Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Регионы > Алтай Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчет о пешем походе по Республике Тыва

Дата: 22 августа-2 сентября 2009 г.

Автор: Наталья Ермолаева (Абакан)

Маршрут: Абакан - оз.Кара-Холь(южный край) - оз. Саралыг-Кежиг - г. Острый Пик 2994 - долина р.Колколу-Оюк - брод через р.Монагы - брод через р. Калаш - брод через р. Хайригмес - оз. Кара-Холь(северный край) - р. Устю-Элиг-Хем - оз. Куп-Холь - г. Кызыл-Тайга 3121 - р.Малый Ганголыг - 70 км трассы Ак-Довурак-Абаза - Абакан. Ходовая часть 221 км.

Состав группы: Наталья Ермолаева(Абакан), Максим Черненко(Абакан), Глеб Дачкин(Абакан), Евгений Карачаков(Томск), Наталья Захарова(Москва)

Каждый выбирает для себя

Туризм бывает разный... Только что вернувшись из Турции, напарившись там в жаре и вдоволь насладившись матрасным отдыхом, я доделала организационные дела за день в Абакане и мы выдвинулись в суровую и загадочную Тыву. Вот где матрасами даже не пахло : Набродились вдоволь! И теперь я, закутавшись в махровый халат и усевшись за ноутбук на диване, решила придать истории отчет о путешествии в районе озера Кара-Холь…

Уже двое суток, как мы вернулись из 11 дневного похода по Тыве, но до сих пор до конца не пришли в себя. Выходишь на улицу, попадая в суету города, смотришь на людей и не понимаешь: куда они, зачем, что всё это значит?! Поручения: сходить туда-то, забрать то-то - для чего это всё?! Даже не сразу становится понятно: про что тебе говорят и хотят от тебя люди. Двоякое чувство: ты как будто здесь, в этом мире, а душа где-то далеко… Закрываешь глаза и перед тобой встаёт бесконечная даль волн из горных хребтов под ногами, облака и закаты и кажется, что это просто привал, сейчас откроешь глаза, закинешь рюкзак на спину и пойдёшь дальше…

Видимо это не будет просто сухим отчетом, слишком много неоднозначных чувств накопилось за этот поход, но почерпнуть ценное для стороннего наблюдателя несомненно можно, потому как места мало изведанные и описанные. Мы, планируя маршрут по крупицам собирали информацию и белых мест оставалось много. Поэтому мы не были до конца уверенны насколько гладко всё пройдет.

С самого начала было очень много препятствий для осуществления задуманного: один за другим стали вычеркиваться из списка желающие, в итоге из 10 человек осталось 4, потом Женя пригласил девочку из Москвы и нас стало 5. Второй этап был отказ водителей, которых просили о заброске. В этот район не хотел ехать никто. Нам рисовали разные картины: говорили, что если до села Кара-Холь ещё как то можно доехать, то до самого озера всё совсем сложно, дороги практически нет, проедет только ГАЗ-66, и то придется выходить из машины в самых страшных местах. Ну а уж, что касается местного населения, то были даже такие высказывания: "Они сдерут ваши скальпы, обтянут свои игили и поедут на музыкальные фестивали…" Да и сами мы, прочитав пару статей про национализм в Тыве, были достаточно напряженными на этом счет. Тем более, что западная часть Тывы всегда считалась более криминальной. Хотя поговаривали, что в горах народ более мирный, это в селах и городах творятся безобразия. Ещё одним важным этапом был брод через реку Монагы. Знающие люди утверждали, что река очень серьёзная и отмеченный в карте брод вовсе не является бродом, а где искать брод было не совсем ясно. Все осложнялось не совсем теплым летом. Абаканский тур клуб, посетивший примерно те края в июле месяце дал информацию об очень высокой воде и достаточно прохладной температуре.

Так что, надеясь на лучшее и рассчитывая быстро проскочить село Кара-Холь, мы собрались в путь. Надо отметить, что это первый поход, маршрут которого я зарегистрировала в МЧС, ну так, на всякий случай.

Отдельное спасибо Александру Сунчугашеву, который вопреки советам друзей не побоялся снарядить свой Surf в полную неизвестности дорогу!

День первый

Сбор был назначен на 5.30. Выезд в 6.00 от вокзала, после прихода московского поезда. Всё как то сразу не заладилось: у Toyotы Surfa сломалось сцепление и его пришлось ремонтировать 2 часа. Опять же благодаря водителю, который оказался ещё и отличным механиком, из Абакана мы выехали в 8.00 на отремонтированном Surfe. В 10.00 были в Абазе. Переназначили встречу с тувинским проводником (жителем Ак-Довурака, который нас должен был встретить на УАЗике) на 13.00 на повороте на с. Кара-Холь. Наш водитель оказался ещё и шаманом, он заверил, что ситуацию срочно нужно исправлять, путем ублажения хакасских и тувинских духов, так что сек-сек стал неотъемлемым нашим занятием на каждом нужном месте, а таких мест по дороге было достаточно много, поэтому к уговоренному месту мы приехали только в 13.40.

Быстренько пересадили мальчиков в УАЗик и уже в комфортном состоянии продолжили путь(в впятером с водителем + рюкзаки в Surfe всё-таки тесновато). На оз. Кара-Холь были в 17.00(фото 1). Дорога оказалась не такой уж страшной. Мостики проезжие, возможно недавно восстановленные(фото 2). Но продвижение всё-равно не быстрое. Местное население не навязчивое, может конечно потому, что мы едем за машиной с тувинскими номерами. По дороге попадались: микрик toyota, девятка, газель, а в районе озера видели оку!!! Правда рядом с УАЗиком, может он ей и помогал добраться :. Доехав до озера, мы поняли что тропы обозначенные в карте в этих местах являются довольно сносными дорогами. Погоды на озере не было, начал накрапывать дождик и купаться никто не захотел. Мы пару раз сфотографировались, перекусили, не забыли конечно же про сек-сек. Почитали правила пребывания в заповеднике, которые били написаны на плакате на избушке: о запрете пребывания туристических и научных групп без согласования с администрацией, о запрете рыбалки и охоты (фото 3). Ещё раз изучили свои карты, посмотрели на сети, расставленные в озере и решили сократить себе завтрашний день, попросив наших добрых водителей довезти нас по возможности ближе к оз. Саралыг-Кежиг.

Тувинский водитель посмотрел в карту, ответил, что без проблем, тем более где то там у него живет тёща, к которой очень надо заехать. И в 17.30 УАЗ первый, а Surf за ним, двинулись в путь. Карты я отдала мальчикам в первую машину (это была первая ошибка!). Проехав час мы уперлись в брод через р. Талдыг-Чуль . УАЗ прошел на ура, а Surf(его правда отправили несколько по другому пути и в этом месте на дне оказался песок) сначала крепко забуксовал, пришлось его тащить на тросе, потом в довершении сел на камень. Всё-таки перебравшись через реку в 19.00 мы решили вставать на ночлег, а водителей отпустить, ведь им ещё предстоял долгий путь домой. В Surfе был GPS, но узнать точные координаты места, где мы находимся мы не догадались (это была вторая ошибка!). Попрощавшись с водителями мы стали ставить палатку.

День второй

Подъем в 8.30. Пару фотографий окрестностей. Некоторые споры о том, где мы находимся(что то не очень всё сходилось с картой). С утра проходил мимо тувинец, поздоровался, внимательно посмотрел на наши вещи, спросил откуда мы, есть ли спирт, куда мы пойдем и сказал, что тоже пошел пешком, только в другую сторону.

Выход в 10.30 в полной надежде, что у нас сегодня совсем лёгкий день, даже видимо пол дня, ведь нас подвезли поближе :

Всё оказалось не так радужно, злоключения продолжаются…

В 13.30 мы были на горе, как считали в сторону озера Саралыг-Кежиг. Смотрим на долину и в карту. И, о ужас!!! Понимаем, что мы совсем не там! (Фото 4)

Уж не знаю куда нас вёз с такой уверенностью местный проводник и где живёт у него тёща, видимо это останется для нас загадкой навсегда :. Первая ошибка начинающего автоориентировщика : после ориентирования бегом(пешком): скорость передвижения обгоняет отслеживания себя в карте, да и р.Талдыг-Чуль мы не переезжали оказывается, видимо она была пересохшая. А первый брод, кот. мальчики посчитали за неё, была уже Чуль-Ча!!! Я с утра бросала неуверенные реплики, что на GPS было написано, что речка в которой мы застряли была Чуль-Ча, но мальчики заявили, что это слишком далеко и не стали рассматривать этот вариант. Тем не менее это было именно так. Долина, лежащая внизу была очень живописная. Ориентироваться сверху - одна радость! Может быть видами нас наградили за то что мы заломились в лишнюю горку, это в первый то день, с такими тяжеленными рюкзаками! (а оказались мы в квадрате между речками Таштухоль и Чуль-Ча у обрыва в сторону Чуль-Чи, не доходя пары километров до вершинки 1948.2)(фото 5)

В 15.00 Спустились обратно к Чуль-Че. Брод, в котором буксовал вчера Surf, оказался местами почти по пояс (фото 6). В 15.30 остались у реки на обед.

В 16 выход с обеда. В 17.00 мы подошли к оз. Кужур-Холу. И только в 18.00 пришли в ту точку от куда должны были стартовать утром, куда как мы рассчитывали нас должны были вчера подвезти.

Разминка закончена, уже почти вечер, а нам предстояло сделать по полной всю программу, даже более того что было намечено с утра. Любимой присказкой в течении всего дня была: "А могли бы здесь ехать на машине!" : Автотуризм расхолаживает!

В долинах несколько тувинских поселений, у некоторых домов стоят УАЗики. Обзор в долине хороший, группу видно из далека. Видимо уже долго наблюдав за нами и дождавшись пока мы подойдём к концу долины, в район тувинского поселения. Тувинцы прыгнули в УАЗик всем шалманом: взрослые, дети - человек 10 :, и подъехали к нам. Народу много, по лицам не совсем понятно, что у них на уме. Но хозяева оказались достаточно мирными, вопросы повторились: откуда мы? Спирт есть? Куда идём? В дополнении к этому поинтересовались не нужно ли нам мясо и попросили посмотреть наши карты. Распрощавшись с тувинцами и получив подтверждение, что идём в правильном направлении, мы начали подъем. В 19.00 были на верху. Не все понятно с картой, в некоторых местах она не очень совпадает с действительностью. Подумалось, что третья ошибка в том, что взяли только сотку-карту. Надо было взять ещё двухсотку и сравнивать. На верху совершено не было рядом воды, т.е. практически с обеда пить было не чего и вставать на сухой ночлег очень не хотелось. Поэтому шли до талого и в 22.00 встали у первой воды: толи лужица, толи болотце, естественно на карте его нет. И сил нет тоже!

День третий

Выход в 11.00. Опять начались небольшие блуждания. Тропа то идет то пропадает, с картой нет четкого соответствия, придерживаемся глобальных ориентиров. В 13.00 вышли к тувинскому столбу: турик, вязочки, бутылки из под водки. В 14.00 были в начале оз. Саралыг-Кежиг(фото 7,8), сюда то и рассчитывали мы прийти за первый день. Ну что ж видимо запланировано было не по силам и отставание будет в пол дня :.

С 17-18 обед в конце озера на газе. Сюрпризом стала стена-перешеек поперек долины, преградившая путь под Острый Пик. Вроде бы по карте должен быть проход сбоку без особого набора высоты. Но нет, пришлось карабкаться по куруму наверх. В 19 были на перешейке. Через пол часа начали ставить палатки, расчистив себе место среди камней, практически на берегу безымянного озера под Острым Пиком. Почти Турция: голубая вода и даже песок встречается : (фото 9). Накрапывает дождик, Острый Пик за тучами, всё кругом серое и мрачное. С пылу, с жару захотелось даже искупаться. Водичка замечательная, но после купания очень холодно! А костра то и нет :. Наспех приготовив ужин на горелке и (лично я дрожа от холода) закинув его в желудок, легли отогреваться в спальники.

День четвёртый

Запланирована радиалка на г. Острый Пик 2994

Выход в 9.20. Обходим озеро справа, начинается крутой подъем. В 13.00 поднялись на гребень справа от Пика уже в усеченном составе. Наташе было страшно подниматься и они с Женей пошли погулять немного по ниже. Посмотрели по ближе на кулуары, ведущие к вершине, судя по карте и то что мы видим с другой стороны гребня - подъем на вершину с нашей стороны, по этим кулуарам. Но они под снегом, уклон очень крутой(фото 10). Без снаряги не рискнули идти, не предала смелости даже 40 метровая веревка :.

С гребня открываются фантастические виды во все стороны! Ни одна фотография не передаст той красоты, которую видит глаз! На горизонте сверкающие снегом вершины! До горизонта горы, голубые озера! Бескрайние просторы дикой и красивейшей Тывы! Возвышающийся над всей этой красотой грациозный Острый Пик и гребни - заборчики отходящие от него в стороны. Ощущение какой то не реальной красоты! Желание полёта! Быстро меняющаяся погода от тумана, снега до солнца и белых облаков дает возможность по разному взглянуть на казалось бы одни и те же виды. Очень не хочется покидать такое красивое место (фото 11-13, 13- вид на г.Проектный).

Перекусив в 14, пошли по гребню вправо до крайней вышей точки чтоб продлить себе удовольствие и посмотреть издалека на г.3026(обозначенную в карте с правой стороны долины р. Кол-Колу Оюк по пути нашего движения) и на г.Ташту-Холь. Мы планировали радиалки в эти места. В 15.00 были на крайней точке. 3026 решили отменить сразу, она не показалась нам чем то интересным. На Ташту-Холь сходить можно, путь в общих чертах понятен. В 16.00 начали спуск и в 19.00 были в лагере. Не уютно жить без костра. Попытались приготовить еду на хворосте из берёзки и заодно немного погреться у огня. Получается очень долго и плохо. Насчет погреться практически бесполезно. Продукты Гала-Гала зарекомендовали себя хорошо. Супы не очень понравились, но омлет и творог в горах - это супер!

День пятый

После некоторых обсуждений графика движения и подсчетов дней, и что самое главное в осознании неопределённости с местом брода через р.Монагы и сколько времени на его поиски понадобится, было решено радиалку на г.Ташту-Холь отменить (фото 14).

Ещё раз с утра на солнышке искупавшись в озере под Острым Пиком, и закончив длительные сборы лагеря, в 12.00 мы пошли дальше. Впереди нас ждала длинная, нудная дорога по болотам в долине Кол-Колу Оюк (фото 15). Обед с 16.30-17.30 (снова на газу) с купанием в ваннах третьего озера долины. Двигались вдоль левого берега реки(озер). Тропы нет, дорогу выбираешь где поудобнее между берёзок и болотных кочек. Идти тяжело: мягкий проваливающийся грунт, берёзки иногда выше пояса. После обеда началось откровенное болото. Причем как далеко бы не отклонялись от озёр, это не помогало, болото повсеместно.

На подходе к последней горе на левой стороне долины наблюдали камнепад, жуткий грохот по всей долине (фото 16). Ещё поспорили, что это было: сам покатился или толчок может какой. Потом уже тувинцы в долине оз.Кара-Холь сказали нам, что пару дней назад было землятресение, причем на озере оно чувствовалось очень даже хорошо: в домах страшно было находиться. Видимо на болоте мы его совершенно не почувствовали.

С утра были планы подойти как можно ближе к р.Монагы. Оценивая скорость передвижения, планировали дойти до границы леса, но и этого не получилось. В 22.00 в потёмках нашли более-менее ровное место с дровами и не очень далеко от реки на бугре, рядом со звериной тропой на водопой и встали на ночлег. Надо сказать мне эта ночь показалась самой комфортной в смысле мягкого сна за весь поход :

Развели долгожданный костёр, на душе стало теплее.

День шестой

Подъем был рано, но вышли всё-равно в 10.00, ну ежу какой то прогресс! День обещал быть напряженным. Уже отказались от двух восхождений, но всё-равно выбиваемся из графика. Сегодня предстоят два серьёзных брода и ещё парочка не приятных. Очень хочется дойти до Кара-Холя, но чувствую это для нас очень далеко. Движение без тропы порядком надоело. Так хочется почувствовать под ногами твердую почву.

Идти в брод решили(выслушав многочисленные советы) у впадения р. Кол-Колу Оюк в р. Монагы. Поэтому двигались вдоль реки, забирая чуть-чуть по выше, чтоб не топтаться в болоте до слияния. Встретили хорошую набитую тропу, которая на карте пересекает Кол-Колу Оюк перпендикулярно. В 12.30 подошли к броду (фото 17,18).

Наш брод будет выше впадения метров на 50. Шириной метров 60, глубина в некоторых местах до метра. Течение не очень сильное, основное русло у берега напротив. В общем то все не так уж и страшно. Но веревки у нас 40м, на всю ширину не хватает. Для подстраховки переходили с верёвкой (хотя по большому счету можно было обойтись и без неё). Поэтому переходили в два этапа по очереди, через камень посередине реки. Переправа заняла полтора часа. Вопреки ожиданиям за это время в горной реке никто практически не замерз. На другой стороне, как и обещала нам карта - хорошая тропа. Совсем другая скорость передвижения, совсем другие ощущения и настроение!

Переход через р. Когоюм трудов не составил, но ботинки намочили ещё раз. У р.Калаш были в 16.00. Вид сверху на брод: бурлящую, узкую реку, несущуюся вдоль скалы, впечатляет! Тут мы задумались: почему так боятся брода через Монагы, а не через Калаш? Но, спустившись увидели, что всё не так уж страшно: ширина реки 20 м, глубина пол метра (фото 19). Прошли впятером цепью.

После брода обед тут же на берегу. В 17.30 двинулись дальше. Дальше ничего не понятно :… Сидим на горке перед следующим бродом, смотрим в долину: не очень далеко виднеются горки по контурам, напоминающие горки, окружающие оз. Кара-Холь, напротив видим водопад (как показал анализ пройденного пути на след день, а потом и анализ 200 метровой карты дома, в карте этого водопада вовсе нет). Тут мы решили, что до озера совсем не далеко и мы видим напротив перед собой р. Коксорук и предстоящий брод это р. Юлоненуом, что нам осталось совсем чуть-чуть и за сегодня мы успеем дойти до озера. Ведь так хотелось завтра днёвки!!!

В 19.30 брод шириной по пять метров, по середине островок, глубина до середины щиколотки (фото 20) (уже задним числом, анализируя время продвижения до озера, и тем самым делая анализ пройденному расстоянию я сделала вывод, что это р. Хайрлигмес )

На данный момент, это пошел очередной залет, мы конечно знали, что на правильном пути и промахнуться мимо Кара-Холя никак не сможем, но сколько именно осталось до озера не понимали. Дальше в ход пошли фонари. Тропа идет по склону под большим уклоном, теряется. Спускаясь в лес, тропу становится искать ещё труднее. Намучившись и умотавшись совсем, поставили практически на тропе палатки. Ни воды, ни дров, ни сил, время 23.00. Без ужина просто рухнули спать. Максим себя очень плохо чувствует, даже не может объяснить в чем именно, проблемы со спиной, видимо перегрузил рюкзак, пытались разгрузить Наташу, у Наташи болит нога. Думали, что долина Кара-Холя должна начаться через пару метров…

День седьмой

Вышли в 10.00. Без завтрака… Закрадывается мысль: может вообще кормить не будут?! Зачем, интересно мы тащим эти тяжёлые продукты… Теперь надо было разгружать Максима, Жене докладывать и так не куда, раскидали нам с Глебом. Тропа хорошая, без особых перепадов высоты, но до озера дойти было очень тяжело, вес рюкзака близок к критическому.

р. Юлоненум оказался похожим на небольшой водопадик, так что брод - это проход по камням и брёвнам. Только в 12 спустились в начало долины! Она оказывается очень длинная. Заворачивает постепенно, поэтому нам и казалось, что тут начинается озеро, а это было только начало долины.

Ближе к озеру начинают всё чаще появляться тувинские постройки, и чем ближе озеро, тем добротнее постройки. Встретили тувинцев на покосе. Повторились любимые тувинские вопросы: откуда мы и про спирт :. Вместо спирта угостили их сигаретами. Как оказалось, тувинцы очень любят карты. Наши карты шли просто на расхват! Они начинали их вертеть, тыкать пальцами и говорить много не понятных слов. По словам хозяев: туристов здесь бывает совсем не много. Ходят даже одиночки!

И только в 13.00 мы встали на стоянку на нашем прошлогоднем месте, сразу после перехода р.Самжур. Место замечательное! Такой долгожданный отдых! На пол дня!!! Вдоволь выспались, приготовили плов и торт :. Я даже не пошла на прогулку к озеру, предалась медитации и созерцанию заката. Одна неприятность: корова зажевала носок Максима :

А ребята сходили на трёх часовую прогулку к озеру, по пути встречая много местных жителей, и каждому из них хотелось поговорить с гостями.

День восьмой

Выход по традиции затянулся. Максим восстановился, вернули ему его часть груза, идти будет веселее ;). Вышли в 10.30. Решили зайти отдать лишние продукты тувинцам, живущим на озере. Думали может они угостят нас творогом. Так и случилось. Тувинцы оказались очень гостеприимным народом: устроили себе фотосессию с моей помощью (фото 21,22,23) .

Особенно понравилось им просматривать свои фото. Дали два адреса, с просьбой выслать фото. Старшего звать-величать Хертек Алдай Владимирович, дал нам номер своего сот. телефона. Предлагает всевозможные варианты забросок продуктов от села Кара-Холь на лошадях. Напоили чаем, накормили творогом, сметаной, талганом. Устроили нам катание на лошади. Перед уходом пустили кружку мира с тувинской водкой (арага). Даже спели нам тувинские песни. Мы им оставили продуктов, сникерс девочке и карты, которые уже прошли. В следующий раз хозяева просили нас принести ещё карт. В дорогу снарядили нас творогом, сметаной, молоком, сырым мясом. Про себя говорят, что они добрый народ и такие же россияне, как и мы :. Советовали не ходить тропой по Элдиг-Хему. Тропа, говорят сильно обрывистая - пешеходная, но мы вспоминая о прошлогодней тропе по Устю-Элдиг-Хему и ужасно затяжной перевал Колбак-Пеш-Пажи-Арт решили выйти намеченным маршрутом по Элдиг-Хему (фото 24). Хотя было предложение даже довезти нас на лошадях по верхней тропе. Просидели мы у хозяев Кара-Хольской долины 2,5 часа. В 13.00 двинулись в путь. Пройдя почти два квадрата по карте до 14 часов и упершись в первый брод, мы поняли, что не всей нашей команде под силу быстрое передвижение по косогорам и река то нам не очень нравится: бурная, берега скалистые, явных бродов не видно. А тропа по карте петляет с берега на берег (фото 25).

Наше передвижение будет очень медленным. Так что ещё раз посмотрев карту и оценив варианты, решили возвращаться и идти тропой вдоль Устю-Элдиг-Хему. Хотя заявленный у спасателей маршрут был именно с той тропой на которой мы стояли и отходить от него было не очень правильно, но в этом случае мы совершенно выбивались из графика. Решили возвращаться. В 15.00 спустились в долину. Пройти незамеченными мимо домиков в долине не получилось. Тувинцы, увидев нас, очень обрадовались, что мы не пошли этой тропой. Сказали что в прошлом году там сорвался человек и они его похоронили. В 15.30 обед в лесу с тувинским творогом и молоком, а в 16.30 начало подъема. В 21.15 встали на ночевку на пятом ручье перед горкой по тропе вдоль р. Устю-Элдиг-Хем. Наташа идет всё медленнее. Стоянка не очень шикарная: дров нет, кусты, кочки. В довершении ко всему пошел дождь. Берёзка гореть не хочет. Мерзнуть, готовить ужин на газу никто не захотел, даже чай не кипятили. Думали может встанем с утра, пройдем до дров и там позавтракаем. Но утро ждало нас с недобрыми вестями.

День девятый

С утра Женя наотрез отказался идти с нами и сказал, что они будут выходить через пер Колбак-Пеш-Пажи-Арт на трассу. С маршрута ушли, группа разделилась - полный набор косяков! У нас даже не было того куска карты, через который они собирались выходить! Ну и что, что мы прошли там в прошлом году. Мои предложения дойти верхами до оз. Куп-Холя, там сделать дневку пока мы ходим на Кызыл-Тайгу, раз болит нога и вместе выйти на трассу уже по дороге. К рассмотрению не брались. Хотя в моём варианте это составляло 2 дня, а в первом 2,5. Ну что ж: каждый выбирает для себя… вот только как быть с понятием группа?!

Раздел продуктов и выход в 9.10. В 11.00 мы были на раздвоении ручья Устю-Элдиг-Хем. Как всё-таки погода влияет на восприятие происходящего. В прошлом году, мы еле заползли под палящим солнцем в пер. Колбак-Пеш-Пажи-Арт и он показался нам чем то ужасным! Сегодня по легкой прохладце мы без особых затруднений шли по этой тропе. Запаслись водой, думали идя по верху мы её уже целый день не встретим. Свернули с тропы идущей в пер. Колбак-Пеш-Пажи-Арт и пошли по направлению к оз. Куп-Холь, придерживаясь гряды и не спускаясь к болоту (фото 26). Болото и мягкий мох после сворота с тропы до перевала. В 12.00 были на перевале в сторону оз. Куп-Холь. После перевала болот нет. Идти по верхам оказалось просто замечательно, очень настораживало прохождение этого участка без тропы. Но идти довольно удобно, скорость хорошая (фото 27,28).

В 14-15 обед на газу в районе тропы на пер. Даш-Даг не много не доходя до неё. Кстати, здесь даже бежит ручеёк. В 17.15 вышли на перевал с которого уже видено оз. Куп-Холь. Это придало большой радости и уверенности - что загадочная Тыва перестала нас путать и идём мы в правильном направлении и что сегодня дойдём до запланированной стоянки, а завтра сможем осуществить радиалку на г.Кызыл-Тайгу. Ведь у нас оставалось всего два дня до выхода. В 18.00 подошли к озеру. Вдоль озера конечно же "любимое" болото. В 19.00 были на восточном берегу озера. Здесь стоит избушка, от неё дальше идёт накатанная дорога, но судя по всему здесь ходит транспорт по серьёзнее УАЗика. В избушке даже свежая пресса, пятидневной давности. Переждали в избушке небольшой дождик, почитали газеты. Пока шли в районе озера было несколько дождиков под солнцем, с радугой. Они придают этому месту сказочную красоту! (фото 29)

Дальше по дороге иди очень быстро и удобно :.В 19.30 встали на стоянку в начале зоны леса у р.Большой Ганголыг, до раздвоения троп. Стоянка живописная - в окружении молодых кедров! Много дров и голубики, очень уютно. Много кострищ, либо здесь стояло одновременно несколько групп, либо это излюбленное место остановок местных жителей. В очередной раз пожалели, что наши отделившиеся товарищи не пошли с нами. Переход был не сложным, зная ту тропу по которой они отправились, мы посчитали этот вариант более выигрышным, тем более что выход на трассу дальше вообще по дороге километров 15, для больной ноги это просто бальзам. Да и остальные вопросы безопасности были бы соблюдены. Ну и обще состояние, когда ты уже не команда, а осколки непонятно чего, не придает оптимизма. И всё-таки стараемся думать о хорошем, завтра трудный день! День восхождения! (фото 30)

День десятый

Ну вот, час "Ч" пробил! Мы подошли к основной изюминке нашего похода! Восхождение на Кызыл-Тайгу - высшую точку западного Саяна 3121!

Выход в 10.20, это мы конечно немного проспали. Вышли вдоль р. Большой Ганголыг по верху, затем подъём на хребтик, который начинает подъем над обрывами с правой стороны р. Большой Ганголыг. Траверся, поднимаемся по левой стороне хребтика, постепенно вверх над озерами в цирке под г.2878. Уже 13.00, а мы только в районе озёр, мне становится не уютно: столько времени, успеем ли мы за световой день? (фото 31,32) Тут то и начинаешь вспоминать, что можно было встать по раньше и т.д… Приходит чёткое осознание, что находимся мы сегодня по самое нихочу! Доходим до верхней точки, перед курумником подъем и переход на другую сторону и уже с той стороны в 15.00 подходим к 2878. (фото 33)

При подходе к вершине есть очень интересные места: достаточно ровные поверхности, выстланные мелким камнем, метров по 500, просто футбольные поля! От вершины прямо по гребню, пока удобно идти, затем небольшой спуск и траверс, придерживаясь как можно выше под большими валунами. Ниже начинается сыпуха и уклон довольно хороший. Постепенно спускаемся к седловине правее г.2690, с неё траверс к седловине под начало подъема на Кызыл-Тайгу. Здесь были в 15.30. Затем затяжной подъем по гребню с тремя резкими наборами высоты и в 17.00 мы на высшей точке западного Саяна - г.Кызыл-Тайга! (фото 34-40)

Все старания вознаграждаются сполна красотой видов, открывающихся с вершины! Крыша мира! Цепи гор где-то внизу, а ты - ты как птица, парящая над ними! Опять солнечный дождик внизу, здесь пробросил снежок, а в низу у обрыва радуга! Мы над радугой! Сказка! Кажется можно сидеть здесь годами, переводя взгляд с одной стороны на другую. И этот прекрасный мир будет подпитывать тебя своей красотой вечно! Тут себя чувствуешь и песчинкой в этом огромном, полном гармонии мире и одновременно одним из самых возвышенных существ в природе, раз способен воспринимать эту красоту, эту песню создателя! Прозвучавшая песня на варгане, в исполнении Глеба(как бы он не прибеднялся) слилась с этой гармонией и душа понеслась за звуками над горными хребтами, благодаря всех духов, которые позволили подняться так близко к ним.

Конечно же, тех полчаса, которые мы просидели на вершине не хватило, но уже было понятно, что спуск тоже не будет легким и хотелось за светло пройти хотя бы самый сложный этап траверса до 2878. Поэтому мы начали спускаться.

На спуске участок траверса взяли чуть ниже: всё едет из под ног, осыпается на других, стали брать резко вверх, выходя на прошлый уровень. В 20.30 были на футбольном поле под горкой за 2878, которая отделяет нас от р.Большой Ганголыг. Солнце уже садится за горизонт. Закат высоко в горах прекрасное зрелище! Но штурмовать гору в потемках мы не рискнули. И стали спускаться по ручью без названия, между этой горкой и вершиной 2533, который потом вдоль болот впадает в оз.Куп-Холь. Уже в полной темноте вышли к озеру и в 23.00 были в лагере. Пришлось даже немного поискать палатку, хотя она стояла совсем не далеко от дороги, в прямой видимости, но ночью всё выглядит по другому :.

День одиннадцатый - последний

Хорошо спится на природе, особенно после того как ты побывал за пределами трёх тысяч метров прошагав километров 25 с перепадом высоты в 2 км туда-обратно, особенно с таком живописном месте, особенно в последний день похода, когда ты знаешь, что до трассы тебе осталось совсем чуть-чуть. Вдоволь отоспавшись мы пошли ловить камазы. Пошли по наезженной дороге, она идёт вдоль р.Малый Гонгалыг. Сворот тропы на р.Большой Гонгалыг (Устю-Ак-Ой) не видели. Сделав обед за 2 км до выхода на трассу, вышли на 70-й км (350 от Абазы), мост через р. Ак-Суг в 18.20.(фото 41)

Вот и всё. Дальше началось ожидание попутных машин. Первые камазы подошли довольно быстро, через пол часа. Они подвезли почти до Абазы. Камазисты весёлые ребята: на трассе холодно - в камазе тепло, Овсиенко поет про усталые глаза, глядящие в ночь, а водитель открывает бутылочку пива, попивая сам, заботливо протягивает гостям.

По утверждениям камазистов проблем с тувинцами в данное время нет, больше отзывов о них как о гостеприимном народе, но слышны и предостерегающие нотки: "Всё таки лучше ухо держать в остро и спирт им не давать".

Оставшиеся 70 км мы проехали на попутном бензовозе, он высадил нас на заправке под Абазой в 2 часа ночи. До пяти время скоротали в круглосуточном кафе: на трассе стоять стало совсем прохладно да и транспорта нет. На такси доехали до автовокзала и отправились в Абакан на первой газели в 5.20.

По приезду нас встретил город: холодным дождем и спешащими на работу людьми.

Путешествие закончилось.

P/S: Женя с Наташей по расчетам должны были ещё вчера быть в Абакане. Звонок на сотовый Жене и ответ автоматической девушки: абонент не доступен… дал понять, что не всё ещё закончилось. В городе их ещё не было. Пол дня ожидания, когда минуты тянутся как вечность … После 14 часов позвонил Женя, что они приехали в город.

Теперь всё.

Спасибо всем, кто был рядом и ждал дома.

Фотографии

1 - Оз. Кара-Холь южный край

2 - мост через р.Карахоль

3 - правила для гупп

4 - нитка маршрута, часть 1

5 - долина р. Чуль-Ча

6 - брод через р.Чуль-Ча

7 - оз. Саралыг-Кежиг южный край

8 - оз. Саралыг-Кежиг северный край

9 - озеро под г.Острый Пик

10 - г.Острый Пик

11 - вид с Острого Пика на озеро

12 - вид с Острого Пика на г. Проектный

13 - вид с Острого Пика

14 - нитка маршрута, часть 2

15 - долина р. Колколу Оюк

16 - камнепад в долине р. Колуолу Оюк

17 - место брода через р.Монагы

18 - слияние р.Монагы и р.Колколу Оюк

19 - брод чрез р. Колаш

20 - брод через р.Хайрлигмес

21 - жители долины оз.Кара-Холь

22 - гостеприимные хозяева

23 - жилище жителей Кара-Хольской долины

24 - тропа вдоль р. Элдиг-Хем

25 - р. Элдиг-Хем

26 - нитка маршрута, часть 3

27 - долина р.Чехан

28 - вид на г.Кызыл-Тайга

29 - оз. Куп-Холь

30 - стоянка на р.Большой Ганголыг

31 - в районе озёр реки Большой Ганголыг, вид на г.Кызыл-Тайга

32 - г.2878

33 - подход к г.2878

34 - вид с г.Кызыл-Тайга на оз. Куп-Холь

35 - вид с Кызыл-Тайги

36 - гребень на г.Кызыл-Тайга

37 - виды с г.Кызыл-Тайга1

38 - виды с г.Кызыл-Тайга2

39 - виды с г.Кызыл-Тайга3

40 - на вершине Кызыл-Тайга

41 - нитка маршрута, часть 4

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея