга наступает полярная ночь.

В мае на равнине начинает таять снег, вскрываются реки, но по ночам еще мороз и средняя месячная температура воздуха отрицательна (-2 градуса на равнине, до -5 градусов в горах). В июне ночью еще часты заморозки, но днем температура поднимается даже в горах до +20 градусов. Весна на Полярном Урале короткая, и быстро наступает лето.

Летняя погода на Полярном Урале непостоянна, в разные годы погода различна. Средняя температура самого теплого месяца (июля) изменяется от 12-14 градусов на равнинах и до 9-10 градусов на высоких плато. Август уже значительно прохладней. В конце месяца нередки ночные заморозки. Но все же среднемесячная температура в горах 5-7 градусов, на равнинах не ниже 10 градусов. На западном склоне весна наступает на 2 недели позже, чем на восточном, а лето значительно прохладнее, дождливее и короче. Различие в погоде и количестве осадков на западном и восточном склонах объясняется тем, что основные влажные ветры, поступающие с запада, задерживаются горными хребтами. В начале августа ночи становятся темными. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето. В конце сентября выпадает снег и начинает замерзать вода в озерах. Октябрь на Полярном Урале - глубокая зима с частыми метелями.

Растительный и животный мир

Растительный мир Полярного Урала чрезвычайно разнообразен. В Южной части таежные леса, состоящие в основном из лиственницы и ели. Среди лесов обильны моховые и осоково-моховые болота, на которых в изобилии растут черника, голубика и морошка. С подъемом в горы растительность становится все богаче и разнообразней. Встречаются участки тайги, смешанных лесов, высокогорной и арктической тундры, субальпийских и альпийских лугов. На европейском склоне верхнюю границу леса образуют редкие березовые и лиственничные рощицы, чередующиеся с кустарниковыми зарослями полярной березки, ивы, багульника, голубики и с пышными альпийскими лугами, пестрящими разнообразной окраской ярких цветов. Выше кустарниковых зарослей и альпийских лугов климат становится очень суровым; здесь склоны хребтов покрыты обычно каменными россыпями (курумами), поросшими лишь мхами и лишайниками.

Растительность Северной части Полярного Урала значительно беднее Южной. По западному склону хребта леса совсем нет, а по восточному он встречается в долинах рек Пайпудына, Большая Хадата и поднимается до верховьев Щучьей и Байдараты. По безлесным равнинам растут в основном кусты ивы (тальника), полярной березки, мхи и лишайники, пышные травы и цветы (иван-чай, акониты, медвежьи дудки). Севернее в свои права вступает тундра. В начале лета на теплых южных склонах и солнечных пригорках наблюдается бурное цветение, тундра в это время представляет собой цветущий ковер: сиверсия, полярный мак, лютики, одуванчики, колокольчики и незабудки, камнеломки, куропачья трава - дриада. В конце лета поспевает много грибов и ягод (голубика, морошка, черника).

Своеобразие природы Полярного Урала определяет и животный мир. Наиболее часто встречающимися животными тундровой зоны являются: северный олень, волк, песец, горностай, рoсcомаха, заяц. Из птиц наиболее часто можно встретить белую тундровую куропатку, жаворонка, различных куликов. Из водоплавающей дичи обычны нырковые утки (турпан, морская чернеть, гага и другие) и гуси (гуменник, белолобая казарка). Из обычных уток шилохвость, из лебедей - лишь малый лебедь. Комары появляются уже в июне - после того, как установится теплая погода, и держатся до первых ночных заморозков в начале августа. В июле, в разгар комариного сезона, появляется мошка, оводы, слепни и мокрец.

Основная рыба во всех горных реках и многих озерах - хариус (до 1,5-2 кг) и голец (тальма). В некоторых реках бассейна на Оби ловится таймень весом до 60 кг, пыжьян, сырок, щука, а в горных озерах водится налим.

9.2. Особенности снаряжения, характеристика средств передвижения

Снаряжение Характеристика Комментарий
Газовая горелка CampingGas Производство: Франция Приготовление пищи производилось в основном на ней. Надежная, удобная горелка. Развести костер удавалось очень редко. Дожди, ветер, тонкие сырые дрова – все это создает известные трудности, с которыми в одиночку справиться сложно.
Газовые картриджи CV-270, CV-470. Объем 270 и 470 куб.см. Производство: Франция Имеют только один недостаток – по причине малой доли пропана в горючей смеси плохо работает при низких температурах. Картридж не выносной, поэтому иногда приходится греть его руками.
Лодка одноместная Производство: Китай по лицензии Германии. Материал: полистерол Безопасность – на уровне германских стандартов: надувное дно, четыре отсека, достаточно прочный материал. Прекрасно проходит перекаты глубиной более 10 см., дно устойчиво к царапинам. Недостаток – слаба «на излом». После порогов могут появиться маленькие трещины в боковых швах, которые легко ремонтируются. Вес – 2 кг.
Спиннинг и инерционная катушка Производство: Китай Сделанные из пластмассы, имеют малый вес. Удавалось ловить хариуса на блесну на р. Кара.
Фотоаппарат Samsung CR-V Производство: Корея Пленочный аппарат, широкоугольный объектив, автоэкспозиция, zoom 35-140мм., автоспуск. Использую в походах с 1998г.
Палатка одноместная Производство: Россия Каркасная продуваемая палатка, тент – полиэтилен. Такое сочетание позволяет поддерживать нормальные условия в любую погоду, и в теплую, и в холод с сильным ветром.

9.3. Рацион путешествия

Как обычно, в длительном путешествии основную проблему составляет белковая компонента рациона. Проблема заключается в том, что необходимо предусмотреть наличие в рационе всех основных аминокислот, некоторые из которых содержатся преимущественно в мясных продуктах. А они либо быстро портятся (сыр, колбасы), либо очень тяжелы (классические консервы), либо дороги и трудно доступны (сублимированное мясо). Однако, в последнее время все большую популярность приобретает идея использовать соевый белок, который прекрасно хранится и по составу аминокислот близок мясному. Такой способ питания был мною успешно использован в одиночном 30-ти дневном полностью автономном путешествии по Северному и Приполярному Уралу в 2000 году. В рационе отсутствовало мясо, его заменял соевый белок в количестве 40 грамм в день. Каких-либо отрицательных моментов (упадок сил в конце похода, истощение, уменьшение выносливости, проблемы на локальных препятствиях) по большому счету не было.

В первой, 25-ти дневной (по плану), автономной части похода использовалась именно белковая схема питания. Соевый белок брался из расчета 30 грамм на день. Мясо кальмара взято в порядке эксперимента и скорее относится к "сюрпризным" продуктам. Остальная доля белка приходилась на крупы, яичный порошок, сухое молоко. Потребность в жирах и углеводах обеспечивалась традиционными туристическими продуктами. Как обычно, стремился рацион сделать разнообразней, благо с легкой, удобной тарой больших затруднений не возникает.

Раскладка на первую часть путешествия приведена в таблице. В ней указано содержание (в гр.) белков, жиров и углеводов, содержащихся в 100 гр. продукта, калорийность на 100 гр. продукта (в ккал.). В графе Масса указано количество взятых продуктов. Далее указано содержание (в гр.) белков, жиров и углеводов во взятых продуктах. В нижней строке приведены итоговые цифры.

Первая часть (16.06-10.07, 25 дней)

Таблица (документ Word, 76 КБ)

Вторая часть маршрута оказалась очень короткой, 11 дней, поэтому выбор продуктов и их количество были не принципиальны. Рацион составили тушенка, вермишель, крупы, шоколад, кисель, орехи, печенье, сухари, яичный и молочный порошок в количестве примерно 750 грамм/день.

9.4. Разное

Маршрут проходил по зонам ответственности Воркутинского Поисково-Спасательного Отряда (западный склон Главного Уральского Хребта, Полярный Урал) и Интинского Поисково-Спасательного Отряда (западный склон Главного Уральского Хребта, Приполярный Урал). Перед выходом на маршрут в эти Поисково-Спасательные Отряды были отправлены обращения (Форма 6), заверенные БашРМКК, с подробной ниткой маршрута и предполагаемыми местами ночевок. О выходе на маршрут информировал ПСО телеграммой из пос. Полярный, об окончании маршрута - телеграммой из г. Рузаевка. Будучи в Воркуте посетил ПСО лично и информировал об изменении маршрута. Адреса ПСО:

Воркутинский ПСО - 169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленинградская, 10а. Тел.: (82151) 41444. (Адрес старый, ПСО переехал на ул. Ленинградская 5а, но почта доходит)

Интинский ПСО - 169630, Республика Коми, г. Инта, ул. Инженерная, 9. Тел.: (82145) 26328.

Обнаружены следующие записки:

- на вершине Хуута-Саурей. Группа под рук. Королёва (Пермь) от 27.07.02.

- на вершине Пай-Ер. Группа под рук. Карпина (Екатеринбург) от 03.04.03.

- на вершине Скальная. Группа из трех человек (фамилия руководителя не сохранилась) из Екатеринбурга от 04.08.02.

Записки не снимал.

На этих вершинах оставил свои записки. Записка с г. Хуута-Саурей снята группой под рук. Затонского А. (г. Березняки, Пермская область) в августе 2003г.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Транспортные расходы - Уфа - пос. Полярный: 1910 рублей, пос. Елецкий - Уфа: 1750 рублей.

Расходы на питание - 1850 рублей,

Прочие расходы (газ, фотоматериалы, карты, медикаменты, обновление экипировки) - 4850 рублей.

ИТОГО: 10360 рублей.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Основные итоги путешествия заключаются в следующем:

Пройден интересный спортивный маршрут, включающий в себя восхождения на самые высокие и интересные вершины ПолярногоУрала: Пай-Ер, Харнаурды-Кеу, Хуута-Саурей, Скальная, а также сплав по рекам Кара и Малая Уса.

Посетил такие примечательные места и объекты, как озеро Большое Щучье (самое глубокое на Урале, глубина 136 метров), гора Пай-Ер (самая высокая вершина Полярного Урала), водопад на ручье Гидрологов в районе г. Харнаурдыкеу (самый высокий водопад на Урале), гора Константинов Камень (самая северная вершина Урала), Беломраморный каньон на реке Кара и многие другие.

Основная цель путешествия, заключавшаяся в обзорном знакомстве с районом Полярного Урала и Большеземельской Тундры, достигнута. В результате путешествия оказался пройденным весь Полярный Урал. Охвачена огромная территория, пройдено значительное расстояние, получено большое количество информации о районе. Все это послужит прекрасным заделом для следующих путешествий.

С точки зрения спортивных достижений путешествие также представляет интерес. В рамках одного одиночного путешествия оказался пройденным дважды весь Полярный Урал. За 33 ходовых дня пройдено пешком и на сплаве почти 900 километров. Планируется участие в Чемпионате Урала по спортивному туризму 2003г. и Чемпионате России по спортивному туризму 2003г. в классе путешествий.

Расширены личные (и, надеюсь, не только личные) представления о собственных возможностях и возможностях одиночного туризма вообще. Получен ценный опыт путешествия в районе Заполярья, касающийся экипировки, питания, тактики движения.

Показано, что одиночные путешественники обладают большим "запасом хода", чем групповые. Удаленные районы и объекты для хорошо подготовленного одиночника более достижимы и требуют меньших затрат сил и времени. Это позволяет одиночнику быть более свободным и смелым в своих планах. В этом заключается преимущество и основная ценность одиночного туризма. При официальной поддержке и признании одиночный туризм, способен привнести в туризм много новых идей, маршрутов, информации и опыта. Обеспечить достаточный уровень безопасности на маршруте при нынешнем уровне технологий не сложно.

Прохождение маршрута осуществлялось в несколько неожиданных условиях аномально поздней весны. Такая погода, по словам геологов из поселка Полярный, наблюдалась последний раз около 20 лет назад. Однако, благодаря достаточно хорошей физической подготовке, опыту, осведомленности о климате Заполярья, постоянному контролю за состоянием организма, наличию достаточного количества одежды и провизии вкупе с безупречной (по моей собственной оценке) дисциплиной, аккуратностью, осторожностью и самообладанием при прохождении препятствий, путешествие прошло без каких-либо проишествий, чрезвычайных ситуаций, болезней и травм. Исключение составляют опасное падение на крутом снежнике при спуске с горы Пай-Ер и потеря лодки на реке Малая Уса.

В ходе путешествия собрано большое количество самой разнообразной информации. По итогам путешествия состоялся прямой эфир на ГТРК "Башкортостан" "Радио 107" 15 августа 2003г. Собран фотоматериал, около 300 снимков, представляющий не только информационную ценность. Подборка фотографий заняла III место на фотоконкурсе на туристическом сайте "Скиталец". Планируется участие в Чемпионате Урала по спортивному туризму 2003г. в классе фотографии.

Ранний выход на маршрут на Полярном Урале имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, увеличивается категория трудности переправ за счет большой воды, ледохода. Ледоход, видимо, имеет свой пик, однако отдельные льдины из верховий, где за зиму образуются массивные наледи, идут еще долго. Горы почти сплошь покрыты снегом. Снег, как правило, твердый, но его преодоление утомительно, так как представляет собой нехарактерную для пешеходного туризма нагрузку. Иногда движение по снегу может составлять большую часть дневного перехода. С другой стороны, уменьшается трудность болот. Даже там, где воды много, земля не успевает протаять. Снежники скрывают под собой осыпи и растительный покров. Весной слаба активность комаров, совсем нет мошки.

Из неблагоприятных погодных факторов следует отметить большое количество и силу ветра. Ветер дует практически постоянно, его сила увеличивается после полудня, достигая максимума к вечеру. Ночью ветер заметно слабее. Даже при высокой температуре, 14 - 16о ветер приводит к охлажению организма, если не одета непродуваемая одежда. Возникают сложности с установкой палатки. К этому надо быть готовым: иметь в походе надежный, непродуваемый комплект (анорака+брюки), при подборе одежды отдавать предпочтение одежде из плотной ткани, брать устойчивую к ветру палатку с тентом, который может обеспечить максимальную герметичность. Во время циклона скорость ветра (постоянного!) может достигать 10-15 м/сек, и даже малая щель около днища палатки может доставить неприятности. Не будет лишним напомнить и об опасности солнечных ожогов на снежниках. Достаточно три часа, чтобы сжечь нос, уши, руки. Сам спасался от солнца в накомарнике, для рук изготовил тряпочные рукавицы. Сильный холодный ветер и вода плохо действуют на кожу. Уже на пешеходной части, не говоря уже о сплаве, от ветра и холодной воды потрескалась кожа на руках, на пальцах образовались болезненные, кровоточащие заусеницы. Чтобы облегчить состояние, желательно иметь крем для рук.

Ранний выход может подарить много незабываемых впечатлений, однако надо быть готовым к тому, что не удастся попробовать ягод и грибов (появляются только в конце июля), увидеть во всей красе ледники, покупаться, покататься на оленях (за определенный "тариф" оленеводы могут доставить такую радость, но только ближе к августу, когда начнут запрягать оленей), порыбачить на озерах (из-за льда), в полной мере полюбоваться закатами и восходами.

Пешеходная часть пройденного маршрута соответствует 5 категории сложности. Расчет приведен в следующей таблице.

Таблица 11 (документ Word, 36 КБ)

Географический показатель района (Г) - 12.

Показатель автономности маршрута (А) - 0.5.

Высотный коэффициент (К) - 1.3.

= 7.8.

Продолжительность (27 дней) и протяженность (703 км.) пешеходной части соответствует походу V кат. сложности. Общее количество баллов - 142.8 соответствует походу V категории сложности.

Водная часть (протяженность 180 км.) пройденного маршрута соответствует II категории сложности с элементами III кат. сложности.

Приложение: 27 карт района похода (zip архив, 11304 КБ)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Фото 1. Сгоревший мост на реке Малая Пайпудына

Фото 2. Место переправы на реке Малая Пайпудына

Фото 3. Место переправы на реке Большая Пайпудына

Фото 4. Ледяное поле на ручье Золотой

Фото 5. Ледяное поле на ручье Золотой

Фото 6. Мост на притоке ручья Золотой

Фото 7. Место переправы на притоке Малой Пайпудыны

Фото 8. Ручьи на на снежниках на склонах гор

Фото 9. Ручьи на снежниках на склонах гор

Фото 10. Верховья реки Бол. Уса

Фото 11. Перевал лев. Приток Бол. Усы - прав. Приток Гэнахадаты

Фото 12. Долина реки Гэнахадата

Фото 13. Гора Харнаурды-Кеу

Фото 14. Вид с горы Харнаурды-Кеу

Фото 15. Вид с горы Харнаурды-Кеу

Фото 16. Медведь на склоне горы Харнаурды-Кеу

Фото 17. Озеро Малое Щучье

Фото 18. Река Малая Кара

Фото 19. Река Кара

Фото 20. Порог на входе в каньон

Фото 21. Порог в каньоне

Фото 22. Порог в каньоне

Фото 23. Порог в каньоне

Фото 24. Порог у устья ручья Хальмершор 2-ой

Фото 25. Порог у устья ручья Хальмершор 2-ой

Фото 26. Порог у устья ручья Хальмершор 2-ой

Фото 27. Водопад-порог на входе в Беломраморный каньон

Фото 28. Порог в Беломраморном каньоне

Фото 29. Беломраморный каньон

Фото 30. Устье реки Нярма-яха

Фото 31. Каньон на реке Нярма-яха

Фото 32. Каньон на реке Нярма-яха

Фото 33. Озеро Хальмерто у подножия г. Константинов Камень

Фото 34. На вершине Константинов Камень

Фото 35. Предгорная тундра в окрестности горы Константинов Камень

Фото 36. На вершине Хуута-Саурей

Фото 37. Озеро Нярмато

Фото 38. Верховья ручья Пырятонё

Фото 39. Ручей Пырятонё вблизи устья

Фото 40. Озеро Большое Щучье

Фото 41. Озеро Большое Щучье (вид с северной оконечности озера)

Фото 42. Озеро Большое Щучье (вид с южной оконечности озера)

Фото 43. Вершина 812.6

Фото 44. Река Малая Уса на выходе из гор

Фото 45. Порог на реке Малая Уса

Фото 46. Порог на реке Малая Уса

Фото 47. Порог на реке Малая Уса

Фото 48. Медведица с медвежатами на руч. Лев. Кечпель

Фото 49. Озеро Кечпельто и гора Пай-Ер (слева)

Фото 50. Скальные выходы на горе Пай-Ер

Фото 51. Большеземельская тундра. Вид с горы Пай-Ер

Фото 52. Массив Рай-из и Пайпудынский хребет. Вид с горы Пай-Ер

Фото 53. На вершине Пай-Ер

Фото 54. Долина реки Большая Лохорта. Вид с горы Скальная

Фото 55. На вершине горы Скальная

Фото 56. Озера в районе г. Хойламыльк

Фото 57. Озеро в верховьях реки Пага

Фото 58. Долина реки Малая Лохорта

Фото 59. Долина ручья Лохортаю

Фото 60. Верховья реки Малая Лохорта

Фото 61. Ледник на склоне горы 1114.9 в массиве г. Скальная

Фото 62. Долина реки Большая Лохорта

Фото 63. Каньон на реке Хойла

Фото 64. Место переправы на реке Елец

Фото 65. Снежники на реке Нярма-яха

Фото 66. Снежники на реке Нярма-яха




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100