Регистрация

Главная > Пешеходный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчет о пешеходном походе "Маньпупунер-2009"

Автор: Михаил Конышев

Автор: Виктор Горских

Началось все году в 1999 г., когда по телику по одному из местных каналов (10 канал) показали спецпроект про хребет Маньпупунер - плато каменных болванов. Мне очень понравилось это живо-писное место, поэтому родилась идея - сгонять посмотреть, погулять. На тот момент я еще представ-ления ни имел о масштабах мероприятия, да и опыта никакого не было.

Шло время, появлялся опыт и вот в 2008 г. всё как-то разродилось. Много кто хотел идти, одни говорили: "да Я, да…..!!!", но были и те, кто сказал, что туда дойти невозможно, а летают лишь на вертолетах. А один человек сказал что туда пойдут только дураки…. В конечном счете организовался следующий коллектив:

1. Конышев Михаил, 1982 г., завхоз, медик, г.Екатеринбург

2. Лабутин Кирилл, 1983 г., специалист по строительству тур. бань, г.В.Пышма

3. Шарапов Юрий, 1984 г., фотограф, п.Балтым

4. Горских Виктор, 1984 г., путеводитель, п.Балтым

Попытка номер один в 2008 г. оказалась неудачной. Причиной стало отсутствие достаточного опыта, неблагоприятная погода, недостаток времени, незнание некоторых организационных моментов (таких как заброска), недостаточная техническая оснащенность, большое количество алкоголя (5,5 литров спирта).

Потерпев неудачу, уезжая, мы точно знали, что через год вернемся и доведем начатое дело до конца!!!

Прошел год, начались сборы и к основному коллективу присоединился еще один человек, жаж-дущий приключений на свою голову:

5. Щербаков Валерий, 1983 г., видеооператор, п.Балтым

Разработкой и подготовкой продуктов питания группы занимался Мишган (Конышев М.). Рацион получился не особо разнообразным, но по каллорийности наиболее оптимальным.

Дневной рацион на 5 человек

Вес, кг на рыло/сутки на группу/сутки всего, кг
Ужин Гарнир 0,1 0,50 7,00

Майонез 3х0,5=1,50
Лук 1,00
Итого 8,57

В качестве гарнира используются греча, рис, горох. Крупа в коробках по 0,5 кг расфасована в пакетиках по 0,1 кг, варить ее удобно, да и норма на человека конкретно определена. Колбасы сыро-копченые, они долго не портятся при жаркой погоде. Вместо хлеба и сухарей брали галеты, весят ма-ло, а по каллорийности и компактности ни чем им не уступают. Как готовить сублимированное мясо, описывать не буду, т.к. это уже неоднократно описывали в других отчетах. Еще, как мы убедились, нужно брать больше приправ, в т.ч. перца, они скрашивали наши суровые будни.

Всю поклажу разделили примерно поровну. В "общак" вошли следующие вещи:

На каждого получилось по 13 кг общака. Личные вещи каждый брал что хотел (хоть кресло-качалку возьми, лишь-бы группу не тормозил), но в основном у всех было одно и тоже:

и т.д.

Итак вещи собраны, билеты куплены, дата "Х" 17 июля!!!

Заранее несколько раз созванивался с водителем, который любезно согласился доставить нас в начальную точку маршрута (брод через р. Ауспия) за 11 тыс. рублей. Номер его телефона 8-908-911-15-62, зовут Михайлец Алексей, автомобиль у него марки ЗИЛ-131, то бишь полный привод и речки глубокие штурмует "только в путь!!!"

0-й день 17.07.2009 г. пятница

Старт в 20.07 (местн.вр.), поезд №343 "Пермь-Приобье". Предусмотрительно запаслись необ-ходимым количеством жаждоутоляющего напитка с простеньким названием - пиво. Погрузились в по-езд и поехали. Ехать предстояло ни много ни мало 12 часов, поэтому жажду утоляли всю дорогу.

1-й день 18.07.2009 г. суббота

Прибыли в Ивдель в 7.55. Пасмурно, прохладно, мрачно. Обещанной машины на вокзале не об-наружили, поэтому сразу позвонили нашему перевозчику. Причина опоздания оказалась банальной, он просто проспал. Пока он приехал, пока заехали на АЗС, два раза заехали в гастроном, вобщем вы-ехали из Ивделя в 9.30. По пути начал накрапывать дождь, но длилось это недолго. Всю дорогу ужас-ная тряска, духота, пылища. Из-за сильной тряски Мишгана и меня "вывернуло наизнанку", прямо на ходу за борт автомобиля.

Моста через р.Вижай в этом году уже нет (разрушен или смыло весной). Воды в реке мало, можно даже в чунях перейти, наверно дождей давно не было. На берегу Вижая стоят легковые ино-марки. Все - дальше им хода нет.

В 13.30 были на р. Сев. Тошемка. Остановились у сожженого моста. Перекур, перекус, справле-ние естественных надобностей и снова в путь.

На начальную точку нашего маршрута - брод через р.Ауспию прибыли в 16.30.

Дождей, судя по всему, давно не было и уровень воды в реках был небольшим - в основном до колена. Даже в р. Ушма воды было немного, а в прошлом году вода скрывала бампер "Урала".

Договорились с нашим водителем, что он заберет нас с этой точки 31 июля в полдень. За эту услугу он потребовал предоплату в размере 100%, аргументируя это двухкратным кидаловом со сто-роны туристов, за все время перевозок. Посовещавшись, мы отдали ему всю сумму.

Тут же был организован костер и сварен суп. Покушали, оперативно собрались и выдвинулись в 17.40.

Тела наши рвались в "бой", вперед к нашей цели, к нашей мечте!!!

В машине так трясло, что даже все пиво не выпили. Метров через 300 после начала движения пиво спрятали в придорожной болотине. Метров через 500 от брода дорога раздваивается: правая идет на геологическую базу (также там есть еще одна дорога на перевал Дятлова. Она начинается у р.Луснурсиспалос и выходит к перевалу через г. Памятник. Говорят идти там легче, но немного даль-ше, там же ездят на перевал на квадроциклах и внедорожниках), левая - прямиком на "стоянку с лож-кой". Идем по левой, дорога здесь уже знакома, места стоянок извесны. Хорошая дорога еще около километра. Дальше болотина, дорога переходит в хорошо набитую тропу, идти легко. В сухую погоду тропа в основном сухая вплоть до Трехречья (10 км от точки старта). С водой проблем нет - тропу пе-ресекают ручьи, вода в них есть даже в сухую погоду. Тропа идет недалеко от Ауспии, иногда выходя к реке. По пути довольно часто (1-2 перехода) встречаются места стоянок. В тайге полно мошкары и комаров, москитка не спасает. Под сетку все равно лезут мошки, к тому же в ней душно. Поэтому от москиток отказались все сразу, кроме Кирилла - он в ней ходил почти все время и даже курил в ней.

В начале девятого остановились на оборудованной стоянке на берегу Ауспии. Ровная площадка для палаток, поваленное дерево рядом с костровищем, сухие дрова. Сварили кашу, поели и легли спать под журчание реки где-то в 23 часа.

Прошли за неполный день 7,2 км.

Расстояние определяли по GPS. Режим движения: 30-40 мин. идем, 5-10 отдыхаем.

Погода: утром облачно, небольшой дождь, днем солнечно, сухо, к вечеру тихо, ясно.

2-й день 19.07.2009 г. воскресенье

Подъем в 6.30. Завтрак, сборы. Вышли в 8.30. В ста метрах от стоянки сделали первую заклад-ку, оставив в ней продуктов на сутки и 1 л спирта. Через пару переходов (в 9.45) вышли на стоянку у трехречья (в этом месте в Ауспию впадают два ручья), это примерно половина пути между стартом и подножием Перевала Дятлова. На стоянке большая поляна, костровище. Погода отличная, солнечно, в тайге ветра нет, поэтому жарко.

После стоянки на трехречье и до самой "стоянки с ложкой" тропа идет по сырым местам. Часто по тропе текут ручьи, вода, чача, болото. Там где тропа выходит к Ауспии или ручьи пересекают тропу обычно бывают места стоянок.

Навстречу группа: отец и два сына. Идут с Отортэна. У них пеше-вело-водный поход. Ничего внятного на наши вопросы сказать не смогли. У одного из них на рюкзаке старые рога оленя (как по-том поняли - это рога со "стоянки с ложкой"). На обед встали в 13.00. Приготовили суп.

Пообедав и немного отдохнув, снова выдвинулись. За один переход дошли до "стоянки с лож-кой", были там в 15.25. На стоянке три мужика лет по 30, все из разных городов - Челябинск, Питер, Москва. Идут с Пупов, проходя Вологодскую грань видели медведя. Передохнув и набрав воды, дви-нулись на штурм Перевала Дятлова.

Почти сразу начался крутой подъем. Метров через 500 последняя удобная стоянка в тайге на высоком берегу ручья под вековыми кедрами. Подъем дался тяжело: рюкзаки по 25 кг, крутой склон, уже пройдено сегодня около 15 км. Очень помогают треккинговые палки. Как на подъеме, так и на спуске, при переходе через быстрые ручьи, на курумнике и на скользких травянистых склонах. К тому же они значительно снижают нагрузку на позвоночник и особенно на коленные суставы. Идешь в горы - обязательно бери палки.

Выше границы леса открываются красивейшие виды окрестных гор и тайги. Несмотря на вете-рок, комарья меньше не становится. Недолгие остановки, чтоб перевести дыхание и снова вперед. На перевал вышли в 17.05, подъем занял около часа. Здесь также мрачно, как и в прошлом году.

Традиционно фотаем все вокруг и друг друга на фоне останца. В этом году исполнилось 50 лет со дня гибели группы Дятлова. На памятном останце появилась металлическая роза в память о по-гибших. Читаем блокнот, не много людей побывало здесь за прошедший год. Я иду к массиву остан-цев, там в прошлом году была заложена 1,25-литровая бутылка чистого спирта. Вот она, на месте.

Примерно пол-часа отдыхаем и вперед. Надо выйти на склон Холатчахля к воде. Начал накра-пывать дождь, прошли немного - дождь усиливается. Решили спрятаться под тентом и переждать дождь, но он не кончается. Оценив обстановку принимаем решение заночевать на склоне Горы Мерт-вецов. Воспользовавшись небольшим затишьем ставим палатки входами друг к другу, по углам трек-кинговые палки и между ними натягиваем тент. Оттяжки тента привязываем к принесенным большим камням. Я и Кириллом ухожу искать воду. Возвращаемся не скоро, воды поблизости нет, пришлось спуститься почти до границы леса. Ужин готовим на газу. Дождь идет без перерыва, воду для чая уже собираем с тента. Все затянуто низкими облаками, видимость 100 метров, непонятно где небо, где земля. Под тент набилось комарье и нещадно атакует. Поели, накатили по сто грамм. Легли спать в 22.25.

За день прошли 17,6 км.

Погода: утром и днем - ясно, жарко, вечером - сильный дождь.

3-й день 20.07.2009 г. понедельник

Проснулись в 6.00. Дождь идет не прекращаясь, поэтому спим дальше. Встали в 9.45, дождь кончился, но все небо затянуто низкими облаками, туман. Видимость метров 50.

Пока завтракали и собирались туман развеялся и выглянуло солнце. Сделали закладку суточ-ной нормы продовольствия в курумнике. Вышли в 11.36.

Шли вдоль северного склона г. Холатчахль. Склон довольно крутой и почти весь покрыт курум-ником. Россыпи каменей заканчиваются гораздо ниже, а спускаться не хочется. Мишган и Юрец отде-лились и шли выше других метров на 100, иногда даже теряли друг друга из вида. Двигались по хреб-ту немного ниже водораздела вдоль северного склона. Здесь идти легче, т.к. нет сильного западного ветра как на самом водоразделе. Немного не доходя до ур.Поритайтсори вся группа соединилась, дальше идем вместе.

В седловине между высотами 921,0 и 996,9 открывается вид на красивейшее урочище Пори-тайтсори. Отсюда увидели трех оленей, пасущихся у ручья. Близко они нас не подпустили, так что фо-тать их пришлось примерно за километр.

Время к обеду, поэтому идем до первого источника воды. Первый ручей нашли в седловине ме-жду высотами 996,9 и 988,7, здесь родник. Ручьи в горах на травянистых склонах видно издалека - там трава более яркого цвета. Готовим на газу, дров в округе нет. Над головами с большой скоростью проносятся с запада облака, внезапно они превратились в свинцовую тучу. Ливанул дождь. Рюкзаки скидали в кучу, сами сели по периметру и накрылись тентом. Обед тоже варим под тентом. Дождь шел недолго - минут пятнадцать. Потом солнце и снова дождь.

Пообедав начинаем подъем на восточный склон высоты 988,7. Здесь снежник, на котором лежка оленей. Опять налетела туча и ливанул дождь. Сидим под тентом, начинает барабанить сильнее. Оказывается пошел град. Диаметр 3-5 мм. Града было довольно много, т.к. вокруг немного побелело.

Далее идем правей водораздела, огибая 1073,2 без потери высоты. Около 18 часов вышли к ка-ру, нависающему над оз. Лунтхусаптур. Озеро сверху кажется маленькой лужицой. Водораздел про-ходит как раз по краю кара, с запада дует очень сильный ветер. Находим защиту от него за неболь-шими останцами и долго отдыхаем, готовясь к штурму г. Отортен.

Подъем начинаем по юго-западному склону, общее направление держим на точку 1005,2. Подъ-ем крутой тяжелый, сильнейший ветер чуть не сдувает с камней. Весь склон - сплошной курумник. Во-ды не было уже на протяжении нескольких переходов и запасы ее тоже закончились. Подъем завер-шаем, выйдя прямо на останец Ворота Отортена. Долго отдыхаем, заправляемся высококаллорийны-ми продуктами. Юрец пьет воду из углубления в камне. Прикалываемся над ним: смотри, завтра рога вырастут.

Облаков уже почти нет. Вдруг вдалеке на расстоянии нескольких десятков километров видим нашу цель - каменные болваны на фоне вечернего неба. Сразу почувствовали мощнейший эмоцио-нальный подъем и прилив сил. Воодушевленные увиденным начинаем спуск по северному склону. Как не хотелось идти через него. Северный склон очень крутой, весь усыпан камнями разных размеров. Многие камни очень подвижны, не только небольшие, но и плиты размером более двух метров. В не-которых местах многометровые обрывы, идти приходится почти по краю. Северный склон полностью оправдывает название Отортен - с мансийского - "не ходи сюда".

Спуск закончен. Наша последняя задача на сегодня - выйти в истоки Тумпьи. В 21.20 останав-ливаемся у небольших елочек. Здесь небольшая ровная площадка для палаток. В десятке метров за-росли ивняка, в них - ручей. Палатки ставим входами друг к другу, сверху натягиваем тент, как и в прошлую ночевку. Готовим на газу. Любуемся великолепным закатом. К ночи значительно похолода-ло, "дышится". Ложимся спать в 00.40. На востоке возвышается черный купол г. Моттевчахль.

За день пройдено 18,4 км.

4-й день 21.07.2009 г. вторник

Проснулись в 07.00. Пожрали, собрались, сделали закладку суточного рациона продуктов в ближайшем курумнике. Вышли в 09.40. Поднимаемся на водораздел севернее г.Моттевчахль и идем без потери и набора высоты обходя возвышенности по склонам. На спуске перед перевалом Сульпа - Маньская волосница вдалеке на северо-западе опять видим каменные болваны плато Маньпупунер. От Отортена до г. Яныгхачечахль воды на склонах нет. Спускаться за ней далеко, поэтому идем, эко-номя воду. С самого утра стоит безветренная погода, небо без облаков, жара. Жара и жажда выматы-вает. Юрец находит на привале воду глубоко под камнями, раскапывает ее и черпает пробкой от бу-тылки. Через несколько переходов выйдя из-за очередной горки видим так называемую "большую ку-чу щебенки". Сначала она показалась нам маленькой на фоне возвышающейся за ней г. Яныгхаче-чахль. Но чем ближе подходишь, тем больше эта куча щебенки. На самом деле она примерно высотой с шестнадцатиэтажный дом, никакой растительности - просто камни. Как-будто специально насыпали. Между кучей щебня и г. Яныгхачечахль стоит сарай сколоченный из досок, в нем печка-буржуйка, соль, спички, макароны и т.п. В сарае грязно, поэтому останавливаться там стали бы только в случае непогоды.

На обед встали в 14.30 в ста метрах от сарая. Нашли в зарослях ивняка небольшой ручей. Обед на газе. Долго отдыхали под палящим солнцем. С обеда начали подъем на склон г.Яныгхачечахль, чтобы обойти ее с запада. Г. Яныгхачечахль - это самая северная точка Свердловской области. Здесь сходятся Ханты-Мансийский АО, Республика Коми и Свердловская область. Говорят, на вершине есть даже небольшая стелла посвященная этому. Через несколько минут подъема неожиданно выходим на хорошую тропу, обозначенную турами. Идем по ней. На западном склоне находим хороший ручей. Продолжаем идти по тропе. Появляются колеи от квадроциклов. Тропа уводит вниз и мы оказываемся восточней высоты 860,2. Начинается тяжелый подъем по травянистому склону, заросшему карлико-вой березкой. Жара, духота, воды нет. Наконец выходим опять на водораздел.

Идем по водоразделу. В этом районе монотонные плоские участки, покрытые травой, на склонах камни. Около 19 часов на восточном склоне высоты 917,2 встретились с группой из Краснотурьинска. Их пятеро - трое мужиков, две женщины. Идут с Пупов. Хотели выйти на плато Торрепореиз, но не-удачно. Рассказали, что на плато недалеко от Вологодской грани стоят егеря из администрации Пече-ро-Илычского заповедника и штрафуют за вход на территорию заповедника без разрешения. Штраф 1000 руб с человека. Естественно, что ни у кого, кто идет с этого направления разрешения нет.

Спуск с высоты 917,2 довольно крутой, большие валуны. Идем, возмущаясь присутствием еге-рей и разрабатываем план незаконного вторжения на плато каменных идолов. Воды по-прежнему нет. Приходится спускаться к границе леса. Встаем на истоке р.Щеголихинская. Здесь ручей, дрова, пол-ное безветрие и тучи мошек. Быстро привыкаем к их безжалостному присутствию. Наблюдаем краси-вейший закат. На северо-западе возвышается мрачным куполом г.Койп (барабан - манс.). Ужин на ко-стре, отбой в 00.00.

За ходовой день пройдено 20 км.

5-й день 22.07.2009 г. среда

Проснулись в 7 часов. Вышли в 09.50. Пасмурно, полное безветрие (даже выше границы леса). Сделали очередную закладку продуктов в курумнике. Поднявшись на водораздел сразу вышли на хо-рошо набитую старую мансийскую тропу, сейчас активно используемую туристами. Идти по ней про-сто песня. На высоте 708,9 сооружена импровизированная стелла "Европа-Азия" - в кучу камней во-ткнута палка, к которой скотчем привязаны две небольшие доски с надписями "Европа" и "Азия". На склоне высоты 793,2 тропа углубляется в невысокий лес и идет через него на протяжении примерно четырех километров. Со склонов стекают ручьи, пересекая тропу или просто текут по ней. Очень сыро, местами глубокая грязь. Идти становится тяжело.

В 11 часов вышли на оборудованную стоянку возле одного из ручьев. На стоянке два мужика из Соликамска, идут на Пупы. Пообщались немного и двинули дальше. Тропа выходит выше границы леса на южном склоне высоты 809,0 и дальше идет по открытому месту часто пересекая заросли ив-няка.

До обеда прошли 12 км и остановились прямо возле тропы на склоне г. Янывондерсяхал. Воды нет, зато есть дрова. Готовим на костре. На западе вид на Койп. Во время обеда прошли мужики из Соликамска, в обратном направлении двое из Чебоксар и группа из Челябинска (пять человек). Челя-бинцы рассказали как они вышли на хребет Маньпупунер минуя патрули. Заходить посоветовали с истока Печеры, потом вдоль реки, через тайгу. На хребет поднимались по заросшему следу от квад-роциклов.

С обеда шли по тропе. Местами очень сыро и грязно, ручьи. За два перехода вышли на перевал севернее высоты 834,8. Здесь стоит 200 литровая бочка, бортовой редуктор и ведущие колеса от вез-дехода. Дальше идет сухая дорога в две колеи, идется очень легко. В 19 часов вышли на юго-западный склон г. Печорья-Таляхчахль (гора, родившая Печору - манс.). У тропы место стоянки, ручей в колее вездехода, дрова, ровная площадка. Обходим гору с запада по тропе. Со склона виден исток Печоры. Там стоит щит с надписью "Водоохранная зона", идем на него напрямую. Тропа уходит на северо-восток. Наконец выходим к чугунным табличкам на истоке. Короткий отдых. Немного уходим вниз по течению и становимся на ночевку в 20.30. Дров нет совсем, зато рядом журчит по камням ве-ликая северная река Печора. Полное безветрие, тучи комаров. Вечером в предвкушении следующего дня, накатили спирта. Спать легли поздно.

За ходовой день пройдено 23 км.

6-й день 23.07.2009 г. четверг

В этот день подъем был запланирован на 10 часов. Витя встал раньше всех и приготовил зав-трак к подъему остальной группы. Вышли в 12 часов. Шли полянами вдоль Печоры. Затем начался молодой березняк, через него тропа. Потом опять поляны. Отчетливо виден след группы из Челябин-ска - примятая трава. Километра через полтора на большой поляне стоит остов вездехода - ГТТ(точка №4). Дальше след челябинцев углубился в тайгу. Идти тяжело - бурелом. Наткнулись на след от квадроциклов, пошли по нему. Дорога вывела к Печере как раз к стоянке Челябинцев(точка №2). Сто-янка хорошо оборудована, напилены дрова. В этом месте рядом с основным руслом небольшой ручей с теплой водой, в котором сполоснулись после нескольких дней похода.

К конечной точке маршрута решено идти налегке. Рюкзаки спрятали в буреломе. Взяли перекус, воду, фото-видеоаппаратуру и пошли на подъем в 14.20. Общее направление держали на отметку 718,5. Сначала шли по заросшему следу от квадроциклов. Он закончился перед огромным повален-ным кедром. Здесь в землю воткнута палка с красной лентой. Дальше пошли напрямик. Склон хребта зарос труднопроходимой тайгой. Не доходя до границы леса начались верховые болота в зарослях ивняка. Выше границы леса глубокий мох, карликовая березка. Идти тяжело, силы на исходе, подъем кажется бесконечным.

Вдруг из-за склона начали вырастать огромные каменные столбы. Усталости как ни бывало. Вот оно - Маньпупунер - плато каменных болванов. Семь великанов стоят у края обрыва грозно оглядывая бескрайнее море тайги. То - к чему мы так долго шли, преодолевая труднопроходимую тайгу, форси-руя реки, борясь с усталостью и жаждой, оттягивая плечи рюкзаками, прыгая по курумникам, отбива-ясь от туч кровососов, продираясь сквозь заросли ивняка... Сейчас трудно сказать, что мы чувствова-ли в тот момент.

Остановились на склоне любуясь чудом уральской природы. И тут Валера достал сигару, кото-рую нес для победной раскурки.

Спустились к каменным великанам. Подолгу ходили и разглядывали каждый из них. У самого северного останца нашли прикрытый камнями пакет с продуктами: рис, макароны, чай и т.д.

Перекусили козинаками, запили остатками воды в тени одного из болванов. Каждый взял себе на память по камешку с плато Маньпупунер и двинулись в обратный путь. Уходя с плато повстреча-лись с соликамцами, они встретили нас как старых добрых друзей. Уходить отсюда было непросто, постоянно останавливались, чтобы напоследок еще раз взглянуть на это чудо. Кто знает, суждено ли когда-нибудь побывать здесь еще раз.

Спускались к рюкзакам "по стрелке" напрямик через дебри, по GPS-навигатору. На ночлег встали на стоянке челябинцев. Вечером был праздничный ужин с употреблением внутрь всего остав-шегося спирта, обратный путь нам предстояло идти "по-суху". Спать легли около двух часов ночи.

За день пройдено около 15 км (5 до стоянки на Печоре, 5 - до Пупов и 5 - обратно). Итого в один конец: 96.2 км.

7-й день 24.07.2009 г. пятница (дневка)

На седьмой день похода, перед обратной дорогой устроили дневку. Спали до упора, кто сколько хотел. Встали около двенадцати. Солнце уже пекло. Весь день жрали, гоняли чаи. Постирали все шмотки и развесили их на натянутой между деревьев веревке. Кирилл сложил на галечнике очаг по-ходной бани. Начали топить. Параллельно строили рядом запруду, чтобы прыгать в нее после бани. Над очагом поставили жерди и обтянули их тентом. Попарились в бане веником, искупались в Печере. Занимались починкой подносившейся одежды. Вечером раскинули по массе групповое снаряжение и оставшееся продовольствие для обратной дороги.

8-й день 25.07.2009 г. суббота

Встали поздно - в 08.40. Вышли в 10.40. Сразу одели чулки ОЗК, т.к. утром выпала роса. Путь через тайгу сначала шел по старой квадроциклетной дороге, затем дорога повернула на восток, а мы пошли напрямик на отметку 758,4. В лесу высокая влажность, полно комарья и мошки, заросли высо-кой травы, бурелом. Подъем в гору. Вышли на медвежью тропу и двинули по ней. Выше границы леса сняли ОЗК, ветра почти нет, мошек полно.

Отметку 758,4 обошли по западному склону и через седловину вышли на западный отрог г. Пе-черья-Таляхчахль. Отсюда по вездеходной дороге идти уже намного проще. Рюкзаки заметно легче. Погода отличная, солнце.

До обеда прошли 13,8 км. Обед устроили на оборудованной стоянке у ручья немного не доходя до г. Янывондерсяхал.

Весь день ветра почти не было, поэтому мошек было полно. Особенно ниже границы леса на вездеходной дороге.

Планировали встать на ночлег на стоянке у ручья на подходе к высоте 793,2. Стоянка оказалась занята. На ней встал на ночлег мужик из Обнинска. Идет на Маньпупунер один. Ни палатки, ни спаль-ника, ни даже коврика у него нет. Из навигации только компас, карты и то взял напрокат в Ушме у Са-вы Бахтиярова. Странный мужик, между собой нарекли его Сталкером. Воспользовались разведен-ным костром, приготовили ужин, поели и пошли дальше. Пройдя еще метров семьсот встали на ноч-лег на поляне на склоне горы 793,2. Ветра нет, мошек море.

Поставили палатки, вскипятили чай на горелке, попили и легли спать в 23.30.

За день прошли 23,5 км.

9-й день 26.07.2009 г. воскресенье

Опять встали поздно. Завтрак варить не стали, т.к. напряг с водой. Попили чай с колбасой и га-летами. Вышли в 10.20.

Ветра по-прежнему нет, жара, духота с самого утра, мошкары - тьма.

Сняли закладку №4, все целое, все в порядке. Продукты раскинули на всех.

Идем по тому же пути, что и шли туда. Воды нет нигде, ручьи пересохли. Только на восточном склоне 917,2 нашли маленький ручеек. Всю тару залили водой. Заправились козинаками. Без полно-ценного завтрака идти тяжело.

На привалах падаем на землю и молча лежим, лежим долго, пока не услышим от Мишгана "Чё, айдате?!". Это вторая не любимая фраза в походе. Первая, это когда Витя утром просыпался по бу-дильнику на GPS и начинал кричать "Паца, паца вставай!!!".

На подходе к г. Яныгхачечахль стали общими усилиями искать ручейки, которые видели на склоне горы по дороге на Пупы, чтобы встать на обед. Мишган хотел жрать, поэтому искал особо ак-тивно, он бегал вверх, вниз (с рюкзаком) по склону выискивая воду. А когда узнал, что Витя не записал трек на этом участке, по пути туда, то сильно расстроился и сказал, что он них..я не умеет пользо-ваться GPSом.

На обед встали у сарая около г. Яныгхачечахль почти в 17 часов. Жара, солнцепек, мошки умо-таться, ветра нет (даже горелку ни чем не закрывали). До обеда прошли 15,5 км. В ивняке ручей пере-сох, пришлось за водой спускаться далеко вниз по склону.

На ночлег встали на истоке реки Маньская Волосница северо-западнее отметки 703,9. Чтоб отыскать воду нам пришлось разделиться и прочесывать весь склон. Искали долго, в основном в за-рослях ивы, так как там обычно бывает вода.

Назад идти ни сколько ни легче, а в чем-то даже тяжелее: накопленная усталость, эмоциональ-ный упадок. Энтузиазма уже нет, все надоело, хочется домой.

Спать легли в двенадцатом часу.

За день прошли 17,4 км.

10-й день 27.07.2009 г. понедельник

Проснулись в 7.00. Тут же все встали, так как Витя сказал, что время уже 12 часов. Пожрали, собрались, вышли в 9.30. Сразу же начался подъем на склон высоты восточнее 1014,3. Жарко, ветра мало, мошка. Подъем и часть спуска осилили за два перехода. В седловине перед Моттевчахлем по-дул бодрый ветер - блаженство, прохладно и мошек нет.

Витя с Мишганом как всегда ушли вперед, искать закладку №3. Нашли ее не сразу, а когда на-шли, то обнаружили, что один пакет супа и пачка галет загрызли мыши. Пришлось испорченные про-дукты выбросить. Поднялись на седловину между Моттевчахлем и Отортеном, дождались парней - они не стали спускаться к закладке. Раскинули продукты, немного передохнули и двинулись. Отортен решили на этот раз обходить с восточной стороны. На северо-восточном склоне наткнулись на хоро-ший ручей, вытекающий из снежника. Умылись, напились. Витя с Мишганом головы с мылом помыли - сразу помолодели лет на 10. Жара невыносимая, солнце печет беспощадно. Кепку делаю набекрень, чтобы защитить уже сгоревшее левое ухо. Парни тоже все посгарали. Лицо, шея, нос в особенности, у всех они были красными. От обильного потовыделения на нашей одежде и кепках в некоторых местах проступила соль.

На восточном склоне Отортена также сплошной курумник. Но здесь склон не такой крутой и камни из-под ног не уходят. Зато обходить с выходом на оз. Лунтхусаптур очень далеко.

На обед встали на озере Лунтхусаптур в 14.00. До обеда прошли 10,7 км. Славно пожрали и по-пили чаю. Солнце жарит по-прежнему. Искупались в озере, вода теплая - блаженство. Валера полез в сланцах на снежник в каре над озером.

Обед длился часа три с половиной, поэтому хорошо отдохнули и восстановили силы. Идем по восточному склону хребта. Идется намного легче. Юрец отстает - много фоткает Лозьву, Отортен.

На склоне 988,7 на одном из снежников увидели олененка. Он лежал в тени на снегу, видимо прятался от жары. В группе сразу начинаются разговоры о том как бы его заколбасить: закидать кам-нями, завалить курумником, забить палками. Увидев нас олененок встает и с легкостью прыжками за-бирается на гору.

На ночь встали у ручья в урочище Поритайтсори, на правом берегу. Тут ровная площадка, сто-янка оборудована очагом и даже сухие дрова приготовлены. Моемся, стираемся, кушаем, пьем чай. Ложимся спать в 23.00.

За день прошли 16,9 км.

11-й день 28.07.2009 г. вторник

Ночью и утром шел дождь, поэтому в 7.00 никто не встал. Витя вышел из палатки по нужде в 7.50, дождя нет, все вокруг затянуто тучами и туманом. Лег спать дальше, остальные как спали так и спят. Немного погодя началась гроза. Гремело и сверкало так, что вспышки в палатке видно с закры-тыми глазами.

Витя снова проснулся часов в 10, дождь все еще идет. Все спят. Одел дождевик и пошел гото-вить завтрак. Дождь самый противный - моросящий да еще и с ветром. Когда завтрак был готов, все начали по одному неспешно вылазить из палаток. Пока завтракали и собирались дождь прекратился и погода стала проясняться, а когда вышли то тучи разошлись и выглянуло солнышко. Вышли в 12.30.

Подъем с утра особенно тяжек по глубокому сырому мху. Поднялись на хребет, идти стало лег-че. Сильный ветер, облачно. Идти жарко, а сидеть холодно, одно радует - мошек нет.

Все мысли о том, чтобы вовремя выйти на начальную точку маршрута и чтобы водила наш приехал в срок, как договаривались.

На северном склоне Холатчахля навстречу четыре туриста (2м+2ж), идут на Отортен. У ручья немного перевели дух, набрали воды и двинулись на закладку №2, до нее от ручья 700 метров. Дого-ворились что все вместе идем до закладки, а там для улучшения аппетита по 50 г организуем, так как в закладке у нас был оставлен спирт. Витя и Мишган дошли до закладки, остальные как всегда оста-лись наверху. Покричали, помахали остальным, мол, спускайтесь к нам, а они сидят и нас ждут. Сняли закладку, майонез оказался загрызенным мышами. Развели спиртяжки, нарезали лучку с колбаской и сели потреблять все это. Парни не выдержали и учинили "бунт". Не стали нас ждать, и пошли на Пе-ревал. А мы не заморачиваемся по этому поводу, сидим и дальше потребляем. Попили, погнали. За один переход дошли до Перевала. Парни ждут нас, волнуются, расстраиваются. Распили разведен-ный спирт около памятного останца.

За один переход спустились к стоянке на высоком берегу ручья под кедрами. На ней мы встре-тили наших знакомых соликамцев. Они уже встали на ночлег. Пообедали. Дошли до стоянки с ложкой. Здесь еще два человека из Екатеринбурга. Один из них был похож на пирата: длинные волосы с про-седью, пожилого возраста, золотые зубы, загоревшее лицо в морщинах, красная бандана, ему для образа не хватало только серьги в ухе. Пират вырубал рюмку из дерева. Так что там теперь добави-лась рюмка в арсенал столовых приборов. Немного пообщавшись, мы двинулись дальше и за один переход вышли на оборудованную стоянку под большим кедром. На ней разбросаны всякие шмотки - фуфайки, ватники и воткнут в дерево огромный топор. Встали на ночлег.

За день прошли 13,9 км.

Погода: утром дождь, гроза; в течение дня - переменная облачность, ветер.

12-й день 29.07.2009 г. среда

Проснулись в 7.00. Встали в 9.00. Вышли в 11.30. За несколько переходов дошли до стоянки на трехречье. По пути на тропе медвежьи следы. На обед встали на стоянке, где ночевали первую ночь. До беда прошли 12,3 км. Сняли закладку №1: все безвозвратно утеряно, осталось только загрызенная колбаса, половина пачки печенья и спирта 1 литр. Больше ни чего не было, ни остатков пакета, ни крупы, ни галет, ни сигарет. Даже камуфлированный китель, который оставил в закладке Мишган ис-чез. Наверно пакет упер крупный зверь.

Тропа стала значительно суше.

До Ауспии дошли за несколько длинных переходов, минут по 40-50 каждый. Отыскали спрятан-ное в первый день пиво. Сразу же все на радостях выжрали.

К Ауспии вышли в 19.09. На ночлег расположились не сразу - долго просто ничего не делали. Вечером приходил мужичок-рыбачок (Юрий Иванович). Как выяснилось из разговора, он отец нашего водилы Алексея. На Ауспию он приехал на несколько дней, порыбачить, отдохнуть. Пока с ним разго-варивали, накачали его спиртом и "выкружили" у него две булки хлеба и конфет.

За день прошли 19,5 км.

13-й день 30.07.2009 г. четверг

Спали до упора. Пожрали, постирались.

В связи с нехваткой продовольствия (причина - утрата закладки №1) перешли на двухразовое питание. Машины все еще нет. Мишган с Кирей безуспешно пробуют рыбачить. Приходил мужичок-рыбачок, просил зашить кожаный чехол от ножа. Зашили, взамен получили 1,5 булки хлеба и два ли-мона. Спирта больше ему не наливали.

В прошлом году делали закладку около развилки дорог. Найти ее тогда не смогли(может особо не старались, т.к. особой нужды не было). Но в этот раз охота было кушать и Витя с Юрцом двинулись на поиски закладки. В итоге закладка была найдена. От нее осталось только две пачки крупы и пол-литра спирта, остальное все мыши съели. Сразу оформили костер. Сварили суп, стали жрать, разве-ли спиртяги, уже было собрались накатывать, как вдруг послышался рев мотора. Это был долгождан-ный Алексей. Договорились выезжать в восемь утра на следующий день.

В течение дня к Ауспии вышли соликамцы, Сталкер и Пират.

14-й день 31.07.2009 г. пятница

Встали в 6.00. Накрапывает дождь. Сварили последнюю крупу - получилось по 1,5 пайки, колба-сы - двойная пайка! Дорога дальняя, надо хорошо покушать. Поели, собрались. Сожгли порванные ОЗК-чулки. Выехали в 8.30. С нами поехали соликамцы и Сталкер. Соответственно вся сумма за по-ездку раскинулась на 8 человек.

Заехали в Ушму, Сталкер отдал взятые напрокат карты. В Ивдель приехали в 14.30 итого 6 ча-сов.

Взяли билеты на ближайший поезд до Серова. Там пересели до Екатеринбурга. Жажду утоляли всю дорогу, отмечая удачное завершение похода.

15-й день 01.08.2009 г. Суббота

Поезд прибыл на вокзал в 05.40. Моросит дождь, много людей, суета…

Вот и закончился летний поход 2009 года на плато Маньпупунер.

Выводы по походу

1. Надо брать больше газа. Брали 4 баллона по 0,5 л. Газа осталось на 3-4 приготовления пищи. В случае непогоды газа ушло бы значительно больше.

2. Треккиноговые палки намного облегчают передвижение на сильно пересеченной местности, снижают нагрузку на позвоночник и коленные суставы. Не пожалейте денег на этот важный элемент экипировки.

3. ОЗК-чулки отлично зарекомендовали на мокрой тропе до стоянки с ложкой. Но на курумнике быстро рвутся. К концу похода почти ни одного целого не осталось.

4. Наиболее благоприятная погода для похода - июль. Нет затяжных дождей. Много кровососов, но к ним быстро привыкаешь. В августе уже более часто идут дожди, холоднее, зато мало насекомых и поспевают ягоды и грибы.

5. Безответственно подошли к организации закладок. От лесного зверя никак не защитили.

Координаты

1 Исток р. Печора N62° 12' 15,3" E59° 25' 53,1"
2 Стоянка на Печоре N62° 14' 07,0" E59° 22' 21,2"
3 Стоянка с ложкой N61° 44' 21,4" E59° 28' 18,0"
4 Остов от ГТТ N62° 13' 04,2" E59° 24' 57,2"

С разрешения автора вы можете добавить комментарии к отчету.

Фотографии

река Северная Тошемка
1 - река Северная Тошемка

первая ночевка, на тропе у р. Ауспия
2 - первая ночевка, на тропе у р. Ауспия

стоянка с ложкой
3 - стоянка с ложкой

останец на перевале Дятлова
4 - останец на перевале Дятлова

памятная доска
5 - памятная доска

вторая ночевка на склоне г. Холатчахль
6 - вторая ночевка на склоне г. Холатчахль

вид на урочище Поритайтсори, на заднем плане г. Отортен и г. Моттевчахль
7 - вид на урочище Поритайтсори, на заднем плане г. Отортен и г. Моттевчахль

вид на урочище Поритайтсори с высоты 1073,2 на заднем плане г. Холатчахль
8 - вид на урочище Поритайтсори с высоты 1073,2 на заднем плане г. Холатчахль

вид на южный склон г. Отортен
10 - вид на южный склон г. Отортен

озеро Лунтхусаптур
11 - озеро Лунтхусаптур

останец ворота Отортена
12 - останец "ворота Отортена"

г. Моттевчахль

17 - г. Койп

Европа-Азия
18 - "Европа-Азия"

вездеходная дорога на склоне г. Печерья-Таляхчахль
19 - вездеходная дорога на склоне г. Печерья-Таляхчахль

исток р. Печора
20 - исток р. Печора

21-33 - Пупы

баня на Печоре
34 - баня на Печоре

в пути
35 - в пути

вид на северо-западный склон г. Яныгхачечахль
36 - вид на северо-западный склон г. Яныгхачечахль

стоянка с большим топром
43 - стоянка с большим топром

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея