Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о горном маршруте шестой категории сложности по Центральному Алтаю, совершенном с 24 июля по 18 августа 2004 года

Маршрутная книжка: № 34/04

Руководитель: Бутырин А.Б.
Адрес руководителя: 624130
г.Новоуральск Свердловской области
ул. Первомайская, 29, кв. 31
E-mail: bab@novouralsk.ru

Содержание:

1. Справочные данные о маршруте
2. Состав команды
3. Сведения о районе
4. Организация мероприятия
4.1. Формирование команды
4.2. Построение маршрута
4.3. График движения в течение дня
5. График движения
Схема маршрута. Перечень перевалов и других объектов
6. Техническое описание маршрута
6.1. Поселок Тюнгур - перевал Кузуяк (н/к, 1510) - озеро Аккемское
6.2. Ледник Аккемский - перевал Делоне (2Б, 3400)
6.3. Перевал 50 лет КПСС (2А*, 3200)
6.4. Перевал Крепость (2Б, 3050)
6.5. "Радиальный выход" под перевал Высоцкого (3А, 3670)
6.6. Ледники Малый и Большой Берельские - перевал Большое Берельское седло (3А, 3520)
6.7. Траверс (4А альп.) вершины Делоне (4200) (подъем по С-В гребню, 3Б) и вершины Белуха Восточная (4506) (спуск по Ю-В ребру через седловину между Белухой Восточной и пиком Берельским, 3Б)
6.8. Перевал ТКТ (3А, 4115) - восточная ветвь ледника Катунский …
6.9. Верховья р. Катунь - р. Капчал
6.10. Перевал Капчальский Западный (2А, 3118)
6.11. Долины рек Кони-Айры и Кучерла - поселок Тюнгур
7. Материальное обеспечение
7.1. Снаряжение личное общепоходное
7.2. Снаряжение личное специальное
7.3. Снаряжение командное общепоходное
7.4. Снаряжение командное специальное
7.5. Продукты питания
7.6. Весовые характеристики груза
8. Смета расходов
9. Литература


От руководителя: в этом году не стало Володи Коробейникова,
настоящего мужика и моего друга. К своему 50-летию, как водник,
мастер, он планировал водную шестерку… Эту шестерку,
правда горную, которую мы постарались пройти, я посвящаю его памяти…

1. Справочные сведения о маршруте

Район: Катунский хребет Центрального Алтая.
Маршрут: п. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к, 1510) - р. Аккем - пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200) - пер. Крепость (2Б, 3050) - пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) - траверс (4А альп.) в. Делоне (4200) (подъем по С-В гребню, 3Б) и в. Белуха Восточная (4506) (спуск по Ю-В ребру через седловину между Белухой Восточной и п. Берельским, 3Б) - пер. ТКТ (3А, 4115) - пер. Капчальский Западный (2А, 3118) - р. Кучерла - п. Тюнгур

Протяженность маршрута: 176,7 км

Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 21 день

Время проведения мероприятия: с 24 июля по 18 августа 2004 г.

Вид туризма: горный

Категория сложности: шестая

Маршрут рассмотрен: зональной МКК ТСС Свердловской области
(166-00-56665555)
Маршрутная книжка: № 34/04

2. Состав команды

Ф. И. О.
Год
рождения
Обязанности
Спортивная
квалификация
1 Бутырин
Александр
Борисович
1961 руководитель МС
(6ГР)
2 Голубин
Владимир
Анатольевич
1968 зам.руководителя,
завхоз, фотограф
МС
(6ГУ)
3 Талапин
Евгений
Васильевич
1952 ремонтник,
массажист
КМС
(6ГУ)
4 Мельников
Алексей
Владимирович
1975 участник,
зам.завхоза
КМС
(6ГУ)

3. Сведения о районе

Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое название по р. Катунь, берущей свое начало с его южных склонов. Катунь как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км и на всем протяжении не снижается ниже 2600 м, достигая высоты 4506 м в массиве Белухи. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. Сообразно этому хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.
Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской, простирается примерно на 50 км, с трех сторон она ограничена излученой верхней Катуни. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер, образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой. Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем поворачивает строго на восток.
Мультинский узел имеет средние высоты около 3000 м (высшая точка - 3208 м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения около 80 км2. Эти ледники питают многочисленные притоки Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство перевалов некатегорированы.
Центральная и восточная части этого узла без специального снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы - 1Б и 2А к.т., наиболее серьезные - 2Б к.т.
Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихинских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов 1-3 категорий, а зимой и до 4 к.с.
Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и, примерно через 25 км, достигает в массиве Белухи своего максимума - 4506 м. Здесь, почти на 15-километровом участке, высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же - главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова (Менсу), Радзевича (Аккемский), братьев Троновых (Мюштуайры), Берельские. В центральной части хребта сосредоточено около 170 ледников площадью около 150 км2. С них начинаются многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые водопады. Известны водопады на реках Тигеек, Текелю, Куркуре, Бол. Кокколь и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-60 м.
В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и имеющих высшую категорию трудности - 3Б. В боковых отрогах категорированы перевалы от 1А-1Б до 3А к.т.
Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район пригодным для горных путешествий любой категории сложности.
На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь - 3883 м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40 км2. В этой части хребта - перевалы от 1Б до 3А к.т., троп меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный туристский район восточная часть хребта обычно не используется. Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.
Снеговая линия Катунского хребта повышается с запада на восток с 2500 до 2900 м на северной стороне и с 2700 до 3100 м на южной. Языки долинных ледников спускаются до 2000-2200 м. Северные склоны более залесенные. Возможны туристские маршруты без использования искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.
Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и Барнаулом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства.

Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных
перевалов высокогорных районов СССР /
Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. Стр. 543-547.

4. Организация мероприятия

4.1. Формирование команды

Команда была сформирована на базе горной секции к/т "Кедр" Новоуральска еще лет 10 тому назад. Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому многоборью.

4.2. Построение маршрута

Пройденный маршрут в силу различных обстоятельств несколько отличается от заявленного. Первоначально мы планировали пройти два траверса: траверс вершин 50 лет КПСС (4060) и Героическая Корея (3900) (фото 3) (от пер. Крепость до пер. Высоцкого) и траверс вершин Делоне (4200) и Белуха Восточная (4506) (фото 4).
При прохождении первой части маршрута погода была не для траверсов - каждый день грозы, дождь, снег. Поднявшись на пер. Крепость (2Б, 3050) и просмотрев юго-восточный гребень, по которому мы предполагали движение на первом траверсе, убедились, что он в такую непогоду малопривлекательный. Отказавшись от траверса вершин 50 лет КПСС (4060) и Героическая Корея (3900), спустились на лед. Мал. Берельский и подошли под пер. Высоцкого (3А, 3670), чтобы через него выйти на верхнее плато лед. Менсу и дальше продолжить маршрут. Но ночью случился настоящий ураган, на следующий день валил снег, перевал стал реально лавиноопасным. Через день, когда вроде бы погода стала улучшаться, мы решили не испытывать судьбу и не тратить день на ожидание пока сойдут лавины, к тому же не было никаких гарантий, что погода стабилизируется. Мы спустились до лед. Бол. Берельский и подошли под более безопасный пер. Большое Берельское седло (3А, 3520). Прошли этот перевал. В дальнейшем - маршрут соответствовал заявленному.
Таким образом, пройденный маршрут выглядит таким, каким он представлен в разделе 1 "Справочные данные о маршруте".
Для того чтобы мероприятие до конца не превращать в переноску тяжестей на расстояние, во время прохождения пер. Делоне (2Б, 3400), на верхнем плато лед. Менсу, на скалах, перед спуском на нижнее поле ледника была оставлена закладка продуктов на вторую часть маршрута, которую забрали после спуска с Большого Берельского седла.

4.3. График движения в течение дня

График движения в течение дня менялся в зависимости от сложности участка маршрута.
На пешеходных участках команда придерживалась графика: 4 перехода - до обеда, 4 перехода - после. Переходы делали по 30-40 мин. На отдыхе между переходами временем себя особо не ограничивали.
При прохождении сложных участков как таковых нормированных переходов не было, отдых участников осуществлялся при организации страховки, на пунктах перестежки перил и т.п. Обеды на этих участках заменялись перекусами из "карманного" питания по мере личных потребностей участников. Основной объем пищи потреблялся во время ужина.
Наиболее оптимальное время для активных мероприятий в течение дня с 5 до 21 ч. местного времени (данные для августа). Поэтому к середине маршрута распорядок дня сложился следующий: подъем дежурного в 5 ч., завтрак и т.д., не позднее 19 ч. старались начать установку лагеря, чтобы к 21 ч. закончить ужин и приготовление ко сну.

5. График движения

Дни
пути
Дата
Участок дневного перехода
Протяженность,
км
Способ
передвижения
Характер пути
Погода в течение дня
24.07. Новоуральск - Екатеринбург
электричка
   
25.07. Екатеринбург - Новосибирск
поезд
   
26.07. Новосибирск - Барнаул
микроавтобус
   
Барнаул - Горно-Алтайск
микроавтобус
   
Горно-Алтайск - п. Тюнгур - п. Кучерла
пешком 4,6
микроавтобус
   
1
27.07. пер. Кузуяк (н/к, 1510) - р. Аккем
13,5
пешком
проселочная дорога, тропа переменная облачность, солнечно
2
28.07. вдоль р. Аккем до вдп. Текелю
12,6
пешком
тропа переменная облачность, солнечно
3
29.07. р. Аккем - оз. Аккемское - р. Караоюк
14,4
пешком
тропа переменная облачность, солнечно
4
30.07. лед. Аккемский - Томские стоянки
8,4
пешком
морена, ледник переменная облачность, солнечно, дождь, гроза
5
31.07. пер. Делоне (2Б, 3400) - верхнее плато
5,0
«пешком»
ледник, переменная облачность, солнечно, дождь, гроза
лед. Менсу
сн.-ледовые склоны  
6
01.08. спуск на лед. Менсу - подход под
6,0
«пешком»
скалы, ледник переменная облачность, солнечно
пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200)
   
7
02.08. пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200)
2,4
«пешком»
ледник,
сн.-ледовые склоны
переменная облачность, дождь, гроза
8
03.08. дневка из-за непогоды
-
-
- дождь, гроза
9
04.08. пер. Крепость (2Б, 3050) -
лед. Мал. Берельский
1,6
«пешком»
сн.-ледовые склоны,
скалы
переменная облачность, дождь, гроза
10
05.08. дневка из-за непогоды
- дождь, гроза
11
06.08. подход под пер. Высоцкого (3А, 3670), полудневка
5,4
пешком
ледник переменная облачность, солнечно, дождь, гроза
12
07.08. дневка из-за непогоды
-
-
- сильный ветер, гроза, снег
13
08.08. подход под пер. Бол. Берельское седло (3А, 3520)
14,4
пешком
ледник, морена переменная облачность, солнечно, дождь
14
09.08. пер. Бол. Берельское седло (3А, 3520) - верхнее плато лед. Менсу
5,4
«пешком»
сн.-ледовые склоны,
скалы
переменная облачность
15
10.08. подход под С-В гребень в. Делоне, полудневка
1,8
пешком
ледник солнечно
16
11.08. траверс С-В гребня (3Б) в. Делоне
0,9
«пешком»
сн.-ледовый склон,
скалы, лед, снег
солнечно
17
12.08. траверс С-В гребня (3Б) в. Делоне
0,9
«пешком»
скалы, лед, снег солнечно
18
13.08. в. Делоне(4200) - в. Белуха Восточная (4506) (траверс 4А альп.) - спуск по Ю-В ребру через седловину между Белухой Вост. и п. Берельским (3Б) - пер. ТКТ
(3А, 4115) - лед. Катунский
8,4
«пешком»
сн.-ледовый гребень,
скалы, лед, снег
солнечно, вечером - переменная облачность,
снежная крупа
19
14.08. лед. Катунский - р. Катунь - р. Капчал
22,4
пешком
ледник, морена, тропа солнечно
20
15.08. пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) - оз. Кучерлинское
18,0
пешком
морена, ледник, тропа солнечно
21
16.08. р. Кучерла - п. Тюнгур
30,6
пешком
тропа, солнечно
  п. Тюнгур - Барнаул
микроавтобус
проселочная дорога  
17.08. Барнаул - Новосибирск
микроавтобус
   
  Новосибирск - Екатеринбург
поезд
   
18.08. Екатеринбург - Новоуральск
электричка
   
Итого:
176,7 км
   
18 ходовых дней, включая 2 полудневки; 3 дневки из-за непогоды

Перечень перевалов и других объектов

Наименование
к.т.
м
Наименование
к.т.
М
1 ПСО «Аккем»
40
в. Акоюк
3670
2 г. Ярлу
3370
41
в. Брони
3291
3 Семинарский
3000
42
Студентов
3000
4 Звездочка
2900
43
Высоцкого
3670
5 Новосибирцев
3240
44
в. 50 лет КПСС
4060
6 лед. Плоский
45
Крепость
3050
7 Карачик
3000
46
Туристов
3300
8 Волга
3280
47
50 лет КПСС
2А*
3200
9 Менсу
3190
48
Солнца
3000
10 Караоюк
3500
49
Веселый
3000
11 Надежды
2870
50
Коккольский
2970
12 Дружба
3340
51
Олимпийский
3000
13 Делоне
3400
52
Цирк
3000
14 Томские стоянки
53
Титова
3220
15 в. Делоне
4200
54
Каратюрек
3060
16 Аккемская стена
3Б*
4100
55
Северная стена
17 в. Западная Белуха
56
СИП
3600
18 Белухинский через
в. Вост. Белуха
4506
57
58
Аккем
Рига-Турист
3340
19 Шукшина
4370
59
Буревестник
2900
20 Бол. Берельское седло
3520
60
Рижский
н/к
2600
21 стоянка «Балкон»
61
Клюева
3500
22 ТКТ
4115
62
Сурикова
3250
23 Катунский
3800
63
Капчальский Вост.
3210
24 Барнаульский
3900
64
Капчальский Зап.
3118
25 Крыленко
4200
65
Иолдо-Айры
2850
26 в. Мюштуайры
3750
66
Немыцкого Зап.
2950
27 Вектор
3А*
4050
67
Немыцкого Южн.
3050
28 Зап. фирновое плато
68
Мрия
3000
29 Памяти Новокузнец-ких туристов
4050
69
Обской
3100
30 Молодых специалистов
3450
70
Кони-Айры
3125
31 Корастылева
77
Текелюшка
3100
32 в. ХХ-летия Октября
4178
78
Ярлу-Боч
н/к
2800
33 ХХ-летия Октября
4178
79
Сулу-Боч
н/к
2940
34 в. Рериха
3492
80
Трудный
3150
35 Урусвати
3550
81
Кучерявый
3600
36 Рериха
3600
82
Динамо
2860
37 Гималайский
3600
83
Тронова
3800
38 Дивногорцев
3420
84
р. Текелюшка
39 Такмак
3400
88
Иолдо-Айры Ц.
2900

6. Техническое описание маршрута

6.1. Поселок Тюнгур - перевал Кузуяк (н/к, 1510) - озеро Аккемское

В пос. Тюнгур через р. Катунь есть большой подвесной мост. До дер. Кучерла - хорошая, отсыпанная гравием дорога. Через р. Кучерла - деревянный мост, далее - лесная грунтовая дорога. На микроавтобусе, на котором забрасывались из Горно-Алтайска, доехали немногим далее моста через Кучерлу. Дальше по дороге за 50 мин. (время чистое) прошли лес, поле и дошли до стоянки на левом берегу ручья, стекающего с пер. Кузуяк. На следующий день за 1 ч. 30 мин. по дороге поднялись на "лесной" пер. Кузуяк (н/к, 1510). Спуск с перевала до поля на левом берегу р. Аккем занял 1 ч. 10 мин., далее (20 мин.) - по хорошей тропе через это поле до так называемых "Березок". Тропа начинает постепенный подъем на склон каньона. (Ночевка на правом берегу очередного притока Аккема в 40 мин. от "Березок".)
Подъем на верхнюю точку каньона занял 2 ч. Через 2 ч. 30 мин. на правом берегу Аккема можно наблюдать вдп. Текелю. (Ночевка.)
От вдп. Текелю, вдоль реки за 2 ч. 30 мин. дошли до Аккемского озера. Тропа вдоль озера местами заболочена. За 1 ч. дошли до места переправы на правый берег Аккема ниже прорыва реки через старый моренный завал. Ширина реки порядка 20 м., глубина - 0,7 м. Через реку в этом месте в настоящее время смонтирован мостик (правда, достаточно экстремальный). После переправы, по тропе, идущей по старой боковой морене, прошли 40 мин. и встали в кармане правобережной морены, у р. Караоюк. Травка, жимолость, последние дрова, ночевка.

6.2. Ледник Аккемский - перевал Делоне (2Б, 3400)

От р. Караюк по тропе, идущей по правобережной морене, за 1 ч. 30 мин. дошли до оптимального места выхода на ледник. Ледник открытый, трещин мало, еще за 1 ч. 30 мин. подошли под ледопад. Ледопад в правой (орографически) части ледника достаточно легко проходим, поднимались вдоль характерного моренного чехла. Подъем занял 1 ч., затем - вдоль срединной морены за 30 мин. дошли до Томских стоянок (площадки на высокой, правобережной, старой морене, напротив в. Делоне (4200), есть хижина спасателей человек на 10-15).
На следующий день, обойдя "Арбуз" (крутую часть ледника выше Томских стоянок) слева (по ходу), по леднику, за 1 ч. 15 мин., подошли под бергшрунд пер. Делоне (2Б, 3400).
Пер. Делоне (2Б, 3400) соединяет лед. Аккемский с лед. Менсу. Характер перевала: со стороны лед. Аккемский - снежно-ледовый, с лед. Менсу - скально-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы (прочее личное специальное снаряжение здесь и далее в техническом описании маршрута опускается, см. раздел 7.2 "Снаряжение личное специальное"), веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт., расходные петли 3 шт.
Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 45 грд. и протяженностью около 300 м. Внизу - бергшрунд со снежными мостами. Поднимались по левой (по ходу) части склона, параллельно скалам. Перила - 6х50 м (1 ч. 30 мин.). Седловина снежная, вытянутая с запада на восток, тур находится на разрушенных скалах в восточной части.
Далее - спуск на верхнее плато лед. Менсу. Склон снежно-ледовый, в верхней части (20 м) крутизной до 45 грд., полузасыпанный бергшрунд, далее склон выполаживается. До бергшрунда спуск "в три такта", далее пешком в обход простого ледопада справа до последних скал слева перед ледопадом на нижнее поле лед. Менсу. Спуск до скал занял 50 мин. (Ночевка.)
По понижению между скалами и ледником вышли на скальную полку, с которой начинаем спуск на нижнее поле лед. Менсу. Первая веревка - по скалам, вдоль ручья (до 90 грд.), вторая - по разрушенным скалам (до 60 грд.), третья - по разрушенным скалам и ледовому склону (до 50 грд.), четвертая - через сильно-разорванный бергшрунд и по снежному склону. Далее склон выполаживается. Нижняя часть ледопада обходится слева, прижимаясь к скалам. По времени спуск за бергшрунд составил 1 ч. 30 мин., и до лед. Менсу ниже ледопада - еще 1 ч.

6.3. Перевал 50 лет КПСС (2А*, 3200)

Примерно за 2 ч. пересекли лед. Менсу (ночевка на леднике под в. 50 лет КПСС) и подошли под пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200).
Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет восточную ветвь лед. Менсу и лед. Куркуре. Характер перевала: снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, веревка основная 3х50 м, крючья ледовые 12 шт.
Под перевалом ледник оказался сильно разорванным, поэтому прижались к склону в. 50 лет КПСС и подошли под бергшрунд (преодолевается по снежному мосту). Поднимались по левой (по ходу) части склона (лед до 40 грд., примерно 140 м). За 20 мин. в кошках с индивидуальной страховкой вышли на седловину - узкий ледовый гребень. Тур на скалах слева по ходу.
Спуск - по левой части склона, постепенно прижимаясь к скалам. (Правая часть склона камнепадоопасна.) Перила 6х50 м. Первая веревка - лед, дальше - снег, около скал - натечный лед. Крутизна до 45 грд. В нижней части - спуск вдоль желоба (камнепадоопасность), слева от него. Бергшрунд в районе желоба забит снегом. Спуск на лед. Куркуре занял 1ч. 40 мин. За 20 мин. подошли под пер. Крепость (2Б, 3050).

6.4. Перевал Крепость (2Б, 3050)

Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет лед. Куркуре с лед. Мал. Берельский. Характер перевала скальный. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, скальный молоток (айсбайль), веревка основная 3х50 м, крючья скальные 8 шт., крючья ледовые 4 шт., фрэнды 3 шт., петли 8 шт.
Спустившись с пер. 50 лет КПСС, и отсидевшись под Крепостью полтора дня из-за дождя, и не дождавшись особых проблесков в погоде, решили все-таки подниматься.
От места стоянки по снежному склону поднялись до бергшрунда (в верхней части - перила 10 м). Берг сильно разорван. По ледовым "пробкам" (перила 20 м) подошли к верхнему ледовому сбросу и сделали траверс (метров 30) влево (по ходу) до ближайшего снежного моста.
Под этим мостом переждали дождик. Далее - вверх 50 м по снежно-ледовому склону до начала скал, затем 50 м траверса вправо (снег, лед, скалы), потом еще 30 м траверса по скально-осыпной полке до кулуара и 20+50+50 м вверх по кулуару (разрушенные скалы средней трудности), ведущему к седловине перевала.
На седловине со стороны лед. Куркуре - полка (возможна организация сидячей ночевки). Перелезли на западную сторону гребня. По этому юго-восточному гребню вершины 50 лет КПСС (4060) мы и предполагали начать траверс вершин 50 лет КПСС и Героическая Корея. Метров 100 прошли "пешком" по западной стороне гребня до ближайшего "жандарма". (Ниже "жандарма" со стороны Крепости есть две хорошие площадки под палатки, но снега-воды нет.) Просмотр дальнейшего пути по гребню показал, что он достаточно серьезный - череда "жандармов" с весьма глубокими провалами между ними - тем более в таких мерзких погодных условиях. Тут началась гроза, переждали ее под тентом, решили "ну его… этот траверс", вернулись к седловине перевала и начали спуск на лед. Мал. Берельский.
В начале "пешком" по средней осыпи (50 м, до 30 грд.), далее 1-я веревка по некрутым скалам (до 45 грд.), дошли до достаточно широкой полки, здесь нас снова застала гроза. Часа два пережидали это безобразие, замерзли, как не знаю что, а тут еще туман. В конце концов, желание засветло спуститься на ледник пересилило желание отсиживаться под тентом. Снова перила: 2-я веревка - скальный сброс (90 грд.), кулуар, скалы гладкие, скользкие, следующая станция вне кулуара (слева); 3-я веревка также по скалам, но не таким крутым (в среднем 60 грд.); 4-я - 15 м по скалам, далее - по снежно-ледовому склону (40-30 грд.) (бергшрунда практически нет), вышли на ледник.
Туман не куда не делся, немного прошли по леднику вниз до места, где ласкало слух журчание воды. На относительно ровном месте встали на ночевку (и как потом выяснилось не на одну).

6.5. "Радиальный выход" под перевал Высоцкого (3А, 3670)

Потеряв день на пережидание непогоды, решили выходить на верхнее плато лед. Менсу через пер. Высоцкого (3А, 3670).
Из-под пер. Крепость (2Б, 3050), вначале придерживаясь левой части ледника, а затем, пересекая его, за 50 мин. подошли к повороту в цирк пер. Высоцкого (3А, 3670). 30 мин. по гребню левобережной морены. Вновь спускаемся на ледник. За 1 ч., вдоль левого (орографически) края ледника, в обход трещин, подошли под пер. Высоцкого (3А, 3670). Поставили лагерь.
До обеда успели подняться под берг, чтобы вблизи просмотреть путь подъема, сходили на "экскурсию" за водой под скалы. Во второй половине дня начался дождь, усилился ветер, который к ночи перерос в настоящий шторм-ураган. Раняло стойки палатки, вырывало растяжки, срывало тент. Чтобы не оказаться "унесенными ветром" палатку обвязали основной веревкой крест накрест и по-всякому. К середине следующего дня шторм слегка успокоился, дождь сменился снегом. Еще раз укрепили палатку, построили стенку.
Утром высветило солнышко. Но снега за предыдущие день и ночь выпало достаточно… Можно, конечно, было посидеть еще один день в ожидании, пока сойдут лавины, но никакой гарантии, что погода стабилизируется, не было. Решили не испытывать судьбу, а перебежать в соседний цирк и переваливать на верхнее плато лед. Менсу через Бол. Берельское седло (3А, 3520) - более безопасным перевалом.

6.6. Ледники Малый и Большой Берельские - перевал Большое Берельское седло (3А, 3520)

Из-под пер. Высоцкого (3А, 3670) придерживаясь левой стороны ледника, обошли верхний ледопадный участок. Затем по центру, не отклоняясь сильно ни влево, ни вправо, слегка поблуждав среди трещин, в общем-то, без особых проблем, спустились на основное тело лед. Мал. Берельский. Придерживаясь правой стороны ледника, спустились до травки на повороте в долину лед. Бол. Берельский. Общее время движения по лед. Мал. Берельский составило 2 ч. 10 мин.
Повернув в долину лед. Бол. Берельский, вначале поднимаемся по левобережной морене (1 ч. 20 мин.), затем по не сильно разорванному леднику (1 ч. 20 мин.). Ночевка перед входом в цирк пер. Бол. Берельское седло (ББС) (3А, 3520), немного не доходя ледопада.
Пер. ББС (3А, 3520) расположен в Белухинском узле и соединяет лед. Бол. Берельский с лед. Менсу. Характер: снежно-ледовый, скальный. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, скальный молоток (айсбайль), веревка основная 3х50 м, крючья ледовые 6 шт., крючья скальные 6 шт., петли 6 шт., фрэнды 3 шт.
Обходя нижнюю ступень ледопада, поднимаемся к скалам отрога, отделяющего цирк пер. ББС от цирка справа (по ходу). Поднимаемся под самые скалы и траверсируем влево. Далее - по центру, выбирая оптимальный путь между трещинами. В 2-х местах повесили короткие перильца (20+20 м). В верхней части ледопада сместились к левой (по ходу) стороне. Вышли на верхнее поле ледника, под взлет перевала. Общее время подхода под перевал составило 1 ч. 40 мин.
Вдоль всего снежно-ледового склона, ведущего на перевал, от самой седловины тянется характерный желоб-"мусоросборник". Подъем вдоль него. Переходим бергшрунд по лавинному конусу и поднимаемся правее (по ходу) желоба. Движение в три такта с индивидуальной страховкой. Крутизна 45 грд., снег. Не доходя места, где желоб первый раз подходит к скалам, связываемся, с попеременной страховкой переходим желоб на левую (по ходу) сторону. Поднимаемся, то одновременно, то с попеременной страховкой через ледоруб, в верхней части - через ледовые крючья. Снова подходим к скалам, переходим желоб (в верхней части по нему течет вода) на правую (по ходу) сторону, поднимаемся к скалам справа. Начинаем вешать веревки. Снег, лед, скалы, средняя крутизна 45 грд., короткие участки - до 60 грд. Наиболее сложный участок - прохождение 3-й веревки - скальный взлет (5 м, 70-80 грд.), покрытый натечным льдом. 4-я веревка выводит на лед, к ледовым разломам на седловине перевала. Седловина снежная, широкая, изрезанная ледовыми изломами. Общее время подъема составило 7 ч.
С седловины траверсируем склон влево, в обход трещин, в направлении Берельской перемычки, выходим к месту, где склон, ведущий на плато лед. Менсу, начинает хорошо просматриваться и за 1 ч. спускаемся вниз до скал левее лдп. Менсу, где была оставлена закладка. (Ночевка.)

6.7. Траверс (4А альп.) вершины Делоне (4200) (подъем по С-В гребню, 3Б) и вершины Белуха Восточная (4506) (спуск по Ю-В ребру через седловину между Белухой Восточной и пиком Берельским, 3Б)

В соответствии с методическими указаниями оценки трудности препятствий в горном туризме (Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов /Под ред. А.В. Джулия - М.: Туристско-спортивный союз России, 2001; стр. 4-9), данное препятствие следует рассматривать как 3Б* к.т. (общее время преодоления - не менее 3-х суток, кол-во точек страховки - более 50, длина определяющего участка - более 10 веревок подряд, является частью траверса 5А комб. к.т. по альп. классификации).
От скал левее лдп. Менсу за 1 ч. подошли под пер. Делоне (2Б, 3400). С утра высветило 100-процентное солнце, чистейшее небо (надо отметить, что эта погода практически простояла до конца маршрута). Решили день посвятить отдыху, погреться на солнышке, а заодно просушить и вещи.
На следующий день за 20 мин. по снежно-ледовому склону (до 40 грд.), вдоль скал (слева по ходу) поднялись на пер. Делоне (2Б, 3400), к началу северо-восточного гребня (3Б) в. Делоне (4200). Характер гребня комбинированный: разрушенные скалы, снег, лед. Средняя крутизна - 45 грд., отдельные участки - 60-90 грд., с четверочным (хорошие зацепы) лазанием. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, скальный молоток (айсбайль), веревка основная 3х50 м, крючья скальные 6 шт., крючья ледовые 6 шт., фрэнды 3 шт., петли 6 шт.
За 1-й день траверса прошли 11 веревок (перил), в основном придерживаясь левой (по ходу) стороны гребня. На ночевку встали в мульде, в начале характерного снежно-ледового кулуара (со стороны лед. Менсу). Можно было идти и дальше, но уж больно место уютное.
Во 2-й день также вешали перила. В начале - придерживаясь левой (по ходу) стороны гребня, при подходе к череде (порядка 3-х) "жандармов" оптимальный путь - справа. На 10-й веревке характер гребня стал снежно-ледовым (средняя крутизна - 45 грд., короткие участки - до 60-ти). Подобный характер гребня, по сути, продолжался до выхода на в. Белухи. Провесили еще 3х50 м до характерного высокого скального выступа. Здесь встретили спускавшуюся сверху команду (7 чел.) из Томска-Барнаула-Бийска, шлепающую траверс по 5А - Корона Алтая-Белуха-Делоне. Пообщались на тему "Что там ждет нас впереди?" и разошлись, взаимно довольные друг другом.
Выше "характерного" скального выступа гребень становится более пологим. В связках поднялись (мин. 20) до следующих камушков, которые нам порекомендовали встречные мужики, вырубили во льду площадку под палатку, устроились на ночлег.
3-й день траверса. В связках (местами с попеременной страховкой) за 1 ч. поднялись на в. Делоне (4200). Тур на камнях справа (по ходу) ниже по склону. Кроме записки предыдущей команды обнаружили, к нашей великой радости, две банки паштета. Прокричали "ура!", прославляя Томск, Барнаул, Бийск, и ринулись дальше. За 40 мин. (движение одновременное, в связках) спустились на седловину между Делоне (4200) и Белухой Вост. (4506). Гребень становится все уже и острее, средняя крутизна - 45 грд., отдельные участки - до 60-ти (влево и вправо от гребня и того больше), на левую (по ходу) сторону нависают карнизы. Движение в связках (местами с попеременной страховкой). За 1 ч. 10 мин. поднялись на в. Белухи Вост. (4506). Вершина представляет собой снежный купол. Гребень на подходе к куполу вершины более широкий и пологий. Тур на камнях справа (по ходу) чуть ниже по склону.
Немного пройдя на спуск, в сторону пер. Белухинского (2Б, 4506), дошли до места начала движения на седловину между Белухой Вост. и п. Берельским. Вначале спуск по снежно-ледовому склону (перила 2х50 м) крутизной до 40 грд., выход на ровное плечо вершины, подход к заснеженному скальному юго-восточному ребру, ведущему вниз на седловину. Перила 7х50 м - скалы, снег, лед (средняя крутизна 45 грд., местами до 60-ти) - с выходом на снежно-ледовый склон. Внизу - не явно выраженный, полузасыпанный бергшрунд. Уходим под пер. ТКТ (3А, 4115), находящийся прямо напротив седловины между Белухой Вост. и п. Берельским.
В общей сложности за 3 дня траверса было пройдено 33х50 м перил + движение в связках.

6.8. Перевал ТКТ (3А, 4115) - восточная ветвь ледника Катунский

Перевал расположен в Белухинском узле, соединяет верхнее плато лед. Бол. Берельский с восточной ветвью лед. Катунский. Характер: снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, веревка основная 3х50 м, крючья ледовые 2 шт., петля расходная 1 шт.
Из-под седла между Белухой Вост. и п. Берельским спускаемся под пер. ТКТ (3А, 4115). Перевальный взлет непротяженный, метров 100 (до 50 грд.), преодолеваем за 20 мин. Бергшрунд проходим по снежному мосту в правой (по ходу) части перевального взлета. Движение с индивидуальной страховкой. Седловина перевала представляет собой скально-снежно-ледовый гребень. Тур на скалах слева.
Начало спуска - в левой части седловины, чтобы обойти сильный разлом бергшрунда внизу. Перила 2х50 м. 1-я веревка - по заснеженным скалам, 2-я - по ледовому склону. Крутизна - 50 грд. Конец 2-й веревки прошел через бергшрунд, далее склон выполаживается. По времени прохождение этого участка заняло 30 мин.
По снежному склону за 40 мин. спустились под в. Раздельная. В верхней, правой части спуска и нижней левой - ледопадные участки. Движение в связках по центру, по снежным мостам, в обход разломов (крутизна до 45 грд.).
Из-под Раздельной - вниз по закрытому леднику, в связках, по центру, в обход трещин. Крутизна 10-15 грд., до 30-ти. Постепенно смещаемся вправо к снежно-ледовой перемычке Раздельного гребня (разделяет восточную и центральную ветви Катунского ледника). Ледник приобретает характер нормального, хорошего ледопада. Двигаемся вдоль восточного склона Раздельного гребня (снег, крутизна 15-20 грд.) с индивидуальной страховкой. Доходим до оптимального места выхода на ледник (перед плавным поворотом ледника направо). Вновь связываемся. В месте перехода со склона Раздельного гребня на ледник - мощные разломы и трещины. По ледовым мостам, между трещин, с попеременной страховкой выходим к центру ледопада и спускаемся на пологую часть ледника. Здесь трещин мало, они хорошо просматриваются и обходятся. (Ночевка напротив цирка пер. Катунский.) Перед нижним ледопадом выходим на морену и поднимаемся на старый моренный гребень левого борта ледника. По гребню, местами довольно узкому, идет хорошая тропа, промаркированная турами. За 50 мин. спускаемся к небольшому озеру в моренном кармане. Гребень сходит на "нет". Тропа в нижней части морены местами теряется среди камней, нужно внимательней следить за турами. За 20 мин. спускаемся к истокам р. Катунь.

6.9. Верховья р. Катунь - р. Капчал

Вдоль левого берега р. Катунь идет хорошая тропа. Галечные пляжи чередуются со старыми моренными валами. После того как прошли мимо водопада на ручье Рассыпном на правом берегу Катуни, тропа, через некоторое время, становится заболоченной (в кроссовках идти можно), местами теряется в кустарнике. По тропе до переправы на правый берег р. Катунь шли 2 ч. 10 мин. (время чистое). Ориентиром места для переправы может служить группа хвойных деревьев на небольшой горке посреди кустарника недалеко от берега. Катунь делает левый поворот и разливается на несколько проток. Часть проток прошли с индивидуальной страховкой через телескопические палки, наиболее мощную протоку - стенкой.
Тропа на правом берегу Катуни продолжается, идет посреди высокой травы и имеет многочисленные развилки. Придерживаемся направления на старый моренный вал поросший лесом, разделяющий долины Катуни и Капчала. Переваливаем через него в наиболее низком месте. Тропа становится более торной, но порой теряется в кустарниках, по берегам ручьев, впадающих в р. Капчал.
Постепенно поворачиваем по долине направо (по ходу). Начинается значительный набор высоты по травянистому склону. В верховьях р. Капчал по камням переправляемся на правый берег, пересекаем заболоченный луг. Лагерь ставим на возвышенности, на травке перед мореной. Хорошо просматривается цирк пер. Капчальский Зап. (2А, 3118). Подход от переправы через р. Катунь составил по времени 3 ч. 05 мин.

6.10. Перевал Капчальский Западный (2А, 3118)

Пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) соединяет лед. Капчальский с лед. Кони-Айры. Характер перевала: со стороны лед. Капчальский - скально-осыпной, со стороны лед. Кони-Айры - снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, возможно - веревки.
От лагеря под мореной подходим под правый (по ходу) склон цирка и по осыпи вдоль скал спускаемся в карман между мореной и склоном. Двигаемся в верховья цирка, выбирая оптимальный путь между моренными валами, ориентируясь на контрфорс, делящий цирк на две камеры. По морене поднимаемся между выходами бараньих лбов и выходим на ледник. По леднику поднимаемся в левую (по ходу) камеру цирка, подходим под пер. Капчальский Зап. (2А, 3118). Время подхода под перевал составило 1 ч. 40 мин. (время чистое).
Со стороны лед. Капчальский пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) не имеет явно выраженной седловины. Все явные седловины - это ложные Капчальские Зап. Ориентироваться необходимо на второй контрфорс в левой камере цирка (по ходу справа налево от центрального, делящего цирк на камеры, не считая его). Справа от контрфорса - осыпной кулуар, слева на контрфорс выводит наклонная (до 40 грд.) скально-осыпная полка. Подниматься следует по ней. Движение свободным лазанием. Скалы сильно разрушены, много живых камней. Примерно пройдя две трети подъема, полка заканчивается. Поднимаемся по скально-осыпному кулуару (есть оставленные ранее спусковые петли) слева (по ходу) от оси контрфорса. Кулуар выводит на седловину перевала. Время подъема составило 40 мин. Седловина перевала широкая, тур - на скалах в центре.
Спуск по снежно-ледовому склону крутизной до 30 грд. в обход трещин. В нижней части спуска, если придерживаться левой стороны цирка, увеличение крутизны до 40 грд., возможно могут понадобиться кошки. Спуск с седловины перевала до пологой части лед. Кони-Айры составил по времени 30 мин. По открытому леднику за 40 мин. спускаемся до площадок на старой правобережной морене под лед. Кони-Айры.

6.11. Долины рек Кони-Айры и Кучерла - поселок Тюнгур

От площадок на старой морене под лед. Кони-Айры по хорошей тропе спускаемся в долину р. Кони-Айры. Быстро теряем высоту и за 40 мин. (время чистое) подходим к верхнему водопаду на р. Кони-Айры. Есть хорошие площадки для отдыха. За 20 мин. спускаемся к нижнему водопаду. Далее так же по тропе вдоль правого берега р. Кони-Айры за 1 ч. 20 мин. добежали до р. Мюшту-Айры. Тропа местами выходит на крупный и средний курумник, местами пересекает заболоченные участки (в кроссовках идти можно). Мюшту-Айры на месте переправы делится на несколько проток, через которые переправляемся по перекинутым жердям и бревнам. От р. Мюшту-Айры до оз. Кучерлинского - 1 ч. 30 мин. (Ночевка перед озером.) Вдоль озера идет утомительная тропа: то вверх, то вниз, то курумник, то буреломные участки. За 1 ч. 30 мин. прошли вдоль озера и поднялись на старый моренный вал, образовавший озеро. Из озера вытекает р. Кучерла. Тропа продолжается вдоль правого берега реки. Тропа хорошая, практически на всем протяжении есть места для стоянок. За 1 ч. 35 мин. добежали до р. Текелюшка, за 2 ч. 40 мин. - от р. Текелюшка до скалы-писаницы. Скала находится в 50 м. от тропы, является археологическим памятником. От скалы-писаницы за 1 ч. доходим до р. Черная. Тропа постепенно расширяется и переходит в проселочную дорогу. К нашему великому ликованию выпали на "УАЗик", который завез туристов к началу маршрута, и на котором мы благополучно (за 100 руб. с человека) и быстро добрались до Тюнгура.
Поужинали в кафе, выполненном в стиле национального жилища аила, и в этот же вечер выехали до Барнаула.

7. Материальное обеспечение

7.1. Снаряжение личное общепоходное

Наименование
Количество, шт.
Вес, кг.
1 Рюкзак «Манарага»
1
1,8
2 Коврик
1
0,3
3 Спальный мешок пуховый «BASK»
1
1,5
4 Куртка пуховая «BASK»
1
1,45
5 Штормовой костюм (анарака, брюки)
1 комплект
0,5
6 Костюм спортивный
1 комплект
0,8
7 Свитер легкий
1
0,35
8 Рубашка с длинными рукавами
2
0,2
9 Футболка с короткими рукавами
1
0,1
10 Шапочка шерстяная
1
0,1
11 Панама от солнца
1
0,1
12 Плавки повседневные
3
0,3
13 Плавки купальные
1
0,1
14 Шорты
1
0,1
15 Перчатки а) утепленные
1
0,2
б) х/б
2
0,2
16 Накидка от дождя
1
0,3
17 Ботинки «Koflach»
1 пара
2,7
18 Фонарики для ботинок
1 пара
0,2
19 Кроссовки
1 пара
0,7
20 Носки а) шерстяные тонкие
3 пары
б) полушерстяные толстые
4 пары
0,9
в) х/б тонкие
4 пары
21 Туалетные принадлежности
1 комплект
0,2
22 Посуда, нож
1 комплект
0,4
23 Индивидуальный пакет
1 комплект
0,2
24 Спички в герметичной упаковке
2
0,1
25 Туалетная бумага
1 рулон
0,1
26 Записная книжка, ручка
1 комплект
0,1
27 Носовой платок
2
0,1
28 Фляжка
1
0,1
29 Мешок для заброски
1
0,2
Итого:
14,4
Из них в рюкзаке было примерно:
11,0

7.2. Снаряжение личное специальное

Наименование
Количество, шт.
Вес, кг.
1 Система страховочная 1 комплект 1,0
2 Карабины альпинистские 7 0,6
3 Пруссик для самостраховки 1 0,2
4 Рукавицы брезентовые 1 пара 0,2
5 Каска «Petzl Ecrin Roc» 1 0,5
6 Ледоруб (айсбайль) 1 1,0
7 Ледовые крючья «УЭХК» 3 0,3
8 Ледовый крюк расходный 1 0,1
9 Кошки 1 пара 1,0
10 Спусковое устройство 1 0,1
11 Палки телескопические «Salewa» 1 пара 0,5
12 Жумар «Альтурс» 1 0,1
13 Очки солнцезащитные 1 0,2
Итого: 5,8

7.3. Снаряжение командное общепоходное

Наименование
Количество, шт.
Вес, кг
1 Палатка
1
3,2
2 Тент
1
1,2
3 Газовая горелка
1
0,4
4 Газ
6 баллонов
4,2
5 Стеклоткань
1
0,3
6 Лопата снежная
1
0,6
7 Автоклав (3 л.)
1
0,65
8 Кастрюля (3 л.)
1
0,6
9 Поварешка
1
0,1
10 Свечи
1
0,1
11 Фонарик
1
0,2
12 Термометр
1
0,05
13 Фотоаппарат
2 комплекта
0,9
14 Документы
1 комплект
0,3
15 Аптека
1 комплект
1,3
16 Ремонтный набор
1 комплект
1,4
Итого:
15,5

7.4. Снаряжение командное специальное

Наименование
Количество, шт.
Вес, кг.
1 Веревка основная 50 м. 3 9,65
2 Веревка расходная 11 метров 0,75
3 Крючья скальные 10 0,55
4 Фрэнды 3 0,55
Итого: 11,5

7.5. Продукты питания

Продукты питания были разделены на две категории: общественные и личные.
Общественные продукты обеспечивали участников горячим питанием. В этот перечень входили стандартный набор круп, мучные изделия, специи, тушенка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе и т.д. (из расчета 260 гр. на человека в день). Общий вес общественных продуктов составил 21,8 кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах. Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице.

Наименование
Вес, кг.
1 Сухари 1,0
2 Печенье 1,0
3 Колбаса копченая 1,0
4 Сало 0,5
5 Сахар 1,0
6 Конфеты 1,5
7 Сыр 0,5
8 Сухие напитки 0,3
Итого: 6,8

Таким образом, общий вес продуктов составлял 49 кг., т.е. 583 гр. сухих продуктов на человека в день.

7.6. Весовые характеристики груза

Наименование
На 1 чел., кг.
На 4 чел., кг.
1 Снаряжение личное общепоходное 11,0 44,0
2 Снаряжение личное специальное 5,8 23,2
3 Снаряжение командное общепоходное 3,9 15,5
4 Снаряжение командное специальное 2,9 11,5
5 Продукты общественные 5,5 21,8
6 Продукты личные 6,8 27,2
Итого: 35,9 143,6

8. Смета расходов

Наименование
На 1 чел., руб.
На 4 чел., руб.
1 Транспортные расходы    
1.1. Новоуральск - Екатеринбург    
  Электричка 34,0 136,0
1.2. Екатеринбург - Новосибирск    
  поезд № 038 838,7 3354,8
1.3. Новосибирск - Барнаул    
  Микроавтобус 300,0 1200,0
1.4. Барнаул - Горно-Алтайск    
  Микроавтобус 230,0 920,0
1.5. Горно-Алтайск - Тюнгур    
  Микроавтобус 700,0 2800,0
1.6. Тюнгур - Барнаул    
  Микроавтобус 800,0 3200,0
1.7. Барнаул - Новосибирск    
  Микроавтобус 300,0 1200,0
1.8. Новосибирск - Екатеринбург    
  поезд № 505 656,9 2627,6
1.9. Екатеринбург - Новоуральск    
  Электричка 34,0 136,0
2 Питание (70 руб. x 26 дн.) 1820,0 7280,0
Итого: 5713,6 22854,4

9. Литература

1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.
2. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов /
Под ред. А.В. Джулия. - М.: Туристско-спортивный союз России, 2001.
3. Классификация маршрутов на горные вершины. - 2-е изд., перераб. - М.: Издатель И.В. Балабанов. 1999.
4. Побежденные вершины. Год 1954. Ежегодник советского альпинизма. /
Под ред. Е.Д. Симонова. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957.
5. Белуха 2000. Отчет о горном маршруте 6 к.с. по Центральному Алтаю.
Руководитель А.Б. Бутырин, Новоуральск, 2000.
6. Отчет о горном маршруте 5 к.с. по Центральному Алтаю.
Руководитель В.А. Голубин, Новоуральск, 1999.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100