Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Алтаю, совершенном с 15.08 по 02.09.2001 г. по маршруту: Москва - Барнаул - Кош-Агач - р. Талдура-пер.-Карагем (н/к. 2850) - р.Йолдайры - пер.Анитим (1Б. 3100) - р.Оштуайры- пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 ) -. Р.Тюнь - Пер. Тронова (2А. 3400) - п. Иикту (3772,3. ЗА) - пер. Талдуринский (1Б, 3300) - пер.Химик (2А.3600) - пер. Переметный (1Б. 3250) - р. Атбажи -р.Прав Карагем - пер 60 лет Октября (ЗА,3700) – Вершина 4124 (2Б. 4124)радиально - лед. Маашей - р.Маашей - пос. Чибит - Барнаул - Москва

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5848

Маршрутная книжка: №1/3-505

Руководитель: Геров Илья Валерьевич
Адрес руководителя: 115583, Москва, ул.Ясеневая, д.28, кв.299.

Содержание
1. Справочные данные о походе
        - Паспорт маршрута
        - Состав группы
        - Профиль маршрута
        - Календарный график движения на активной части маршрута
2. Краткий дневник похода и техничесоке описание перевалов
3. Материальное обеспечение похода

1. Справочные данные о походе

1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Алтай (Северочуйский и Южночуйский хребет).
2. Вид туризма - горный.
3. Организация, проводившая путешествие - спортклуб МАИ, МГЦТК.
4. Категория сложности - 5.
5. Количество участников - 8.
6. Руководитель - Геров Илья Валерьевич.
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК МГЦТК.
8. Маршрутная книжка - 1/3-505.
9. Сроки активной части похода - 17.08.2001 - 31.08.2001.
10. Продолжительность активной части похода - 16 дней.
11. Количество дневок - 0.
12. Длина маршрута - 174 км.
13. Суммарный набор высоты - 6910 м.
14. Максимальная высота - 4124 м.

Нитка активной части маршрута:

Москва - Барнаул - Кош-Агач - р. Талдура-пер.-Карагем (н/к. 2850) - р.Йолдайры - пер.Анитим (1Б. 3100) - р.Оштуайры-пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 ) -. Р.Тюнь - пер. Тронова (2А. 3400) -п. Иикту (3772,3. ЗА) - пер. Талдуринский (1Б, 3300) - пер.Химик (2А.3600) - пер. Переметный (1Б. 3250) - р. Атбажи -р.Прав Карагем - пер 60 лет Октября (ЗА,3700) – Вершина 4124 (2Б. 4124)радиально - лед. Маашей - р.Маашей - пос. Чибит - Барнаул - Москва

Список пройденных перевалов и вершин:

пер.-Карагем (н/к. 2850)
пер.Анитим (1Б. 3100)
пер.Тюнь Вост. (2Б. 3300 )
пер. Тронова (2А. 3400)
п. Иикту радиально (3772,3. ЗА)
пер. Талдуринский (1Б, 3300)
пер.Химик (2А.3600)
пер. Переметный (1Б. 3250)
пер 60 лет Октября (ЗА,3700)
Вершина 4124 радиально (2Б. 4124)

1.2. Состав группы

Ф.И.О
Год рожд.
Место работы, должность,
Домашний адрес, тел.
Туристская подготовка
Обязанности в групе
Геров Илья Валерьевич 1972 МНИИПУ вед. Инженер 135-5295 Москва, ул. Ясеневая,      д. 28, кв. 299, т. 398-1919 д. 4 рук. Памир, 6 у Памир, 6у  Китай Кунь-Лунь руководитель
Амирахнян Наталья Владимировна 1975 Центр Келдыша, научный сотрудник 456-0058 Москва, Проспект Мира, дом 54, кв 34 4 у. Горн. Памир. завхоз
Гатилов Александр Викторович 1975 МНПО Чернышева Технолог Г. Красангорск, 6-225 3у горн. Памир  
Губергриц Семен Самуилович 1964 Фирма «Танго» менеджер Гюнтен штрассе, 46, 121-07, Берлин 6у горн. Памир, 3р. Горн. Алтай  
Дмитриев Алкесей Владимирович 1973 ООО «Микрос» вед. специалист Пушкинский р-он, пос. Тарасовка, 25/1-22 3у горн. Кавказ Снаряженец
Ефимова Анна Алексеевна 1976 ЗАО «Тубус-пласт-инвест» гл. бух. Мос., ул. Демьяна Бедного, 20-4-48 3у горн. Кавказ, 4у горн. Пол. Урал (пер 2А, каньон 2Б) Медик
Лаврентьев Павел Игоревич 1974 ЗАО Полярис Текнолоджи, менеджер Москва, ул. Илимская, дом 2-В, кв 148. 4у Памир ремонтник
Обухова Надежда Владимировна 1979 Гидромедцентр Мос., Тухачевского, 40-2-29 4у горн Кавказ  

1.3. График движения на активной части маршрута

Даты
Дни пути
Участки маршрута
Км (пеш­ком
Способы передвижения
15.08-16.08
0-1
Москва-Барнаул-Акташ   Само-лет.авто
17.08
2
Акташ-Кош-Агач-верх р. Талдура-пер. Карагем (н/к, 2850), р.Йолдайры 12 Авто, пешком
18.08
3
р.Йолдайры-р.Калан-Агач 18 пешком
19.08
4
р.Калан-Агач-пер.Анитим (1Б,3100)р.Оштуайры 10 пешком
20.08
5
р.Оштуайры- пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 )-Ледн. Под перевалом 10 пешком
21.08
6
подх под пер.Тронова - Пер. Тронова (2А, 3400) 3 пешком
22.08-23.08
07-08
г. Иикту (3936, ЗА) радиально 9 пешком
24.08
9
Верх. Плато лед. б. Талдура-связка пер. Талдуринский (1Б, 3300)  пер.Химик (2А,3600) и пер. Переметный (1Б, 3250)-р. Атбажи 12 пешком
25.08
10
р. Атбажи - р.Прав Карагем (подх. под пер 60 лет Октября) 20 пешком
26.08
11
Подъем на пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) 9 пешком
27.08
12
Отсидка в непогоду (Высота 3100 м.) - -
28.08
13
пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) - Вершина 4124 (2Б. 4124)радиально 7 Пешком
29.08
14
спуск с пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) -лед. Маашей 3 Пешком
30.08-31.08
15-16
лед. Маашей-р.Маашей- поc. Чибит 35 Пешком
1.09
17
Чибит-Барнаул   Авто
2.09
18
Барнаул-Москва   Самолет

Итого активными способами передвижения: 145*1,2= 174 км.

2. Краткий дневник похода и техничесоке описание перевалов

15-16 августа
Подъезды

15 августа наша группа вылетела из аэропорта Внуково рейсом Москва - Барнаул. Полеты в Барнаул осуществляет авиакомпания "Сибирь". Основное достоинство этой компании в том, что она перевозит бесплатно багаж весом до 30 кг.! К тому же при покупке групповых билетов даются существенные скидки.

Подъезды от аэропорта до места старта нам помогла осуществить фирма "Алтур" под руководством Колчевникова Михаила. Эта фирма готова обеспечить заезды в любой уголок Алтайского края за вполне умеренную цену (6000 р. на 8 чел. при 1$ = 28р.) для групп с любым количеством участников. Координаты фирмы: т. (3852) 231698, т./ф. (3852) 230369, E-mail: altmisha@altgate.altai.ru

И так мы прилетели в Барнаул в 6.15 по местному времени, или в 3.15 по Москве. У самолета, как говорится, их встречала торжественная делегация. Фирма "Алтур" предоставила в наше распоряжение Комфортабельный микроавтобус "Мерседес" с водителем и сопровождающего от фирмы, его звали Юра. Такой эскорт крайне полезен, если планируете докупать продукты на месте. Они помогут с приобретением снаряжения, покупкой бензина, организацией питания и ночевки и т. д. А путь не близкий, от Барнаула до Бельтира около 750 км.

По поводу закупки продуктов. В Барнауле, для экономии времени, нет смысла ждать открытия магазинов, лучше купить продукты в Горноалтайске. Ассортимент и цены такие же как в Москве.

Прибыв в Горноалтайск, в 11.30 мы закупили продукты, отправили телеграммы о начале похода, не спеша пообедали и двинулись в дальнейший путь. Ночевали на берегу р. Чуя чуть выше пор. Бегемот (места проведения соревнований "Чуя-ралли").

Если сэкономить время на закупке продуктов и обеде можно доехать до Бельтира за один день, но тогда придется ночевать на окраине поселка, что не отвечает правилам техники безопасности в Азии, или искать ночлег в самом поселке, что тоже не вполне удобно на ночь глядя.

О транспорте можно договориться напрямую с водителем, что будет несколько дешевле. Обратная дорога нам обошлась в 5000 р.

Контактная информация: Барнаул т. (3852) 248237 Волков Павел. Мкроавтобус «Мерседес» 10-11 мест + прицеп.

17 августа
Карагем (н/к, 2850)

Семнадцатого числа выехали в 8.15 и через три часа мы были в Бельтире. Там нас передали под попечительство председателя вновь образовавшейся туристической фирмы ООО "Карагем" Обулова Валерия Николаевича. Фирма строит на Карагемской поляне турбазу. Предупредить заранее о визите можно по адресу:

649789, Республика Алтай, Кошагачский р-он, село Бельтир, ООО "Карагем", Обулов Валерий Николаевич.

Или связаться по телефону через комитет по туризму Кошагачского р-на через Сахарянова Аманжола Ижитаевича.

В 15.00 мы сели в ГАЗ-66 и через полтора часа были под перевалом Карагем. В принципе за дополнительную плату можно доехать до Карагемской поляны, так как на этой машине регулярно возят продукты на строящуюся турбазу. Нам же подъезд под перевал обошелся в одну тысячу рублей.

Итак, мы начали подъем на перевал в 16 часов 30 минут. По дороге, ведущей через перевал, за полтора часа чистого ходового времени, с получасовым перерывом на обед, мы набрали около 650 м. и в 19.30 были на перевале. Внизу, в трехстах метрах ниже за перевалом хорошо видна травянистая терраса с чистой водой. Там мы и встали на ночевку в 20.00.

18 августа
р.Йолдайры - заброска - р.Калан-Агач

Мы продолжаем путь с полным весом на Карагемскую поляну к месту заброски. Из пол перевала вышли в 8.00. Виной столь поздних выходов бала китайская электроника в виде будильника, который хоть и не отказывался работать в суровых условиях высокогорья, но звучал крайне тихо.

По дороге, за четыре перехода по 40 мин., пройдя 11 км. и сбросив 600 метров, мы вышли на Карагемскую поляну в 13.30. На протяжении этого пути дорога два раза пересекает реку, образуя два несложных брода.

На поляне, на месте будущей базы, живет семья алтайцев. Уже построен небольшой дом для хозяев, баня и стоит юрта для гостей. Пока наш народ занимался перепаковкой продуктов, хозяин показал место переправы - две упавшие в каньоне поперек реки лиственницы, примерно 500 м. выше по течению. При отсутствии это переправы можно переправиться в месте , где река разбивается на несколько рукавов до слияния с р. Карагем. Заброску мы оставили в юрте (совершенно бесплатно). На базе всегда можно купить баранину и, если завезут, овощи и зелень.

Без труда переправившись по бревнам и пройдя с облегченными рюкзаками около полутора километров вниз по течению по левому берегу, в 14.20 мы встали на обед. Выход с обеда в 15.10

После обеда за один сорокапятиминутный переход мы подошли к р. Калын-Агач. Идти стоит, прижимаясь к склонам левого борта Карагемской долины т. к., ближе к реке долина заболочена. Подойдя к р. Калын-Агач мы пошли вверх по течению. Если подниматься по правому орографическому берегу реки, то придется делать довольно утомительный обход прижима. Поэтому под прижимом у нас была четвертая за этот день переправа. Дальнейший подъем идет вдоль реки по лесу. Следует отметить, что долина довольно узкая и места для стоянок в зоне леса найти трудно.

От места переправы нам понадобилось три перехода по 40 минут, чтобы достичь границы зоны леса. Переправившись по бревну на правый берег, мы разбили лагерь на каменистой террасе, примерно в 19.00.

За день пройдено около 20 километров. От р. Карагем набор высоты составил 480 м.

19 августа
р.Калан-Агач-пер.Анитим (1Б,3100) - р.Оштуайры

Выход на маршрут в 7.40 по местному времени. Продолжаем подъем к перевалу Анитим (1Б,3100) по правобережным моренам долины р. Калын-Агач. Выше зоны леса морены покрыты редким кустарником, основу которого составляет смородина самых разнообразных сортов. Учитывая, что поход проводился в конце августа, Кусты были обильно покрыты спелыми ягодами. Это обстоятельство несколько затрудняло наше передвижение. Несмотря на это мы подошли под перевальный взлет к 11.00, пройдя четыре перехода по сорок минут. Перевальную седловину из долины р. Калын-Агач не видно. Попасть в северный цирк перевала Анитим можно поднявшись по правобережным моренам в висячую долину, находящуюся непосредственно под перевалом. В этой долине прекрасные места для стоянок с травой и чистой водой. Отсюда хорошо виден перевал. Перевал имеет две седловины, восточную и западную. При подъеме на перевал логичнее идти на западную седловину, поднимаясь по снежному кулуару крутизной 35 – 40 град. Подъем на перевал занял 1 ч. 30 мин. На перевале сняли записку группы туристов г. Новосибирска Турклуба «Ирбис» под руководством Аверьянова Д.В. от 13.08.2000 г.

С перевала открывается панорама на истоки р. Оштуайры. Хорошо видны перевалы Талдуринский(1), Тюнь Вост.(2), Мрачный(3).

Если смотреть на перевал Анитим с юга логичнее смотрится восточная седловина, которая несколько ниже западной (не путать с перевалом Талдуринский!)

Спуск с перевала на юг мелкая осыпь крутизной 30 град. Далее спуск по открытом у леднику без трещин. Лучше сразу перейти на его левую часть, чтобы избежать брода через р. Оштуайры. Подход под перевал пер.Тюнь Вост. по осыпным полкам левого борта долины р. Оштуайры . На ночевку встали рано из-за надвигающейся грозы в 16.30 у левого притока р. Оштуайры. Высота около 2700 м.

20 августа
р.Оштуайры- пер.Тюнь Вост.(2Б. 3300 ) - Ледн. Под перевалом

Ранний выход 6 часов 20 мин. Продолжаем путь к перевалу Тюнь Вост. Идет мелкий, но частый дождик. Сильно замедляет движение мокрый лишайник, покрывающий камни морен. Через два с половиной часа вышли на ледник, ведущий к перевалу. Дождь сменился на мокрый снег, в лицо задул резкий южный ветер. Пришлось вернуться в карман правобережных морен ледника, поставить палатки и пережидать непогоду. С 10.30 до 14.00 – отсидка. За это время мы успели пообедать.

Выход в 14.00. За полтора часа по открытому леднику с неглубокими трещинами подошли под перевальный взлет. Ледопад на перегибе ледника обошли справа и вышли в цирк перевалов Тюнь Вост.(1) и Мрачный(2).

Под перевальным взлетом обвязались, одели кошки и в 16.15 начали подъем на перевал.

Первая часть перевального взлета до берга – закрытый ледник с засыпанными трещинами, крутизна склона до 30 град. Прохождение в связках. Преодоление берга по снежной пробке с нижней страховкой. Выше берга ледовый склон крутизной 45 – 50 град. Лед жесткий. Во второй половине дня камнеопасно! Провешивание перилл осложнено пластами смерзшегося снега лежащего поверх льда. Откалываясь под ледовым молотком или под ногами первого в группе эти пласты создавали дополнительную опасность для остальных участников группы поднимающихся по периллам. В общей сложности по льду было провешено 200 м. вертикальных перилл (5 х 40 м).

После ледового участка выход на скальный пояс, который представляет из себя разрушенные скалы крутизной 35 – 40 град. Далее выход на перевальную седловину. На седловину вышли в 22.30, в сумерках. Тура не обнаружили. Перевальная седловина представляет из себя острый скальный гребень. Мест для палаток нет.

Спуск с перевала на юг в верхней части – монолитные скалы (бараньи лбы) крутизной 40 град. Далее переходят в разрушенные скалы крутизной 30 град. Ниже начинается снежный склон, постепенно выполаживающийся и переходящий в закрытый ледник. На спуск тещин нет. На спуск, непосредственно с седловины, по бараньим лбам провесили 40 м. перилл. Дальше спуск пешком. Встали на ночевку в 23.30.

По нашим оценкам сложность перевала занижена!

21 августа
Подход под пер.Тронова - Пер. Тронова (2А, 3400)

С утра плотный туман. Поэтому вышли поздно, в 10.00, когда видимость увеличилась до 100 м. Спускаемся вниз. Облака постепенно поднимаются открывая нам седловину пройденного перевала.

За час дошли до красивого озера (отметка высоты на карте 2765,8). Озеро обрамлено монолитными скалами, вода бирюзового цвета. Красивый вид на юг. На берегу есть места для палаток.

Полчаса отдохнув на озере мы, обогнув северный отрог г. Иикту, вышли в карман правобережных морен ледника, стекающего из под пер. Тронова. Здесь мы встали на обед, примерно в двух километрах от перевала. Время прохождения от озера до места обеда – 2 часа. Пока мы отдыхали облачность поднялась выше 3500 м. и нам открылась седловина перевала Тронова (2А, 3400). Перевал имеет две седловины, восточную и западную. Западная седловина, как в последствии будет видно с Талдуринского ледника, ложная. Подход под перевальный взлет у нас занял 1 час. Подъем же на саму седловину перевала еще два часа. Южный склон перевала внизу – это осыпь средних размеров, крутизной 30 град. Выше начинаются разрушенные скалы. Перед самой седловиной крутизна склона увеличивается до 40 град. здесь мы провесили 40 м. вертикальных перилл. На седловину мы вышли в 18.30. Тура не обнаружили. Сразу за перевалом начинается верхнее плато л. Большая Талдура т. е. с самой перевальной седловины практически нет никакого спуска (Тронова с юга). Верхнее плато л. Большая Талдура - это закрытый ледник, практически без трещин. Отойдя от перевальной седловины 50 м. мы встали на ночевку в небольшой мульде. На седловине, на границе скал и снега, в конце дня можно найти воду.

22 августа
г. Иикту (3936, ЗА) радиально

На этот день были запланированы установка базового лагеря на верхнем плато л. Большая Талдура и обработка нижней части маршрута подъема на вершину по восточной стене п. Иикту. Выход в 7.30. Переставили лагерь на один километр южнее на верхнем плато. В 10.30 вышли на обработку маршрута.

Склон скально-снежно-ледовый. В нижней части подрезан двумя бергами. Ниже первого берга снежный склон до 35 град. Выше начинается ледовый склон крутизной до 60 град. в средней части. В верхней части выполаживание до 40 град. Перед выходом на гребень путь преграждает скальный пояс. Это разрушенные скалы крутизной 40-50 град. Много «живых» камней. Это самое неприятное место на подъеме. Далее сам выход на гребень – снежный склон 45 град.

Начало подъема мы осуществили правее основных разрывов бергов, там, где они пересечены снежными мостами. До нижнего берга подошли в связках. Далее провесили 170 метров вертикальных перилл (40+40+40+50). Таким образом мы, неспеша, обработали часть маршрута до нижних скал. Вся работа заняла промежуток времени с 10.30 до 14.30.

Далее была полудневка. Погода отличная. Ясно, солнце, умеренный ветер.

23 августа
г. Иикту (3936, ЗА) радиально

На этот день были запланированы радиальные восхождения на п. Иикту (3772,3) и г. Иикту (3936,1). Выход в 6.45. Видимость хорошая, облачно, умеренный ветер. Быстро пройдя по провешенным периллам обработанную часть маршрута, мы провесили еще 480 м. вертикальных перилл (8 х 40 м.) и в 11.30 вышли на гребень. При подъеме следует опасаться отдельных камней из скальных кулуаров, находящихся справа по направлению движения. Далее мы продолжили движение по гребню на север в сторону п. Иикту с попеременной страховкой по снежному участку гребня. На скальном участке непосредственно перед вершиной было провешено 70 м. горизонтальных перилл (40+30). Тур на вершине находится под триангуляционным знаком. Сняли записку группы туристов ПТК «Траверс» г. Казани под руководством Мансурова Д.В.

Сняв записку, мы вернулись к месту подъема и продолжили движение по гребню на юг в сторону г. Иикту. Пройдя около 200 м. с попеременной страховкой было принято решение о прекращении восхождения на вершину и спуске в базовый лагерь. Погода тем временем совсем испортилась. Пошел снег, видимость упала практически до нуля. Спуск с гребня начали в 14.00. В базовом лагере были в 18.30. За время спуска выпало около 15 см. свежего снега, что создавало лавинную опасность на склоне. По сравнению с описаниями прошлых лет снег на восточной стене п. Иикту практически отсутствовал.

24 августа
Верх. Плато лед. б. Талдура-связка пер. Талдуринский (1Б, 3300) пер.Химик (2А,3600) и пер. Переметный (1Б, 3250)-р. Атбажи

Выход в 7.45. В связках, по плотному фирну, без проблем прошли зону закрытых трещин, разделяющих верхнюю и нижнюю части ледника Большая Талдура, и вышли на пологий открытый ледник. 8.45 развязались и направились в сторону пер. Талдуринский (1Б, 3300). Подъем на перевал – осыпной склон 35 град. На перевальной седловине были в 10.30.

Подъем на пер.Химик (2А,3600) по некрутому скально-осыпному гребню (набор высоты 400 м.) и, далее, спуск на саму седловину примерно 100 м. На перевале были в 12.30. Здесь устроили перекус и обвязались. В 14.00 начали спуск с перевала на пер. Переметный. По наклонной снежной полке обошли зону трещин.

Далее продолжили спуск по линии падения воды. Преодолели засыпанный берг с попеременной страховкой. Крутизна склона 30-40 град. Склон снежный, к низу постепенно выполаживается и переходит в закрытый ледник. Мы пересекли закрытый ледник и вышли на седловину пер. Переметный в 15.00. Седловина представляет собой переметный открытый ледник с редкими трещинами, которые легко обходятся.

Спуск с перевала на юг в самой правой, пологой, части ледника. Левая часть обрывается вниз красивым ледопадом. При спуске с перевала мы допустили ошибку. Пытаясь обойти ледовый участок и спустится по сыпухе мы попали в очень неприятное место. То, что казалось осыпным склоном оказалось ледовым склоном с вмерзшими в него камнями. В результате пришлось провесить 80 м. (40+40) вертикальных перилл, основательно затупив два ледобура. Рядом, в 50 метрах, был чистый ледовый склон 45 град. На спуск провесили бы те же две веревки, но без особых проблем. Дальнейший спуск в долину р. Атбажи по открытому леднику без трещин. В этот день мы дошли до красивого озера, находящегося на террасе левого борта долины. Отметка высоты 2831,7. Встали на ночевку в 18.00.

25 августа
р. Атбажи - р.Прав Карагем (подх. под пер 60 лет Октября)

С легкими рюкзаками мы идем к заброске. Выход в 7.30. По левому берегу реки за два перехода по 50 мин. мы достигли зоны леса. Километром выше зоны леса мы, по камням, переправились на правый берег реки. Здесь начинается хорошая тропа. Она идет по террасам в обход каньона (см. карту) и пересекает р. Йолдайры 1,5 км. выше её слияния р. Атбажи. По этой тропе от границы зоны леса до места переправы мы дошли, собирая грибы, ягоды и кедровые шишки, за два часа. Переправились через р. Атбажи по бревнам. Чтобы избежать навязчивого сервиса на Карагемской поляне мы, сразу после переправы, устроились на ранний обед в 12.10. Он состоял из грбного супа и компота из ягод. После обеда, в 14.30, мы вышли на грунтовую дорогу, через 40 мин. были на Карагемской поляне. Не особо задерживаясь на месте будущей турбазы мы, быстренько, разобрав заброску по рюкзакам, двинулись вверх по левому берегу р. Карагем. Карагемской поляны вдоль всего Карагема идет хорошая тропа. В месте слияния правого и левого Карагема она теряется, но на другом берегу вновь появляется. Мы не стали затруднять себя переправой через Лев. Карагем в конце дня по большой воде. Поэтому в 17.30 встали на ночевку, прямо на берегу реки.

26 августа
Подъем на пер 60 лет Октября

С утра, в 7.30, мы легко переправились через Лев. Карагем по бревну, которое вечером было залито водой. Быстро найдя тропу, мы двинулись дальше вверх по левому берегу р. Прав. Карагем. Через два перехода по 40 мин. у нас была еще одна переправа через крупный левый приток. Это, пожалуй, единственный ориентир по которому можно попасть в висячую долину и, далее, на пер 60 лет Октября.

Перейдя приток по бревнам, мы стали подниматься вдоль его правого берега по крутому курумнику средних размеров. Здесь нам путь преграждали заросли колючего кустарника, усыпанных ягодами шиповника, крыжовника, малины, смородины, барбариса и ещё чего-то…

Однако за два часа мы набрали 450 м. по вертикали и в 11.00 были в висячей долине. Пройдя еще полтора километра до языка ледника мы в 11.30 встали на обед. Здесь еще возможна готовка на дровах, и на обед у нас был «Большой компот» из свежесоранных ягод.

От места обеда начинается подъем на ледник. Ледник открытый редкие неглубокие трещины. По леднику набрали еще 400 м. и обогнули вершинку 2844. За ней выход на морены правого борта по которым обходятся две основные ступени ледопада. Однако сверху видно, что попасть на эти морены можно обойдя вышеуказанную вершинку слева по осыпному склону. Пользоваться этим маршрутом лучше при спуске к Карагему.

На уровне второй ступени морены переходят в несложный гребень, состоящий из разрушенных скал. Перед этими скалами последнее место для стоянки перед очередным резким набором высоты. Там мы и заночевали в 17.00, разровняв за полчаса места под палатки. До воды на леднике 50 метров.

27 августа
Отсидка в непогоду (Высота 3100 м.)

Сегодня никто никуда не идет. С утра дождь, к обеду снег. И так до 16.30. Видимость очень плохая, просто плохая.

28 августа
пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) - Вершина 4124 (2Б. 4124) радиально

Выход 8.00. За 45 мин. по скальному гребню поднялись на уровень второй ступени ледопада. Далее движение в связках. Поднялись по ледовому склону без трещин, присыпанному свежим снегом (крутизна 40 град.), выше второй ступени ледопада и вышли в район верш. 3374,5.

Отсюда хорошо виден перевал и начинается пологий закрытый ледник В самом начале продвижения к перевалу пересекли зону крупных полузакрытых трещин. Дальше начинается тропежка по плато. За последние сутки выпало примерно 40 см. осадков. Наверху все это лежало в виде свежего снега. Первая связка тропила без рюкзаков, затем возвращалась, а тем временем тропила следующая. И так на протяжении 1,5 км. до самого перевального взлета. На перевальной седловине были в 14.00. Седловина находится восточнее небольшой снежной вершинки 3936,7 м. Спустившись, немного, на плато мы установили палатки и перекусили. На Маашей в этот идти было уже поздно, хотелось оставить один запасной день на преодоление ледопада 3А к.с. Поэтому было принято решение сделать радиальное восхождение на вершину 4123,7 м.

Мы стартовали в 15.00. В связках, с попеременной страховкой (снежный склон до 45 град), вышли на восточный снежно-ледовый гребень вершины. На гребне выяснили, что он обрывается на юг большими карнизами. Поэтому мы продвигались придерживаясь южной стороны склона с попеременной страховкой. Путь нам преграждала предвершина с засыпанным бергом поперек гребня. Здесь были навешаны 40 м. вертикальных перилл. Далее, вершины были провешены 320 м. горизонтальных перилл (8 х 40 м.) На вершине были в 17.45, это острый снежно-ледовый гребень с большим карнизом на юг. Спуск по пути подъема. Общее время радиального восхождения 4 часа 30 мин.

29 августа
спуск с пер 60 лет Октября (ЗА, 3700) - лед. Маашей

Выход в 8.00. Фирн с утра жесткий, хорошо держит. За 1 час, придерживаясь правой части ледника, подошли к началу ледопада, оставив слева зону крупных трещин. Верхняя часть ледопада представляет собой полузакрытый ледник с крупными трещинами. В верхней части некоторые из них пересекают весь ледник от борта до борта. Прохождение возможно в первой половине дня по снежным мостам с попеременной страховкой, пока не раскис фирн. Далее следует придерживаться правой части ледопада. Большинство трещин забито обломками больших ледовых обвалов с правого борта. Далее ледник поворачивает на юго-восток и выполаживается. Здесь начинается открытый ледник и основные трудности при спуске. Дальнейшее прохождение, придерживаясь правого борта там где часть трещин завалена ледовыми обломками. Ближе к второй половине дня следует опасаться камнепадов и небольших лавин с левого борта ледника, освещенного солнцем.

На пологой части открытого ледника начинается серия крупных разломов, которые на удается пройти по мостам или перемычкам. Навешивание горизонтальных и вертикальных перилл. Продвижение по центру, ближе к правому борту т.к. слева ледник обрывается ледовыми сбросами, справа мощный ранклюфт по которому течет поток грязной воды, начинающийся где-то вверху на правом борту ледника. Внизу этот поток уходит под основное тело ледника Маашей. Пройдя несколько разломов мы наткнулись на разлом, идущий под углом к телу ледопада и выводящий на правый борт ледника ниже того места, где поток уходит в ледяную пещеру. По нему мы вышли на пологую часть ледника Маашей и, пересеча его, заночевали в кармане правобережных морен в 20.00.

Прохождение ледопада, от момента выхода с утра и до прихода на место ночевок, заняло 12 часов ходового времени, сброс высоты 1200 м. Провешено, в обшей сложности, 305 м. горизонтальных, наклонных и вертикальных перилл.

Ледовая обстановка, по сравнению с описаниями 1999 и 2000 годов, в данном ледопаде, явно ухудшилась. Появились новые большие разломы, а старые стали значительно шире.

30 августа
лед. Маашей - р.Маашей

Выход в 8.30. За 45 мин. пересекли лед. Маашей (здесь он очень ровный, без трещин и скользкий, так, что без кошек идти невозможно) и вышли на морены левого борта. Здесь начинается хорошая тропа, обозначенная турами. С морен открывается красивый вид на л. Маашей, это достаточно узкий гладкий четырехкилометровый язык. Он совершенно белый, без трещин и заканчивается практически в зоне леса без всяких оконечных морен.

По тропе, идущей вдоль левого берега р. Маашей, мы за два с половиной часа дошли до озера, образованного моренной плотиной в южной его оконечности. На озере, в 12.00, мы устроили обед. Следует отметить, что места для стоянок есть только выше или ниже озера т.к. с боков оно плотно сжато скалами.

После обеда по той же тропе мы за 3 часа дошли до левого притока Маашея р. Кара-Кабак. И в 17.00, на хорошо оборудованных стоянках, мы встали на ночлег. По пути и на месте нашего лагеря мы собрали хороший урожай кедровых шишек (ниже кедры встречаются реже!).

31 августа
р.Маашей - поc. Чибит

Выйдя с места нашей стоянки в 8.30 и перейдя по бревнам р. Кара-Кабак мы ,любуясь красотами Алтая, двинулись к пос. Чибит, где нас должна была встретить машина. К 10.00 мы подошли к р. Карасу. Вода в ней вовсе не черная, как следует из названия (Кара – черный, Су - вода), а очень даже чистая и приятная на вкус. Здесь стоит запастись содой т.к. до самого Чибита хорошей воды не будет. Воды можно набрать у моста через Чую, он она вряд ли питьевая. Дальше Чуя течет в каньоне и спуск к ней до самого Чибита затруднен.

От Карасу начинается хорошая грунтовая дорога, по ней до Чуи мы дошли за 1 час. Далее дорога поворачивает на запад, идет по травянистым террасам правого берега метрах в трехстах выше Чуи.

От моста через Чую до поселка Чибит мы дошла за 4 часа. Не доходя метров 500 до поселка есть хорошие места для ночевок. Эти лужайки на берегу реки хорошо видны с дороги в Чибин, но укрыты от поселка лесистым отрогом.

1, 2 сентября
Отъезды

С утра мы встретились с нашим водителем и направились в Барнаул. В городе мы были вечером. Есть небольшая тонкость, которую при договоре с водителем нужно учитывать. Дело в том, что аэропорт расположен в 15 км. от города. И нужно заранее уточнить куда вас повезут, иначе доставка в аэропорт будет оплачиваться дополнительно. Если хотите купить какие-то продукты, то лучше это сделать по дороге. Ночью в аэропорте магазины не работают.

Самолет вылетает из Барнаула в 8.00 по местному времени, а прилетает в Москву в 10.00 по московскому времени, хотя в полете вы находитесь 4 часа. Сказывается разница в часовых поясах.

3. Материальное обеспечение похода

Медицинское обеспечение

Многодневные спортивные походы в условиях высокогорья при полной автономии группы требуют серьезной разноплановой медицинской подготовки. Следует понимать, что возможные заболевания, травмы, экстремальные отрицательные воздействия природно-климатических факторов и экстремальные физические нагрузки, практически неизбежны в спортивных походах высокой категории сложности.

Медицинская подготовка к походам 4-5 к/с должна включать в себя: предпоходную подготовку организма каждого участника, формирование походной аптечки, специальную подготовку медика группы.

В части, касающейся предпоходной подготовки участников, следует отметить положительный опыт употребления в течении последнего ( перед походом ) месяца таких общеукрепляющих препаратов, как оротата калия, глюконата кальция, гемостимулина и поливитаминов. Употребление поливитаминов необходимо и в течении всего похода. На этапе акклиматизации крайне важен витамин "С" ( до грамма в сутки в первые дни похода ). Важно, чтобы участники выезжали в поход здоровыми и не переутомленными. За один месяц до похода рекомендуется прекратить тренировки, и вести здоровый образ жизни.

Приведем список походной аптечки. Сокращение "ст." (стандарт) означает стандартную бумажную упаковку таблеток ( чаще всего, 6 или 10 штук ).

1. Сульфамеламиды

Стрептоцид - 3 ст.
Сульфадиметоксин - 3 ст.
Сульгин - 5 ст.
Бисептол-400 - 3 ст.

2. Антибиотики

Гентамицина сульфат - 20 ампул (4% ,2мл.)
Тетрациклин - 6 ст.

3. Антигистаминные

Димедрол - 1 ст.
Супрастин - 3 ст.

4. Анальгетики

Анальгин- 6 ст.
Спазган - 5 ампул 5мл.
Баралган - 10 ампул 5мл

5. Спазмальгетики

Но-Шпа - 1 банка

6. Психотропные

Реланиум - 1 ст.

7. Сосудорасширяющие

Ксатинола-никотинат - 2 ст.
Трентал- 1 банка.

8. Стимулирующие

Нитроглицерин - 1 ст.
Валидол - 1 ст.
Кофеина бензонат натрия - 10 ампул (10%, 1мл.)
Эфедрин - 2 ампулы (5%, 1мл.)
Адреналина гидрохлорид - 3 ампулы (0,1%, 1мл.)

9. Специальные

Преднизолон - 3 ампулы 25мг.

10. Мочегонные

Триампур композитум - 1 банка
Гипотиазид - 1 ст

11. Снотворное

Радедорм. 1 ст.

12. Желудочно-кишечные

Иммодиум 1 банка
Дигестал 3 ст.
Левомитицин 5 ст.
Активированный уголь 5 ст.

13. Успокаивающее

Экстракт валерианы - 1 банка

14. Разное

Раствор аммиака - 1 ампула (10%,1мл.)
Новокаин - 20 ампул (0,5%,10мл.)
Реопирин - 1 ст.
Ибупрофен - 1 банка
Бромгексина гидрохлорид- 5 ст.
Сол-Сулфацыли-натрии - 2 капсулы 30%
Аспирин - 5 ст.
Фалиминт - 5 ст.
Кальция глюконат - 6 ст.
Цитрамон-П - 5 ст.
Фурацилин- 2 ст.

15. Мази и растирки

Линимент синтомицина - 1 банка 10%
Левомиколь - 1 банка
Календула - 1 пузырек
Финалгон - 1 тюбик
Завиракс - 1 тюбик
Пантенол (спрей) - 1 флакон
"Звездочка" - 2 банки

16. Бактерицидные

Йод - 2 пузырька
Р-р бриллиантовой зелени - 1 пузырек 1%
Калия пермарганат - 3г.

17. Перевязочный материал

Бинт медицинский стерильный - 10 шт.
Вата медицинская - 200г.
Лейкопластырь бактерицидный - 10 листов
Лейкопластырь фиксирующий - 4 рулона
Повязки фиксирующие - 4 шт.
Эластичный бинт - 1 рулон

18. Шприцы одноразовые

5мл. - 6 шт.
10мл. - 10 шт.

19. Инструменты

Ножницы - 1
Зажимы - 1
Термометр ртутный - 1

В течении похода среди участников группы наблюдались следующие травмы и заболевания: ожоги кожи лица, растяжение связок, ссадины, ушибы, головные боли. Данный перечень весьма типичен. Некоторые заболевания провоцируется гипоксией или проходит на ее фоне.

Комментарии. В горной школе турклуба МАИ давно установился стандартный способ и стандартные технические средства спуска. Возможно, что они не вполне современны, но зато действуют безотказно. Способ прост - спуск последнего по сдвоенной веревке с ее последующим продергиванием через оставленную на склоне петлю. Средство закрепления петли зависит от типа склона. На льду петля крепится через высверленную специальным ледобуром проушину ( диаметр ледобура 30мм, длина 300мм ). На скалах петля связана с базой из нескольких крючьев ( 2-3 ), которые вбиваются в трещины разных блоков. На снегу используется "парашют", который представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона ( типа тормозного парашюта ), по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расхожей веревки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Два других угла треугольника выступают наружу. Три веревки, прикрепленные к углам треугольника связываются в одной точке, за которой вяжется петля для основной веревки или карабина. При этом нижнюю веревку необходимо под наклоном вкопать в снег. Такой парашют весит не более 60-ти грамм. Парашют можно использовать и для страховки. Для этих же целей можно использовать широкий плоский камень, если таковой окажется под рукой. Принцип использования такой же как у "парашюта".

Обычно мы берем столько лопат, сколько в группе палаток. Тогда обустройство лагеря на снегу производится без задержек. Кроме того, лопата является превосходным средством для закрепления на снегу перильной веревки, поэтому желательно распределить лопаты по разным связкам. Наконец, лопата незаменима при подъеме на карнизы и на высокие снежные сбросы в бергшрундах. В дополнение к лопатам берется так называемый лавинный лист – кусок дюраля примерно 30х50 см. и толщиной 1,5-2 мм. Используется как дополнительная лопата и как подставка для примусов на снегу.

Личное специальное снаряжение

1. Ледоруб - 1
2. Страхов.система - 1
3. Карабины - 7
4. Ледобуры - 3
5. Тормоз - 1
6. Жюмар - 1
7. Петля о6мм 4.5 м - 1
8. Петля о6мм 2 м - 2
9. Кошки (пара) - 1
10. Каска - 1
11. Рукавицы (пара) - 1

В группе имелась 2 пара жестких ( платформенных ) кошек и 6 пар гибких кошек. Количество карабинов и ледобуров определено с учетом их индивидуального и коллективного использования.

Общественное неспециальное снаряжение. Ограничимся кратким комментарием. В группе было 3 палатки ( 3 + 3 + 2 чел. ). В группе имелись набор канов 5 и 7 литров, 2 примуса Шмель-2 и запасная головка от примуса Шмель-2.

Личное неспециальное снаряжение. Набор теплых вещей был рассчитан на утреннее дежурство в 20-ти градусный мороз, например: шерстяной лыжный костюм (0.8кг), синтепоновые штаны (0.7кг), тонкий свитер (0.4кг), меховая подстежка от куртки (0.4кг), пуховая куртка (1.4кг.), шерстяная лыжная шапочка (0.15кг), поваровые или шерстяные перчатки (0.08кг).

Весовой баланс

На первом этапе похода средний вес общественного снаряжения (включая аптечку и ремнабор) составлял 6.5 кг/чел., а продуктов питания - 0.66 кг/(чел.день). На втором этапе похода, когда нас осталось шестеро, эти показатели увеличились до 7 кг/чел и 0.72 кг/(чел.день). Запланированный расход бензина составлял 0.1 кг/(чел.день), а вес упаковки для бензина и продуктов питания - 0.05 кг/(чел.день).

На личное снаряжение ( включая специальное снаряжение, рюкзак, ботинки и ледоруб ) был установлен лимит в 16 кг/чел.

Продукты и бензин закупались из расчета, что каждый из двух этапов похода может затянуться до 16 дней. Поэтому максимальная нагрузка была достигнута в начале второго этапа, где она составляла ( 0.72 + 0.1 + 0.05 ) * 15 + 7 + 16 = 36.05 ~ 36 кг/чел. Удаляя вес ботинок, ледоруба и верхней одежды, получим средний вес рюкзака ~ 32.5 кг/чел. Приведенные данные указаны ниже:

Продукты питания 0.66-0.72 кг/(чел.день) 19.8-21.6 кг/чел.
Бензин 0.1 кг/(чел.день) 3 кг/чел.
Упаковка 0.05 кг/(чел.день) 1.5 кг/чел.
Общ.снаряжение - 6.5-7 кг/чел.
Личн.снаряжение - 16 кг/чел.
Средний вес - 47.95 кг/чел.
Макс.нагрузка ( 15 дней ) 36 кг/чел.
Макс.вес рюкзака ( 15 дней ) 32.5 кг

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам


Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.