Отчет о горном туристском походе IV категории сложности по Центральному Кавказу

Отчет из библиотеки Петроградского клуба туристов, № 252

Сканирование и обработка отчета -
Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Ленинградский областной совет СДСО "Буревестник".
Секция горного туризма.
Руководитель похода: Мельников А. А.
Номер отчёта в библиотеке ПКТ: IV/87 или I/261А, инв. № 627.

Маршрут похода
а/л "Безенги" - пер. Думала (НК)
т/б "Чегем" - пер. Твибер (1Б)
л-к Твибер - л-к Китлод - вершина Нашкодра (4050 м) - пер. Семи (2А) - пер. В. Цаннер (2А) - пер. Кель-баши (НК) - Баран-кош - а/л Безенги - пер. Дыхни-ауш (2Б) - р. Черек - Балкарский - аул Верхняя Балкария.
Всего 188 км.

В данном отчете представлено описание подготовки и проведения горного туристского путешествия IV кат. сложности по Центральному Кавказу в период с 15 по 29 июля 1966 г.
Поход являлся заключительной частью семинара по подготовке руководителей дальних туристских путешествий, организованного ЛОС СДСО "Буревестник".
Начальником семинара был назначен т. Федотов Ю. (Л.М.И.)
Нач. учебной частью - Джибраев Ю. (ЛВХПУ).
Участники семинара были разбиты на 3 самостоятельные группы.
Руководители: Джибраев Ю., Мельников А., Федотова А.
Все участники семинара имели квалификацию не ниже II разряда по туризму, 50% участников имели III разряд по альпинизму.
Поход фактически начался с заброски на машине продуктов в а/л "Безенги". До т/б "Чегем" к месту проведения семинара наша группа двигалась через пер. Думала (нк) под руководством стажера Черномордика.
Мне удалось в составе группы Юрия Джибраева пройти пер. Джорашты (3А) в том же Куршаганском хребте.
В период с 16 до 20 июля с участниками семинара проводились занятия в районе т/б "Чегем" по специальному учебному плану.
Учитывая серьезность подготовки участников, Федерация КБ АССР выпустила группу на зачетное восхождение, совершенное в период проведения похода. Восхождение было совершенно с пер. Семи на вершину Нашкодра (1Б) 23 июля.
Весь поход с Чегемским периодом занял 16 дней.
Поход соответствует IV кат. сложн. и может быть рекомендован, как поход интересный в спортивном отношении, туристам с достаточной подготовкой и опытом.

Руководитель похода Мельников А. А.

Подготовка группы к походу
Подготовка заключалась в выборе района похода и изучении его по литературным источникам и отчетам, имеющимся в ЦКТ Ленинграда; прокладывания маршрута и составления графика движения; раскладке питания и заброске продуктов в исходный и промежуточный пункты маршрута. Теоретически и практически группа была подготовлена к походу, поскольку участники прошли курс обучения на семинаре по подготовке руководителей дальних походов. Этот поход являлся для них зачетным. Основной состав группы определился задолго до начала летнего сезона. Это дало возможность сходиться группе в "вылазках" по Карельскому перешейку, а также организовать тренировки с выездом на скальные участки под Выборгом, где отрабатывались элементы горновосходительной техники.

Фамилия, имя Г. р. Место работы Спорт. разр. Обязанности в группе
1 Мельников Андрей 1940 п/я 763 I тур. руководитель
2 Черномордик Зиновий 1940 ЛЭИС II тур., III альп. стажер (завхоз)
3 Крутикова Валентина 1940 ЛКИ II тур. казначей
4 Ефимова Наталья 1947 ЛТЛП II тур.
5 Тимофеева Наталья 1947 ЛТЛП II тур.
6 Егорова Татьяна 1940 Мед. инстит. II тур., III альп. врач
7 Пассесор Леонид 1946 п/я 10 II тур., III альп.
8 Павлов Владимир 1941 ЛЭИС II тур., III альп.
9 Карнач Сергей 1942 ЛМИ II тур., III альп. фотограф
10 Зеледеев Анатолий 1944 ЛИПТ II тур., III альп.

Список снаряжения на группу 10 человек

1 Палатки типа “Памирка” 3 шт.
2 Топор 1 шт.
3 Котлы (5 л, 8 л) 2 шт.
4 Фонари 3 шт.
5 Свечи 6 шт.
6 Веревки основные 30 м 4 шт.
7 Веревки вспомогательные 30 м 2 шт.
8 Крючья скальные 6 шт.
9 Крючья ледовые 2 шт.
10 Карабины 2 шт.
11 Примуса тип “Туристский” 2 шт.
12 Канистра 5 л 1 шт.
13 Компас 2 шт.
14 Фотоаппараты 3 шт.
15 Термометр 1 шт.
16 Сигнальные ракеты 2 шт.
17 Аптечка набор
18 Рем. набор комплект

Список личного снаряжения

1 Рюкзак типа “Абалаковский” 1 шт.
2 Спальный мешок 1 шт.
3 Нож 1 шт.
4 Миска 1 шт.
5 Ложка 1 шт.
6 Ледоруб 1 шт.
7 Кошки 1 пара
8 Грудная обвязка 5 м 1 шт.
9 Защитные очки 1 шт.
10 Бивачное белье 1 пара
11 Свитер шерстяной 1 шт.
12 Штормовой костюм 1 шт.
13 Рукавицы 1 пара
14 Шапочка шерстяная 1 шт.
15 Накидка п/э 1,5 м 1 шт.
16 Носки шерстяные 4 пары
17 Носки х/б 2 пары
18 “Вибрам” (ботинки) 1 пара
19 Кеды 1 пара

Суточный рацион питания на человека

Наименование Вес (г) Калорийность
Поливитамины, экстракт клюквенный, кислота лимонная 2 -
ИТОГО: 782 3002

СМЕТА РАСХОДОВ

Наименование расходов на 1 чел. на 10 чел.
1 проезд по ж.д. Нальчик – Ленинград (туда и обратно) 43,20 р.
2 проезд на автотранспорте
а) Нальчик – а/л Безенги 2 р. 20р.
б) С. Мухол – Нальчик 1 р. 10 р.
3 Питание в день 1,50 р. 15 р.
4 Расходы на прокат снаряжения   20 р.
ледоруб 3 коп. * 20 = 60 коп.
кошки 2 коп. * 20 = 40 коп.
ИТОГО 57 р.
Примечание: на питание была дотация ДСО 105 р.

Краткий физико-географический очерк района похода

Маршрут похода проходил по высокогорной части Ц. Кавказа. В этом районе горная система очень развита, достигая в ширину в некоторых местах 200 км. Ц. Кавказ - наиболее высокая часть Большого Кавказа с вершинами более 4500 м и с труднодоступными перевалами выше 3000 м над уровнем моря.

Климат
Климат отличается высотной зональностью. Климат южного склона теплее и влажнее северного. Количество осадков колеблется от 1200 до 2500 мм. Наилучшее время для похода середина июля - август. В это время погода наиболее устойчива, наименьшая опасность лавин. Климат Ц. Кавказа более суров, погода менее устойчива по сравнению с другими районами Кавказа.

Растительность
Кавказ насчитывает до 6000 видов растений. Склоны гор в зоне 500-1400 м покрыты лиственным лесом (дуб, бук, чинара). В зоне 1800-2500 м располагаются субальпийские луга и криволесье ( береза, рябина). Еще выше до 3000 м располагается пояс альпийских лугов, здесь же берет начало снеговая линия, переходящая в скально-ледовый пояс.

Животный мир

В высокогорной зоне встречаются: кавказский тур, серна, из птиц - горная индейка (улар), альпийская галка.
В лесах: медведь, рысь, волк, лиса, заяц.

График движения по дням

15-16/VII. Заброска продуктов в а/л Безенги
Этот период с описанием прохождения перевалов освещен в отчетах руководителей групп Федотовой А. (пер. Думала) и Джибраева Ю. (пер. Ожорашты).

1б-20/VII. Занятия по программе семинара

21/VII. Выход на маршрут, пер. Твибер 1Б
Подъем в 5 утра. Небо чистое лишь с небольшими облачками. Наш лагерь разбит выше нарзана, на поляне. Отсюда дойти до С. Приюта понадобилось 2 ч 10 минут. Затем крутой подъем с выходом на тело ледника "Крулак". Отсюда до перевала часа два хода. Тропа хорошо маркирована, видны следы "плановых". Их увели сегодня утром через наш перевал.
Перед перевалом на шиферных осыпях (кстати, удобном месте для ночлега) устраиваем перекус. На перевале снимаем записку туристов 31 гр. 88 маршрута (староста И. Мирошин). С перевала открывается отличная панорама - недаром пер. Твибер считается одним из красивейших перевалов Кавказа. Прямо перед нами возвышается Тихтенген, справа чернеет массив Бодорку, слева пер. Китлод. Завтра этот перевал будет штурмовать группа под рук. Джибраева Ю.
Спуск с перевала достаточно крут, местами до 40 градусов. Ниже, до самой морены ледника Твибер и дальше путь маркирован, кое-где попадающиеся трещины легко обходятся.
Решаем быстро встать на ночлег, на морене. Небо совсем затянуло тучами, стало накрапывать, а мокнуть нам нельзя - назавтра предстоят снежные ночевки где-то в районе Л. Китлод, под пер. Семи.

22/VII. Китлодский хаос
Встаем затемно. Дежурные уже на "боевом посту" - при сильном ветре пытаются что-то приготовить. Наскоро позавтракав, в 5 часов уже движемся вниз по гребню мощной морены. Приблизительно через 5-6 км пути подходим к месту поворота на л. Китлод (см. фото). Выходим на ледник и движемся прямо по нему, держась левой (орографически) стороны его. Затем уклон ледника повышается - здесь лучше надеть кошки. Ледопады Китлода необходимо проходить, прижимаясь к скалам справа. Причем последний взлет ледопада можно обойти верхом, справа над скалами, для этого необходимо подняться вверх по снежному кулуару и двигаться на черную шиферную гряду, с которой сразу же, как на ладони, видны выходы к перевалам Китлод и Семи. Почти, на уровне с этой грядой впереди под Китлодом видна шиферная морена свободная от снега - удобное место ночевок (здесь есть и вода). На морене уже видны палатки группы Джибраева, прошедшей пер. Китлод (фото).

25/VII - Восхождение на пер. Семи, пер. В. Цаннер
Выходим в 4 ч 30 мин. По снежному насту идется легко. Подход к перевалу прост, уклон гребня всего 15 гр. (см. рис. 6). С первыми лучами солнца мы уже на перевале. Начинается подготовка к восхождению на гребень Нашкодра. Полный траверс обеих вершин занимает 4 часа (фото). С одной из вершин снимаем записку на немецком языке, очень "древнего" происхождения, по всей видимости, военного времени.
Наконец, мы на вершине. Поздравляем своих 15 товарищей, которые отныне являются альпинистами СССР. Это было для них зачетным восхождением. Хорошее начало необычайно подбадривает. Вперед!
Впереди, как на ладони, виднеются все три Цаннера. За ними возвышаются Гестола и Лильвер.
Перевал Семи относится к перевалам II категории сложности. Это типичный промежуточный перевал. Как правило, пер. Семи проходится в соединении с каким-нибудь другим перевалом. В нашем случае пер. Семи проходится одновременно с пер. В. Цаннер и пер. Кель-баши. Спуск с пер. Семи на всем протяжении довольно отлог, а через километр становится почти горизонтальным. Правда, первая часть спуска достигает 2о градусов (см. рис. 7). Переход от пер. Семи до пер. Цаннер составляет около 6 км. Подъем на пер. В. Цаннер прост и не требует особых указаний (см. рис. 8). Перевалы Цаннеры считаются наиболее интересными из общеизвестных на Кавказе перевалов. Они ведут с ледника Безенги, который самый длинный на Кавказе (17 км) на ледник Цаннер, дающий начало одной из главных водных артерий Сванетии - реке Мульхра. Перевальный гребень может быть пересечен в двух точках - соответственно, Верхний и Нижний Цаннеры. Более употребителен Верхний Цаннер - как более короткий. Спуск с этого перевала довольно крут. Сначала нужно преодолеть бергшрунд, который обычно покрыт снежными мостами, а далее спуск идет по крутому снежнику с выходом на пологую часть ледника. Отсюда держим путь на скалы Кель-баши. Кель-баши представляет собой сравнительно невысокую скалистую гору. Сторона, обращенная к леднику Безенги, представляет собой огромный цирк с крутыми склонами, покрытыми осыпью (фото); спуск идет по этим осыпям, а кое-где по снежникам, которые выгодно использовать для глиссирования. Безенгийская стена отсюда видна до самого перевала Дыхни-ауш.
Достигнув травянистого гребня, осматриваемся, а затем вдоль ручья спускаемся до небольшого моренного озерца. Невдалеке от этого места находится так называемый Баран-кош. Здесь и встаем на бивак.

24/VII.
Подъем в 8 утра. Сегодня часть группы должна сходить в а/л "Безенги" за продуктами, которые были заброшены туда нами 15 июля. Путь в один конец занимает около 3 часов. После пересечения прибрежной растресканной части ледника путь идет почти по ровной усеянной щебнем полосе. Ледник следует пересечь, выйдя на высокую береговую морену в месте, названном Миссес-кош.
Здесь на альпийском кладбище мы приняли участие в обряде захоронения останков Кензерского, погибшего три дня назад при спуске с Дых-тау.
Далее путь следует по хорошей тропе до самого лагеря.

25/VII. "Австрийские ночевки"
С поляны Баран-кош вышли в 14 часов дня. Сегодня необходимо как можно ближе "заброситься " к перевалу Дыхни-ауш. Преодолев изрезанную прибрежную часть ледника, выходим на его середину. У самого слияния восточной и западной ветви ледника следует повернуть налево и, осторожно лавируя между трещинами, выйти на правую морену восточной ветви ледника, оставив справа небольшой ледопад. Поднявшись на верх морены, по ее гребню идем вдоль ледника. Здесь спугиваем большое стадо туров - козлы так мирно паслись, что сначала мы невольно приняли их за обыкновенных баранов, неизвестно, правда, как здесь очутившихся. Пройдя по пологой морене и обойдя по скалам небольшой ледопад, через 2 часа разбиваем лагерь. Высота площадки 3000-3200 м. Отсюда великолепный вид на Безенгийскую стену - мы находимся как раз напротив ледяной Джанги. Отчетливо видны Цаннеры (фото).

26/VII. пер. Дыхни-ауш

Подъем в 3 ч. Связавшись, выходим на ледник и движемся по его середине, чтобы не попасть под лавины со склонов Джанги. Путь до перевального гребня занял 2 часа. Перевал Дыхни-ауш (3872 м) по сложности оценивается как 2Б. Этим перевалом связаны верховья Безенгийского и Балкарского ущелий. Перевальный гребень представляет собой крутую стену (45 гр.) длиною 80-100 м с большим бергшрундом в нижней ее части. Самое трудное - это преодолеть бергшрунд, далее, забив для страховки 1-2 крюка, выходим на кошках на гребень (см. рис. 10). В туман и дождь на пер. Дыхни-ауш выходить не следует. Крутой спуск на восточную сторону тянется метров на 200-300. Над восточным склоном нависает снежный карниз, который следует прорубить, чтобы спуститься до первых скал, где можно отдохнуть и рассмотреть дальнейший спуск. Далее путь идет частично по скалам, частично по снежникам. Возможен камнепад! В самом низу склона бергшрунд, который легко перепрыгивается. Спускаемся на тело ледника Башха-ауз. Здесь следует держаться его середины из-за наличия скрытых трещин. Вскоре течение ледника становится более пологим, слева идет ровный вал береговой морены. Необходимо выйти на него и двигаться до самого ледника Дых-су. Слева открывается Крумкольское ущелье, с замыкающей его Коштан-тау. В том месте, где ледник Айлама впадает в ледник Дых-су, выходим мощную серединную морену и движемся по ней почти до самого конца ледника. Не доходя до места, где одноименная река вырывается из-под панциря Дых-су, сворачиваем вправо, обходя моренный хаос и держа путь на лесистый берег, виднеющийся вдали речки. Спустившись с ледника, попадаем в прекрасное место, поросшее сочной травой и кустарником. Уставшему туристу трудно найти удобнее места для ночлега.

27/VII. Окончание похода
Утром, вылив уже ненужный бензин и поделив остатки продуктов, выходим в путь вдоль крутого берега р. Дых-су. До самой р. Ах-су это довольно трудный участок, хотя имеется какая-то тропка, пропадающая на крупных осыпях. Здесь склоны круты и покрыты густой растительностью, через которую часто приходиться продираться. До моста р. Дых-су около 6 км. Здесь недалеко расположен приют для "плановых", которых водят через пер. Шари-Вцек в Сванетию. От приюта до поселка Верхняя Балкария считается 26 км.
В этот день наша группа добралась до большого моста через р. Черек и встала лагерем в 2 км от поселка. Весь путь с бивака на Дых-су занял 6 часов. По дороге вдоль р. Черек произошла неприятность: участник Ильченко В., споткнувшись, ударился о камень, разбив очки и поранив скулу.
Пришлось срочно добираться до больницы для оказания ему квалифицированной медпомощи. К счастью, все обошлось благополучно, но последнюю ночь похода ему пришлось провести в больнице.
На следующее утро 28 июля группа отбыла на автобусе в г. Нальчик.

Краткие выводы и советы
Практика походов показала, что в группе более 6 человек руководитель похода может быть освобожден от обязанностей по кухне.
В группе более 10 человек в условиях высокогорного похода целесообразно назначить дежурных тройками. Причем каждая тройка отвечает только за очередной горячий прием пищи (утром или вечером). Внутри "тройки" между ее членами желательна специализация, например: один отвечает за примуса и заправку их; другой непосредственно варит, не отходя от "кухни"; третий обеспечивает всем необходимым второго или сменяет его. Тройка размещается в своей палатке, а при необходимости составляет "связку".
Такая система "троек" позволяет полнее распределить трудоемкие обязанности на всех членов группы.
Бензин для примусов типа "Phebus" лучше использовать марок А-72-76; для туристских самопрочищающихся А-72 + керосин. Бензин А-66 используется в крайних случаях, поскольку он этилирован, а, значит, ядовит. Кроме того, при его сгорании остаются несгораемые продукты, забивающие форсунку.
Рекомендуем внести в рацион "сублимированное мясо". Оно питательно и вкусно. А самое главное - легче тушенки почти в 4 раза. В рацион также необходимо внести такие продукты, как клюквенный экстракт, лимоны, клюква, протертая с сахаром. Эти продукты хорошо утоляют жажду, являются источником витаминов. А недостаток витаминов в рационе может привести к нарушению в организме углеводного обмена.
Очень хорошо показал себя в походе сухой экспедиционный суп в круглых брикетах (по 3 кг). Большое значение в походе имеют так называемые "перекусы" - промежуточный приемы пищи.
Если учесть, что завтрак включает 30% суточной нормы калорий, а ужин 35%, то на перекусах энергетические затраты организма восполняются на 25%.
Через каждые 2 часа пути на небольших привалах участники употребляют в пищу хорошо усваиваемые продукты, богатые углеводами (сахар, глюкоза, шоколад, клюквенный экстракт с водой). Эти продукты должны находиться в легкодоступных местах (в кармане штормовки, под клапаном рюкзака и т. п.). Через каждые 3-4 часа пути рекомендуется выдавать колбасу, сыр, белые сухари с запасом из фляг кофе или чая. Фляги заправляются утром во время завтрака. Здесь же каждый участник проглатывает таблетку столовой соли (4 г) для восстановления солевого режима организма.
Для возбуждения аппетита и для профилактики необходимо включить в рацион специи и приправы (лук, чеснок, перец и т. д.).
Рекомендуем на каждых 3 человек иметь одну перечницу и связку чеснока.