Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчёт о горном походе V категории сложности по Центральному Кавказу (район Суган - Безенги)

Дата: август 2004 года

Маршрутная книжка №72/04

Руководитель: Голубев К.А. (Санкт-Петербург)

Туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного, оздоровительного и молодёжного туризма Санкт - Петербурга рассмотрела отчёт и считает, что маршрут имеет V категорию сложности и может быть зачтён всем участникам и руководителю.

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

Вид туризма Категория Протяжённость Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
горный пятая 132 19 18 авг.04

Центральный Кавказ, Безенги.

Подробная нитка маршрута: г. СПб - н/п Верхняя Балкария - д.р. Рцывашки - пер. 300 лет Санкт-Петербургу 2А - д.р. Черек Балкарский - пер. Комсомола Украины зап. 2Б - д.р. Рцывашки - пер. Панорамный + пер. Гюльчи 3А - лед. Доппах - пер. Седло Сугана 3А - лед. Нахашбита - пер. Санкт-Петербург 3А - д.р. Орсдон - пер. Солдат 1А - д.р. Ахсу - д.р. Карасу - д.р. - Дыхсу - д.р. Крумкол - пер. Селлы 3А - лед. Уллучиран - д.р. Черек Безенгийский -- а/л Безенги - г. Нальчик.

Список пройденных перевалов

Перевал Кат. труд. Характеристика Путь движения
300 лет Санкт-Петербургу 3900 сн-ск-ос д.р. Рцывашки – д.р. Измылцысу
Комсомола украины 3800 ск-лд лед. Гюльчи – д.р. Рцывашки
Панорамный + Гюльчи 4000 сн/лд – ск д.р. Рцывашки – лед. Доппах
Седло Сугана 3А - первопррохождение 4350 сн-лд-ск лед. Доппах – лед. Нахашбита
Санкт-Петербург 3А - первопррохождение 4150сн-лд лед. Нахашбита – д.р. Орсдон
Солдат 3630 сн – ос д.р. Орсдон – лед. Безымянный
Селлы 4250 лд-сн лед. Крумкол - лед. Безенги

Транспорт

Санкт-Петербург - Пятигорск - поезд
Пятигорск - Нальчик - рейсовый автобус
Нальчик - Верхняя Балкария - рейсовый автобус
Безенги - Нальчик - рейсовый автобус

Цели похода

Первопрохождение двух перевалов наивысшей категории сложности, в хорошо изученном и освоенном туристами районе, для расширения возможностей района и пропаганды спортивного туризма. Получения навыков работы большой группой. Повышение спортивного мастерства участников. Активный отдых.

Состав группы

фамилия имя отчество год рождения туристский опыт обязанности в группе
Голубев Константин Александрович 1963 Кавказ 6 – р Руководитель
Голубева Валентина Константиновна 1988 Кавказ 3 – у, перевал 2Б Фото
Покровский Петр Васильевич 1984 Кавказ 3 – у, перевал 2Б Примуса
Захарова Екатерина Сергеевна 1980 Кавказ 5 – у, перевал 3Б Медицина
Кузьмин Александр Витальевич 1983 Кавказ 3 – у Ремонтник
Блиндеров Сергей Викторович 1977 Кавказ 5 – у Транспорт
Яковлев Георгий Александрович 1980 Кавказ 6 – у Снаряжение
Черкашина Екатерина Игоревна 1981 Кавказ 6 - у Хронометраж
Плотников Иван Юрьевич 1984 Кавказ 3 – у, перевал 2Б Фото
Аграновский Антон Германович 1977 Кавказ 4 – у, перевал 3А Завхоз
Потапов Андрей Николаевич 1979 Кавказ 5 – у, перевал 3Б Специальное снаряжение

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дата Участок маршрута Км/К-1.2 Ходовое Время Препятствие Метеоусловия
11-13.08 СПб – г. Нальчик – н/п Верхняя Балкария - - - -
14.авг н/п Верхняя Балкария – д.р. Рцывашки 12 авг.15 долина солнечно, туман
15.авг д.р. Рцывашки – подъем под пер. 300 лет Санкт-Петербургу 2,4 6.00 подход солнечно, туман
16.авг пер. 300 лет Санкт-Петербургу 2А 3900 – д.р. Черек Балкарский 13,2 июл.45 перевал 2А солнечно, туман
17.авг д.р. Черек Балкарский – д.р. Гюльчису 6 05.май долина солнечно, ветер, ночью гроза
18.авг пер. Комсомола Украины западный 2Б 3800 2,4 авг.45 перевал 2Б солнечно
19.авг спуск в д.р. Рцывашки 3,6 04.окт спуск с пер. солнечно, туман, вечером дождь
20.авг д.р. Рцывашки подход под перевал 4,8 мар.30 долина туман, пасмурно, ливень
21.авг пер. Панорамный + пер. Гюльчи 3А 4000 6 июл.50 перевал 3А пасмурно, дождь, вечером солнце
22.авг спуск на лед. Доппах – подход под перевал 4,8 08.май спуск с пер солнечно, туман, дождь
23.авг обработка маршрута - 06.окт обработка солнечно, туман
24.авг пер. Седло Сугана 3А 4350 – лед. Нахашбита 4,8 15.30 перевал 3А солнечно, вечером дождь, гроза
25.авг дневка - - - солнечно, туман
26.авг пер. Санкт-Петербург 3А 4150 3,6 окт.35 перевал 3А солнечно, туман, снег, гроза, град, ураганный ветер
27.авг спуск в д.р. Орсдон – подход на лед. Доппах 8,4 сен.50 спуск с пер. долина солнечно, ветер
28.авг пер. Солдат 1А 3630 – д.р. Карасу 18 авг.25 перевал 1А солнечно, вечером дождь, гроза
29.авг полудневка - д.р. Дыхсу 3,6 май.15 переправа, долина туман, вечером дождь, гроза
30.авг д.р. Дыхсу – лед. Крумкол 12 06.май ледник солнечно, вечером дождь
31.авг пер. Селлы 3А 4250 7,2 04.окт перевал 3А солнечно, туман
01.сен лед. Уллучиран – а/л Безенги 16,8 май.25 ледник солнечно, туман
02.сен г. Нальчик - 04.окт - -
  всего 129,6      

Высотный график

Техническое описание прохождения маршрута группой из 11 человек

Таблица 1 (документ RTF, 81 КБ)

Паспорт перевала
300 ЛЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ 2А 3900

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц.Кавказ Рцывашки 300 лет Санкт-Петербургу 3900 - -

Перевал расположен в узле Суган, между вершинами Измылцы и Мухол, ближе к вершине Измылцы. Связывает долины рек Измылцы и Рцывашки.

Первое прохождение свершено 02 августа 2001 года, из долины реки Рцывашки, в походе пятой категории, группой спортивного клуба "СТРЕЛЕЦ" из Санкт-Петербурга.

Таблица 2

Описание дано орографически.

От посёлка Верхняя Балкария вверх по долине, по дороге до моста, через реку Рцывашки. За мостом повернуть налево и мимо древней башни по крутой тропе подняться на отрог. Перевалив через отрог тропа становиться шире, местами напоминая дорогу, река течёт глубоко внизу, тропа постепенно спускается к воде. Далее, по узкому мосту переходит на правый берег. За мостом родник и места для палаток. Недалеко от моста первый кош.

Затем тропа идёт по травянистым склонам без набора высоты, пересекая притоки с восточного склона долины, мимо второго коша. Поднявшись выше притока с ледника Мухол, перейти на левый берег реки Рцывашки. Ранним летом переход по снежным мостам, в августе вброд. С этого места видна седловина перевала. По правому берегу ручья, с ледника Мухол, по крутому травянистому склону подняться к узким скальным воротам, и перейдя на левый берег ручья, выйти в цирк ледника Мухол, по крупной, живой, местами заснеженной осыпи. Отсюда отчётливо, видна седловина перевала 300 лет Санкт-Петербургу, понижение между вершинами Измылцы и Мухол.

На восток открывается великолепный вид на вершины Суган и Малый Суган, а также на перевалы Осыпной, Боковой, Морриса Тореза и 50-летия ВЛКСМ.

Пересечь ледник в направлении седловины и подойти к снежному лавинному конусу у подножия кулуара. Подъём в кулуаре проходит по плотному снежнику, с периодическим выходом на скалы. Крутизна склона 30-60 . Необходимо выставить наблюдателя и следить за склоном в течение всего времени нахождения в кулуаре. Движение производить плотной группой. Возможно, могут понадобиться перила или попеременная страховка.

Седловина широкая осыпная, возможна постановка лагеря, вода со снежника, тур в северной части у камня с памятной табличкой. С перевала на запад панорама хребта Коштан и вершин ГКХ.

Спуск с перевала вправо по некрутому снежнику 200-250 метров и далее по мелкой, а затем крупной осыпи до реки Измылцы. Правым берегом долины, резко теряя высоту, до тропы, по которой выходим к реке Черек Балкарский.

Паспорт перевала
Комсомола Украины западный 2Б 3800

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц.Кавказ Рцывашки Комсомола Украины западный 3800 - -

Перевал расположен между пиками Комсомола Украины и Измылцы, ориентация запад - восток, соединяет долину реки Рцывашки и долину реки Гюльчису.

Таблица 2

Описание дано орографически.

От ночевок на морене 3400, подъем по чистому льду левее (по ходу) от перевала одна веревка до снежной, наклонной, широкой полки, полтора часа. По полке 250 - 300 метров вправо под перевал, отсюда четыре веревки по чистому льду, крутизна склона 40 - 55 градусов. Выход прямо на перевальную седловину. Подъем занял три с половиной часа. С перевала вид на Коштантау на западе, вершины Рцывашки и Гюльчи на юге.

Спуск по широкому ледово-снежному склону, подрезанному небольшим бергшрундом, четыре веревки. Дальше в связках пересекли ледник западный Рцывашки в направлении скальной вершины 3625, посреди ледопада. Еще два часа. Снег раскис, решаем, остановится на ночевку, отсюда хорошо просматривается путь спуска по правой части ледопада, он значительно проще.

На утро, повесив две веревки, первую по льду, вторую по скалам спускаемся на правую ветвь ледопада под скальное ребро. Дальше в связках пересекаем ледопад к правобережной морене и выходим на морену. По гребню морены спускаемся в долину реки Рцывашки, акклиматизационное кольцо закончено. Спуск занял четыре часа.

Паспорт перевалов
Панорамный - Гюльчи 3А 4000

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц.Кавказ Суганский хребет, Массив Суган Панорамный 4000 - -
Ц.Кавказ Суганский хребет, Массив Суган Гюльчи 3900 - -

Перевал Панорамный расположен в западном плече пика Суган, между пиком Суган и вершиной Гюльчи, ориентация север-юг, ведет с ледника восточный Рцывашки на ледник южный Суган (Панорамный), соединяет долину реки Рцывашки и долину реки Ахсу. В классификаторе имеет пометку повышенной опасности.

Перевал Гюльчи расположен в северо-восточном плече пика южный Суган, между пиком Суган и пиком южный Суган, ориентация северо/запад-юго/восток, ведет с ледника южный Суган (Панорамный) на ледник Доппах, соединяет долину реки Ахсу и долину реки Орсдон.

Таблица 2

Описание дано орографически.

Из-за дождя, шедшего всю ночь до семи утра, ранний выход пришлось отменить. Кошки одели в лагере. После подъема по пологой, открытой части ледника пошли в связках. Снега мало, ледник достаточно ровный, только в конце второго взлета узкая полоса ледовых нагромождений. К перевалу ведет ледовый желоб.

От левобережной морены ледника Рцывашки в направлении ледопада стекающего со склонов пика Суган. Подход по леднику в связках до крутой части 2.5 часа.

Подъем на перевал по ледовому желобу между нагромождениями ледопада и скалами восточного ребра вершины 3895. Четыре веревки на ледовых крючьях. Крутизна склона 40 - 55 градусов. Время 3 часа.

Седловина перевала широкая, на стыке скального ребра и ледопада. Тур на скалах по центру. С перевала хорошо видна седловина перевала Гюльчи. Попасть туда можно двумя путями либо с начало спуститься на плато, а затем подниматься по снежному полю, либо с начало подняться по ледовому взлету на верхнее плато ледопада, круто обрывающегося к леднику южный Суган, а затем, пройдя траверсом спуститься на плато в непосредственной близости от перевала Гюльчи. Мы выбрали второй вариант.

В связках поднялись на верхнее плато, прошли по нему, обогнув несколько трещин и найдя более пологое место для спуска, кинули две веревки вниз, вторая перекрыла берг, спустились на плато под перевалом Гюльчи. Один час занял траверс и еще час спуск и небольшой переход по плато. На плато оказалось довольно много раскисшего снега, так что выбор маршрута можно считать удачным.

Установили лагерь, и пошли посмотреть на возможные пути спуска. После осмотра выбрали западный кулуар, в нем больше возможности укрыться от камней и путь по нему показался нам более безопасным. Почистили живые камушки и сделали первую станцию.

Утро выдалось прекрасным, ночью даже подморозило, чего давно не было. На спуске повесили пять веревок на скальных крючьях и одну на ледобуре через бергшрунд. Спуск проходил по сильно разрушенным скальным кулуарам и ребрам, местами с натечным льдом или снегом. Во время спуска мы все время забирали немного вправо, что бы не сыпать друг на друга, группа то одиннадцать человек. После бергшрунда в связках спустились до ровного места под южным ребром вершины 4253, здесь устроили перекус, погода опять начала портится, все затягивает туманом. Во время отдыха на леднике была найдена кошка ВЦСПС, сфотографировали и взяли с собой.

Паспорт перевала
СЕДЛО СУГАНА 3 А 4350

Первое прохождение перевала туристской группой, в августе 2004 года, в походе пятой категории, направление прохождения запад - восток.

Возможно это самый высокий перевал в районе Сугана, отсутствие альтиметра не дало возможности сделать точный замер, но расчет по топографическим картам говорит, что перевал СЕДЛО СУГАНА выше перевала 50 лет ВЛКСМ.

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц. Кавказ Суганский хребет, СЕДЛО СУГАНА 4350, требует уточнения - -
  Массив Суган          

Перевал расположен между вершинами Суганбаши и Малый Суган, ориентация запад-восток, ведет с ледника Нахашбита на ледник Доппах, соединяет верховья реки Орсдон (бассейн реки Урух) и долину реки Псыгансу.

Впервые пройден группой туристов Санкт-Петербурга из Спортивного Клуба "СТРЕЛЕЦ", с ледника Доппах, назван "Седло Сугана".

Таблица 2

Лагерь был установлен на верхнем плато ледника Доппах, в непосредственной близости от перевала. Подъем по леднику в условиях плохой видимости занял три часа. Путь подъема на перевал был неизвестен, требовалась тщательная разведка пути и предварительная обработка маршрута - из-за большого количества участников.

Разведка проводилась тремя связками с наблюдателем из лагеря и радио связью с каждой связкой. Рации очень пригодились, для корректировки и согласования действий связок и поиска оптимального маршрута. Основная задача - найти наиболее простой и безопасный выход снизу на наклонную полку-кулуар. ФОТО 06,07. К сожалению, при подходе к перевалу видимость практически отсутствовала, и рассмотреть, куда нам надо мы смогли только на следующий день. Нужный нам путь нашли не сразу. Дело в том, что скальный кулуар, выводящий под стену основного кулуара, скрыт скалами и виден только при непосредственном подходе к нему. А кажущейся снизу наиболее простой путь, левее окончания основного кулуара, заканчивается отрицательной двадцати пяти метровой стенкой.

Мы запланировали потратить день на поиски оптимального пути и предварительную обработку маршрута. А так же чистку кулуара от наиболее опасных камней. С поставленной задачей справились за шесть часов.

С плато Доппах, подъем по крутому снежнику на первой веревке и ледовому склону на второй, через два небольших бергшрунда, частично засыпанных снегом, под скалы. Перильная веревка на бурах. Затем третья веревка вправо вверх по скальному, узкому кулуару 30-35 метров (страховка на крючьях и бурах, лед натечный, хрупкий) на полку, на которой можно комфортно разместиться четверым с рюкзаками. Удобное место скопления, так как карниз прикрывает от летящих сверху камней. Далее первое сложное место. Пройдя 12 метров вправо по сужающейся полке подойти под скалу, отсюда 8 метров вверх, крутизна 80 градусов по скалам, на самом верху нависание (отрицаловка), страховка на крючьях, закладках или френдах. Первый с нижней страховкой, вылезти следующим с рюкзаком довольно сложно. Рюкзаки лучше вытягивать отдельно. При прохождении группы кроме перил была организована верхняя командная страховка, каждому участнику. Здесь выход на полку, у основания основного кулуара, где возможно разместиться с удобствами.

По полке-кулуару четвертая - седьмая веревки по скалам, крутизна 45 - 80 градусов, местами натечный лед, страховка на крючьях, в некоторых местах можно закрутить бур. Скалы сильно разрушенные, идти осторожно, опасность сброса камней на ниже идущих. На седьмой веревке второй сложный участок, скальная стенка 8 метров, крутизна 80 градусов, лазанье относительно простое. Затем удобное место для станции. Отсюда пересечь кулуар и по левому борту (по ходу) вверх до скального жандарма 15-20 метров. Пересечь сказано слишком сильно, его ширина шага два - три, просто по левому борту более прочная порода и почти нет живых камней. От жандарма восьмая веревка на седловину перевала вправо вверх. Тур слева на скалах.
Седловина ярко выраженное понижение в скальном гребне
между вершинами Суганбаши и Малый Суган, с востока видна только в непосредственной близости, так как скрыта поднятым выше неё северо-восточным плато. По готовым перилам (шесть веревок из восьми, были заранее провешены) - 6 часов от лагеря до седловины.

С седловины, в связках пересечь верхнее плато под склонами Суганбаши. Обогнув большой разлом выйти на северо-восточное ребро вершины Суганбаши, двигаться по гребню в сторону вершины 3923. на гребне возможна постановка лагеря, он достаточно широкий, за исключением двух коротких узких участков. Не доходя вершины 3923, вниз на ледник ведет узкий кулуар, расширяющийся внизу. По нему восемь веревок на бурах до бергшрунда и девятая после (держаться лучше середины, слева по ходу движения иногда падают камни, справа сыпется лед). Берг 8-12 метров, с карнизом, через него девятая веревка. На этот участок потрачено 4 часа. Далее по открытому леднику левым борту, под скалами пика Буревестник, между трещин, местами выходы бараньих лбов. На одном из участков повесили перильную веревку, за которую придерживались руками. За два часа спустились до левобережной морены ледника Нахашбита.

Категория трудности, по нашему мнению, изменяется при неблагоприятных погодных условиях: обилие снега в кулуаре или полном его отсутствии, как у нас. В снежный год возможен вариант подъема на верхнее плато через ледопад, в малоснежный год, этот вариант очень опасен ледовыми обвалами.

Перевал интересен для прохождения в обоих направлениях, для его прохождения необходимы навыки работы на разнообразном рельефе и время не менее трех суток. При прохождении перевала с востока, вполне уместно применять предварительную обработку маршрута, а при подъеме по скалам с запада разведка с навеской перил на скалах сэкономит время и сделает подъем более безопасным.

Паспорт перевала
Санкт-Петербург 3А 4150

Первое прохождение перевала туристской группой, в августе 2004 года, в походе пятой категории, направление прохождения север - юг.

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц.Кавказ Суганский хребет, Массив Нахашбита Санкт-Петербург 4150 - -

Перевал расположен между вершинами Нахашбита и малая Нахашбита, ориентация север-юг, ведет с ледника южный Нахашбита на ледник Нахашбита, соединяет долину реки Урух и долину реки Псыгансу.

Впервые пройден туристами Санкт-Петербургского Спортивного Клуба "СТРЕЛЕЦ", назван "Санкт-Петербург" в честь юбилея города.

Таблица 2

Описание дано орографически.

От левобережной морены ледника Нахашбита в направлении верхнего плато и ледопадов стекающих с северных склонов вершины Нахашбита. Ледник, в крутой его части, разделен скалой-хицаном 3495 на два ледопада. Подъем возможен по любому ледопаду или в обход левого ледопада справа (по ходу), с дальнейшим выходом на верхнее плато ледника.

Подъем на перевал предпочтительно начинать, установив лагерь на верхнем плато. Это даст возможность более тщательно просмотреть перевальный взлет, и если есть время, то вполне логично провести предварительную обработку маршрута. Выполнив эти условия, и рано начав движение на следующий день можно спуститься до травы.

У нас тоже была запланирована ночевка на плато, предварительная обработка маршрута, в наши планы не входило сквозное прохождение перевала за один день, мы собирались ночевать на перевале. После прохождения самого сложного перевал нашего похода - СЕДЛО СУГАНА, в предыдущий день, мы решили полудневку растянуть до полноценной дневки и ночевать внизу, а на перевал выходить пораньше, что бы с предрассветными сумерками оказаться уже у подножия ледопада. Путь подъема в верхней части и по перевальному взлету.

Выход с правобережной морены ледника в 3.40. Движение по леднику с фонариками, плотной группой, придерживаясь слабо выраженной, серединной морены. В 4.20 подошли под нижнюю ступень левой ветви ледопада, посидели на рюкзаках, подождали рассвета. В 5.00 начали подъем по ледопаду в связках с одновременной страховкой. В наиболее сложных местах для ускорения движения идем, связка по связке, в одном месте навешиваем горизонтальные перила и, преодолев ряд разломов, выходим на скальную гряду южнее скалы-хицана 3720, движение в ледопаде проходило по траектории между серединой ледопада и скалой, и заняло два часа. Обход ледопада справа по ходу проще, но менее интересен.

Далее преодолевая разломы и лавируя между трещин, продвигаемся на плато ледника по направлению перевального взлета. После выхода на плато короткий отдых И дальше движение в связках под перевальную седловину В 10.30 подходим под бергшрунд. Берг преодолеваем с правой (п.х.д.) стороны, под прикрытием скал. Первый без рюкзака вылезает, навешивает две параллельные веревки перил, для ускорения движения. Рюкзаки по первой веревке поднимаем отдельно. Погода начинает портиться, с перевала дует сильный ветер. Мы идем не рано, но северный склон в тени, одиночные камни идут левее нашего движения, но довольно регулярно. Кулуар не широкий и надо быть внимательным, куски льда и фирна подхваченные ветром летят по непредсказуемой траектории. Одна веревка до входа в кулуар. Затем по левому краю ледового склона 40-80 градусов вверх до седловины 250 метров перил, пять веревок на ледобурах.

Погода резко ухудшилась, из-за гребня перевалили черные тучи, посыпалась снежная крупа, видимость ухудшилась, ветер и так дувший как в аэродинамической трубе усилился до ураганного. В плохих погодных условиях выходим на перевал, ураганный ветер, снег, метель, видимость 5-10 метров. Зарыться в снег не удалось, на седловине фирн и лед. Строим большую стенку, таская кирпичи из всевозможных мест. Попытка дежурных поставить палатку и начать готовить не увенчалась успехом до тех пор, пока не возвели половину снежной стенки. Палатки удается поставить только внутри снежной крепости. К вечеру ветер стихает, снег прекратился, погода улучшается, холодно.

Утром с перевала открывается замечательный вид на массив Суган, Доппах, Лабоду и долину реки Псыгансу. Тур на скально-осыпном острове посреди перевала, с северной стороны.

С седловины 13 веревок на ледорубах и ледобурах по снежно-ледовому склону, последня на ледобуре через бергшрунд средних размеров. Спуск возможен и в связках с применением одновременной и попеременной страховки. Но, учитывая большое количество участников и свежий не слежавшийся снег, мы выбрали перила. Далее по заснеженному плато и небольшому, крутому ледопаду, спуск на морену (одна перильная веревка) проходил, прижимаясь к левому по ходу движения борту ледника, лавируя между трещин. Далее на поляну Нахашбита. С 6утра до 11дня.

Паспорт перевала
Солдат 1А 3630

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц.Кавказ Штульская перемычка Солдат 3630 - -

Перевал расположен южнее пика Солдат, ориентация запад - восток, соединяет долину реки Урух (р.Орсдон) и ледник Безымянный, река Ахсу.

Таблица 2

Описание дано орографически.

От ночевок на мореном валу, на высоте 3255 до перевала три часа. С начала по морене ледника Доппах, в направлении пика Солдат, затем по осыпным склонам и снежникам. На подходе к перевалу открывается хороший вид на перевалы Гюльчи и 50 лет ВЛКСМ, Седло Сугана, Суган. Седловина перевала неширокая, тур на скалах. С перевала спустились за несколько минут, сбежав (съехав) по мелкой сланцевой осыпи. Далее по снежнику в притоке Ахсу до травянистых склонов, где начинается тропа на правом берегу. Пересекая множественные ручьи, доходим до реки Ахсу, от перевала час сорок пять, переходим по камням и по хорошей тропе правым бортом долины вниз до дороги. Далее по дороге переправа в брод через реку Ортозюрек до слияния Карасу и Дыхсу. два часа.

Несмотря на задержку у погранзаставы (пограничники ни к чему не придирались, просто проверили по списку участников, а их целая футбольная команда) успели спуститься на слияние Дыхсу и Карасу до темноты.

Паспорт перевала
Селлы 3А 4250

Район Хребет, массив Название Высота (м) Категория трудности
лето зима межсезонье
Ц.Кавказ перемычка Башхауз Селлы 4250 - -

Перевал расположен в перемычке Башхауз, ориентация запад - восток, соединяет ледник Крумкол и ледник Безенги.

Таблица 2

Описание дано орографически.

Переправа через Карасу и переход по долине реки Дыхсу.

От ночевок под южным гребнем вершины Крумкол, на высоте 3367 до бергшрунда под перевальным взлетом четыре часа. В связках по леднику Крумкол придерживаясь левого борта. Подняться на первую ступень ледопада по центру левого рукава. Затем под перевальный взлет на вторую ступень ледопада.

Устроили перекус, пока готовили, провесили перила. Одну через бергшрунд, три по скальному кулуару. До перевала не хватило одной веревки. Подъем занял два с половиной часа.

Седловина перевала узкая, тур на скалах.

Спускаться начали от скал, немного пройдя по гребню на север. Одна веревка через бергшрунд. Дальше в связках до ледового сброса, две веревки перил и опять в связках на плато под скалу 4041 и дальше до слияния с основным ледником. Время спуска два часа до скалы и два с половиной до Джангикоша. Крутизна склона на подъеме и спуске 40 - 55 градусов.

Таблица 2 (паспорта перевалов) - документ RTF, 238 КБ

ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕДАЦИИ

Цели, поставленные перед походом - по расширению спортивных возможностей района, первому прохождению двух перевалов 3А категории сложности, повышению спортивного мастерства и активный отдых группа выполнила полностью. Маршрут пройден с отклонением от заявленного в конечной части. Из-за болезни руководителя, под коронкой воспалился корень зуба, пришлось отказаться от последней части: перевалов Цанер верхний + Ортокора западная 3А и перевала Голубева 2А. Доктор требовал закончить маршрут еще у слияния Карасу и Дыхсу, но рукрводитель уговорил на лечение в процессе движения.

В походе впервые пройдены два перевала 3А категории сложности: с запада на восток перевал Седло Сугана и с севера на юг перевал Санкт-Петербург.

В походе получен опыт передвижения большой группы (одиннадцать человек) по технически сложному маршруту. Для повышения безопасности применялись четыре радиостанции внутри командной связи. Наличие большого количества веревок, позволило почти полностью обработать маршрут на перевал Седло Сугана.

Этим маршрутом группа закончила трехлетний период изучения районов Суган - Безенги, результатом которого явилось прохождение новых перевалов, некоторых в обоих направлениях, и их описание:

300 лет Санкт-Петербургу 2А 3900
Санкт-Петербург 3А 4150
Седло Сугана 3А 4350
Крест Коштана 3Б 5152 через вершину Коштан
Ингури 3А 4050

Описания перевалов представлены в отчетах, отчеты хранятся в библиотеке в Москве.

В журнале ЭКС №33 на странице 21, в статье "Экспедиция журнала "ЭКС" "Коштан-тау юг 2004. Крумколия" написано: "26-го в 11:30 был на вершине Коштан-тау, в туре нашел открытку с видом на Неву. К удивлению присутствующих это была записка ребят из питерского турклуба "Стрелец", которые поднялись на Коштан тем же маршрутом в августе 2003 года".

Пройденные перевалы значительно расширяют спортивные возможности района, и логичны для прохождения. Разнообразие форм рельефа требует от участников хорошей технической и физической подготовки, а перед руководителем ставит непростые тактические задачи. Хорошие обзорные точки и гребневые участки, несут дополнительный эмоциональный заряд и оставляют незабываемые впечатления. Хочется отметить, что включение в нитку маршрута одного из данных перевалов рекомендуется для подготовленных групп. При планировании маршрута необходимо учитывать запасные дни на возможную непогоду и наличие хорошей акклиматизации.

Список фотографий к перевалам: 300 лет Санкт-Петербургу, Комсомола Украины зап., Панорамный + пер. Гюльчи, Солдат и Селлы.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Цирк ледника Мухол

Вид с пер. 300 лет СПб на массив Коштантау

Вид на пер. Ком.Украины

К пер. Ком.Украины

Вид с пер. Ком.Украины на спуск

Вид с пер. Ком.Украины на спуск

К пер. Панорамный

Перевальный взлет пер. Панорамный

Подъем на пер. Панорамный

Подъем на пер. Панорамный

Вид с пер. Панорамный на ГКХ

Группа на пер. Панорамный

Вид с пер. Панорамный на пер. Гюльчи

Лагерь под пер. Гюльчи

Спуск с пер. Гюльчи

Спуск с пер. Гюльчи

Спуск с пер. Гюльчи

К пер. Солдат

На пер. Солдат

Вид на спуск, пер. Солдат

К пер. Селлы

К пер. Селлы

К пер. Селлы

Перевальный взлет

Выход под карниз

Выход под карниз

Путь подъема на пер. Селлы

На пер. Селлы

Спуск с пер. Селлы

Спуск с пер. Селлы

Высотный график




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100