Рассказ о пешем походе по Северному Уралу

Автор: Станислав Кузнецов

Дата похода: август 2006 г.

Маршрут: Сибиревский пр. - хр. Мартай - хр. Путтумп - хр. Ольховочный - г. Ишерим - хр. Молебный - хр. Масипальнелпаттуил - п. Тохта

Введение

6.08. Заброска. Сибиревский прииск

Прибыли на станцию Ивдель I, где нас уже поджидал наш транспорт. Заехали отметиться в ПСО. По пути нас дважды предупреждали что вот этот магазин последний. Действительно последний был в Полуночном.

До прииска ехали больше пяти часов. Дорога по большей части вполне приличная. Колдобины начинаются при приближении к хребтам. Встретили пару груженых различным металлоломом КАМАЗов - прииск разбирают и вывозят, деятельность свою он прекращает. На месте были под вечер.

Быстро собрались и отправились к Мартаю по вполне приличной тропе-дороге, которая уходит на юг от прииска (не та, что отмечена в атласе как идущая вдоль Велса: ее мы пересекли на пути к Путтумпу).

Упали на подходах к хребту. Долго пели песни.

7.08. хр. Мартай

Вскоре после выхода подошли к горе, оставили шмотки на уже безлесных склонах и отправились вверх по пологому склону. Девчонки остались в укромной седловине в северо-восточной части хребта. В ней расположены похожие на крепостные башни два останца.

Основная вершина представляет собой покатый пупырь с останками тригопункта на своей лысине. Открывается вид на ГУХ, Шудью-Пендыш, Белый Камень. На западе открывается вид на саваны Чувала, торчат зубчатки Лиственничного, белеют снежники Тулымского камня, хорошо видна подкова Путтумпа. Нашли кусок хрусталя и небольшой старый олений рог.

К вечеру дошли до северной оконечности Мартая напротив юго-восточного отрога Путтумпа, за несколько сотен метров пересекли заросшую колею-дорогу с нахоженной тропой, идущую вдоль левого берега.

Левый берег Велса здесь заболочен. Один неосторожный шаг и я оказался с рюкзаком по грудь в болотной луже. Выкарабкали меня из этой ямы, взялись за руки и потихоньку потопали через реку. Все благополучно устояли, на берегу устроили переобувание. Здесь вдоль берега идет обходная тропа, кострище. Тропа нахожена, следы недавние - видать регулярно ходят кому положено.

Отошли от тропы вглубь леса на фееричную по своей красоте и мягкости полянку с шелковой травкой. Все чувствовали себя партизанами, разговаривали негромко, лишь предательски дымел костер. Не обошлось без происшествия: Деня ушел за водой в обход, чтобы не следить лишнего. То се, варим еду, в кружке уже заводили ультразвук, Дени все нет. Через час! уже пошли искать без шуток. Благо учились в одном месте, поэтому нашли, естественно на тропе у реки, поодаль. Вернули людям блудного сына. Долго пели песни.

8.08. хр. Путтумп. Божественный ручей

С утра, нацелившись на лесистую седловинку между южной каменистой оконечностью хребта и остальной подковой взлетели по крутому склону, поросшему черникой. Затем зашли внутрь подковы. К обеду подошли к истокам Путтумплохьи.

Здесь каменистые россыпи перемежаются с островками леса. На таких оазисах ручьи выходят на поверхность, образуя каскады безумно красивых ванн и, пробежав несколько метров, вновь уходят под камни. Ваша задача найти один из таких островков. Я было нашел и переполненный восторгом от увиденного, бежал обратно до группы, чтобы донести благую весть... Найти же его вновь сразу не удалось и на обед упали на соседнем, воду брали из подземного ручья, через дыры в земле. Постановили, что островок "Божественный ручей" отныне будет природным музеем, стоять около него не следует, а исключительно ходить на экскурсию.

После обеда вышли на верх северной части подковы, откуда открывается панорама на Тулымский, Ольховочный, Ишерим, Молебный. То что обозначено как "чум Бахтиярова" разглядеть/обнаружить не удалось. Холодный ветер невелик, но сидеть не велит - начали спуск на север, нацелившись на просвет между Ольховочным и лесистым пупырем, примерно так, как идет показанная на карте просека.

Напрасно опасались заходить на заболоченные участки в долине Велса. Идти по ним приятно и легко, плюс ягоды: спелая морошка и увы зеленая клюква. Здесь же пересекли нахоженную тропу, идущую на восток.

Восточный склон Ольховочного покрыт буреломным лесом, шли набирая высоту. На ночлег остановились напротив пупыря, на горизонтальной площадке покрытой черничным ковром, зажатой между каменистыми склонами. Это был самый тяжелый день похода по пройденным километрам и набору высоты. Наградой нам был изумительный восход луны. Долго пели песни.

9.08. г. Ишерим. Встреча с оленями

C этого дня началось наше матраснейшее шествие вдоль хребтов. Сегодня нам надо пройти около 6-и километров и упасть напротив какой-нибудь дырки в Ольховочном напротив Ишерима. Остановились около болотца с морошкой, на границе леса, неподалеку от ручья, который дальше прочих прорезал себе путь до седловины между отрогами Ишерима и Эквачахла.

Оставили лентяев в лагере и еще до обеда двинули на гору. Немного поднявшись обнаружили снежники. С одного из них неожиданно нам наперерез выбежало стадо оленей. Самцы выстроили оцепление, самки с детенышами и стариками опасливо держали расстояние. Звери возможно помнили свое уже далекое житье-бытье рядом с человеком и с любопытством походили ближе. Самый смелый ткнул теплым шерстяным носом мою ладонь - встреча миров состоялась и стороны разошлись довольные собой. Один старик в стаде нес на голове рога такого размера, что был не в силах поднять высоко голову. Походили еще вокруг, пожевали мох и двинулись восвояси и мы и олени.

Седловина в которую мы зашли того стоила, открываются отличные виды во все стороны. Затем была долгая дорога по южному склону Ишерима до вершины. Сняли записку группы из Киева, которые нагло шли Через Ишерим на Тулымский и далее на юг. Кордоны на ручье Ольховка и в устье ручья Большой Молебный (на Малой Мойве) не просматриваются.

Перекусили на вершине и пошли обратно. Я приготовил кусочки сухариков для рогатых непарно(?)копытных, но мы их так и не встретили. Без нас олени посетили лагерь, близко не подходили, глазели со стороны.

Остаток дня провели праздно, песен пели немного. Вместо этого загадывали загадки, страшно сказать преимущественно математически-логические.

10.08. хр. Молебный. г. Эквачахл

Да здравствует матрас, за день прошли 6 километров до истока Велса, который начинается от каменистых осыпей, отстоящих от Эквачахла через неширокий перелесок. Дорогу внутрь Молебного, показанную на карте не обнаружили возможно потому, что старались идти повыше, отгребая от ивняка, затянувшего весь юго-восточный склон горы.

Перелесок этот довольно болотистый, но мест для стоянки полно.

Оставили очередную партию лентяев и двинули на Эквачахл. Поднимались с восточной стороны, здесь склон довольно крутой и образован большими глыбами. Проще всего подниматься по границе областей.

На вершине разваленный тригопункт, записки, ветер. Хорошо просматривается Молебный, Муравьиный, Масипальнелпаттуил.

Вернулись к ужину. Долго пели песни.

11.08. На север вдоль хр. Молебный

С утра проснулись в тумане. Пошли в тумане. Обедали в тумане. Боялись что на этом участке от Эквачахла до истоков Вижая воды не будет, на карте ручьев здесь не показано. Однако, они текли один за другим. Удобные площадки по краю леса сменяются крутыми осыпями с соответственно большущими камнями.

Ближе к вечеру начался дождь и мы как раз дошли до большого, шумного ручья, который приняли за один из тех, что текут уже с севера от Ойкачахла.

Долго пели песни. Но, затем выяснилось, что кустик черники растет 20 лет, и последняя песня обнажила противоречие между коротким человеческим веком и вечной, но уязвимой природой. После этого вечер логично завершился.

12.08. Дневка. На Темзе туман

Нам предстоял подъем на Ойкачахл, идти дальше смысла не было, решено стоять и ждать погоды. С утра полезли наверх типа осмотреться. На краю леса начинается молоко, видимость несколько десятков-сотня метров. Дошли до начала нашего ручья, здесь образовалась каменная ложбинка, если присесть в этом месте, то слышно ворчание подкаменного ручья, которое мы окрестили "прибытием поезда". Эта ложбинка почему то у меня проассоциировалась с женским животом, я высказал это вслух, что мол вроде как Старик, а чеж выглядит как баба, мне сказали, чтобы не сердил, а то все наши песнопения и возлияния будут напрасными.

Немного в стороне натолкнулись на приличный каменный овраг, который тянулся вверх на перевал. Поднялись до конца этого следа гигантского червяка. Туман становился плотнее и отчаявшись соориентироваться пошли обратно в лагерь.

Вечер коротали поеданием шишек, ультразвуком с хвалою мансийским богам, долго пели песни.

13.08. По следам гигантского червя. Проделки Старика

С утра погода отличная. Собрались и пошли с рюкзаками к оврагу. Бросили их там, поднялись на перевал. С другой стороны хребта здесь плоская, заросшая мхами площадка, которую приняли за большой язык, что находится к северо-западу от Ойкачахля. На север от до сих пор ничего не подозревающих путешественников высилась приличная вершина.

Долго мы шли на юг, я на середине пути отчаялся дойти до все еще далекой горы. Пейзаж вокруг был подозрительно знакомым. Я пошел назад с некоторым чувством досады. Инициативная же группа продолжила путь к вершине.

Уже давно был готов обед, когда люди вернулись... с Эквачахла. Вроде бы как можно было перепутать, и с картой сверялись и азимуты всякие брали. Вот оно шаманство, вот он вчерашний туман, вот оно человеческая инерционность мышления, то есть тормознутость. И пока мы куролесили, лагерь все время стоял у подножья Старика. А живот с ручьем все же оказались женского полу!!!

Быстро собрались и пошли к истокам Вижая. Лес здесь уже весь состоит из кривеньких березок и ивняка. Успели до темноты найти лужайку с ручьем.

В третий раз вечерние посиделки были посвящены Старику: - пусти нас неразумных. Долго пели песни.

14.08. Восхождение на г. Ойкачахл

Наконец то мы лезем на Старика. Восхождение несложное, особенно если лезть не в лоб, по крутому склону с каменными глыбами, а зайти на гору с севера-запада, здесь горизонтальные полки соединяются пологими взлетами. Видны домики с яркими крышами на кордоне на Малой Мойве в устье ручья Б. Молебная. Изба в верховьях Малой Мойвы под Хусойком не просматривается.

Сверху открывается панорама на истоки Вижая - болота, мхи, ивняк с вкраплениями небольших блюдец-озер с окаймляющими эту красоту останцами "Масипаля".

Только спустились, окно в погоде стало закрываться, с севера наползли тучи, начал моросить дождик.

После обеда двинулись по болотистой долине собирающей бесчисленные ручейки Вижая по направлению к озерам. Идти легко и приятно. Повсюду черника и морошка. Искупались в одном из озер: дно каменистое, вода холодная, но не ледяная.

Непогода уходила на юг вдоль Молебного, открывая взгляду весь хребет. Отсюда он выглядит наиболее выразительно: Старик со Старухой стоят напротив друг друга на фоне неба.

Вечером остановились на левом притоке р. Большая Тошемка в молоденьком кедровнике с мягкой моховой подстилкой, грибами и спелой крупной черникой.

Долго пели песни.

15.08. хр. Масипальнелпаттуил

Действительно и не "тумп" и не "чахл", а симпатичный "туил": невысокий, некрутой, недлинный, с замечательными останцами по всей своей хребтине.

Утром отправились на северную оконечность хребта к замеченной там большой группой останцев. Спустились в овраг напротив замеченной напротив расщелины со снежниками, откуда начинается крайний левый исток Б. Тошемки. В расщелине, образованной скальными выходами сланцев, обнаружили водопадики текущие из болотистого плоскогорья. Взобравшись на останцы вглядывались через бинокль на север, где вдалеке виднелись плато с частоколами из высоких каменных столбов.

После обеда поднялись на верх хребта и пошли искать дорогу на выход. На карте здесь показаны две дороги, нужная нам идет на юго-восток мимо г. Тохта, другая идет севернее на восток.

Северную дорогу мы пересекли - каменистая колея уходила в лес мимо черного большого камня. И похоже сделали это зря. Мы нашли и вторую дорогу, точнее то что от нее осталось - еле различимая колея петляла вверх и вниз по хребту. Но в лесу уже ничего от нее проходимого не осталось - видимо та первая дорога в настоящее время и является "правильной".

Несмотря на то, что все эти поиски привели к тому, что остаток пути мы проделывали по камням "Масипаля", который напоследок угостил нас россыпями спелой черники. Затем продирались по заросшим вырубкам в долине истока р. Тохта. Этот ручей подкрался к нам незаметно и совершенно беззвучно. Непривычно было видеть, после горластых ручьев на склонах Молебного, столько воды, не издающей при своем течении ни звука. Одно слово - "туил"! Здесь и упали.

После ультразвука пошли ломая бурелом искать дорогу, через 20 минут после подъема от ручья конечно нашли. Вышли на ее повороте, там где почти на юг уходит старая заросшая дорога до "сар." на берегу Тохты, а строго на восток уходит участок уже "отсыпанной" грунтовки (с севера от г. Тохта).

Дорога скорее проезжая, чем непроезжая. Вчера тут кто-то ехал, на сложных участках стоял еще бензиновый запах оставшийся от газующих здесь пожирателей летучих углеводородов.

Вернулись с радостной вестью в лагерь. Долго пели песни.

16.08. Грибноягодная дорога до п. Тохта

Через 20 минут после подъема от ручья вышли на дорогу и пошли в п. Тохту. Ту везде Тохта, речка Тохта, гора Тохта, поселок Тохта. Забавно что два, расположенных один за другим крупных левых ручья, впадающих в речку называются одинаково - Елтхансос. У нас сложилась легенда про то, что манси, судя по названиям, это древние реперы. Как вам такой мотивчик "елтхансос, тумп, тумп, тохта, тумп, тохта, тохта, тумп, туил".

Собирали грибы, прошил просеку, уходящую на юг и вскоре нам навстречу проехал мотоцикл с двумя молодыми людьми суровой наружности. Они свернули как раз на эту просеку. Вниз по ней у ручья на карте показан "сар.". Вероятно туда они и направились, обратно они вернулись в Тохту лишь на следующий день.

Обедали у дороги, на берегу р. Тохты, почти исключительно одними грибами. Устроили помывку-искупку. Грибной обед вырубил всех примерно на час: лениво играли в карты, загорали, дремали.

К вечеру подошли к обширным сосновым лесам. Горки, поросшие просторными сосняками выглядят немного нелепыми, как будто головы плешивых манси. Остановились в соснячке налево от дороги, примерно за километр от того места, где дорога поворачивает на юг (километрах в 8-и от п. Тохта).

Из-за обилия спелой голубики, оказалось сложным созвать людей на ужин. Остановиться невозможно, крупные ягоды вкусом напоминающие сладкие сливы не отпускали от себя путников. Тут же набрали брусники для настойки. Кругом торчат кустики можжевельника с отдельными уже спелыми ягодками, которые тоже пошли в настойку.

Отдельные любители набрали ягоды в котелок, обложили мхом и в таком виде практически неиспорченными доставили их в цивилизацию.

Долго пели песни.

17.08. Выброска. А вот в аэропорту Хитроу...

До обеда, по дороге с облаками добрались до развилки перед п. Тохта, в поселок надо идти направо. Здесь кругом сосновые посадки, в которых были обнаружены в больших количествах рыжики.

Дошли до поселка - разруха и запустение царят в том месте где некогда было центральное отопление. Все железное вывозят на металлолом. Живет Данил Бахтияров, в пятнадцати километров живет брат, возможно их мы и видели на моцоцикле. Общаться не пообщались.

Машина будет завтра утром. Начинало моросить, натянули тент поставили палатку на дороге через р. Тохта. Мост здесь как и везде в округе сожжен, ездят вброд. Пошли за рыжиками. Дождь разошелся, небо затянуло - значит до утра. Тут нам и подвернулась вахтовка. Мужик отвозил за р. Тохта, то ли чехов то ли поляков на р. Велс сплавляться, сейчас возвращается обратно.

Быстро покидали шмотки под уже ливнем и поехали. Эта примета нас сопровождает практически каждый год: дождь в дорогу на удачу, и возвращение обязательно получается мокрым и промозглым, чтобы удобства цивилизации хоть, как то сгладили "урбанистический отходняк".

Впервые не пели песен. На вокзале не до них. Приехали за 40 минут до поезда Приобъе-Свердловск, билетов было два в общий вагон. Можно было уехать до Серова, но что-то мы никуда не поехали, а купили билеты на утренний поезд Приобъе-Пермь. Ночевали на пустом вокзале на ковриках в углу. Когда укладывались, Виталик рассказал как в аэропорту Хитроу царят благолепие, халявные напитки-закуски, душевые и спальные комнаты. Возможно, в тот момент когда уборщица мыла грязной тряпкой пол вокруг распластавшихся тел и рюкзаков, им снились сказочные терминалы международного аэропорта Хитроу.

Про поездку в общем вагоне писать нечего, я уже забыл что такое заполненный общий вагон, чего и вам желаю. Дорогу скрашивала еда. Эти сутки, что едет поезд до Перми, не ели мы только когда спали. Днем же, пароксизмы довольства длились не более получаса.

Заключение

Мало километров для основной группы и много радиалок для инициативной позволили отдыхать тому, кто хотел отдыхать и полазить тому, кого перло. Каждый вечер превращался в длительные песнопения, репертуар оказался богатым и протекал практически без повторений.

В эти края нужно брать много сахара и соли, чтобы соответственно сахарить ягоды и солить грибы.

В первой декаде августа ягоды, особенно наверху, еще недостаточно зрелые, поэтому поход предпочтительней начинать с половины августа. Фиг с ними, с уже начинающимися заморозками.

Главное в неспрорцменском походе - психологический комфорт в группе. Граждане руководители, не идите на компромисс, не берите людей, в которых вы не уверены. Поход это не благотворительность, мы вкладываем в него свои силы и душу в натуре, готовимся к нему и все прочее. Поэтому вправе требовать от каждого участника, который оказался в составе какой-то отдачи, кроме собственно переноски рюкзака.

Настойки

• черничная - собственно вкус черники и ничего более. Если есть другие ягоды, из черники лучше делать варенье.
  • брусничная - супер!!! при ее наличии, от других напитков искушенные люди отказываются.
  • голубичная - полный ацтой. Люди, не переводите продукты: замечательный спирт и замечательную ягоду голубика!
  • морошковая - мягкая, ягода водянистая, разбавлять нужно немного. Самой ягоды много не съешь - приедается, а вот настойка из нее - Отличная вещь!

Транспорт

Заброска Ивдель - Сибиревский прииск, такса 5000 р (~190 $). Алексей - тел. 89089111562 (его жена 89089111559). Бортовая буханка.

Олег Березников - тел. 83431622530

Выброска п. Тохта - г. Ивдель. Попутная вахтовка 2500 руб. Договариваться надо до жд вокзала, иначе по дороге выясняется что вас везут до г. Ивдель, а не до станции.