Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Пешеходный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Дата: июль - август 2007 г.

Руководитель: Лучинин А. Г. (Нижний Новгород)

Состав группы

  1. Лучинин Алексей Григорьевич, 1945 г. ИПФ РАН, Тур. опыт: 5р. 5у: Первый поход в 1966 г.
  2. Лучинин Григорий Алексеевич, 1972 г. ИПФ РАН, Тур. опыт: 2р. 4у. Первый поход в 1976 г.
  3. Окулов Михаил Станиславович, 1978 г. Врач психотерапевт, Нижегородская городская наркологическая клиника, Тур. опыт: 3у. Первый поход в 1983 г.
  4. Окулова Юлия Викторовна, 1978 г. Врач стоматолог, Кафедра стоматологии Нижегородской медицинской Академии. Первый поход в 1989г. Тур. Опыт 3у.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

29.07-31.07 2007 г. Поезд № 90 Н. Новгород - Воркута. Около 7 ч. моск. времени ст. Сивая Маска. Тепло, небольшой дождь.

31.07. Пеший переход до жд. поста Пернашор (около 8 - 9 км.) Переход до реки Усы по тропе (около 4 км.) Сплав до бывшей пристани Будка Донда (около 5км.). Пеший переход по старой дороге до реки Юньяхи и вдоль неё (около 14 км.).

Во второй половине дня тепло и солнечно.

1.08. Пеший переход вдоль Юньяхи до старой вездеходной дороги (около 5км.). Переход по дороге к хребту (около 20 км.) до ручья - притока Л. Лагорты перед горами.

Погода хорошая.

2.08. Пеший переход через перевал с Левой Западной Лагорты до слияния Восточной Большой Лагорты с перевальным ручьём (точка начала сплава, около 25км.)

Сильный ветер, во второй половине дня небольшой дождь, но тепло.

3.08.Сплав по Б. Лагорте до первого участка леса на левом берегу реки после поворота направо (около 22км.).

Хорошая погода.

4.08.Сплав по Б. Лагорте до первой протоки со стороны М. Лагорты перед долиной с разбоями (около 25км.).

Погода хорошая.

5.08.-7.08. Сплав до устья Восточной Кокпелы (около 60 км.).

Погода хорошая.

7.08-9.08. Пеший переход вдоль В. Кокпелы, ручья Перевального до слияния З. Кокпелы с Нижней Кокпелой (около 60км.).

В перевальный день дождь

10.08.-13.08. Сплав по З. Кокпеле, Паге, Лемве, Усе до посёлка Абезь и переезд на рабочем поезде до станции Сивая Маска (около 125 км.) (на поезде 40км.).

Всё время сильный ветер. На Паге застала буря.

13.08.-15.08. Поезд № 89 Воркута - Н.Новгород. Ст. Сивая Маска - Нижний Новгород.

ОЧЕНЬ КОРОТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАРШРУТА

(подробно описаны только участки пути, которые отсутствуют в отчётах имеющихся на туристских сайтах Интернета)

Наша группа в том или ином составе отдыхает в этом районе с 1991г. Считаем, что его особенности нами изучены достаточно хорошо и наработанной информации хватает, чтобы подобрать наиболее комфортные подходы к сплавной части.

Выход на Большую Восточную Лагорту через жд. пост Пернашор к пристани Будка Донда позволяет сделать минимальным хождение по болотам и каменистым осыпям. Тропа с поста. Пернашор на р. Усу начинается за мостом через ручей, недалеко от столбика с цифрой 3 и кем то помечена тряпками на кустах. Тропа вполне приличная и проходится за один час быстрой ходьбы. По выходу на Усу надо сплавиться по ней около 5км. до заброшенной пристани Будка Донда. Сейчас это место сильно заросло, но его можно определить по устью ручья с левого берега и остаткам базы пастухов на правом берегу. В двухстах метрах по дороге к Юньяхе стоит полуразобранный трактор (ещё один ориентир).

Дорога до заброшенной фермы Юньяха для пешей ходьбы вполне удовлетворительная рис. (р7310015) (плохой один мост в конце пути). Далее дорога идёт вверх по реке и видимо переходит на левый берег (по правому идти очень плохо). После переправы вездеходный след идёт отмелями, а после устья М. Ниедзью появляется слабая дорога и по лесу.

Дорога в горы хорошо заметна - она идёт перпендикулярно реке на восток прямо к горам и видимо когда-то активно эксплуатировалась. Считаем, что для этих мест дорога очень хорошая (она есть на всех картах) рис. (р8010032). Единственное длинное болото находится уже в предгорьях, в долине небольшого левого притока Л. Лагорты рис. (р8010027). На дороге отсутствуют развилки и сложные для выбора пути места. Перевал без леса, но его простота позволяет пройти в один приём без холодной ночёвки (везде идет вездеходный след) (день, правда, получается тяжёлым) рис. (р8020092) (р8020105).

На Б. Лагорте можно начинать сплав от слияния реки с перевальным ручьём (тут же начинается рыбалка). Первый участок реки равнинный и скучный и занимает не менее 4 - 5 часов сплава (если погода приличная). Река течёт крупными меандрами по безлесной заболоченной котловине рис. (р8030134).

После высокого острова в русле, начинаются мелкие хаотичные шиверы. Этот кусок сплава очень трудоёмок и занимает больше 2-3 часов. После поворота направо река проходит первый участок леса на левом берегу с очень удобными местами для отдыха рис. (р8030135). Чуть ниже находится единственный на этом отрезке реки небольшой порожек. Этим летом воды очень мало и он был совсем слабым. Далее, до первой протоки подходящей с М. Лагорты река не очень интересна - много мелких проток, в некоторых местах требуется проводка, а кое где и протаскивание судна. Мы шли его почти целый день рис. (р8040147)(р8040149). Следует сказать, что при более высоком уровне воды несколько шивер на этом участке будут представлять некоторую сложность. Далее Б.и М. Лагорты текут в общей долине, хаотично разбиваясь на большие и маленькие протоки, сложных мест нет. Главная проблема это выбор протоки. Сплав здесь становится крайне неприятным в ветреную и ненастную погоду, т. к. местность ровная и безлесная.

Участок Лагорты от слияния Б. и М. Лагорт несоменно лучший на маршруте и известен своей красотой и великолепной рыбалкой (р8060181). Он многократно описывался в отчётах на сайтах Интернета. Дублировать их нет смысла.

В устье Восточной Кокпелы есть возможность выбора продолжения похода: либо сплав по Войкару (от этого места река называется Войкар) и далее до ст. Лабытнанги, либо пеший переход на Лемву и Усу. В этом случае возможен подъём по реке с проводкой судов бечевой. Мы, как правило, на Обь не ходим (хлопотно и дорого), для нас этот вариант приемлем только как аварийный.

По В. Кокпеле и р. Перевальному через Кокпельский перевал можно выйти к слиянию Западной Кокпелы и Нижней Кокпелы за 2,5 - 3 дня и далее за 3 - 3,5 дня доплыть до посёлка Абезь.

До заброшенной базы геологов, где реку пересекает вездеходная дорога, мы советуем идти по правому берегу не уходя далеко от реки. Примерно в средине этого участка появляется дорога по левому берегу (на картах её нет), но найти её довольно сложно и она трудно проходима. На неё имеет смысл выходить в том месте, где левый берег имеет вид очень высокого дугообразного обрыва (такое место на реке только одно). Дорога перед поляной, которую занимала база геологов, переходит на правый берег, а за базой снова на левый.

На пути до р. Перевального есть несколько болотистых мест, но обычно они обходятся справа или слева (не надо торопиться). Особо хотелось бы предупредить об участке пути, где дорога пересекает болотистую котловину с озёрами. Вездеходный след режет её прямо по болоту, но идти пешком по нему крайне тяжело. Рекомендуем обойти низину слева сухими каменистыми гривами. Мы эту часть пути обычно проходим не по дороге, а по реке, выходя к ней с дороги чуть ниже своеобразных ворот, которые горы образуют при выходе реки в предгорья. Следует сказать, что в долине реки и на подходах к ней, около озёр, можно найти место для лагеря. Необходимо заметить, что в этом варианте пути есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны почти нет набора высоты, с другой стороны есть несколько тяжёлых мест при пересечении ручьёв стекающих с гор. В последнем распадке перед долиной р. Перевального на дороге есть развилка - вправо уходит вездеходный след к Погурею. К Перевальному ручью лучше подходить вечером, чтобы нормально ночевать с костром и горячим ужином, так как до следующих больших кустов на подходе к точке начала сплава, а это район слияния З. Кокпелы с её правыми притоками (Верхняя, Средняя и Нижняя Кокпелы), никак не менее полудня очень интенсивной ходьбы. Очень мелкий ивняк есть на пересечении дороги с истоками З. Кокпелы.

Очень важный момент! После брода через истоки З. Кокпелы дорога уходит резко вверх и идёт между каменными останцами. В этом месте есть перекрёсток и одна из дорог уходит сразу вниз в долину реки между Верхней и Средней Кокпелами. Дорога новая и вполне хорошая (на картах её нет). Нам про неё сообщили туристы из Ярославля Галина и Николай Новиковы. Они со своей байдаркой шли по Лемве, Паге и З. Кокпеле из Европы в Азию. За эту очень ценную для нас информацию громадное им спасибо. (до этого мы обычно двигались вдоль хребта по дороге, а потом напрямую по горной тундре и кустам спускались к устью Н. Кокпелы - выходило очень тяжело и противно). Мы обычно начинаем от устья Н. Кокпелы, но при нормальной воде реально начать и выше с эпизодической проводкой, если суда не очень тяжелы.

До зоны тайги надо плыть целый день, так как река очень мелкая и бьётся на многочисленные ещё более мелкие протоки. Но дрова и места для ночёвок есть почти везде, так как долина реки покрыта многочисленными кустами ивняка. Сплав существенно упрощается после впадения слева р. Тумболовы.

Эмоционально мы этот участок маршрута очень не любим, но он наиболее рационален для выхода на железную дорогу. На З.Кокпеле в верховьях приличная рыбалка, на Паге и Лемве мы уже не ловили - торопились на поезд.

К Абези приплыли около 10 часов утра, вышли на станцию и дождавшись местного поезда Инта - Воркута за 50р. с человека доехали до Сивой Маски. В Абези наш поезд теперь не останавливается (цену за проезд в рабочем поезде называет проводник по обоюдному согласию).

Кассиров на этих станциях нет, поэтому мы заранее запаслись обратными билетами. Через 1,5 часа ожидания (поезд опоздал) благополучно сели в свой вагон и поехали на Юг к теплу.

По нашим представлениям в этом районе водных маршрутов с высокой спортивной составляющей нет (максимум элементы водной тройки). По сравнению с маршрутами Сибири (Алтай, Саяны, Хамар-Дабан и т. д.) они существенно слабей. Но суровый климат в сочетании с тяжёлыми и длинными подходами делает отдых в этом районе очень активным и насыщенным и требует солидной технической, тактической и материальной подготовки.

В этом году в связи с подорожанием билетов на железной дороге поход оказался несколько более затратным, чем обычно. С учётом питания в поезде мы потратили около 3500 р. на человека.

Ещё раз о железной дороге……За последние годы ( сравниваем с 1995 -2000гг) ситуация значительно изменилась. На станции Абезь (теперь это пост) и станции Сивая Маска купить билеты нельзя - нет касс и кассиров, на Сивой Маске нет и зала ожидания, несмотря на то, что станция большая и на ней останавливаются все поезда. В Абези есть небольшая комната для пассажиров. Там даже имеется отопление, что при климате Полярного Урала очень приятно. Уничтожено много разъездов и платформ (сняты вторые линии рельсов), хотя обслуживающий персонал на них остался. Видимо, можно как-то купить билеты в поезде, либо договорившись с проводниками доехать до Инты и купить билеты там. Перед походом совершенно необходимо уточнить расписание поездов и их остановок.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ. МАТЧАСТЬ

Поход был удачным! Мы сделали всё как хотели и планировали. Считаем погоду в это время вполне удовлетворительной. Несколько небольших дождей и буря, накрывшая нас на Паге впечатления не испортили. Считаем, что прохождению маршрута способствовала тщательная подготовка и работа со снаряжением. Вес рюкзаков (на старте) не превышал 17 кг. на женщину и 25 кг. на мужчину: в том числе катамаран-15кг. (вместе с рамой, вёслами и насосом), лагерное снаряжение 12кг. (палатка, топор, котлы и т. д.), личное снаряжение от 7 до 10 кг. на человека.

Для нас очевидно что в этом районе мощный и тяжёлый катамаран не нужен, так как сложных порогов нет, но нужна лёгкая рама, которая даёт возможность начать сплав с верховий, не уничтожая одиночные лиственницы на склонах хребтов в истоках рек. Рама из лёгких дюралевых труб делает группу очень мобильной - переход на воду и обратно по времени требует менее часа.

Лагерное снаряжение - стандартный набор: трёхместная палатка фирмы Nordway весом 3.3 кг., набор котелков и сковорода - около 2 кг., топор- 1кг., пластиковый тент 3 на 2 метра весом 0,5 кг. Желательно иметь 2-3 спининга с набором блёсен и мушек.

Почти всегда много гнуса ( особенно когда тепло), поэтому репелленты необходимы - мы обычно пользуемся GARDEXом, иногда бывает нужен накомарник.

По одежде

Считаем, что совершенно необходим надёжный плащ или непромокаемый костюм. В этом году у нас были костюмы "Тайфун" фирмы " Восток - сервис" (она делает спецодежду). Вес 800 г., цена в зависимости от магазина от 300 до 500 р..

В качестве основной обуви используем болотные сапоги. Согласны, что это очень плохо, но всё остальное для этого района ещё хуже (экспериментов было много). Советуем не скупиться со стельками и шерстяными носками. К сожалению резиновые сапоги становятся экзотикой, а современные сапоги из ПВХ при сушке на костре требуют очень большой осторожности.

Верхнюю одежду предпочитаем из брезента - гигиенична и легко сохнет, в том числе и на костре (это, естественно, дело вкуса, как и во всём остальном). Используем современные термобельё и спальные мешки (вес спальника около килограмма).

Продукты

Обычная весовая норма 500-550 грамм на человека в день для этого района и этих походов вполне достаточна. Тушёнку с собой не носим - делаем мясной сухой фарш и берём сырокопчёную колбасу. Остальной набор продуктов стандартный, но жёстко нормированный по весу и дням. Обычно выходим в населёнку с прдуктами по нулям. Кроме того всегда есть доппаёк из рыбы и грибов.

Газовые горелки никогда не берём - за годы походов в этом районе не было ни одной холодной ночёвки. Всегда удавалось пройти перевал от кустов до кустов за один день.

На обратном пути рюкзаки были совсем лёгкими - рыбу не заготавливаем (голодные 90-е годы давно кончились). Иногда роем "золотой" корень, он есть везде в истоках рек на склонах хребта.

По графику движения

За день обычно проходим много и пешком и по воде. Но при правильном планировании день не получается напряжённым. Старт с ночлега около 9 часов, в 12,5-13 всегда горячий обед на 1,5 - 2часа и финиш в 18 - 18,5. Вечером всегда остаётся время на рыбалку и отдых. По воде часто идём полуднёвками. На Полярном Урале довольно часто бывает плохая погода - дождь, ветер, низкая температура воздуха, но очень редко она бывает настолько плохой, чтобы была необходимость отсиживаться в палатках. Как правило, удаётся выдерживать запланированный график движения. Вполне достаточно в качестве резерва по времени заложить один день. Возможность нормально двигаться по маршруту в плохую погоду даёт правильно подобранноё личное снаряжение.

Нам кажется, что в этом районе для похода наиболее удобное время с 20 июля по 20 августа (но и в это время может выпасть снег).

Возможна заброска механическим транспортом с Сивой Маски и с ж. д. Чум - Лабытнанги (адреса есть в Интернете). По нашим сведеньям в этом году это стоило около 30000 р. (цифра приблизительная). Большинство групп встреченных нами на Лагорте и Кокпеле пользовались этим сервисом. По всей видимости это для них было необходимо, так как на маршруте они занимались промысловым ловом, а тащить на себе бочки и контейнеры невозможно. У многих мы видели подвесные моторы для прохождения низовий Войкара и Оби.

В заключение несколько слов о возможностях маршрута по Б. Лагорте

На Лагорту можно выйти также по Малой Ниедзью (мы ходили два раза и нам не очень понравилось) и по Средней Лагорте (Западной). Оба варианта предусматривают заход с Будки Донды. Можно подойти из Пятиречья по Лагорте-Ю (этот путь описан в одном из отчётов в Интернете). На маршруте мы встретили группу байдарочников из Минска, пришедшими этим путём, - ребята были очень недовольны маловодьем этого лета. Также, очевидно, что есть несколько мест, где на Лагорту можно перейти с Тань - Ю и Ворча- Ты.

Весь район, и описываемый маршрут в частности, очень удобен для проведения пешеводных (и водных, если подъехать) походов второй - третьей категории сложности продолжительностью от десяти до двадцати дней. Своеобразная природа и отсутствие населёнки дают возможность полностью отвлечься от повседневной городской жизни и очень активно отдохнуть, но для того чтобы отдых не превратился в мучительное преодоление маршрута необходима очень тщательная подготовка.

Все необходимые карты имеются на сайте "Полярный Урал".

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея