Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о горном походе IV категории сложности, совершенном с 24 июля по 11 августа 2003 года на Алтае (Катуньские белки)

Руководители: Буренко М. С. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6101

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Справочные сведения о походе;
    3. Район, подрайон, массив похода;
    4. Нитка маршрута;
    5. Сведения об участниках похода;
    6. График похода;
    7. Высотный график;
  2. Техническое описание:
    1. Необходимое вступление;
    2. Транспортная характеристика района;
    3. Подходы - долины рек Аккем и Кучерла;
    4. Участок маршрута № 1: пос.Тюнгур - пер.Каратюрек (1А) - оз.Аккемское:
      1. Паспорт перевала Каратюрек;
    5. Участок маршрута № 2: оз.Аккемское - оз.Духов - пер.Карачик(1Б) - морена ледника Менсу:
      1. Паспорт перевала Каратюрек;
    6. Участок маршрута № 3: массив г.Белухи: ледник Менсу - выход на верхнее плато ледника Менсу (2Б) - пер.Б.Берельское седло - г.Белуха (радиально) + пер.Делоне (2Б) - оз.Аккемск:
      1. Паспорт перевала Каратюрек;
      2. Паспорт препятствия г.Белуха через перевал Белухинский 2;
    7. Участок маршрута № 4: массив г.Урусвати: оз.Аккемское - ледник Урусвати - пер.Урусвати (2Б) - ледник Западный -оз.Кучерлинское:
      1. Паспорт перевала Урусвати 2Б;
    8. Участок маршрута № 5: оз.Кучерлинское (северная оконечность) - пос.Тюнгур;
    9. Выводы и рекомендации
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

Турклуб МИТХТ

1.2. Справочные сведения о походе

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность, км Продолжительность Сроки проведения
горный четвертая 156 18 дней 24 июля - 11 августа 2003 года

1.3. Район, подрайон, массив похода

Горный Алтай (Катуньские белки)

1.4. Нитка маршрута

пос.Тюнгур - р.Кучерла - пер.Каратюрек (1А) - оз.Аккемское - оз.Духов - пер.Карачик (1Б) - ледн.Плоский - р.Менсу - нижнее плато ледн.Менсу - пер. на верхнее плато ледн.Менсу (2Б) (в обход ледопада) - пер.Большое Берельское седло + г.Белуха (радиально) (суммарно 2Б) - пер.Делоне (2Б) - ледн.Аккемский - оз.Аккемское - пер.Урусвати (2Б) - ледн.Западный - оз.Кучерлинское - пос.Тюнгур

1.5. Сведения об участниках похода

Ф.И.О. Г.р. Туристская подготовка Обязанности в группе
1 Буренко Михаил Сергеевич 1960 VI-У горн (3Б); V-Р горн (3А). Руководитель
2 Михалев Илья Ильич 1962 VI-У горн (3Б); II-Р горн (1Б). Зам. руководителя
3 Смирнов Илья Валерьевич 1961 VI-У горн (3Б). Фотограф
4 Кроткова Ольга Всеволодовна 1958 IV-У горн(2Б). Фотограф
5 Нефуков Юрий Николаевич 1983 III-У пеш (1Б); альп-2Б. Реммастер
6 Дубровский Дмитрий Сергеевич 1980 III-Р пеш (1Б); альп-2Б. Отв. за снаряжение
7 Фадеева Ольга Александровна 1981 III-У пеш (1Б); альп-2Б. Медик
8 Стрельцова Ольга Ивановна 1965 III-У горн (2А). Отв. за питание
9 Желудков Алексей Владимирович 1983 II-Р пеш; III-У пеш (1Б). Отв. за ведение дневника

1.6. График похода

День Дата Маршрут Высота, м Пройденное расстояние пешком, км
- - Москва-Барнаул-Тюнгур -
1 25.07 Тюнгур-р.Кучерла 900-2180 19,7
2 26.07 р.Кучерла-пер.Каратюрек (1А)-оз.Аккемское 2180-3094-2050 19,4
3 27.07 оз.Аккемское-радиальный выход под пер.Делоне (ледовые занятия) 2050-2500-2050 11,9
4 28.07 оз.Аккемское-оз.Духов 2050-2480 4,1
5 29.07 Днёвка (непогода) - 0
6 30.07 оз.Духов-пер.Карачик (1Б)-ледн.Плоский оз.Духов-пер.Карачик (1Б)-ледн.Плоский 2480-3382-3150 5,7
7 31.07 ледн.Плоский-р.Менсу-нижнее плато ледн.Менсу 3150-2180-2760 10,8
8 01.08 Нижнее плато ледн.Менсу-пер. на верхнее плато ледн.Менсу (2Б) (в обход ледопада) 2760-3280 1,8
9 02.08 Верхнее плато ледн.Менсу-пер.Большое Берельское седло 3280-3580 2,5
10 03.08 пер.Большое Берельское седло-г.Белуха (2Б, 4506) (радиально) 3580-4506-3580 4,7
11 04.08 пер.Большое Берельское седло-пер.Делоне (2Б)- ледн.Аккемский (Томские стоянки) 3580-3525-3000 6,3
12 05.08 Томские стоянки-оз.Аккемское 3000-2050 10,1
13 06.08 Днёвка. Выход в а/л Высотник 2050-1980-2050 5,7
14 07.08 оз.Аккемское-выход под ледн.Урусвати 2050-2680 6,7
15 08.08 Днёвка (непогода) 0 0
16 09.08 пер.Урусвати (2Б)-ледн.Западный 2680-3484-3100 3,2
17 10.08 ледн.Западный-оз.Кучерлинское 3100-1780 10,7
18 11.08 оз.Кучерлинское-Тюнгур 1780-900 32,3
- - Тюнгур-Барнаул-Москва - -
ИТОГО 156 км

1.7. Высотный график

2. Техническое описание
2.1. Необходимое вступление

Составляя настоящее техническое описание, мы ставили перед собой задачу упростить работу по сбору информации тем, кто сочтет наш отчет полезным при подготовке собственных путешествий. Для этой цели приведем разбиение маршрута не на ежедневные фрагменты, а на логические блоки по следующей схеме:

- Подъезды/отъезды на участке Барнаул-Тюнгур;
- Вход/выход из района путешествия включая соображения по организации конного каравана по рекам Аккем и Кучерла;
- Акклиматизационная часть - переход из долины реки Аккем в долину реки Менсу;
- Технический участок № 1 - массив г.Белуха;
- Технический участок № 2 - массив г.Урусвати.

Кроме того, отдельным параграфом мы приведем фотоматериалы по тем перевалам, которые не были включены в наш маршрут, но, возможно, могут представлять интерес при подготовке туристских мероприятий в районе Катуньских белков.

2.2. Транспортная характеристика района

Те благословенные времена, когда транспорт по маршруту Барнаул-Тюнгур занимал по меньшей мере трое суток, канули в лету, и мы надеемся навсегда.

Транспортной поддержкой нашего мероприятия занималась фирма "БийскАлтайТур" Директор - Замчалов Иван Юрьевич телефоны (3854)-23-31-11, 32-00-21, 24-38-12, 30-74-14 (мобильный) e-mail: ivan@mail.biysk.ru. Мы выбрали в качестве транспортного средства а/м "Газель", что на группу в девять человек было достаточно комфортно. Протяженность поездки составила порядка 750 километров, продолжительность - около 14 часов, стоимость - 7 300 рублей в один конец, что при курсе доллара США составлявшем летом 2003 года ориентировочно 1 USD = 30 RUR, обошлось нам в 243 доллара на группу или в 27 долларов на каждого. Оставив 50%-ную предоплату, мы согласовали день и час, когда за нами на обратном пути приедет аналогичная автомашина, отвезти нас обратно из Тюнгура в Барнаул. Все свои обязательства представители фирмы "БийскАлтайТур" выполнили в соответствии с предварительно достигнутыми договоренностями и в согласованные сроки.

Дополнительно сообщим, что на этапе планирования нашего маршрута рассматривался также вариант подъездов/отъездов с юга, со стороны Казахстана, там нас готов был встретить, помочь с оформлением таможенных процедур, оказать консультации по действующему законодательству, обеспечить доставку до оз.Язевого Юрченков Андрей altai-es@ukg.kz.

Благодаря растущему интересу туристов и альпинистов к путешествиям и восхождениям в районе г.Белухи, посёлок Тюнгур в экономическом плане практически целиком зависит от активности приезжих путешественников. Он расположен на левом берегу реки Катунь (река там течет с запада на восток). Через Катунь ведет подвесной автомобильный мост. За мостом - три альплагеря: левее моста - альплагерь "Высотник", он имеет еще базу в 5 километрах ниже Аккемского озера, правее - еще альплагерь, который имеет базу на озере Кучерла. В 2003 году фирма "БийскАлтайТур", обеспечивавшая нас транспортом до Тюнгура, начала строительство собственной турбазы прямо напротив а/л "Высотник". Возникает некоторая конкуренция за клиента. В такой ситуации всегда приятно быть клиентом.

Мы выбрали для ночлега построенный в 1991 году фирмой "Ленальптурс" альплагерь "Высотник". Здесь всегда можно переночевать в домике или в собственной палатке, сходить в баню, посидеть в баре, например, пивка попить…

2.3. Подходы - долины рек Аккем и Кучерла

Использование гужевого транспорта не противоречит Уставу Туристско-спортивного союза России.

Для заброски продуктов и снаряжения до Аккемского или Кучерлинского озёр целесообразно использовать лошадей. Рекомендуем по возможности отдать предпочтение русским проводникам - алтайцы часто злоупотребляют спиртным или просто их представление о времени движения или о комплектности вверенной им поклажи по прибытии может не совпасть с Вашим: "…запад есть запад, восток есть восток…". На пути от Тюнгура до Аккемского озера с нами работал русский проводник (Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Тюнгур, Лошаков Дмитрий Васильевич тел. (8248) 29-4-35) и все обошлось без эксцессов, а вот, на обратной дороге - от Кучерлинского озера до Тюнгура нашу поклажу везли алтайцы, которые умудрились ПОТЕРЯТЬ одну основную веревку и все девять связанных между собой ледорубов. К счастью, вслед за этим караваном шли наши знакомые, которые подобрали четыре из девяти инструментов. (7 ледорубов из 9 были ВЦСПС-овские, а 2 - Simond (Франция). Нам повезло ещё и в том, что среди найденных были оба французских.

Одна лошадь берет от 40 до 60 кг. Груза. Нам потребовалось 4 лошади для груза (транспортные мешки были привезены из Москвы) и 2 лошади для проводников. Продолжительность транспортировки: двое суток вверх и сутки вниз (т.е. мы вынуждены были зафрахтовать шесть лошадей на трое суток). Стоимость транспортировки: 450 рублей за лошадь в сутки. Т.е. всего это обошлось нам в 450*6*3/30=270 долларов США на группу, или 30 долларов на каждого. К слову сказать, на обратном пути зафрахтовать одну лошадь от Кучерлинского озера до Тюнгура из-за срочности по двойному тарифу составило 1000 рублей, но, правда, уже упомянутая потеря снаряжения вылилась нам в копеечку.

Кроме того, следует пояснить, что заняться фрахтовкой лошади на обратном пути нас заставило то обстоятельство, что мы должны были преодолеть расстояние от озера Кучерлинского до Тюнгура за один ходовой день, (мы опаздывали по отношению к графику движения) а проделать этот путь со всем специальным снаряжением за плечами нам представлялось слишком утомительным. С легкими же рюкзаками группа прошла этот участок маршрута за 12 ходовых часов, время лидера составило 10 ходовых часов.

2.4. Участок маршрута № 1: пос.Тюнгур - пер.Каратюрек (1А) - оз.Аккемское

продолжительность: 2 дня, 14 ходовых часов,
протяженность: 39,1 километров.

Участок маршрута № 1 (подходы) График движения (в скобках продолжи- тельность обеденного привала) Места
ночлега
Протяжен- ность участка (километров) Продолжи- тельность движения (ходовых часов) Высотный график (метров)
пос.Тюнгур - правый приток р.Кучерла 12.15 - 18.00 (1 час) Граница зоны леса на правом притоке р.Кучерла (р-н метеостанции) 19,7 5 900-2180 (+1280 м.)
р.Кучерла - пер.Каратюрек (1А) - оз.Аккемское 08.15 - 18.00 (1 час) оз.Аккемское 19,4 9 2180-3094-2050 (+914м. -1044 м.)

Движение от Тюнгура до озера Аккемского проводники осуществляют сейчас не через перевал Кузуяк а траверсом хребта, разделяющего реки Аккем и Кучерла с началом подъема на хребет в по ручья Куйлю и со спуском в Аккем с седловины перевала Каратюрек.

Первые 14,5 километров (до впадения ручья Куйлю) движение вверх по правому берегу р.Кучерла осуществляется по дороге. Далее конная тропа поднимается вверх по р.Куйлю, минуя развалины метеостанции. Пройдя 5 километров по тропе по ручью Куйлю, достигаем границы леса, где встаём на ночлег. Вода и ровные места под палатки имеются. Набор высоты до места ночлега проходит равномерно, дальнейший подъём и траверс хребта проходит по некрутым склонам, проблем с ориентированием не возникает.

Седловина перевала широкая, осыпная. Спуск с перевала осуществляется по довольно крутой (местами до 20°) тропе прямо в направлении Аккемского озера.

2.4.1. Паспорт перевала Каратюрек

1. Район, хребет: Горный Алтай, Катунский хребет, Белухинский узел;
2. Индекс перевала: 3.3.25;
3. Категория трудности: 1А;
4. Высота перевала: 3094 м. (по перечню: 3060 м.);
5. Местоположение:
6. Соединяемые ледники, долины: с северо-запада: р.Текелюшка, с юго-востока: р.Аккем (С.седло);
7. Ориентация перевальных склонов: северо-запад - юго-восток;
8. Концевые точки маршрута: граница леса на р.Куйлю - оз.Аккемское;
9. Расстояние: 19,4 км;
10. Общее время прохождения: 10 часов;
11. Количество ходовых часов: 9 часов;
12. Время движения со страховкой: нет;
13. Количество точек страховки: нет;
14. Требуемое специальное снаряжение: нет;
15. Период времени, соответствующий описанию: июль - август;
16. Особые замечания: В связи с тем, что через пер. Каратюрек в течение последних лет стала проходить конная тропа, и прохождение перевала перестало представлять какую бы то ни было техническую сложность, категорию его трудности следует оценить как н/к.

2.5. Участок маршрута № 2: оз.Аккемское - оз.Духов - пер.Карачик(1Б) - морена ледника Менсу

продолжительность: 4 дня (из них ходовых 3), 23 ходовых часа,
протяженность: 20,6 километра

Участок маршрута № 1 (подходы) График движения (в скобках продолжи- тельность обеденного привала) Места ночлега Протяжен- ность участка (километров) Продолжи-тельность движения (ходовых часов) Высотный график (метров)
оз.Аккемское - оз.Духов 11.00 - 14.00 озеро Духов 4.1 3 2050-2480 (+430 м.)
оз.Духов - пер.Карачик(1Б) - морена ледника Плоский 08.45 - 22.00 (1 час) морена ледника Плоский 5.7 10.8 2480-3382-3150 (+902 м. -232 м.)
ледник Плоский - морена ледника Менсу 12.00 -18.00 (1 час) морена ледника Менсу 5.5 5 3150-2180(-970 м.)

Движемся от стоянок на Аккемском озере по тропе (вверх по р.Аккем). В 30 минутах ходьбы от них - переправа по мосту через р.Аккем. Ещё через 30 минут движения достигаем начала подъема к оз.Духов. Здесь - очень приятное место для стоянок. Это - небольшая полянка, находящаяся в стороне от основной тропы, отгороженная от нее повышением, поросшим кустарником, По краю полянки протекает ручеёк, имеются места для 4-5 палаток.

Начинаем подъём прямо вверх от ночевок по травянистому склону крутизной до 200 и после 40 минут движения достигаем висячей долины. Отсюда до озера ещё 30-35 минут хода, моренный вал перед самым озером состоит из крупной осыпи и легко преодолевается простым лазанием. Тут на берегу озера имеются удобные места на траве для большого количества палаток. По имевшимся у нас описаниям, приемлемых мест для бивака до перевала Карачик не предвиделось (хотя это - ошибочно), и было принято решение ночевать у озера. Перевал Карачик (1Б) находится в правой части цирка ледника Караоюк, и путь подъёма на него отделен от тела ледника мореной. Весь путь подъёма на перевал Карачик проходит по крупной и средней осыпи. После 4 часов движения в общем направлении восток-юго-восток, с набором высоты 450 метров, останавливаемся на обед перед началом перевального взлета. В связи с тем что подъём до седловины отсюда займет ещё 3 часа (высота перевала на деле оказалась на 360 метров выше, чем было указано в перечне - 3360 вместо 3000), а спуск только до ледника (две верёвки около 50 метров перил и далее по полочкам тоже около трёх часов), целесообразно рассматривать это место как оптимальное для ночлега при прохождении перевала Карачик (особенно, в случае неблагоприятных погодных условий, как это было у нас). Тут есть ручей и оборудованные места под палатки даже с ветрозащитными стенками из камней.

Начинаем подниматься на перевал в направлении северо-восток (150 метров по высоте) и затем движемся до седловины (300 метров по высоте) в восточном направлении. Весь подъём осуществляется по средней и крупной осыпи крутизной 20°-25° (местами до 30°). Через три часа движения (от места обеда) выходим на перевальную седловину. Она представляет собой узкую щель в скалах, тут имеются крупные камни, подходящие для организации перил. Первая верёвка крепится на петле на седловине. Спуск по скальному кулуары крутизной ~ 45°. В нижней части кулуар расширяется. Спускаемся по одному, 30 метров прямо вниз, затем 20 метров вниз и вправо, выходя из кулуара на скальную полочку. Здесь организуем вторую точку страховки на скальных крючьях. От неё спускаемся вправо - вниз по склону до 35°, до снега. Протяженность второго отрезка перил - около 30 метров. От обеих точек страховки последний спускался по сдвоенной верёвке, и, затем, с помощью ещё двух участников, сдёргивал верёвку. После прохождения кулуара, уходим вправо по полочкам, обходя скальные сбросы, расположенные прямо под нами. Через 300 метров склон выполаживается и плавно выводит к леднику Плоский. Здесь мы связываемся. Идем, придерживаясь направления на север, по следам прошедшей нам навстречу группы. Ледник, действительно, плоский, открытый движение по нему безопасно. Через два часа выходим на левую морену и ставим лагерь. Мест под палатки нет, но легко разровнять площадки для них. Вода есть.

Утром спускаемся в направлении ледника Менсу по моренным валам. Тропа местами теряется. До озера в нижней части висячей долины доходим за 3 часа. По описаниям спускаться следует по ручью - общее направление влево - вниз (направление на восток). Однако этот путь оказался достаточно продолжительным. Уже с тела ледника Менсу мы поняли, что следовало бы от озера не спускаться вниз, а перевалить отрожек в направлении вправо - вниз (юг-юго-восток), и мы оказались бы в средней части ледника Менсу на 2 - 3 часа раньше. Спуск от озера до языка ледника Менсу занял 2 часа.

2.5.1. Паспорт перевала Каратюрек

1. Район, хребет: Горный Алтай, Катунский хребет, Белухинский узел;
2. Индекс перевала: 3.3.35;
3. Категория трудности: 1Б;
4. Высота перевала: 3360 м. (по перечню: 3000 м.);
5. Местоположение: южнее вершины 3568 м., севернее вершины г.Караоюк 3825 м.;
6. Соединяемые ледники, долины: с запада: р.Караоюк, с востока: ледник Плоский;
7. Ориентация перевальных склонов: запад - восток;
8. Концевые точки маршрута: Морена в правой части цирка ледник Караоюк - правая морена ледник Плоский;
9. Расстояние: 4 км;
10. Общее время прохождения: 7 часов;
11. Количество ходовых часов: 6 часов;
12. Время движения со страховкой: 2 часа;
13. Количество точек страховки: 2 точки;
14. Требуемое специальное снаряжение: общественное: 2 верёвки (не менее 40 метров) 2 скальных крюка, скальный молоток, расходные петли; личное: страховочная система, спусковое устройство, петля самостраховки, прусик, каска;
15. Период времени, соответствующий описанию: июль - август;
16. Особые замечания: нет

2.6. Участок маршрута № 3: массив г.Белухи: ледник Менсу - выход на верхнее плато ледника Менсу (2Б) - пер.Б.Берельское седло - г.Белуха (радиально) + пер.Делоне (2Б) - оз.Аккемск

продолжительность: 5 дней, 36 ходовых часов,
протяженность: 25,4 километра.

Участок маршрута № 1 (подходы) График движения (в скобках продолжи-тельность обеденного привала) Места ночлега Протяжен-
ность участка (километров)
Продолжи-тельность движения (ходовых часов) Высотный график (метров)
морена ледника Менсу - верховья ледника Менсу 18.00 - 22.00 (1 час) верховья ледника Менсу 6.5 3 2180-2760 (+580 м.)
Морена ледника Менсу - верхнее плато ледника Менсу (2Б) 09.15 - 21.00(30 мин.) верхнее плато ледника Менсу 1.8 11 2760-3280 (+520 м.)
верхнее плато ледника Менсу - седловина пер. Б.Берельское седло 09.00-12.30 седловина перевала Большое Берельское седло 2.5 3.5 3280-3580 (+300 м.)
г.Белуха (радиальный выход) 04.00-17-00 седловина перевала Большое Берельское седло 4.7 12 3580-4508-3580 (+928 м. -928 м.)
пер. Б. Берельское седло - пер.Делоне (2Б) - Томские ночёвки 10.00-18.30 (1 час) Томские ночевки 6.3 5.5 3580-3525-3000 (-580 м.)
Томские ночёвки - озеро Аккемское 10.00-14.00 озеро Аккемское 10.1 4 3000-2050 (-950 м.)

Подъём от языка ледника Менсу до ночевок под ледопадом (левая морена в её самой верхней части) занимает 3 часа. Движение осуществляется по леднику без кошек, периодически выходим на левую морену, обходя трещины. Несмотря на указание в различных источниках наличия оборудованных мест для бивака в верхней части левой морены, мы такового не нашли, но без особого труда разровняли места под палатки недалеко от ручейка, бежавшего по поверхности ледника.

Утром около 20 минут движемся по ровному участку ледника вдоль скал, ограничивающих ледник слева. Не обнаружив (и особо не тратя время на поиски) очевидного прохода по ледопаду, поворачиваем направо (по ходу) и, продолжая двигаться вдоль скал (камни справа!), поднимаемся по осыпному карману (в верхней части небольшой участок ледового склона) в небольшую левую камеру ледника Менсу. Здесь ледник ровный, без трещин, закрытый небольшим количеством снега. Отсюда движемся порядка 300 метров в связках по склону (крутизна вырастает до 15°) в направлении бергшрунда под скалами. Выход на верхнее плато ледника Менсу преграждает пояс разрушенных скал, слева с которого свисают ледовые сбросы. В центре, левее снежно-ледового кулуара угадывается неявный скальный контрофорс, выводящий наверх скального пояса. Общее направление движения вверх-влево. Первая верёвка (все верёвки по 50 метров) - по снегу (до 30°), через бергшрунд под левую орографически часть основания контрофорса. Далее 150 метров перил (3 веревки) по разрушенным скалам, первая - траверсом влево по полке (25°, доходит до 35°), 2 и 3-я - по кулуару вверх на верхушку скального контрфорса (35°-45°). Между второй и трерьей веревкой есть место, закрытое от камней, что весьма кстати - скалы очень разрушены. Крепление веревок па скальных крючьях и петлях. Здесь гребень вырождается. Отсюда 20 метров перил вверх под скальную стенку (30°-35°) и 30 метров траверс влево (20°-25°) на хорошую достаточно широкую полку, где вполне безопасно и можно собраться всей группе. Далее еще 50 метров вверх по неявно выраженному кулуару, крутизной около 45° и 50 метров влево - вверх по неявно выраженному контрофорсу на его верхушку (6-я и 7-я веревки, крутизна склона 35°-40°). Отсюда вверх - вправо (15 метров), а затем вверх-влево на вершину скального пояса участок протяженностью 35 метров и крутизной 30°. Перед самым выходом на верхнее плато есть 5-метровый участок крутизной до 80°. Путь неоднозначен, возможны варианты. Скалы на последней веревке менее разрушены, но более круты, хотя и просты для лазанья даже с рюкзаком. Верхушка скального гребня находится на одном уровне с верхним плато ледника Менсу. На ней находятся удобные стоянки с оборудованными местами под три палатки. Вода есть в 50 метрах выше места стоянки.

По времени, затраченному на прохождение различных участков за день, получилась следующая картина: от бивака на морене до начала технической части (левая камера ледника Менсу) - 3 часа; отсюда провеска первых трех верёвок - 1,5 часа; отсюда же, но уже с полным весом до выхода на верхнее плато - 6,5 часов.

Утром начинаем двигаться в сторону перевала Большое Берельское седло. Движемся, лавируя между трещинами, в общем направлении юг-юго-запад. Через 30 минут хода, обнаруживаем тропу, ведущую с перевала Делоне в нужном нам направлении. Идем в связках с одновременной страховкой. Ледник закрытый - 10-15 см. снега на льду, крутизна склона составляет 10°-15°, Взлёт на седловину перевала Большое Берельское седло - не круче 25°, набор высоты - около 150 м., протяженность склона порядка 350 метров. Весь подъём сложности не представляет и от места бивака занимает 3,5 часа. На седловине перевала довольно людно и оживленно. Восхождение на Белуху планируем на следующий день.

Выходим в 04.00. Идём по тропе, пересекая давешние лавинные конусы со склонов Белухи. Через 50 минут подходим к входу в перевальный цирк, откуда видны возможные варианты подъёма на Белуху: налево по ходу - через вершину Раздельную (3А); направо по гребню (3Б) и по центру через перевал Белухинский (2Б). С МКК в качестве основного согласован последний вариант. Войдя в цирк, движемся в сторону перевала в связках с одновременной страховкой, обходя трещины. Бергшрунд забит снегом, однако, требуется подняться на ледовую стеночку, крутизной до 900, высотой около 4 метров. Лидер преодолевает этот участок, используя 2 ледоруба, и организует перила на паре ледобуров. Далее снова движемся с одновременной страховкой, пока крутизна склона не достигает 300. До седловины перевала вешаем 125 метров перил (ледобуры) на склоне, крутизной до 350. На перевал выходим через 7 часов после выхода из лагеря. Далее движемся по широкому снежно-скальному гребню до вершины в связках с одновременной страховкой. Местами встречаются участки натёчного льда. В таких местах идём с попеременной страховкой. Кошки необходимы. За 1h15' движения от перевала достигаем вершины. Спуск до базового лагеря по пути подъёма занимает 3h45'. На спуске с перевала Белухинский замыкающий проходит по сдвоенной верёвке. Верёвки сдёргиваем по двое, используя дистанционно выворачивающийся ледобур. По 4-метровому отвесному участку замыкающий проходит с нижней страховкой, используя 2 ледоруба (под местом спуска бергшрунд забит снегом, есть удобно место для страхующего (страховка на ледобурах) неподалёку есть места, где может собраться вся группа).

Спуск в направлении перевала Делоне проходит по пути проделанного нами накануне подъёма. Движемся по собственным следам вниз, обходя трещины в общем направлении север-северо-восток. Ледник в этом месте имеет чашеобразную форму, то есть, спуски с перевалов Делоне и Большого Берельского седла смыкаются на ровном снежном (размером с футбольное) поле. Начинаем постепенно набирать высоту в северном направлении. Примерно через 1 час движения достигаем места, где наши спусковые следы подходят с северо-востока, нам же в направлении перевала Делоне следует двигаться на север-северо-запад. Несмотря на кажущуюся безопасность рельефа, весь путь от места ночлега до взлёта на перевал Делоне проходим в связках. Через два часа после выхода из лагеря подходим к перевальному взлёту - 20 метров снежно-ледового склона, крутизна до 350. Спуск с перевала - 200 метров (5 верёвок) снежно-ледового склона при крутизне 35-40о вдоль правых по ходу скал. Крепление веревок на ледобурах (с первой по четвёртую) и на скалах через петли (последняя пятая верёвка). Замыкающий спускается по сдвоенной верёвке, которую сдёргивают два последних участника. После засыпанного снегом бегршрунда, движение по открытому леднику сложности не представляет - здесь склон выполаживается от крутизны 200 до совсем ровного. Спуск от седловины до начала пологого участка ниже бергшрунда (отсюда до Томских ночёвок можно двигаться без связок) пройден за 4 часа. На Томские ночёвки группа спустилась ещё через 1,5 часа. Это место очень удобно для лагеря как перед выходом в район г.Белуха, так и после него - отсюда до ночёвок на седловине перевала Большое Берельское седло часов шесть-семь ненапряженного подъёма. На Томских ночёвках останавливаются также туристы, совершающие экскурсии к подножью Аккемской стены. Множество мест пригодных для установки палаток и наличие чистых ручейков рядом, оборудованные места для мусора и наличие туалетов, позволяют одновременно находиться на Томских ночёвках до 100 человек без напряжения. Кроме того, следует заметить, что прямо над Томскими ночёвками есть очень удобные места, пригодные для проведения ледовых занятий.

От Томских ночёвок до Аккемского озера доходим за 4 часа. Первые 40' движемся по открытому леднику крутизной 50-100. После этого выходим на правобережную морену, по которой идёт тропа, ведущая к Аккемскому озеру.

2.6.1. Паспорт перевала Каратюрек

1. Район, хребет: Горный Алтай, Катунский хребет, Белухинский узел;
2. Индекс перевала: 3.3.29
3. Категория трудности: 2Б;
4. Высота перевала: 3525 м. (по перечню: 3400 м.);
5. Местоположение: южнее вершины 3825 м., севернее вершины пик Делоне 3678 м.;
6. Соединяемые ледники, долины: с северо-востока: ледник Аккемский, с юго-запада: ледник Менсу;
7. Ориентация перевальных склонов: восток - запад;
8. Концевые точки маршрута: левая морена в верховьях ледника Менсу - правая морена ледника Аккемский (Томские ночёвки);
9. Расстояние: 8 км;
10. Общее время прохождения: 16,5 часов;
11. Количество ходовых часов: 16 часов;
12. Время движения со страховкой: 12 часов;
13. Количество точек страховки: 13 точек;
14. Требуемое специальное снаряжение: (на группу 9 чел., не менее): верёвки - 3 шт. по 50 метров, скальные крючья - 6 шт., ледобуры - 6 шт., карабины общественные - 6 шт., скальный молоток-1 шт., станции (петли), оттяжки, расходная верёвка на 6 точек страховки; личное: страховочная система, жумар, спусковое устройство, петля самостраховки, прусик, самостраховка рюкзака, каска, карабины - не менее 4 шт.;
15. Период времени, соответствующий описанию: июль - август;
16. Особые замечания: нет

2.6.2. Паспорт препятствия г.Белуха через перевал Белухинский 2

1. Район, хребет: Горный Алтай, Катунский хребет, Белухинский узел;
2. Индекс перевала: 3.3.48 (индекс пер.Белухинский)
3. Категория трудности: 2Б;
4. Высота перевала: 4506 м.;
5. Местоположение: южнее вершины 3678 м., севернее вершины 3560 м.;
6. Соединяемые ледники, долины: -
7. Ориентация перевальных склонов: -
8. Концевые точки маршрута: седловина пер.Большое Берельское седло (в радиальном выходе);
9. Расстояние: 4,7 км;
10. Общее время прохождения: 12 часов;
11. Количество ходовых часов: 12 часов;
12. Время движения со страховкой: 12 часов;
13. Количество точек страховки: 4 точки;
14. Требуемое специальное снаряжение: (на группу 9 чел., не менее): верёвки - 3 шт. по 50 метров, скальные крючья - 6 шт., ледобуры - 6 шт., карабины общественные - 6 шт., станции (петли), оттяжки, расходная верёвка на 6 точек страховки; личное: страховочная система, жумар, спусковое устройство, петля самостраховки, прусик, самостраховка рюкзака, каска, карабины - не менее 4 шт.;
15. Период времени, соответствующий описанию: июль - август;
16. Особые замечания: нет

2.7. Участок маршрута № 4: массив г.Урусвати: оз.Аккемское - ледник Урусвати - пер.Урусвати (2Б) - ледник Западный -оз.Кучерлинское

продолжительность: 4 дня (из них ходовых 3), 22 ходовых часа,
протяженность: 20,6 километра.

Участок маршрута № 1 (подходы) График движения (в скобках продолжи-тельность обеденного привала) Места ночлега Протяжен-ность участка (километров) Продолжи-тельность движения (ходовых часов) Высотный график (метров)
оз.Аккемское - подход под ледник Урусвати 11.30 - 16.30 Морена ледника Урусвати 6.7 4 2050-2680 (+630 м.)
пер.Урусвати (2Б) - ледник Западный 09.00 - 21.00 ледник Западный 3.2 12 2680-3484-3100 (+804 м. -384 м.)
ледник Западный - оз.Кучерлинское 09.00-17.00 (1 час) озеро Кучерлинское 10.7 6 3100-1780 (-1320 м.)

По тропе, ведущей от Аккемского озера на Томские ночёвки, проходим вверх около двух часов, затем пересекаем ледник и переходим на левобережную морену ледника. С неё начинаем подниматься левее (по ходу) ручья, стекающего с ледника Урусвати. Подъем по крупной осыпи и конгломератному склону (150-200) через 1 час выводит на гребешок, деляший язык л. Урусвати на 2 части. Возможен подъем и дальше по нему на плато ледника Урусвати в обход ледопада, минуя скальный жандарм на этом гребне. Однако мы спускаемся к ручью вправо, переходим его и над ним, выше бараньих лбов находим удобные естественные площадки для палаток орографически - на левом борту ручья Урусвати. Подъём с морены ледника до места ночлега занял 1,5 часа.

Движемся от места ночлега по левобережной морене и карману ледника Урусвати. Через 30 минут выходим на лед и одеваем кошки. Чтобы выйти на среднее плато ледника Урусвати, надо преодолеть несложный ледопад в нижней части ледника. Ледник открытый, а трещины узкие и неглубокие, с небольшими ледовыми взлетами. В нижней части крутизной до 25-300 (150 м перил), далее, с одновременной страховкой, петляя среди нешироких разломов. По среднему плато подходим к началу перевального взлёта за 30 минут. Перевальный взлет представляет из себя два крутых снежно-ледовых участка, разделенных небольшим плато с бергшрундом. Нижняя часть перевального взлета, вообще говоря, лавиноопасна, поэтому идём вертикально вверх, до тех пор, пока крутизна склона не достигает 300. Затем организуем 100 метров перил на 300-ном склоне в направлении влево-вверх по ходу под ледовый сброс на перегибе ледника. Дальше вверх ещё 100 метров крутизной 300-350 по снежно-ледовому склону через разлом (5-метровый участок крутизной до 400) - выход на верхнее плато ледника Урусвати. Верхнее плато зигзагообразно поднимается под верхний бергшрунд, отделяющий перевальный взлет. Вообще говоря, перевал имеет 3 седловины: наиболее низкая - самая правая по ходу (западная), однако снежно-ледовый взлет со стороны ледника Урусвати там крут и, судя по состоянию нижнего склона - небезопасен. Центральная седловина аналогична, но именно с нее осуществляется спуск. Нам представилась наиболее логичной и безопасной левая, восточная седлована, по сути это - сама вершина Урусвати. Поэтому с верхнего плато движемся влево, преодолеваем бергшрунд в наиболее низкой части (10 метров крутизной до 250) и траверсом влево выходим на гребень отрога, разделающего ледник Урусвати и следующий выше по течению приток ледника Аккем. Отсюда, по снежно-ледовому склону (страховка через ледобуры), одновременно в связках поднимаемся на вершину Урусвати (80 метров по высоте, 300-350-ного склона). Вершины первая связка достигает через 6 часов (последняя через 7 часов) после выхода из лагеря. На гребне поворачиваем направо и доходим (200 метров, полого) до центральной седловины, для спуска на которую вешаем 20 метров перил на снегу крутизной 350. Перила закрепляем на ледорубе, последний спускается с нижней страховкой. Спуск с перевала начинаем по среднему кулуару (камнеопасно). Отсюда до конца кулуара 3 верёвки перил. Для организации точек перестёжки, после первой верёвки (400-450) выходим налево из кулуара, после второй (350-400) - направо. Первую и вторую верёвки сдёргиваем по двое. Третью, уже выйдя из кулуара и находясь на снегу - вчетвером. Крутизна на третьей верёвке такова: первые 20 метров - 250-300, затем 20 метров 500-ного склона. Далее спускаемся по снежному склону, крутизной до 250. Выходим на ледник Западный и организуем бивак. Ледник в этой части ровный. Справа на морене организовывать бивак небезопасно - склон камнеопасен. Идеально спуститься для ночлега на озеро, но темп нашего движения был слишком низким. Встаём на ночлег на леднике через 12 часов после выхода из лагеря утром. Место ровное, без трещин, воды нет.

Маленькое замечание: перевал ориентирован таким образом, что ночёвка на морене ледника Урусвати (на старте нашего движения) освещается солнцем в 5.00 утра, а ночёвка на леднике Западный освещена до самого захода солнца 21.30 (продолжительность дня середины августа). Зато утром место ночлега на леднике Западный освещается поздно, поэтому собираемся при минусовой температуре.

Ледопад обходим справа, затем выходим на морену, по которой местами прослеживается тропа. Обход ледопада сложности не представляет. По пути движения встречаем два озера. Около них можно найти приятные места для ночлега или обеденного привала. Время спуска до второго озера - 3 часа. Ниже озера начинается тропа, идущая по левому берегу ручья. После получаса спуска тропа переходит на правый берег. Левый берег представляет собой большие поля, покрытые крупной и средней осыпью, движение по которым неприятно. Через 5 часов после выхода утром из лагеря спускаемся к Кучерлинскому озеру в месте впадения в него ручья Западный. Ещё два часа занимает путь до северной оконечности озера.

2.7.1. Паспорт перевала Урусвати 2Б

1. Район, хребет: Горный Алтай, Катунский хребет, Белухинский узел;
2. Индекс перевала: 3.3.8
3. Категория трудности: 2Б;
4. Высота перевала: 3484 м. (по перечню: 3550 м.);
5. Местоположение: южнее вершины 3405 м., севернее вершины 3566 м.;
6. Соединяемые ледники, долины: с востока: ледник Урусвати, с запада: ледник Западный;
7. Ориентация перевальных склонов: восток - запад;
8. Концевые точки маршрута: морена в верховьях ледника Урусвати - ледник Западный;
9. Расстояние: 3,2 км;
10. Общее время прохождения: 12 часов;
11. Количество ходовых часов: 12 часов;
12. Время движения со страховкой: 11 часов, в том числе движение в связках с одновременной страховкой - 5 часов;
13. Количество точек страховки: 9 точек;
14. Требуемое специальное снаряжение: (на группу 9 чел., не менее): верёвки - 3 шт. по 50 метров, скальные крючья - 6 шт., ледобуры - 6 шт., карабины общественные - 6 шт., скальный молоток-1 шт., станции (петли), оттяжки, расходная верёвка на 6 точек страховки; личное: страховочная система, жумар, спусковое устройство, петля самостраховки, прусик, самостраховка рюкзака, каска, карабины - не менее 4 шт.;
15. Период времени, соответствующий описанию: июль - август;
16. Особые замечания: нет

2.8. Участок маршрута № 5: оз.Кучерлинское (северная оконечность) - пос.Тюнгур

продолжительность: 1 день, 12 ходовых часов
протяженность: 35 километров.

Участок маршрута № 1 (подходы) График движения (в скобках продолжи-тельность обеденного привала) Места ночлега Протяжен-ность участка (километров) Продолжи-тельность движения (ходовых часов) Высотный график (метров)
оз.Кучерлинское-посТюнгур 07.20 - 18.00 (1,5 часа) а/л "Высотник", посёлок Тюнгур 35 12 1780-900 (-880 м.)

Этот участок маршрута приведён во множестве отчётов и не нуждается в дополнительном описании. Единственное замечание: первая треть участка (по километрам) - от Кучерлинского озера до избы охотников (высота примерно 1300 м., расстояние 13 км.) сразу - по трудоёмкости - учитывалась нами как половина пути до Тюнгура. К стати по времени прохождение этого отрезка заняло 5 ходовых часов из 12.

2.9. Выводы и рекомендации

1. Наличие хорошо проработанных транспортных схем, включая организацию конных караванов, делает районы Катуньских белков и Северо- и Южно-Чуйских хребтов существенно более доступными, чем в Советские времена, что уже сейчас положительно сказывается на посещаемости районов.

2. Из тех же соображений очевидно что, в относительно сжатые сроки (3 недели Москва-Москва) можно проводить полноценные спортивные походы в стиле, ранее характерном только для Кавказа.

3. Единственное замечание по снаряжению: большинство из нас не пользовалось пуховым снаряжением из-за сырости района. Вполне достаточно оказалось курток из Windbloc и спальников на основе Thinsulate.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:































































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100