Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчёт о пеше-водном путешествии II к.с. в районе Полярного Урала

Дата: 1-17.08.2005 г.

Автор: Лучинин

Маршрут: ст. Сивая Маска - пристань на р. Усе - тропа на летник Пальник на р. Юньяхе. - р. Пальник - перевал Пальник - р. М. Лагорта до устья р. Шер-Шор (всё пешком) - сплав по р.р. М. Лагорта и Лагорта до устья Восточной Кокпелы - переход пешком через Кокпельский перевал до устья р. Нижняя Кокпела - сплав по р.р. Западной Кокпеле, Паге, Лемве, Усе до станции Абезь.

Активная часть маршрута 13 дней

Длина маршрута 330-350 км, из них около 120 пешком

Подъезд: поезд № 386 Н.Новгород - ст. Сивая Маска

Отъезд: поезд № 634 ст. Абезь - ст Сивая Маска. № 385 ст. Сивая Маска - Н. Новгород (обратные билеты были куплены заранее)

Участники:

Лучинин А.Г. 1945 г.р. опыт Vу -Vр

Лучинин Г.А. 1972 г.р. опыт IVу - I1р

Финансовые расходы около 2500 р. на участника, из них 1900 р. дорожные расходы.

График-дневник похода

03.08.2005 г.

Поезд № 386 на станцию Сивая Маска прибывает в 03.30 минут по московскому времени. Станция и посёлок в это время спит, транспорт на котором можно было бы подъехать к пристани, отсутствует (рекомендуем приезжать в выходные дни в этом случае надежд на транспорт больше, в том числе и на реке).

Идти к реке нужно по дороге на посёлок Мескашор (совхоз Горняк) мимо электростанции. До реки полтора часа быстрой ходьбы. В течении трёх часов мы бесполезно искали моторную лодку, чтобы подъехать к началу тропы на летник Пальник (это около 5 км вверх по реке). После чего собрали катамаран, переправились через Усу и пошли пешком вдоль неё ошибочно по левому брегу, поскольку именно по нему идти очень плохо, поэтому подходить лучше по противоположному луговому берегу и там переправляться. Свернули на Пальник слишком рано и вместо основной тропы пошли по вездеходному зимнику, что привело к большой затрате физических сил и времени. Пешая часть до р. Юньхи отняла шесть часов чистого времени. Через Юньяху переправлялись на катамаране в районе первого крутого обрыва на левом берегу ниже летника [Рис 2]. От этого места легче всего выходить на вездеходный след идущий к хребту. На этом берегу и заночевали. Весь день было тепло, и моросил дождь.

04.08.2005 г.

Рано утром начали двигаться по вездеходному следу идущему по границе леса и болота. К сожалению, тропу на озеро Пальник-Ты мы не нашли, т.к. всё распахано вездеходами и продолжили путь по колее [Рис. 3]. Видимо лето в этом году довольно сухое и дорога была условно проходима. В сырое лето ситуация будет существенно хуже. Дорога минует несколько мелких озёр, пересекает цепочку озёр Пальник-Ты и раздваивается перед большим холмом. Мы пошли левой колеёй и довольно скоро добрались до границы леса и тундры. Здесь мы устроили обед. Этот путь занял 2-2.5 часа чистого времени. Во время обеда мимо (навстречу) нас проехал вездеход. Водитель - хозяин, Саша делает бизнес на заброске туристов (как правило по предварительной договорённости) Раньше он был местным участковым, его адрес есть в Интернете .Говорят, что в Сивой Маске есть ещё один владелец вездехода, подрабатывающий на туристах (отчёты на "Скитальце")

Узнав об этой "коммерции", стало понятно, почему так разбиты все вездеходные трассы. После обеда мы вышли в тундру, лес кончился и дорога стала твёрже [Рис. 4]. За 3.5 часа чистого времени мы вышли к р. Пальник и ещё 40 минут шли отмелями вверх по течению. На этом участке реки леса уже нет и кусты ивняка растут только непосредственно вдоль русла и на обрывах.

День был прохладный, изредка моросил дождь, ночевали на береговой отмели.

05.04.2005 г.

На следующий день по ясной солнечной погоде мы двинулись вверх по реке. В зависимости от ситуации мы шли или берегом или отмелями. К обеду (13.00) мы почти добрались до "ворги" (дороги идущей вдоль хребта), а к вечеру дошли почти до перевала. Ночевать пришлось в широкой безлесной долине Пальника среди мелких озёр и ручьёв. На старой стоянке оленеводов мы нашли немного дров и так как погода была хорошей, ночёвка оказалась достаточно комфортной (дрова сожгли не все) [Рис. 5]. Ходовое время до обеда 5 ч. ("грязное") и после обеда 4 ч. (тоже "грязное")

06.04.2005 г.

Утром по отличной погоде за три ходки по 20-25 мин. мы подошли к краю каменной осыпи выходящей на многолетний снежник и по нему вышли на перевал. Это один из вариантов перевала из долины Пальника в Азию [Рис. 6]. Вездеходы идут центром, т.к. там гора положе, но чуть выше, мы же раньше переходили перевал справа по курумам, так как там нет снега, но это удлиняет путь на несколько километров. За перевалом находится довольно большое озеро (видимо рыбное - мы видели хариусов) и из него течёт ручей в Малую Лагорту. Двигаясь вдоль него мы вышли в долину реки и по левому берегу к обеду добрались до устья р. Шер - Шор. На всё это ушло четыре часа. Чуть выше устья р. Шер-Шора собрали катамаран. После обеда погода ухудшилась, увеличилась облачность, временами моросил дождь. От устья Шер-Шора сплав стал нормальным и к вечеру мы без особой спешки дошли до первых густых зарослей ольховника и лиственничного редколесья. Фактически с этого места началась рыбалка [Рис. 7].

07.08.2005 г.

Утром по хорошей погоде неторопясь дошли до начала "разбоев", где М. Лагорта течёт массой проток в общей долине с Б. Лагортой. На нашем судне сплав по мелким протокам труда не составлял, но ближе к полудню усилился ветер, который на открытом пространстве "разбоев" временами гнал катамаран против течения, несмотря на напряжённую работу экипажа. На этом участке мы обогнали большую группу туристов из Перми неспешно сплавлявшуюся на громадном катамаране. Обед мы устроили чуть ниже слияния Б. и М. Лагорт. После обеда перемежая сплав и рыбалку мы прошли около двух часов и встали на ночёвку.

08.08.2005 г.

В этот день мы решили устроить полуднёвку, провести инвентаризацию продуктов и вволю порыбачить [Рис. 8]. До обеда сплавлялись три часа. Погода непрерывно менялась, начались порывы холодного ветра с дождём, но в закрытой долине реки это было не страшно. В районе дельты ручья Лабахэй обошли большую группу туристов на катамаране с мощным подвесным мотором. Очевидно, что они забросились вездеходом или вертолётом. Встали на полуднёвку на высоком песчаном левом берегу после крутой шиверы.

09. 08. 2005 г.

Утром по великолепной погоде за два часа сплава дошли до устья В. Кокпелы. Разобрали катамаран и около 11 часов начали переход из Азии в Европу. Шли вдоль реки, иногда по отмелям. К обеду дошли до устья Погурея. Всё это время двигались по правому берегу. После обеда, через два ходовых часа река прижалась к скальнику и мы её перешли по широкому гладкому перекату - это был первый удобный брод. Перейдя реку, мы 35-40 минут шли по низкой кочковатой терассе поросшей крупными кустами и мелколесьем. Подойдя к высокому берегу (левый берег в этом месте возвышается над рекой высоким и длинным дугообразным обрывом), мы поднялись на него и оказались на отличной сухой дороге, которая привела нас к реке чуть ниже заброшенной базы геологов. Реку пришлось перейти ещё раз, а потом ещё раз выше базы, уже по дороге идущей к Кокпельскому перевалу (она есть на картах). Было уже поздно, и мы заночевали прямо на берегу.

10. 08. 2005 г.

Погода снова была хорошей и мы быстро по вездеходной дороге дошли до высокой гривы, после которой начинается широкая безлесная котловина со множеством болот и озёр [Рис. 9]. Дорога пересекает её напрямую и потом по горам выходит к реке. Идти по ней не следует, это очень тяжело. Намного рациональнее обходить её слева твердыми увалами (мы шли её напрямую в первый раз в 1993 г.). Мы предпочли с этого места выйти к реке, и пользуясь малым уровнем воды, двинулись вдоль неё, часто выходя на отмели. Затратив около 5 часов "грязного" времени, вышли на левый берег, в том месте, где дорога с гор спустилась к реке, и пошли далее по ней. К вечеру подошли к Перевальному ручью и заночевали.

11. 08. 2005 г.

День начался плохо. Со всех сторон наползали тучи, и мы поторопились уйти с ночлега до дождя. Дождь шёл с небольшими перерывами весь день. На весь переход до устья Нижней Кокпелы мы затратили около 8 часов "чистого" времени - день был очень тяжёлым.(в 2007 г. мы шли другим более удобным путём).

12. 08. 2005 г.

Рано утром, по очень приличной погоде мы стартовали из лагеря в устье Н. Кокпелы вниз по реке. К вечеру, несмотря на сильный ветер (к счастью боковой), мы достигли зоны тайги и заночевали. Река на этом участке течёт множеством мелких проток и часто требуется проводка судна. После устья р. Тумболова сплав существенно упрощается.

13. 08. 2005 г.

На следующий день снова пошёл дождь, но было довольно тепло и так как река стала совсем простой, мы быстро сплавились по Кокпеле и вышли в Пагу. Сделав около 8 часов ходового времен, заночевали в 40 минутах до её устья.

14.08. 2005 г.

По очень хорошей погоде вышли в Лемву и к вечеру дошли до Усы. Во второй половине дня погода испортилась и пошёл дождь . День был испорчен встречей с катером рыбоохраны.(этот эпизод требует отдельного описания и мы вернёмся к нему в самом конце).

Ночевали на высоком острове между руслом Лемвы и руслом Усы.

15. 08. 2005 г.

Последний день похода - последний день на воде. Собрались почти без дождя. Дождь заморосил сразу после отплытия и шёл весь день, усиливаясь иногда до ливня. Но ветра к счастью не было и мы без проблем доплыли до Абези за 2 часа (нам пришлось как-то пересекать при сильном штормовом ветре Усу под Абезью - было очень страшно). Под дождём перепаковались и ушли на станцию. Наш Нижегородский поезд теперь на Абези не стоит и поэтому, дождавшись местного поезда Инта-Воркута, мы перебрались на станцию Сивая Маска. Билеты обратно у нас были с собой и дождавшись поезда (он опоздал) мы поехали домой.

15. 08 -17. 08 2005 г.

Поезд Воркута - Нижний Новгород.

Заключение

Маршрут ,который мы прошли, является одним из самых простых и коротких в этом районе. У нас не собралась группа и нам пришлось идти вдвоём по минимальному варианту. Мы прошли его спокойно, нигде не работая на пределе сил. Хотим подчеркнуть, что маршрут пешеводный, а не водный и для "чистых" водников без использования транспорта неприемлем.

Стоит упомянуть, что в этом районе много медведей - в 2002г. к нашему лагерю в устье Перевального вышла медведица с медвежонком .

На входе и выходе с маршрута можно рассчитывать на сотовую связь - она существует локальными очагами в Харпе, Инте, Ухте, Печоре.

На вопросах, связанных с снаряжением останавливаться не будем, так как в принципе набор стандартный с учётом суровости климата и большой пешей части. Чуть подробнее об этом в отчёте за 2007г.

Теперь обещанные несколько слов о встрече на Лемве с патрулём рыбоохраны………..

На Лемве, недалеко от устья Юньяхи нас остановил патруль на катере, состоящий из двух рыбинспекторов и лейтенанта ДПС. Старшим был г. Конев, который ранее работал в Мужах. (говорят, что патрулирование характерно для выходных дней). Нам предъявили удостоверения и задали вопрос о наличие рыболовных снастей. Когда мы честно сказали, что имеется спиннинг разобранный и упакованный в багаж, то поступило предложение написать протокол и были предъявлены Правила рыболовства в республике Коми. Формально (но очень формально) они были правы , так как это район семужьего нереста, и протокол мы подписали, и более того, получив в Н. Новгороде Постановление, уплатили штраф 500 р. Стоит сказать, что общение было вполне корректным, за исключением того что лейтенант ДПС вёл себя как нормальный "мент" достаточно низкого пошиба (возможно, что при наличии маршрутки всё бы обошлось).

Но..! Когда мы вернулись домой и стали копаться в Правилах рыболовства, выуженных из Интернета то оказалось, что всё не так просто. Мы позволим себе процитировать соответствующие пункты из Правил рыболовства различных регионов.

Архангельская область

П. 6.3. Нельзя находиться в водоёме или береговой зоне с орудиями лова, применение которых в данном районе запрещено действующими правилами, а также со взрывчатыми или отравляющими веществами. Провоз сетных и ДРУГИХ орудий, применение которых в данном водоёме запрещено, только в упакованном виде.

Карелия

П. 9.5. Запрещено нахождение в водоёме или его СТОМЕТРОВОЙ прибрежной полосе с ГОТОВЫМИ к использованию орудиями лова, применение которых настоящими Правилами запрещено полностью, запрещено в данном районе или данное время.

Коми республика

П. 17. 5. Разрешён провоз СЕТНЫХ орудий лова по водным объектам, в которых их применение запрещено, к разрешённым местам лова только в упакованном виде.

Наиболее чётко и квалифицированно составлены Правила Республики Карелия. Они практически исключают двойное толкование и произвол рыбоохраны.

Правила Республики Коми позволяют рыбоохране быть формально правыми и штрафовать людей, доводя ситуацию до абсурда. Естественно, что господин Конев нам пункт 17. 5 не показал, чтобы не было неприятных вопросов и дискуссий. Если же группа везёт с собой рыбу, то последствия могут быть более тяжёлыми.

Возможно, что именно этот эпизод, заставил нас написать несколько страниц текста о маршруте, который в разных вариантах неоднократно описывался в Интернете.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100