Отчет о горном туристском путешествии VI к.с. в районе Конгура и Музтаг Аты (Китай)

Дата: 05.08 - 02.09.2000 г.

Маршрутная книжка № РГ-609/00-6

Руководитель: Лебедев А.А. (Москва)

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть оценено как маршрут шестой категории сложности и зачтено трём участникам, руководителю и зам. руководителя.

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5759
Источник: mountain.ru
(примечание: ссылки на номера фотографий в тексте отчета присутствовали в источнике, но размещенным фотографиям не соответсвовали)

Содержание

5. Список использованной литературы

Путешествие посвящается 70-летию МАИ и ОПТЭ

Введение

Когда в нашей стране появилась возможность свободно выезжать за границу, и кое у кого из туристов появились денежки, народ потянулся в Непал и Тибет поглазеть на монастыри и прогуляться вокруг Аннапурны. Как-то раз, вернувшись из очередного тура, друзья с восторгом рассказали мне о заморских диковинах и пригласили меня с собою на следующий год. "Чёрта лысого!", ответил я, "Мы обязательно прогуляемся вокруг Аннапурны, и не только вокруг, и не в рамках коммерческого тура, а в рамках нашей кондовой горной "шестёрки"!". Я рад, что всё это начинает сбываться.

Этот поход нам подарил три новых интереса в горном туризме. Во-первых, это поход в дальнее зарубежье. Соответственно возрастает интерес подъездов, отъездов и т.п. Во-вторых, с этим походом усилиями Антона Чхетиани мы влезли в международную тусовку по альпгеографии и, как выяснилось, выступили очень удачно. Теперь, благодаря Интернету, американцы просятся к нам в команду, отбоя нет! Что делать с ними, пока не знаем. И, в-третьих, и мне это, как ремесленнику от горного туризма, особенно интересно. В этом походе мы успешно решили задачу прохождения горной шестёрки "в слепую", чисто по карте, без описаний и фотографий! Это особая технология, это особая грань в горном туризме. Поспешу успокоить МКК и других серьёзных читателей. К этому мы очень долго готовились, постепенно наращивая опыт "слепых" прохождений. Быть может стоит открыть новую главу в Правилах?

Поход проходил в рамках организованной СК МАИ туриады "Горы Азии", которая объединила 2 похода 3 к.с. (Кичикалай и Северный Тянь-Шань), 3 похода 4 к.с. (Кичикалай) и поход 6 к.с. (по горам Китая).

Наш поход проходил в Кашгарских горах в районе вершин Конгур (7719) и Музтаг Ата (7546). Этот район был выбран после отказа от проведения экспедиции в горном узле Аксай-Чин в северо-западном Тибете. Смена района произошла в результате банкротства международной компании "Иридиум", обеспечивающей портативную спутниковую связь. Поход по Аксай-Чину без вертолётной страховки и связи слишком опасен. Ведь там огромные незаселённые пространства с высотой дна долин около 5000м. Кашгарские горы, наоборот, густо заселены. По обе стороны от водораздела до высоты 4500 киргизские пастбища.

В северной части Кашгарского хребта имеется ряд высоких вершин, перечислим их с востока на запад: Конгур (7719) - высшая точка района, Узловой Конгур (7245), Яманджар (7229), Конгуртюбе (7595) - вторая по высоте вершина района, Кокодаг (7210), Аклангин (6978). К югу от Конгура возвышаются вершины Коксель (6715), Кызылсель (6525) и Саракиякуджи (6220), см. ф. 10, 12 и 133. Ещё южнее за излучиной с истоками Кенгшиберсу возвышается увенчанная пиками подкова (перечислим их с севера на юг): Куксай (С. Музтаг Ата) (7184), Музтаг Ата (7546), Калахонг (7277), Коскулак (7028) и безымянный (по нашим картам) пик 6849, см. ф. 9, 16 и 128.

К западу от этой горной цепи - широкая высокогорная долина, простирающаяся вплоть до Сарыкольского хребта на границе с Таджикистаном, см. ф. 9, 10 и 99. Высота дна - 3500м. Осадков над этой долиной выпадает мало. В основном она покрыта или низкой травой или колючками или вообще камнями. Примыкающие к Кашгарскому хребту края долины плавно поднимаются чукурами до высоты 4600м. Здесь сразу без предгорий взмывают закованные льдом склоны семикилометровых вершин. Около ледников встречаются луга с сочной травой. На моренах много бирюзовых озёр. Над просторной и плоской долиной часто разгоняется ветер, который свирепствует над склонами крупнейших вершин Кашгарского хребта, которые неприкрыты от ветра какими-либо предгорьями.

Ледники спускаются здесь до высоты 4400-4600м. Фирновая граница пролегает на высоте около 5200м. В районе цепи Аклангин - Конгур - Саракиякуджи многие ледники имеют вид "стационарно подвинутых": заметных подвижек не происходит, тем не менее, они рассыпаются на блоки в своих пологих лапаобразных языках, см. ф. 106, 107, 113 и 132.

К востоку от Кашгарского хребта долины сильно врезаны (до высоты 2800), как на Северо-западном Памире. Здесь влажнее. Много сочных лугов, см. ф. 57, встречается арча и облепиха и барбарис, см. ф. 69-71. Ледник Чимген спускается до высоты 3000м. Фирновая граница на леднике Южный Чимген проходит на высоте около 4500м.

Оледенение района значительно уступает оледенению Центрального Памира и даже узла пика Ленина. Один из трёх самых больших ледников - Коксель вытекает из "кратера" Музтаг Аты, имеет, в основном, лавинное питание с крутых восточных склонов подковы Куксай-Коскулак. Сразу под стенами на высоте 4800м мы наблюдали открытый ледник, см. ф. 29. К востоку он быстро прячется под моренными отложениями, см. ф. 27. На 21-м километре на высоте 3950м он даёт начало грязной Кенгшиберсу. Самый красивый ледник района - Чимген имеет три мощных ветви: северную, центральную и южную, см. ф. 73. Это классический памирский ледник с фирновыми плато, с мощными ледопадами, с чистым языком в его верхней части и с заморененным языком в его нижней части, см. ф. 70, 74, 79 и 84. На протяжении 21 км он спускается с 7200 до 3000м. Третий по величине ледник - Караялак (19 км) мы не видели. Его притоки сползают с северной стены Конгур - Яманджар - Конгуртюбе - Кокодаг. Язык ледника заканчивается на высоте около 2800м.

Погода в районе Кашгарских гор менее устойчива, чем на Центральном Памире, который прикрыт с юга высокими хребтами Гиндукуша. В течение похода мы периодически наблюдали, как южный ветер приносил непогоду, которая длилась 2-3 дня. В высокогорье периодически выпадает снег, который не успевает уплотниться. Погода часто портится после обеда. Лавинная опасность в Кашгарских горах всё же ниже, чем на Центральном Тянь-Шане.

Основными полюсами интереса в этом районе для нас были:

1. Острые скальные вершины и отвесные скальные стены к востоку и юго-востоку от Музтаг Аты, включая цирк ледника Коксель - "кратер" Музтаг Аты.

2. Очень редко посещаемые путешественниками долины восточных склонов Кашгарского хребта.

3. Южная и юго-восточная стены Конгура, ранее сфотографированные путешественниками лишь с большого расстояния, и поэтому до сих пор не изученные.

4. Чимгенская перемычка - участок Кашгарского хребта примыкающий с юга к Конгуру, ещё не преодолённая ни одной из экспедиций. Участники экспедиций Белецкого и Бонингтона, лишь поднимались на её перевалы радиально, не решаясь спуститься на восток.

5. Горы Агалистан - отрог Кашгарского хребта, примыкающий с востока к Конгуру, с множеством остроконечных пиков высотой около 6000м и с красивыми лесными северными долинами.

6. Траверс или радиальный выход на вторую по высоте вершину района Конгуртюбе (7595).

Горы Агалистан никак не увязывались с интересами 4 и 6. Тогда как все остальные интересы укладывались в логичную нитку маршрута. Поэтому мы ими пожертвовали, ограничившись фотосъёмкой их южных склонов. Северные склоны Агалистана запечатлены на слайдах американского путешественника Дэна Во. Планируя маршрут, мы стремились включить в его нитку только самые принципиальные, иначе говоря, локально наипростейшие перевалы. В стремлении шире охватить район мы не пренебрегали длинными переходами по долинам.

В результате был принят маршрут, включающий три этапа:

1. Кольцо к востоку и юго-востоку от Музтаг Аты.

2. Линейную часть с посещением долин восточных склонов Кашгарского хребта, с проходом мимо Южных склонов Агалистана, рядом с юго-восточной и южной стенами Конгура и с переходом через Чимгенскую перемычку.

3. Радиальный выход на траверс Конгуртюбе.

Для прохождения такого маршрута нами были сделаны две заброски: 13-дневный запас продуктов и топлива на линейную часть (в районе устья Игебельсу) и 6-дневный запас на радиальный выход (в районе озера Каракёль).

В ходе похода нами допущены следующие отклонения от маршрута:

1. Первопрохождение перевала 3А к.т. в финале кольца пришлось заменить обходом по леднику Коксель. Причина проста - потеря трёх дней во время заезда перед фактическим выходом на маршрут, обусловленная обвалом на дороге и забывчивостью нашего гида, см. подразделы 3.1 и 3.2. И это в сочетании с непогодой, заставшей нас перед выходом на перевал.

2. По той же причине (потеря трёх дней до выхода на маршрут) не состоялся траверс Конгуртюбе. Кроме того, мы осознаём, что ошибочно заложили памирский темп передвижения, хотя по погодным условиям район путешествия скорее приближается к Центральному Тянь-Шаню. Вынужденная днёвка и пару полуднёвок на линейной части окончательно похоронили траверс Конгуртюбе. Теперь он мог состояться только при идеальной погоде на протяжении всего заключительного участка маршрута. Разобравшись в погоде и отлично понимая, что её не будет, мы ограничились радиальным выходом с частичным траверсом хребта от седла Конгур (6750) в сторону Конгуртюбе.

3. Спуск с пика Кызылсель по ледопаду мы заменили спуском по его западному гребню. Это было сделано для повышения безопасности спуска после просмотра профиля западного гребня Кызылселя, который состоялся в первый же день похода.

4. Перевал Тересаздаван (3953,1А) мы обошли низом по каньону Тересазсу и по долине Чимгена. Мы попросту не обнаружили не только перевал, но и никаких следов хотя бы старой тропы, поднимающейся из каньона Тересазсу на левый борт долины. Вполне возможно, что тропа существовала, пока местные жители не пробили путь по дну каньона. Затем перевал потерял своё хозяйственное значение, тропа обвалилась.

Наша группа состояла из 5-ти человек. Это не противоречит новым правилам, принятым с 2001 г., однако в 2000 г. эти правила ещё не вступили в силу. Поэтому мы согласовали с МКК России вытекающий из финансовых ограничений уменьшенный состав группы. Тем не менее, мы рекомендуем в этом районе больший состав участников. На высоте здесь рыхлый глубокий снег. Тропить впятером очень тяжело. Представьте себе, один приболел, другой не выспался, третий вообще не столь здоров как остальные, остаются что, двое? Конечно, это гипертрофированная ситуация призванная ярче продемонстрировать преимущество группы из 8-ми человек.

Теперь о вопросах общей организации похода по Китаю. Мы делали это цивилизованно, с поддержкой китайского турагенства. Конечно же, можно приехать в Китай и по "челночной" визе, рискуя быть снятыми с маршрута местной властью. Опережая повествование, отметим, что один раз мы нарвались на проверку документов по полной программе, включая разрешение на трекинг. Китайского партнёра можно найти по Интернету. Все китайские турагенства, работающие с иностранцами, обязательно государственные. Турагенство препоручает туристскую группу одному из своих гидов (туроператоров). Такого человека можно найти по Интернету и напрямую. Наш гид даже знал русский язык. Он выслал нам приглашение, по которому мы получили в консульском отделе посольства КНР 40-дневные визы. Каждая виза стоит 50 $. Наша группа, будучи организованной китайским турагенством, имела право на въезд через перевал Торугарт. Неорганизованных туристов здесь не пропускают, им лучше заезжать через город Джаркент (Панфилов) (Казахстан, китайцы этот пункт перехода называют обычно Хоргос). Мы договорились с гидом о дне и часе встречи на границе. Киргизское турагенство "Горы Азии" нашло для нас водителя с правом въезда на границу СНГ. Такие водители обычно хорошо знают не только дорогу, но таможенную "кухню", выступая полезными опекунами и консультантами при прохождении терминала и паспортного контроля с киргизской стороны. На микроавтобусе нас привезли из Бишкека к арке на перевале Торугарт. С китайской стороны подъехал наш гид. Затем состоялся переход из машины в машину.

Роль китайского туроператора на этом не заканчивается. Он оформляет страховку, разрешения на трекинг и на восхождение, пропуска в зону пограничного контроля. Для успешного решения всех этих задач необходимо заранее (за два месяца) сообщить ему о составе группы и её планах. Туроператор обеспечивает группу транспортом, расселяет в гостиницах. Конечно, он выступает и в роли экскурсовода. По предварительной договорённости он может выписать квитанции за все услуги. Обратите его внимание, на необходимость соответствия названия фирмы на квитанции с названием на печати. Московские бухгалтеры обязательно пошлют ваши квитанции в центральное бюро переводов.

А.А.Лебедев
01.11.2000

В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется Горно-Бадахшанское время, которое отличается от Московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 7 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 50-ти метрам

СПИСОК ПРИМЕНЯЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

З. - западный, С. - северный, Ю. - южный, В. - восточный, С.З. - северо-западный, С.В. - северо-восточный, Ю.З. - юго-западный, Ю.В. - юго-восточный, Ц. - центральный, Ср. - средний, Гл. - главный, Лев. - левый, Пр. - правый, Пос. - поселок, к.с. - категория Сложности, К. - кишлак, С. - селение, Г. - гора, Р. - река, Л. - ледник, Пер. - перевал, Мин. - минута, М. - метр, Км. - километр, Сн. - снежный, Лд. - ледовый, Ск. - скальный, Ос. - осыпной.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Горная экспедиция москвичей в районе Конгура
(экспресс-информация)

В августе 2000г. состоялась экспедиция москвичей в горном районе Китая в окрестности вершин Конгур и Музтаг Ата. Экспедиция, посвящённая 70-летию МАИ и ОПТЭ, была организована Спортивным клубом МАИ и преследовала следующие цели:

1. Разведку, фотосъёмку и первопрохождение перевалов в районе Конгура и Музтаг Аты, в том числе к югу-востоку от Музтаг Аты, в высокой перемычке к югу от Конгура и в хребте Агалистан к востоку от Конгура.

2. Разведку подходов к южной стене Большого Конгура (7719) и её фотосъёмку.

3. Достойное выступление на Чемпионате России в классе горных спортивных походов 6-й (наивысшей) категории сложности.

4. Создание прецедента горного спортивного похода по территории Китая.

В походе участвовали Андрей Лебедев (руководитель), Отто Чхетиани (зам. руководителя), Илья Геров, Борис Малахов и Петр Рыкалов. Организационная поддержка в Киргизстане осуществлялась туристическим агенством "Горы Азии" (Бишкек), а в Китае - международным туристическим агенством "Тянь-Шань" Синьцзян-уйгурского автономного района (Урумчи).

В результате экспедиции за 29 дней был пройден маршрут 6-й категории сложности и длиною 248 км по долинам рек Кенгшибер, Торбулунг, Тегермен, Коксель, Игебель, Тересаз, Чимген, Яманджар, преодолены перевалы: Карадаван (5290,2А), 70-летия МАИ (5165,2Б), Связной (4820,1Б), Южный Чат (4920,1Б), Ледопадный (4810,3А), траверс пика Кызылсель (6525,3Б), пер. Бонингтона (5465,2Б) (все первопрохождения, кроме пер. Южн. Чат с киргизским туром на седловине и пер. Бонингтона, пройденного английской экспедицией в 1980г.). В ходе похода совершён радиальный выход на седло Конгура (6750), с которого группа двинулась на запад и попыталась подняться на непокорённую вершину Яманджар (7229). После траверса восточного плеча этого массива (6982) (пик 70-летия МАИ, первовосхождение), группа взошла на восточную вершину Яманджара (7100, первовосхождение) и была вынуждена прекратить дальнейшее продвижение из-за непогоды. Практически весь маршрут был пройден "в слепую" чисто по карте без описаний и фотографий сложных участков.

Заезд в район путешествия осуществлялся из Бишкека на автомобилях через пропускной пункт Торугарт на китайской границе и через город Кашгар.

В ходе экспедиции удалось собрать большой фотоматериал о перевалах и вершинах района путешествия, включая, возможно, первые в мире фотографии Большого Конгура с южной и юго-восточной стороны.

1.2. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Конгур - Музтаг Ата (Китай)
2. Вид туризма - горный.
3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.
4. Категория сложности - шестая.
5. Количество участников - пять.
6. Руководитель - Лебедев Андрей Александрович.
7. Зам. руководителя - Чхетиани Отто Гурамович
8. Заявочные материалы рассмотрела - МКК России.
9. Маршрутная книжка - РГ-609/00-6
10. Сроки активной части похода - 05.08 - 02.09.2000.
10. Продолжительность активной части похода - 29 дней.
11. Количество дневок - 3
12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 206.5 * 1.2 = 248 км.
13. Фактически пройденный путь - 237.5 * 1.2 = 285 км.
14. Суммарный набор высоты - 11148 м.
15. Максимальные высоты - 6525 (20й день), 7100 (27й день)
17. Ночевки выше 5500 - 5870, 6490, 6240, 6750, 6240

Нитка активной части маршрута:

оз. Каракёль - р. Кенгшиберсу - р. Торбулунг - пер. Карадаван (5290,2А,п.п.) - р. Тегерменсу - пер. 70-летия МАИ (5165,2Б,п.п.) - пер. Связной (4820,1Б,п.п.) - л. Коксель - р. Игебельсу - пер. Южн. Чат (4920,1Б,п.п.) - р. Тересазсу - р. Чимген - л. Южн. Чимген - пер. Ледопадный (4810,3А,п.п.) - траверс пика Кызылсель (6525,3Б,п.п.) - р. Яманджар - пер. Бонингтона (5465,2Б) - рад. выход через пик 70-летия МАИ (6982) на вост. вершину Яманджара (7100,3Б) - пер. Бонингтона - р. Яманджар - оз. Каракёль.

Список пройденных перевалов:

7. Бонингтона (5465, 2Б)
8. рад. Пик 70-летия МАИ + восточный Яманджар (7100,3Б) первовосхождение

1.3. Состав группы

1. Лебедев Андрей Александрович, род. 27.07.56, адрес: Москва, ул. Врубеля, д.13, кв.26.
2. Чхетиани Отто Гурамович, род.18.11.62, адрес: 121096, Москва, ул. Олеко Дундича, д.9, корп.2, кв.3.
3. Малахов Борис Владимирович, род.09.06.76, адрес: Москва, пр. Маршала Жукова, д.30, к.1, кв.16.
4. Рыкалов Петр Владимирович, род. 07.05.77, адрес: Москва, ул. Демьяна Бедного, д.9, кв.12.
5. Геров Илья Валерьевич, род. 08.08.72, адрес: Москва, ул. Ясеневая, д.28, кв.299.

1.4. Карта района путешествия

Карта района (JPG, 185 КБ)

1.5. Календарный график движения на активной части маршрута

дата № дня участок пути, примечания длина
пройден-
стационар-
ной
страховки [м]
05.авг 1 лет. Кочукалач –устье лев. притока р. Кенгшибер (караван) 08.май 3:00 279 4130-4169
3700-3940
06.авг 2 Днёвка 0 0:00 100 3750-3840 0
07.авг 3 рад. с заброской к устью Игебельсу 8+(8) 5:00 0 3750 0
08.авг 4 лев. приток р. Кенгсу- вар – р. Торбулунг (8)+7 4:20 440 3750-4190 0
09.авг 5 п.т. – морена л. Карасу 14 4:20 525 4190-4715 0
10.авг 6 п.т. – пер. Карадаван (5290,2А) – р.Тегер-менсу 06.май 6:15 575 4715-5290
11.авг 7 п.т. – цирк ледника Ц. Тегермен 9 5:35 450 4650-5100 0
12.авг 8 п.т. – пер. 70-летия МАИ (5165,2Б) – пер. Связной (4820,1Б) - ствол л. Коксель 6 5:55 105 5100-5165
4780-4820
13.авг 9 п.т.– язык л. Коксель 12 5:15 0 4725-3950 0
14.авг 10 п.т.- р. Игебельсу 09.май 3:05 280 3950-3830
15.авг 11 п.т.– р. Тошканджилга 10.май 5:30 680 4110-4790 0
16.авг 12 п.т.– пер. Южн. Чат (4920,1Б) – р. Тересазсу 18 5:25 130 4790-4920
17.авг 13 п.т.– р. Чимген - язык л. Чимген 14 5:00 355 3405-2860
18.авг 14 морена у слияния ледн. Ю. и Ц. Чимген, полуднёвка 07.май 3:00 675 3215-3890 0
19.авг 15 п.т. – ледопад ледника Ю. Чимген – морена лев. борта 4 8:20 630 3890-4520 100
20.авг 16 п.т. – пер. Ледопадный (4815,3А) – цирк ледника Ю. Чимген, полуднёвка 2 2:25 355 4520-4810
4750-4815
21.авг 17 Днёвка (отсидка из-за непогоды) 0 0:00 0 4815 0
22.авг 18 подъём на восточный гребень г. Кызылсель 2 9:00 655 4815-5470 450
23.авг 19 траверс гребня до предвершинного склона пика Кызылсель 01.май 4:00 400 5470-5870 0
24.авг 20 Подъём на пик Кызылсель, ночёвка между главной и западной вершинами 2 7:30 655 5870-6525 50
25.авг 21 Спуск по зап. гребню пика Кызылсель (весь траверс 3Б), спуск до окрестностей кишлака Шиваход 12 6:05 15 6490-6505
26.авг 22 п.т.- мост на р. Кенг- шибер, полуднёвка 8 2:20 0 4160-3670 0 0
27.авг 23 п.т. – морена ледника Яманджар 16 6:10 935 3670-4605 0
28.авг 24 п.т. – пер. Бонингтона (5465,2Б) – основание ребра к седлу Конгур 07.май 4:25 945 4605-5465
5350-5435
29.авг 25 п.т.– середина ребра к седлу Конгур 2 4:20 805 5435-6240 30
30.авг 26 п.т.- разлом в окрест- ности седла Конгур 01.май 4:40 510 6240-6750 0
31.авг 27 рад. выход через пик 70-летия МАИ на вост. вершину Яманджар, спуск в лагерь 6240 2.5+(2.5) 7:35 454 6750-6982
6930-7100
6930-6982
01.сен 28 п.т.- пер. Бонингтона (5465,2Б) - морена ледника Яманджар (9.5) 5:00 115 6240-5350
5465-4605
02.сен 29 п.т.- мост на р. Кенгшиберсу 11+(3) 4:30 0 4605-3670 0
03.сен 30 Днёвка 0 0:00 0 3670 0
04.сен 31 Выход на шоссе 4 0:55 80 3670-3750

2. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
(О.Г. Чхетиани)

2.1. История освоения района до конца 19-го века

Восточная окраина Памирского нагорья окаймлена цепью высоких горных хребтов. Огромной стеной они возвышаются над оазисами Кашгара и пустыней Такла-Макан. Эта цепь начинается от восточных окраин Заалайского хребта и, поворачивая на юго-восток, переходит в хребет Кинг-Тау с наивысшей горой Чакрагиль 6670 (на некоторых картах фигурирует название Карабектёртаг). От вытянутого на юг меридионального Кашгарского хребта горы Кинг-Тау отделены долиной Гездарьи. Верховья Ташкургандарьи отделяют на востоке Кашгарский хребет от хребтов Ташкурган и Чон-Кыр, которые продолжают эту горную цепь до соединения с Западным Кунь-Лунем.

Таким образом, высшие точки Кашгарского хребта вершины Музтаг Ата (7546) и Конгур (7719) лежат на пересечении осевых линий многих хребтов. Разные исследователи относят их как к Восточному Памиру, так и к Западному Кунь-Луню.

Хребет несет на себе значительное оледенение (общая площадь - 2258 км2). На Конгуре несколько десятков ледников, самые крупные из них достигают 15 км. С ледяного купола Музтаг Аты спускается 16 ледников. Самый крупный - Коксель - длиной около 21 км.

Подножия хребтов на западе и юго-западе расположены на высотах 3800-4000 м., склоны имеют довольно спокойные очертания, хотя и весьма круты. Языки ледников расположены на высотах порядка 4500. На восток и северо-восток массивы Конгура и Музтаг Аты обрываются более чем трехкилометровыми скально-ледовыми стенами. Здесь расположена целая горная страна, крайне редко посещаемая из-за полного отсутствия дорог. Долины врезаны глубже, чем на западе, реки местами текут в каньонах и языки некоторых ледников спускаются до высоты 3000-3200 м. На северных склонах хребтов кое-где сохранились леса из пихт, арчи и тянь-шаньской ели. Основное население кашгарских гор - это киргизы. На южных склонах в области Ташкурган живут бадахшанцы (сарыкольцы).

Территории эти обитаемы с древнейших времен, и горы Кашгарии расположены рядом с историческими караванными тропами. Древнейшее население края было индоевропейским (индоиранским). Материалы раскопок показывают, что народы этого края поддерживали тесные контакты с племенами и народами Средней Азии, Индии, Южной Сибири и Монголии и лишь в незначительной степени с Тибетом и Китаем.

Постоянный китайский контроль над Синьцзяном был установлен лишь в 10-е года 20-го века, хотя первое вторжение китайцев произошло в 138 г.д.н.э. Одна, из наиболее драматичных военных компаний, случилась в 747 году, когда китайские вооруженные отряды, заняв Кашгар и Памир, вытеснили тибетцев, которые в то время полностью контролировали западные территории. Потом, практически на 1000 лет, район вышел из-под контроля Китая. Лишь в 1758 году маньчжурский полководец Цяньлун завоевал Джунгарию и Восточный Туркестан.

С 4-го по 7-й век китайские буддистские монахи неоднократно пересекали район по пути в Индию. До наших дней дошли путевые записки Фа Ксияна (Fa Xian) (399) и Сюань Цзаня (Xuan Zang) (624). Оба прошли пер. Чикчиклик к юго-востоку от Музтаг Аты по пути из пустыни Такла-Макан в пограничную область Ташкурган.

Во второй половине 13-го столетия Марко Поло пересек Памир с запада на восток.

В 1603 году в районе побывал португальский иезуит-миссионер Бенедикт де Гоес (Benedict de Goes), направляющийся из Индии в Китай. О более поздних посещениях района европейцами в течение 200 лет информация отсутствует. Вполне вероятно, что в 1820-х здесь побывал американский путешественник Александр Гардинер (Alexander Gardiner). Настоящее "освоение" началось с началом "Большой игры" между Россией и Британией.

С 1820-х по 1880-е исследование Памира, Кунь-Луня, массивов Конгура и Музтаг Аты, оказавшихся в перекрестье российско-британских интересов, носило во многом политический характер. Исследователи решали, прежде всего, три задачи: нанесение на карту всех водоразделов, в частности определение основного истока Аму-Дарьи (Оксуса); разведку стратегических перевалов; налаживание и развитие торговых и политических связей с местным населением. В литературе можно найти интереснейшие описания замечательных интриг того периода. Несмотря на политическую подоплеку, большинство путешествующих европейцев чувствовали себя не только разведчиками, но и первооткрывателями. Как заметил Джон Ки (John Keay) в своей книге "Гилгитская игра", некоторые из них брались за выполнение политических заданий в первую очередь из-за открывающейся при этом возможности путешествовать.

В феврале 1838 г. на Крыше Мира побывал первый британец - лейтенант Джон Вуд (John Wood). Он одним из первых европейцев подтвердил правдивость описаний Марко Поло. Однако его памирские путешествия проходили далеко к юго-западу от массивов Конгура и Музтаг Аты. После Вуда в течение 30 лет здесь не было европейцев, что объяснялось негативным отношением к ним после англо-афганской войны 1840-х годов. Пытавшийся проникнуть в Кашгарию в 1857 г. ученый А.Шлагинвейт, был обезглавлен по приказу местного правителя Валихан-тюрей. Только в 1868 г. Ховард (Hayward), прошедший по окраине пустыни Такла-Макан в направлении Кашгара, заметил и нанес на карту "большой пик" к югу от Кашгара. С 1873 г британское присутствие в районе стало более регулярным. В этот период Синьцзян снова вышел из под контроля Китая в результате восстаний дунган и Якуб-Бека (1867-1878). Организованная тогда британская миссия в Кашгаре, составлявшая при Форсайте (T.D.Forsyth), 350 человек была, безусловно, самой большой, которые когда-либо видывал Синьцзян. Членами этой миссии были нанесены на карту огромные горы к югу от Кашгара. Один из исследователей - Троттер (Trotter) вычислил высоту Конгура как 25000 фт (7620 м). Затем Троттер и его компаньон Гордон (Gordon) с двумя другими британцами прошли на юг в Таш-Курган через перевал Чикчиклик. Основной же целью миссии была политическая и военная поддержка сепаратистских настроений Якуб-бека с использованием последнего в качестве аргумента в переговорах с Россией. В 1869 и 1870 гг. двое местных уроженцев - пандитов, работавших на Британию, также пересекли район.

С 1860-х годов начались интенсивные русские исследования Памира. В 1876 г. на Памирском нагорье прибыли члены экспедиции генерала Скобелева. В районе озера Каракёль с перевала Узбель Л.Ф. Костенко наблюдал Музтаг Ату. В его записках впервые встречается это название вершины. В следующем году Музтаг Ата наблюдалась с более южных пунктов, достигнутых экспедицией А.Н.Северцова. В 1883 г. массив Музтаг Аты исследовался горным инженером Д.Л. Ивановым - членом экспедиции капитана Путяты.

В 1885 г. один из величайших исследователей 19-го века - Ней Элиас (Ney Elias) - без сопровождающих его европейцев пересек со стороны Такла-Макана покрытый снегом перевал Караташ и прошел между Музтаг Атой и Конгуром. Он оказался первым европейцем, достигшим озера Каракёль. На его карте, дополненной исследованиями Ховарда и Троттера, Музтаг Ата была пропущена, однако, он понимал, что это, вероятно, гора замеченная ранее Костенко. Ховард назвал пик 7620 горой Тагарма. Основанием этому послужили рассказы местных жителей о том, что в этом направлении находится долина реки Большая Тагарма - крупного притока Яркенд-Дарьи. Это имя Элиас перенес на Музтаг Ату и, страстно желая запечатлеть британские имена на карте, переименовал пик Троттера (7620) в Гору Дюферин (Dufferin) (в честь предыдущего Вице-короля Индии). Однако из зарисовок, сделанных Элиасом в то время, очевидно, что Гора Дюферин - это Конгуртюбе (Конгур I), и он так и не определил подлинную высшую точку хребта - гору Конгур (Конгур II). Свои имена Элиас наносил на карты до 1895 года, пока члены англо-русской Памирской комиссии договорились принять местные наименования вершин - Конгур и Музтаг Ата.

Великий русский геолог и член Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. К.И. Богданович дал подробное описание геологии, геоморфологии и оледенения массива. Он прошел в 1889 году в район через пер. Караташ, исследовал ледники западного склона Музтаг Аты (самый крупный из них он назвал ледником Пржевальского - ныне ледник Ям-Булак) и мимо озера Каракёль вышел в Таш-Курган. Отсюда он через цепь трудоёмких перевалов вышел к Яркенд-Дарье, попутно ведя геологическую съемку.

2.2. Исследования района в конце 19-го - первой половине 20-го века

В 1890 Фрэнсис Янгхасбэнд (Francis Younghusband), сопровождаемый Джорджем Макартни, (George Macartney) провел успешную миссию по установлению официального британского присутствия в Кашгаре, который был опять под управлением Китая. Проследовав по следам Элиаса на берег озера Каракёль, он описал Конгуртюбе и Музтаг Ату, как "огромные горные массивы, возвышающиеся над Крышей Мира с Россией, Индией и Китаем у своих оснований".

В 1894 г. Свен Гедин прожил около года в районе озера Каракёль. В свободное от исследований время он совершил первые попытки восхождений в районе. У Гедина практически отсутствовал опыт восхождений. Однако, он предпринял четыре попытки восхождения на Музтаг Ату. Для первых двух он выбрал самый северный из 2 западных гребней (ледник Ям-Булак), ведущих к северной, более низкой вершине Музтаг Аты. Достигнутую высоту он оценил как 6300 м (20670 фт). Затем он пытался пройти по гребню главной вершины, но достиг высоты лишь 5640 м (18540 фт). Свою последнюю попытку он повторил 16 августа по другому северному гребню (ледник Чал-Тумак). Однако на следующий день из-за сильного ветра повернул назад, и 4 октября окончательно спустился к озеру Каракёль. Хотя Гедин должен был знать, что название горы уже появилось на русских картах, впоследствии он неоднократно утверждал, что именно он дал горе имя Музтаг Ата. Он измерил её высоту и повторил сделанные Троттером измерения высоты Конгуртюбе, установив высоту последней в 7800 м. Высшая точка района гора Конгур осталась незамеченной.

В 1899 г. северная сторона Конгура осматривалась Дэрби (Derby), который оценил высоту горы в 23250 фт (приблизительно 7090 м).

В июле 1900 Сэр Аурель Стейн (Aurel Stein), известный археолог и исследователь Центральной Азии, привёз с озера Каракёль несколько превосходных фотографий, на которых были видны значительные детали группы Конгура. В результате он стал первым, кто идентифицировал Конгур с юго-запада и отличил его от Конгуртюбе. Подобно Свен Гедину, Стейн также попытался штурмовать Музтаг Ату по самому северному из 2-х западных гребней, при этом он использовал яков до больших высот. Он повернул назад с 20000 фт (приблизительно 6100 м). Два его проводника из племени Хунза достигли высоты 21500 фт (приблизительно 6550 м) и обнаружили, что их путь преграждает крутой сброс. 4-мя годами позже Богданович также предпринял безуспешную попытку.

Точные местоположения вершин в массиве были установлены лишь в двадцатых годах. Тогда С.П. Скрайн (S.P.Scrine), впоследствии Сэр Клармонт (Clarmont), производил наблюдения с обзорных точек в районах гор Шивакте и Тигарман на востоке от Конгура. Скрайн подошел к этим группам, представлявшим собой мешанину "низких" 20000-21000 фт (6000-6400 м) пиков, со стороны реки Караташ. Он получил фотографии верхних 130 м восточного гребня Конгура и сфотографировал горы к юго-востоку. Сопоставив новые данные с наблюдениями Стейна он определил местоположение и высоты Конгуртюбе (Конгур-I по Скрайну) и Конгура (Конгур-II) .

Горы Кашгарского хребта постепенно становились более доступными. Во времена политических катаклизмов 30 и 40-х годов массив пересекли несколько европейцев. В их числе был Эрик Тэйхман (Eric Teichman), который стал первым человеком, приехавшим из Пекина в Кашгар на автомобиле. Их Кашгара он отправился в Индию верхом. Он сфотографировал Конгуртюбе и Конгур от озера Каракёль.

В 1947 г. известная британская альпинистская двойка Билл Тильман (Bill Tilman) и Эрик Шиптон (Eric Shipton) предприняла попытку восхождения на Музтаг Ату. Шиптон был Генеральным Консулом в Кашгаре. Воспользовавшись тем, что Тильман накануне участвовал в швейцарской (неудачной) экспедиции на Ракапоши, он пригласил его в Кашгар. Старые друзья встретились 6 августа в Ташкургане и предполагали совершить быстрое, не обремененное грузами, восхождение. 8 августа они отправились на север и, перейдя через перевал Улуг-Рабат, разбили лагерь у западных склонов вершины. У друзей был значительный (около 9 лет) перерыв в горохождении. 11 августа Шиптон, Тильман, жена Шиптона, двое сопровождающих слуг и нагруженный як вышли в сторону ледника Ям-Булак. Последний лагерь был установлен на высоте 6250. 13 августа начался штурм. Вершина казалась близко, но недостаточно акклиматизированный Шиптон обморозил ноги. "Билл и я сошлись во мнении", говорил потом Шиптон, "что никогда еще мы не мерзли так во время восхождения". Восходители столкнулись сильным морозным ветром и изнурительной тропежкой по рыхлому снегу. Исходя из затраченного времени, Шиптон оценил достигнутую высоту как 7300. Визуальное сравнение описания восхождения с фотографиями массива, проделанное Д.М. Затуловским в 1952 г., дало более низкую высоту высшей точки их подъема - 6800-6900.

2.3. Советско-китайская экспедиция

В 50-е годы отношения между Китаем и Советским Союзом установились хорошие отношения, что позволило советским альпинистам попасть в район. В 1956 г. альпинизм был официально утвержден как вид спорта в Китае. Действующая в то время советская система альпинизма расценивала восхождения как "коллективный" успех. В идеале большая группа, работающая вместе на победу, должна достигнуть вершины в полном составе. Советско-китайская экспедиция на Музтаг Ату в июле 1956 была значительным достижением. В истории альпинизма ещё не было первовосхождений на высокие вершины, когда на них поднимались столь большие команды.

6 июля после предшествующей тренировки и акклиматизации на Эльбрусе большая экспедиция, возглавляемая Е.А. Белецким и лидерами команд К.К. Кузьминым и Ши Занчуном, достигли на машинах базового лагеря 4060 у подножья горы. После изучения аэрофотоснимков был выбран маршрут по склону вершины, разделяющему ледники Янбулак и Чолтумак, совпавший с маршрутом Шиптона и Тильмана. Яки использовались до нижней кромки ледовых полей, оканчивающихся на высоте 5500 м (2 лагерь). Выше находился ледопад, остановивший Свена Гедина. 13 июля был установлен 3-й лагерь - 6200. К 21 июля на высоте 6800 был организован 4-й высотный лагерь. Начало штурма наметили на 26 июля. Последний 5-й высотный лагерь был установлен 30 июля на высоте 7200. 31 июля после 6 часов продвижения по глубокому снегу на вершину взошли 19 советских и 12 китайских альпинистов.

Экспедиция имела и более высокую цель - вершину Конгура. Времени оставалось мало. Экспедиция должна были покинуть район 20-го августа. Кирилл Кузьмин возглавил разведывательную группу, исследующую пути вокруг пика Конгур Узловой к Конгуру. Группа вышла в район перевала Коксель. Стало очевидным, что гора требует отдельной экспедиции и надо искать другие пути подхода - с севера или с востока (по леднику Чимген). После разведки было принято решение ограничиться восхождением на Конгуртюбе, используя для этого небольшой, но сильный состав участников. Эта вершина была ближе, и полностью просматривался маршрут восхождения.

Команда восходителей под руководством К. Кузьмина из 6 советских и 2 китайских участников выступила 12 августа с поддержкой яков и 9 участников вспомогательного отряда. Они перебродили Кенгшиберсу. Яки доставили весь груз и восходителей до маленького моренного озерка на высоте 5000 м. 13 августа начался штурм. Восхождение проходило по крутым ледово-снежным склонам. 14 августа трое из группы поддержки стали спускаться вниз от отметки 5500. К середине следующего дня на высоте 6200 был разбит очередной лагерь. Сквозь метель проступали очертания ледовой стены со сбросами. Впереди был ключевой участок. Оставшаяся часть вспомогательного состава была отпущена. 16 августа в условиях плохой видимости они продолжили подъем по сложному ледовому рельефу. На высоте 7000 уже в 30-градусном снежном склоне был организован последний высотный лагерь. 16 августа на вершине стояли К.К.Кузьмин, В.И.Потапов, Б.Л.Рукодельников, Е.И.Иванов, В.П.Сибиряков, П.С.Рахимов, Пенг Джуму и Чен Джунчан.

С 1956 года высоты вершин были установлены как Музтаг Ата - 7546 м, Конгуртюбе -7595 м и Конгур -7719 м. В течение следующих 24-х лет в этих горах не было иностранных альпинистов.

2.4. Восхождения 50-х и 60-х годов

В 1956 году компартия Китая стала проводить политику искоренения влияния ислама в Синьцзяне. Алфавит был изменен с арабского на латинский. Утверждалось, что это делается в целях улучшения образования, но всем было очевидно, что главная цель состояла в попытке изолировать будущие поколения от арабского языка, как основы изучения Корана. Начавшаяся в 1958 году полная коллективизация вызвала яростное сопротивление. В 1959 г. для подавления сопротивления в Синьцзян ввели войска. Более 60 тысяч человек убежало в Советский Союз, воспользовавшись разовой визой, продававшейся за два доллара в советском консульстве в Кашгаре. Советское вещание на Синьцзян обещало свободу в сохранении языковых и культурных традиций и исполнении религиозных обрядов. Напряженность вдоль линии советско-китайской границы длилась до конца культурной революции в 1976 г. Еще в начале 80-х район Конгура оставался спорным. Китай постоянно утверждал, что граница, проведенная по Сарыкольскому хребту, не более чем временная демаркация.

Тем не менее, восхождения в районе не прерывались. В 1959 г. на Музтаг Ату совершено второе восхождение. В экспедиции участвовали представители многих проживающих в Китае народов: хань, тибетцы, киргизы и таджики. 33 из 50 восходителей достигли вершины, среди них 8 женщин. Когда отношения между КНР и СССР испортились, упоминания о советско-китайском успехе 1956 г. исчезли из официальных китайских источников, и в качестве даты первовосхождения упоминался именно 1959-й год.

В 1961 году экспедиция, включающая 10 женщин, направилась к Конгуртюбе. Восхождение длилось около месяца. Продвижение проходило лишь в периоды прояснения в целом плохой погоды. Расположение ледовых сбросов изменилось, поэтому маршрут отличался от советско-китайского маршрута 1956 г. Одна альпинистка погибла в лавине. В числе поднявшихся на вершину 17 июня были две тибетки Пхундоб и Шерьяб.

После разгрома "банды четырех" национальная политика в Китае стала более терпимой. В конституции 1978 г. были закреплены гарантии меньшинств на свободу в выборе языка общения, исполнении обычаев и выборах местного самоуправления. В 1979 г. национальные меньшинства получили право ограниченного землевладения. На одного человека было разрешено иметь до 15 баранов, пару лошадей и 3 яков.

2.5. Экспедиция Бонингтона

В 1980 г. район был официально открыт для иностранцев. Сразу же Британская и Японская экспедиции начали разведку Конгура. Британская группа из 3-х человек, возглавляемая Майклом Уордом, исследовала все стороны массива Конгура за исключением юго-восточной. С юга они исследовали бассейн ледника Коксель (Яманджар) и совершили несколько восхождений на простые вершины. При переправе через Кенгшиберсу Крис Бонингтон чуть не утонул, не окажись рядом могучего китайского офицера связи Лиу Дау - участника первовосхождения на Музтаг Ату в 1956 г., китайского восхождения на Эверест и руководителя китайской экспедиции на Победу в 1976. С севера англичане поднялись на вершину Караташ (5350) в хребте Шивакте и осмотрели восточный гребень Конгура. 21 июля трое американцев, спустились на лыжах с Музтаг Аты.

В 1981 году японская экспедиция из 14 человек совершила 3-е восхождение на Конгуртюбе. Вершины достигли Йоширо Ямагучи и Шигеуки Кога.

В июне 1981 трое японцев спустились на лыжах с Музтаг Аты, после чего они присоединились к экспедиции на северной стороне Конгура. Двое членов экспедиции из 4-х человек, включая лидера Сакахару и Кимихара Мацуи, 7-го августа совершили первовосхождение на более низкую северную вершину Музтаг Аты (7184) (пик Куксай). 16-го сентября объединенная американо-канадская группа из 3-х человек (Ллойд Галлахер, Пэт Муррой и Стефен Безручка) спустились на лыжах с Музтаг Аты по новому более южному маршруту.

В 1981 году попытка восхождения японцев на северной стороне Конгура окончилась трагически. Под общим руководством Рючи Котани, были предприняты две попытки восхождения из базовых лагерей, расположенных в разных долинах - длительная осада восточного гребня под руководством Наоки Такады и восхождение в альпийском стиле (3 чел.) по северному гребню. Продвижение по восточному гребню проходило медленно вследствие непредвиденной сложности гребня и недостаточной акклиматизации высотных носильщиков. Тем временем, 16 июля Иойи Тераниши, Мицунори Шиги и Шинье Мацуми вышли из базового лагеря, расположенного на высоте 3700 м, вверх по северному гребню с 9-дневным запасом еды. Последний раз их видели на высоте 6500 м 23 июля, после чего погода испортилась. Один из местных жителей видел оранжевую палатку на гребне между главной и восточной вершиной Конгура в разрывах быстро несущихся облаков 28 и 29 июля. Когда погода улучшилась, никакого следа от восходителей не было видно, а группа на восточном гребне была слишком далеко для того, чтобы провести поиски. Возможно, достигнув вершины, они погибли в лавине во время спуска. Вскоре экспедиция была свернута.

Экспедиция К. Бонингтона в 1981 году установила передовой базовый лагерь под перевалом Коксель, который расположен в Кашгарском хребте к югу от Узлового Конгура (7245) (пик Соединения или Karayalak - кит.) и соединяет ледник Коксель (Яманджар) на западе и ледник Чимген на востоке. Поднимающийся к перевалу ледник Коксель в нижней части труднопроходим. Еще во время экспедиции 1980 г. был найден относительно простой обход сложного участка, ведущий непосредственно в верхний цирк. Обход проходил по следующему к западу леднику, прозванному Крисом Бонингтоном Коридорным ледником. Между вершиной южного отрога 5780 и главным Кашгарским хребтом имеется платообразный водораздел, соединяющий верхние цирки ледника Коридорного (Hamurjallak - кит.) и ледника Коксель. Перевал Коксель односторонний и резко обрывается на восток. Подъем по гребню с этого перевала, по мнению Бонингтона, должен был привести непосредственно под основной взлет Конгура. Экспедиция состояла из 2-х отрядов - научного, под руководством Майка Уорда (Ward), и альпинистского (4 чел.), возглавляемого Бонингтоном. Первому выходу на перевал Коксель предшествовала 2-недельная акклиматизация на ближайших пятитысячниках. Нижний базовый лагерь 4600 установили на моренах Коридорного ледника 29 мая. Палатки передового базового лагеря 5500 установили в верхнем цирке ледника Коксель 5 июня. 23 июня начался первый штурм. Непосредственный подъем по южному гребню (в основном лед средней крутизны с отдельными взлетами) к 25 июня вывел на южное плечо Узлового Конгура. Однако до выхода на основной хребет предстоял еще километровый траверс этого пика. 27 июня, спустившись после траверса на седловину 7222, альпинисты вырыли снежную пещеру, и попытались немного пройти по скальному гребню с жандармами на восток в сторону Конгура. Группа была измотана на южном гребне Узлового Конгура, поэтому она не была готова к преодолению неожиданно серьезных технических препятствий на заключительном участке подъема. После непродолжительного выхода налегке 28 июня было принято решение возвращаться в базовый лагерь. К тому же начинала портиться погода. Спуск проходил по широкому южному контрфорсу, отходящему от вершины 6982, расположенной в 3 км от пика Узловой Конгур. На склоне контрфорса (6200) еще во время акклиматизационного выхода 18 июня была вырыта снежная пещера. Они использовались и во время заключительного штурма. После отдыха в нижнем базовом лагере четвёрка восходителей вышла 5 июля и уже 7 июля была в пещере на седловине 7222 у основания вершинного гребня Конгура. Вершину накрыло очередным зарядом непогоды, и 8 июля после непродолжительного продвижения по вершинному гребню до высоты 7340 группа вынуждена была зарыться в "одноместные" узкие щели между снегом и скалами, названные Бонингтоном в своей книге снежными гробами. Именно тогда пропала двойка японцев на северной стороне горы. В "гробах" англичане провели три последующих дня. 12 июля, когда циклон ушёл, на вершину Конгура взошли Крис Бонингтон (Chris Bonington), Эл Роуз (Al Rouse), Пит Боардмен (Pete Boardman) и Джо Таскер (Joe Tasker) (Боардмен и Таскер через год погибли на северо-восточном гребне Эвереста). На следующий день англичане сходили и на восточную вершину 7625 (Dongbei peak - кит.), куда выводил северный гребень, но никаких следов пребывания японских альпинистов обнаружено не было.

2.6. Новейшая история

В последующие (с 1981) годы Конгур посещался группой словенских альпинистов (1994-95), а в 1998 - командой ФАиС г.Москвы. Все попытки восхождения из-за плохой погоды не увенчались успехом. Экспедиция ФАиС под руководством Юрия Хохлова решила повторить маршрут Бонингтона. Альпинистам удалось подняться до седла 6700 в гребне хребта Конгуртаг. Из-за плохой погоды и высокой лавиноопасности от дальнейшего восхождения пришлось отказаться. Тем не менее, первая российская экспедиция на Конгур разведала пути подходов, возможные места установки лагерей, привезла ценный фотоматериал по району.

В 1988-1989 году на востоке района побывали экспедиции Шотландского клуба горовосходителей под руководством Д. Мак-Грегора. Первая экспедиция прошла через перевал Караташ и поднялась по долине Чимгена. Здесь они совершили успешное восхождение на вершину Шивактэ-II (5967) со стороны ледника Северный Чимген. Основной лагерь был размещен в верховьях реки Кунгей. Здесь были совершены восхождения на малые пятитысячники в отрогах Агалистана, совершены разведки пика Шивакте-III (5981) и радиальный выход через перевал Хан-Терек-даван в верховья р. Каинг на северном склоне гор Агалистан. Вторая экспедиция носила учебный характер. Здесь были совершены восхождения на пики 5545, 5445, 5548 в верховьях притоков средней части долины Торбулунга и радиальный выход на седловину 5200 в верховьях ледника Оар-ала.

Из многочисленных экспедиций в район следует выделить одиночное 170 километровое путешествие 54-летнего американца Дэна Во (Dan Waugh) через северные и восточные отроги Кашгарского хребта к озеру Каракёль в июле-августе 1996 г. Он стартовал с севера из ущелья р.Гез-Дарья и, пройдя пару несложных перевалов, вышел в ущелье р.Караташ, по которому ранее проходила одна из караванных троп. При этом он совершил несколько радиальных выходов со съемкой восточного ребра Конгура. Через перевал Караташ (4980) путешественник вышел в верховья Кенгшиберсу (р.Игебельcу) и спустился к озеру Каракёль. Затем, присоединившись к группе А.Ершова, он взошел на Музтаг Ату.

Район Музтаг Аты интенсивно посещается множеством групп различного уровня. Этому, конечно, способствуют хорошие подъезды, относительная несложность маршрута и возможность лыжных спусков с вершины. Из российских групп на вершине Музтаг Аты в 90-е годы побывали нижегородцы, томичи, ленинградцы и москвичи.

Конгуртюбе, Яманджар, Конгур узловой, Конгур и Восточный Конгур - это всего лишь 5 высших точек многовершинного хребта с высотами более 7000 м, где есть множество стен и гребней, представляющих интерес для восхождений. Технически сложные северный (перепад более 3.5 км), восточный (перепад около 2 км), юго-восточный гребни и южная стена (перепад около 3 км) Конгура все еще ждут своих покорителей. Многочисленные гребни и стена Музтаг Аты (перепад 2.5 км) также служат вызовом последующим восходителям.

В июне-июле 2000 года 4-ка американских альпинистов, под руководством "гималайца" Дэна Мазура, совершила первый траверс массива Музтаг Аты с подъемом по нехоженому юго-восточному гребню из цирка ледника Коксель и спуском по "классике". Надо отметить, что выбор маршрута во многом определился благодаря подробной фотосъемке гребня, осуществленной Дэном Во в 1996 году! Освоение Китайского Памира выходит на новый уровень!

2.8. Таблицы восхождений

Коксель 6715 м, 38 32' 26 | 75 15' 34"
1993 восх.
Конгур 7719 м *, 38 36' 0" | 75 17' 59"
1980 разв.
1981 восх. З. Ребро
1981 поп. В. Гребень, также С. Гребень

1982 поп.
1983 поп. c севера
1986 поп.
1989 восх. С. Гребень c ледн. Коксель
Конгур Тюбе 7595 м, 38 36' 0" | 75 5' 59"
1956 восх. c юга
1981 восх. Ю. Склон, Центр. Гребень
1988 поп. Ю.З. маршрут
1989 поп. Центр. ребро Ю.З. склона
Музтаг Ата 7546 м, 38 16’ 59” | 75 10’ 00”
1947 поп. З. Гребень
1956 восх. З..Гребень
1980 восх. З. Склон (on Skis)
1981 восх. Южнее маршрута 1980г.
1981 восх. С.З. Гребень
1982 восх. c З. , между ледн. Чал Тумак и Терген Булак
1988 восх. З. Склон
1994 восх. З. Склон
1996 восх. З. Гребень
1998 восх. с севера
2000 восх. С.-В. Гребень - З. Гребень (траверс)
Музтаг Ата Сев. (п. Куксай) 7184 м, 3813’ 0” | 75 5’ 59”
1981 восх. С. Гребень
1987 поп. Ю.З. Склон
Кезисель (Кызылсель) 6525 м, 38 30’ 0” | 75 16’ 0”
1982 восх. З. Гребень
2000 восх. В. Гребень – З. Гребень (траверс)
Саракиякуджи 6220 м, 38 31' 14" | 75 16' 19"
1980 восх. С. Гребень
1982 восх. С. Гребень
Шивактэ 5910 м, 38 12' 0" | 75 40' 0"
1988 поп.
Шивактэ II 5967 м, 38 12' 0" | 75 40' 0"
1988 восх.
Шивактэ III 5981 м, 38 12' 0" | 75 40' 0"
1988 поп. В. Гребень Шивактэ IIIa

3. КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ
(А.А. Лебедев и О.Г.Чхетиани)

3.1. Заезд

01.08. Около 10ч. утра мы погрузились в микроавтобус и выехали из Бишкека в сторону Рыбачьего. По пути тормозили около всех аптек, пополняя нашу походную аптечку. Рейсы Бишкек-Торугарт 01.08-02.08 и Торугарт-Бишкек 05.09 в сумме нам обошлись в 700$. Ночевали в Нарыне в построенном специально для туристов юртовом лагере.

02.08. Подъехали к границе, успешно прошли таможню и к полудню разгрузились около арки на границе СНГ и Китая. Через два часа подъехал наш китайский туроператор Джан Хонг или Саша, как его звали по роли на уроках русского языка. На китайской стороне в 6-ти км от границы предварительный досмотр на заставе. Таможенный терминал находится в 120 км ниже при въезде в горы. Вечером прибыли в Кашгар. Ели в китайском ресторане, ночевали в гостинице.

03.08. Выяснилось, что дорогу впереди размыло. Поэтому весь день провели в Кашгаре. В отделении Китайского банка обналичили дорожные чеки Visa. Потом гуляли по городу и покупали необходимые для путешествия мелочи, см. ф. 1-3.

04.08. Утром Саша объявил, что дорогу будут чинить ещё неделю. Решили выехать и разобраться на месте. Обвал произошёл в предгорьях до входа в ущелье Гёздарьи. Местные уже успели пробить в конгломерате обходную тропу, см. ф. 5. Носильщикам, которым здесь нет числа, поручили перетащить мешки с заброской. Рюкзаки перенесли сами. За обвалом сели в другую машину и выехали вверх по ущелью. Вечером миновали оз. Каракёль, свернули с Каракорумского шоссе на грунтовую дорогу, проехали кишлак Субаши и поднялись к летовке Кочукалач.

3.2. Караван

05.08. В 10ч. вышли на восток с караваном из трёх верблюдов. Тропа практически отсутствует, местность слабопересечённая, под ногами низкая трава среди мелких камней, см. ф. 9. Через час подошли к притоку, стекающему с ледника Olimde. Погонщик плохо знал местность и привёл караван к крутому осыпному спуску в пойму реки. Пришлось повернуть на север и по краю обрыва спуститься к летовке на берегу реки. Здесь перебродили и начали подъём по верховой тропе. Это было ошибкой. На самом деле надо было спуститься в пойму Кенгшиберсу, чтобы идти низом по гальке, см. ф. 11. Погонщик вёл караван к каким-то юртам, чтобы поскорее смотаться вниз и перепоручить нас местным киргизам с ослами и лошадьми. Когда его план нам стал очевиден, он развьючил верблюдов и объявил, что они устали, хотят пить и дальше не пойдут. К вечеру мы спустили экспедиционный груз к устью второго левого притока Кенгшиберсу. Вода в нём чистая.

06.08. Джанг Хонг ушёл вниз, забыв в лагере портмоне с паспортом, разрешениями и деньгами. Его попытался догнать Малахов. Ничего не вышло.

07.08. Малахов и Чхетиани совершили 36-километровый радиальный выход к озеру Каракёль, чтобы передать документы и деньги Джан Хонга его партнёру. Геров и Рыкалов отнесли заброску к устью Игебельсу. Лебедев сторожил лагерь.

3.3. Перевал Карадаван (5290, 2А, первопрохождение)

Ледово-скальный перевал Карадаван расположен в водоразделе Кашгарского хребта между пиком Кала 5643 на северо-западе и пиком 5557 на юго-востоке. Перевал (не отмеченный на топокартах) соединяет долины рек Караджилга (левый приток Торбулунга) на северо-востоке и Тегерменсу на юго-западе, впадающую в крупный левый приток Яркенддарьи - Тагармасу в районе пос. Бешкурган. Долина последней представляет естественную границу между Кашгарским хребтом (Памиром) и Каракорумом. Основную сложность составляет юго-западный склон перевала. Перевал проходился чисто по карте без описаний и фотографий.

08.08. Вышли в 8ч. Двигаясь в пойме Кенгшиберсу по её левому берегу, см. ф. 38. За 2.5 перехода подошли к устью Игебельсу. Во второй половине этого отрезка пути попадаются прижимы, которые легко проходятся вдоль воды. Выше устья Игебельсу река Кенгшиберсу разливается на множество рукавов, см. ф. 39. Самые серьёзные - первый и последний рукав, но даже их мы перебродили ниже колена. По правому берегу идёт мощная тропа. К концу второго перехода после брода тропа постепенно поднимается над долиной, чтобы войти в долину Торбулунга, см. ф. 37 и 39. Здесь она пересекает несколько чистых ручьёв. Около одного из них мы расположились на обед.

Тропа продолжает набирать высоту, проходит сквозь пояс скал и поворачивает на юго-восток. Справа (по ходу) виден ледник Коксель, высшая точка хребта Каракорум - пик 6355 и спуск с нашей будущей "двойки-Б", см. ф. 13. К концу перехода перед нами открылась долина Торбулунга. Сама река Торбулунг течёт справа (по ходу) от тропы в глубоком каньоне с водопадами. Ещё через переход мы остановились лагерем на травянистой лужайке у небольшого ручейка - правого притока Торбулунга. Вечером пережили несколько визитов местных жителей. Они, впрочем, не назойливы. Посидев, немного у палаток и перебросившись с нами парой общедоступных фраз, уходят.

09.08. Выход в 8ч 30м. Пасмурно. За 3 перехода мы подошли к устью левого притока Торбулунга - Караджилги. Торбулунг перебродили чуть ниже устья Караджилги, где он тихо течет по плоскому пастбищу. Плоскодонная долина Караджилги тоже в густой траве и слегка заболочена. Повсюду палатки пастухов - подростков. "Для стариков слишком высоко - 4500", шутили мы. Погода портилась. Дул южный ветер. Попеременно шли то дождь, то снег. За 2 перехода по левому берегу Караджилги дошли до конца зеленки и начали подъем к моренам основного ледника этой долины. Пообедали и поставили палатки. Дальше, только камни и снег. Высота 4715. В 21ч. начался сильный снегопад. Уже к полуночи выпало около 30 см. снега. Ночью задыхались, пару раз отряхивали палатки и разгребали снег около входа.

10.08. С утра видимости нет, поэтому вышли позже, чем обычно - в 10ч.30 мин. Снег скрыл все неровности и детали, поэтому движение по моренам вызвало известные затруднения. Перепрыгнув ручей, текущий в кармане, вышли на поверхность ледника. Вся долина сзади нас засыпана снегом. По леднику шли со сменой ведущего. Слева открылась логичная и простая седловина перевала в долину Тегерменсу (5305, ок.1Б), см. ф. 20. Это седловина находится в центре ледника Караджилги. К северо-западу от перевала расположена двуглавая скальная вершина с юго-восточной (5557) и северо-западной (5459) главами. Седловина между ними подпёрта скальной стеной 100-150м. Наш перевал находится северо-западнее двуглавой вершины. Здесь имеются две седловины, позволяющие спуститься в долину Тегерменсу. Ближняя - сразу за скальной главой 5459. Дальняя - перед узловым пиком Кала (5643), см. ф. 14. Выбрали ближнюю, к её основанию от языка ледника три перехода.

Подъем короткий (до 100 м) и не крутой (до 30 град. в верхней части). В 15-ти метрах ниже седловины обошли мульду. Выше неё снег особенно глубок и крут. По мере подъема несколько раз раздавались характерные звуки: склон проседал. На последних метрах подъёма при переходе засыпанного бергшрунда под ведущим раздался очередной "ух", и оконтурились края доски. Однако внизу было коротко и полого - доска не сошла. В заключение, с правого по ходу от седловины крутого склона сорвалась доска, рассыпалась и ушла вниз.

За час поднялись на перевал. Высота - 5290. Вправо на север в сторону второй седловины и пика Кала уходит простой гребень, см. ф. 19. Слева к седловине примыкает скальная стена, вниз круто спускается кулуар с двумя скальными сбросами, см. ф. 17-19. Напротив открываются впечатляющие альпийские виды хребта Каракуньлунь или Каракорум (не путать с горной системой Каракорум), см. ф. 16. Естественный (по карте) перевал, ведущий через отрог в верховья ледника правого истока Тегерменсу, подпоясан полосой черных скал. Речь идёт о седловине между пиками 5543 и 5450, см. ф. 16.

На спуске 1-я веревка прошла через 1-й скальный сброс. 2-я кончилась перед 2-м сбросом. Через него была брошена 3-я веревка. Крутизна между сбросами 40-45 град. Все 3 веревки крепились на ледобурах с продергиванием через проушины. Далее следует затяжной спуск по 40 градусному склону по заснеженной осыпи с выходами плит к ручью в кармане ледника. Высота нижней точки спуска 5050. От седловины 1ч 30 мин.

В кармане мы пообедали и освещенные закатным солнцем отправились вниз к виднеющейся траве. Спуск оказался не очень удобным. Вначале склон с камнями и снегом, затем протяженные курумники. Через два перехода после обеда все собрались на травянистой площадке с ручьем. Ночлег. Высота 4650.

3.4. Перевал 70-летия МАИ (5160, 2Б, первопрохождение)

Ледовый перевал 70-летия МАИ расположен в водоразделе Кашгарского хребта между вершинами 5875 на западе и 5496 на востоке. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет центральную ветвь ледника Тегермен с цирком ледника Коксель (с "кратером" Музтаг Аты). Основную сложность составляет ледовая стена северного склона.

Перевал планировался чисто по карте без описаний и фотографий. Однако в походе, а именно 08.08, нам удалось рассмотреть издали северную (обратную для нас) сторону перевала, см. ф. 13, и наметить ориентиры в скальном гребне, которые помогли выбрать кулуар с южной стороны.

11.08. Вышли в 9ч. Ясно. Пересекли левый исток Тегерменсу по снежным мостам и поднялись на зеленые террасы в основании отрога, разделяющего истоки Тегерменсу, см. ф. 20-21. Через небольшую седловину перевалили на левый склон правого истока Тегерменсу. Сзади стая из 8 архаров, впереди стадо кииков - зоопарк какой-то!

Путь без тропы траверсирует травянистые террасы, см. ф.22. Идти удобно. Высоту стараемся не набирать, поэтому постепенно поравнялись с рекой. К концу третьего перехода подошли к последней зелёнке у основания моренного вала. Далее шли по моренам левого борта. Через два перехода подошли к основанию хорошо заметной издали острой и высокой рыжей серповидной морены, см. ф.22. Здесь на берегу маленького озерка расположились на обед. Высота 4790. Между камней попадаются последние цветы.

После обеда взгромоздились на высокую рыжую серповидную морену левого борта. К концу часового перехода морена закончилась плавным выходом на закрытый ледник, который проходили вдоль левого борта. Трещин почти не было, однако снег сильно раскис. Мы начали глубоко проваливаться. 50-минутный переход закончили у основания кулуара, ведущего на перевал. Ночевали на леднике на безопасном расстоянии от склона. Высота 5100.

Отметим, что от места ночевки просматривается простой и короткий подъем на другую (более восточную) седловину, отделенную от нами выбранной седловины небольшой вершиной. Ее северный склон оказался более протяженный. От нашей ночёвки начинается также подъем на техничный перевал 5741 (~3А), ведущий на ледник Кокосель на южных склонах подковы Музтаг Аты.

12.08. Вышли в 9ч. 10мин. и сразу начали подъём по кулуару к намеченной седловине, см. ф. 24. На юге висели плотные облака. Сначала шли по крутой осыпи, потом по снегу. В верхней части кулуара обледенелый фирн (40 градусов, 50м). На перевал поднялись за 40 минут. Седловина снежная. На ней можно поставить палатку. Карниза нет, хотя, при большем количестве снега он здесь не исключен. Северный склон перевала - крутая ледовая стена, см. ф. 26 и 28. Всего провесили 5 верёвок перил. Первая 60 град, вторая 50 град., ниже - 45. Конец 4-й верёвки спустился за бергшрунд, а 5-я легла по глубокому снегу. Далее склон быстро выполаживается, переходя в плато открытого ледника. Спуск с перевала занял 3 часа. Ледник, на который мы спустились оказался южной ветвью ледника Коксель. Чтобы попасть в створ основного ледника можно повернуть на северо-восток, пытаясь спуститься через ледопад южной ветви. Другой путь ведёт на север через низкую и очень широкую перемычку между северо-восточным ребром пика 5801 и нунатаком 4976, см. ф. 27. Этот путь показался нам предпочтительнее.

3.5. Перевал Связной (4820, 1Б, первопрохождение) и ледник Коксель

Ледово-осыпной перевал Связной находится между северо-восточным ребром пика 5801 и нунатаком 4976 и соединяет цирк южной ветви ледника Коксель с его центральной ветвью. Перевал ориентирован с юго-востока на северо-запад.

После обеда на морене левого борта южной ветви ледника Коксель мы двинулись на северо-запад в сторону перевала Связного. Путь проходил по осыпным завалам. Чтобы не спускаться в глубокий осыпной котлован, мы прижались к скальной стене северо-восточного ребра пика 5801. С этой части седловины на северо-запад спускался снежный кулуар (100м, 30 град.). Ниже кулуара имелась цепочка снежников, которая облегчала движение по осыпи. Обогнув (слева по ходу) небольшое озеро в кармане правого борта центральной ветви ледника Коксель, мы вышли на ледник и повернули на север. Ледник здесь также открыт. Перед впадением центральной ветви в более низкую северную ветвь мы преодолели несложный ледопад, лавируя между трещинами. У правого борта северной ветви встали на ночлег. Путь от южной ветви через перевал связной занял три перехода. Вечером пошёл снег, см. ф.31.

13.08. За ночь навалило 15 см. снега. Пасмурно. Низкие облака ограничивают видимость. Наш следующий перевал (~3А) расположен между Северной Музтаг Атой (пиком Куксай, 7184) и пиком Туюк (6161), см. ф. 30. Чтобы подойти к перевалу, необходимо правильно войти в створ северо-восточной ветви ледника Коксель. Ледник не прост, правильный путь мешает выбрать плохая видимость. Значит надо стоять. По нашему опыту непогода в этом районе Памира чаще всего держится 2-3 дня. Это значит, что после подъёма в цирк перевала или на его седловину, нам предстоит ждать окончания непогоды и ещё, по крайней мере, один день, пока не очистится крутой северный склон. Один день мы уже потеряли в Кашгаре из-за обвала дороги, ещё два дня бездарно потеряли в заморочках с паспортом нашего гида. С этой непогодой перед "тройкой-А" мы окончательно выбиваемся из графика и срываем финал маршрута. В тоже время непогожие дни можно эффективно использовать для спуска по леднику Коксель до заброски. Получается так, что это есть единственное правильное решение.

Вышли под снегопадом в 10ч.30 мин. Один переход прошли вниз вдоль ручья между моренными грядами. Путь преградили трещины. Повернули налево и к концу перехода пересекли ледник. На левый борт попали около южного отрога пика Туюк. Здесь ледник плавно изменяет направление с восточного на северо-восточное, см. ф. 27. В кармане левой морены трава, идти очень удобно, периодически попадаются ручьи и маленькие чистые озёра, см. ф.32. На песке рядом с руслами ручьёв много следов, в основном кииков и архаров, но попадаются и следы большой кошки, возможно барса. Снег перешел в мелкий прерывающийся дождь.

Наконец, мы вышли из зоны осадков. Затянутые облаками верховья Кокселя остались сзади. Справа знакомая картина нижнего течения крупных ледников - каменно-ледовые холмы и разломы. В конце 3-го перехода по карману мы упёрлись в нагромождения морен левого притока. Посмотрели карту, до языка ледника Коксель осталось не более двух километров. У ручья пообедали, низом пересекли завалы и снова поднялись в карман. Через пару переходов сошли с языка ледника в направлении зеленого распадка с прозрачным ручьем. Распадок зарос зарослями замечательной карликовой акации, здесь встали на ночлег, см. ф. 33-35. Весь вечер и всю ночь шел дождь.

14.08. Утром шёл сильный дождь. Мы подождали, пока он не прекратился. Вышли в 9ч.10 мин. За 2 перехода по террасам левого борта долины и дну поймы реки подошли к заброске около брода через Кенгшиберсу. Повторный брод через Кенгшиберсу также прошел без проблем. Воды, похоже, прибавилось (на 5-7 см). Более серьезным оказался брод через Игебельсу, см. ф. 36. Река узкая, но течение мощное. Страховались верёвкой. На правом берегу этой реки расположились на обед и занялись переучётом и распределением продуктов на вторую часть похода, см. ф 37.

3.6. Долина Игебельсу и перевал Южный Чат (4920, 1Б, туристское первопрохождение)

Ледово-осыпной перевал Южный Чат расположен в водоразделе Кашгарского хребта между восточным плечом (5124) пика 5808 (на западе) и вершиной 5359 (на востоке). Перевал ориентирован с юга на север и соединяет долину Тошканджилги (правый приток Игебельсу) с ледником Южный Чат. Перевал проходился чисто по карте без описаний и фотографий. На седловине перевала имеется типичный киргизский тур. Однако экспедициями этот перевал до нас не посещался. Надо особо отметить, что прохождение этого простого перевала (не отмеченного ни на одной из топокарт), правда недоступного вьючному транспорту, за исключением быть может яков, позволяет сократить переход из района озера Каракуль (р.Кенгшиберсу) в долину р.Чимген на 35 км! Это второй принципиальный и доступный перевал на восток через Кашгарский хребет после Караташдавана (Сугетдаван практически параллелен последнему).

Устьевой каньон Игебельсу обходится по тропе правого берега на неимоверной (300-метровой) высоте. Заход на эту тропу обнаружить трудно. От устья Игебельсу следует около километра пройти вниз по долине до каньона следующего правого притока Кенгшиберсу. Плохо заметная тропа начинает подниматься по скалам контрфорса, который ограничивает каньон слева (т.е. справа по ходу). Тропа теряется в скалах. В какой-то момент мы сообразили, что вверх идётся труднее, чем вправо (по ходу) по скальным полкам. Тогда мы по полкам пересекли скальный контрфорс и вышли на склон выше протянувшегося вдоль долины пояса скальных сбросов. На склоне тут же нашли тропу. Сначала она круто набирала высоту, затем вышла на траверс и приобрела вид магистральной тропы. Подъём до этого места занял один переход. К концу следующего перехода мы вошли в долину Игебельсу и около её первого правого притока встали на ночлег. Вечером в гости приходили пастухи.

15.08. Выход в 8ч. 20 мин. Ясное утро. Тропа идет высоко над рекой. В начале 3-го перехода долина расширяется, река разливается на несколько рукавов, см. ф. 40 и 41. Впереди виден район перевала Караташ. Тропа спустилась в пойму реки. В долине много яков. К концу третьего перехода достигли устья Тошканджилги. К нам подошли несколько пастухов. Перевал им известен, но его названия вытянуть не удалось - просто перевал. Неподалеку небольшое киргизское селение. Мы перешли на левый берег Тошканджилги и завернули в её долину на север. Далее шли по террасам в 50-ти метрах над рекой, см. ф. 42 и 43. Тропы в обычном понимании нет. Лишь иногда нам попадались куски ячьих троп. В концу второго перехода долина расширяется, впереди видны моренные валы. На зеленой лужайке встали на обед. До перевала по карте 4 км. Высота 4650.

Было очень жарко, поэтому с обеда вышли в 16ч. Сначала поднимались вдоль воды. Затем река прижалась вплотную к правому склону, её русло стало узким. Мы вышли на пологие моренные поля, оставленные ледником, стекающим с пика 5808. Ручьи стали редкостью, поэтому мы встали лагерем в 18ч. у последнего, как нам показалось, ручья. Высота 4795.

16.08. Выход в 8 ч.20 мин. Ясное утро. По моренным полям подошли к распадку, за противоположным склоном которого виднеется ледниковое плато, см. ф 44. Спустились в распадок и поднялись на плато. Ещё 300 метров по плато вдоль левого (по ходу) борта и мы на седловине перевала (1ч. от лагеря), см. ф. 45. Слева на камнях сложен киргизский тур. Справа короткий снежный взлет седловины к левым истокам реки Караташ, см. ф. 44. Переметный ледник круто загибается на северо-запад, поэтому пути спуска с перевала не видно.

Перед спуском связались. Затем пересекли ледник к правому борту. По пути пересекли несколько трещин. Отсюда открылся потрясающий вид на массив Конгура, см. ф. 46, и на хребет, разделяющий долины рек Чимген и Тересазсу. Через пол часа мы спустились по жесткому утреннему фирну по 25-градусному склону на морены ледника Южный Чат, см. ф. 47. Здесь развязались и перекусили.

На противоположном (левом) борту ледника Южный Чат на зелёных террасах паслись стада, см. 51. Мы попытались туда пройти, но скоро поняли, что проще идти вдоль правого борта, см. ф. 52. Довольно скоро в кармане начались участки с травой, пошла тропа. За 2.5 перехода спустились к киргизскому стойбищу (12 юрт), расположенному прямо на моренах, см. ф. 54.

Нас тут же обступила толпа детей и взрослых. Девушки, забежали в юрты и уже вернулись с золотыми браслетами и сережками, см. ф. 55. Мы посидели полчаса, рассказали им, что пришли с Игебельсу через перевал. Они спросили, как много снега. По их мнению, его должно было быть по пояс. Айрана и лепешек нам не предложили, немного расстроенные мы двинулись вниз по хорошей тропе к обеду. Кишлак у слияния потоков с ледников Северный и Южный Чат оказался пуст. К концу получасового перехода перебродили северный поток и остановились на обед. Высота 3650.

3.7. Долины Тересазсу и Чимгена

После обеда шли по мощной тропе левого берега Тересазсу. Вся долина перегорожена каменными заборами, идущими от скал над долиной и до воды, см. ф. 56 и 57. Через некоторые заборы пришлось перелезть. Повсюду отдельно стоящие киргизские домики с плоской крышей. Трава все выше и выше. В проулке между заборами прошли через заросли трёхметрового конского щавеля. В начале первого перехода мы миновали устье значительного левого притока. К концу второго перехода спустились к реке Тересазсу на ночёвку. Палатки поставили на песке, см. ф. 58. Вскоре пожаловала делегация: один киргиз на лошади и два молодых уйгура с приятными чертами лица (отдыхающие горожане?). Спросили, не из Пакистана ли мы? Потребовали паспорта и разрешение на трекинг. Киргиз, по-видимому, представитель местной власти, и вид у него соответствующий. Удовлетворившись, пожали руки и ушли. Вода в Тересазсу прозрачная. Высоко на склоне противоположного берега мирно паслись козы. Высота 3405.

17.08. Вышли в 9ч.15 мин. Ясное утро. Сначала шли по тропе вдоль реки. Слева заборы. Долина сужается, и тропа поднимается на склон. Здесь встретили стадо из 30 верблюдов, возглавляемое гордым самцом, см. ф. 59-61. Он не желал уступать дорогу. Лишь в последний момент перед столкновением он нехотя спустился на шаг ниже тропы. За такое поведение его тут же наказали: погонщица запустила в строптивца камнем. Внизу изумрудные участки, засеянные ячменём.

Запахло сероводородом. За складкой склона открылся мазар. Конические башни из мягких скальных пород были украшены рогами и шестами. Внизу сложены гряды рогов. На высохших ветках - цветные лоскутки материи, см. ф. 63 и 64. На противоположном берегу реки парил серный источник. Мы привязали к веткам свои тесемки и кусочки стропы.

За мазаром река вошла в узкий каньон, см. ф. 65 и 66. По мостику перешли левый приток, а через 200 метров по большому мосту на правый берег реки. За мостом - брод через правый приток. Затем еще 4 моста. Вода с гулом перекатывает камни, прыгает по уступам. Хорошая тропа идет то у воды, то поднимается выше, то проходит под низко нависающими скалами. Мосты укреплены бетоном. Неожиданно каньон распахнулся и мы вывалились в широкую долину Чимгена. Здесь последний шестой мост на левый берег Тересазсу. Тропы на перевал Тересаздаван (через отрог в долину Чимгена) мы так и не обнаружили. Скорее всего, после обработки каньона он потерял хозяйственное значение. Его забыли, тропа обвалилась.

Рядом с мостом видны остатки малой электростанции (ее строительство упоминается в отчете шотландской экспедиции 1988 г.). Вверх по долине проложена линия электропередачи. Высота 2860. От места ночёвки мы шли с перерывами 4 часа.

После перекуса повернули на запад и пошли на запад по песчаному дну долины Чимген. По пути попадается облепиха. Тёплый ветер несёт песок. Горы затянуты облаками. Наш правый берег по сравнению с левым более сух и незаселён. На противоположном берегу в многочисленных оазисах Агалистанских притоков Чимгена прятались киргизские домики. Людей мало. В конце часового перехода подошли к первому ручью и встали на обед. Чуть впереди и справа (по ходу) виднелось устье реки Кунгей, а впереди - язык ледника Чимген.

Напротив крупного кишлака в устье Кунгея мост. Сюда сползают мощные конечные морены ледника Чимген. Река отходит от склона к центру долины, а тропа идет по распадку размытому парой ручьев. После моста тропа становится особенно мощной. Здесь нас догнала всадница. Сначала она остановилась, поправила шапку и только потом подъехала к нам. Она была одета в зеленое полупальто, на ногах были сапоги, на голове папаха, из-под которой торчали множество кос с монистами. По всему было видно, что эта женщина - Председатель! Она проследовала рядом, немного пообщалась, затем ударила лошадь камчой и быстро скрылась за поворотом тропы.

Справа от тропы (по ходу) бурлил грязный исток Чимгена, берущий начало с ледника Согато. За ним тянулись высокие моренные валы. Вскоре появилась стелющаяся арча, облепихи и много другой зелени. Основная тропа перешла по мосту на левый берег. В конце второго послеобеденного перехода, мы свернули с тропы в облепиховые заросли, нашли там ручей, маленькую полянку и встали на ночлег. Облепиха здесь очень сочная! Высота 3215. Пасмурно.

18.08. Ночью и утром шёл дождь. Мы решили немного отдохнуть перед рывком через Кашгарский хребет с шеститысячным перевалом и дождаться прояснения. К обеду тучи растянуло. Выход в 14 ч. 40 мин.

Хорошая тропа. Арча. Много красивых урочищ. Всё время идём по левому берегу потока с ледника Согато. По пути миновали цирк с интересной (~3А) снежно-ледовой седловиной через отрог, разделяющий долины Тересаз и Чимген, см. ф. 68. Прошли, по крайней мере, мимо двух мостов: первый ниже цирка с перевалами, а второй - ниже крутого поворота реки на юг в плоскую зеленую долину, разработанную ледником Согато. В правом борту долины видны седловины перевалов с ледника Северный Чат. У поворота на зеленой поляне среди холмов - большое киргизское стойбище. Нас обступила толпа взрослых и детей. После короткого привала мы пересекли поляну и поднялись в карман высокой правой морены ледника Чимген (4 перехода от места ночёвки). Сзади и слева (по ходу) осталась долина ледника Согато. Выше по карману красивое бирюзовое озеро, но рядом с ним нет мест под палатки. С гребня морены видны все 3 ветви ледника Чимген: южная, центральная и северная, см. ф. 73. Ночлег.

3.8. Ледник Чимген и его перевалы (обзор)

Ледник Чимген расположен к югу и к востоку от Конгура (7719) в углу между мощным восточным отрогом Кашгарского хребта с массивом Конгура и вершинами Агалистана и самим Кашгарским хребтом с вершинами Коксель (6715) и Кызылсель (6525). Ледник имеет три мощных и одинаково длинных ветви: северную, центральную и южную, соответственно, ледники Северный, Центральный и Южный Чимген, см. ф. 73. Это классический памирский ледник с фирновыми плато, с мощными ледопадами, с чистым языком в его верхней части и с заморененным языком в его нижней части, см. ф. 70, 74, 79 и 84. На протяжении 21 км он спускается с 7200 до 3000м. На северной ветви в 1988г. побывала экспедиция Шотландского клуба горовосходителей под руководством Д. Мак-Грегора, см. подраздел 2.6. На центральной и южной ветвях до 2000г., скорее всего, никого не было.

Сфотографировать или подробно разглядеть северную ветвь нам не удалось. Она зажата между юго-восточным ребром Конгура и южным отрогом гор Агалистан с вершинами Шивактэ (5910), Шивактэ-II (5967) и Шивактэ-III (5981). Принципиальную седловину в северо-восточном гребне Конгура юго-западнее узловой вершины 5975, "ведущую" на ледник Караялак, по причине плохой погоды нам так же не удалось увидеть. Возможно, она не проходима. Зато мы сфотографировали перевалы через горы Агалистан. Один - восточнее пика 5630 (~3А), а другой - западнее двурогой вершины 5859 (~3А). Оба перевала ведут на ледник Tugralkuluxi, см ф. 73 и 78. Ещё одна очень сложная седловина имеется западнее вершины Шивактэ-III (5981), см. ф. 73. Наконец, седловина между Шивактэ-II (5967) и Шивактэ-III (5981) ведёт на ледник Кунгей (Kumutor), см.ф.88.

Центральная ветвь ледника Чимген ограничена с севера южной стеной Конгура и его юго-восточным ребром. Южным бортом центральной ветви является восточный отрог пика Коксель (6715). Этот ледник проходим без особых осложнений, см. ф. 81 и 92. Перевал Коксель (5820,3Б) ведёт в цирк ледника Яманджар, см. ф. 81, 87 и 112. Ещё две седловины, одна восточнее, а другая западнее ледово-снежного купола 5217, соединяют центральную ветвь с плато южной ветви, см. ф. 86, 87 и 92. Северные склоны этих седловин могут быть очень круты. С ледника Центральный Чимген имеется два маршрута на Конгур (7719), см. ф. 73, 87 и 116. Один маршрут идёт по южному ребру, затем по леднику восточнее скальных сбросов башни Конгура и выводит сразу на главную вершину. Другой маршрут идёт по юго-восточному ребру и выводит на купол Донгбея (7625) - восточной главы Конгура.

Пройденная нами южная ветвь зажата между восточными отрогами пиков Коксель (6715) и Кызылсель (6525). С плато этой ветви имеются шесть маршрутов. Два из них уже упомянуты, они ведут на центральную ветвь через седловины к западу и востоку от ледово-снежного купола 5217. Третий маршрут ведёт в долину озера Каракёль траверсом восточного и западного гребней пика Коксель (6715), см. ф. 87 и 115. Этот очень красивый маршрут (3Б*) нами полностью сфотографирован. Он особенно удачно связывается с последующим выходом на плато ледника Яманджар по полке левого борта этого ледника, см. ф. 113 и 115. Спуск с пика Коксель на перевал Коксель - проблематичен, см. ф.115. Четвёртый маршрут ведёт в долину озера Каракёль через перевал Кызылсель (6059, 3Б или 3Б*). Это очень опасный маршрут. Восточный склон перевала представляет собой последовательность крутых сбросов, в промежутках, между которыми, лавинные желоба. Следы больших лавин видны прямо у подножия взлета, см. ф. 85 и 87. Пройденный нами четырёхдневный пятый маршрут (3Б) траверсом восточного и западного гребней пика Кызылсель выводит в долину Кенгшиберсу и далее к озеру Каракёль. Мы его подробно опишем. Наконец самый простой шестой маршрут ведет через перевал 5460 (3А) на ледник Согато. Путь на седловину 5460 нами пройден, спуск на ледник Согато проще (2А-2Б).

Подъём к плато южной ветви ледника Чимген осложняется протяжённым и сложным ледопадом, см. ф. 74-79, 84 и 86. Нижняя часть ледопада не обходится, поскольку поджата камнеопасным скальным склоном, см. ф. 74. Верхняя часть ледопада, см. ф. 84, обходится по осыпным склонам левого борта. На этом пути имеется формальный перевал 4810, см. ф. 86, который мы назвали Ледопадным. На прохождение этого перевала (3А) от подножия ледопада до плато ледника Южный Чимген требуется два дня.

3.9. Перевал Ледопадный (4810, 3А, первопрохождение)

Ледовый перевал Ледопадный расположен в отроге левого борта ледника Южный Чимген южнее восточного плеча пика 5301. Перевал соединяет нижнюю часть ледника Ю. Чимген с его левым притоком, который стекает с седловины между вершинами 5217 и 5301. Перевал позволяет попасть в цирк ледника Ю. Чимген в обход протяженной верхней части ледопада. Сложность перевала определяется нижней частью ледопада ледника Ю. Чимген.

19.08. Выход в 8ч. 20 мин. Ясное утро. Впереди мощный ледопад ледника Южный Чимген, см. ф. 73 и 74. Сначала шли по гребню правой морены. К концу перехода спустились на открытый ледник. Сначала он ровный, но вскоре становится холмистым. Через полперехода холмы стали совсем крутыми, поэтому мы надели кошки и связались. Высота 4065. Ледопад решили проходить по центру: левее (по ходу) крутого взлёта под ледосбросами левого борта ледника, см. ф. 74. Здесь ещё сохраняются наклонные плоскости. Ближе к правому борту - ледовые нагромождения, см. ф. 75 и 80.

В течение 3.5 ч. до обеда шли в основном связках, то одновременно, то с попеременной страховкой. Короткие крутые участки перемежаются с полками. На двух крутых и особенно протяжённых участках провесили перила. В 14 ч., выбрав безопасную площадку перед большим разломом, мы остановились на обед, см. ф. 76. Высота 4420, впереди угадывался перегиб ледника, см. ф. 77.

С обеда вышли в 16 ч. 20 мин. Характер ледопада изменился. Начались котлы - широкие разломы, заваленные ледовыми обломками - гиблое место! Все здесь сложено из неустойчивых ледовых заснеженных блоков с глубокими дырами между ними, см. ф. 78. Шли, в основном с попеременной страховкой. На отдельных 20-метровых участках ведущий порой застревал на полчаса. Миновав три котла, по дну очередного разлома мы устремились к левому борту. Здесь над скальным поясом поднимались удобные осыпные склоны. Путь к ним преграждал рантклюфт, по которому периодически летели камни и ледовые обломки, см. ф. 78. В этом месте пришлось поспешить. На осыпной склон вышли к 19ч 45 мин. Ещё 15 мин. подъёма и мы рядом с ручьём на осыпном плече, где можно выложить площадки для палаток, см. ф. 79. Ночлег. Высота 4520.

20.08. Выход в 9ч. 05 мин. Переменная облачность. Шли по осыпям и снежным галстукам в распадке между осыпями и скалами. К концу второго перехода свернули налево (по ходу) и вышли на боковой закрытый и ровный ледник, который стекает с седловины между вершинами 5217 и 5301. По леднику в связках за 10 мин. поднялись на седловину перевала, см. ф. 86. Перед нами открылся вид на верхнюю часть ледопада и цирк ледника Южный Чимген, см. ф. 84 и 85.

С перевала за один переход, практически не теряя высоты, спустились косым траверсом на ледник Южный Чимген выше ледопада и поднялись вдоль ручья, который течёт под скалами правого борта ледника, см. ф. 86. Решили, что пересекать ледник в этот день бессмысленно. Во-первых, какой бы мы путь через хребет не выбрали, через час начнётся длительная техническая работа. Во-вторых, плато ледника рассечено многочисленными крестообразными разломами, снег раскис, мосты очень опасны, см. ф. 86. И, в третьих, если мы пересечём ледник, то очевидно там уже не будет воды. Поэтому встали лагерем у ручья на полуднёвку. Высота 4815.

21.08. Ночью шёл снег, который не прекращался весь день. Туман, тепло, и мы вынуждены отсиживаться. Вечером мороз, погода стала улучшаться.

3.10. Траверс пика Кызылсель (6525, 3Б, первопрохождение)

Пик Кызылсель находится в водоразделе Кашгарского хребта, который имеет в районе этой вершины меридианальную направленность. К северу от пика за седловиной 6059 возвышается вершина Коксель (6715). К югу за седловиной 5608 стоит гора Саракиякуджи (6220). Пик Кызылсель имеет протяженные восточный и западный гребни. Ледово-снежный траверс этих гребней является самым простым и безопасным маршрутом из цирка ледника Южный Чимген к озеру Каракёль.

Маршрут подъёма планировался чисто по карте без описаний и фотографий. На спуске предполагалось идти ледопад, стекающий с седловины 6059 и зажатый между западными гребнями пиков Кызылсель и Коксель, см. ф.89. На этот ледопад у нас имелась фотография. Однако уже в походе нам удалось издали (со склона Музтаг Аты) разглядеть профиль западного ребра пика Кызылсель, см. ф. 10, 12 и 89. Стало очевидным, что это более простой, и главное, значительно более безопасный путь спуска, по сравнению с маршрутом по ледопаду.

Согласно данным из базы Английского альпинистского клуба первовосхождение на пик Кызылсель было совершено по западному (нашему спусковому) гребню в 1982 году. К сожалению, данные об этой экспедиции, судя по всему ставившей главной, но не достигнутой, целью Конгур, в России и СНГ недоступны.

22.08. С утра вершины открыты, хотя небо затянуто облаками зимнего типа. Перед нами две альтернативы: седло 6059 между пиками Кызылсель и Коксель, которое мы называли перевалом Кызылсель, и траверс восточного гребня пика Кызылсель, см. ф. 85. Подъём на седловину 6059 очень опасен. Перевальный склон представляет собой последовательность крутых сбросов, в промежутках, между которыми, лавинные желоба. Следы больших лавин видны прямо у подножия взлета, см. ф. 85 и 87. Остаётся траверс восточного гребня пика Кызылсель, который естественно начинать с седловины 5460, см. ф.85. Эта седловина является также перевалом (3А) на ледник Согато, см. ф.93.

Выход в 8 ч. 20 мин. Снегу выпало 20 см. Наст слабо подморозило, и мы периодически проваливались. Плато ледника сильно разорвано, снежные мосты над разломами ненадёжны, поэтому переход через плато во второй половине дня - большая проблема, см. ф. 86. За два перехода подошли к основанию перевального взлёта, см. ф. 85. В нижней части взлёта имеется крупноблочный ледопад, который издали выглядит серьёзным препятствием. Выше ледопада - короткие наклонные снежные поля, ещё выше - увенчанный карнизами крутой снежно-ледовый склон.

В центре ледопада оказался сравнительно несложный проход. Шли в основном одновременно, лишь единожды провесив верёвку перил (глубокий сыпучий снег, 50 град., 15 м., затем лёд, сначала 60 град., 6 м., затем 45-50 град., 20 м.).

Выше сброса были короткие участки с лазанием и засыпанная трещина. Ледопад прошли за два часа. Со снежного поля перешли на неявный контрфорс. Уклон сначала 35-40 градусов, выше 45. В течение 40 мин. шли одновременно по хорошим ступеням. Когда последствия возможного срыва стали вызывать опасения, перешли на перильную технику. Верёвки крепили на ледорубах, а в верхней части склона (присыпанный снегом лёд, 55-60 градусов) - на ледобурах, см. ф. 86. До карниза провесили 7 верёвок перил. Последняя 8-я переброшена через двухметровый карниз, который проходили с лопатой. Подъём по перилам занял 4ч 30 мин. Последние два часа шли в пургу, поэтому все в той или иной степени вымокли.

Гребень острый с карнизами на север. Южная сторона - снежный склон крутизной 40 градусов, см. ф. 86 и 93. Следуя контрфорсу, мы вышли на гребень немного восточнее седловины 5460. Пройдя 200 метров по гребню и, минуя седловину перевала (площадки нет) за 20 мин. поднялись в удобную для стоянки мульду на высоте 5470. Ночью открылись звезды.

23.08. Вышли в 09.20. Глубокий снег, фирна практически нет. Шли 4 часа до 13ч. 35 мин., постоянно меняя ведущего. По пути преодолели несколько 50-метровых участков крутизной до 40 градусов. С восточного гребня Кызылселя открывается замечательный вид на Кашгарские горы. Особенно хорошо смотрятся альпийские пики Агалистана, см. ф. 88. Вдали видны вершины Каракорума. Сквозь Кашгарский хребет выглядывает Музтаг Ата, см. ф. 93. Но над всем этим доминирует мощный южный склон Конгура, см. ф. 87 и 92. Погода постепенно портилась. Мы остановились на обед и на всякий случай поставили одну палатку.

После обеда выйти не удалось. Начался сильный ветер, видимость пропала. Мы находились на ровном плече в очень хорошем месте для лагеря. Впереди нас ожидали протяженные и, возможно, лавиноопасные предвершинные снежные поля. Поэтому мы решили не испытывать судьбу и переночевать на месте обеда. Высота 5870.

24.08. Ясное утро, видимость потрясающая. Кажется, что на юго-востоке виднеются вершины тибетского узла Аксай-Чин. Выход в 7 ч.20 мин. Немного приспустились на седловину. За ней гребень переходит в предвершинный склон, см. ф. 91. Крутизна 20 градусов, рыхлый и глубокий снег. Идти очень трудно. Ведущий выдерживал не более 30-ти шагов - и в сторону! В 12 ч.15 мин. вылезли на серак на высоте 6200, см. ф. 91. Обед. Пока готовили еду, Илья и Боря пробили тропу на участке длиною около 200 м.

С обеда вышли в 14 ч.15 мин. Крутизна - 30 градусов. Здесь уже не так глубоко, иногда встречается лед. Последний участок пути перед выходом на северный гребень Кызылселя - лёдовый склон крутизной 45 градусов, в нижней части которого и в центре имеются неширокие бергшрунды (одна верёвка перил). На северный гребень поднялись в 15 ч. 40 мин. Дул сильный юго-западный ветер. По пологому и широкому гребню за час поднялись на вершину Кызылселя (6525), см. ф. 95-97.

С вершины Кызылселя за 10 мин. спустились на перемычку перед западной предвершиной. Здесь в скрытой от ветра мульде встали на ночлег. Высота 6490 м. Кое-кто "для профилактики" выпил цитрамона. Спали все хорошо.

25.08. Ясное утро. Спуск по западному гребню начали в 9 ч. 20 мин. Снега здесь значительно меньше, чем на восточном гребне. По-видимому, он переносится на противоположную сторону горы по преимуществу юго-западными ветрами. Открытого льда практически не было. Идем одновременно, изредка с попеременной страховкой, см. ф. 99. На сбросе гребня провесили одну веревку перил (лёд, 45 градусов, внизу неширокий бергшрунд). Далее, обходя ледовые сбросы и карнизы гребня, двигались то по северной, то по южной его стороне, см. ф. 98. Иногда преодолевали открытые и полузасыпанные трещины, выходы открытого льда, небольшие сбросы. В 12ч.35 мин. мы достигли осыпной седловины 5400. Это первое приемлемое место для схода с гребня, см. ф. 101. Более предпочтительным выглядел спуск на юг. На седловине мы сняли страховочные системы и перекусили. Часовой спуск по мелкой осыпи с седловины 5400 на юг вывел нас в карман ледника. Здесь на высоте 4725 встали на обед.

В течение всего спуска мы просматривали также и западный склон перевала Кызылсель. Он смотрится безопаснее восточного, однако снизу подпирается довольно мощным и протяженным ледопадом. То же можно сказать и о седловине Кашгарского хребта непосредственно к югу от пика Кызылсель.

После обеда мы повернули на запад и пошли вдоль ручья в кармане ледника. К концу часового перехода ручей ушёл в каньон, поэтому мы поднялись на морены слева от ручья. Здесь множество бирюзовых озер. Одно из них даёт начало реке, которая пятью параллельными потоками стекает с морен в правый карман. 20-ти минутный спуск вдоль реки привёл нас к броду через её правый приток, берущий начало с ледника перевала Кызылсель.

Путь за бродом проходит по сухим увалам, плавно спускающимся к основной долине Кенгшиберсу. Через полчаса открылся необычайно приятный зеленый распадок. Здесь среди камней течет маленький чистый ручей. Наверху стоят остатки киргизской летовки с монументальными каменными цилиндрическими хранилищами для кизяка диаметром и высотой около полутора метров. Тихо, сухо и очень здорово, однако погода портится. Высота 4160 м.

26.08. Ночью шел дождь. Под утро высыпал снег. Все вокруг было скрыто в тумане. Буйство стихий прекратилось лишь, когда мы окончательно собрали рюкзаки. За полчаса по распадкам и кускам троп подошли к кишлаку Шивахода. Здесь вышли на мощную тропу, по которой за 2 ч. 30 мин. добрались до моста через Кенгшиберсу. На противоположном левом берегу в 100 метрах выше моста имеется родник. Здесь мы разбили лагерь, см. ф.102-104. Высота 3670. После обеда радиалка к озеру Каракёль за заброской. Там мы встретили нашего гида - Сашу, который привёз нам из Кашгара фрукты, а заодно и проконтролировал, всё ли с нами в порядке. Ночевали вместе.

3.11. Перевал Бонингтона (5465,2Б)

Ледовый перевал Бонингтона расположен в южном отроге пика Яманджар (7229) между вершиной 6012 на севере и нунатаком 5780 на юге. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет небольшой ледник Хамуръялак (Коридорный - по Бонингтону [6]) с верхним плато ледника Яманджар. Он открывает самый простой путь из долины оз. Каракёль на плато ледника Яманджар в обход ледопада последнего. Перевал односторонний, его ключевое место - крупноблочный ледопад на спуске к плато. Перевал изобретён и впервые пройден командой Бонингтона в разведке подходов к Конгуру в 1980г.

27.08. Ясное утро. Выход в 8 ч. 40 мин. От моста через Кенгшиберсу на север отходит мощная тропа. Кишлак Сальячи остаётся справа. Среди невысоких холмов - остатков древнейших морен плавно поднялись к каньону р. Яманджар, перешли по мосту реку и взобрались на её правый берег. Тропа продолжает следовать на север. К концу второго перехода спустились к руслу пересохшего сая. На востоке хорошо заметен высокий чёрный моренный вал. Кротчайший путь к базовому лагерю Бонингтона поднимается вдоль каньона Яманджара к южной оконечности этого вала. Но мы пропустили поворот тропы и продолжили движение по магистрали. С пригорка за сухим саем хорошо видно как тропа пересекает ручей Каратанган и заворачивает на восток в обход чёрного моренного вала, который остаётся по ходу справа. Здесь она круто набирает высоту. К концу третьего перехода подошли к пустой летовке у подножия взлёта. За следующий переход преодолели взлёт. Морены чёрного вала справа (по ходу) за ручьём оказались концевыми моренами ледника Конгуртюбе. Тропа уходила на север либо на джайляу, либо в базовый лагерь Конгуртюбе. А мы спустились в широкую пойму ручья и после пятого перехода остановились на обед на зелёной лужайке, по существу, в кармане морены. Высота 4300.

После обеда пошли по карману на восток. Вскоре карман закончился и начались сплошные моренные поля. Мы поднялись на правую морену ледника Конгуртюбе, пересекли её и привалили перед спуском на ледник. За следующие два перехода мы пересекли заваленные камнями ледники Конгуртюбе, Конгур и к 18 ч. спустились в замечательную зеленую долину с прозрачным ручьем, см. ф. 105. Этот ручей стекает с ледника Конгур, расположенного между ледниками Конгуртюбе и Коридорным. Высота 4605.

28.08. Выход в 8 ч.10 мин. Ясное утро. Ночью был мороз -10 градусов. В течение двух переходов пересекли концевые морены Коридорного ледника, вошли в карман его левого борта и поднялись на свободную от камней и снега поверхность ледника, см. ф. 108-110. К концу третьего перехода подошли к фирновой линии, перекусили и связались. Через полтора перехода по закрытому леднику поднялись на северный край седловины, см. ф. 130. С её южной части на восток сползает мощный и трудный ледопад. У северного края ледник пологий, ледопад здесь крупноблочный, по блокам имеются проходы, см. ф.111.

Стоя на седловине, наметили путь в лабиринте трещин: сначала чуть влево по ходу, затем вперёд по длинному блоку между разломами, затем чуть вправо со спуском на плато ледника Яманджар. Ледопад прошли за один переход. Ещё переход потребовался для того, чтобы подойти по плато к взлёту у основания южного ребра пика 6982, см. ф. 123. Здесь пообедали, снег совсем раскис, идти невозможно. Высота 5435.

3.12. Первовосхождения на пик 70-летия МАИ (6982) и на восточную вершину Яманджара (7100, 3Б)

Гора Яманджар (7229) находится на водоразделе Кашгарского хребта между вершинами Конгуртюбе (7595) на западе и Конгур (7719) на востоке. Длинный четырёхкилометровый гребень вершины медленно спускается от главной западной вершины (7229) к средней вершине (~7160) затем к находящейся в центре массива восточной вершине (7100) и далее вплоть до восточного плеча - пика 6982, см. ф. 10 и 133. Гребень широк и заснежен, колебания высоты на гребне незначительны. К востоку от пика 6982 находится глубокая седловина Конгур (6750). Далее гребень взмывает к вершине Конгур Узловой (7245), за которым скрывается скальная башня Конгура (7719), см. ф.10. Маршрут Бонингтона на Конгур начинается от места нашей ночёвки на плато ледника Яманджар (5435), поднимается по южному гребню пика 6982, затем траверсом юго-восточного склона этого пика выходит на седловину Конгур (6750). Здесь маршрут Бонингтона поворачивает на восток и через Узловой Конгур приводит к основанию скальной башни главного. На запад от седловины Конгур к пику 6982 и далее к вершине Яманджар по нашим сведениям никто не поднимался. Дойти по этому пути до Конгуртюбе у нас практически не было шансов: для этого необходимы идеальная погода и спортивный подвиг - подъём на седловину Конгур за один день (перепад 5435-6750).

Поэтому мы ограничили свои планы задачей восхождения на Яманджар. Кстати, эта задача тоже не из лёгких - на наших глазах 25-дневная венгерская экспедиция отступила с южного склона Конгуртюбе с высоты 6500. А в 1998г. экспедиция Федерации альпинизма и скалолазания Москвы почти за месяц поднялась лишь на седловину Конгур (6750). Здесь слишком переменчива погода, слишком глубокий снег!

29.08. Выход в 8 ч. 20 мин. Ясное утро. В кошках по жесткому насту за 15 минут подошли к основанию южного ребра пика 6982, см. ф. 123, обогнули его и за 20 минут поднялись на него по ледовой стене его восточного склона (30м, 45 град., перила). На ребре снег с крепким настом. Крутизна ребра небольшая - 20, см. ф. 122, местами 30 град. Шли одновременно. К концу второго перехода по ребру наст начал проваливаться и чем выше, тем глубже. Следующие три перехода провели в утомительной тропёжке. Обессиленные, мы остановились в мульде - в засыпанной снегом большой трещине на склоне, см. ф. 117. Выкопали площадки под палатки, пообедали. Вечером отдыхали. Высота 6240.

30.08. Выход в 9 ч. 20 мин. На юге надвигающийся вал облаков. Сразу началась тропежка. Наше ребро впереди усложняется серией разломов и сбросов. Выше ледопада ребро становится заметно круче, см. ф. 122. Вправо по ходу и вверх уходит полка - начало траверса к седловине Конгур (6750), см. ф.117. Мы медленно обошли разрывы ледопада. К 12 часам поднялись до 6480. Ещё один переход, и полка закончилась - впереди неприятный ледопад, см. ф.118. Приближался туман. Место, где мы сидели, безопасное, поставили палатку, развели примуса - пора обедать. В это время Илья и Пётр ушли на разведку склона, который спускается к полке слева (по ходу). На фоне тёмного неба в разрывах тумана виден как будто гребень ребра. Мы решили, что это не гребень, а край параллельной полки. Возможно, она поможет обойти ледопад.

В тумане мы даже не разобрали, какой крутой и высокий склон нам пришлось преодолеть (50-60 град., снег, бывает же такое!). На обратном пути мы шли его по перилам. Никакой верхней полки не существовало, просто начались снежные поля крутизной 30-35 град. В разрывах тумана мы увидели справа от себя седловину Конгур (6750). Мы уже достигли её высоты. А впереди на склоне восточного гребня пика 6982 мы обнаружили ледовый разлом - теперь уже излюбленное место для установки лагеря. После обеда мы прошли 1 ч. 15 мин. Высота 6750. Вечером погода немного улучшилась.

31.08. Выход налегке (без бивуачного снаряжения) в 7 ч.20 мин. Наша задача - первовосхождение на пик Яманджар (7229). Ясное утро, сильный ветер. Обошли разлом слева (по ходу) и поднялись на восточный гребень пика 6982. Затем повернули на запад и поднялись к предвершинному ледосбросу, см. ф. 122, который обошли с севера (35-40 град.). Немного лазания по крутому льду (50 град., 5м) и мы на плоской вершине пика 6982 (два часа от лагеря). Пусть это будет пиком 70-летия МАИ!

Пик 6982 заметно отделён от поднимающегося на Яманджар гребня: при спуске на седловину мы сбросили не менее 50 метров, см. ф. 121. Гребень широкий, с карнизами на север, см. ф. 119 и 120, поэтому мы шли по его южному краю. Мест для ночёвки предостаточно. В лицо с юго-запада дул сильный ветер. В 11ч. 20 мин. мы поднялись на восточную вершину Яманджара (7100), которая находится в центре "утюга" - массива этой горы, см. ф. 97, 119, 123, 133, и является доминирующей над верхним плато ледника Коксель. Это хорошо видно снизу. До главной вершины нам осталось набрать около 130м., наверное, это два часа. Однако ветер усиливался, видимость исчезла, сквозь клочья мчащихся облаков в последний раз увидели скальную башню Конгура (7719).

Мы допустили ошибку! Наши палатки поставлены на склоне, в тумане их не найти. Совсем забыли мы этим ясным утром о переменчивости погоды в Кашгарских горах и не отметили поворот на гребне к палаткам воткнутой снежной палкой. Теперь нам страшно: ветер мгновенно заметает следы, найдем ли мы в тумане наш лагерь?

Обидно, но надо поворачивать назад. На гребне Яманджара следы еще кое-где сохранились, и мы, несмотря на плотный туман, легко дошли до пика 70-летия МАИ (6982). Ниже - хуже. Следов нет, пришлось напрягаться, чтобы отыскать хоть какие-нибудь косвенные признаки нашего пребывания здесь 3 часа назад. Иногда мы останавливались и подолгу всматривались в белую мглу, в надежде, что откроется какая-нибудь скала или знакомый участок ледопада. Однажды мы ждали разрыва в облаках около 15-ти минут. Спуск занял два часа. В лагере относительно спокойно. Видимости нет. На обеде решили, что ночевать лучше на нижнем разломе (6240).

В 17 ч. начали спуск. Быстро оказались ниже облаков. Несколько трещин на склоне стали открытыми, и непонятно, как нам удалось давеча не проломить все эти снежные мосты! Над площадкой 6480 с изумлением обнаружили 200-метровый 50-градусный снежный склон с цепочкой наших следов. Даже по хорошим смёрзшимся следам идти было страшно. Спускались по перилам, последний - аккуратно по следам, но в три такта (с нижней страховкой). Нижняя часть склона оказалась откровенно 60-градусной.

Через 1 ч. 20 мин. после выхода из лагеря спустились к месту вчерашнего обеда (6480). Ещё полчаса и мы у мульды 6240. Здесь мало что изменилось.

01.09. Выход в 9ч. Утро превосходное. Шли в кошках, хотя в начале спуска они не очень нужны. Поверхность фирна покрыта застывшей ветровой рябью. В самом конце, при спуске с ребра на ледник опять провесили веревку. От лагеря до плато ледника полтора часа. До ледопада перевала Бонингтона ещё полчаса. Наши следы в ледопаде превосходно сохранились. Ледопад преодолели за 1 ч. 40 мин. На этот раз пришлось поработать. Снег сильно протаял, мосты стали ненадежными, многие из них пришлось переползти, см. ф.126. Ведущий пару раз провалился в "абсолютно безобидных" местах, см. ф.127.

С седловины пер. Бонингтона за полчаса спустились до места обеда (28.08). Ниже - пологий открытый ледник, см. ф. 130. Спуск по леднику и моренам до места ночёвки с 27.08 по 28.08 (4605) занял 1ч. 20 мин.

3.13. Возвращение на озеро Каракёль, отъезд

02.09. Утро ясное, морозное, -10 градусов. Над гребнем висят небольшие облачка. Выход в 8 ч. Сначала шли по террасам правого борта л. Яманджар, затем перешли ручей в кармане ледника и вышли на моренные поля ниже языка ледника. Отсюда начинается хорошо маркированная тропа, которая привела нас к месту впадения "карманного" ручья в реку Яманджар. После брода через ручей мы вышли на хорошую тропу правого берега Яманджара. Река течёт в глубоком конгломератном каньоне, см. ф. 132, а тропа вьется среди невысоких холмов вдоль обрыва. Путь от лагеря до моста через Яманджар занял три с половиной часа. За мостом по знакомой тропе за час с небольшим спустились к Кенгшиберсу. Лагерь разбили на старом месте у родника.

После обеда ходили в посёлок на Каракёль, искали нашего гида. Оказалось, что два часа назад он уехал в Кашгар. Встреча по плану должна состояться утром 04.09. Значит завтра - день отдыха около моста через Кенгшиберсу.

03.09. Днёвка. Видимости нет. В воздухе стоит мелкая пыль, которую ветер пригнал из пустыни Такла-Макан. Вечером к нам пришел Джан Хонг. Праздничный ужин.

04.09. Снова всё в пыли. Вышли в 9 ч. По грунтовой дороге за 20 мин. поднялись на невысокую гряду, которая отделяет озеро Каракёль от долины Кенгшиберсу. На вершине гряды дорога свернула налево на восточный берег Каракёля, а мы пошли по тропе, которая через 20 мин. спускается на северный берег озера и вдоль воды выводит на шоссе (ещё 15 мин.).

Через 2 часа подошла наша машина. На пути в Кашгар миновали бесчисленные стада. Конец сезона. Великое сошествие овец в долину. Вечером прощальный ужин в китайском ресторане.

05.09. Из Кашгара выехали примерно в 11 ч. В 14 ч. мы прибыли к арке на перевале Торугарт. Тепло распрощались с Сашей и загрузились в уже ожидающий нас автобус. Ехали весь день и весь вечер с единственной остановкой на ужин после Нарына. В 2 часа ночи 06.09 прибыли в Бишкек.

06.09. Весь день провели в Бишкеке в офисе турагенства "Горы Азии". Изучали рекламные материалы и карты. Выходили лишь на базар и на почту.

07.09. Утром переехали в аэропорт Манас. В 18 ч. 40 мин. вылетели в Москву. Вечером все были дома.

4. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

4.1. Питание в походе

Очевидно, что энергетические затраты в сложных горных походах настолько велики, что не может быть и речи об их полной компенсации с помощью соответствующего питания. С одной стороны, организм просто не усвоит такое количество пищи, с другой стороны, участники физически не смогут идти с такими рюкзаками. Поэтому истощение в сложных походах неизбежно. Главная задача состоит в том, чтобы это истощение привело к минимально отрицательным последствиям для организма. Эта проблема решается путем правильного планирования питания и витаминно-солевого комплекса.

Методология, которой мы придерживались при составлении раскладки, отражена в статье "Питание в горных походах", см. раздел 7.5. Весь маршрут естественным образом разбивается на три части, которые мы условимся называть: кольцо, линейная часть и радиальный выход. На каждую часть планировалась отдельная раскладка весом 680 грамм, 780 грамм и 850 грамм, соответственно.

В длительном горном походе происходит постепенное вымывание из организма важных для жизнедеятельности микроэлементов. Необходимый для нормальной работы сердца калий пополнялся, главным образом, при потреблении кураги. Возможный дефицит йода устранялся йодированной солью, а дефицит кальция - сухим молоком. Нарушение кислотно-щелочного баланса ликвидировалось употреблением лимонов в сахаре. Чтобы питание казалось более разнообразным, активно употреблялись специи. Особенно радовали чилийский соус и самодельная аджика.

Для экономии (на стоимости провоза багажа) часть продуктов закупили и развесили в Бишкеке. Из Москвы привезли, прежде всего, те продукты, которые требуют предварительной обработки: вываренное в сале (в течение 6-ти часов) мясо, лимоны в сахаре, сухари. Кроме того, в Москве закупили дефицитные для Бишкека продукты: специи, топленое и шоколадное масло, супы, колбасу, сало, картофельное пюре, сладости.

4.2. Медицинское обеспечение

Многодневные спортивные походы в условиях высокогорья требуют серьезной и разноплановой медицинской подготовки. Следует понимать, что возможные заболевания, травмы, экстремальные воздействия природно-климатических факторов и экстремальные физические нагрузки, практически неизбежны.

Медицинская подготовка к походам 5-6 к.с. должна включать в себя: предпоходную подготовку организма каждого участника, формирование походной аптечки, специальную подготовку медика группы.

В части, касающейся предпоходной подготовки участников, следует отметить положительный опыт употребления в течение последнего (перед походом) месяца таких общеукрепляющих препаратов, как оротат калия, глюконат кальция, фенюльс, поливитамины. Употребление поливитаминов необходимо и в течение всего похода. Основу нашего витаминного комплекса составлял олиговит. Тяжесть акклиматизации смягчалась приёмом витамина "С" (до грамма в сутки). Важно, чтобы участники выезжали в поход здоровыми и не переутомленными. За один месяц до похода рекомендуется прекратить тренировки и вести здоровый образ жизни.

Приведем список походной аптечки. Сокращение "ст." (стандарт) означает стандартную бумажную упаковку таблеток (чаще всего, 6 или 10 штук).

1. Сульфаниламиды
Стрептоцид 3 ст.
Сульгин 5 ст.
Бисептол-800 3 ст.
2. Антибиотики
Гентамицина сульфат 20 ампул (4% ,2мл.)
Тетрациклин 6 ст.
8. Стимулирующие
Нитроглицерин 1 ст.
Валидол 1 ст.
Кофеина бензонат натрия 10 ампул (10%, 1мл.)
Эфедрин 2 ампулы (5%, 1мл.)
Адреналина гидрохлорид 3 ампулы (0,1%, 1мл.)
9. Специальные
Преднизолон 3 ампулы 25мг.
10. Мочегонные
Иммодиум 1 банка
Дигестал 3 ст.
Левомитицин 5 ст.
Активированный уголь 5 ст.
13. Успокаивающее
Экстракт валерианы 1 банка
14. Разное
Раствор аммиака 1 ампула (10%,1мл.)
Новокаин 20 ампул (0,5%,10мл.)
Реопирин 1 ст.
Ибупрофен 1 банка
Бромгексина гидрохлорид 5 ст.
Альбуцид 2 капсулы 30%
Бриллиантовая зелень 1 пузырек 1%
Калия перманганат 3г.
17. Перевязочный материал
Бинт медицинский стерильный 10 шт.
Вата медицинская 200г.
Лейкопластырь бактерицидный 10 листов
Лейкопластырь фиксирующий 4 рулона
Повязки фиксирующие 4 шт.
Эластичный бинт 1 рулон
Термометр ртутный 1
Иглы и шовный материал

4.3. Снаряжение

Общественное специальное снаряжение (на 5 человек).

№ Наименование Количество Вес [кг]

7. Лопаты 2 2 * 0.55
8. Лав. лист 1 0.5
9. Молотки ледовые 1 0.75
10. Айсбайли 1 (личный вес)
11. Ледобур-сверло 1 0.22
12. Кошка запасная 1 0.45
13. Тормоз запасной 1 0.06

Комментарии. С 1989г. в группах под руководством Лебедева установился стандартный способ и стандартные технические средства спуска. Возможно, что они не вполне современны, но зато действуют безотказно. Способ прост - спуск последнего по сдвоенной веревке с ее последующим продергиванием через оставленную на склоне петлю. Средство закрепления петли зависит от типа склона. На льду петля крепится через высверленную специальным ледобуром проушину (диаметр ледобура 30мм, длина 300мм). На скалах петля связана с базой из нескольких крючьев (2-3), которые вбиваются в трещины разных блоков. На снегу используется "парашют", который представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона (типа тормозного парашюта), по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расхожей веревки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Два других угла треугольника выступают наружу. Три веревки, прикрепленные к углам треугольника, связываются в одной точке, за которой вяжется петля для основной веревки или карабина. При этом нижнюю веревку необходимо под наклоном вкопать в снег. Такой парашют весит не более 60-ти грамм. Парашют можно использовать и для страховки. По словам московского туриста Василия Осокина, парашюты отлично выдерживают срывы, будучи вкопанными, даже, в рыхлом подмосковном снегу. Описанное средство было изобретено в 1989 г. для спуска с зафирнованных ледосбросов Адишского ледопада и с тех пор ежегодно используется в горных походах.

Обычно мы берем столько лопат, сколько в группе палаток. Тогда обустройство лагеря на снегу производится без задержек. Кроме того, лопата является превосходным средством для закрепления на снегу перильной веревки, поэтому желательно распределить лопаты по разным связкам. Наконец, лопата незаменима при подъеме на карнизы и на высокие снежные сбросы в бергшрундах. Исходя из опыта экспедиций Бонингтона, а также Московской федерации альпинизма и скалолазания, мы взяли с собою лопаты, удобные для рытья снежных пещер. Нам повезло с выбором мест высотных ночевок. Практически все они пришлись на защищенные от ветра мульды и разломы.

Личное специальное снаряжение

6. Веревка 6 мм. 4.5 м.
7. Тормозное устройство 1
8. Ледобуры 3
9. Поясная сумка 1 2500 (2-9 в сумме)
10. Кошки 1 пара 800
11. Каска 1 400
12. Рукавицы для веревки 1 пара

Общественное неспециальное снаряжение

Ограничимся кратким комментарием. В каждой из двух палаток (3+2чел.) использовались коллективные спальные мешки. В группе имелись: автоклав, кастрюля для чая, 2 примуса Шмель-2 (плюс 1 примус в заброске).

Личное неспециальное снаряжение

Набор теплых вещей был рассчитан на утреннее дежурство в 20-ти градусный мороз, например: шерстяной лыжный костюм (0.8кг), синтепоновые штаны (0.7кг), поларовый костюм (0.9кг), пуховая куртка (1.4кг.), шерстяная лыжная шапочка (0.15кг), поларовые или шерстяные перчатки (0.08кг).

№ Наименование Количество Вес [г]

37. Сигареты
38. Паспорт и деньги 20

СМЕТА ПОХОДА

Приведем затраты в долларах [$] на одного участника экспедиции без учёта затрат на питание в походе и на медикаменты.

Виза 50
Прочие расходы 36
Всего 1520

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. К.И. Богданович, Геологические изыскания в Восточном Туркестане, Труды Тибетской экспедиции 1889-1890, часть II, С-Петербург, 1892.
2. C.P. Scrine, The Alps of Qungur, Geographical Journal, v.66 (5), 1925.
3. Д.М. Затуловский, Музтаг Ата остался непокоренным, "Побежденные вершины 1952", ГИГЛ, Москва, 1952
4. Е.А. Белецкий, В горах западного Китая, Известия ВГО №1, 1958.
5. Е.А. Белецкий, К.К. Кузьмин, В горах Кашгара, "Побежденные вершины 1954-1957", ГИГЛ, Москва, 1959.
6. C. Bonington, Kongur: China's elusive summit, Hodder and Stoughton, London, 1982.
7. G. Rowell, Mountains of the Middle Kingdom, Sierra Club books, San Francisco, 1983.
8. D. Waugh, Exploring the "Kongur alps", Unknown side of Muztagh Ata, Himalayan Journal, V.54, 1998.