Полезное в библиотеке

Год издания: 2004
Автор: Владимир Геллер (Тольятти)

Сначала определимся, что такое полноценное питание. Для поддержания своей жизнедеятельности человеческому организму требуется определенное количество разнообразных жиров, белков, углеводов, всевозможных витаминов, ферментов, микроэлементов и т.п. В разных условиях эти количества разные, но это - вопрос второй. Так вот, полноценным питанием я считаю такое, при котором организм получает из пищи ВСЁ (в реальной жизни - почти всё) необходимое.

Сделаем еще одну оговорку. Я буду рассматривать условия, при которых группа лишена возможности пополнить запасы питания со стороны. Причин несколько, но главная - в том, что для организации полноценного питания это наиболее трудный случай.

1. Как мы делаем раскладку?

Если внимательно посмотреть раскладки абсолютного большинства групп за последние 50 лет, то нетрудно заметить, что они практически одинаковы. Слегка различается количество еды, некоторые продукты заменяются более удобными и легкими аналогами, кто-то отказывается от отдельных продуктов, кто-то, наоборот, что-то добавляет. Сути это не меняет.
Все раскладки, от экспедиций времен Абалакова до нынешних суперпоходов Джулия и Лебедева, от пешей единички до горной шестерки, идентичны по сути.
Это понятно, и легко объяснимо. Мы придерживаемся одних и тех же, проверенных годами постулатов:
1. Большая часть продуктов, к которым мы привыкли в домашних условиях, в принципе не может быть взята в поход. Одни (большинство) - из-за невозможности хранения, другие - из-за несоответствия весовых и качественных характеристик, третьи - из-за сложности приготовления. Из оставшегося списка организовать полноценное по разнообразию и набору необходимых веществ питание не получится, как ни крутись.
2. Вес продуктов и топлива - достаточно существенная часть общего веса рюкзака (для горных походов - в среднем 10 кг из 35, т.е. около 30% общего веса). И если не ограничить себя в количестве еды, то таскать рюкзаки будет просто не под силу. А потому полноценное по количеству еды питание опять же не получится.
Из этих двух постулатов следует неминуемый вывод: полноценное питание в походе организовать невозможно. Вообще.
Используя то, что человек в течение некоторого времени способен без большого вреда для здоровья ограничивать себя в еде (и по количеству, и по качеству) даже при значительных нагрузках, а почти любой поход в это "некоторое время" укладывается, и выработался общий, основополагающий принцип составления раскладки продуктов на поход:
Создать набор продуктов, который при минимальном весе позволит поддерживать работоспособность группы в течение похода. И не более.

Однако постоянно появляются новые виды продуктов, и кое-что из этого вполне может быть использовано в туризме.
Не пришло ли время кардинально пересмотреть взгляды на питание в походе? У меня есть твердое убеждение, что пришло. Попробую его аргументировать.

2. Вопрос главный: а надо ли?

Человек, действительно, некоторое время способен недоедать без большого вреда. Но все же вред есть. Регулярные "едовые" встряски в течение долгих лет для организма бесследно не проходят. В первую очередь для желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы. Развиваются гастриты, нарушается обмен веществ, в худшем варианте можно доходиться и до серьезных болезней, например диабета или язвы желудка.
Все мы готовы пожертвовать чем-то ради любимых гор, пещер или речек. Но если можно обойтись без жертв, лучше обойтись.
Так что, полноценное питание в походе крайне желательно.

Теперь рассмотрим, какие продукты потребляет человек в повседневной жизни, и что можно брать в поход.
Вот основные группы продуктов:
1. Хлебобулочные изделия
2. Крупы
3. Картофель
4. Овощи (капуста, морковь, свекла, лук, огурцы, помидоры, кабачки и т.д.)
5. Фрукты, ягоды, лучше свежие.
6. Грибы, соления
7. Сахар
8. Сладости (варенье, джем, мед пчелиный, халва, пастила, конфеты и т.д.)
9. Молоко
10. Молочно-кислая продукция (кефир, простокваша, сметана, творог)
11. Сыр
17. Кофе, какао
18. Соль
19. Специи
По группам и будем рассматривать.

Группа Что было Новое
Хлеб Сухари собственной сушки из черного хлеба, печенье и галеты, мука Нет
Крупы Крупы Хлопья из круп
Картофель Хлопья Cублимат
Овощи Лук репчатый Сублимат 7 овощей, Сушеные смеси
Фрукты Сухофрукты Сублимат 7 ягод
Грибы Нет Сублимат
Сахар Сахар Нет
Сладости Халва, шоколад, шербет, конфеты, мед Нет
Молоко Сгущенка, сухое молоко. Сублимат
Кефир и др. Нет Сублимат 4 вида, в том числе творог.
Сыр Сыр Сублимат
Яйца Яичный порошок Сублимат
Мясо Тушенка, колбаса, мясо сушеное Сублимат
Рыба Консервы Сублимат
Жиры Масло, сало Сублимат (масло)
Чай Чай нет
Кофе, какао Кофе, какао нет
Соль Соль нет
Специи Специи нет

Сразу видно, что в тех группах продуктов, где ранее не было пригодных для туризма продуктов (грибы, кисло-молочная продукция), или были только плохо приспособленные (овощи, фрукты, сыр, рыба), появились вполне пригодные варианты. Кроме того, по многим продуктам повысилось качество консервантов, и снизился их вес за счет новых технологий (мясо, картофель). То есть сейчас вполне реально сделать раскладку, включающую продукты из всех групп. Причем с приличным разнообразием по группам, где это важно (овощи, фрукты).
Теряет силу первый постулат. Большая часть продуктов, необходимых организму, выпускается в виде, пригодном для использования в походе. Стало быть, в принципе, может быть взята в поход. Стало возможно организовать полноценное по разнообразию и набору необходимых веществ питание.
Второе наблюдение: при этом большую часть раскладки можно сформировать из сушеных и сублимированных продуктов, что значительно снижает вес раскладки. Если еще предпочесть продукты, не требующие варки (экономия топлива), то вес продуктов и топлива снижается вдвое. Соответственно до 15-20% от общего веса рюкзака (5 кг из 30). Полноценное по количеству еды питание опять же стало возможным. Более того, отказ от него с точки зрения экономии веса бессмыслен, сэкономить можно 2-3% от веса рюкзака.
То есть можно!
А отсюда новый основополагающий принцип составления раскладки продуктов на поход:
Создать набор продуктов, который при минимальном весе обеспечит полноценное питание группы в течение похода. И не менее.
Согласитесь, что подход изменился принципиально.

3. Что изменится?

Теперь логично сравнить составленную по новым принципам раскладку с традиционной.
Для примера сравним раскладку, применявшуюся в эксперименте в Фанах 2004 (с небольшими уточнениями) и традиционную раскладку, составленную согласно статье А. Лебедева. Все приведено в граммах на человека в сутки.

Раскладка по мотивам Фан-2004 Раскладка по А. Лебедеву
      Кетчуп 8 8
Соль 9 9 Соль 9 9
Всего еды 437 1597 Всего еды 701 1319

Примечание: Сложные блюда для удобства расчетов разделены на составляющие. Это относится, в первую очередь, к экспедиционным блюдам в экспериментальной раскладке и к мясу, вываренному в сале в традиционной.

Попробуем проанализировать. Анализ надо вести, естественно, в живых продуктах, для этого я и привел пересчитанные цифры.
Еды в целом в новой раскладке больше. Это естественно, мы же говорим о полноценном (в том числе по количеству) питании. Теперь по группам. Гарниров примерно поровну. Белоксодержащих продуктов тоже. Правда, часть мяса заменяется грибами. Грибы организму необходимы, но раньше мы выбрасывали их из раскладки из-за энергетической нецелесообразности, поскольку на переработку грибов организм тратит почти столько же энергии, сколько из грибов получает. А заменяется ими колбаса! О пищевой ценности колбасы слишком много написано, чтобы заострять на этом внимание. Следует также отметить, что еще часть белков поступает теперь в организм из творога, формально относящегося к другой группе продуктов. Так что количество белка в новой раскладке, безусловно, увеличилось.
Овощей и фруктов стало втрое больше. И значительно расширился их ассортимент. Соответственно увеличилось количество витаминов и микроэлементов. Этим раньше пренебрегали из-за низкой калорийности овощей и фруктов и невозможностей их хранения. Компенсировать недостаток витаминов и микроэлементов пытались компенсировать витаминными комплексами и, иногда, биологическими добавками. Полной компенсации добиться, естественно не удавалось.
Количество молочной продукции увеличилось в полтора раза, причем за счет кисломолочной продукции, очень полезной для желудка. Собственно молока стало значительно меньше. Это понятно, им заменялась кисломолочная продукция. Лишнее молоко заменено простоквашей (возможен вариант - сметаной), а повышение произошло за счет творога. О нем я уже упоминал.
Расхождения по чаю, кетчупу и орехам вызваны, скорее всего, личными предпочтениями.
А вот то, что в новой раскладке меньше жиров, хлеба и (вдвое!) сахара и сладостей не случайно.
Дело в том, что при нарушениях обмена веществ организму требуется энергия на их устранение. Поэтому и происходил перекос в сторону энергоемких продуктов, то есть жиров и углеводов. Понятно, что подобные энергетические встряски не слишком полезны, но выхода не было. Теперь это не нужно. Жиров стало меньше в полтора раза, а углеводов - в два.
Сравнение с раскладками в 800 грамм дает похожие результаты (желающие могут убедиться сами).

4. Первый опыт

И, наконец, личные впечатления от хождения на такой раскладке. Фанские горы, 2004 год. Горный поход, смешанный с альпинизмом, сложность примерно соответствует туристской "шестерке" по минимуму. Всего в горах месяц.
Планы строились как обычно. Несмотря на то, что погода нас подвела, сделать сумели прилично больше, чем рассчитывали. Причем без сумасшедших перегрузок. Если бы мне до похода сказали, что я смогу так "бегать", не поверил бы.
Нагрузки, конечно, были, и немалые, однако серьезных потерь веса ни у кого не оказалось. Больше всех потерял я, старый и толстый по жизни,- аж четыре кило. По сравнению с одиннадцатью, потерянными в прошлом году, это мелочь. Остальные, молодые и стройные, потеряли не более чем по килограмму. Один товарищ умудрился даже прибавить. Не менее приятно, что не было рывкового набора веса после возвращения к нормальной жизни.
Следующий вопрос по самочувствию. Штука субъективная, но никаких жалоб ни у одного из участников эксперимента не возникло. Никто ничем не заболел ни во время похода, ни после. Более того, двое наиболее слабых желудком участников впервые не испытывали привычного дискомфорта в начале маршрута и по его окончании.
А еще возможность захавать почти свежей черники, пожевать творожку или рыбки на маршруте, грибочками побаловаться белыми. Совсем не фигово.
То есть мнения исключительно положительные.

5. Вывод

Пришла пора в принципе пересмотреть свое отношение к питанию в походе и составлению раскладки. Вполне реально ходить в походы без сосущего чувства голода, и без послепоходных обжираловок в первом же подвернувшемся заведении общепита. Можно даже сложные маршруты идти с комфортом, по крайней мере, пищевым. Достаточно иначе составить раскладку.

Автор выражает признательность И. Геллер (Тольятти), О. Неподобе (Краснодар) и С. Шендеровскому (Ярославль), оказавшим помощь при подготовке статьи. Мнение автора статьи не во всем совпадает с мнениями указанных респондентов.

Наталя Яценко [отправить сообщение], 05.10.2004
Целиком согласна с автором о необходимости полноценного питания в путешествиях. Но в этом случае необходима гораздо более серьезная подготовка к путешествиям. Могу сказать для меня и многих моих друзей полноценное питание в путешествиях необходимость - ходим не от случая к случаю, а по 6-8 раз в год. Например этим летом Олег Добров с 23 июня не возвращался домой до 19 сентября. Помоему главное определиться зачем и как много человек ходит в походы. Если раз в год и дней на 10-12, можно и поголодать и обойтись простейшими раскладками. И еще. Нынешнии продукты позволяют очень сильно варьировать калорийность рационов. Имела негативный опыт, когда гонясь за облегчением веса рюкзака составила рационы так, что чувство голода не было, однако ноги от слабости подгибались.
 aap22, 05.10.2004
Как справедливо отметил автор, сейчас появилась возможность комплектовать раскладки основываясь не только на минимально необходимых веществах (белки/жиры/углеводы) и калориях, но и на правильном объеме порций. Т.е. теперь существует КОМФОРТ (объем порции, ВКУС и сбалансированность) плюс к этому абсолютный минимум времени на готовку, а следовательно и снижены затраты времени и средств для воссоздания топливного ресурса. Кроме того сама тема дежурств становится совершенно неактуальной, т.к. эти обязанности выполняются по ходу, требуя минимума времени и внимания. Т.е. решение/развитие продуктово-раскладочного вопроса позволяет сконцентрироваться всецело на маршруте и маршрутных впечатлениях.
Лирическое отступление: отдаю себе отчет в том, что все указанные удобства обуславливают известное увеличение стоимости раскладки и поэтому не все могут себе позволить пользоваться плодами цивилизации и разнообразием (сублиматы для многих дороговаты). Но жизнь не стоит на месте, все рано или поздно улучшается.
 Vladislav, 07.10.2004
Объясните, пожалуйста, кандидату химических наук: если в топленом масле содержится 98% жира, то сколько жира в сублимированном масле? Судя по его эффективности – 220%.
Мне кажется не совсем правильным сравнение весов натурального и сублимированного продукта. Получается, что самый лучший продут – сублимированные огурцы: 20 г - 1 кг свежих заменяют.
 Александр [отправить сообщение], 07.10.2004
Результаты натурного эксперимента - всегда интересно. Мы пробовали ходить на однообразном питании. Мясо сублимат плюс яичный порошок, все это в автоклав - одно блюдо. Гречка плюс сублимат - другое блюдо Плюс масло, сухари, чай, шоколад, сало, спирт. Вроде бы ничего не забыл. Максимум месяц. Пробовали три недели только на гречке и сублимате.
Вначале непривычно. Плюсы: простота на кухне, простота упаковки и работы с продуктами. Но, наверняка, биохимия участников от этого не улучшалась. Чувство голода было постоянное, но работоспособность ощутимо не падала. В весе теряли все.
Если не влом работать с разнообразием, описанный автором статьи вариант - очень хорош.
 Владимир Геллер., 08.10.2004
Владиславу.
1. Вопрос очень верный. Хотя сублимируется не топленое масло, а сливочное, где жира 82%. Но сути это не меняет. Я всегда считал, что воды в нем нет.
В ответ приведу отрывок из следующей статьи "Только не надо спрашивать меня, как можно сублимировать масло. Не знаю. По-моему, производители сами не знают. Но сублимируют." Это, конечно относится к руководству производителя, а не к технологам, до них я не добрался. Пока.
Парадокс в том, что оно, действительно, после разведения становится маслом!
Строить предположения я не берусь, я не кандидат химических наук. И биологических тоже.
2. Буду очень рад, если Вы предложите другую методику сравнения раскладок из разных консервантов. Я посчитал, что сравнение в весах восстановленного продукта наиболее корректно.
3. Граммы востановленного продукта - не главное, так же как калорийность и пр. Главное - сочетание продуктов, позволяющих питаться полноценно. Одностороннее питание хорошо описано в комментарии Александра: "чувство голода было постоянное".
Александру.
Про то, как сделать, чтобы разнообразие не создавало "ломовой работы" будет в двух следующих статьях, Вы немного опережаете события.
А минус однообразного питания не только "постоянное чувство голода", но и вылезающие лет через десять проблемы со здоровьем, если так питаться регулярно. Хотя и Чувство голода не слишком приятное чувство. У нас в Фанах его не было. Впервые!
 Евгений Горбик [отправить сообщение], 13.10.2004
Как говорил товарищ Бендер Паниковскому (вырывая у него огурец):" Не делайте из еды культа...". Я хожу в горы по серьезному 30 лет и убежден, что лучше недоесть, чем сломать спину.Если бы речь шла о зимовке длиною в 6-8 месяцев - стоит напрячь мозги. Хотя и Амундсен нас всех заткнет за пояс, потому что сила духа - первична, а всё остальное - вторично!
С уважением и пр.
 Валерий Зарубин, 14.10.2004
Автор безусловно прав! Питаться лучше полноценно. Меняются условия, меняется и подход. Нельзя ориентироваться на Амундсена, при всем к нему уважении.
Я хожу в горы всего 20 лет, но еще в состоянии оценит, какая раскладка быстрее сломает спину 400 грамовая или 700.
Придется переходить на новую систему, а то через 10 лет не смогу.
 Илья, 25.01.2005
Несмотря на все прелести сублимированных продуктов сравнение раскладок проведено действительно не вполне корректное. Про топленое масло уже сказали. Еще колбаса, для нее в живых продуктах указана онаже, а следовало бы указать мясо. Иначе можно сказать, что 28 субл мяса = 28 субл мяса, а не 112 мяса.

Неплохо бы еще провести ценовой сравнение раскладок. Может получиться так что при соотношении цена/качество, привлекательность "новой" раскладки окажется несколько сомнительной.
 Александр [отправить сообщение], 01.04.2005
Отрадно слышать, что кто-то критически пересматривает общепринятые мнения. Однако, вопрос о полноценном питании в походах заслуживает более глубокого рассмотрения. В частности, необходим анализ сбалансированности рациона по аминокислотам, витаминам, минералам, микроэлементам и незаменимым жирам, с учетом специфики высокогорья и прочих экстремальных факторов. Хочу порекомендовать ищущим информацию по этой теме книги
"Нутрицевтика: питание для жизни, здоровья и долголетия"("http://www.sattva.ru/nutrition/adelle1/adelle1.htm" rel="nofollow") и "Nutritional Needs in Cold and High-Altitude Environments: Applications for Military Personnel in Field Operations" ("http://www.iom.edu/report.asp?id=" rel="nofollow"6827). В этих книгах имеется также библиография для дальнейшего изучения вопроса.
 Антон Соколов [отправить сообщение], 05.02.2009
Сублиматы - это хорошо. Но в 90% городах России они недоступны, так как просто не продаются. Электронные письма же и обращения к производителям сублимированных продуктов с просьбой рассмотреть возможность заказа с доставкой - остаются без ответа. Поэтому, можно констатировать факт, что рынок сублимированных продуктов в нашей стране не развит. А следовательно, приведенная раскладка годится только для москвичей и жителей десятка городов европейской части России, в которых сублимированные продукты продаются. Что же делать остальным туристам? Вариантов несколько. Я предпочитаю использовать "подножный" корм (травы, коренья, грибы, рыба, моллюски, насекомые), приблизительно зная его пищевую ценность и учитывая это непосредственно в процессе сбора и приготовления. В противном случае, придется согласиться с традиционной раскладкой, либо готовить сушенные продукты самостоятельно (если есть на это время).
 Иван [отправить сообщение], 14.08.2013
Теперь вы можете полноценно питаться!!!!