Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о путешествии, совершенном группой туристов ТК МИИТ под руководством Конилова Д. А. в районе Приэльбрусья, Ц. Кавказ, с 1.05 по 10.05.2004 года

Руководитель: Конилов Д. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6039

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

Нитка маршрута: пос. Эльбрус - пер. Ирикчат (1Б; 3643) - траверс восточных и южных ледовых полей Эльбруса (2А) - пер. Седловина Эльбруса (2А, 5200; рад.) - пос. Терскол - пер. Когутай (2А; 3700; рад.) - в. М. Когутай (3860; рад.) - пос. Терскол

Содержание:
  1. Справочные сведения;
    1. Проводящая организация;
    2. Место проведения;
    3. Общие справочные сведения о маршруте;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Участники путешествия;
    7. Адреса хранения отчета;
  2. Содержание отчета;
    1. Общая идея путешествия;
    2. Подъезды и отъезды;
    3. Стратегия путешествия. Аварийные выходы и запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения;
    6. Высотный график;
    7. Техническое описание;
  3. Фотоматериалы;
  4. Картографические материалы
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

ТК МИИТ (www.miit-tour.narod.ru).

1.2. Место проведения

Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Ц. Кавказ, Приэльбрусье.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части (км) Продолжительность Сроки проведения (активная часть)
Общая (дней) Ходовых дней
- - 52 9 7 С 01 по 10 мая 2004 г.

1.4. Подробная нитка маршрута

Пос. Эльбрус - пер. Ирикчат (1Б; 3643) - траверс восточных и южных ледовых полей Эльбруса (2А) - - пер. Седловина Эльбруса (2А, 5200; рад.) - пос. Терскол - пер. Когутай (2А; 3700; рад.) - в. М. Когутай (3860; рад.) - пос. Терскол.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Cреди пройденных препятствий нет первопрохождений, на каждое из них существует масса описаний, поэтому таблицу определяющих препятствий маршрута опускаем. При определении категорийности препятствий и в процессе подготовки к путешествию использовались следующие материалы:

А. А. Алексеев, «Эльбрус и его отроги», Издатель И. В. Балабанов, Москва, 2002

Всего пройдено перевалов, восхождений, траверсов:

- некатегорийных - 1;

- категории 1Б - 1;

- категории 2А (радиально) - 2;

- категории 2А - 1.

1.6. Участники путешествия

ФИО Год рождения Обязанности в путешествии Контакт
Конилов Дмитрий 1979 Руководитель zigmus@rnail.ru
Переверзева Анна 1979 Завхоз pj|reverz@mccme.ru
Переверзева Дарья 1981 Медик dashkus@yahoo.com
Вольфтруб Артем 1979 Казначей, видеооператор v_artem@aport.ru
Хейфец Игорь 1980 Хронометрист
Царевская-Дякина Наталья 1979 Фотооператор ns@optima.ru
Ашихмин Владимир 1979 Реммастер ashikhinjn@gvc.mps.ru

1.7. Адреса хранения отчета

1. Московский городской центральный туристский клуб, ул. Б. Коммунистическая, д. 17 стр. 2.

2. Электронная версия на сайте www.miit-tour.nаrod.ru

2. Содержание отчета
2.1. Общая идея путешествия

Целями путешествия являлись осмотр района, отработка навыков работы на льду, а также выработка оптимального режима движения и акклиматизации группы для совершения последующих походов в этот район. Другими целями являлись проверка снаряжения и одежды и предварительные разработки нового маршрута для прохождения.

2.2. Подъезды и отъезды

Район путешествия является известным курортом, и заезд в этот район можно осуществить без проблем поездами до Нальчика, Мин. Вод, Пятигорска, самолетом до этих же городов, далее - автомобильным транспортом. В долину Баксана можно попасть рейсовыми автобусами, маршрутным такси, заказав транспорт через турфирму или найдя частника на месте по приезду. Мы ехали поездом Москва-Кисловодск до Пятигорска. Поезд отправляется с Курского вокзала Москвы в 21.40, следует через территорию Украины и прибывает в Пятигорск через сутки в 5.30 утра. Автомобильный трансфер мы заказали через Нальчикскую фирму «Эльбрустурсервис» (elbrus@kbsu.ru), гендиректор - Ляна Керефова). Стоимость трансфера составила 3100 руб. В этой же фирме можно заказать пропуска в погранзону. Выезжали с маршрута, наняв машину частного извозчика по имени Хаким, что нам обошлось в 2000 руб от Терскола до МинВод.

2.3. Стратегия путешествия. Аварийные выходы

К сожалению, майские праздники и связанные с ними отпуска слишком непродолжительны, поэтому затруднительно было проложить длинный маршрут. Акклиматизацию для планировавшегося восхождения на Эльбрус предполагалось совершить путем плавного набора высоты по долинам рек Ирик и Ирикчат, и окончательно ее закрепить траверсом Восточных ледовых полей Эльбруса на высоте 4200 метров. В случае возникновения критической ситуации, возможно было бы вернуться в поселок Эльбрус по пути подъема, а также эвакуироваться в пос. Азау по канатной дороге или под ней. Часть снаряжения нам помог доставить на «приют 9» наш друг В. Комаров, который совершал одиночное путешествие в этом районе.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Из-за начала горной болезни у одного из участников пришлось прекратить восхождение на в. Эльбрус, повернули на седловине. Ухудшение погоды и поломка палатки в последующие дни сделало повторные попытки восхождения опасными, и пришлось от них отказаться.

2.5. График движения

День Дата Участки маршрута Км Способ передвижения
29.04-1.05 г. Москва - г. Пятигорск - пос. Эльбрус - Транспорт
1 1.05 Пос. Эльбрус - р. Ирик 7,3 Пешком
2 2.05 м/н - ледник Ирикчат 5,8 Пешком
3 3.05 м/н -пер. Ирикчат (1Б)- лавовый поток 4 Пешком
4 4.05 Траверс восточных ледовых полей Эльбруса (1Б) м/н - «приют 9» 6,3 Пешком
5 5.05 дневка 3 Пешком
б 6.05 м/н - пер. Седло Эльбруса (2А; рад. ) 5,3 Пешком
7 7.05 Вынужденная дневка 0
8 8.05 м/н - ст. Гарабаши - плато Хотютау - ст. Гарабаши – пос. Терскол 11 Пешком
9 9.05 м/н - пер. Когутай(2А; рад)- в. М. Когутай - пос. Терскол 8 Пешком
10.05-12.05 Пос. Терскол - г. Москва Транспорт

Итого: дней – 9, ходовых дней – 7, активным способом пройдено – 51 км, без учёта коэффициента местности и считая радиальные участки только в одну сторону.

2.7. Техническое описание

1.05.

Прибыв в район путешествия, съездили в пос. Терскол, встали там на учет в Эльбрусский поисково-спасательный отряд. Часть снаряжения отдали Василию Комарову с тем, чтобы он поднял его по канатной дороге и на ротраке до «Приюта 9», где мы собирались быть не позднее вечера 4.05. Пообедали в пос. Эльбрус и вышли на маршрут в 13.00. Из поселка Эльбрус по левому берегу реки Ирик, выходящей из каньона, шли по тропинкам, постепенно набирая высоту (см. фото 1). Через 2 перехода подошли к месту впадения в р. Ирик живописного ручья, где тропа потерялась. Продолжали движение по лесу, пока не дошли до вала, перегораживающего долину. Взойдя на него вдоль края каньона реки (см. фото 2), спустились косым траверсом, прошли лавинный язык, и вновь вошли в лес. Поднялись на левый борт долины, где обнаружили остатки какого-то строения и удобную тропу, далее пошли по ней. Недалеко от слияния рек Ирикчат и Ирик стоит кош, заночевали пройдя пол-перехода за него (см. фото 3). Встали на стоянку в 17.20. Погода весь день хорошая, безветренная. Пройдено 6 переходов разной длительности.

2.05.

Вышли в 8.00. Погода - отличная. Открывается превосходный вид на пер. Ирик и в. В. Эльбрус (см. фото 4). За переход дошли до слияния рек Ирик и Ирикчат и еще через два перехода поднялись в висячую долину Ирикчат. По бортам долины можно увидеть пер. Ирикчат, вв. Чаткара, Субаши, Ирикчат, Ачкеръяколбашитерсак, Сов. Офицеров, перевалы Субаши, Ирик, Ирик-Субаши (см. фото 5). Пообедали на камнях в 12.00, позагорали и пошли дальше. К этому времени снег раскис и продвигаться приходилось с тропежкой. За нами двигалось еще несколько групп, однако честь тропить они предоставили нам. Встали на ночлег около 16.30, ходили гулять, осматривали перевалы, ведущие в соседние долины, посмотрели путь подъема на пер. Ирикчат и решили оставив его справа, подняться по леднику на ледовые поля, а на перевал подняться оттуда. Возможен и другой путь - по правому п/х борту долины, траверсируя склон, выйти на седловину. Этот путь более оптимален, если после прохождения перевала группы уходят на снежную долину Джикаугенкез и в урочище Джилысу.

3.05.

Вышли в 7.00, чтобы избежать утомительной тропежки в раскисшем снегу, однако это не помогло, снег не держал. Прошли переход по своим вчерашним следам (см. фото 6) и дальше опять начали тропить. Еще через 3 перехода поднялись на ледовые поля Эльбруса, откуда сходили на перевал. Понадобились кошки. Тут наконец - то нас обогнала группа, идущая на скитурах - все, за исключением одного. Они встали в рантклюфте под гребнем, в которым находится перевал Ирикчат, и нам пришлось их обогнать опять и продолжить тропежку. Идем по рантклюфту вдоль гребня, (см. фото 7), за переход поднимаемся на гребень. С него открывается потрясающие виды на Ачкеръякольский лавовый поток и Эльбрус, снежную долину Джикаугенкез с пирамидой пика Калицкого, вершины Чаткара, Субаши, Ирикчат, перевалы Чаткара, Ирикчат, Субаши, Ирик (см. фото 8, фото 9). В этом месте стали заметны признаки наступления горной болезни у одного из участников. Оставив его отдыхать, сходили на «Рыжий бугор». Напоив заболевшего чаем, направились к лавовому потоку по следам обогнавшей на; группы. Дошли за три перехода и встали на ночлег. Погода нас баловала уже третий день - солнечно, безветренно, вокруг открывались потрясающие виды. Поужинали на камнях, грелись на солнышке, встречали прибывающих восходителей чаем. На стоянке было удивительно многолюдно. Однако выяснилось, что с нами никому не по пути, все собирались идти на вершину по лавовому потоку. Легли спать пораньше с тем, чтобы встать рано и идти траверс по подмерзшему за ночь снегу.

4.05.

Дежурный проснулся в 3..30 и обнаружил, что предыдущим вечером забыли перелить воду из пластиковых бутылок в котелок. Пришлось топить лед в бутылках. Это привело к задержке, и на траверс вышли только в 6.00. Поднимались сначала вдоль лавового потока, потом забирая влево п/х вышли на высоту 4200 и двигались по ней, траверсируя 10-15 -тиградусный склон. Шли в связках, из-за опасности провалиться в трещины. Незначительно проваливались. Шли в связках, в двух местах пришлось преодолеть участки льда со страховкой. Горная болезнь преследовала одного из участников, поэтому пришлось через 4 перехода остановиться и отправиться на разведку для поиска кратчайшего пути к «Приюту 11». Связка поднялась до высоты примерно до высоты 4500 и оттуда просмотрела оптимальный путь движения. Тем временем солнечная погода стала постепенно заканчиваться и видимость постепенно ухудшилась и стала не превышать 50м (см. фото 10), и дальнейшее движение пришлось осуществлять, ориентируясь при помощи GPS . Поднялся ветер, появились признаки переутомления у еще одного участника, исполнявшего обязанности хронометриста. В результате листки с записями хронометража и письменные принадлежности были утеряны. Видимость в итоге стала такая, что только идя сзади и фиксируя положение переднего участника можно было определить, происходит ли движение с набором или сбросом высоты. Из-за случайной ошибки, допущенной руководителем при ориентировании по GPS , чуть было не промахнулись в 500 м от «Приюта 11», однако наш доблестный казначей заметил палатки «Приюта 9», и через несколько минут нас уже угощали чаем гостеприимные спасатели МЧС, расквартированные на скалах «Приюта 9». Мы поставили палатки неподалеку от них под защитой кем-то построенной скальной стенки. Делегировали представителя в «Приют 11» вместе с заболевшими, чтобы договориться об их ночевке в здании приюта. Частично это удалось. Одного мы там расквартировали, другой отказался сам и вернулся ночевать вместе с нами в палатках. Было решено, что один из заболевших спустится при первой же возможности, а второй, у которого не наблюдалось симптомов «горняшки» и он выглядел просто уставшим, не пойдет с нами на завтрашнее восхождение и будет просто отдыхать. Выяснилось, что Василий Комаров, несший нам часть продуктов и газа, тоже стал жертвой горной болезни, и спустился до Гарабаши, и его прибытие ожидается только завтра. Легли спать, лишь слегка перекусив и попив чаю. В случае улучшения погоды на следующий день было решено выходить без завтрака.

5.05.

Дежурный проснулся в 3.00, улучшения погоды не было заметно. Легли спать дальше. Снова проснулись в 9.00. Погода улучшилась. Однако решили, что выходить на вершину уже поздно, подождем следующего дня, а пока погуляем до скал Пастухова, может, и выше. Однако, нашим планам не суждено было сбыться. Состояние заболевшего накануне участника с утра не вызывало опасений, однако в дальнейшем состояние ухудшилось, у него начался бред, затем он потерял сознание. Была произведена его эвакуация. При помощи спасателей его доволокли на коврике до ротрака и в сопровождении руководителя он отправился вниз, где ему полегчало. В Азау он уже почти полностью контролировал себя и передвигался самостоятельно. В сопровождении руководителя он отправился в медпункт поселка Терскол для получения медицинской консультации. Тем временем, выяснилось, что второй заболевший, оставленный на «Приюте 11», самостоятельно спустился вниз, но оставил свои документы. Остальная группа тоже спустилась в Азау, чтобы их ему вернуть, а заодно и пообедать, так как Василий Комаров обещал поднять наше снаряжение и газ только к вечеру.

Врачи, осмотрев пострадавших, сказали, что угрозы их здоровью нет, к следующему дню они полностью придут в норму, однако от восхождений им лучше воздержаться. Один из пострадавших уехал домой, другой остался еще покататься на горе на горных лыжах.

Попрощавшись с ребятами, мы зашли в МЧС перерегистрировать группу, затем пообедали. Все это заняло много времени, и мы опоздали на кресельную дорогу до станции «Гарабаши». Пришлось подниматься пешком. От станции «Мир» до «Гарабаши» дошли за 25 минут, «грязное» время подъема от «Мира» до «Приюта 9» - 1 час 40 минут.

Зайдя в палатки увидели, что наши продукты и газ уже доставлены Василием Комаровым и лежат внутри. Мы плотно поужинали и легли спать еще засветло.

6.05.

Погода стояла прекрасная, солнечно с легким ветром, видимость превосходная, Эльбрус так к себе и манил (см. фото 11). Из-за бардака, учиненного при эвакуации пострадавшего, вышли поздно, в 7.00, и начали подъем. Кошек не понадобилось, открытых участков льда нигде не было. Не доходя скал Пастухова у участницы группы обнаружилось отморожение пальцев ноги, и в целях безопасности, ей было предложено прекратить восхождение, что она сделала с пониманием, хоть и не без сожаления. Она вернулась в лагерь с сопровождающим, остальные пошли дальше. На подъеме пару раз устраивали перекусы.

Собрались на седловине (см. фото 12) около 13.30. Обрадовались в очередной раз прекрасной устойчивой погоде, прикинули оставшееся световое время и стали облизываться на обе вершины. На Западную вершину вела хорошо протоптанная тропа, на ней было много народу, решили сначала подняться на восточную вершину. Туда не вело сколько-нибудь заметной тропы, не было заметно никаких следов на снегу, начинать подниматься решили чуть севернее седловины, идя в лоб. Руководитель уже начал прокладывать тропинку, тропя в снегу по щиколотку, иногда проваливаясь до колена, но тут у участницы появились признаки горной болезни, началась головная боль и рвота. Сочтя, что опасно отпускать вниз ее одну (все помнят о недавнем несчастном случае на горе), было принято решение прекратить восхождение и всем спускаться, что благополучно было сделано к 16.00. На спуске встретили гуляющих на скалах Пастухова Василия Комарова и одну из ранее спустившихся участниц.

7.05.

Предполагалась последняя попытка взойти на Эльбрус. Однако погода ухудшилась накануне вечером, поднялся такой ветер, что сбивал с ног. С утра стали укреплять палатку, ставить дополнительные оттяжки. Выбегали из палатки на непродолжительное время, на таком ветру было очень просто обморозить лицо. К вечеру ветер усилился. Одну из палаток порвало, тент разнесло на куски, а элемент алюминиевого каркаса сломался. Перешли в оставшуюся. Ночью посменно подпирали ее спинами.

8.05.

С утра погода была такой же, как и в предыдущий день. Опасаясь за целость оставшейся палатки, приняли решение спускаться. Вышли в 7.00. Однако пока собирались и спускались до Гарабаши, погода улучшилась. Ветер стал гораздо слабее и стало возможно двигаться, не боясь отморозить лицо. Ветер и температура сделали свое дело и идти стало гораздо легче, снежный покров хорошо держал, проваливались незначительно. На Гарабаши заметили, что ветра там уже практически нет. Погоду можно бы было назвать хорошей, если бы не внезапные порывы ветра и частые смены видимости от ясной до никакой и обратно. Дальнейшее наше движение на плато Хотютау проходило попеременно то в условиях хорошей видимости, то по GPS . Шли по направлению к в. Хотютау, и через 4 часа дошли до плато Хотютау. Видимость к тому времени опять стала ненормальной и мы вернулись по своим следам на Гарабаши. Далее дошли до станции «Мир», где работал фурникулер, и спустились на нем на поляну Азау. Пообедав в кафе, нашли ночлег в пос. Терскол - 150 руб/чел, 5-тиместная просторная комната, душ, «условно-горячая» вода, кухня. Познакомились со спасателем, на следующий день собирающимся вести группу иностранцев на Когутай, договорились выйти вместе, чтобы он нам показал, как лучше идти.

9.05.

Встретились в 5 утра с нашим проводником в пос. Теркол, и налегке дошли до поляны Чегет, где проводника ожидала встреча с клиентами-иностранцами. Пасмурно. Накрапывает дождь. К 6.00 по дороге, идущей по склонам Чегета, через живописный сосновый лес вышли к реке, перешли ее по мостику и вышли к снежнику, закрывающему ручей, стекающий с пути подъема на Когутай. Иностранцы одели «скитуры» и пошли по снежнику, а мы поднимались по борту оврага, в котором лежал снежник, по еле заметной тропинке. Через 2 перехода лес кончился, мы вышли в зону альпийских лугов, закрытых снегом. Снега было много, из-за дождя и теплой погоды он не держал, и началась тропежка по колено. Ориентиром движения служила скала, торчащая прямо по ходу. Мы ее пытались обойти справа, но вовремя поняли бесперспективность этого занятия. В это время нас обогнали иностранцы на скитурах, они обходили скалу слева. Посчитав, что идти по их лыжне будет легче, мы пошли за ними. Идти в самом деле оказалось легче, иногда мы даже не проваливались. Преодолев первую ступень подъема, нам открылся изумительный вид вниз на поляну Чегет (см. фото 13).

Всего ступеней было 3. Двигались по рыхлому снегу по следам подъема предыдущей группы. Крутизна склонов - в среднем - 20 градусов. Сначала под снегом была, очевидно морена, а перед третьей ступенью, видимо, начался ледник. Преодолев 3-ю ступень вышли на плато (см. фото 14), где столкнулись с возвращающимися иностранцами и их инструктором. Разошлись, пожелав друг другу удачи, и сели отдохнуть.

По следам лыжников мы зашли на в. Когутай, сняли панораму (см. фото 15), затем спустились на седловину перевала. Подъем от поляны Чегет занял 7 часов "грязного" времени. Спуск в пос. Терскол проходил под дождем, спускались глиссером по снегу. Спуск занял 3 часа.

10.05.

С утра съездили в Азау, забрали В. Комарова, отметились в МЧС, и около 11 утра выехали в Мин. Воды. На этом активная часть маршрута была закончена.

4. Картографические материалы

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:






























































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100