Отчет о горном туристическом путешествии 1 к.с. с 29.07.2002 по 9.08.2002 по маршруту: г. Черкесск - р. Учкудан - поляна "Глобус" - р. Махар-су - пер. Уллукель Вост. (1А, 2986) - оз. Уллукель - пер. Панорамный 1 (н/к, 2836) - поляна Глобус - р. Гондарай - р. Джалпакол - пер. Ю. Джалпакол (1 А, 3330) - р. Мырды - а/л Узункол - р. Кичкинекол - пер. Ю. Доломиты (1 А, 3350) - р. Чиринкол - р. Уллу-кам - пер. Хотютау (1 Б, 3500) - ледник Большой Азау - станция Эльбрусской канатной дороги "Старый кругозор" - поляна Азау - пос. Терскол - г. Нальчик

Руководитель: Михаил Кравченко (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5886

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский (Москва)

1. Справочные сведения:
    5. Высотный график
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

Московский городской спортивно-туристический клуб.

1.2. Информационная карта похода

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горный первая 102 13 10 с 29 июля по 9 августа 2002 г.

1.3. Район проведения

Западный Кавказ, район Гвандра.

1.4. Нитка маршрута

г. Черкесск - р. Учкулан - поляна "Глобус" - р. Махар-су - пер. Уллукель Вост. (1 А, 2986) - оз. Уллукель - пер. Панорамный 1 (н/к, 2836) - поляна Глобус - р. Гондарай - р. Джалпакол - пер. Ю. Джалпакол (1 А, 3330) - р. Мырды - а/л Узункол - р. Кичкинекол - пер.  Ю.  Доломиты (1 А, 3350) - р.  Чиринкол - р. Уллу-кам - пер. Хотютау (1 Б, 3500) - ледник Большой Азау - станция Эльбрусской канатной дороги "Старый кругозор" - поляна Азау - пос. Терскол - г. Нальчик.

1.5. Определяющие перевалы

Вид препятствия Категор ия сложно сти Высота Характеристика препятствия Путь прохождения
пер. Уллукель Вост. 2986 снежно-осыпной со стороны р. Махар в сторону оз. Уллукель
пер. Панорамный 1 Н/к 2836 травянистый со стороны р. Кйчкинекол в сторону р. Махар
пер. Ю Джалпакол 3330 снежно-осыпной со стороны р. Джалпакол в сторону р. Мырды
пер. Ю Доломиты 3180 снежно-осыпной со стороны р. Кйчкинекол в сторону р. Чунгур
пер. Хотютау 3500 снежно-осыпной со стороны р. Уллукам в сторону ледника Большой Азау

1.6. Состав группы

Фамилия, имя, отчество Обязанности в группе
Кравченко Михаил Андреевич Руководитель
Комиссаров Всеволод Владимирович Ремонтник
Зданко Елена Николаевна Фотограф
Лямин Петр Алексеевич Доктор
Спильник Юлия Александровна Финансист
Чембаева Галина Дмитриевна Завхоз

2. Описание основной части маршрута
2.1. Варианты подъезда и отъезда

До Черкесска можно добраться на поезде Москва-Нальчик. В Черкесске необходимо зайти в погранотряд и оформить погранпропуска. Не следует приезжать в воскресенье. А также пытаться передать все документы с дружественными группами. Пропуска будут оформлены, но в ожидании долгожданной печати пройдет столько же времени, сколько требуется для оформления новых. Наиболее удачный вариант, с нашей точки зрения, - послать заранее письмо (по почте или с кем-либо) со списком участников в трех экземплярах, ниткой маршрута и заявлением на имя начальника в/ч и обязательно взять с собой все эти документы. В случае задержки, отсутствия начальника, потери пропусков и др. можно запустить весь процесс заново. А так как документы уже были высланы, это заметно ускоряет процесс и служит отличным аргументом в разговоре с погранцами. Адрес - г. Черкесск ул. Леонтьева д. 6 в/ч 2011.

Из Черкесска можно арендовать автобус или маршрутку прямо на вокзале на всю группу. Часто водители предлагают помощь в оформлении пропусков. Действует. На наших глазах две группы получили долгожданные бумажки в течение 30 минут. Следует заметить, что нам не повезло и в этот день был прорыв на границе, поэтому оформление шло очень медленно. Так что, переплатив некоторую сумму, можно заметно сэкономить свое время и нервы.

"Газель" до поляны "Глобус" нашей группе (6 человек) обошлась в 1700 рублей. Водитель на вокзале (с блатом у погранцов) просил 2000 рублей до Учкулана, а дальше предлагал найти "проходимца" за отдельную плату. Как оказалось, дорога от Учкулана до погранцов гораздо лучше, чем в прошлые годы и "Газель" проходит без проблем, а вот до Учкулана в нескольких местах значительно размыта/смыта. Машину можно нанять либо на автобазе (договариваться лучше вечером на утро) или в фирме, специально занимающейся перевозкой пассажиров. Она находится рядом на той же улице, которая ведет от вокзала к рынку, ближе к последнему.

Из поселка Герскол можно уехать на рейсовом автобусе (время отправления около 8 часов утра). Стоимость проезда с рюкзаком около 55 рублей. Рейсовый автобус, как правило, перегружен. На поляне Азау или в Терсколе можно договориться с частниками практически на любой вид транспорта от легкового автомобиля до автобуса ПАЗ (приблизительно 25 мест). "Газель" до Пятигорска обошлась 1200 рублей на 7 человек.

2.2. Организация забросок

На маршруте было организовано 2 заброски. Первая - на поляне "Глобус" у погранцов. Вторая - в а/л "Узункол". Там заброску можно оставить на складе, договорившись с завучем альплагеря Риммой Владимировной Ковуненко. Стоимость 15 рублей в сутки за одно место хранения. Местом хранения считается одна упаковка, которую один человек может вынести со склада.

2.3. Дневник похода и техническое описание перевалов

28 июля, воскресенье. День нулевой. г. Черкесск

Прибыли в Черкесск в 9:30. Надеялись получить пропуска, так как группа И. Ивановой 15 июля передала наши документы погранцам. Достаточно быстро выяснили, что пропуска оформлены. Нет только печати, которую могут поставить только два человека. Оба уехали катать какую-то комиссию в горы. Около 13. 00 стало известно, что сегодня никого не будет - но завтра после 9.00 мы может забрать свои бумажки.

Расстроенные мы поселились в гостинице "Кубань" в трех двухместных номерах. На нашу и на группу Н.Рудинской (всего 12 человек) получилось 516 рублей по 43 рубля на человека (одно место стоит 86 рублей, однако афишировать истинное количество наших групп мы не стали и поселились по четыре человека в трех двухместных номерах).

При регистрации следует следить за количеством прописанных мальчиков и девочек. Разнополые соседи почему-то в гостинице "Кубань" не допускаются. Мы "прописали" четырех девиц и двух мужиков.

29 июля, понедельник. День первый. г. Черкесск - поляна "Глобус"

К 9 утра были в погранчасти, однако пропуска получили в 12:40. Выяснилось, что пропуска наши в сейфе начальника, которого уже не будет, и мы оформили документы заново. В 16:40 были на поляне "Глобус", отметились у погранцов, за пачку сигарет оставили заброски: свою и группы Н. Рудинской. 17:00 моросит дождик, вышли на дорогу за погранзаставой, через 40 минут дошли до лугов, нашли место для стоянки в соснах недалеко от дороги, за водой ходили далековато, к р. Махар.

Прошли: 2 км; 40 минут.

Высоты: 1747-1800

30 июля, вторник. День второй. Подход под пер. Уллукель Вост.

В 6.00 общий подъем. Выход в 8:30. Погода солнечная и безветренная, пока.

40 минут идем по дороге, местами обходя по лесу разлившийся Махар, доходим до коша и сворачиваем направо на тропу вдоль орографически левого берега р. Трехозерной. 20+30+15 ходовых минут по хорошей тропе, вышли к кошу, попили айрана (айран с нарзаном это что-то). Тропа от коша забирает вправо на травянистый отрог, 1 час идем до перегиба. Далее тропа траверсирует склон, пересекает ручей, который вытекает из озера, пока еще не видимого, ко где у нас намечена стоянка. Тропа идет в сторону пер. Уллукель Нижний, но нам гуда не надо, поэтому сходим с нее и, закладывая большие дуги поднимаемся по травянистому склону забирая налево к большим камням. Выходим к озеру, слегка балдеем от количества снега - на месте стандартных площадок на берегу едва виден верхний край ветрозащитной стенки. Находим другие площадки справа и чуть повыше. От последнего привала до озера дошли за 40-60 минут. Время 14:30. Погода начинает портиться, ставим палатки.

Прошли: 8 км; 3 часа 45 ходовых минут. Высоты: 1800-2740.

31 июля, среда. День третий. пер. Уллукель Вост.

6:00 - общий подъем. 8:25 - выход. Переходим ручей вытекающий из озера и залезаем по тропе на гребень (фото 1), по которому идем с одним привалом до перевала (фото 2, 3). Перевальный взлет - довольно пологая сыпуха. 9:25 - пер.Уллукель Воет 1А 3330 Ура! Ура! Ура! Записки в туре нет, похоже развлекались ребята пастухи бывшие на перевале накануне и проезжавшие мимо нас. Надеваем системы и каски. 10:40 начинаем спуск: сначала по скально-осыпному кулуару, потом выходим на снежник около 30°. Далее спуск плавно перетекает в незапланированные снежные занятия - отработали хождение на три такта, битье ступеней на спуске, зарубание (фото 3, 4). Все прониклись тем, что рубиться лучше сразу, а не то можно и до камней долететь. После спуска до выполаживания участники были отправлены налегке на закрепление материала по "самозадержанию на снежном склоне с помощью ледоруба". 13:00 - вытряхнули снег из карманов пошли дальше. Обогнули озеро Уллукель справа по крупной морене, начинаем спуск по бараньим лбам к безымянному озеру отмеченному на карте (фото 5). Тропы нет, но путь спуска довольно логичен и несложен, по травянистому склону доходим до выполаживания, прыгаем через пару ручьев, выходим к озеру. Время 15:00 - обедаем. 16:40 выходим в направлении цирка под пер. Панорамный 2 (1А, 2950), траверсируем сыпуху, поднимаемся по морене, обходим слева крупную морену и выходим на тропу, поднимаемся по тропе до перегиба в цирк, тропа далее уходит к перевалу Панорамный 1 (н\к, 2836, пер. Уллукель нижний по зеленой карте). 18:00 встаем в цирке, воды нет, поэтому топили снег. Сходили на разведку: по тропе дошли до пер. Панорамный 1, далее по гребню поднялись на пер. Панорамный 2. Доступных путей подъема на пер. Панорамный 2 (1А) не обнаружили да и делать то на нем в общем нечего т.к. на спуск в сторону Махара это крутой травянистый склон без тропы, а со стороны р. Кичкинекол -скалы и бараньи лбы крутизной больше 30°, налегке мы там спустились, но с рюкзаком пришлось бы вешать веревки. Таким образом, было решено идти пер. Панорамный 1 н\к.

Прошли: 4 км; день ходового времени Высоты: 2740-3330-2646-2750

1 августа, четверг. День четвертый. пер. Панорамный 1 (н\к, 2836) - поляна Глобус

6:00 - проснулись, 8:30 - пошли по тропе (фото 6), 8:45 - перевал (фото 7). Сняли записку молодеченского турклуба "Пилигрим", рук. Шапило А.П. от 1 августа 1995, маршрутная книжка 164-П-95. погода ясная, настроение хорошее и все бы хорошо, да только тропа "на спуск" уходит траверсом скорее на подъем к соседней вершине и по- видимому к пер. Уллукель Нижний. "И тут разум оставил меня в первый раз" - по- видимому надо было идти по тропе, выходить на Уллукель Нижний и спускаться к Махару тем же путем к< jchm мы шли на Уллукель Восточный, но мы решили "посмотреть новые места". 9:10 начали спуск - 20:40 закончили. Сначала спускались по травянистому склону 15-20° (фото 8), преодолев участок 25-30° вышли на ручей, далее шли по нему благо он совсем мелкий и это все же лучше чем по траве. 1,5 часа потратили на разведку - думали, что впереди в месте сужения будут непроходимые бараньи лбы, оказалось, что лбы есть но их можно обойти по 30° травянистому склону. Часов до 18 спускались по ручью периодически преодолевая ступени чуть больше метра (фото 9). Уперлись в то, чего больше всего боялись - водопад метров 35 (фото 10). На наше счастье ущелье в этом месте было уже довольно широкое и руководитель смог налегке спуститься на разведку по зарослям кустов и деревьев, выяснилось что у подножия бараньих лбов есть большая ступень, до которой хватает веревки. Повесили веревку, дюльфер, пошел дождь, последний участник отвязал веревку и спустился налегке по зарослям. Продолжили движение по ручью, подошли к густому криволесью, ручей затерялся, а мы стали ломиться через лес (заросли кустов, завалы, все мокрое после дождя, скользкое, короче, редкая пакость) 20:40 - вывалились на дорогу в таком месте, где нормальный человек с нее не свернет. Идем к поляне Глобус, заглянули по дороге на нарзан. Около 22 часов дошли до погранзаставы, забрали заброску, поселились в домике у реки с разрешения какого-то местного мужика.

Прошли: 4 км; 15 минут подъем на перевал, 11 часов спуска (с разведками, привалами и обедом)

Высоты: 2750-1650

2 августа, пятница. День пятый. р. Гондарай - р. Джалпакол - подход под пер. Ю Джапакол

Подъем в 7.00. Выход в10:00. Идем по дороге вдоль р. Гондарай, доходим до коша на другом берегу, к нему есть мостик, переходим реку и встаем на тропу чуть левее коша. Тропа хорошая, идет по лесу, поднимаемся по ней за два перехода по 30 минут и выходим к реке, здесь тропа местами не очень хорошо заметна, поэтому следует подождать отстающих. Немного пройдя вдоль реки попадаем к мостику, переходим Джалпакол и продолжаем движение по тропе, через час-полтора минуя кош и погранпост выходим к заливным лугам. Врем*(13:00 - останавливаемся пообедать, посушиться и искупаться. Около 15 часов продолжаем движение, проходим луга и тропа сворачивает налево к пер.Сев. Джалпакол, мы переходим вброд ручей с северного Джалпакола и продолжаем подъем, с начала без тропы, потом находим ее и снова теряем. К пер. Ю Джалпакол тропа идет по орографически левому берегу, а мы оказались на правом, поэтому переходим в брод ручей с южного Джалпакола и выходим на тропу, по-видимому надо было переправиться еще раньше, может быть по мосту возле коша. Поднявшись по тропе на первую ступень бараньих лбов мы в 18:30 оказались в висячей долинке с заливными лугами, где и встали на ночевку.

Прошли: 10 км; около 6 ходовых часов. Высоты: 1650-2836-2650.

3 августа, суббота. День шестой. пер. Ю. Джалпакол (1 А, 3350)

Подъем - традиционно в 6:00. В 8:30 готовы к выходу. Почему-то в этом районе дождик любит начинаться в первой половине дня, а не после обеда. Через 15 минут после выхода начинает моросить и с переменным успехом капает до обеда. Заливные луга обходим справа по снежникам и моренам, начинаем подъем на первую ступень по травянистому склону. Тропы не нашли, поэтому просто закладывали дуги в наиболее пологой части склона. Вышли на травянистую полочку с хорошими стоянками, (фото 11) Далее стали забирать левее, чтобы обойти бараньи лбы. Нашли тропу, которая периодически терялась. Идем по сыпухе, постепенно начинаем поворачивать направо, траверсируем снежник, поднимаемся по снежной ступеньке и выходим на выполаживание с крупной сыпухой (фото 12). Перевальный взлет - снежник около 25°, бьем ступени, поднимаемся чуть правее перевала, траверсом выходим на сыпуху и на перевал (фото 13, 14). Время???

Погода мерзкая - моросит дождик и дует ветер, сняли записку группы туристов клуба "АТО" г. Москвы (школа НТП 2 отделение) от 12 июля 2002, руководитель Сергин К.С. С перевала в сторону р. Мырды открывается вид на заснеженное плато, на котором хорошо заметен тур. Спускаемся по сыпухе плотной группой и идем к туру, далее виден следующий и т.д. Хорошо что есть туры, т.к. снега очень много и все тропы засыпаны, а тропа выводит к удобному спуску с бараньих лбов. Далее выходим к озеру и продолжаем движение по тропе. Спускаемся по зеленке до небольшого "стадиона", слева видна тропа с Сев.Джалпакола, забираем левее и выходим на нее, далее спуск серпантином до заливных лугов. 16:30 - сели отдохнуть у камушка. 17:30 - все дошли, все отдохнули, погода наладилась остался последний переход до а/л Узункол. 18:10 - Узункол! Хычины! Пиво! Душ! Ночевали в домике, причем бесплатно т.к. у нашего участника были в альплагере хорошие знакомые.

Прошли: 10 км; около 6,5 ходовых часов. 3,5 перехода на подъем и 3-4 на спуск Высоты: 2650-3330-2100 м.

4 августа, воскресенье. День седьмой. Полудневка переходящая в дневку а/л Узункол >- стрелка рек Мырды и Кичкинекола

Подъем по желанию. Не спеша позавтракали, раскидали заброску, в 13:00 вышли с намерением подойти под пер. Ю.Доломиты, но на стрелке рек встречаем группу Н.Рудинской. Они только спустились с пер. Сев.Ак и собираются делать полудневку, а т.к. дальше мы должны идти в одном темпе чтобы встретиться перед пер.Хотютау, то мы решаем встать с ними.

5 августа, вторник. День восьмой. пер. Ю.Доломиты (1 А 3260)

Подъем в 6:00. В 8:15 выходим. Собираемся за один день пройти Ю.Доломиты и спуститься до стрелки рек Чиринкол и Чунгур. По тропе идем до коша (минут 20). Около коша начинается тропа по крутому травянистому склону, которая местами раздваивается и становится не очень хорошо видна, за один переход выходим на первую ступень, далее переход - вторая ступень, продолжаем движение по тропе, проходим отличные стоянки и, забравшись на очередную ступень выходим к нижнему озеру (фото 15). Время 12:00. Погода начинает портиться, стал моросить дождик, однако видимость хорошая и т.к. мы хотим отыграть запасной день решаем продолжить движение. Идем по тропе слева по ходу от озера, обходим среднее и верхнее озера и выходим к протяженному снежнику крутизной 20-25°. Бьем ступени и доходим по снегу до самого перевала, время 14:00. 14:30 - начинаем спуск: с перевала небольшой участок сыпухи, далее по снегу (один участок крутизной 25-30°); снежник заканчивается и из-под него появляется ручей, поэтому мы уходим левее и попадаем на маркированную тропу по которой спускаемся до бараньих лбов. Спуск с бараньих лбов промаркирован турами и несложен. Выходим на "аэродром", встаем на хорошую тропу и продолжаем спуск до стрелки рек Чиринкол и Чунгур. По дороге встречаем погранцов, которые берут нас в "плен", ведут к себе в лагерь (как раз на стрелке), греют, сушат и кормят пловом. Таким образом в 18 часов мы уже сидели у печки, пили чай и слушали армейские байки. Через 30 минут нас догнала группа Н.Рудинской и начиная со следующего дня мы шли вместе.

Прошли 9,5 км, примерно 7,5 ходовых часов.

Высоты 2110 - 3350-2125 м.

Дальнейшее описание сделано Наталией Рудинской и приведено ниже без изменений ©

б августа, вторник. День девятый. р. Чиринкол — р. Уллу-Кам

Подъем в 6.00. Но оторвать утомленную предыдущим днем группу от гостеприимных пограничников удалось только в 9.15.

9.15 - 10.00 - Поскольку мы ночевали на правой берегу Чиринкола, то, пройдя метров 500, переходим по отличному мосту на левый берег и далее по нему и идем. Везде отличная грунтовая дорога.

10.12 - 11.00 - Спускаемся до стрелки рек Чиринкол и Уллу-Кам, переходим через мост, отдыхаем.

11.30 - 12.10 - Вопле по склону идет дорога, по которой продолжаем путь. До нее пробита тропа. Проходим кош и через 15 ходовых минут доходим до широкого ручья. Там обедаем.

13.00 - 13.40 и 13.50 - 14.30 - Идем по хорошей дороге по орографически правому берегу р.Уллу-Кам. Выходим к Ворошиловским кошам (в месте слияния долин рек Уллу- Кам и Кичкинекол). В коше можно купить сыр и шерстяные вещи. Сразу за кошем - погранзастава и хорошее место для стоянки: красивое, надежное. Больше часа оформляем пропуска. Возможно, процесс ускорился, если бы у нас с собой был список группы с паспортными данными и нитка маршрута. А так, около погранзаставы скопилось три группы (всего 22 человека). А погранцы - народ ответственный, поэтому переписывали наши паспортные данные тщательно и аккуратно.

Пока руководитель ходил на погранзаставу, погода испортилась. Разожгли костер. Когда она вернулась, было решено вставать на ночевку, что с радостью и сделали.

Прошли: 13,5 км; 3 часа 35 ходовых минут. Высоты: 2125-1810-2166 м.

7 августа, среда. День десятый.

Ранний подъем - 5.00. Выходим в 7.15.

7.20 - 7.50 - от места стоянки вернулись в долину р.Уллу-Кам. Идем по дороге, проходящей через болотистый луг по орографически правому берегу реки. Около моста через р. Уллу-Кам нас останавливают погранцы. Там теперь еще одна погранзастава. Подождав 30 минут и получив свои документы обратно, идем дальше.

8.40 - 9.30 - переходим реку по мосту и через 10 минут поворачиваем налево по ходу движения и начинаем подъем. Поднимаемся серпантином по тропе. Через 15 минут начинается выполаживание. Впереди видны отроги Эльбруса. Через 25 ходовых минут - хорошие места для стоянки.

10.00 - 10.50 - Идем по травянисто-каменистой тропе, слева от нас травянистый склон, справа - ручей. Через 10 минут подходим к осыпному взлету. Находим тропу на орографически правом берегу ручья. Поднимаемся по крупной сыпухе. Около первого снежника делаем привал.

11.20 - 12.10 - Поднимаемся по снежнику, прижимаясь к левой по ходу движения стороне. Выйдя на морену, останавливаемся.

12.30 - 13.20 - По правому орографическому осыпному склону идет четкая тропа до перевала. Выходим на перевал (фото 15).

14.20 - 15.00 - Идем по ледовым полям Эльбруса. Ледник Большой Азау открытый, много ручейков, трещины хорошо видны, легко обходятся. Слева от нас покровная морена, сделали привал.

15.20 - 16.10 - Далее идем по леднику, затем по покровной морене, постепенно поворачивая налево. Наша цель - озеро - видно еще с перевала. Последовательно пересекаем ледник и участки морен. Поднимаемся на последний участок морены. Там начинается промаркированная тропа до озера. Привал делаем на озере (фото 16).

16.20-17.00 - идем по осыпной тропе, которая сначала идет вверх по склону, затем спускается к канатной дороге. На последнем участке идем по гребню, а затем по очень пыльному склону. Выходим к станции "Старый кругозор" канатной дороги.

Спускаемся вниз по канатке до поляны "Азау". Идем по автомобильной дороге 40 минут до п. Терскол. Официальная часть маршрута окончена.

Прошли 16.5 км, 4 часа 40 ходовых минут. Высоты: 2166-3500-2184 м.