Отчет о горном походе по Алтаю II к.с. (с элементами IV к.с.)

Дата: август 2003 г.

Руководитель: Сергей Смолкин (Екатеринбург)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6186

Сканирование и обработка: Пётр Сломинский (Москва)

1. Маршрут: пос. Тюнгур - д/р Кучерла - пер. Кара-Тюрек (1а, ос) - д/р Аккем - ледн. Аккем (Томские стоянки) пер. Делоне (26, сн-лед) - верхнее плато ледн. Бол. Берельский - г. Белуха (через пер. Белухинский ок. 4200 - 26 сн-лед) - спуск (тем же маршрутом) - пер. Делоне - ледн. Аккем - д/р Аккем - пер. Кузуяк (н/к) - пос. Тюнгур.

2. Протяженность линейной части: около 120 км.

3. Кол-во ходовых дней: 10 (без учета радиальных выходов)

4. Состав группы:

1. Смолкин Сергей - 33 года - руководитель группы, КМС по горному туризму, опыт руководства горными походами 1-4 категорий сложности - Екатеринбург

2. Силантьев Сергей (Доктор) - 40 лет - врач, опыт горных походов 1-3 категорий сложности - Москва

3. Трихунков Ярослав - 22 года - участник, опыт горных походов 1-2 кат. (Хибины, Западный Кавказ) - Москва, турклуб МПГУ

4. Крамаренко Николай - 18 лет, участник, опыт горных походов 1 кат. (Хибины, Зап. Кавказ) - Москва

5. Саватеев Михаил - 18 лет - участник, опыт горных походов 1 кат. (Хибины, Зап. Кавказ) - Москва, турклуб МГТУ им. Баумана.

6. Роман - 18 лет - участник, опыт пеших походов (Крым, Подмосковье) - Москва

7. Светлана - 20 лет - участник, опыт пеших походов (Крым, Подмосковье) - Мытищи

5. Описание маршрута

Добравшись поездом до Бийска, мы сели на арендованный ПАЗик и в первый день доехали до пос.Усть-Сема на Катуни. В окрестностях поселка на берегу реки мы остановились на ночлег. Отметим, что весь правый берег реки здесь арендован и занят турбазами и гостиницами. Нам удалось встать, только договорившись с руководством одной из турбаз за сходную цену (примерно 100 р. с человека за ночь).

К вечеру следующего дня мы были в пос.Тюнгур. В итоге дорога от Бийска (около 600 км) заняла около суток, с остановкой на ночь. В поселке договорились по совету спасателей с их знакомыми местными чабанами о заброске части продуктов и снаряжения на ГМС Аккем (горная метеостанция).

Тропа по краю плато
на перевал Кара-Тюрек
(3060 м 1а осУ)

7 августа. Пос. Тюнгур - пер. Кара-Тюрек (3060 м - 1а ос).

В 7-00 мы вышли из поселка и начали подъем вверх по д/р Кучерла до впадения р. Текелюшка. От впадения - набор высоты влево по ходу по битой конной тропе вдоль р. Текелюшка. Это затяжной, но красивый подъем с несколькими несложными бродами. На выходе из зоны леса устроили привал на обед. Далее двинулись на Ю-В в сторону пастушеского коша. Отсюда целиком просматривается обширное травянистое плато со снежниками и конной тропой на перевал. На плато около 19-00 встретили группу австрийцев, недоверчиво покосившихся на уверенных нас, на часы, а затем на перевал.

В итоге последний участник "вышел" на перевал, где мы остановились на ночлег, уже затемно около 10 вечера. Протяженность маршрута составила ок. 25 км с набором высоты ок. 2500 м! Это был отборочно-акклиматизационный тур перед Белухой в условиях ограниченного времени. И хотя последствия марш-броска с таким набором высоты усугубились еще и резким похолоданием (к утру выпал снег), группа выдержала.

Наградой за рывок первого дня стал прекрасный вид на Белуху в лунном свете.

8 августа. Спуск с пер.Кара-Тюрек в д/р Аккем.

С перевала вышли в 8 часов в условиях ограниченной видимости по мокрому снегу, что значительно осложнило спуск. На протяжении всего заснеженного участка примерно до 2800 м было очень скользко даже на горизонтальных скальных участках (самостраховка ледорубом). Далее спуск простой по хорошо битой тропе в сторону ГМС Аккем на одноименном озере. В целом спуск гораздо короче и проще подъема.

Спустившись к озеру, подтвердили на ГМС доставку заброски и встретились с детской группой под руководством наших знакомых из Москвы. Затем встали на полудневку на южном берегу озера. Здесь классическое и весьма популярное место стоянок с видом на пик Броня, Аккемскую стену и с множеством произведений зодчества на Тибетский манер.

9 августа. Оз. Аккем - ледн. Аккем.

Вышли в 8 часов. Миновав переправу (мостик) через р. Аккем, обошли слева котловину бывшего верхнего озера. Через два часа несложного подъема по курумнику подошли к леднику. Далее двигались по едва читающейся тропе по левой (по ходу) боковой моренной гряде ледника.

В этот день мы дошли до начала изгиба ледника влево на восток. Здесь на морене, решили разбить лагерь, по причине плохого самочувствия одного из участников с тем, чтобы дойти до Томских стоянок завтра, в день запланированной дневки.

10 августа Морена ледн. Аккем - Томские стоянки (полудневка)

Вышли в 7-00 и сразу от места стоянки за перегибом склона сошли с морены на ледник. Движение по нему в августе не вызвало осложнений -трещины открыты и легко обходятся. К Томским стоянкам подошли к 14-ти часам и устроили полудневку с ледовой тренировкой на пологом леднике Арбуз (верхн. плато Аккемского ледника) невдалеке от лагеря. Затем плотно поужинали и в 22 часа легли спать.

На леднике
Аккем

11 августа. Томские стоянки - пер.Делоне (3400 м - 26, сн-лед) - верхн. плато ледн. Бол. Берельский (пер. Большое Берельское седло - За ск-лед)

В 7 часов вышли вверх по леднику Арбуз. Подход по тропе под пер.Делоне занял около часа. Под перевалом бергшрунд, который перешли по снежному мостику с попеременной страховкой через ледоруб. Далее -подъем по перилам на жумаре с организацией страховочных станций на 2-3 ледобурах (первый идет с нижней страховкой). Протяженность ключевого участка около 300 м (6 веревок), средняя крутизна ок. 50 градусов.

Подъем занял примерно 4 часа, и в полдень мы стояли на узком перевальном седле.

На перевале Делоне
(3400 м, 26 сн-лед)

Здесь сняли пуховки и двинулись вниз на верхнее плато ледника Менсу. Спуск (50 м) несложный, проходится с самостраховкой ледорубом. Путь по плато лежит через верховья ледопада. Здесь пришлось с попеременной страховкой преодолеть несколько крупных трещин по снежным мостам. Выйдя под верхнее плато ледника Бол. Берельский, остановились на обед.

"Пикник на обочине"
под перевалом Делоне
с видом на пройденные
трещинные поля в
верховьях ледника Менсу

Далее затяжной подъем на верхнее плато ледника Бол. Берельский (пер. Бол. Берельское седло - 3520 м, За ск-лед) по некрутому леднику с множеством закрытых трещин. Идем тремя связками. Следует отметить, что пер. Берельское седло возможно оценивать как За только в случае прохождения ключевого участка на юго-восток через скальный гребень справа от вершины 3760 м. В нашем случае этот подъем можно оценить лишь как 2а.

На плато устроили штурмовой лагерь, основательно укрепив все палатки на ледорубах и ледобурах. Поужинали и в 10 часов легли спать.

Штурмовой лагерь на
Большом Берельском
седле (3520 м)

12 августа. Бол. Берельское седло - г.Белуха (через пер. Белухинский ок. 4200 - 26, сн-лед)

С утра мело и выйти удалось лишь в 8 часов, когда прояснилось небо, и установилась нормальная видимость при относительном безветрии. Вышли в связках и, пройдя под стеной юго-восточного отрога Белухи (лавины), подошли под пер. ТКТ (4115м-3а сн-лед) в 10 часов утра. Здесь стоят несколько иглу - от них повернули направо на С-С-3. Здесь пришлось с попеременной страховкой преодолеть несколько крупных трещин по снежным мостам. Около полудня подошли под пер.Белухинский справа от г.Раздельной (лавиноопасно). Здесь встретили группу новосибирцев, решивших брать перевал слева по скалам, опасаясь лавин и ночевать на перевале. Мы решили подниматься известным маршрутом по снежно-ледовому склону (более 400 м крутизной ок. 50 градусов) справа от скал (благо путь был промаркирован вешками). На подходах к стене сложный рельеф с множеством скрытых трещин (попеременная страховка в связках). Сразу под стеной - бергшрунд. Его прошли с попеременной страховкой через ледоруб. Далее подъем по перилам на жумаре с организацией страховочных станций на 2-3 ледобурах (первый идет с нижней страховкой). Местами возникали проблемы с организацией страховки - лед закрыт метровой толщей плотного снега и на расчистку его для установки станции уходило до 30 мин (здесь возможна страховка с помощью "т" образного закрепления ледоруба). На навеску перил и подъем на перевал от берга затратили около 5 часов.

На перевал вышли лишь около 17-30, где нас застала жестокая пурга (стоять было возможно только на самостраховке). Устроив перекус, сфотографировавшись, недолго думая, решили на вершину не идти и спускаться по пути подъема.

Мы на перевале
Белухинский
(ок. 4200 м, 26 сн-лед)

Спуск по навешенным перилам с нижней страховкой последнего занял не более 1,5 часов. Но на спуске лавинная опасность маршрута подтвердилась - вокруг нас сошло несколько лавин, одна из которых прошла в пятидесяти метрах. Благо мы двигались по слабо выраженному снежному гребешку, что хоть как-то снижало риск.

У берга на спуске
с пер. Белухинский

На обратном пути снова началась пурга, которая замела следы. Благо наш инструктор был здесь в восьмой раз и вывел к лагерю буквально на ощупь в условиях десятиметровой видимости. Обратный путь (от берга) прошли за два часа, придя в лагерь уже по темному и поблагодарив Сергея за здравый смысл. Ведь каков был соблазн, когда от вершины нас отделял километр пути с набором 300 м по гребню, и ключевой участок был пройден.

Вот такие они,
эти инструктора
(Смолкин Сергей -
руководитель группы
под пер. Белухинский)

13 августа. Верхнее плато ледника Большой Берельский - пер. Делоне - Томские стоянки.

Утром стояла температура - 25 градусов и при этом на Седле порядочно задувало. В 8-00 начали спуск по пути подъема. Он показался сложнее и опаснее, чем подъем, хотя шли вниз. Только здесь мы по достоинству оценили закрытые и открытые трещины, зияющие тут и там по дороге. На дюльфере с пер.Делоне у Ромы вниз улетели очки, а у Доктора -пенка (ее удалось достать).

Смолкин в ожидании
на станции под
пер. Делоне

И только уже спустившись к Томским стоянкам, осознали, что сходили и почти дошли до второй вершины РоссийскойАзии!

14 августа. Томские стоянки - ледник Аккем - оз.Аккем.

В 9 часов начали спуск по пути подъема и спустились около 18 часов, поминутно оглядываясь назад, на непокоренные все в золотом свете северные ворота в Шамбалу (Н.Рерих) - вершину Восточная Белуха (4506 м). А слева красовалась, провожая нас, Корона Алтая (4178 м).

15 августа. Полудневка. Радиальный выход к озеру Духов.

От лагеря поднимаемся чуть более двух километров вверх по Аккему до впадения р.Караоюк. По ней еще полтора километра с небольшим набором высоты и мы на живописном каровом озере Духов. Обойдя озеро с юго-восточной стороны, подходим к красивому водопаду, наполняющему озеро водой с одного из ледников вершины 3825 м. Спуск тем же маршрутом с множеством кустов ароматной алтайской смородины.

1б августа. Полудневка. Радиальный выход в долину Семи Озер и долину Ярлу.

Отдыхаем, собираем ягоды по берегам Аккемского озера. Во второй половине дня группа разделилась по интересам: часть группы отправилась в долину Семи озер, что под пиком Броня, остальные отправились в долину р.Ярлу к "местам силы" (Н.Рерих).

17 августа. Спуск вниз по д/р Аккем до турбазы у впадения р.Текелю

В 9-00 начали спуск вниз по д/р Аккем по хорошей тропе справа от оз.Аккем мимо ГМС и станции спасателей. За озером тропа идет в зоне лиственнично-кедрового леса (сосна сибирская), где можно собрать молодых шишек, что мы и делали всю дорогу вниз. Остановились на ночлег на небольшой поляне напротив впадения р.Текелю неподалеку от турбазы (на карте 1:200000 - изба).

18 августа. Д/р Аккем - пер. Кузуяк (н/к)

В 8-00 начали спуск далее вниз по д/р Аккем в сторону пер. Кузуяк. Ближе к перевалу тропа переходит в грунтовую дорогу, ведущую через перевал в пос. Кучерла. Всюду по ней встречаются богатые заросли черемухи, смородины и малинники, привлекающие медведей (их следы и метки видны повсюду).

По серпантину лесной дороги к 17-00 вышли на перевал Кузуяк. Перевал отмечен "ритуальной" лиственницей традиционно от корней до вершины увенчанной разноцветными ленточками.

В этот же день решили не идти в поселок, поскольку спустились раньше намеченного срока. Заночевали на поляне в километре от перевала прямо у дороги, о чем пожалели - всю ночь нас донимали чьи то голоса и звук моторов. Опасаясь местных, мы даже решили дежурить парами у костра. И действительно к утру мимо лагеря прошло несколько конных групп (видимо - заброска) и проехала машина.

19 августа. Спуск в пос. Тюнгур.

Вышли в 10-00 и уже через час спустились на сенокосное поле в долине Катуни. Кучерлу перешли по мостику недалеко от одноименного поселка и уже к 13 часам были в Тюнгуре на турбазе "...", где нас ждало уютное кафе с местной кухней (рекомендуем) и баня.

А вот стоять в окрестностях поселка вне турбазы мы бы не рекомендовали - есть риск столкновения с недоброжелательной частью алтайцев. К сожалению, нам самим довелось в этом убедиться (причем прямо на турбазе), когда в лагерь детской группы под руководством наших друзей пришел пьяный алтаец, и устроил дебош. Он не понимал ни слов, ни физической силы, и, будучи буквально вынесенным из лагеря, все равно возвращался. Его смогли унять только местные же работники турбазы, которые затем привели еще несколько подобных примеров.

"Золотые ворота"
Катуни в Тюнгуре

Уезжали в Бийск тем же автобусом. На турбазе в Усть-Семе, куда мы приехали к 16 часам, удалось сплавиться на рафте по Катуни. Трехчасовой сплав с местным инструктором с посещением красивого водопада и прохождением нескольких категорийных порогов (в т.ч. Муны - 2 кат), обошелся нам в 200 р. с человека.

21 августа выехали поездом из Бийска в Новосибирск, с последующей пересадкой на поезд Улан-Удэ - Москва.

6. Список снаряжения

фотонабор «Зенит – Е» 1
фотоаппарат "Olympus" 1
маршрутные документы, карты, компас 1 компл
хознабор (нож, клеенка, моющее средство, губка) компл
ремнабор («компостер», нитки, иголки, клей, скоч компл
аптечка групповая компл
Солнцезащитный крем компл
Индивидуальное
Рюкзак 80 – 90 литров (Vertical, Red Fox)
Спальный мешок (t комф. до – 15 гр.)
Коврик (полиуретан)
Очки/маска солнцезащитные (максимальная UV защита)
Альпенштоки (прочные лыжные палки)
Ботинки (тяж.трэк., "Koflach", "Assolo", «ВЦСПС»)
Кроссовки
Носки (полиэстер/шерст) 2 пары
Носки (х/б) 3 пары
Куртка ветровлагозащитная (с капюшоном)
Куртка (Polar)
Нижнее белье 2 компл
Комбинезон ветровлагозащитный
Перчатки (Polar)
Рукавицы для работы с веревкой (полиэстер)
Маска типа «Балаклава»
Перекись водорода 30 мл
Гидроперит 20 табл
Фурацилин, табл. 10
Марганцовка, порош. 1 упак.
Бутадион, мазь 1 упак.
Neosporin, мазь 1 упак.
Йод, р–р спиртовой 5 % 1фл.
Средства, применяемые при поражении глаз и ушей
Альбуцид, капли 3 тюб.
Супрастин 20 табл.
Спазмолитики
Но–шпа 30 табл.
Лекарства, применяемые при болезнях органов дыхания
Галазолин, капли в нос 1фл.
Каметон, аэрозоль 1 уп.
Фарингосепт 20 табл.
Либексин 20 табл.
Coldrex, порошок 3 уп.
Лекарства, применяемые при расстройствах и инфекциях желудка, кишечника
Фестал, драже 30 шт.
Фталазол 20 таб.
Левомецетин 20 табл.
Бесалол 20 табл.
Капли для обеззараживания воды и мытья "Microdin" 1 фл.
Уголь активированный 50 табл.
Имодиум 10 капель
Медомицин (доксициклин) 30 капел
Максавин 5 табл
Стрептоцид 10 табл
Средства от тошноты и рвоты
Бонин 1 упак.
Разные средства
Крем от солнечных ожогов разный (фактор 20 – 45) компл
Мазь "Звёздочка"
Финалгон, мазь 1 уп.
Раствор аммиака, ампулы 3 шт.
Гематоген 15 упак.
Спирт этиловый медицинский с Золотым корнем 1000 мл.
Витамины
Аэровит 100 табл
Центрум 100 табл
Аскорбиновая кислота с глюкозой 600 табл
Инструменты
Ножницы малые 1 шт.
Пипетка 1 шт.
Перчатки полиэтиленовые 1 пара
Термометр медицинский 1 шт.