Регистрация

Главная > Пешеходный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS
Фотографии

Минская возвышенность

Ошмянская гряда

Копыльская гряда

Лукомская возвышенность

Оршанская возвышенность

Свенцянские гряды. Свирская гряда

Прохождение высших вершин семи возвышенностей Минской области

Руководитель: Пасанен В.Э. (Минск)

Источник: Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)

В период с 1 марта по 1 июня 2008 года группой туристов из города Минска было совершено 6 походов выходного дня, которые были объединены в "Минский областной высокогорный проект 2008 года". Задачей указанного проекта было: прохождение высших вершин всех семи возвышенностей Минской области. Причём, если возвышенность расположена не только на территории Минской области, но и за её пределами, то проходилась высшая вершина возвышенности на территории именно Минской области.

I. Подготовка к проекту

Идея о создании Минского областного высокогорного проекта возникла в январе 2008 года. Сведения о высших точках возвышенностей были взяты из "Беларускай энцыклапедыi", выходившей в 1996 ? 2004 гг. По "километровкам" Белоруссии была изучена местность в районах вершин. Из Интернета черпались сведения о достопримечательностях и интересных местах по предполагаемым маршрутам. Изучалось расписание автобусов. Определялся план походов.

II. Сроки проведения проекта

Сроки походов были определены на весну 2008 года. На семь вершин решено было совершить шесть походов - по два в каждом весеннем месяце. Начинали с более близких к Минску вершин, а заканчивали - самыми далёкими. Это было обусловлено увеличивающейся продолжительностью дня весной. Последние две вершины было решено пройти за один поход, поскольку они расположены недалеко друг от друга. Первые три похода были проведены в течение одного дня; следующие два - в течение двух дней с одной ночёвкой, и последний поход был трёхдневным с двумя ночёвками.

III. Состав участников проекта

Состав участников с самого начала проекта не оговаривался, - приглашались все желающие. Исключением был лишь последний - шестой - поход, когда приглашение было персональным для наиболее активных участников. График проекта был оглашён ещё до первого похода. Всего в проекте приняли участие 11 человек.

IV. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

IV.1. Минская возвышенность

Первый поход в рамках проекта был совершён 1 марта 2008 года. План: пройти высшую точку Минской возвышенности и всей Беларуси - гору Дзержинскую (345 м), которая из списка семи вершин проекта является самой "центральной", т. е. находящейся ближе всего к центру территории, образованной семью вершинами.

Отъезжали из Минска от автостанции "Юго-Западная" в 8:50. В 10:12 доехали до д. Скирмунтово. От деревни пошли на гору Дзержинскую - 345 м. Вершина обнесена забором; сделаны ступеньки; склоны обложены дёрном; у подножья - тротуарная плитка. На вершине - гранитный камень, на котором написано об этой горе. Спустившись с горы, шли на север.

Проходили деревни Ковшово, Лукаши, Малявки. В последней повернули на запад, сделали обед, после которого вышли на деревню Душково, где осмотрели усадьбу Булгаков XIX века, а также несколько часовен XIX века. Далее прошли деревню Выгоничи, где в 1987 году установлен мемориальный знак в честь декабриста А. А. Бестужева, и вышли на деревню Раков. Осмотрели многочисленные местные достопримечательности - костёл Богоматери Руженцовой 1906 года, Спасо-Преображенскую церковь 1793 года и др. От автостанции в 18:02 на автобусе "Раков - Минск" уехали. В Минске были в 19:20.

Всего пройдено 20 км. Погода была пасмурная, после обеда часто шёл дождь.

IV.2. Ошмянская гряда

Второй поход состоялся 22 марта. План: прохождение высшей точки Ошмянской гряды на территории Минской области - горы Летуны (296 м). Следует отметить, что высшая точка всей Ошмянской гряды - гора Милидовская (320 м) - находится на территории Сморгонского района Гродненской области.

Впервые в этом проекте мы воспользовались заказным микроавтобусом. Отправлялись в 8 часов с железнодорожного вокзала. В 9:20 доехали до деревни Беница, где основательно осмотрели Троицкий костёл начала XVIII века и Покровскую церковь 1886 года. После этого пошли в южном направлении, оставляя слева по ходу деревни Гаевцы, Долгий Лог. Следует отметить, что ландшафт по пути следования, как и в первом походе, был изумительный: холмы, перепады высот, "далягляды"… Прекрасные виды! За деревней Клочково пошли в западной направлении. В середине поля среди небольших зарослей расположена вершина - гора Летуны. Видны следы отметки: ров, остатки опор триангулятора. В лесу - недалеко от вершины - пообедали.

После обеда от деревни Клочково вышли на деревню Трепалово, где рядом прошли гору Сорвитута (221 м); о происхождении этого названия были всякие предположения… Далее, через деревню Талуи вышли на деревню Марково, где находятся Троицкая церковь 1860 года и две часовни.

От Марково на микроавтобусе в 18:20 поехали на Минск. По пути в деревне Лебедево осмотрели очень красивую часовню-усыпальницу 1910-ых годов. В Минске были в 19:20.

Всего пройдено 17 км. Погода была пасмурная; иногда шёл лёгкий снежок.

IV.3. Копыльская гряда

Поход на Копыльскую гряду состоялся 5 апреля. План: пройти высшую точку гряды (243 м) - самую южную вершину из списка.

Уезжали в 8 часов с железнодорожного вокзала на заказном микроавтобусе. В 9:30 доехали до деревни Телядовичи, где осмотрели Троицкую церковь, построенную в 1792 году. Затем, двигаясь на юго-запад, мы прошли через деревню Бобовня, где были на развалинах спиртзавода, который действовал в начале XX века. Пройдя в юго-восточном направлении, около деревни Ржавка сделали обед.

После обеда прошли на юго-восток до деревни Казаковка. Свернули на юго-запад и от указанной деревни шли через поле. На опушке леса рядом с грунтовой дорогой нашли отметку; это и есть высшая точка Копыльской гряды - 243 м! Спускаясь с вершины, прошли через деревню Котельники. От деревни шли в юго-восточном направлении на город Копыль. Придя в город, посетили Воскресенскую церковь, построенную в 1866 году. Были на замчище, откуда начинался Копыль. Проходили мимо строящегося костёла святого Роха. В 19 часов поехали на микроавтобусе на Минск, где были в 20:30.

Пройдено за поход 31 км. Погода была переменная, чаще светило солнце.

IV.4. Лукомская возвышенность

Первый поход с ночёвкой в рамках проекта состоялся 18 ? 19 апреля на Лукомскую возвышенность. Её высшая точка - 279 м - находится на территории Лепельского района Витебской области. На территории Минской области высшая отметка составляет 248 м, куда и отправилась наша группа туристов.

Отъезжали в 18 часов от станции метро "Уручье" на микроавтобусе. Около 20 часов доехали до деревни Утеха. Пройдя примерно 1 км в юго-западном направлении, остановились на ночёвку в лесу.

На следующий день с места ночёвки шли в юго-западном направлении и взошли на вершину 248 м! На ней смонтирован металлический триангулятор, расположенный в зарослях леса недалеко от просеки. Затем наш путь лежал в южном направлении: через деревню Крашавица вышли на деревню Жортайка. Затем по грунтовой дороге шли в юго-восточном направлении на деревню Барань, не доходя которой сделали обед.

После обеда дошли до Барани, где основательно осмотрели женский православный Ксеньевский монастырь, который основан в 2002 году. Были внутри главной церкви. Строительство монастыря подходит к концу, однако сделать ещё предстоит немало. Недалеко от Покровской церкви финишировали. В 18 часов микроавтобусом поехали обратно. По пути остановились в Борисове, осмотрели великолепный Воскресенский собор! В Минске были около 20 часов.

За поход пройдено 25 км. Погода на маршруте была больше солнечная, хотя с утра моросил дождик.

IV.5. Оршанская возвышенность

Высшая точка Оршанской возвышенности - 265 м - находится в Сенненском районе Витебской области. Высшая точка указанной возвышенности на территории Минской области составляет 216 м. Поход на эту самую восточную вершину из списка состоялся 16 ? 17 мая.

Отъезжали в 17:10 с автовокзала "Московский" на автобусе "Минск - Чашники". В 20:33 доехали до деревни Осечно. Прошли в восточном направлении до деревни Бобрик, около которой на опушке леса сделали ночёвку.

На следующий день нас ожидал очень сложный переход от места ночёвки до деревни Косеничи в северо-восточном направлении через болото и бурелом под палящим солнцем. В конце концов мы прямо-таки "продрались" до Косенич. От деревни затем шли на запад; отыскали вершину - цель нашего похода - высотой 216 м. Она представляет собой небольшой пологий холм среди поля, на котором есть отметка - железо-бетонный столбик, окружённый рвом; видны останки разрушенного деревянного триангулятора. После вершины прошли на запад и сделали обед. Пообедав, в 17:30 от деревни на автобусе "Косеничи - Крупки" доехали до железнодорожной станции Бобр и на электричке "Орша - о. п. Институт Культуры" в 18:58 уехали в Минск, где были в 21:30.

За поход пройдено 18 км. Погода была больше солнечная и жаркая.

IV.6. Свенцянские гряды. Свирская гряда

Поход на высшие точки указанных возвышенностей состоялся с 30 мая по 1 июня, то есть с двумя ночёвками. Объединить эти две вершины в один поход было решено из-за их небольшого расстояния между собой и большой продолжительностью дня в конце мая - начале июня, что давало возможность делать длинные переходы.

Высшая точка Свенцянских гряд - 288 м - находится в Литве. На территории Минской области высшая отметка составляет 234 м, она же является самой северной вершиной из списка. Высшая точка Свирской гряды - 210 м - расположена в Сморгонском районе Гродненской области; в Минской же области самая высокая отметка указанной гряды 166 м, это - самая западная вершина из списка.

Из Минска на микроавтобусе отъезжали от станции метро "Каменная Горка" в 18 часов. В 20 часов приехали в деревню Нарочь. Осмотрели Ильинскую церковь 1860 года постройки, Андреевский костёл начала XX века и пошли на восток через деревни Кусевщина, Лыжичи. Когда стало темнеть дошли до высшей точки Свенцянский гряд - 234 м!

Спустившись с горы, шли на посёлок Путчино, имеющий статус агрогородка. Около посёлка сделали ночёвку.

Переночевав, пошли в направлении города Дзержинска. Там мы были на городище "Гаштольдова гора", осмотрели костёл святой Анны и Покровскую церковь. От ст. Койданово в 15:46 на электричке "Оранчицы - о. п. Институт Культуры" приехали в Минск в 16:28.

Всего прошли 26 км за поход. Погода была переменная, больше пасмурная.

Заключение

Белорусский республиканский высокогорный проект завершён. Программа выполнена полностью! Пройдены шесть высших вершин всех областей Белоруссии. От первого до последнего дня проекта прошло 257 дней, из них в рамках проекта 20 дней. Пройдено 274 км! Мы побывали в десяти городах, в трёх городских посёлках, во множестве сельских населённых пунктах и агрогородках. Надеюсь, что у каждого из участников этот проект останется в памяти надолго!

Хочется отметить наиболее активных участников. Это:

1. Викентий Пузанкевич,
  2. Сергей Свирин,
  3. Геннадий Лукашик,
  4. Марина Сыскова,
  5. Евгений Дикусар,
  6. Мария Гембицкая.

Этих туристов поправу можно назвать "Белорусскими зубрами"; с ними можно идти в самые сложные экспедиции, - они не подведут! Считаю целесообразным присвоение Белорусскому республиканскому высокогорному проекту статуса похода I категории сложности.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея