Полезное в библиотеке

7 августа 2019
Год издания: 2005
0 0 0
Автор Михаил Трусков

Коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию первоначальный текст Открытого письма к государственным органам (Госкомспорт, Госкомприрода, профильные комитеты Госдумы и пр), личностям и в прочие адреса, способные помочь в проблеме борьбы с излишним административным рвением ГИМС. Предполагается вывесить его на всех доступных туристических интернет-ресурсах с тем, чтобы любой заинтересованный турист-водник или целый коллектив туристов мог распечатать его и, подписав, направить по предлагаемым нами адресам по обычной почте. В этом случае письма будут официально регистрироваться и на них придется отвечать, в отличие от писем, пришедших по электронке.
Давайте критикуйте, дополняйте, предлагайте.
Присылайте адреса госструктур, куда эти письма можно будет направлять. Мы их вывесим "рядом" с письмом. Адрес для отсылки материалов: mtruskov@mail.ru.

Все замечания и предложения можно высказать на форуме.

Текст Открытого письма:

Уважаемый ___________________________,
Обращаемся к Вам в связи с тем, что в последнее время возникла опасность административного "обуздания" самодеятельного водного туризма.
Суть проблемы заключается в том, что подавляющее большинство разборных и надувных туристских судов, байдарок и катамаранов, отнесена законодателями к так называемым "маломерным судам". Указанный термин был введен ещё в КоАП РСФСР в 1984 году, но никогда ранее инспекторы и руководство Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС) не предпринимали такого активного служебного рвения по фактическому распространению всех предусмотренных административным законодательством мер по контролю за использованием маломерных судов, в том числе регистрации и техническому освидетельствованию именно на туристские разборные и надувные суда.
При этом, анализ подзаконных нормативных актов, изданных Госкомприроды РФ в этом направлении, показывает, что фактически, под термином "маломерное судно" законодатель все-таки понимает именно неразборное судно с жестким корпусом, предназначенное для хранения во внесезонье на воде или непосредственно около водоема на специально оборудованных базах, контроль за техническим состоянием которых относится также к компетенции ГИМС.
Анализируя положения нормативных актов, касающихся ежегодных технических освидетельствований маломерных судов, также видно, что из всех возможных неисправностей, которые могут являться препятствием к использованию судов, туристским судам могут быть присущи только "свищи и пробоины в корпусе", найти которые любой здравомыслящий турист-водник способен и без указующего (и оплачиваемого) жеста инспектора ГИМС.
Использую расплывчатость формулировок, а зачастую и откровенные пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы регистрации и использования туристских судов, в последнее время сотрудники ГИМС повели весьма активную работу по применению этих норм именно к обладателям туристских судов. При этом сами сотрудники ГИМС признают в публичных выступлениях, что "это чистая формальность - заплатите деньги за регистрацию и техническое освидетельствование и плавайте на здоровье". То есть, подспудно, все понимают, что речь идет, фактически, о своеобразном налоге на владельцев туристских судов.
При этом в местных и центральных СМИ, как по заказу, стали появляться статьи, в которых чиновники от "маломерного флота" вольно трактуют даже существующее законодательство, утверждая, что инспекторы ГИМС вправе штрафовать за подобные нарушения прямо "на воде", вольно или невольно искажая существующие нормы, регулирующие порядок наложения взыскания за административные правонарушения.
Одна из самых значительных акций, проведенных в последнее время сотрудниками ГИМС произошла 10 мая на реке Дубна, когда инспектор местной ГИМС при поддержке вооруженного инспектора рыбнадзора останавливал всех проплывающих туристов и не только составлял протоколы об административных правонарушениях, но и взимал штрафы непосредственно на реке, допуская при этом как нарушения процедуры наложения административного взыскания, так и требования других положений КоАП РФ.

При этом необходимо отметить, что формулировка п. 1 ст. 11.8 КоАП РФ предполагает наложение взыскания в 5-10 МРОТ, в частности, при управлении маломерным судном "не зарегистрированным в установленном порядке". Такая формулировка нормы закона предполагает наличие подзаконного акта, четко регламентирующего порядок регистрации с указанием всех основных моментов этой процедуры: сроков, стоимости, особенностей, форм регистрационных документов и пр. Эту процедуру, формально, регулирует документ под названием "Правила регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными ГИМС", утвержденный приказом Минжилкомхоза РСФСР от 11 марта 1985 года №140 с изменениями и дополнениями, внесенными в него приказом Минприроды РФ от 8 ноября 1995 г. №456. Именно эта редакция Правил регистрации и учета маломерных судов, формально, является основанием как для повседневной работы сотрудников ГИМС, так и для наложения административного взыскания в случае их нарушения.
Но этот документ в настоящее время не имеет юридической силы в силу того, что п.2 приказа №456 прямо указывает: "действующий порядок регистрации маломерных судов применяется впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принимая во внимание, что указанный закон вступил в действие 28 января 1998, после 6 месяцев после его опубликования и в нем не прописана процедура регистрации маломерных судов, следует сделать однозначный вывод, что установленного порядка регистрации маломерных судов не существует.
Приведенная в Законе "О регистрации прав..." ссылка в ст. 33 о том, что "Впредь до принятия соответствующих федеральных законов: применяется действующий порядок регистрации прав на :суда внутреннего плавания" не может служить основанием для продолжения использования приведенных ранее "Правил регистрации...", поскольку они не относятся к судам внутреннего плавания, а распространяют свое действие только на маломерные суда, законодательно выделенные из состава судов внутреннего плавания.
Кроме того, следует отметить, что указанные "Правила о регистрации судов..." изначально не имели юридической силы, поскольку нигде официально не были опубликованы, и приказ №456 не проходил утверждения в Минюсте.

Таким образом, статья 11.8 КоАП РФ в части наложения административного взыскания за отсутствие регистрации маломерного судна не может быть использована, поскольку требуемый "установленный порядок регистрации" законодательно не определен.

Анализ нормативных документов недвусмысленно показывает, что все подзаконные акты, регулирующие вопросы регистрации и использования маломерных судов либо отсутствуют (порядок регистрации), либо не имеют отношения к разборным и надувным байдаркам: техническое освидетельствование де-факто и аттестация на право управления де-юре.

Тем не менее, правоприменительная практика и формальное причисление туристических судов к понятию "маломерное судно" создали весьма неблагоприятные перспективы развития самодеятельного водного туризма в России, учитывая активное поведение сотрудников ГИМС, поддерживаемое СМИ.
Создается впечатление, что эта кампания искусственно подогревается на государственном уровне.

Все прекрасно понимают, что какой-то регулярный контроль за всеми водными туристскими маршрутами установить невозможно и, следовательно, все будет сводиться к разовым акциям сотрудников ГИМС, усиленных милицией, на местах массового сплава туристов в праздничные и выходные дни.
Тем удивительнее всплеск подобной административной активности ГИМС в тот момент, когда со всех высоких трибун говорят о необходимости сокращения чиновничьего аппарата, сокращения числа необоснованных проверок, снижения числа контролирующих и "разрешительных" органов, уменьшения числа искусственно созданных функций тех или иных государственных структур.

Необходимо отметить, что аналогичная ситуация в наземном транспорте давно и успешно разрешена. Никто не требует у велосипедистов регистрации их транспортных средств и их технического осмотра. Более того, Правила дорожного движения позволяют эксплуатировать мопеды и мокики с объемом двигателя менее 50 куб.см. без их регистрации и наличия водительского удостоверения. Законодатель весьма справедливо решил отдать вопрос эксплуатации этих нехитрых технических устройств на откуп здравому смыслу самих владельцев, ограничив лишь место использования этих транспортных средств.

Ключевой момент разрешения создавшейся ситуации - именно расчет на здравый ум пользователя. При наличии разума, никто не будет выходить на "Таймене" на волжский фарватер в высокую волну наперерез стремительной "Заре" или пытаться отчаливать от берега на пропоротой надувнушке.
Как показывает опыт, подмножество владельцев байдарок и катамаранов достаточно четко совпадает с кругом людей, занимающихся умственным трудом. Так что подозревать среднестатистического туриста-водника в сознательном стремлении к эксплуатации технически неисправных байдарок по меньшей мере не логично. Травматизм в любительских водных походах также не является проблемой, которая может быть причиной подобной внимательности чиновников к туристическим судам.

Ясно, что вопрос о фактическом законодательном вычленении разборных и надувных туристских судов из объемного понятия "маломерное судно" назрел. Реально надо говорить о том, что необходимо внести изменения в существующие нормативные акты, позволив владельцам и пользователям разборных и надувных туристских судов без механического двигателя использовать их с теми ограничениями, которые четко прописаны в техническом паспорте судна без какой либо регистрации и технического освидетельствования. Фактически, паспорт туристского судна, прилагаемый к нему изготовителем, должен стать главным документом, позволяющим самому пользователю решать вопрос о целесообразности применения туристического судна в той или иной обстановке.

Предлагаем Вам, как лицам, в той или иной степени заинтересованным в развитии самодеятельного водного туризма в России, рассмотреть обозначенную в данном документе проблему и в меру собственных возможностей и влияния помочь владельцам разборных и надувных туристских судов без излишнего административного контроля заниматься своим полезным делом.

Михаил Трусков

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию